Этапы развития экономической теории

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Предыстория экономической науки

Изучение экономики ведется с древнейших времен. Название науки «экономия» впервые ввел греческий мыслитель Аристотель, подразделивший науку о богатстве на экономию и хрематистику (искусство делать деньги).

Эти проблемы исследовались также учеными древнего Рима, Индии, Китая. Однако как наука экономическая теория развивалась на протяжении трех столетий (XVII-XIX вв.) в качестве политической экономии. Термин «политическая экономия» ввел французский экономист А. Монкретьен, опубликовавший в 1615 г. «Трактат о политической экономии», в котором формулировалась экономическая политика государства того времени («политеа» — общественное устройство; «ойкос» — дом, хозяйство; «номос» — закон).

В то время перед наукой встала необходимость обосновать пути и методы государственного управления экономикой. Решение этих проблем осуществлялось политической экономией. Следовательно, в самом общем виде политическая экономия — это наука о законах, управляющих общественным хозяйством.

Таблица 1.8

Основные направления развития экономической теории

Экономическая мысль античности Меркантилизм Физиократы

Таблица 1.8 (продолжение)

Монетаризм

Институционализм

Кейнсианство

Марксизм

Маржинализм

Неоклассики

Классическая экономическая школа

Меркантилизм

Первой экономической школой, которая рассматривала экономику как науку, принято считать меркантилизм (итал. «мерканте» — торговец, купец).

Меркантилисты считали, что основным богатством людей являются деньги, золото.

Наиболее видными представителями меркантилизма были французский экономист А. Монкретьен, английский — Т Ман, итальянский — А. Серра.

В своем развитии меркантилизм прошел два этапа: ранний и поздний.

На ранней стадии (конец XV — начало XVI в.) имела место идеализация денег (серебро, золото) как единственной формы богатства. Главным положением раннего меркантилизма была теория «денежного баланса», обосновывавшая политику увеличения денег в обращении.

На поздней стадии меркантилисты выдвинули теорию «торгового баланса», согласно которой должна была поддерживаться торговля товарами.

Отсюда был сделан вывод о том, что условием богатства государства является развитие международной торговли — покупка товаров по низким ценам у одних, продажа их по более высоким ценам другим.

Критики меркантилизма справедливо подметили, что во время торговой сделки никакого богатства не возникает, происходит лишь обмен денег на товар. При нарушении равенства в обмене происходит перераспределение богатства в пользу одной из сторон. Основным недостатком меркантилистов являлось то, что они исследовали только процесс обращения, игнорируя анализ производства.

Физиократы

Следующим направлением формирования экономической теории является учение физиократов (от греческого «физио» — природа, «кратос» — сила, то есть власть природы). Основными его представителями являлись французские экономисты Ф. Кенэ, А. Тюрго.

Физиократы считали, что источником богатства является не торговля и накопление денег, а создание изобилия за счет «произведений земли», то есть сельского хозяйства, в котором богатство возникает как дар природы. Представители этой экономической школы ограничивали производство только сферой земледелия, из чего делался вывод о том, что в промышленности доходы не создаются.

Заслуга физиократов состояла в том, что они перенесли исследование об увеличении богатства из сферы обращения в сферу производства. Ошибочность их суждений состояла в том, что сама природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Классическая экономическая школа

Особое место в формировании экономической теории принадлежит классикам — представителям классической экономической школы. Родоначальниками классической политической экономии в Великобритании были У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо.

Они установили, что источником богатства является труд во всех сферах общественного производства. В результате политическая экономия как наука приобрела определенную целостность и получила до определенной степени законные очертания.

К основным заслугам классической школы можно отнести следующие: 1) главным объектом изучения она сделала сферу производства, а не обращения; 2) раскрыла значение труда как основы и меры стоимости всех товаров; 3) доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, то есть не могут быть отменены правительством; 4) выявила источники доходов всех слоев общества (предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев).

Марксизм

Основателями марксизма являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистское учение принципиально отличается от предшествующих направлений экономической теории. Оно представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества.

В свое время П. Самуэльсон указывал, что после выхода «Капитала» К. Маркса «дерево экономики раздвоилось» на марксизм и маржинализм1.

Основным положением марксизма является теория трудовой стоимости, на основе которой исследуется источник увеличения богатства. Данную проблему рассматривали представители многих научных школ. Например, меркантилисты доказывали, что стоимость создается трудом торговцев, физиократы полагали, что она образуется трудом занятых в сельском хозяйстве. В результате, по их мнению, труд других классов и групп населения является бесплодным.

Классики сделали вывод, что стоимость создается в любой сфере материального производства. Завершая формирование теории трудовой стоимости, К. Маркс разработал теорию прибавочной стоимости и обосновал, что единственным источником богатства является труд. Формирование и развитие марксистской теории является важным этапом в развитии политической экономии как науки с четко определенным предметом и методами исследования, что признано и современной мировой наукой.

По словам американского экономиста В. Леонтьева, если некто захочет узнать, что в действительности представляет собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в томах «Капитала» более реалистичную и качественную информацию, чем та, которую он мог бы найти, скажем, в дюжине учебников по современной экономике.

Марксизм как научное направление экономической мысли в нашей стране просуществовал более семидесяти лет и был по существу, единственно верным. Другие экономические подходы, которые вступали в противоречие с марксистской теорией, практически отвергались. В дальнейшем марксистская концепция, лишенная позитивной критики, превратилась в догму.

Вместе с тем, П. Самуэльсон выделяет лишь трех выдающихся мыслителей, оказавших определяющее влияние на развитие экономической теории: А. Смита, К. Маркса, Дж. Кейнса .

Маржинализм (в перев. с англ. — предельный)

Теория маржинализма — это экономический анализ отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Данное направление основывалось на использовании в экономическом анализе предельных величин: предельной полезности блага, предельной производительности; на широком применении математики в экономике; на использовании системы общего экономического равновесия. Субъект хозяйствования, с точки зрения участия в экономическом процессе, руководствуется, прежде всего, оценкой предельного дохода и предельных издержек. На основе таких оценок в этой теории объясняются издержки производства, спрос, предложение, цена и др.

Яркими представителями теории маржинализма являлись У. С. Джевонс в Англии, К. Менгер в Австрии, Л. Вальрас в Швейцарии.

Однако теория маржинализма имеет существенные недостатки. В данной концепции имеет место чрезмерное упрощение сложных экономических процессов и необоснованное сведение их к математическим зависимостям и моделям; при анализе причинноследственных связей превалируют чисто количественные методы исследования; в своем анализе маржиналистская теория игнорирует социальные проблемы развития общества.

Неоклассики

Неоклассическое направление возникло в 1890-х гг. Основными представителями этого направления являлись А. Маршалл, Д. Кларк, В. Парето. Данная концепция исходит из основных положений классиков о рынке и конкуренции как естественных условиях функционирования и развития экономики.

В рамках этого направления был сформулирован и получил быстрое распространение принцип функциональных соотношений экономических процессов. По инициативе А. Маршалла было введено новое изложение экономической теории под названием «economics» («экономикс»).

По их мнению, спрос и предложение — равнозначные элементы механизма рыночного ценообразования. Во главу угла здесь поставлен рыночный механизм, который считается единственным эффективным способом функционирования рыночной системы хозяйствования. При этом роль государства сводится к минимуму, поскольку оно может привести к нарушению экономического равновесия и снижению эффективности экономики в целом. Неоклассическое направление основывается на теориях предельной полезности и производительности.

Институционально-социологическое направление (институционализм с лат. — установление, учреждение)

Основными представителями институционально-социологического направления являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт. Институционализм можно рассматривать в определенном смысле как альтернативу неоклассическому направлению экономической теории.

Представители данной школы считают, что поступательное развитие экономики возможно при условии использования не только материальных факторов, но и таких факторов, как духовность, моральные ценности и др. Институционалисты поддерживали идею государственного регулирования экономики, не признавая способности капиталистической системы к саморегулированию.

Например, Д. Гэлбрейт исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, которые в дальнейшем привели к образованию гигантских корпораций. Корпорации достигают максимального эффекта благодаря использованию новейшей техники и технологии, а также приходу к управлению предприятиями технических специалистов-администраторов. С этим связано усиление планирования хозяйственного развития, которое, по сути, идет на смену рынку.

Закономерным итогом этого процесса является формирование в обществе двух систем — рыночной и плановой. Рыночная система охватывает мелкий и средний бизнес (мелкое и небольшое производство), а плановая — крупные корпорации, которые взаимодействуют с государством.

Кейнсианство

Кейнсианство как экономическое направление возникло в 1930-е гг. XX в. в период Великой депрессии. Связано это направление в экономической теории, ознаменовавшее переворот в экономической науке, с именем знаменитого ученого Дж. М. Кейнса.

Основной труд Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» послужил методологической базой для формирования программ стабилизации национального хозяйства в условиях экономического кризиса.

В отличие от неоклассиков, Дж. М. Кейнс в качестве предмета исследования выбрал народное хозяйство в целом.

Исходной предпосылкой данной теории является положение о том, что рыночное саморегулирование не обеспечивает устойчивого поступательного развития экономики, а значит, требуется государственное вмешательство.

Эффективность государственного регулирования экономики зависит от осуществления инвестиций в целях достижения полной занятости населения, снижения и (или) фиксирования нормы банковского процента. Дж. М. Кейнс доказал, что чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь введет к увеличению занятости, а следовательно, и к сокращению безработицы.

Главная заслуга Дж. М. Кейнса состоит в том, что он разработал методологию макроэкономического анализа с использованием небольшого числа наблюдаемых переменных и свел общее равновесие к равновесиям товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и рынка труда.

Монетаризм

В развитии современной экономической теории особое место принадлежит концепции монетаризма (в перев. с англ. — денежный). Яркими представителями данного направления являются американские экономисты М. Фридмен, И. Фишер.

С точки зрения монетаристской концепции, основная проблема стабилизации экономики связана с денежным обращением.

Монетаристы исходили из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения должен обеспечивать стабильность цен. Причем при выборе темпа роста денег необходимо учитывать два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста валового национального продукта (ВНП). Например, по отношению к США Фридмен предлагает устанавливать среднегодовой темп прироста денежной массы 4-5 % (при этом учитывается 3 %-ный рост реального ВНП и небольшое снижение скорости обращения денег).

Спрос на деньги имеет тенденцию к росту, поэтому чтобы обеспечить его равенство, необходимо увеличивать предложение денег в обращении. При этом роль государства сводится к функции контроля в сфере денежного обращения.

Итак, согласно монетаристской концепции законы движения денежной массы являются первоосновой экономического развития.

Идеи монетаризма были реализованы республиканским правительством США. Наибольшего успеха монетарные экономические воззрения имели во времена Р. Рейгана, они позволили ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара. Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внимания — антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием совершенствования финансово-кредитной сферы и системы денежного обращения.

Становление экономической теории как науки всегда происходило под влиянием различного рода факторов и в достаточно сложных и противоречивых условиях развития хозяйственных систем. Динамический и нестабильный характер развития экономических систем в условиях глобализации предполагает перманентное совершенствование экономический науки.

Характерной особенностью развития экономической науки на современном этапе является то, что она сосредотачивается на тех направлениях и явлениях, которые связаны с наиболее острыми проблемами экономики. В современных условиях научный поиск осуществляется именно там, где имеются мощные резервы и стимулы для экономического развития.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом.

Блага — средства, удовлетворяющие определенные потребности людей.

Экономика — общественная наука, изучающая организацию хозяйственной деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.

Способ производства — это соединение экономических ресурсов в рамках определенных производственных отношений.

Основная проблема экономики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении, используемых для данной цели.

Предмет экономики — экономические отношения людей, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.

Объект изучения экономики — это хозяйственная деятельность людей, без которой невозможно достигнуть определенных жизненных целей и интересов отдельного человека и общества в целом.

Экономические законы — это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между хозяйственными процессами и экономическими явлениями.

Экономическая политика — разработка и реализация системы мер, направленных на повышение эффективности функционирования хозяйственной системы для достижения стратегических целей и интересов государства в области экономики.

Метод экономики — это совокупность познавательных и логических принципов, применяемых для исследования системы экономических отношений.

ПРАКТИКУМ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что является предметом экономической теории?

2. Что такое экономические и неэкономические блага?

3. В чем заключается основная проблема экономической теории и практики?

4. Что такое экономический закон? В чем состоит отличие общих экономических законов от специфических законов?

5. Какие функции выполняет экономическая наука? Дайте им краткую характеристику.

6. В чем заключается сущность экономической политики, и каковы ее цели?

7. Назовите основные этапы становления экономической науки и кратко их прокомментируйте.

ТЕСТЫ

1. Средства, необходимые для производства экономических благ, называются:

а) потребительскими товарами;

б) экономическими ресурсами;

в) денежными ресурсами;

г) финансовыми инвестициями.

2. Хозяйственная деятельность людей представляет собой перманентный процесс:

а) создания трудовых ресурсов общества;

б) формирования экономических благ;

в) формирования неэкономических благ;

г) совершенствования общественного производства.

3. Экономические блага характеризуются:

а) практически неограниченным количеством;

б) отсутствием затрат на производство;

в) отсутствием рыночной цены;

г) необходимостью затрат на производство.

4. Неэкономические блага характеризуются:

а) необходимостью затрат на производство;

б) наличием рыночной цены;

в) отсутствием затрат на производство;

г) ограниченным сроком использования.

5. К определению предмета экономики не имеет отношение:

а) эффективное использование ресурсов;

б) ограниченность экономических ресурсов;

в) удовлетворение безграничных потребностей общества;

г) неограниченные факторы производства.

6. Экономические законы действуют независимо от воли и желания людей, поэтому они имеют:

а) исторический характер;

б) субъективный характер;

в) объективную основу;

г) естественную последовательность.

7. Исследования, связанные с изучением тенденций и закономерностей экономического развития общества, выполняет:

а) познавательная функция экономики;

б) прогностическая функция экономики;

в) практическая функция экономики;

г) все вышеперечисленные функции.

8. Повышение эффективности функционирования экономики для достижения стратегических целей и интересов общества предполагает формирование:

а) экономической политики государства;

б) структурной и инвестиционной политики;

в) финансово-кредитной и налоговой политики;

г) налогово-бюджетной стратегии государства.

9. Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать затраты и максимизировать отдачу от ограниченных экономических ресурсов?

а) достижение полной занятости;

б) поддержание экономического роста;

в) экономическая безопасность;

г) экономическая эффективность.

10. Индукция как метод изучения экономики предполагает:

а) проведение эксперимента;

б) конструирование системы законов и категорий;

в) движение мысли от частных к общим умозаключениям;

г) движение познания от общего к частному с целью научной оценки.

11. Дедукция как метод изучения экономики предполагает:

а) прогнозирование экономического роста;

б) формирование экономических тенденций в макроэкономике;

в) движение мысли от частных к общим умозаключениям;

г) движение в экономическом анализе от общего к частному, от теории к фактам.

12. Позитивный метод изучения экономической теории предполагает:

а) существующие реалии в экономике;

б) что должно быть в экономике;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения в области экономической динамики.

13. Нормативный метод изучения экономической теории предполагает:

а) отрицательные тенденции в экономическом развитии;

б) связь между инвестициями и объемом выпуска продукции;

в) что должно в принципе быть в экономике;

г) различные сценарии развития хозяйственной системы.

14. Положение о том, что рынок не способен обеспечить устойчивое развитие хозяйственной системы, а следовательно, требуется государственное вмешательство, является основой:

а) классической теории;

б) маржинализма;

в) институциональной теории;

г) кейнсианской теории;

д) монетаристской теории.

15. Предметом анализа институционального направления экономической мысли является:

а) анализ экономики в состоянии депрессии;

б) синтез экономических и неэкономических проблем социального развития общества;

в) закон движения денежной массы в экономике;

г) анализ развития производительных сил общества.

ЦИФРЫ. ФАКТЫ. ИСТОРИЯ

БИОГРАФИИ выдающихся ЭКОНОМИСТОВ

Адам Смит (1723 1790), английский экономист и философ, основоположник классической политической экономии

Родился в Шотландии в семье таможенного чиновника. В 1737 г. поступил в университет Глазго, где после обязательного для всех студентов класса логики (первого курса) перешел в класс нравственной философии, выбрав тем самым гуманитарное образование. Успешно окончив в 1740 г. университет, Смит получил стипендию на дальнейшее обучение в Оксфордском университете, где он обучался с 1740 по 1746 г. Политические события в Англии (восстание сторонников Стюартов в 1745-1746 гг.) заставили Смита летом 1746 г. уехать в Керколди, где он прожил два года, занимаясь самообразованием.

В 1748-1751 гг. Смит читал в Эдинбурге курс публичных лекций по естественному праву, которое включало в XVIII в. не только юриспруденцию, но и политические учения, социологию, экономику. В 1751 он возглавил кафедру логики, в 1752 г. — кафедру нравственной философии в университете Глазго.

В 1759 г. Смит опубликовал в Лондоне свой первый большой научный труд «Теория нравственных чувств», который стал важным этапом в становлении философских и экономических идей Смита.

В 1764-1766 гг. А. Смит находился за границей, главным образом во Франции, куда он был приглашен в качестве воспитателя юного герцога Баклю. Оплата его услуг была такова, что позволила Смиту следующие 10 лет работать только над своим главным сочинением, принесшим ему впоследствии мировую известность, «Исследование о природе и причинах богатства народов». В 1767-1773 гг. Смит жил на родине, в Шотландии, целиком посвятив себя этой работе. «Исследование о природе и причинах богатства народов» вышло в свет в Лондоне в марте 1776 г.

В 1778 г. (через два года после выхода в свет «Богатства народов») Смит получил должность одного из таможенных комиссаров Шотландии и до конца своих дней жил в Эдинбурге.

Умер А. Смит 17 июля 1790 г.

Карл Маркс (1818 1883), немецкий экономист и философ

Родился в г. Трире (Германия), в семье адвоката. В 1835 г. Маркс поступил в Боннский университет, затем (через год) продолжил занятия в Берлинском университете, где изучал право, философию, теорию искусства. После окончания университета (1841 г.) Маркс вернулся в Бонн, где стал сотрудником, а вскоре и редактором «Рейнской газеты». По политическим мотивам газета в 1843 г. была закрыта, и Маркс переехал в Париж с целью издания «Немецко-французского ежегодника» и распространения его в Германии. К этому времени относится и первая экономическая работа Маркса «Экономически- философские рукописи 1844 г.».

Вторая половина 1840-х гг. — время массовых выступлений европейского рабочего класса, и Маркс не остался в стороне от политической борьбы. Весной 1847 г. Маркс (вместе с другом и соавтором многих работ Ф. Энгельсом) вступил в «Союз справедливых», реорганизованный в июне того же года в Союз коммунистов (первую международную коммунистическую организацию), и разработал его программу «Манифест коммунистической партии», опубликованный в феврале 1848 г. в Лондоне.

В 1848 г. Маркс выехал в Германию и создал «Новую Рейнскую газету». Газету вновь закрыли, а Маркса из Германии выслали. Затем Париж, снова высылка, и в 1849 г. Маркс переехал в Лондон, где жил до конца своей жизни.

В Лондоне Маркс занимался разработкой революционной теории, но одновременно шла интенсивная работа над экономическими сочинениями, в частности над «Капиталом», вариант первого тома которого Маркс закончил в 1865 г. В это же время (1864 г.) по инициативе Маркса в Лондоне было создано Международное товарищество рабочих — Первый Интернационал, в котором он являлся не только основоположником, но и руководителем Генерального Совета.

В последующие годы Маркс занимался, среди прочего, разработкой теории социализма, основные положения которой он изложил в работе «Критика Готской программы» (1875 г.), в частности, основы программы пролетарских партий и положение о переходном периоде от капитализма к социализму.

Умер К. Маркс 14 марта 1883 г.

Джон Мейнард Кейнс (1883 1946), английский экономист и государственный деятель

Родился в Кембридже, в семье профессора логики и экономики.

Закончив Королевский колледж Кембриджского университета, где он учился в 1902-1906 гг., Кейнс поступил на государственную службу в Управление по делам Индии.

В 1908 г. Кейнс вернулся, по приглашению А. Маршалла, в Кембриджский университет в качестве преподавателя экономической теории, где и проработал до 1915 г. Уже за свою первую экономическую работу «Индексный метод» (1909 г.) Кейнс получил премию А. Смита.

В 1911 г. Кейнс стал редактором одного из значительных периодических изданий Economic Journal и оставался на этом посту до 1945 г. С 1913 г. Кейнс — секретарь Королевского Экономического общества. В 1913-1914 гг. — член Королевской комиссии по финансам и денежному обращению Индии.

В 1915 г. Кейнс оставил преподавательскую деятельность. В 19151919 гг. он служил в британском казначействе, занимаясь проблемами международных финансов. В 1919 г. в качестве его представителя Кейнс участвовал в Парижской мирной конференции, которая вырабатывала условия послевоенного устройства в Европе. Однако в знак протеста против неправильных, по его мнению, решений, он покинул конференцию, сложив свои полномочия. И в этом же году вышла в свет работа Кейнса «Экономические последствия Версальского мирного договора», принесшая автору мировую известность.

В 1920 г. Кейнс вернулся к преподавательской работе в Кембриджский университет, где благодаря его усилиям был организован факультет прикладной экономики. В 1930 г. вышел «Трактат о деньгах», как обобщение его лекций по теории денежного обращения, читавшихся в Кембриджском университете в течение ряда лет, а в 1936 г. — его знаменитая работа «Общая теория занятости, процента и денег».

Однако, несмотря на переход к преподавательской работе, Кейнс не порывал с общественно-политической деятельностью. С 1929 г. он являлся членом английского правительственного комитета по финансам и промышленности, а с 1930 г. — председателем экономического совета при правительстве по проблемам безработицы. В 1940 г. Кейнс стал советником британского казначейства, а в 1942 г. был назначен одним из директоров Английского банка. В этом же году Кейнс стал членом Палаты лордов. В 1944 г. Кейнс возглавил английскую делегацию на Бреттон-Вудскую валютную конференцию. Его идеи об управлении межгосударственными расчетами способствовали созданию Международного Валютного Фонда и Международного Банка реконструкции и развития. Членом правления этих организаций (МВФ и МБРР) Кейнс был назначен как представитель Великобритании.

Умер Кейнс в Фирле (графство Суссекс) 21 апреля 1946 г.

Вплоть до середины 1970-х гг. авторитет кейнсианской экономической политики, способной разрешить противоречия капиталистического воспроизводства, неуклонно укреплялся. Масштабы государственного вмешательства расширялись. Шло массовое привлечение академических экономистов на службу в государственные учреждения, осуществляющие экономическую экспертизу.

Появление и основные этапы становления и развития экономической теории

Экономическая теория начала зарождаться и формироваться в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.

В самостоятельную сферу знаний экономическая теория выделилась лишь в эпоху становления буржуазных отношений. В 1615г. А. Монкретьен опубликовал книгу «Трактат политической экономии» и с этого момента экономическая теория существует как самостоятельная наука.

Этапы развития экономической теории:

— Меркантилизм – (от итал. mercante – торговец). Источником богатства меркантилисты считали торговлю и в первую очередь внешнюю торговлю. Общественное богатство отождествлялось с денежным металлом (золотом), которого тем больше поступало в страну, чем быстрее развивался экспорт товаров. Меркантилисты проповедовали политику активного протекционизма в целях обеспечения превышения вывоза товаров из страны над ввозом.

— Физиократия (hysis – природа, kratos – власть). Известнейшие представители — Ф. Кенэ, А. Тюрго. Источником богатства физиократы признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.

— Классическая экономическая школа – У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо — объектом исследования выступает производство как таковое независимо от его отраслевых особенностей. Классическая школа стала основателем трудовой теории стоимости, глубоко исследовала такие экономические категории, как товар деньги, закон стоимости, прибыль, рента и т.д.

— Марксизм – развил теорию прибавочной стоимости, заработной платы, средней прибыли, цены производства, ренты, цены земли и т.д.

— Вульгарная политическая экономия – создала теорию трех факторов производства – земли, труда и капитала.

Современный этап развития экономической теории:

— Неоклассическое направление – положен принцип невмешательства государства в экономику. Неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил.

— Неокейнсианство – базируется на идеях Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы. Сторонники этого направления выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. Идеи государственного регулирования экономики придерживаются также монетаристы. Монетаризм — экономическая теория (сер. 50-х гг.) приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта.

— Институционально – социологическое направление – рассматривает экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и политических, социально-психологических, социальных факторов.

Объектом исследования считаются такие «институты», как корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (обычаи, привычки, инстинкты и т.д.)

Лекция 1.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра истории Отечества и экономики

ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

ЭКОНОМИКА КАК НАУКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА.

(2 часа)

Структура учебного материала:

  1. Введение в предмет. Термин «экономика»: его происхождение, сущность, современное значение.

  2. Базовые экономические понятия.

  3. Фундаментальные проблемы экономики.

  4. Экономика как наука, ее характеристика. Категории и законы экономики.

ВОПРОС 1:

Введение в предмет. Термин «экономика»: его происхождение,

сущность, современное значение.

Экономической теории среди социально-гуманитарных дисциплин принадлежит особое место. Это обусловлено тем, что жизнь современно­го человека буквально пронизана и определяется экономикой. Не слу­чайно экономика — единственная область социальных исследований, по которой присуждается Нобелевская премия.

Важность экономики обу­словлена тем, что она обеспечивает наиболее насущные, материальные условия жизни людей. Когда общество благополучно экономически, в нём царят удовлетворенность, порядок и мир. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Ее составной частью является экономическая теория – наука, призванная дать людям необходимые знания, на основе которых они и будут осуществлять хозяйственную деятельность, предназначенную для обеспечения их насущных нужд и удовлетворения имеющихся у них потребностей.

Знание экономических принципов и законов помогает людям ориентироваться в сложном и противоречивом мире экономики, придает им уверенность, по­зволяет правильно оценивать сложные экономические явления, процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

Приступая к изучению экономической теории, разберемся, в первую очередь, с самим термином «экономика».

Он имеет и греческие, и латинские корни. В дословном переводе на русский язык соединение двух греческих слов («ойкос» — дом, хозяйство; «номос» — правило, закон) означает «законы ведения домашнего хозяйства». В экономической литературе термин «экономика» часто трактуется и как «искусство ведения домашнего хозяйства».

Родоначальником, автором этого популярного, вошедшего практически во все языки мира, слова принято считать древнегреческого ученого Ксенофонта. Более чем за 2,5 тысячи лет истории его существования смысл и значение понятия «экономика» изменились почти до неузнаваемости, но до сих пор, широко используя термины «экономика», «экономический», мы связываем их с хозяйственной деятельностью людей, человеческого общества. Мы связываем их со всем, что происходит в хозяйстве небольшого села, города, страны и даже всего мира в целом.

Современное употребление термина «экономика» многогранно – существует множество самых различных значений этого слова. Обозначим важнейшие из них:

  1. «Экономика» — это хозяйство, сфера производствен­ной деятельности людей, обеспечивающая их жизнь экономиче­скими благами. Если рассматривать хозяйство в масштабах отдельной страны, то экономика представляет собой определенные отрасли и виды производства: это конкретные предприятия, транспорт, торговая система и т.д. В данном смысле экономику нужно воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий их существования.

  2. «Экономика» — это совокупность отношений, возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления нужных им благ. Часто экономические отношения называют производственными, имея в виду, что первичным в хозяйственной жизни и деятельности людей является именно производство, ведь прежде чем обменять или потребить какой-либо продукт, нужно сначала его произвести.

  3. «Экономика» — это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей. Это наука, изучающая различные стороны и аспекты экономических отношений. Это наука о том, как люди добывают и используют необходимую для их жизни пищу, одежду, кров, предметы обихода. Экономика – это наука о хозяйственной деятельности человека, об управлении хозяйством и правилах его ведения. При этом экономическая наука – не одна, а целая система наук, состоящая из экономической теории, которая выступает ядром, общетеоретической основой для других экономических наук, и конкретных экономических знаний, а они, в свою очередь, включают в себя бухгалтерский учет, статистику, менеджмент и многие другие экономические науки. К области конкретных экономических знаний относят и экономику здравоохранения – экономику отдельно взятой, конкретной отрасли, с которой будет связана ваша профессиональная деятельность после завершения обучения в медицинской академии.

Разобравшись в современных значениях термина «экономика», попробуем дать его общее, целостное определение:

Экономика — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни. Экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения между людьми, возникающие в процессе их хозяйственной деятельности.

Чтобы «развести» экономику — науку и практику хозяйствования, в западных странах используют два разных термина: науку обозначают «экономикс», а собственно хозяйственную практику называют привычным для нас словом «экономика».

Поскольку в нашей стране англоязычный термин «экономикс» не прижился, науку экономику у нас принято называть экономической теорией, а экономикой мы называем практику хозяйствования, хозяйство. К хозяйству же, как было сказано, относят все то, что включено в совокупность действий, направленных людьми на получение и использование средств существования, удовлетворение их жизненных потребностей, как сегодняшних, так и предстоящих.

Вот теперь, определившись с термином «экономика» и его важнейшими современными значениями, приступим к рассмотрению вводных, общих вопросов экономики:

— разберем ее базовые, фундаментальные понятия и проблемы;

— дадим краткую характеристику экономической теории (экономике – науке) и реальной (практической) экономике — той хозяйственной системе, которая призвана удовлетворять насущные потребности людей, обеспечивая тем самым их всем необходимым для жизнедеятельности.

Предмет экономической теории и основные этапы ее развития

Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производ­ства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины явля­ется достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения ма­териальных потребностей людей.

С точки зрения объекта изучения в общей экономической теории можно выделить три раздела: введение в экономическую теорию, микроэкономику и макроэкономику. Первый раздел имеет методологическое, фундаментальное значение, так как слу­жит основным средством исследования двух следующих разде­лов — микроэкономики и макроэкономики. Экономическая тео­рия формулирует свои принципы и законы на различных уровнях анализа. В зависимости от масштаба выделяют микро- и макро­экономику.

Микроэкономикаизучает малые экономические еди­ницы, дает объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты, рассматривает законо­мерности и последствия их функционирования в рыночной эко­номике.

Макроэкономика изучает крупномасштабные экономиче­ские явления. Она связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, за­нятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономер­ности государственной экономической политики. Четкой грани­цы между микроэкономикой и макроэкономикой не существует, так как совокупность решений, принимаемых на микроуровне, определяет макроэкономические показатели функционирования экономики, и наоборот.

Основные этапы развития экономической теории.

Истоки экономической науки находятся в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Однако, сам термин «экономика» изобрел в VΙ в. до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом, написавшим труд под названием «Экономикос», и Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), который делил науку о богатстве на экономию (совокупность потребительных стоимостей) и хрематистику (искусство делать деньги).

Как самостоятельная наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях экономической системы, экономическая теория возникла в XVΙ-XVII веках. В период зарождения мануфактуры, расширения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения появляется такое направление в экономической науке, как меркантилизм. Сущность его сводится к определению источника богатства, находящегося, по их мнению. В сфере обращения. Меркантилисты были представителями торговли и само богатство видели лишь в деньгах. Один из представителей французского меркантилизма – Антуан Монкретьен ввел в научный оборот и новое имя для этой дисциплины – «политическая экономия». С выходом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615 г) экономическая наука более 300 лет развивалась как наука о законах хозяйствования в государстве (с греческого – «политэйя» – государственное устройство). С этого же труда наметился и отход от понимания денег как единственного источника богатства. Учение У. Петти (1623-1686) служит переходом от меркантилизма к классической (подлинной) науке, где источником богатства признаются уже труд и земля.

Физиократы, являясь выразителями интересов крупных землевладельцев, обогатили экономическую науку теорией воспроизводства и движения всего общественного продукта. Источником богатства признается не просто труд в земледелии, но превышение продукта произведенного над продуктом, потребленным в сельском хозяйстве (и только в сельском хозяйстве, что и является ограниченным в этом направлении экономической мысли).

А.Смит и Д.Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии, исследовавшей идеи рыночной саморегуляции на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. А. Смит определяет источником материального богатства труд вообще, существующий в рамках общественного разделения труда. Популярность учения Смита была столь высока, что вплоть до XIX века политическая экономия считалась английской наукой, а изучающих политическую экономию называли смитианцами.

Классическая школа дала основу для двух противоположных школ – марксизма и маржинализма, возникших примерно в один период конца Х1Х — начала ХХ века.

Марксизм – направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя представлена совокупностью социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану. Главный труд К.Маркса «Капитал» (1867) раскрывает объективные законы развития капиталистического способа производства, внутренний источник его самодвижения – противоречия. Здесь исследована формула производства прибавочной стоимости, процесс воспроизводства (простого и расширенного, за счет накоплений), дан глубокий анализ товара ,его стоимости и эволюции форм стоимости, а также капиталистических издержек производства и цены производства, ренты, капиталистической формы эксплуатации и т.п. Рассмотрено понятие и причины экономических кризисов, раскрыт закон капиталистического народонаселения.

Маржинализм (от английского marginal – предельный) – это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи – использования предельных (max или min), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явления, а их изменение в связи с изменением других явлений. Родоначальником этой теории считают представителя австрийской школы Карла Менгера (1840-1921). Главные категории, исследуемые маржинализмом – это предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и т.д. На базе субъективных оценок теория объясняет спрос и предложение, цену, поведение фирмы на рынке и т.п. Маржинализм в основном опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.

К главным направлениям современной экономической мысли относятся:

1) неоклассическое;

2) кейнсианское и неокейнсианское;

3) неолиберализм;

4) институционализм и неоинституционализм.

*Неоклассика – это направление экономической теории, ориентирующее на свободное предпринимательство и рыночный механизм, ограниченное государственное вмешательство в экономику. Сегодня это самое популярное в мировой экономической литературе направление, имеющее в своем составе целый ряд разнообразных теорий, таких как монетаризм, теория рациональных ожиданий, экономика предложения, теория экономических организаций и т.п. Это теории, утверждающие, что предложение рождает спрос, а потому экономику надо анализировать с точки зрения производителей и их интересов. Налоговая система должна поддерживать именно производителя, а денежные факторы являются главными в стабилизации экономики.

*Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – родоначальник кейнсианского направления экономической мысли исследовал кризисную экономику и исходил из того, что спрос рождает предложение. Он обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. Проблема занятости явилась у него связанной с проблемой роста национального объема производства. Основные категории, исследуемые кейнсианцами – это емкость рынка, принцип эффективного спроса, эффект мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и норма процента. Неокейнсианцы продолжили эти исследования, добавив анализ динамики экономических процессов (теории роста), теории несовершенной конкуренции, системы «встроенных стабилизаторов» в фискальной политике государства и т.д.

*Неолиберализм – это направление в экономической науке, согласно которому государство лишь создает правила «игры» для субъектов рыночной экономики и поддерживает эти правила, но при этом свобода конкуренции остается незыблемой, так как при должной ответственности сторон частное предпринимательство способно не только вывести экономику из кризиса, но и обеспечить благосостояние населения. Наиболее популярна в последние годы, разработанная в рамках неолиберализма, теория социального рыночного хозяйства, автором которой был государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897-1977). Именно он постарался воплотить свои теоретические идеи на практике в той модели экономической системы, которая и была создана в Германии. Государство призвано гарантировать свободу конкуренции, равновесное состояние экономики и обеспечить социальную направленность в развитии этого общества, где каждый сам способен себя обеспечить.

*Название институционального направления экономических учений происходит от латинского слова – institutum – установление, устройство. Все ученые этого направления рассматривают экономику как систему, где отношения складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов. Ключевое понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы. В этом направлении исключительное место занимает проблема трансформации современного общества. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (ДЖ. Гэлбрейт, Р. Арон, Ян Тинберген). Впрочем это направление также имеет несколько школ в своем составе: социально-психологический, социально-правовой, конъюнктурно -– статистический институционализм. Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным и правовым проблемам в экономике. Широко известны стали последние достижения этой школы – экономическая теория прав собственности (Р. Коуз) и теория общественного выбора (Джеймс Бьюкенен). Сегодня это одно из динамично развивающихся направлений экономической науки, гибкое, способное к синтезу различных школ и взглядов. Поэтому можно с уверенностью сказать, что современная экономика как наука – это синтез всех достижений экономической мысли человечества.

1.1 Основные этапы становления и развития экономической теории.

Экономика – это особый огромный мир, со своими законами, проблемами и противоречиями. Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И как бы не казались далекими, «абстрактными» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневное счастье людей. Если это разумное устройство, то люди свободны, богаты, а труд их плодотворен – если же экономическое устройство бездарно, то люди зависимы и бедны.

Так что же есть «разумное экономическое устройство общества?».

Ответ на этот вопрос не прост. Поисками его занято человечество до сих пор. Есть ли польза от экономической науки? Конечно, если не забывать, что экономическая наука только обогащает экономическую практику.

Экономическая наука бессильна предсказать конкретный ход развития событий, но она способна открыть их экономическую логику, в познании этой логики ее практическая ценность.

Первые представления об экономике даются в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля и других мыслителей. Термин «экономия» впервые предложил Ксенофонт, что означало домашнее хозяйство (ойкос – дом, хозяйство; номос — закон). Встречается он и у Аристотеля, который различал два вида хозяйственной деятельности: экономию и хрематистику (искусство наживать состояние). Он сделал важное наблюдение – из экономики вырастает хрематистика.

В течении длительного времени слово «экономия (ойкономия)» включало в себя правила организации и ведения домашнего хозяйства. Вместе с тем преодоление феодальной раздробленности, объединение централизованных государств привели к необходимости определить правила ведения не домашнего, а государственного хозяйства. В связи с этим понятие «экономия» приобретает новое значение – оно превращается в «политическую экономию», что в переводе с греческого означает: полис – государство; ойкос – домашнее хозяйство; номос – закон. Этот термин «политическая экономия» впервые ввел А.Монкретьен. В 1615 г. вышел в свет его «Трактат политической экономии», в котором содержались советы по ведению государственного хозяйства.

Экономическая теория — одна из самых древних наук. Подлинное начало расцвета экономической науки связано с развитием «буржуазного» способа производства. Этапы развития экономической теории показаны на рисунке 1.1.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Меркантилизм

Т.Мен, А.Монкретьен

Богатство накапливается в результате внешней торговли. Цель исследования – сфера обращения

Физиократизм

Ф.Кенэ, А.Тэрго

Исследование сферы производства. Но под производством понимали сельское хозяйство

Классическая политическая экономия

У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо

Исследование сферы производства. Труд – основа и мера ценности всех товаров. Законы, регулирующие экономику, объективны. Определение источников доходов всех слоев общества

Марксизм

К.Маркс, Ф.Энгельс

Теория прибавочной стоимости. Классовый подход к анализу всех экономических явлений общества

Маржинализм

К.Менгер, У.Джевонс

Использование предельных величин для исследования экономических категорий. Микроэкономический метод

Неоклассическая теория

А.Маршалл, А.Пигу

Исследование экономики независимо от общественной формы – поведение и субъективные мотивы «экономического человека»

Кейнсианство Дж.М.Кейнс

Теория регулируемой экономики – вмешательство государства. Макроэкономический подход

Институционализм Т.Веблен, У.Митчел, Д.Гэлбрейт

Характер экономического развития определяется системой экономических институтов, где рынок – часть их

Рисунок 1.1

Первый этап становления экономической науки связан с появлением школы меркантилистов. Меркантилизм (15-17 вв. Т.Менн, А.Монкретьен), ее представители исходили из того, что источником богатства общества выступает торговля. Из всех видов деятельности приоритет отдавался торговле. Поскольку она способствовала накоплению богатства, которое всегда отождествлялось тогда с деньгами, золотом.

Второй этап в развитии экономической науки связан с появлением школы физиократов. Физиократизм (17-18 вв. Ф.Кенэ, Тюрго), представители этой школы перенесли вопрос о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства. Они ограничили ее только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой сфере.

Третий этап — Классическая школа буржуазной политэкономии (У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо). Основным объектом исследования выступало производство, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение материальных благ.

Важный вклад в развитие экономической теории сдела­ли К.Маркс и Ф.Энгельс. Суть их взглядов заключалась в том, что общественное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отно­шения. К.Маркс и Ф.Энгельс совершили переворот в экономической теории. В их работах, во-первых, показано материалистическое понимание истории, во-вторых, они открыли закон прибавочной стоимости и классовый подход к анализу всех экономических явлений общества.

Современный этап развития экономической теории. В современной экономической теории обычно выделяют ряд экономических направлений.

В основу неоклассического направления положен прин­цип невмешательства государства в экономику. Сторонни­ки этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать рав­новесие между предложением и спросом, между производ­ством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свобо­ду частного предпринимательства.

Маржинализм предусматривает использование предельных величин для исследования экономических категорий.

Неокейнсианство базируется на идеях известного анг­лийского экономиста Дж.Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы в целях приспособления производственных отношений к новым условиям. Неокейнсианцы выступают за постоянное, сис­тематическое вмешательство государства в экономику.

Представители институционально-социологического направления рассматривают экономику в качестве систе­мы, в которой отношения между хозяйствующими агента­ми складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально-психологи­ческих факторов. Объектом их исследования являются «институты», под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода право­вые, морально-этические и психологические явления (на­пример, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д.).

В середине 50-х гг. возник монетаризм — экономическая теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавли­вающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта.

Неолиберализм — направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.

Зарождение и основные этапы экономической теории

МИКРОЭКОНОМИКА

Курс лекций

для направления

080100.62 Экономика (все профили)

Новосибирск

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА»

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

Тема 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

1. Зарождение и основные этапы экономической теории

2. Современная экономическая мысль (неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм, институционализм)

Впервые экономику начали изучать в древности, но тогда познания об экономике еще не сформировались в науку. С появлением первых классовых обществ на древнем Востоке в центре внимания оказались проблемы управления хозяйством. Возникли первые теории, направленные на поддержание стабильности в обществе. Однако взгляды древневосточных мыслителей лишь косвенно влияли на появление экономической науки. Гораздо более значительное влияние на формирование экономической теории оказала европейская цивилизация. Как наука экономика возникла в античном обществе. Взгляды древнегреческих ученых Ксенофонта, Платона, Аристотеля (4-5 в.в. до н.э.) считаются исходными пунктами современной экономической науки. Ксенофонт и Аристотель ввели в научный оборот термин «Экономика» (от слов «ойкос» – домашнее хозяйство, «номос» — знание, закон). Таким образом, экономикав понимании древних ученых — это знание правил ведения домашнего хозяйства.

Основные идеи древнегреческих мыслителей:

1. Основа оценки блага – это его полезность.

2. Обмен благами должен быть равноценным, то есть эквивалентным.

3. Физический труд не престижен.

Древнеримские мыслители (Сенека, Лукреций Кар) обосновывали необходимость рабства, но в их высказываниях уже отражается упадок рабовладельческого строя. Источником богатства они считали торговлю и ростовщичество. Сенека (4 – 65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39 – 55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которой, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым делом. Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике.

Как наука, то есть систематизированное знание о сущности и целях экономической системы, экономическая теория возникла в XVI – XVII вв. Термин политэкономия был введен в 1615 г. А. Монкретьеном. Этот термин означал науку о законах развития общества и управления государством. Первую попытку объяснить явления капиталистической экономики предприняли меркантилисты.Школа меркантилизма зародилась в конце XV века. Для этого течения характерны два основных признака: 1. богатство отождествляется с деньгами; 2. накопление денежного богатства может происходить с помощью государства.

Различают ранний и поздний меркантилизм. Ранний меркантилизм (Стаффорд, Скаруффи) существовал до великих географических открытий, когда внешней торговли почти не было. В результате спекуляций купцов на рынок поступали большие суммы денег. Главная идея раннего меркантилизма – это идея денежного баланса, то есть накопления денег законодательным путем. Ранние меркантилисты выдвинули следующие предложения правительству:

1. Запретить вывоз денег за границу.

2. Торговать валютой может только государство.

3. Выручка от продажи товаров иностранцам должна пойти на покупку отечественных товаров.

Поздний меркантилизм существовал в XVI – XVII вв. Его представители – Т. Ман, А. Монкретьен. Он сформировался во время великих географических открытий, когда складывались международные торговые отношения. В Западной Европе появилось много дешевого золота, многие страны столкнулись с инфляцией. Это отразилось на взглядах экономистов. Главная идея – активный торговый баланс (продавать из страны нужно больше, чем покупать).

Основные положения позднего меркантилизма:

1. Чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, тем богаче государство.

2. Правительство должно заинтересовать производителей в вывозе товаров на мировой рынок.

3. Нужно разрешать вывоз только готовых изделий.

4. Правительство должно регулировать ввоз товаров с помощью пошлин.

Меркантилисты не изучали внутренние законы капитализма. Источником богатства они считали не производство, а обращение. По мере того как капитализм охватывал все сферы экономики и, в частности, сферу производства, объект исследования перемещался из обращения в производство.

Понятие производствачасто было односторонним. Например, школа физиократов, возникшая во Франции в XVIII веке и возглавляемая Ф.Кенэ, рассматривала сельское хозяйство как единственную производительную сферу. В буквальном переводе «физиократия» – власть природы. Физиократы считали, что богатство общества создается только в сельском хозяйстве. Лишь сельскохозяйственные работники считались производительным классом. Общество разделялось на 3 класса:

1) земельных собственников;

2) сельскохозяйственных рабочих;

3) промышленников, то есть бесплодный класс.

Взгляды физиократов основывались на том, что единственной развитой сферой было сельское хозяйство. Промышленность лишь перерабатывала сельскохозяйственную продукцию, и создавалось впечатление, что ничего нового здесь не производится. Физиократы попытались объяснить процесс воспроизводства на уровне всей экономики.

Воспроизводство -возобновление процесса производства и воссоздание израсходованных ресурсов.

Дальнейшее развитие производства и появление крупных промышленных предприятий привели ученых к выводу, что богатство общества создается не самой природой и не конкретным трудом в отдельной отрасли, а трудом во всех сферах производства. Объектом исследования становилась не столько сфера обращения, сколько производственная сфера.

Классическая политэкономияначала формироваться в XVII веке и существовала около двух веков. Наиболее известные авторы –У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо. Исторические условия, подготовившие возникновение классической школы, сложились прежде всего в Англии. Здесь быстрее, чем в других странах Европы, завершался процесс первоначального накопления капитала. Были заложены основы мануфактурного производства, получившего большое развитие уже в XVII в. В результате обострения социальных противоречий в 1640 г . в Англии началась буржуазная революция, покончившая с феодально-абсолютистским строем и ускорившая развитие капиталистических отношений. Вместе с ростом мануфактурного производства, развёртыванием внешнеторговой экспансии, Англия в капиталистическом развитии значительно обогнала другие страны Европы. В эти годы капитал широко проникал в промышленность. Под богатством уже понимали не золото и не деньги, а произведенные товары. Классики разработали идею экономической свободы и объявили ненужным вмешательство государства в экономику. Ценообразование должно осуществляться в интересах производителей. Смит проанализировал механизм рыночного саморегулирования с помощью свободного колебания цен. Этот механизм был назван «невидимой наукой». Его суть в том, что с помощью колебаний цен спрос автоматически приходит в соответствие с предложением без какого-либо вмешательства извне.

Смит заложил основы теории трудовой стоимости. Главная идея этой теории в том, что стоимость товара зависит от затрат труда на его создание. Смит создал учение о доходах и сформулировал принципы налогообложения. Недостаток его теории (догма Смита) заключается в том, что по мнению автора, стоимость товара складывается только из доходов владельцев ресурсов и не включает затрат прошлого труда. Прошлый труд –это труд, затраченный на создание оборудования, инструментов, на строительство помещений.

Разработку теории Смита продолжил Рикардо. Он доказывал, что стоимость товара создается только трудом рабочего, то есть была продолжена разработка теории трудовой стоимости. По мнению Рикардо прибыль – это результат неоплаченного труда рабочих. Заслуга Рикардо заключается в том, что он разработал целую систему экономических категорий на основе теории трудовой стоимости.

Классическая политэкономия, в отличие от меркантилизма, ориентировалась, прежде всего, на развитие производства и представляла интересы той части предпринимателей, которая вкладывала свои капиталы в мануфактуры.

Классики политэкономии создали учение о «естественных» законах экономики. Эти законы они отождествляли с законами природы.

Английские и французские ученые исследовали производство, положив начало экономическому анализу. Классики политэкономии впервые применили абстрактный метод исследования. Все это имело большое значение для решения методологических проблем политэкономии, в чем одна из научных заслуг классической школы.

В целом классическая политэкономия развивалась в условиях свободной конкуренции между производителями. С этим связан крупный недостаток теории – игнорирование роли государства в хозяйственной жизни.

Дальнейшее развитие экономической теории шло по двум направлениям:

1) марксистскому (К.Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин);

2) немарксистскому.

Марксистская экономическая теория сосредоточила исследования на анализе экономических отношений с точки зрения рабочего класса. К. Маркс (1818 – 1883) пришел к выводу о неизбежной гибели капитализма. Марксизм является своеобразным вариантом развития классической экономической школы.

Экономисты немарксистского направления пытались решать текущие проблемы экономического развития, например, проблемы борьбы с инфляцией и безработицей.

Методология К. Маркса берет начало из следующих источников: классическая политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо – трудовая теория стоимости, производительность труда и т. д.; немецкая классическая философия – диалектика и материализм; утопический социализм – социологические аспекты, понятие классовой борьбы. Индивидуальной особенностью методологии К. Маркса является идея базиса и надстройки: совокупные производственные отношения людей, экономическая структура общества – это базис, над которым расположена надстройка. Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.

Вклад Маркса и Энгельса в развитие политэкономии:

1. Доведена до логического завершения теория трудовой стоимости. Маркс показал, что стоимость товара создается абстрактным трудом. Абстрактный труд – труд вообще, рассматриваемый как расходование рабочей силы независимо от цели и средств ее достижения.

2. Открыт механизм создания прибавочной стоимости, тем самым объяснен механизм накопления богатства. Маркс открыл основной экономический закон капитализма.

3. Маркс и Энгельс придали экономическим отношениям классовый характер.

4. Маркс разработал собственную теорию воспроизводства.

Разработка теории К. Маркса была продолжена В. Лениным. Он сформулировал основные признаки империализма:

1. Концентрация производства достигает такой степени, что возникают монополии в промышленности.

2. Концентрация капитала в банковской сфере порождает банковские монополии.

3. Банковские монополии постепенно сливаются с промышленными и возникает финансовая олигархия – власть немногих.

4. Монополии выходят за национальные рамки, возникают транснациональные корпорации.

5. Завершается территориальный раздел мира.

По мнению ряда историков и экономистов, попытки построить «справедливое общество» на основе классического марксизма нежизнеспособны и утопичны.

ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока — колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III в. до н. э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н. э.), указывалось на различия в умственном и физическом труде, причем первый объявлялся монополией «высших» слоев, а второй — уделом «простолюдинов» основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н. э.), высказывалась мысль о том, что все люди равны от рождения, что «накопленным богатством» должны пользоваться все и что люди из народа должны иметь право частной собственности на землю. А поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) — можно охарактеризовать как теоретически исходные пункты современной экономической науки, например, идея о полезности как основе ценности хозяйственных благ, правильного обмена хозяйственных благ, обмена эквивалентов и т. д. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался занятием, неприличным для свободного гражданина, поэтому и продукт тогда оценивался только с точки зрения его полезности, а не труда.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), Варрона (116-27 гг. до н. э.), Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.), Калумеллы (I в. н. э.), Сенеки (2-65 гг. н. э.) — являлись своего рода развитием экономической мысли Древней Греции. Здесь также обосновывается необходимость рабства, но уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладения. Так, Сенека, утверждавший, что все люди по природе равны, осуждал рабство. Он писал: «Они рабы. Но они люди». Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на христианство, которое в свою очередь ознаменовало собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь». Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов труда, понятия собственности, богатства и многие другие экономические проблемы в той или иной степени изложены в христианском учении.


Но все эти взгляды даже в совокупности не представляют собой систематизированного учения об экономике, хотя термин «экономия» (от греческих слов: «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — учение, закон) впервые был введен в научный оборот Аристотелем, изучавшим рабовладельческие хозяйства.

В настоящее время этот термин получил широкое распространение, но уже в несколько измененном виде. Сегодня под экономией обычно понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов. Производным от греческого слова oikonomiya — искусство ведения домашнего хозяйства — явился термин «экономика», который в современных условиях используется в различных значениях:

1) хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (например: мировая экономика, экономика России, экономика Узбекистана и т. д.);

2) научная дисциплина, занимающаяся изучением народного хозяйства в целом, некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т. д.), отдельных отраслей (промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, животноводства, образования и т. д.);

Исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую систему.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Экономическая наука откликается на эти процессы появлением меркантилизма.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, ибо они заговорили об этом первыми). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо «меркантильный» в переводе означает «денежный». Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.

Идейно близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничения проникновения в страну иностранных товаров и капиталов.

Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман (1571 -1641), А. Монкретьен де Ваттевиль (1575-1621), Г. Скаруффи (1519-1584), Д. Норе (1641 — 1691), Д. Юм (1711 -1776).

Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Ман и Антуан Монкретьен де Ваттевиль.

Томас Ман — английский экономист, став купцом и нажив солидное состояние, передал свой опыт в двух небольших сочинениях: «Рассуждение о торговле в Англии с Ост-Индией» и «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства». В то время торговля и обращение денег играли настолько большую роль, что слова «торговля» и «экономика» считались почти синонимами. Т. Ман главным видом капитала считает торговый капитал, богатство олицетворяет с денежной формой, а источником обогащения признает торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.

Антуан Монкретьен де Ваттевиль — поэт, мятежник, дуэлянт — прожил бурную, полную приключений жизнь, подобно героям романа А. Дюма «Три мушкетера» был осужден как государственный преступник, по приговору суда его труп был сожжен, а пепел развеян по ветру. Но в историю он вошел как яркий представитель меркантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин «политическая экономия». С выходом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась как политическая экономия. Первая часть данного термина произошла от греческого слова «политейя», что означает «государственное устройство». Следовательно, «политэкономия» дословно переводится как «законы хозяйствования в рамках государства» (не в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве в целом). Появление данного термина в это время не случайно, оно обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле. Последняя, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, «главной целью различных ремесел» и лучшим способом обретения государством могущества. Разницу между богатством и благосостоянием А. Мокретьен определял так: «Не обилие золота и серебра… делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни…» Он был противником роскоши, которая, по его словам, «для государства чума и роковое разорение».

Учение Уильяма Петти (1623-1686) является как бы переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке — политической экономии. Его работы — «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1665), «Политическая арифметика» (1676), «Кое-что о деньгах» (1682). Последняя работа оценена Ф. Энгельсом как шедевр политической экономии. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля — его мать».

Новый этап в развитии политической экономии представлен физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Это название в переводе с греческого дословно означает «власть природы». Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774). Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпадур. В возрасте 52 лет вслед за научными работами по медицине Ф. Кенэ написал главный свой труд по политической экономии «Экономические таблицы» (1758), в котором была предпринята гениальная попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии. Вокруг Ф.Кенэ группировался ряд его талантливых учеников и сторонников: В. Р. Мирабо-старший (1715-1789), Дюпон де Немур (1739-1817), Анн Тюрго (1727-1781).

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).

Адам Смит родился в апреле 1723 г. в маленьком шотландском городке Керколди в семье главного контролера королевской таможни. Он получил хорошее образование, окончил два университета, приобрел фундаментальные знания по философии, политическим наукам, математике, астрологии, юриспруденции, социологии и экономике. Его первая книга — «Теория нравственных чувств».

А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план — дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпускает книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1777). В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний. Основная идея в учении А. Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл «невидимой рукой». А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 г. занимался коммерческой деятельностью, чем нажил миллионное состояние, затем, став крупным землевладельцем, посвятил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд «Начала политической экономии и налогового обложения» (1809-1817). Он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов, а прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратнопропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью и указал на тенденцию к понижению нормы прибыли; раскрыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в основу теории английского утопического социализма.

На ошибки классической школы политэкономии неоднократно указывали русские экономисты в конце XIX — начале XX в. Так, В. Я. Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсолютную форму, считала свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, стран и народов, а свои принципы (эгоистические интересы и свободная конкуренция) — вечными постулатами для создания нормального строя экономических отношений. Крупным недостатком классической политэкономии было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни.

Определенным этапом в эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана Шарля Леонара Симона де Сисмонди (1773-1842). Он учился в Женевском университете. Жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд — «Новые начала политической экономии» (1819). Он выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центр экономического учения Сисмонди ставил распределение, от которого зависят потребление и производство. Считал, что политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социального механизма ради счастья человека.

Идею создания будущего общества, каждый в своем понимании, выдвинули французские социалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772- 1837) и английский — Роберт Оуэн (1771 -1858).

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм.

С именем К.Маркса (1818-1883) связана попытка построить общество без частной собственности на средства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Его главный труд — «Капитал» (1867), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Главные заслуги К. Маркса: создано учение об общественно-экономических формациях, причинах их смены; раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения — противоречия, исторически преходящий характер капитализма как формации; разработаны теории воспроизводства и экономических кризисов, цены производства; создано учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, противоречиях товара, о прибавочной стоимости; раскрыта сущность абсолютной ренты, сущность наемного труда, дана общая характеристика капиталистической эксплуатации.

Развитие экономической мысли в Центральной Азии связано с именами таких всемирно известных ученых, как Фараби, Ибн Сина, Беруни, Юсуф Хас Ходжиб, А. Навои и др.

В их произведениях экономические идеи еще не отделились от философских и всей совокупности общественных знаний, но представляют значительный интерес.

В воззрениях Фараби и Ибн Сины центральное место занимало учение о потребностях человека. По мнению Фараби (870-950), материальные потребности людей являются первопричиной формирования общества.

Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037) — один из выдающихся мыслителей средневековья, величайший ученый-энциклопедист и гуманист — известен прежде всего своими трудами в области медицины, однако его интересовали и экономические вопросы. Наиболее любопытны его рассуждения о балансе доходов и расходов в рамках не только семьи, но и города и государства. По его мнению, необходимо достижение сбалансированности доходов и расходов с учетом выделения средств для образования резервов на случай стихийных бедствий или войны.

Абу Райхан Беруни (973-1048) — современник Ибн Сины, один из крупнейших ученых-энциклопедистов. В своих трудах, исходя из объективного фактора взаимодействия человека с окружающим его миром, он показал решающее значение труда для человека. Беруни развил учение Фараби и Ибн Сины об экономических факторах формирования общества.

Заслуга Беруни в развитии экономической мысли Центральной Азии заключается в том, что он впервые исследовал происхождение денег, показав, что оно связано с возникновением потребностей в обмене продуктами труда.

Значительную роль в области экономических знаний сыграл Юсуф Хас Ходжиб — видный поэт и мыслитель XI в. Свои экономические взгляды он изложил в книге «Знание, дарующее счастье» (1069). Подчеркивая роль труда в развитии общества, Ходжиб обратил внимание на важность вопросов разделения труда и отметил особенности и характер материальных благ. Кроме того, он дал четкое определение функций денег.

Дальнейшее развитие экономической мысли Востока особенно характерно для эпохи правления Амира Темура и Темуридов, что связано во многом с именем Алишера Навои (1441 -1501) — великого узбекского поэта и мыслителя, ученого-энциклопедиста и государственного деятеля. Из 22 произведений Навои, содержащих его экономические идеи, особый интерес представляют «Вахфийя» и «Муншаот», в которых изложены основные мысли о социально-экономическом устройстве общества. Отмечая роль труда в создании богатства, ученый считал, что «богатство — это благо только в том случае, если им пользуется весь народ». По его мнению, источником обогащения государства являются налоги, поэтому он высказывался за установление справедливой налоговой системы. Значительное место в произведениях Навои уделялось и финансам государства. В историю экономической мысли Центральной Азии вошли также произведения Абдуррахмана Джами (1414-1492), Бабура Захиреддина Мухаммеда (1483-1530), Мирзы Бедиля (1644-1721), Азади (1700-1760), Махтумкули (1733-1782) и др.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *