Естественное и позитивное право

Теория естественного права

Смотреть что такое «Теория естественного права» в других словарях:

  • Неотомистская теория естественного права — имеет распространение в тех странах, где католическая церковь сохранила влияние. Официально существует с 1879 г., когда папа Лев XIII энцикликой объявил учение Ф. Аквинского наиболее адекватным духу и задачам католицизма. Исходным пунктом… … Теория государства и права в схемах и определениях

  • ПРАВА — (RIGHTS) Понятие, играющее ключевую роль в обсуждении вопросов гражданства, равенства, справедливости и легитимности. Права бывают пассивными или активными и могут определяться как: (1) требования (например, право на возвращение долга); (2)… … Социологический словарь

  • Права человека — это определенные возможности (свободы) человека, необходимые для его существования и развития в конкретно исторических условиях, объективно определяемые достигнутым уровнем развития человечества и закрепленные в качестве международных стандартов … Теория государства и права в схемах и определениях

  • Права животных — Защитники прав животных утверждают, что животные это личности, а не частная собственность … Википедия

  • Теория исторического (национального) происхождения права (историческая школа права) — учение, обосновывавшее происхождение права объективными условиями жизнедеятельности людей, существующими в рамках национального государства. Развивалась представителями исторической школы права, находившейся в яростной оппозиции к школе… … Элементарные начала общей теории права

  • ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ — политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными… … Юридическая энциклопедия

  • Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

  • Теория демократии — Демократия Ценности Законность · Равенство Свобод … Википедия

  • ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ — политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Теория родового быта — так называется учение известной школы историков и юристов, по которому исходным моментом истории и права арийских народов служил своеобразный союз кровных родственников, именуемый родом, в противоположность другой школе, утверждавшей, что таким… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

3. Теория естественного права

2. ПОЗИТИВИЗМ ЮРИДИЧЕСКИЙ (лат. positivus — положительный) — направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права.

Возникновение юридического позитивизма относится к первой трети XIX в. и было связано с процессами утверждения промышленного капитализма в странах Западной Европы. Решающую роль при этом сыграли процессы формирования в наиболее развитых странах национального рынка, потребовавшие ликвидации пережитков средневекового партикуляризма, расширения сферы законодательного регулирования общественных связей и установления единого для всей страны правопорядка. На этой почве сложились ранние концепции юридического позитивизма (далее ЮП), для которых были характерны идеи верховенства закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями государственной власти. ЮП пришел на смену доктринам естественного права, господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII — XVIII вв.

Начало теоретическому обоснованию ЮП положил английский юрист Джон Остин (1790—1859), последо­ватель утилитаризма И. Бентама. В 1832 г. он опубликовал книгу «Определение предмета юриспруденции» .

Предметом юриспруденции, по Остину. является позитивное право. Остин не отрицал естественное право и оценочный подход к законам, действующим в государстве, но вывел эти проблемы за рамки юридической науки. Согласно его взглядам, существует несколько видов законов: а) божественные законы (данный термин представлялся ему более точным, чем естественное право); б) законы позитивной морали, основанные на мнениях (например, законы чести):

в) позитивные законы, установленные политической властью. Эти законы, соответственно, изучают такие науки, как этика или деонтология (к ее ведению относятся вопросы критики позитивных законов с точки зрения божественного права), наука морали и юриспруденция. Задачу юридической науки Остин видел в том, чтобы построить систему взаимосвязанных правовых понятий — источника права, юридической обязанности, правонарушения, санкции и т.д. — путем анализа их содержания и логического объема.

По учению Остина. позитивное право состоит из императивных велений или приказов суверенной государственной власти. Право есть «совокупность норм, установленных политическими верхами». Его источник — воля суверена (в Англии суверенитет принадлежит королю, пэрам и электорату палаты общин). Как подчеркивал Остин. суверен не связан принятыми законами, так как в любой момент может их изменить — в противном случае он не суверен. Ограничениями государственной власти в действительности служат божественное право и мораль. В концепции Остина были разработаны основы императивной теории права, согласно которой законы государства обращены исключительно к подвластным и не способны ограничить волю суверена.

Естественно-правовая теория получила завершенную форму в эпоху буржуазных революций ХVП— XVIII вв. Представителями ее являются Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Джефферсон, Ж.-Ж. Руссо и другие. Согласно этой теории наряду с позитивным правом, выраженным в законодательстве, существует естественное право, коренящееся в природе и разуме человека. Его основными требованиями объявлялись свобода, равенство людей, право частной собственности, свобода вероисповедания и мысли и т.п. ценности. Признавая за естественным правом приоритет перед позитивным правом, авторы этой теории обосновывала необходимость приведения позитивного права в соответствие с естественным правом. Тем самым авторы естественноправовой теории объявляли неразумными принципы и институты феодального права и обосновывали необходимость замены феодальных правовых порядков нарождавшимся буржуазным правом.

Главные черты этого учения:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критерием позитивного права;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, a в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства теории

— это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались ранние буржуазно-демократические революции;

— сторонниками естественно-правовой теории, верно замечено, что законы могут быть и неправовыми и они должны приводиться в соответствие с естественным правом;

— провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновника и государственных структур.

Недостатки теории:

— данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противоправного, так как определить это с позиций «естественной» справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, очень затруднительно;

— такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

4. Философия права.

Филосо́фия пра́ва ( или правова́я филосо́фия ) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

1. Правовая онтология — учение о праве.

2. Правовая гносеология

В рамках правовой гносеологии постигаются теория и методология познания правовой реальности, связанные с разграничением права на естественное и позитивное, формированием юридического и легистского правопонимания. Здесь складываются основания методологии современной юриспруденции, формируются подходы, методы, концепции, определяющие направления исследования правовой реальности.

3. Правовая аксиология — это учение о ценностях, которые обеспечиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности).

4. Правовая антропология

Учение о месте человека в праве и права в человеке, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание. Как природное существо человек находится в постоянном конфликте с искусственно созданными мирами, культурой вообще, правовой культурой в частности.

5. Правовая логика

Учение о системе правовых понятий и правовом мышлении. При этом правовое мышление выступает как специфическая интеллектуальная деятельность, направленная на решение задач, связанных с использованием правовых средств и правовых аргументов. Без правовой логики невозможно существование юридической терминологии.

6. Правовая герменевтика

Теория постижения и истолкования смыслов, содержащихся в разнообразных правовых текстах (законах, инструкциях, решениях, приговорах и т.д.). Правовая герменевтика ориентирована на интерпретатора, поэтому толкование здесь выступает как искусство профессионала. Чем выше уровень профессионализма, тем ближе толкование к пониманию правовой реальности.

Естественное и позитивное право определения и различия. Права естественные и позитивные

Многие авторы считают, что одни нормы приняты государством, а другие возникли сами по себе. То есть существует естественное и позитивное право. Считается, что к естественному следует относить на равенство и так далее — то есть те права, которые даны человеку от природы. Они являются естественными, а значит, государство посягать на них не может.

В говорится, что создаваемое государством право является производным к тому, которое вытекает из самой человеческой природы. Позитивное право — это нормы, которые были установлены государством. Признаны они могут быть только в том случае, если не противоречат естественного.

Позитивизмом называют одно из направлений юриспруденции. В данном случае акцент делается на словесно-символической форме существования права. Учитываются только фиксированные нормы, то есть важно то, при помощи чего они выражены (их форма).

Позитивное право — институциональное образование. Существует оно в виде внешних институтов (объектированных), норм, которые выражены в законах и так далее.

Позитивное право имеет массу и отрицательных, и положительных потенций. Пожалуй, основное его достоинство заключается в том, что данное право является эффективнейшим нормативно-ценностным регулятором. Именно оно помогает контролировать поведение людей в обществе. Данный регулятор имеет не только нормативный, но еще и ценностный характер. Это утверждение основано на том, что право, входя в жизнь людей, становится ее частью. Нормативные начала помогают дать оценку отдельным жизненным явлениям, именно они делят поступки людей на допустимые и недопустимые.

Позитивное право обеспечено государством. Речь о том, что оно гарантировано, а несоблюдение норм становится причиной наступления санкций. Принудительная сила, которой обладает государство, помогает навести порядок в обществе, устранить своеволие, а также произвол.

Позитивное право отличается от естественного многим. Вот основные различия:

Связано с естественным порядком вещей. Речь о природе человека и мироздании в общем. Естественное право — часть мирового порядка. Позитивное право есть нечто искусственное. Творцом в данном случае выступает именно человек. Все это приводит к тому, что его нормы могут даже противоречить нормам мирового порядка.

Естественное право связано с всеобщим бытием, позитивное — с конкретным государством.

Позитивное право возникло тогда, когда возникло государство. Естественное было всегда.

Нормы права естественного не всегда выражаются в письменной форме, так как могут существовать в традициях и так далее.

Естественное право в отличие от позитивного не тождественно действующему законодательству. Его цель — высшая справедливость, а не интересы государств.

Позитивное право в отличие от естественного не имеет норм, которые могли бы быть обоснованы за счет религии или этики. Они связаны только с волей государства.

Чем плохо позитивное право? В первую очередь тем, что его нормы могут быть несправедливыми. Во все времена наблюдалась тенденция порабощения народа. Речь, конечно же, не о прямом, а именно о косвенном рабстве. Государство навязывает обществу те правила и порядки, которые нужны только ему. По этой причине люди часто оказываются ущемленными в своих правах. Часто действующие нормы являются несправедливыми, негуманными, выгодными только людям, обладающим властью и стремящимся эту власть удержать. Во многих случаях они обеспечивают благополучие одних за счет ущемления других. Вся загвоздка в том, что обязательными к исполнению являются все нормы позитивного права без исключения.

система официальных, общеобязательных, формально определенных, властно установленных или санкционированных норм (правил) поведения, правовых актов, правоотношений, судебных решений.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО

положительное право) – действующее право (см.). От П. п. следует отличать правовые воззрения и представления о желательном праве, распространенные в обществе, либо правовые требования, проекты и т. п., не являющиеся действующими юридическими нормами. Представители школы естественного права (см. Естественное право) утверждали, что наряду с изменчивым по своему содержанию во времени и различным в разных странах позитивным правом действует неизменное и общее для всех народов естественное право. В действительности конструируемое этой школой «естественное право», противопоставляемое позитивному праву, является лишь совокупностью определенных изменяющихся со временем (в зависимости от материальных условий) воззрений и взглядов, а не совокупностью действующих наряду с позитивным правом норм.

Естественное право .

Под естественным правом подразумеваются идеальные первоосновы права. Естественное право не зависит от человеческой воли и желания. Оно представляет собой идеал, т. е. форму должного в отношениях между людьми. Его сущность раскрывается через понятие «справедливость». Утверждает существование высших, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей и т. д. Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Основной характеристикой естественного права можно рассматривать истоки его формирования. Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека. оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством.

Позитивное право .

Позитивное право выступает как необходимый и существенный элемент правовой реальности, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства. Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Позитивное право – правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные императивно-властные решения. Оно рассматривается как искусственно создание цивилизации, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов. Позитивное право представляет собой институциональное образование : оно существует в виде внешних объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных, нормативных юридических документах.

Нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка (естественного права), но и противоречить им.

Основные различия между естественным и позитивным правом :

Объективное право (или собственно право) — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это юридические нормы, закреплённые формально в источниках права в данный период в конкретном государ­стве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведе­ния, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъек­тивными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъек­тивны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкрет­ные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Позитивное право, положительное право (лат. ius positivism ) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена, либо не противоречащих данной воле, посредством которых регулируется жизнь субъектов права на некой территории, которые являются регуляторами общественных отношений и которые поддерживаются силой государственного принуждения. Может как и соблюдать, так и нарушать моральные права человека с позиции моральной концепции именуемой «Правами человека», в таких случаях правовые нормы противоречащие моральным правам человека называются противоправными/антиправовыми.

Отрывок, характеризующий Позитивное право

Вообще главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума. Видно было, что никогда Сперанскому не могла притти в голову та обыкновенная для князя Андрея мысль, что нельзя всё таки выразить всего того, что думаешь, и никогда не приходило сомнение в том, что не вздор ли всё то, что я думаю и всё то, во что я верю? И этот то особенный склад ума Сперанского более всего привлекал к себе князя Андрея.
Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда то испытывал к Бонапарте. То обстоятельство, что Сперанский был сын священника, которого можно было глупым людям, как это и делали многие, пошло презирать в качестве кутейника и поповича, заставляло князя Андрея особенно бережно обходиться с своим чувством к Сперанскому, и бессознательно усиливать его в самом себе.
В тот первый вечер, который Болконский провел у него, разговорившись о комиссии составления законов, Сперанский с иронией рассказывал князю Андрею о том, что комиссия законов существует 150 лет, стоит миллионы и ничего не сделала, что Розенкампф наклеил ярлычки на все статьи сравнительного законодательства. – И вот и всё, за что государство заплатило миллионы! – сказал он.
– Мы хотим дать новую судебную власть Сенату, а у нас нет законов. Поэтому то таким людям, как вы, князь, грех не служить теперь.
Князь Андрей сказал, что для этого нужно юридическое образование, которого он не имеет.
– Да его никто не имеет, так что же вы хотите? Это circulus viciosus, из которого надо выйти усилием.

Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава, и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления вагонов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoleon и Justiniani, работал над составлением отдела: Права лиц.

Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устроивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, на сколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге. Жизнь его между тем шла по прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить, и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал.
В чаду своих занятий и увлечений Пьер однако, по прошествии года, начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из под его ног, чем тверже он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступил к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твердости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился еще больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте.
Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.) Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменьщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.

Естественное право и позитивное право

Издавна существует взгляд, что в каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении (объективным и субъективным) существует естественное право, которое охватывает такие права, как право на жизнь, право на свободу, право на справедливое отношение к человеку и др.

Полагается, что права, относящиеся к естественным, существуют как таковые, независимо от того, закреплены они где-либо или нет: они вытекают из естественного порядка вещей, из жизни, из самой природы человека. В силу этого естественные права, хотя в определенной степени и зависят от социальных условий, в своей основе являются «природными», «прирожденными», т.е. абсолютными, неизменными.

Таким образом, естественное право – это совокупность прав людей, требований, идей, правил, обусловленных естественной природой человека, естественным порядком вещей.

В отличие от естественного права, право в юридическом значении (объективное и субъективное) предстает как позитивное право (лат. positivus – «положительный»). Позитивное право – это право, выраженное в законах и других источниках.

Для позитивного права характерны следующие черты:

  • 1) в значительной мере создается людьми, общественными образованиями – законодателями, судами, самими субъектами права и т.д., является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности;
  • 2) существует в виде законов, иных источников, т.е. особой, внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи, как это свойственно естественному праву).

Отграничивая позитивное право от естественного права, нужно учитывать и то, что юридические нормы могут быть одновременно воплощением естественного права и носителем естественно-правовых ценностей. И именно это придает позитивному праву с древнейших времен высокий статус.

Естественные права для своего существования не требуют их закрепления и формулирования в каких-либо особых нормах. Они находятся как бы за нормами, вне их. Однако такого закрепления требует их реализация. Существуя в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, в виде идей, представлений, естественные права затем закрепляются в конкретных нормах и реализуются в них: в обычаях, в моральных нормах и – что особенно значимо – в юридических нормах.

Право как социальная ценность и явление культуры

Право есть явление культуры. В процессе социализации, общественного развития человек постепенно создавал для себя вторую, искусственную среду обитания («вторую природу»). Эта деятельность человека и ее результаты и называются культурой. В процессе этой деятельности человек творит не только вещи, объекты материальной культуры, но и духовные ценности. Категория «ценность» – основное понятие культуры. Итак, культура – это деятельность человека и ее результаты по созданию второй, искусственной среды своего обитания.

К ценностям, создаваемым человеком в процессе культурной деятельности, относятся наука, литература, искусство, а также правила отношений между людьми – обычай, мораль, право.

Результаты культурной деятельности человека не всегда являются социальными ценностями, не всегда полезны для общества. Культура как специфически человеческий способ деятельности представляет собой весьма сложный феномен. Так, деятельность человека с точки зрения ее социальной ценности может быть нейтральной, т.е. оцениваться как безразличная, индифферентная по отношению к общественной пользе. Кроме того, человек в процессе своей деятельности может создавать различные субкультуры (подкультуры) негативного, отрицательного свойства. Например, преступную, воровскую субкультуру, субкультуру тюрьмы и т.п. В подобных субкультурах тоже существуют своего рода «ценности», но они имеют антисоциальный характер.

Ценность – это то, что необходимо человеку как существу социализированному, т.е. общественному, (а значит, и обществу в целом), то, что способно удовлетворить позитивные потребности личности и оценивается положительно.

Право представляет собой величайшее достижение культуры, выступая антиподом бесправия, беспорядка, произвола. Ценность права для общества состоит в том, что оно является нормативной основой существования и развития общества. На основе норм права оценивается поведение людей, избираются меры реагирования на отклоняющееся от нормы поведение. В обществе могут возникать различного рода социальные конфликты, споры. Право в этих случаях выступает средством регулирования и разрешения социальных конфликтов и тем самым способствует стабилизации общества.

С помощью права общество подчиняет себе государство, заставляет его функционировать в интересах населения, конкретного социума. С помощью права ставятся рамки деятельности государства, определяются его задачи, компетенция государственных органов. Этот момент особенно важен в процессе формирования правового демократического государства.

Право охраняет, защищает такие важные для человека ценности, как жизнь, свобода, честь, достоинство, его собственность, неприкосновенность жилища и т.д. Право обеспечивает правовую безопасность и социальную защищенность человека. Еще древнеримские юристы утверждали, что «право есть безопаснейший шлем» (lex est tutissima cassis).

Ценность права для человека и в том, что право охраняет личность и от самого государства, обладающего силой, которая может быть использована во вред человека. Право ставит преграды неоправданному вмешательству государства в личную жизнь гражданина (неприкосновенность личности, жилища, тайна личной жизни и т.д.). Право ограждает человека от произвола государства даже в случае совершения им правонарушения: путем установления различного рода процессуальных гарантий, порядка уголовного преследования и т.п.

Право ценно и для самого государства как средство организации государственного аппарата, упорядочения его деятельности, а также как инструмент решения управленческих задач государства, реализации его функций.

Сказанное относится исключительно к праву, но не к законодательству, которое во многом является продуктом произвольной нормотворческой деятельности государства. Законы становятся частью культуры и социальной ценностью постольку, поскольку они совпадают с правом, санкционируя сложившиеся культурно-правовые правила поведения. Поэтому если право с общечеловеческой точки зрения является ценностью абсолютной, то ценность юридических законов относительна.

36. Естественное право и позитивное право

  • •1. Предмет теории государства и права
  • •2. Методология теории государства и права
  • •3. Теория государства и права в системе наук
  • •4. Закономерности происхождения государства
  • •Можно выделить несколько основных причин возникновения государства:
  • •5. Особенности становления государственности у различных народов мира
  • •6. Основные теории происхождения государства
  • •7. Взаимодействие общества и государства. Относительная самостоятельность государства
  • •8. Право, государство и глобальные проблемы современности
  • •9. Основные политические учения
  • •10. Гражданское общество и правовое государство
  • •11. Проблемы становления Российского правового государства
  • •12. Соотношение государства и права. Правовые формы осуществления государственной власти
  • •13. Государственно-политические режимы и право
  • •14. Правовой статус личности: понятие и структура
  • •15. Права и свободы граждан
  • •16. Понятие и признаки государства
  • •Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.
  • •17. Государственная власть, ее свойства и методы осуществления
  • •18. Классификация государств
  • •19. Советское государство и право: особенности и уроки
  • •20. Функции государства: понятие и виды
  • •21. Функции современного Российского государства
  • •22. Форма государства: понятие и структура
  • •23. Формы государственного правления
  • •24. Формы государственного устройства
  • •25. Механизм государства
  • •26. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  • •27. Понятие и структура политической системы общества
  • •28. Государство в политической системе общества
  • •29. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства
  • •30. Демократия и законность
  • •31. Право и политика
  • •32. Внутригосударственное и международное право
  • •33. Правовая конфликтология
  • •34. Понятие и признаки права
  • •35. Основные правовые учения
  • •36. Естественное право и позитивное право
  • •37. Правовой нигилизм и правовой идеализм
  • •Правовой нигилизм может выступать в 2-х формах:
  • •Причины правового нигилизма:
  • •Проявления правового нигилизма:
  • •38. Преемственность в праве
  • •39. Принципы права
  • •40. Функции права
  • •41. Право и закон
  • •42. Понятие и виды субъектов права
  • •43. Субъекты правовых отношений
  • •44. Правовая система общества
  • •Структура правосознания:
  • •Признаки:
  • •45. Система права и система нормативно-правовых актов
  • •46. Основные правовые семьи народов мира
  • •47. Виды социальных норм
  • •48. Нормы права: понятие и признаки
  • •49. Структура норм права
  • •50. Право и мораль
  • •51. Классификация правовых норм
  • •4) В зависимости от времени действия
  • •8) По кругу лиц нормы права подразделяются на:
  • •12) Нормы международного и нормы внутригосударственного права.
  • •13) Нормы публичного и нормы частного права.
  • •52. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы
  • •Правовая культура зависит от:
  • •53. Правосознание (понятие, структура)
  • •54. Формы (источники) права: понятие и виды
  • •55. Закон в системе нормативно-правовых актов
  • •56. Законность: понятие и основные требования
  • •Принципы законности.
  • •57. Правовое регулирование: понятие, предмет и пределы
  • •58. Механизм правового регулирования
  • •59. Правотворчество и законотворчество. Основные стадии законотворческого процесса
  • •60. Систематизация нормативно-правовых актов (понятие, виды, значение)
  • •61. Виды и способы правового регулирования
  • •62. Понятие и вида правовых отношений
  • •63. Содержание и объекты правоотношений
  • •64. Юридические факты: понятие, значение, классификация
  • •65. Юридическая обязанность, ее виды и значение
  • •66. Субъективное право: понятие, виды, значение
  • •67. Гарантии законности
  • •68. Формы реализации права
  • •69. Применение норм права: понятие и характерные черты
  • •Признаки:
  • •Характерные черты.
  • •Стадии применения норм права
  • •70. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.
  • •71. Понятие и виды толкования правовых норм
  • •В тгп различаются два вида актов толкования:
  • •72. Способы (приемы) толкования правовых норм
  • •73. Правовое воспитание
  • •74. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
  • •75. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и кругу лиц
  • •76. Правоприменительные акты (понятие и виды)
  • •77. Субъекты и основные стадии применения норм права
  • •78. Публичное и частное право
  • •79. Официальное толкование правовых норм
  • •80. Юридический процесс и его виды
  • •81. Обеспечение законности в деятельности государственных органов и должностных лиц
  • •82. Правомерное поведение, его характерные черты и виды
  • •Признаки правомерного поведения:
  • •По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение:
  • •По субъекту, осуществляющему правомерное поведение:
  • •По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение:
  • •83. Юридическая практика
  • •84. Эффективность норм права
  • •85. Коллизионные нормы. Обратная сила правовых норм
  • •86. Правонарушения (понятие, виды, причины)
  • •Причины правонарушений
  • •Некоторые выводы современной криминологии:
  • •87. Меры государственного принуждения
  • •88. Понятие и виды юридической ответственности
  • •89. Юридическая ответственность: цель, принципы, основания возникновения
  • •90. Правопорядок, понятие и характерные черты
  • •Особенности правопорядка:

Современные концепции естественного права

Правовой натурализм сыграл весьма значимую роль в становлении идей Эпохи Реформации, однако, в единую концепцию они не сложились. Правовой натурализм находит свое отражение и в идеях Эпохи Просвещения, в определенной мере он характерен для Средневековья. Тем не менее, наиболее значимые концепции с точки зрения правового натурализма были сформированы в начале XX века. Для XIX века характерно преобладание правового позитивизма, которое сохранилось до середины XX века. Со второй половины XX века правовой натурализм вновь приобретает актуальность.

Можно отметить, что на рубеже XIX и XX столетий в границах естественно-правового мышления особенно усилились оценочные и объясняющие подходы к правовым явлениям. Именно это положило начало современному правовому натурализму. В течение последних десятилетий XX столетия состоялось своего рода новое рождение многих теорий, ориентирующихся на концепции Правового натурализма. Формируя свое понимания права, естественно-правовая мысль акцентирует внимание на том, что право является правильным по содержанию, а не по юридической форме, поэтому не каждое юридическое решение (законодательное или судебно-административное), являясь формально корректным, содержит в себе право .

В широком спектре концепций правового натурализма выделяют различные точки зрения на само Правовой натурализм. Возможные понимания :

  • — как объективно данная ценность;
  • — как мораль;
  • — как деонтологию;
  • — как этическую юриспруденцию;
  • — как внутреннюю моральность закона.

Концепцию вечного и неизменного Правового натурализма, вобравшую все человеческие нормы поведения, формы общественного сознания, позитивное право, мораль, разработали неотомисты.

В марксистской правовой литературе также были попытки рассмотреть теорию правового натурализма как обобщающего понятия, которое включало фрагменты различных течений правовой мысли. Однако, по существу, исследования ограничились доктриной и взглядами, близкими и совместимыми с классическим пониманием Правового натурализма как внепозитивного нормативного порядка .

Если классическое естественно-правовое мышление ориентировано на поиск абстрактных норм, то с природой общественных отношений связывается поиск конкретных критериев справедливости юридических решений. Что касается «эйдетического права», то, в сущности, здесь внимание концентрируется на трансцендентальных юридических понятиях. «Эйдетическое право» является тем общим, которое выделяется в различных правовых системах.

Ко второй группе концепций относятся те, которые включают в себя :

  • — основанные на критериях справедливости общественно значимых законов. Последнее отбрасывает действительность абстрактных норм внепозитивного, абсолютного в своем значении права, выступая против классической естественно-правовой доктрины;
  • — изменяющийся правовой натурализм. Он видит формальное начало справедливости в позитивном праве и историческое воплощение в законе «правильного» содержания;
  • — концепции, обращенные к новым направлениям поиска основ правопорядка. Если классическая естественно-правовая доктрина апеллирует к сущности человеческой природы, то для современной антропологической правовой мысли, базирующейся на данных естественных наук, характерным является появление новых толкований «природы человека». Отсюда вытекают интерпретации Правового натурализма как биологически обусловленных фундаментальных норм, как подсознательного обращения человека в поиске критериев справедливости к своей инстинктивной природе.

По мнению Густава Радбруха право можно понять только исходя из априорной идеи права. Именно она определяет цель права. Априорная идея права в своем внутреннем содержании синтезирует три основных элемента ценностного характера :

  • — справедливость;
  • — определенность цели;
  • — правовую стабильность.

Разъяснение справедливости осуществляется с позиции ее понимания как содержательного элемента идеи права и сущности понятия права. При этом имеется в виду не материальный, а формальный принцип справедливости и содержание его раскрывается посредством принципа равенства.

Рудольф Штаммлер считал право наиболее важной формой организованной извне социальной жизни людей и подчеркивал первичный характер права по отношению к государству. По Штаммлеру, понятие права невозможно вывести из общественно-исторического опыта, оно выступает в качестве априорной категории, независимой от социальной действительности, развитие которой должно осуществляться путем частичных изменений права .

Теория Р. Штаммлера о праве основана на допущении того, что существуют чисто формальные категории. Он стремится вывести конкретные правовые положения из сугубо формальных принципов. С помощью понятия права и ряда других априорных категорий социальная реальность воспринимается как организованная целостность, выделяющая право.

Р. Штаммлер разработал идею «Правового натурализма с меняющимся содержанием», оказавшую огромную роль на развитие естественно-правовой мысли XX столетия. Прежде всего в систему своих правовых взглядов Штаммлер вводит принцип развития, воплощением которого и является категория Правового натурализма с меняющимся содержанием. Сам процесс развития Штаммлер мыслит как смену исторических пунктов в движении представлений человечества об объективно справедливой целостности общественной жизни. Штаммлер ставит задачу отыскать общезначимый формальный метод, с помощью которого меняющийся материал исторически обусловленных правовых установлений возможно было бы обработать, упорядочить и определить наличие в нем свойства «объективного» .

То, что понимают как правовой натурализм владеет действительностью иного плана, чем позитивное право, как масштаб и как принудительная норма. Как следствие, «Правовой натурализм с меняющимся содержанием» является не системой норм, действительных в определенной исторической ситуации, а формальным метафизическим началом, олицетворяющим справедливость как критерий оценки и исправления права в законе.

Л.-Л. Фуллер прежде всего ориентировался на концептуальное объединение права и морали. Право, согласно Фуллеру, имеет своим основанием общность труда и четко отражает цели, значимые для человеческого сообщества. Поэтому право является одним из видов целевой деятельности. В нем факты и ценности сливаются. Право содержит в себе внутреннее нравственное ядро, вытекающее из собственной природы правовой системы. Для Фуллера Правовой натурализм составляет внутреннее моральное ядро закона. Рассматривая мораль права, различные критерии его эффективности, Фуллер прежде всего связывает действенность права с возможностью реализации справедливости. Эффективность закона уже изначально выступает минимальным условием справедливости. В целом же справедливость является безусловным моральным требованием ко всей правовой системе. Как следствие, у Фуллера наличествует нерасторжимая связь и взаимодополнительность эффективности и справедливости, где, однако, предпочтение отдано справедливости как моральной категории .

Л.-Л. Фуллер более детально выделяет принципы эффективности институтов политико-правовой системы современного общества, обеспечивающих моральность права и требования справедливости. Это следующие принципы :

  • — всеобщность правил;
  • — открытость (доступность законов для тех, кому они адресуются);
  • — предсказуемость юридического действия;
  • — ясность (понятность закона);
  • — отсутствие противоречий;
  • — отсутствие требований, заранее невыполнимых;
  • — постоянство во времени (отсутствие постоянных изменений);
  • — соответствие официальных действий провозглашенному правилу, декларируемой цели.

В концепции основы права другого Дж. Финниса содержится указание на то, что Правовой натурализм, под которым понимается, прежде всего, разум. Уже практический разум является достаточным для уяснения индивидом того, что свободное и социально ответственное соблюдение юридических норм выступает в качестве условия общего и личного блага. Из этого следует, что для истинного законодательства индивид является ценностью лишь как личность, владеющая качествами человеческого достоинства и позитивной ответственности .

В значительной степени эти качества личности связаны с идеей либерализма. Заслуга возвращения либеральных идей принадлежит Джону Роулзу. Либерализм Дж. Роулза обрел форму концепции справедливости.

Поэтому в основу его учения заложена идея, сводимая к тому, что индивидуальные права и свободы образуют неотъемлемую часть справедливой структуры общества, сама же справедливость в свою очередь невозможна без признания автономной человеческой личности и предоставления каждому человеку права реализовать свою работу в условиях признания прав и свобод других людей. Подобное обоснование индивидуальных прав и свобод, как полагает Дж. Роулз, не предусматривает никакого приоритета общего понятия блага. Принципы справедливости, не опирающиеся на общую концепцию блага, обозначают структуру основных свобод, в границах которых индивиды — каждый со своими целями, интересами и убеждениями — получают возможность воплощать в жизнь свои представления о благе. Отсюда следует важный вывод и о роли государства .

Как полагают Дж. Роулз и его последователи, государство призвано поддерживать справедливую структуру общества, а не навязывать своим гражданам тот или иной образ жизни или определенную систему ценностей.

Для обоснования концепции либерализма Дж. Роулз обращается к теории общественного договора. Он пересматривает понятия классических версий этой теории. Для Роулза общественный договор — это не согласие о подчинении обществу или правительству, реально установленное нашими предшественниками или нами самими, а определенная идеальная гипотетическая ситуация, в которую словно бы вовлекают себя люди, выбирающие принцип справедливого социального устройства.

Главное содержание теории справедливости Дж. Роулза и состоит в обосновании того, что люди в ситуации исходной позиции выберут два принципа справедливости :

  • — согласно принципу равных свобод, каждый человек имеет равное право на максимально широкую систему равных основных свобод, согласованную с аналогичной системой свобод для всех;
  • — социальные и экономические неравенства должны быть урегулированы так, чтобы обеспечить наибольшую выгоду для тех, у кого меньше успехов (принцип дифференциации), чтобы имеющиеся должности в обществе были открытыми для всех в условиях честного обеспечения равных возможностей (принцип равных возможностей).

Защите и обновлению либеральных идей, однако в ином, чем у Дж. Роулза, значении, посвящены исследования Рональда Дворкина. Он прежде всего ставит вопрос о необходимости содержательного этического обоснования права. По его мнению, моральное обоснование права значительно облегчается тем, что позитивное право воплощает в себе и моральное содержание. Р. Дворкин различает «правила» и «принципы». Правила — это конкретные нормы, а принципы воплощают всеобщие, требующие своего обоснования понятия, такие как достоинство человека, справедливость, равенство и др. И правила, и принципы, полагает Р. Дворкин, связаны с целями, но по-разному. Правила всегда имеют вариации, соответствующие условиям их применения. Конфликт между правилами приводит к исключению или отмене одного из конкурирующих правил. В случае конфликта принципов один из них выходит на передний план, тем не менее и другие не теряют своего значения. Согласно Р. Дворкину, позитивное право создает единство правил и принципов. Их целостное обоснование обеспечивается благодаря дискурсивному обсуждению права. В этом процессе принимают участие и граждане государства, и лица, непосредственно занятые исполнением или толкованием закона. Каждый судья, подчеркивает Р. Дворкин, по роду своих занятий должен включаться во всеобщий правовой дискурс и осуществлять восхождение от конкретного дела-случая к идеально значимому решению. При таком подходе индивидуальным субъектам права и закона предоставляются широкие возможности в деле сохранения непрерывности правового пространства и даже объединения правовой практики и теории. Р. Дворкин настаивает также на том, что фигура судьи (или другого толкователя и исполнителя закона) должна быть центральной .

Таким образом, современный правовой натурализм ориентирован на оценку соответствия законов критерию справедливости, при этом проводятся различия между правом и законом. В основе современного правового натурализма лежат представления о естественном происхождении справедливости. На практическом уровне применение правового натурализма характерно для принятия законов. Именно соответствие между законом и справедливостью лежит в основе современного понимания правового натурализма и его места в создании правовых норм. Можно отметить, что в современном правовом натурализме, несмотря на наличие множества концепций, существуют два подхода к пониманию справедливости как основного критерия права. Справедливость может пониматься либо как неизменная категория, как правило, основанная на законах морали или общества. Более распространена в естественном натурализме точка зрения на справедливость как изменяющуюся категорию. В рамках данного направления выделяются подходы, ориентированные на выделение критериев справедливости законов, исследование исторического характера критерия справедливости, а также на поиск новых конкретных решений, которыми следует руководствоваться в определении справедливости закона. Так или иначе, в современных концепциях правого натурализма именно справедливость закона является основополагающей категорией, которая определяет основные исследования и объединяет само понимание справедливости.

Естественно правовая теория понимания права

Естественно правовая теория берет свое начало в Древней Греции и Древнем Риме и связана с такими философами, как Сократ, Аристотель и Цицерон.

Данная концепция обрела завершенный вид в 16-18 веках. Основными представителями является – Гроций, Вальтер, Гоббс, Руссо, Монтескье, Радищев. В рамках данной концепции противопоставляется естественное и позитивное право. Под естественным правом понимается неписанное право, возникшее из человеческой природы, из нравственных, всеобщих принципов и представляет собой систему неотчуждаемых прав и свобод личности, а также основополагающих нравственных идей, лежащих в основе социального устройства.

Такое право, как естественное – вечно, неизменно, присуще человеку от рождения, является высшим, истинным правом и охранять его должно государство.

Позитивное право (закон) –официально признанное в государстве право, совокупность юридически оформленных предписаний государственной власти. Позитивное право не всегда является справедливым, оно способно закреплять – произвол, тиранию и даже рабство (сноска на римское право). Естественное право это критерий оценки позитивного права и позитивное право должно быть заменено на такое право, которое основывалось бы на естественных законах.

Закон может стать правом только тогда, когда будет разумен и справедлив, а все, что противоречит естественному праву не должно считаться правом, следовательно, естественно правовой подход к пониманию права исходной формой бытия права признает общественное сознание, представления о праве и отличительной чертой естественного и позитивного права является разграничение категорий права от закона. Право будет отождествляться с понятием справедливости, равенства, свободой, природой человека и является первичным по отношению к закону. Представители естественно-правовой теории считали, что сведение права к букве закона к внешнему правилу поведения приводит к освобождению права от морали.

Ильин.И.А:Право с позиции естественной теории трактуется как система идеи об общеобязательных нормах, правах, запретов, естественных условиях их возникновения и реализации в порядке и форме защиты. Основные идеи как исходные характеристики права находятся в человеческом сознании и ориентированы на моральные ценности. Естественное право – это то, что соответствует естеству человека как духовно-культурному существу для которого правовые нормы предписывают поведение, соответствующие голосу совести и выглядит как моральное, справедливое.

Нерсесянс:Естественное право – это правовая форма выражения первичности и приоритета естественного над искусственным в человеческих отношениях.

Вывод: естественная правовая концепция считает право производным от естественного порядка вещей и от природы человека. Человек от природы наделен неотъемлемым правом на жизнь, честь, свободу, собственность и никто не вправе на это посягать.

Плюс:

1) Подчеркивается социальная ценность права

2) Во главе угла ставится естественные права человека

Минусы:

1) Отрицание нормативности, отрицание власти закона.

31. Социологический и психологический подход к праву

Психологический подход (Лев Иосифович Петражицкий 1867-1931) –основатель психологической школы права, его основной труд «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

Психологическая школа права Петражицкого боролась с концепциями позитивизма и правовые начала человеческого поведения, также как и нравственные зарождаются в психике человека, а именно в эмоциях долга. Исходным тезисом Петражицкого является право-это феномен психики, а источник права – это эмоции долга и именно они заставляют человека совершать определенные поступки.

Петражицкий дает свое понимание права «мы под правом понимаем те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный (обязательный) характер».

Петражицкий дает классификацию права:

· Объективное (позитивное право)

Имеет место тогда, когда основана на чужом авторитете, на внешнем НПА. Способно создавать правовые предписания обязательные для всех субъектов права. Позитивное право – это совокупность официально действующих норм, оно черпает обязательную силу в нормативных фактах, а нормативные факты – это те составляющие части интеллектуально-эмоциональных переживаний, которые определяют содержание и обуславливают обязательность этических или правовых диспозиций.

· Автономное (интуитивное право) – ставит выше позитивного права

Это те переживания, исполняющиеся по зову внутреннему голосу совести. Автономное право носит индивидуально-свободный и изменчиво-разнообразный характер. Автономное право имеет доминирующий характер по отношению к позитивному праву. Интуитивное право – это особое состояние души человека, оно не зависит от массы внешних факторов, построено на внутренних убеждениях и индивидуальных восприятий человеком своего положения. «Интуитивных прав столько, сколько индивидов».

В соответствии с концепций Петражицкого реально существуют только психические процессы, поэтому он считал, что науки о государстве, праве, нравственности должны опираться на анализ психических явлений. Он вводит понятие эмоции. Эмоции -«это истинные мотивы человеческого поведения».

Вопрос о возникновении у человека прав, наличие у него «права на право», беспокоит умы с незапамятных времен. Обосновать человеческие полномочия, требования и претензии пытались философы еще до нашей эры. Естественным происхождением прав оправдывали все, даже факт наличия рабства и превосходство одного народа над другим.

Суть теории естественных прав

Теория естественного права заключается в том, что наличие у человеческого существа прав на жизнь, свободу личности и имущество признается врожденными. Эти качества неотъемлемы от самой человеческой сущности, поэтому субъект не может быть их лишен насильственно. И поскольку права имеют все, каждый индивидуум, то действует правило равенства «право одного заканчивается там, где начинается право другого».

Теория врожденности основополагающих человеческих прав получила свое развитие с приходом христианства. В такое версии источником наделения человеческого существа правами выступал господь бог, причем права эти соответствовали библии. Женщина признавалась низшим существом, а сама природа человеческая- греховной, требующей раскаяния и исправления.

Особую значимость теория естественного права приобрела в средневековой Англии, на ее основе сложилась правовая система страны и действует до настоящего времени. Человеческая природа при этом рассматривалась как изначально негативная, разрушительная (Гоббс) либо положительная созидательная (Локк).

Французская революция использовала теорию естественных прав в обосновании Декларации прав и свобод. В такой трактовке естественные врожденные права были обоснованием права позитивного, нормативно-правовых норм.

Современная теория естественных прав расширила как само это понятие, так и сферу применения. Неотъемлемыми признаются не только личные права индивидуума, но и политические (право на выборы, на участие в партиях, митингах), и социальные (на труд, на пенсии и пособия).

Положительные стороны теории естественного права

Теория естественных прав, ее наличие и развитие имеет ряд позитивных сторон:

  • Именно теория естественного права стала основой правового государства. Большинство современных Конституций демократических государств закрепляют за гражданами естественные права. При этом признание факта врожденности означает отсутствие необходимости их доказывать и обосновывать.
  • Естественные права противопоставляются правам писанным, установленным человеческими организациями (парламентами). Позитивное право устанавливает конкретные права и обязательства граждан, а также предусматривает ответственность за их нарушение либо несоблюдение. При этом верховенство над позитивными нормами имеет именно Конституция, с основными естественными правами, а Конституционный суд признается наивысшим.
  • Теория естественного права стала обоснованием для создания демократического государства. Речь идет о теории договорного права. Индивидуум, обладающий комплексом естественных прав, часть из них передает государственным органам. Он платит налоги для содержания государственного аппарата, соответственно требуя защиты своих прав. Такое делегирование подразумевает выборность органов власти и наличие аппарата принуждения. При этом соблюдается главный принцип естественных прав – равенство всех граждан и разумность пользования правами и полномочиями.
  • Теория естественного права как принцип равенства и справедливости легла в основу судебной системы прецедентного права (английского). Суд рассматривает каждое дело индивидуально и принимает решение исходя из жизненной ситуации. При этом аналогичные ситуации разрешаются одинаково, по справедливости.
  • Теория естественных прав легла в основу права на самооборону, необходимую оборону и крайнюю необходимость. Суть этих юридических терминов сводится к тому, что человек имеет право защищать себя сам, доступными адекватными способами, в том числе с применением оружия. Он может также защищать свое жилье, семью, имущество и других граждан от противоправных деяний.

Важным является субъективный фактор, то есть видение ситуации индивидуумом. Например, можно применять оружие против группы нападающих лиц, не имеющих оружия. Либо с оружием защищать свое жилье от незаконного проникновения посторонних субъектов.

Отрицательные стороны теории естественного права

Негативные стороны теории естественного права:

  • Теория естественных прав не имеет четкого объективного выражения. Различные деятели, ученые и философы по-разному трактуют как источник происхождения естественных прав, так и их перечень. Эти понятия со временем менялись и являются предметом дискуссии в наше время. Сами права объединяет одно свойство – неотъемлемость от личности. Размытость естественных прав в противовес правам позитивным (писаным) приводит к возможности злоупотребления ними. Например, конституционно закреплено право на жизнь. Возникает спор в обществе о том, есть ли права на смерть у человека. Не только право на самоубийство, на аборт, но и на эвтаназию. Не прекращается обсуждение прав сексуальных. Патологические сексуальные наклонности в различных государствах вызывают различное отношение. Здесь естественным сексуальным правам противопоставляются нормы морали: обнаженные в интернете, гомосексуализм, садомазохизм, легализация проституции. Аргументация представителей о том, что они таковы от рождения и никому не вредят, соответствует теории естественных прав, но противоречит нормам морали.
  • Естественными правами аргументируют свое существование авторитарные (фашистские) режимы. Превосходство одной нации или расы (в США – отношение к чернокожим) преподносится как свойство изначально установленное. Равенство и справедливость здесь возможны лишь между личностями идентичными. Такие вспышки авторитарности берут свое начало еще со времен экспансии Рима до н.э. Разграничение прав граждан и неграждан, проживающих в одном государстве, широко распространено в современных исламских государствах (Катар, ОАЭ).

Таким образом, теория естественного права не потеряла актуальность в нашем обществе и является серьезным аргументом в правовых дискуссиях

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *