Естественная монополия

§ компании, задействовавшие в производственном процессе редкие типы металлов, особые сорта винограда и другие элементы, не являющиеся легкой добычей для производителей;

монополизация монополия антимонопольный россия

§ фирмы и организации, заручившиеся поддержкой правительства, например, занимающиеся производством военной техники, строительством дорог и жилых комплексов.

Естественные монополисты оказывают огромное влияние на экономику страны, так как они руководят процессом ценообразования на рынке. Благодаря большому объему производства сокращаются расходы на сырьевую продукцию, что позволяет снизить ее себестоимость. А это создает серьезные проблемы для фирм, занимающихся выпуском аналогичных товаров, но в меньших объемах, ведь им приходится изыскивать пути снижения цен, дабы удержать свои позиции на рынке .

Существуют компании, которые стремятся охватить большую часть рынка, целенаправленно расширяют масштабы производства и захватывают определенную область. Такие виды монополий именуются искусственными и предполагают достижение конкретных целей и получение преимуществ путем реализации разработанных мероприятий. Они делают все, чтобы завоевать большую часть рынка и контролировать деятельность конкурентов. С этой целью создаются особые монополистические объединения, участники которых обладают привилегированными правами входа на рынок и осуществления сбытовой деятельности. Все остальные компании не получают такой возможности. Искусственные монополисты прилагают максимум усилий для развития собственной техники и технологий, поэтому их продукция пользуется большим спросом и получает только положительные отзывы потребительской группы.

Вывод: Описав, что такое монополия и ее виды можно сказать о двойственном характере её влияния, так как с одной стороны монополии способствуют совершенствованию производственной деятельности, а с другой полное отсутствие конкуренции на рынке негативно сказывается на ценообразовании. Кроме того, молодым предпринимателям бывает крайне сложно начать свое дело и занять собственную нишу на рынке.

>§ Одному продавцу противостоит большое количество покупателей, т.к. отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги. >=0.

Таблица 1. Рыночные структуры .

Характерные черты

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество и размеры фирм

Множество мелких фирм

Множество

мелких фирм

Несколько фирм

Одна фирма

Тип продукта

Стандартизированный

Дифференцированный

Стандартизированный или дифференцированный

Уникальный, нет близких заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

Некоторый, но в узких рамках

Ограниченный взаимозависимостью. значительный при тайном сговоре

Значительный

Условия входа и выхода из отрасли

Никаких затруднений

Никаких затруднений

Возможны отдельные препятствия при входе

Непреодолимые препятствия при входе

Доступность информации

Равный доступ ко всем видам информации

Некоторые ограничения

Некоторые ограничения

Некоторые ограничения

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Значительный упор на рекламу

Очень типична

Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды

Производство стали, автомобилей, бытовых приборов

Предприятия общественного пользования (метро)

Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции.

Рынок несовершенной конкуренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией (степень ее может быть большей или меньшей) хозяйственной жизни. В конечном счете, проблема монополии сводится к вопросу о власти над ценой, этим рыночным феноменом, не зависящим от воли и сознания отдельного товаропроизводителя в условиях совершенной конкуренции.

Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать и графически — рис.1. .

Рис. 1. Потери общества от монопольной власти

На рис.1 ЕЕ1Е2 потери общества от монопольной власти, где СЕ1Е2 потери потребителей, ЕСЕ1 потери производителя.

Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е1 (точки пересечения кривой МС и кривой спроса), т.е. цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС = Р, то потребительский избыток (потребительская рента) был бы равен площади треугольника Р1Е1Р0.

В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки Е2 (эта точка лежит на одной вертикали с точкой Е — пересечением МС и МR). При такой же цене — на уровне Q2 объем предложения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q2<Q1. Потребительская рента теперь уменьшилась до площади треугольника Р2Е2P0, монопольная прибыль соответствует площади заштрихованного прямоугольника Р1СЕ2Р2, но самое важное — виден графически чистый убыток (чистые потери) для общества: это треугольник ЕЕ1Е2. Таким образом, монополия как бы «рвет на части» потребительскую ренту (потребительский излишек) и ренту производителя: часть достается (заштрихованный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этой ренты потребителя в виде СЕ1Е2 вообще теряется обществом, не достается никому. Также не достается никому часть ренты производителя (треугольник ЕСЕ1), это недополученное, а точнее, разрушенное богатство общества .

Вывод: Потери от несовершенной конкуренции серьезны, это:

§ неоправданный рост цен

§ увеличение издержек производства и обращения

§ замедление научно-технического прогресса

§ снижение конкурентоспособности на мировых рынках

§ падение эффективности экономики.

>Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. >§ предприятия не получили монопольных прибылей. >§ Позиции монополистов укрепляла общая дефицитность экономики. >2.2 Особенности монополизации в России при переходе к рынку >Рис. 2. Адаптация предприятий монополистов к снижению спроса в переходной экономике >Современная экономика России характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. >Главные естественные монополисты России: >В соответствии с решениями совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» от 28 июля, 30 августа, 22 сентября и 27 октября 2006 г., от 2 марта 2007 г., реорганизация Общества проведена в два этапа: >ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 / >Характерны для экономики страны и другие модели: >§ деконцентрированные отрасли (например, розничная торговля) и рынки (например, рынки банковских, страховых услуг, рынки бытовой и офисной мебели и др.).

5. Монополии в России.

Первые монополии возникли в России в начале 80-х годов 19-го века среди предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство (“Союз рельсовых фабрикантов” – в 1882-м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т.п.) . Тогда же оформилась конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, позднее – экспортный синдикат «бакинских керосинозаводчиков».

Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.

Крупнейшие естественные российские монополии — ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД».

5.1 ОАО «Газпром».

ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии.

Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.

ОАО «Газпром» сегодня является признанным монополистом на рынке газа России. В его структуру входят около 70 акционерных обществ, принадлежащих «Газпрому» на 100%, 48 предприятий с более чем 50%-ой долей «Газпрома», еще в 53 компаниях доля ОАО не превышает 50%. «Дочки» гиганта выполняют самые различные функции, начиная от добычи газа и заканчивая проектированием и строительством средств его транспортировки.

Группа «Газпром» является крупнейшей компанией мира по величине запасовприродного газа. Пообъемам добычигаза ОАО «Газпром», на долю которой приходится 15% мировой добычи, находится в числе лидеров среди нефтегазовых компаний мира. В 2010 г. компанией добыто 508,6 млрд куб. м природного и попутного газа.

ОАО «Газпром» экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья и продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. Доля монополии ОАО «Газпром» на европейском рынке газа, составляет 25–30%.

ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» составляет 161,7 тыс. км. Газовый концерн получил монопольное право распоряжаться всей газотранспортной системой страны около 15 лет назад. С тех пор независимые производители газа неоднократно жаловались в Федеральную антимонопольную службу на компанию «Газпром», которая ограничивала их доступ к трубе.

В 2008 году по заявлению ЗАО «Транс Нафта» ведомство возбудило дело в отношении «Газпрома», который отказал компании в доступе к трубе для транспортировкигаза потребителям Республики Татарстан (Набережно-Челнинской и Нижнекамской ТЭЦ). Госкомпания была оштрафована на 157,7 млн руб., однако затем успешно оспорила решение в трех судебных инстанциях.

Похожее дело рассматривалось ФАС в прошлом году по жалобе «Газэнерго-Альянс». По мнению заявителя, монополия уклонялась от исполнения договора по транспортировкегаза, хотя мощности у нее были, а также препятствовала работе компании в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Тверской областях и в Карелии. В итоге «Газэнерго-Альянс» не смогла в срок оформить договоры с рядом промышленных потребителей. ФАС признала, что монополия (Газпром) нарушила закон «О защите конкуренции». Арбитражный суд Москвы (заседание состоялось 25 января 2011 года) подтвердил законность решения службы Антимонопольная служба не раз выступала за ограничение доступа «Газпрома» к трубе, и «Газ­пром» свои позиции в этом направлении будет постепенно терять. В 2011г. российская газовая монополия»Газпром» заняла шестое место в списке самых крупных публичных энергетических компаний мира, составленным агентством PFC. На первом месте в рейтинге, составленном агентством PFC, оказалась американская компания ExxonMobil, которая отодвинула на вторую позицию китайского энергетического гиганта PetroChina.

5.2.ОАО «Российские железные дороги».

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.

ОАО «РЖД» учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От её имени полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации. Оно утверждает в должности президента общества, ежегодно формирует совет директоров и утверждает годовые отчёты.

«Российские железные дороги» — одна из тех счастливых компаний, которым досталась в момент приватизации целая отрасль в полном объёме. Несмотря на то что РЖД сейчас реформируется, главные вопросы эффективности деятельности предприятия остаются нерешёнными. При попытке анализа эффективности РЖД по сравнению с другими железными дорогами мира в глаза бросается нехватка объективных данных для самого анализа. В подавляющем большинстве стран «Организации экономического сотрудничества и развития» и все данные по деятельности железных дорог имеются в публичном доступе, в России же в ходе реформы результатам функционирования этого вида транспорта придали огласку лишь частично.

ОАО «РЖД» — рекордсмен по росту цен среди монополий в России. В предкризисном 2008 году тарифы этой компании выросли более чем на 35%, на этом фоне жалко смотрелся рост цен на газ (25%) или услуги ЖКХ (19%). О том, что пассажирские перевозки в России убыточны для монополиста РЖД, известно давно. Но от этого не менее странно, учитывая два базовых факта: полная наполняемость поездов в России, и регулярно растущие цены на купе по многим направлениям, уже проигрывают авиаперелётам. Ответить на этот вопрос на примере пригородных поездов попытался в этом году Эдуард Мазурин, доцент кафедры экономики и организации производства МГТУ им. Н. Э. Баумана. И он последовательно развенчал «легенды и мифы РЖД».

Первым делом — про высокую цену энергоносителей. Он доказал, что на самом деле в тарифе лишь 4% от стоимости проезда составляет стоимость электроэнергии. Вторым мифом Мазурин считает утверждение про высокую цену инфраструктуры. Несколько страниц расчетов — и вывод: на сегодняшний день тариф на пригородные перевозки завышен в 4 раза.

Не выдерживает научного анализа и традиционное утверждение РЖД про то, что ради экономии компания вынуждена снижать количество пар поездов пригородного сообщения (электрички). А самым печальным ученый считает миф о том, что во всем виноваты «зайцы».

Если и согласиться с железнодорожниками в том, что нынче 90% пассажиров и есть «зайцы», то это будет означать только то, что монополия игнорирует фундаментальные экономические законы, в том числе про платежеспособность населения. Я вижу три главных изъяна в деятельности РЖД.

Первый и основной заключается в монополии на рынке и отсутствии свободной конкуренции. Опыт других государств показывает, что следует разделить пассажирские перевозки и грузовые, ими должны заниматься разные операторы. Должен быть введён принцип свободной конкуренции, при котором перевозчик платит за пользование инфраструктурой (за доступ к путям).

Второй изъян заключается в финансировании пассажирских перевозок за счёт грузовых. Попытки поднять прибыльность пассажирских перевозок за счёт повышения стоимости билетов могут привести только к тому, что люди будут пользоваться вместо железнодорожного транспорта авиационным, а дело уже идёт к тому, что билет в купе будет стоить дороже билета на самолёт на то же расстояние. И по некоторым направлениям это уже произошло. Такая ситуация уже намечалась в США в 1960-х годах и в Британии — чуть позже. Впрочем, в Европе путешествие на скоростном экспрессе, скажем, между Парижем и Амстердамом, покрывающим 600 км за 3,5 часа, по комфорту и скорости ничуть не уступает авиаперевозке и даже превосходит её. В России об этом остаётся только мечтать. Причём мечтать только пассажирам — самим РЖД развивать убыточные пассажирские перевозки невыгодно и незачем. Для них она является, по сути, соцнагрузкой к основной деятельности.

Третий изъян — несовершенство тарификации грузовых перевозок, за счёт чего РЖД имеет солидные прибыли от грузовых перевозок, но при этом не спешит развивать убыточный пассажирский транспорт. Решить эти проблемы может только появление на рынке альтернативных операторов.

За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что монополия — это экономическое зло. Появление монополий нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.

>Какова роль монополий в сфере закупок

Естественная и искусственная монополия

Статья 3 № 147-ФЗ определяет понятие «естественная монополия» как ситуацию на рынке, когда отсутствие конкурентов позволяет наиболее эффективно удовлетворять нужды потребителей из-за специфики производства уникальных товаров (услуг). Спрос здесь меньше зависит от цены, по сравнению с обычными видами продукции.

Производитель товаров и услуг в такой ситуации является субъектом ЕМ. Точно определить, какая к естественной монополии относится отрасль, можно в ч. 1 ст. 4 № 147-ФЗ. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам. Сделать такую транспортную сеть наиболее эффективной и прибыльной можно только тогда, когда ею будет заниматься одна компания.
  2. Перевозки по железным дорогам. Все ж/д пути в России принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которая, в свою очередь, является естественным монополистом.
  3. Сетевая передача тепловой энергии и электричества. Такие монополисты, как, например, ПАО «Ленэнерго», снабжают светом Санкт-Петербург и Ленинградскую область. А значимых конкурентов у этой организации нет.
  4. Услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов (морских и речных). Здесь также все централизовано для того, чтобы работа перевозчиков была контролируемой и безопасной.
  5. Центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура. Так как поставщик на рынке только один, потребители вынуждены платить за эти услуги по тарифам, которые устанавливает государство.
  6. Почтовая связь. В нашей стране монополистом в сфере пересылки корреспонденции выступает ФГУП «Почта России». Конечно, существуют и другие операторы, но их доля рынка не превышает 1 %.

Вышеуказанные отрасли — это исключения, на которые не распространяется антимонопольное законодательство. Такое положение дел исключает недобросовестных конкурентов. Более того, работу монополий регулирует и контролирует государство.

Искусственная монополия — это состояние рынка, когда одна компания поглощает своих конкурентов и так централизует капитал, либо она производит уникальные товары или услуги.

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Естественная монополия — это понятие, которое дошло до нас из античных времен. Тогда несколько продавцов могли объединиться, чтобы получить полный контроль над отраслью, что давало им возможность устанавливать любые цены на свои товары или услуги.

Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.

Рассмотрим ситуации, при которых имеет смысл создать естественную монополию:

  1. Большой объем выпускаемой продукции позволяет продавцу снизить затраты на ее производство и, как следствие, стоимость. Это значит, что и итоговая цена будет приемлемой для потребителя. Например, если бы в Санкт-Петербурге работало два метрополитена с одинаковыми направлениями, то их доходы были бы вдвое ниже, что, в свою очередь, привело бы к двукратному повышению стоимости жетона.
  2. Нецелесообразность входа на рынок новой фирме с похожей продукцией. Например, чтобы составить конкуренцию ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, фирме-конкуренту придется проложить свою водопроводную сеть. Это влечет большие затраты, которые даже в отдаленном будущем вряд ли окупятся.
  3. Низкий спрос. Это касается специфичной продукции, такой как ледоколы. Заказчиком здесь выступает только государство, поэтому наличие нескольких производителей экономически неоправданно.

Стоит добавить, что монополия более стабильна, по сравнению с искусственным аналогом. Последний может раздробиться на несколько компаний-конкурентов. А естественная монополия будет существовать до тех пор, пока не появятся принципиально новые технологии либо пока резко не изменится спрос.

Добавим также, что ограничивают конкуренцию с целью:

  • снижения издержек производства за счет увеличения его масштаба;
  • гарантий бесперебойной работы отраслей за счет отсутствия слабых и недобросовестных компаний;
  • государственного регулирования жизненно важных отраслей экономики.

Пример закупок естественной монополии

Речь пойдет о российской компании-гиганте ОАО «РЖД». В ее ведении находятся все грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Даже те локомотивы, которые принадлежат сторонним компаниям, должны пользоваться путями РЖД, а значит, и подчиняться существующим там правилам.

Эта монополия в России имеет множество дочерних организаций, которые делают ее деятельность практически автономной. К ней относятся институты, в которых разрабатывают конструкторские решения; заводы, где ремонтируют составы и другую необходимую технику, торговые предприятия и т. д.

Конкуренция в данной отрасли полностью отсутствует, т. к. вход в эту нишу рынка практически невозможен. Причина — колоссальные и неоправданные затраты на строительство новой ж/д сети.

При этом услуги, предлагаемые РЖД, нельзя назвать уникальными. Альтернативой ж/д перевозкам может служить воздушный, водный и автомобильный транспорт. Тем не менее покупатели часто делают выбор в пользу железных дорог, т. к. там у них есть возможность перевезти большой объем груза надежно и безопасно.

Учредитель и единственный акционер гиганта — государство. Оно же полностью контролирует руководителей компании, а также охраняет положение ее, как монополия.

Цены на перевозки РЖД устанавливает самостоятельно, мало ориентируясь в этих вопросах на спрос.

Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» можно смело назвать монополистом в своей отрасли. При этом для конечных потребителей такое положение дел также наиболее выгодно.

Закупочную деятельность компания осуществляет на основании 223-ФЗ и Положения о закупках. В 2019 году она стала лидером по объему закупок по 223-ФЗ, в 2,5 раза обогнав ПАО «Газпром».

Как заказчик ОАО «РЖД» имеет собственную электронную торгово-закупочную площадку (с 01.10.2018 — http://rzd.rts-tender.ru).

СКРИН ПЛОЩАДКА

Помимо проведения торгов, здесь настроен юридически значимый электронный документооборот, а также организовано хранение и актуализация нормативных и справочных материалов.

Для работы на площадке поставщики должны получить сертификат ключа проверки ЭЦП в конкретном месте — удостоверяющем центре АО «НИИАС» (дочерняя компания РЖД). Далее необходимо зарегистрироваться на самой ЭТЗП и только после этого подать электронную часть заявки.

Монополия как поставщик по 44-ФЗ

Приобрести продукцию у субъектов естественной монополии государственные заказчики могут через закупку у единственного поставщика (п. 1 ч. 1 ст. 93).

Здесь важно правильно определить, действительно ли поставщиком является естественная монополия. Сделать это можно либо ориентируясь на отрасли, в которых работают подобные организации (п. 1 ст. 4 № 147-ФЗ), либо обратившись к соответствующему реестру:

СКРИН РЕЕСТР

Однако поставщика может и не быть в таком реестре.

Так, например, ФАС в Письме № АЦ/31173/15 от 23.06.2015 разъяснила, что при заключении контракта с единственным поставщиком на услуги связи можно руководствоваться ПП № 637 от 24.10.2005. В этом документе определен список услуг электросвязи, цены на которые устанавливает Федеральная служба по тарифам. К тому же такие услуги относятся к сфере естественных монополий. Все это дает заказчику право заключить сделку с единственной компанией, даже несмотря на то, что последней нет в реестре монополий.

Вопросы также часто возникают при определении цены контракта. Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, покупатель оплачивает оказываемые ему услуги согласно показаниям приборов учета. При этом ч. 2 ст. 34 Закона гласит, что цена контракта должна быть твердой и определенной на весь срок действия сделки.

Минэкономразвития России опубликовало Письмо № Д28и-150 от 04.02.2015, в котором рекомендует при заключении таких контрактов указывать цену единицы продукции и планируемый объем ее потребления. Последняя величина может быть рассчитана на основе показателей прошлых периодов и грядущих изменений (например, расширение штата).

Если объем потребленных ресурсов не соответствует запланированному, то заказчик может предложить изменить контракт, увеличив или уменьшив его стоимость на 10 % или меньше (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95).

Пример формулировки условия об установлении цены государственного контракта вы можете скачать ниже.

Картель и монополия: в чем разница

Итак, мы разобрали понятие монополии, которое подразумевает превышение полномочий лицами, занимающими доминирующее положение, или совершение ими действий, противоречащих законодательству. Закон № 135 определяет это как монополистическую деятельность (п. 10 ст. 4). Если такой факт фиксируется чаще двух раз в течение 3 лет, считается, что такие действия носят систематический характер (п. 11 ст. 4).

Картели же представляет собой форму монополистической договоренности между фирмами-конкурентами, которые производят, продают или закупают схожие товары и услуги. При этом каждый участник такой сделки сохраняет юридическую независимость. Их цель — получение преимущественного положения на рынке. Так они достигают контроля над ценообразованием, объемами производства, условиями продаж и т. п.

Помимо картелей, существуют и другие формы подобных союзов. При этом многие из них могут быть вполне законными:

  1. Концерн (конгломерат). Создать его могут предприятия из разных отраслей, но с общим капиталом (например, ЗАО «Газметалл»).
  2. Чистая монополия. Возникает, если фирма является единственным производителем уникального продукта.
  3. Синдикат. Такое объединение организовывают с целью централизованного сбыта продукции (например, «Единая торговая компания»).

Стоит рассмотреть и такой термин, как картельный сговор — соглашение конкурентов в отношении какой-либо сферы деятельности. Например, поддержание, снижение или завышение цен в сфере закупок, которое достигается следующими действиями:

  • чередование заявок — участники сговора подают заявки с наиболее выгодными ценовыми предложениями;
  • проигрышные заявки — поставщики подают заведомо невыгодные для заказчика предложения, чтобы победителем стал конкретный участник;
  • отказ от участия — конкуренты специально не подают предложений, чтобы победила определенная компания.

Чтобы лучше понимать, что такое картельный сговор, рассмотрим схему «Таран» (Определение Верховного Суда РФ № 308-КГ16-1857 от 08.04.2016). В качестве примера возьмем аукцион на капремонт школы с НМЦК 18 163 774,00 руб. Для участия в процедуре было подано 4 заявки.

Через 10 минут после начала торгов участники 1 и 2 снизили цену до 8 400 000,00 руб., (на 54 %). Поставщик № 4, не состоявший в сговоре, не стал подавать более низкое предложение, т. к. для него оно было бы нерентабельным. Вместо этого он заявил адекватную цену 15 450 000,00 руб. Похожим образом поступил и поставщик № 3 (цена 15 217 309,65 руб.).

При рассмотрении вторых частей заявок участникам 1 и 2 отказали в допуске, т. к. они не предоставили копии допусков СРО. Так, победителем стал третий участник сговора с ценой 15 217 309,65 руб.

В ходе расследования данного дела судом было установлено, что участники 1, 2 и 3 находились в картельном сговоре, чем ввели в заблуждение 4-го поставщика, и, как следствие, ограничили конкуренцию.

Подобные действия влекут за собой как административную ответственность для юрлиц, так и уголовную — для физлиц (ч. 1 ст. 178 УК РФ).

Виды монополий

  • Естественная монополия (железная дорога, системы водоснабжения) — предприятия, объединённые единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. При этом может быть такая ситуация, когда услуги компании имеют аналоги, но по общепризнанным нормам такая компания всё равно считается монополией (например, пассажироперевозки ж/д транспортом конкурируют с авиаперевозками, однако некоторые железнодорожные компании всё равно считаются монополией).
  • Государственная (закрытая) монополия — монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
  • Открытая монополия — временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке

  • Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данных видов товаров и услуг.
  • Конгломерат, Концерн (в юридической практике — группа лиц) — несколько отраслеразнородных, но финансово интегрированных субъектов (например, в России — ЗАО «Газметалл»).
  • Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
  • Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например, «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).

Монополии и эффективность

Жёлтым треугольником показан размер неэффективности распределения ресурсов при монополии: «мёртвый груз» (англ. Deadweight loss)

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (P>MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов — «мёртвый груз» (англ. Deadweight loss), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным. То есть по факту провоцируется ещё и дефицит производимого товара.

Кроме несправедливого распределения дохода, монополии и другими способами способствуют снижению экономической эффективности, не используют всех доступных производственных ресурсов, не так активно как конкурирующие с другими фирмы снижают производственные издержки и не стремятся использовать достижения научно-технического прогресса.

Регулирование монополий

Основная статья: Антимонопольное законодательство

В каждой стране создаются различные органы для регулирования монополий. Их целью является поддержание конкуренции на рынке, контроль над ценами товаров, предотвращение зависимости других фирм от монополий. Для регулирования монополий создается законодательство, в котором указывается правило их функционирования на рынке. По сравнению с другими видами естественные монополии регулировать сложнее всего. Тогда возникает вопрос об экономической обоснованности их деятельности, законодательное установление цен или доходности. Также применяется контроль отношений собственности — выясняются конкретные бенефицианты и лица, принимающие решения о деятельности монополии.

Первым шагом является выявление видов деятельности, которым свойственна естественная монополия. Следующим шагом является проверка обоснованности затрат и цен. После проверки обоснованности затрат и цен и их утверждения государством дальнейшие изменения, которые провоцируют монополии, будут наблюдаться только после проверки антимонопольными органами. Для более эффективного регулирования естественных монополий государство их национализирует. В этом случае наблюдается проблема закрытости информации в деятельности монополий.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *