Государственная финансовая политика

2. Финансовая политика государства и ее содержание

Финансовая политика – это система государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций

По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики со­стоит в том, что она «…должна быть направлена на всемерное содействие эко­номическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая полити­ка может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов»1.

Итак, государственную финансовую политику мы будем рассматривать как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалан­сированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать созда­ние финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями фи­нансовой политики предприятия могут быть: (а) выживание предприятия в ус­ловиях конкурентной борьбы; (б) избежание банкротства и крупных финансо­вых неудач; (в) лидерство в борьбе с конкурентами; (г) максимизация рыноч­ной стоимости предприятия; (д) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия; (е) рост объемов производства и реализации; (ж) максимизация прибыли; (з) минимизация расходов; (и) обеспечение рента­бельной деятельности и т. д. .

Приоритетность той или иной цели финансовой политики предприятия пре­допределяется прежде всего целями ведения бизнеса. Для достижения постав­ленной цели используется соответствующий финансовый механизм.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей консти­туционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, ко­торый в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

Содержание финансовой политики включает:

  1. Разработку общей концепции финансовой политики, ее основных целей и направлений;

  2. Создание соответствующего финансового механизма для реализации этой концепции;

  3. Управление финансовой деятельностью государства и других экономических субъектов.

Важной составной частью финансовой политики является финансовый механизм. Он бывает двух типов:

— директивный финансовый механизм, разрабатывается для тех финансовых отношений, в которых участвует государство (государственные расходы, налоги, государственный кредит, бюджетное планирование).

-регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения экономических субъектов в тех сферах финансовых отношений, которые не затрагивают непосредственно интересы государства. (например, внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях).

Задачи финансовой политики:

  1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.

  2. Установление рациональной системы распределения и использования финансовых ресурсов (рациональное с точки зрения государства)

  3. Регулирование и стимулирование экономического развития финансовыми методами

  4. Разработка финансового механизма и его развитие с учетом изменяющейся ситуации

  5. Создание эффективно действующей системы управления финансами

Типы финансовой политики

В зависимости от уровня развития страны, фазы экономического цикла, политической ситуации, национальных и культурных особенностей осуществляются различные типы финансовой политики.

1. Классическая финансовая политика

Теоретически был основан еще в XVIII в. А. Смитом и Д. Риккардо («невидимая рука», саморегуляция рынка, государство не вмешивается) Главный принцип этой политики – минимальное вмешательство государства в экономику; простота налогов, простая система управления финансами

В XX в. Этот тип применялся мало, в весьма измененных формах

2 . Регулируемая финансовая политика

Внутри этого типа различают 2 разновидности

А) кейнсианская финансовая политика

Основой принцип – активное вмешательство государства в экономику, особенно в периоды кризисов, с целью обеспечения стабильного развития и максимальной занятости населения , основной инструмент – государственные расходы

Б) неконсервативная финансовая политика

Это ограниченное вмешательство государства в экономику, включает многоцелевое государственное регулирование.

  1. . Планово – директивная финансовая политика

Это максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства и полное государственное управление всей экономикой.

Финансовая политика включает в себя: бюджетную, налоговую, де­нежную, кредитную, ценовую и таможенную политику. В свою оче­редь, финансовая политика государства является лишь средствомосуществления его экономической и социальной политики, т.е. вы­полняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направ­ления государственной политики — национальное, геополитическое, военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентра­цию денежных ресурсов в руках государства при постоянном суже­нии базы формирования доходной части бюджета.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой го­сударства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства вы­ступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная по­литика.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного уст­ройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственнобюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в рас­пределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и спосо­бах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государ­ственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-эко­номическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризу­ются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также ха­рактером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и под­ходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия вве­дения определенных налогов, систем налогообложения.

К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада от­носят: (1) горизонтальное и вертикальное равенство; (2) нейтральность нало­гов; (3) удобство взимания налогов для правительства; (4) минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога; (5) трудность уклоне­ния от уплаты налога.

Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Верти­кальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

Кроме того, мировой практикой доказано, что:

►налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, кросту недоимок и штрафов;

►основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество);

►превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличе­нию налогового бремени основной массы населения с низким уровнем до ходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребле­ния при разных уровнях доходов;

  • косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.;

  • высокие налоги приводят к утечке капитала;

  • в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя нало­говой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестицион­ного потенциала.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор эко­номики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализует­ся на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в созда­нии условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансо­вые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охва­тывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи от­дельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой по­литики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и ус­луг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны.Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распредели­тельные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Тамо­женная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей

Регулирующая финансовая политика

Классическая финансовая политика.

До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран мира был классический вариант. Финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо.

Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Следствием этого было:

— ограничение государственных расходов и налогов;

— обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета.

Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.

Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления — Министерстве финансов (казначействе).

Бурное развитие производительных сил поставило перед государством в ХIХ в вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств.

В этот период в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу была положена теория английского экономиста Дж. Кейнса.

Основное направление политики — необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Финансовая политика, наряду с ее традиционными задачами, стала преследовать цель — использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение НД и способствуют ликвидации безработицы путем создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально меняется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог с использованием прогрессивных ставок.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов.

Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления (Министерства финансов) возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступления налогов, управлением государственным долгом.

В 70-х годах ХХ столетия в основу финансовой политики была положена неконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики ограничивала вмешательство государства в экономику.

Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальную сферу, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам.

В целом регулирующая финансовая политика показала свою эффективность в западных странах. Она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, эффективную систему финансирования социальной сферы.

Планово-директивная финансовая политика.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, система управления позволяет, осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Цель финансовой политики обеспечить максимальную концентрацию финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно целям финансовой политики строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производилось изъятие всех неиспользуемых ресурсов. Изъятие средств осуществлялось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода, при этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т.к. государство полностью регулировало весь финансовый механизм предприятий.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения в сберкассах также направлялись в бюджет в виде специального без облигационного займа.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала доходы, удельный вес которых в бюджете не превышает 10-15 % от общей суммы доходов. В связи с этим уровнем доходов местный бюджет полностью зависел от объема средств, выделяемых из вышестоящих бюджетов.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты без их увязки с возможным получаемым эффектом.

В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства «долгостроя», военных расходов и т.п.

В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на жизненном уровне населения.

Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Положительный эффект:

Планово-директивная финансовая политика показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Великой Отечественной Войны, восстановление народного хозяйства).

Регулирующая финансовая политика.

Обострение всего комплекса экономических, политических и социальных проблем в конце 20-х годов 20-го века в большинстве государств потребовало перехода к новому типу финансовой политики – регулирующей.

В основе регулирующей финансовой политики вначале была положена теория Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.

Система налогов в регулирующей финансовой политике кардинально изменяется. Главным механизмом становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки.

Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на ее основе проводится политики дефицитного финансирования. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов и т.п.

В целом регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве западных стран.

В 70-е годы в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта политика ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область.

Регулирование экономики становиться многоцелевым. Кроме регулирования экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Регулирующая финансовая политика этого периода исходит из необходимости:

  • сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему;

  • снижение бюджетного дефицита;

  • стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования;

  • сокращение и уменьшение степени прогрессивности налогообложения.

Планово-директивная финансовая политика.

Планово-директивная финансовая политика – применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.

Государство, как собственник средств производства, осуществляет прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Целью такой финансовой политики являлось – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства. Для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Задача финансового механизма– создать инструменты для изъятия всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двух канального изъятия чистого дохода.

  1. Вначале, чистый доход изымался в бюджет при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая отрасль).

  2. Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий.

При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи:

  • подоходного дохода населения;

  • системы фактически принудительных государственных займов;

  • системы сберегательных касс, с помощью которых свободные средства населения также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государственного плана.

Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов.

Планово-директивная финансовая политика проводилась во всех бывших социалистических странах. Данная политика является:

  • весьма эффективной в условиях, когда требуется максимальная концентрация финансовых ре6сурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (война, восстановление хозяйства и т.п.);

  • не эффективной в условиях нормального функционирования экономики (с отрицательными последствиями — снижение эффективности производства, замедление развитие социальной сферы, резкое ухудшение финансового положения государства).

Финансовая политика государства, ее цели, задачи, значение. Основные направления финансовой политика Российской Федерации.

Финансовая политика представляет собой более узкое ответвление экономической политики, ее частный случай.

Определение из учебника А. Грязновой «Финансы»: Финансовая политика — это совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Цель и задачи финансовой политики из учебника Е. Мягковой «Финансы и кредит»

«Главная цель государственной финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования для социально-экономического развития общества.

Задачи финансовой политики направлены:

1. на обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3. организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработку финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Разные источники по-разному определяют составные элементы финансовой политики, но в целом сходятся на следующих пунктах:

1. Денежно-кредитная политика

2. Бюджетная политика

3. Налоговая политика

4. Таможенная политика

Так же в некоторых материалах указывают некоторые из перечисленных ниже составляющих финансовой политики:

5. Ценовая политика (регулирование цен на монопольные товары и услуги, например, недра, водные ресурсы, нефте- и газопроводы)

6. Политика в области регулирования рынка ценных бумаг

7. инвестицонная политика

8. политика в области международных финансов

9. социальную политику

Выделяют три основных типа финансовой политики:

1. классическая (Смит и Рикардо);

2. регулирующая (Кейнс и его последователи);

3. планово-директивная.

Учебник Грязновой:

«Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:

· по территориальному критерию выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования;

· по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы. Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адресных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом;

· в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.»

Основные направления финансовой политика Российской Федерации.

Основной документ, в котором отражены направления финансовой политики – Бюджетное послание президента РФ. Здесь можно процитировать БК – «Статья 170. Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год.»

Данная статья посвящена Бюджетному посланию Президента РФ, в котором он определяет бюджетную политику РФ на очередной финансовый год, делает заключение об итогах бюджетной политики за прошедший период, устанавливает основные задачи бюджетной политики на будущий период, а также приоритеты в области межбюджетных отношений, управления государственным долгом, в сфере совершенствования казначейских технологий и управления государственными финансами.

Также данная статья устанавливает срок направления бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Послание должно поступить в Федеральное Собрание РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Документы, которые так или иначе отражают направления финансовой поитики:

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики

ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – окончательный вариант основных направлений.

2. Основные направления налоговой политики РФ.

Основные цели финансовой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015: (цитата из Бюджетного послания Президента, оно, кстати, всего на 8 страниц – прочтите, думаю это пригодится на госах):

1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики.

2. Переход к программоному бюджету + к системе «Электронный бюджет».

«Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.»

3. Особое внимание должно быть уделено продуманности и обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства.

Для этого необходима разработка бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, определяющей основные черты бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики. При этом на период до 2020 года в бюджетной стратегии должны быть определены предельные размеры бюджетных ассигнований по государственным программам (ключевым направлениям расходов).

4. «Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. Прежде всего это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура.» – а вот и пример социальной политики как одного из составляющих жлементов финансовой политики.

5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетнойустойчивости.

6. Необходимо определиться с параметрами дальнейшего развития пенсионной системы, которые должны обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения. – еще раз пример соц. Политики

7. Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.

Ключевой задачей является расширение самостоятельности и ответственности регионов. Вместо практики делегирования субъектам Российской Федерации исполнения федеральных полномочий следует осуществлять передачу полномочий субъектам Российской Федерации на постоянной основе, обязательно предусмотрев и передачу субъектам Российской Федерации постоянных источников доходов в экономически обоснованном объеме.

9. Важными задачами Правительства Российской Федерации являются обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.

Лекция Финансовая политика

Тема. Финансовая политика РФ.

  1. Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования

  2. Финансовый механизм

  3. Характеристика основных направлений финансовой политики

1. Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования

Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве — это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования важное значение имеют: ♦ финансовое регулирование и стимулирование производства; ♦ финансирование научно-технического прогресса; ♦ страховая защита общественного производства. Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

Содержание финансовой политики включает:

  • определение основных направлений, целей и задач финансовой политики.

  • формирование финансового механизма.

  • управление финансовой деятельностью.

Главными задачами финансовой политики являются:

  1. обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществленных государством;

  2. установление рационального распределения и использование ресурсов;

  3. достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

  4. создание благоприятных условий для функционирования хозяйствующих субъектов;

  5. формирования уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

В РФ приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в своих посланиях определяет основные направления экономики на планируемый год и перспективу. (3 года)

Правительство РФ действует в рамках этого послания и вырабатывает основные направления развития экономики и обеспечение социальной стабильности. Им разрабатывается необходимые законодательные акты для реализации финансовой политики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использование финансов.

Одновременно государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования, финансовых отношений. При выработке финансовой политики учитывают особенности исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внешней и внутренней обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Цели финансовой политики:

  1. Фискальная политика – связанна со сбалансированием доходов и расходов государства. (Кривая Лаффера)

Доход

мах

ОТП Налоговая нагрузка

  1. Регулирование налоговых процессов – проводится с помощью экономических инструментов. Регулирование может осуществляться стихийно или сознательно. В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики. В качестве инструментов регулирования выступают налоги, государственный кредит, бюджетное ассигнование и т.д.

Виды финансовой политики:

  • Политика экономического роста. Представляет собой систему финансовых мер, направленных на увеличение ВНП и повышения уровня занятости. Эта политика включает рост государственных расходов, и снижение налоговой бремени. Эта политика применяется в период экономического кризиса. В долгосрочном аспекте данная политика может привести к росту инфляции. (Доход снижается и Расходы повышаются).

  • Политика стабилизации. Характеризуется ограничением государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования, сбалансированного бюджета. (Расход = Доходу).

  • Политика ограничения деловой политики. Направлена на уменьшение реального объема ВНП. Она связана с уменьшением государственных расходов и увеличение налогового бремени. Эта политика применяется тогда, когда произошел кризис (Расходы уменьшаются и Доходы увеличиваются).

2. Финансовый механизм.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

Финансовый механизм – это система, установленная государством: форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм это наиболее динамичная часть финансовой политики, его изменения происходят в связи с решением тактических задач государства.

Финансовый механизм подразделяется на:

  1. Директивный (прямое воздействие) – разрабатывается для отношений, в которых непосредственно участвует государство.

  2. Регулирующий (косвенное воздействие) – связан с финансовыми отношениями предприятий.

Система инструментов финансовой политики:

  • Правовые – нормативно-правовые акты, принятие государственных программ, заключение международных соглашений.

  • Административные – порядок регистрации, получение лицензии, квотирование, применение государственных санкций, ведение административных мер, управление государственной собственностью.

  • Экономические инструменты:

I.гр. Активно-структурные – это государственная поддержка, инвестиционные скидки, использование на льготных условиях недвижимости, государственные инвестиции, государственные закупки.

II.гр. Фискально-структурные – это специальные налоговые режимы, налоговые льготы, бюджетное ассигнование, амортизационную политику.

III.гр. Монетарные – связанно с регулированием денежной массы, процентных ставок, операции на рынке ценных бумаг и с иностранной валютой.

IV.гр. Инструменты антимонопольной политики, земельное регулирование.

  1. Характеристика основных направлений финансовой политики

Финансовая политика включает восемь основных направлений:

  1. Налоговая политика должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения государством своих функций и обязательств.

  2. Бюджетная политика предусматривает:

  • определение доли ВВП, мобилизуемого в бюджет;

  • установление оптимальных взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти;

  • оптимизация расходов бюджета;

  • распределение расходов бюджета между бюджетами разных уровней;

  • управление государственным долгом;

  • определение источников финансирования дефицита бюджета.

  • Денежно-кредитная политика имеет следующие элементы:

    • эмиссионная политика;

    • политика стабилизации национальной валюты;

    • кредитная политика.

    Денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком РФ.

    1. Ценовая политика – регулирование цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Ценовая политика преследует следующие цели:

    • регулирование цен на все товары и услуги внутри страны;

    • компенсация низких внутренних цен за счет высоких внешних:

    • субсидирование цен с целью их снижения и завоевания новых рынков сбыта (в т.ч. внешних).

  • Таможенная политика – это часть ценовой политики, т.к. таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

  • Социальная политика включает:

    • разработку механизма защиты наименее обеспеченных слоев населения;

    • реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;

    • регулирование вынужденной миграции.

  • Инвестиционная политика предполагает:

    • создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений накопления;

    • развитие ипотечного кредитования;

    • привлечение прямых иностранных инвестиций и т.д.

  • Политика в области международных финансов:

    • интеграция России в мировую финансовую систему;

    • признание России страной с рыночной экономикой;

    • вступление в международные организации (в т.ч. во Всемирную торговую организацию);

    • урегулирование внешней задолженности;

    • повышение устойчивости курса рубля.

  • Типы финансовой политики. Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.  

    До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723—1790) и Д. Рикардо (1772—1823) и их последователей. Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.  
    Назовите типы финансовой политики.  
    Типы финансовой политики  
    Финансовая политика государства постоянно изменяется. Ее изменения связаны в основном с изменением ситуации на рынках и международной обстановки. В истории сложились несколько типов финансовой политики. Использование того или иного ее типа зависит от особенностей текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересов правящих партий и социальных групп. В целом принято выделять следующие типы финансовой политики.  
    Социально-экономическая сущность финансов и их роль в общественном воспроизводстве. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения. Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства. Распределительная и контрольная функции финансов. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов. Теории финансов. Финансовая политика, ее типы и инструменты (налоги, санкции и др.). Финансовый механизм. Финансовый рынок. Рынок ценных бумаг. Фондовые биржи.  
    Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа  
    Факт соответствия МСФО должен быть отражен в финансовой отчетности. Обычно необходимая запись помещается в начале описания учетной политики, принятой компанией для подготовки отчетности. При этом недопустимыми считаются заявления типа Финансовая отчетность основывается на МСФО / или отвечает существенным требованиям МСФО / или соответствует учетным требованиям МСФО . Они вводят пользователей финансовой отчетности в заблуждение, поскольку не позволяют понять, в какой степени отчитывающаяся компания применила международные стандарты. Заявления такого рода нарушают требования надежности и понятности отчетности.  
    Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. В процессе выработки финансовой политики определяются принт типы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи.  
    Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принт типы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.  
    Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования, экономическая и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др. На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может выглядеть и как инфляция издержек.  
    Размер кредита, естественно, определяется прежде всего типом кредитной политики предприятия с учетом его финансового состояния и видами продаваемой продукции.  
    Принимая во внимание всю совокупность ограничений инвестиционного, финансового, организационно-управленческого и правового характера, влияющих на принятие дивидендных решений, предприятия вырабатывают определенный тип дивидендной политики. Агрессивный-тип дивидендной политики характеризуется направленностью на постоянный рост выплаты дивидендов вне зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также высоким риском банкротства. Умеренный тип дивидендной политики заключается в достижении компромисса между интересами акционеров в осуществлении текущих дивидендных выплат и дальнейшим развитием предприятия. Признаком консервативной дивидендной политики является ее нацеленность на высокие темпы роста стоимости чистых активов предприятия, приоритетное направление прибыли на производственное развитие, а не на текущие дивидендные выплаты.  
    Таким образом, выбор целей финансового инвестирования предопределяет направленность финансовой политики, что проявляется в формировании финансовых портфелей различных типов. В экономической литературе выделяются типы финансовых портфелей в зависимости от цели формирования дохода от финансовых инвестиций и отношения инвестора к финансовым рискам. В зависимости от цели формирования дохода от финансовых инвестиций можно выделить такие типы финансовых портфелей, как портфель дохода и портфель роста. По отношению к финансовым рискам выделяют спекулятивный (агрессивный, высокорисковый) порт-  
    В литературе по финансовому менеджменту и фундаментальному анализу качества ценных бумаг принята классификация отраслей экономики на три основных типа устойчивые, циклические и растущие. Совмещение этой классификации с только что сделанными нами выводами может дать финансисту серьезную пищу для размышлений о выборе сферы деятельности предприятия, или, если эта сфера уже определена, о коррекции финансовой политики фирмы. Важна эта классификация и для инвестора,  
    Финансовая (бюджетно-налоговая) политика тесно переплетается с политикой кредитно-денежной и постоянно использует её инструменты при проведении своих мероприятий. Важная особенность финансовой политики заключается в том, что она, как правило, целиком находится в прямом распоряжении и управлении правительства и утверждающих его решения государственных органов, в то время как кредитно-денежными мероприятиями обычно ведают так называемые денежные власти — учреждения типа центрального банка.  
    Обязанности по управлению государственными финансами, в зависимости от типа государства, масштабов и характера экономики, истории и традиций и др. факторов, распределяются и осуществляются по-разному, однако есть некоторые общие и необходимые положения, которые в настоящее время обычно учитываются или соблюдаются всеми развитыми странами. В процессе управления финансами участвуют все ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Разработку общих направлений финансовой политики и проектов бюджетов на каждый финансовый (бюджетный) год производит исполнительная власть (правительство, администрация). Законодательная власть (парламент, конгресс и т. п.) утверждает бюджет со своими поправками или дополнениями, превращая его в закон, обязательный для всех государственных органов. Далее правительство в соответствии с принятым бюджетным законом исполняет бюджет — собирает налоги,  
    По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что перед предприятием стоит проблема выживания. Его финансовая политика решает кратковременные задачи, дающие положительный результаты на коротком промежутке времени (например, изменение кризисного типа финансовой устойчивости на неустойчивое финансовое состояние за счет привлечения краткосрочного кредита) с возможным отрицательным результатом в будущем, что во многом обусловлено отсутствием финансовой стратегии предприятия — комплексной программы действий, главной целью которой является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными денежными ресурсами. Форма финансовой стратегии может быть произвольной. Она может быть зафиксирована, например, в бизнес-плане предприятия.  
    Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.  
    Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.  
    Выбор типа дивидендной политики осуществляется в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества с учетом оценки отдельных факторов.  
    На построение финансовой политики государства оказывает влияние и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой экономики, при использовании административно-командной системы управления финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйствен-  
    Концепция благоприятного экономического климата (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но безусловно содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как наступательную . Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения. Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства принятия более конкретных мероприятий.  
    Характер экономических связей между странами, входящими в мировую систему капитализма, определяет и внешнеторговую политику капиталистических государств. В каждый исторический период она имеет свои особенности. Еще в эпоху домонополистического капитализма сложились два основных типа внешнеторговой политики политика покровительства развитию отечественной промышленности— протекционизм и политика свободной торговли — фритредерство. В период империализма политика свободной торговли уступает место империалистическому протекционизму, т. е. такой торговой политике магнатов финансового капитала, которая ставит своей задачей монополизацию внутреннего рынка и захват внешних рынков с целью извлечения монопольно-высоких прибылей под покровительством буржуазного государства.  
    Переход к интенсивному типу развития социалистического производства и экономическим методам управления существенно меняет требования к финансовой политике, по-новому ставит вопрос о роли государственного бюджета.  
    При специализации на видах деятельности консультанты могут представляться как специалисты по финансовой политике, маркетингу, рекламе, продажам, управлению, бизнесу, работе с персоналом и т.п. Консультанты такого типа могут предложить анализ сложившейся практики работы в «своей» области, дать рекомендации по совершенствованию этой работы, предложить некие способы решения проблем в своей зоне компетентности.  
    Налогообложение и фирма. Типы налогов и их взаимодействие, финансовая политика фирмы.  
    Познакомившись с важнейшими финансовыми учреждениями и их макроэкономической ролью, мы можем перейти к построению модели финансовых рынков. Цель построения такой модели — объяснение роли финансовых рынков в регулировании движения средств, направляемых на сбережения и инвестиции, и анализ влияния различных типов государственной политики на процессы сбережения и инвестирования.  
    И, наконец, произошло изменение роли отдельных старых , традиционных отраслей экономики, которое сопрягалось с возникновением совершенно новых и врастанием в рыночную среду частной и акционерной форм собственности. Возникли новые институты, такие, как малое предпринимательство, иностранный и совместный бизнес, корпоративные объединения типа финансово-промышленных групп и др. В изменившихся условиях должно осуществляться разумное взаимодействие государства и предпринимателей. В сфере пересечения целей и интересов государства и предпринимателей может осуществляться эффективная государственная политика, включая разработку стратегии и тактики государства по отношению к предпринимательству в целом и к его отдельным сегментам, в частности. Так, например, в последние десятилетия малые предприятия стали привлекать к себе все более пристальное внимание исследователей и политиков в разных странах мира . Широкое признание получает способность малых предприятий вносить существенный вклад в решение многих проблем экономического развития. Во многих странах мира проводятся исследования по различным аспектам деятельности малых предприятий, но до сих пор отсутствует единый подход даже к определению малого предприятия.  
    Децентрализованные типы организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. И наконец, полномочия в сфере расходов адекватны полномочиям в сфере доходов. При этой организации проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.  
    Дайте определения следующим ключевым понятиям федеративные принципы построения бюджетной системы, политический принцип федерализма, экономический принцип федерализма, бюджетная самостоятельность регионов, межбюджетные отношения, бюджетное выравнивание, бюджетный федерализм, централизованный, децентрализованный, комбинированный Тип бюджетного устройства, вертикальное бюджетное выравнивание, горизонтальное бюджетное выравнивание, модель бюджетного федерализма, межбюджетные трансферты, бюджетное регулирование, доходный потенциал бюджета, бюджетная политика, сбалансированность бюджетов, безусловные трансферты, обусловленные трансферты, Федеральный Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, дотационный регион.  
    Принципам и технике управления финансами в крупном акционерном обществе как специфической и приоритетной форме организации бизнеса в рыночной экономике и будет уделено основное внимание в этой главе. Иными словами, если не делается оговорки, то подразумевается, что речь идет об акционерных обществах, причем чаще всего открытого типа. Именно этим компаниям характерен наиболее широкий спектр функций и методов управления финансами, для них могут быть разработаны некоторые унифицированные подходы к принятию решений финансового характера. Многие из рассмотренных методик носят стандартизованный характер, хотя бы с позиции,логики их осуществления, и потому применимы к любым предприятиям. В то же время отдельные решения, например, в области дивидендной политики и привлечения капитала путем эмиссии долговых ценных бумаг, с очевидностью ориентированы на акционерные общества.  
    На предприятиях акционерного типа начало бухгалтерского года связано с подготовкой к проведению собрания акционеров, в отчете перед которыми следует отметить, что в плане повышения эффективности деятельности организации разработан серьезный подход к совершенствованию ее учетной политики. При этом основой такого рода отчета должна стать трансформированная пояснительная записка к балансу, с добавлением в нее элементов новой учетной политики, представляющая картину дальнейших перспектив финансового состояния фирмы.  
    Изменился тип публичной политики, которая требует большей степени открытости, чем это было раньше. Приведем два примера из августа 1998 г. в России. Б. Ельцин в своем телеинтервью (программа «Время», 1998, 14 авг.) заявляет, что он не будет прерывать отпуск, чтобы не создавать ощущение того, что финансовый кризис имеет место «Все идет как надо. Президент отдыхает». Кстати, симптоматична смена названий программы правительства у С. Кириенко она называется «антикризиеной», в устах Б. Ельцина — «стабилизационной». Эти изменения также лежат в сфере новой для нас зависимости властей от общественного мнения. Второй пример — это внимание к В. Жириновскому налоговой службы, которая заявляет, что делает это сознательно. Хоть В. Жириновского как депутата Госдумы нельзя привлечь к уголовной ответственности, но он поднимет такой шум, что все вокруг увидят, как важно платить налоги.  
    Второй тип скидки — «скидка при сделке за наличные» (скидка «сконто») и «скидка при оплате в срок». Они обеспечиваются уменьшением прейскурантных цен товаров или услуг в обмен на прямую оплату наличными, либо на оплату счета в срок. В этом случае покупки или доходы от продажи будут записываться по их «полной» стоимости, указанной в счете-фактуре, а окончательно оговоренная сумма будет зависеть от финансовой политики покупателя, а не от торговой политики поставщика. Таким образом, если Метью купил некоторые материалы по указанной в счете цене 25000 фунтов, и ему была предложена скидка в 100 фунтов при оплате счета в течение 30 дней, у него появляется возможность выбора оптимального использования чистой суммы в 24000 фунтов, требуемой поставщиком, в течение данного периода.  
    Таким образом, данные, позволяющие пользователям прогнозировать предполагаемое распределение денежных потоков, являются ключевыми. Однако решение о структуре выплат фирмы в каждом конкретном периоде должно учитывать совокупность многих факторов. В частности, соотношение долей денежных средств, направляемых акционерам и кредиторам, будет определяться финансовой политикой фирмы, конкретизированной, возможно, плановым показателем отношения привлеченного капитала к собственному (debt-to-equity). В целом распределение денежного прироста отражает способность фирмы генерировать денежные средства. Инвесторы и кредиторы смогут прогнозировать уровень дивидендов, но для этого они должны располагать данными о денежных потоках следующих типов  
    Среди недостатков комиссия отметила следующие ) исходная простая модель не принимает во внимание возможность убытков в процессе инвестирования, а также не рассматривает проблему невозможности воспользоваться разрешенными вычетами из-за недостаточности налоговой базы 2) вычисленные налоговые нагрузки зависят от сделанных предположений о значениях экономических параметров, таких как уровень инфляции, рыночная ставка процента, структура и веса активов в инвестициях, значимость различных типов финансирования 3) не принимаются во внимание риск и неопределенность в процессе инвестирования 4) веса различных типов финансирования полагаются экзогенными факторами и в рамках модели не выводится оптимальная финансовая политика для компании 5) в модели Кинга-Фуллертона предполагается, что на решение об инвестировании воздействует в основном налогообложение капитала, а бремя других налогов несут другие экономические агенты 6) правила налогообложения предполагаются неизменными в течение инвестиционного проекта, также как и темпы инфляции, нормы экономического износа активов.  
    Логовинский Е.1 в своей классификации типов финансовых скандалов отмечает, что к первому типу относятся глобальные финансовые скандалы, связанные с политическими событиями и затрагивающие широкие массы населения…..К скандалам второго типа относятся те, которые вызваны крушением пирамидальных схем. Такие скандалы чаще всего происходят в странах с неразвитой экономикой . В том числе, это говорит о слабой развитости фондового рынка и, соответственно, неразвитых схемах мошеннических действий и самое главное об их эффективной реализации. Люди идут и попадают в эти схемы, хотя и предполагают об итогах исхода. Скандалы третьего типа , связаны с мошенничеством руководства организаций и отдельных сотрудников компаний, а четвертого типа с рискованной инвестиционной политикой организаций, плохим менеджментом или неблагоприятным развитием событий.  
    К российским олигархам на Западе отношение пренебрежительное. Здесь считают, что их капиталы (миллиарды) нажиты нечестным путем. Западные средства массовой информации многократно писали о том, что Б. Березовский сделал свое первоначальное накопление на махинациях с продажей автомобилей ВАЗа, получив поддержку со стороны руководства предприятия. Ему удалось наложить руку на финансы Аэрофлота . Минуя Москву, деньги от продажи билетов и за другие услуги из зарубежных представительств компании переводились на счета фирм магната в швейцарские банки. За Березовским утвердилось прозвище кремлевского крестного отца . Первым так его назвал влиятельный американский журнал Форбс (последний сравнивает его с Распутиным). В 90-е годы этот бизнесмен делает большие деньги на автомобильном бизнесе, а затем распространяет свою империю на нефть, банки, газеты, телевидение, транспорт ,— пишет влиятельная французская газета Фигаро экономи . Западные политики, эксперты, журналисты поражаются самонадеянности Березовского. В беседах с ними он без зазрения совести утверждает, что он, олигарх, спасет Россию . БАБ является королем олигархов, серым кардиналом, который хвастается тем, что «назначает и смещает правительство России ,— писала самая распространенная в Италии газета Коррьере делла сера . На Западе не причисляют к финансовым гениям (типа Дж. Сороса) тех, кто наживает деньги путем махинаций при попустительстве, а то и прямой поддержке властей (имеется сотни и тысячи фактов). Когда деньги сами плывут к тебе в руки, большого ума не нужно. Здесь можно вспомнить римского императора Тита Флавия Весписиана .  
    На первом этапе (1971—1974 гг.) предусматривались сужение пределов (до + 1,2%, а затем до 0) колебаний валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики на основе ее гармонизации и координации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. На втором этапе (1975—1976 гг.) намечалось завершение этих мероприятий. На третьем этапе (1977—1979 гг.) предполагалось передать наднациональным органам Общего рынка некоторые полномочия, принадлежавшие национальным правительствам, создать европейскую валюту в целях выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировались создание единой бюджетной системы, гармонизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-фи-нансовых проблем и объединить центральные банки ЕС по типу ФРС США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.  
    Те ис об ограниченности ресурсов как одной из причин составления планов не следует понимать буквально. Безусловно, в физическом плане практически все ресурсы ограничены однако в рыночной экономике наличие ресурсэв и их доступность для пользователей регулируются с помощью ценовой политики на основе известной модели спрос-предложение . Поскольку бестлатных ресурсов практически не бывает, привлечение очередного дополнительного объема ресурсов чаще всего связано с необходимостью дополнительных финансовых расходов, которые в любом предприятии не безграничны. В данном случае речь идет о двух типах аналитических оценок в процессе планирования (а) каков объем дополнительных ресурсов может быть вовлечен в оборот и (б) какую структуру привлекаемых ресурсов вьбрать (например, купить ли станок или нанять бригаду малоквалифицированных работников).  

    ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

    ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

    СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

    СНО подчиняется президенту, включает федеральную налоговую службу, государственной налоговой инспекции в регионах и органы местного самоуправления.

    Налоговая инспекция – это органы оперативного финансового контроля, т.к. именно они осуществляют непосредственный финансовый контроль и ведут учет налогоплательщиков.

    Налоговые органы в соответствии с законодательством имеют права проверять любые денежные документы, отчеты, декларации, связанные с отчислениями и уплатами налогов и платежей в бюджет в различных министерствах и ведомствах на предприятиях разных форм собственности.

    Вся система управления финансами базируется на финансовой политике. Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Главное назначение финансовой политике обеспечить финансовыми ресурсами реализацию государственных программ экономического и социального развития, т.е. выполнение государством своих основных функций. В разработке финансовой политики участвуют законодательные и исполнительные ветви власти (парламент, правительство, министерство финансов).

    Основным направлением финансовой политики на текущий год и на перспективу представляются в ежегодных посланиях президента федеральному собранию, в законах, в прогнозах социально-экономического развития страны в конкретных программах на уровне субъектов федерации финансовая политика ограничивается бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов федерации принимают участие в выработки финансовой политики государства, как члены совета федерации. Хорошо разработанная финансовая политика должна быть направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, т.к. они являются материальной базой любых преобразований.

    Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы интересами правящих партий и социальных групп и господствующих теоретическими концепциями влияющих на экономический и политический курс государства.

    Выделяют 3 основных этапа финансовой политики:

    1) классическая

    2) регулирующая

    3) планово-директивная

    1) КЛАССИЧЕСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА – действовала в большинстве стран до конца XX-го века и была основана на трудах классиков политической экономики (Смит, Риккардо). Основой ее направления – это невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма, как главного регулятора хозяйственных процессов следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Исходя из этих целей финансовой политики строился и финансовый механизм, государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, которые сводились в основном к расходам на военные цели, выплаты % по государственному долгу, его погашению и расходы на управление. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Налоговая система строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточена обычно в одном органе управления в министерстве финансов или казначействе.

    2) РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА – осуществляется с конца ХХ-го века. В его основу положены теория Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика исполняла финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений. В целях обеспечения полной занятости населения, основными инструментами вмешательства в экономику стали государственные расходы, за счет которых формируются дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствует ликвидации безработицы путем финансирования и создания новых рабочих мест. В этих условиях кардинально изменяется система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Он обеспечивает изъятие у экономических субъектов сбережения, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета при высоком уровне расходов. Большое место уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов, рынок ссудных капиталов становится вторым по значению, источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельно-специальных органов, которые занимаются планированием бюджета, контроля за поступлением налогов, управлением государственным долгом. Кейнская регулирующая финансовая политика показала свою эффективность в 30-е – 60-е гг., обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальной сферы. В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Она не отказывалась от регулирования экономики как ее цели, но ограничивала вмешательство государства делала регулирование многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов, умножение степени прогрессивности обложения. Дифференциация разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые инструменты финансового механизма применяются в разных условиях в разных странах.

    3) ПЛАНОВО-ДИРЕКТИВНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА – применялась в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой, основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система позволяла осуществить прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни. Цель финансовой политики – это обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последовательного перераспределения в соответствии с основными нормами государственного плана. Основной задачей финансового механизма, при этом было создание инструментов для изъятия финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти. Но значительные ресурсы использовались не производительно, (на финансирование оборонных отраслей, военные расходы, долгострой) покрытие расходов на социальные нужды осуществлялась остаточным методом, что сказывалось на развитие отраслей социальной сферы. Управление финансами осуществлялось из единого центра. Это политика показала свою достойную эффективность в годы, когда требовалась максимальная концепция финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. Но исполнение такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к «-» последствиям, снижению эффективности правительства, замедлению развития социальной сферы, резкому ухудшению финансовых положений государства.

    Вам также может понравиться

    Об авторе admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *