Гарантии законности

Законность: понятие, принципы, гарантии.

Законность – это основная категория юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон будет действенным лишь тогда, когда он выполняется, влияет на общественные отношения, поведение и сознание людей, т. е. эффективность права можно охарактеризовать понятием «законность». Законность, таким образом, – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Формирование гражданского общества потребует качественно нового уровня законности. Законность формулирует общий принцип отношения общества к праву в целом.

Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права, а именно гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

Принципы законности – это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.

К принципам законности относят:

1. единство законности;

2. верховенство законности;

3. связь законности с культурой;

4. связь законности с целесообразностью;

5. всеобщность законности;

6. гарантирование прав и свобод личности;

7. неотвратимость наказания за нарушение закона.

Единство законности – это понимание и применение нормативных актов, оно должно быть одинаковым на территории всей страны.

Всеобщность законности обозначает равенство всех перед законом независимо от благосостояния, социального положения, национальности и других признаков. Последовательное претворение в жизнь данного принципа реализует и гарантирует права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

Существует взаимосвязь законности с общей культурой населения страны. От культурного уровня общества будет зависеть состояние законности. Законность же опирается на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные, культурные законы формируют нормативную базу законности, а правовая культура является условием для создания правовых законов и их качественной реализации.

Связь законности с целесообразностью проявляется в недопустимости отступлений от предписаний законов по соображениям полагаемой целесообразности.

Гарантированность прав и свобод личности проявляется в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

Гарантиями законности являются условия и средства, которые могут создать прочную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.

Правовое регулирование: понятие, предмет и пределы.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие норм права и других специально-юридических средств на общественные отношения в целях их упорядочения.

Правовое регулирование общественных отношений имеет свои пределы. Право регулирует не все общественные отношения. Предметом правового регулирования становятся только наиболее важные из них, те от которых зависит обеспечение и реализация наиболее важных общих интересов всего общества, его основных социальных групп. Правовое регулирование не должно касаться отношений, которые могут быть эффективно урегулированы обычаями, моралью, корпоративными, религиозными нормами. Правовое регулирование этих отношений будет неоправданным, приведет к ущемлению социально необходимой свободы человека, может привести к складыванию жесткого политического режима, который будет тормозить общественное развитие. В то же время, исключение из сферы правового регулирования важных для всего общества отношений может привести к произволу и хаосу, а затем к формированию неоправданно жестких политических режимов.

Предмет правового регулирования – это общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию.

В предмет правового регулирования входят 3 группы общественных отношений.

1. Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений.

2. Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

3. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.

Механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования:

· обеспечение упорядочения общественных отношений, гарантирование справедливого удовлетворения интересов субъектов.

Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Этот формальный признак свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой — все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Механизм правового регулирования — организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

Правовая система и механизм правового регулирования соотносятся как целое (правовая система) и часть (механизм правового регулирования), ибо правовая система — более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией «механизм правового регулирования» и другие категории: «право», «юридическая практика», «господствующая правовая идеология».

Основные элементы механизма правового регулирования:

1. норма права;

2. юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3. правоотношение;

4. акты реализации прав и обязанностей;

5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Виды и способы правового регулирования.

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Централизованное (осуществляется из единого центра в масштабе всей страны);

Децентрализованное (подчинено централизованному, осуществляется участниками правоотношений в качестве дополнения централизованного, его доурегулирования);

Нормативное (деятельность субъектов правотворчества по установлению норм права (общих правил поведения);

Индивидуальное (деятельность участников правоотношений по конкретизации норм права — путем самостоятельного решения юридически значимых вопросов, нормативное регулирование которых законодателем не является исчерпывающим, то есть допускает дополняющее регулирование).

Законность: понятие, содержание, принципы, гарантии

Принцип единства

Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности

В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос — руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д.

Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности

Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры «воздаяния за деяния» (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой. «Мир еще никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить одним наказанием» (К. Маркс).

Принцип верховенства закона

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение — непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.

Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности

Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц — это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

В ст. 18 подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип взаимосвязи законности и культурности

Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм — это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной личности, формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

Презумпция невиновности

Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда. Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве.

Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора

Только при строгой дисциплине и самодисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать внутренне сильное, монолитное государство, которое способно отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.

Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определение понятия законности как социального явления.

Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов, составляющих содержание законности.

К чему это приводит на практике?

Когда надо усилить борьбу с каким-либо нарушением закона, сразу же становится вопрос об изменении действующего закона или о внесении в него дополнений. Закон «совершенствуется», а положение с его соблюдением не изменяется.

Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется только добрым пожеланием и не более того. Поэтому исполнение закона, то есть действие органов исполнительной власти, является непременным условием соблюдения законов.

Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Это также является составным элементом понятия законности.

Наконец, государство устанавливает различного рода ответственность за допущенное нарушение закона в зависимости от степени опасности нарушения. Ответственность может быть уголовной, административной, материальной или дисциплинарной, но она должна неотвратимо наступить. Известно, что безнаказанность ведет к совершению еще более опасных нарушений закона.

Таким образом, содержание понятия законности образуется из следующих элементов:

— законы и подзаконные акты;

— исполнение законов и подзаконных актов, то есть проведение их в жизнь;

— надзор за точным и единообразным исполнением законов;

— ответственность за допущенное нарушение закона.

Поэтому, когда речь идет об укреплении законности, государство, его органы власти и управления должны разработать меры в направлениях совершенствования законодательства, усиления деятельности органов исполнительной власти, активизации прокурорского надзора, усилении ответственности за допущенное нарушение закона. Только комплексный подход к решению этих проблем позволит успешно создать режим законности в государстве.

Право и законность необходимо рассматривать как мощный социальный регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем. Законность в нашем государстве — это организующий и дисциплинирующий фактор, требующий строгого соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого выполнения каждым своих обязанностей, который способствует росту активности граждан и в то же время удерживает их от беззакония и произвола.

Забота государства, его законодательных и исполнительных органов по укреплению законности проявляется в следующем:

-·в совершенствовании действующего законодательства и расширении сферы правового регулирования в соответствии с уровнем развития правового государства.

-·в совершенствовании гарантий законности, как общегосударственных, так и правовых.

-·в принятии мер по совершенствованию деятельности органов суда, прокуратуры, внутренних дел и иных правоохранительных органов.

-·в мобилизации широкой общественности на борьбу с преступностью и иными правонарушениями, на преодоление других негативных явлений.

Все это вместе взятое должно способствовать процессу формирования правового государства, обеспечения верховенства закона. Ни один государственный орган, коллектив или общественная организация, ни одно должностное лицо или гражданин, какое бы положение в обществе они не занимали, не освобождается от обязанности подчиняться закону.

Принятая в республике в 1994 г. Конституция создала необходимую социальную базу для дальнейшего развития и совершенствования права по основным его отраслям, что, несомненно, будет способствовать укреплению законности и правопорядка в стране. Справедливости ради стоит отметить, что не все принятые и принимаемые нормативные акты отвечают требованиям жизни, в некоторых из них есть противоречия с другими, разноречия, разночтения в одних и тех же актах. Отдельные законы принимаются в спешке, без глубокой научной проработки. Однако это не исключает той большой законодательной деятельности, которая проводится.

Перестройка работы судов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, которой сейчас заняты органы законодательной и исполнительной власти, направлена на то, чтобы была надежно обеспечена охрана интересов государства, органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, и, прежде всего, прав и законных интересов граждан. Деятельность этих органов должна быть организована таким образом, чтобы каждое совершенное преступление было раскрыто, чтобы по нему было произведено полное, объективное и всесторонне расследование, чтобы ни одно виновное лицо не избежало законного наказания и, в то же время, чтобы ни одно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и осуждено.

Органам прокуратуры принадлежит важнейшее место в системе государственных органов, призванных поддерживать законность и правопорядок в стране. Между тем на состоянии законности отразились децентрализация прокурорского надзора, оказание на прокуроров влияния местными органами государственной власти и управления, должностных лиц. Многие прокуроры не смогли противостоять этим влияниям и принимали незаконные и необоснованные решения как в сфере общего надзора, так и в уголовном и гражданском судопроизводстве. Снижение профессионализма следователей, прокуроров и судей влечет неэффективность их деятельности, не отвечающей требованиям времени и задачам по построению в РБ правового государства.

Деятельность органов прокуратуры будет по-настоящему эффективной, когда она будет осуществляться в условиях гласности и демократии. Практика показывает, какими крупными издержками оборачивается недооценка глубинных связей законности в сочетании с гласностью и демократией в деятельности правоохранительных органов.

Право 1-60 / 16.Понятие правопорядок и законность

Законность и правопорядок

  1. Понятие и сущность законности

  2. Понятие правового порядка

  3. Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка

Понятие и сущность законности

Законность — понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность — это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности на практике осуществляются, то законность реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, незаьисимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности является принятие ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), про тиворечащего закону. Законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что, несмотря на некоторые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания.

Можно выделить основные свойства законности:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;

  • причинно-следственная зависимость от социальнонравственных и государственных процессов;

  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;

  • объективность как следствие перечисленных выше черт.

Понятие правового порядка

Правопорядок — это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Его можно охарактеризовать как совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении.

Правовой порядок является составной частью общественного порядка страны. Общество представляет собой систему экономических, социальных, политических, профессиональных, семейных, дружеских отношений, которые взаимосвязаны и, постоянно меняясь, взаимодействуют между собой. Под воздействием социальных норм в обществе складывается определенный общественный порядок. Таким образом, общественный порядок — это определенные качества системы общественных отношений, состоящие в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие. Правопорядок — составная часть, определенное качество общественного порядка.

Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Устойчивость, стабильность правопорядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности.

Складывающаяся в ходе реализации права внутренне согласованная система субъективных прав и обязанностей составляет содержание правового порядка.

Для правопорядка характерно совпадение фактического поведения людей их правам и обязанностям. Важнейшей основой правопорядка является наличие его гарантий в виде законности для реального осуществления субъективных прав граждан и обеспечение исполнения правовых обязанностей.

Законность и правопорядок — понятия однопорядковые, но не тождественные. Если законность создает условия, необходимые для эффективного воздействия права на общественные отношения, то правопорядок представляет собой реализацию права в этих условиях.

Правопорядок как функция государства представляет собой деятельность, направленную на охрану установленного законом порядка общественных отношений, т.е. как деятельность по борьбе с правонарушениями и наказанию правонарушителей. Одновременно государство должно обеспечивать оптимальные условия для действий правовых институтов, беспрепятственного осуществления всеми субъектами (гражданами, должностными лицами, учреждениями, предприятиями) их прав и обязанностей.

Функция охраны правопорядка осуществляется всеми органами государства, всем государственным аппаратом. Вместе с тем в целях наиболее успешной реализации указанной функции государство создает в государственном аппарате систему специальных органов — суд, прокуратуру, органы юстиции, нотариат и другие.

Правоохранительные органы не просто охраняют правопорядок, но и поддерживают его, активно воздействуют на совершенствование общественных отношений. Их цель — не ждать правонарушений, а создавать условия, которые исключали бы противоправные действия, стимулировали правомерное поведение.

Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка

Режим законности предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, то есть осуществление принципа равенства перед законом. Естественно, что его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важных социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость.

Режим законности предполагает наличие твердых гарантий выполнения содержащихся в нормах права предписаний. Мало принять тот или иной закон, нужно создать механизм, обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм, порядок обжалования неправомерных действий должностных лиц, защиты прав граждан, Такая модель поведения, описанная в норме, будет восприниматься как закрепление реальных возможностей, обеспеченных государством.

Под гарантиями законности понимают взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. Выделяют следующие виды гарантий; правовые, политические, культурные, экономические. К числу правовых относят следующие гарантии: совершенствование законодательства, надзорно-контрольные мероприятия, меры защиты, меры ответственности. Действенность гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, в системе. Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.

Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает: анализ допущенных нарушений законности; причин и условий их совершения; разработку мер по профилактике правонарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе выполнения служебных обязанностей.

Обеспечение законности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеют мероприятия, направленные на борьбу с преступностью. Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач. Необходимо сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ — то есть устранить почву роста преступности и нарушений законности.

Гарантии законности и правопорядка являются одной из задач проводимой правовой реформы. Так, большие надежды связываются с обновлением правовой базы организации и деятельности судов и органов юстиции. Эти правоохранительные органы должны занять достойное место в системе правоохранительных органов.

Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законности: законодательное обеспечение системы прав человека; упрочение и защита конституционного строя; реформирование системы государственного управления; координация нормотворческой деятельности Федерации и ее субъектов; реформа местного самоуправления; развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки; организация правовой экспертизы и другие

Примеры нарушения законности

1. Законностьэто режим реального действия права в государстве.

Основными формами проявления законностиявляются:

• воплощение в конституции, законах лучших правовых идей настояще-го и прошлого, приоритет прав и свобод человека, справедливость конституции и законов, их соответствие желаниям и интересам народа;

• верховенство закона, соответствие всех законов конституции основному закону, а всех подзаконных актов законам;

• неукоснительное соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми членами общества и в первую очередь государственными органами и должностными лицами (реализация права в действиях государственных органов и должностных лиц);

• эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов.

2. Новеллами современного понимания законностиявляются:

• ее понимание не только как соблюдение законов и подзаконных актов, но и как их соответствие правовым идеалам, международно признанным стандартам;

• понимание законности как соблюдение права в первую очередь государственными органами и должностными лицами.

3. К основным принципам законностиотносятся:

единство одинаковый режим законности для всех страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей; всеобщность соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права и государственным органами, должностными лицами и гражданами (если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качествоиз нарушения правопорядка перерастают в нарушение законности);

целесообразность закон целесообразен сам по себе, недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.

4. В качестве примеров нарушения режима законностиможно привести:

• прямое нарушение конституции и законов высшими органами государственной власти;

• несоблюдение законов и подзаконных актов государственными органами и должностными лицами;

• несоблюдение прав и свобод человека;

• принятие государственными органами неконституционных законов, не соответствующих закону подзаконных актов и деятельность, основанная на них;

• неправильное применение права;

• совершение преступлений должностными лицами при исполнении служебных обязанностей.

Не являются нарушением законности:

• уголовные преступления, административные правонарушения, совершенные гражданами, не относящимися к должностным лицам (данные преступления и правонарушения считаются нарушением не законности, а правового порядка);

• мелкие, незначительные, несистематические нарушения конституции -и законов, совершенные государственными органами и должностными лицами, которые не затрагивают прав и свобод человека и существенно не влияют на регулируемые правоотношения.

Законность – это режим реального действия права в государстве.

Формы проявления законности:

1. Воплощение в Конституции, законах лучших правовых идей настоящего и прошлого, приоритет прав и свобод человека, справедливой Конституции и законов.

2. Верховенство закона, соответствие всех законов – Конституции – основному закону, а всех подзаконных актов – законам.

3. Неукоснительное соблюдение Конституции и НПА всеми членами общества.

4. Эффективная государственная и общественная защита действия Конституции и законов.

Новеллы (современное понимание законности):

1. Ее понимание не только как соблюдение законов, но и как их соответствие правовым идеалам, международно признанным стандартам.

2. Понимание законности как соблюдение права, в первую очередь, государственными органами и должностными лицами.

Принципы:

— единство – одинаковый режим законности для всей страны;

— всеобщность – соблюдение Конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права;

— целесообразность – закон целесообразен сам по себе, недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.

Принципы нарушения режима:

— прямое нарушение Конституции и законов высшими органами государственной власти;

— несоблюдение законов и подзаконных актов государственными органами и должностными лицами;

— несоблюдение прав и свобод человека;

— неправильное применение права;

— совершение преступлений должностными лицами при исполнении служебных обязанностей.

Не является нарушением законности:

— уголовные преступления, административные правонарушения (это нарушение правопорядка), совершенные гражданами, не относившимися к должностным лицам;

— мелкие, незначительные, несистематические нарушения законов, совершенные государственными органами и должностными лицами, которые не затрагивают прав и свобод человека и существенно не влияют на регулируемые правоотношения.

Гарантии законности – это объективные и субъективные условия, организационные меры, а также специальные (юридические) способы и средства, в совокупности своей обеспечивающие режим законности.

Общие гарантии Специальные

— экономические; — юридические гарантии;
— политические; — средства предупреждения правонарушений;
— идеологические; — средства обнаружения правонарушений;
— общественные; — средства пресечения правонарушений;
— меры защиты;
— юридическая ответственность

Экономические– многообразие форм собственности, бескризисное развитие хозяйственных комплексов, высокая степень занятости населения в общественно-полезном труде, повышение производственного труда и объема производства, рост материального благосостояния населения.

Политические – демократия, правовое государство, активное участие народа в управлении государством.

Идеологические– развитие уровня правовой культуры, правосознание, правовое информирование населения.

Общественные – это деятельность общественных формирований (партийных, профсоюзных и т. д.).

Юридические гарантии – формы и средства предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, их расследование, меры по защите и восстановлению нарушенных прав.

Средства предупреждения правонарушений – оперативно-розыскные действия, прокурорский надзор, обеспечение паспортного режима.

Средства пресечения – профилактика правонарушений, задержание, обыск, изъятие средств для осуществления возможного правонарушения.

Меры защиты – взыскание средств на содержание оставленных детей, отмена незаконных правовых актов и т. д.

Юридическая ответственность – привлечение виновного к ответственности, назначение наказания.

Признаки правопорядка:

— это порядок, складывающийся в общественных отношениях;

— определяется правовыми нормами;

— устанавливается вследствие соблюдения законности;

— представляет собой упорядоченность, необходимую организованность общественной жизни;

— обеспечивается государством посредством различных мер правового воздействия.

Тема 22

Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 2784;

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *