Дознаватель в ФССП

Что должен знать судебный пристав дознаватель

Писать буду кратко, по уточняющим вопросам позже отвечу. Небольшое ведение 🙂 дознаватель в ФССП — это специалист, в настоящее время статуса правоохранителя как такового не имеет (на льготы можете не надеятся), является гражданским служащим РФ со всеми вытекающими последствиями. Обычно в рядовых отделах — ведущий специалист-эксперт (дознаватель), главный специалист-эксперт (дознаватель), в отделах ОДАП возможны судебные приставы-дознаватели. Юридический стаж не идет, говорю сразу (хотя в некоторых регионах по недомыслию или незнанию срок службы засчитывают), т.к. ни в одном ФЗ статусность дознавателя ФССП не прописана (в части высшего юридического образования). Про вышку требования только во внутренних ведомственных документах. Далее, начальник отдела — старший судебный пристав (он же — ССП) является начальником органа дознания, начальник отдела ОДАП УФССП — начальник подразделения дознания.

1. В чём особенности, сложности, косяки, плюсы этой должности?

Особенности заключаются как раз в сложностях, косяках и плюсах 🙂 Производство предварительного расследования в форме дознания по УД (основная работа так сказать). Все зависит от отдела и места работы, если это городской отдел, то материалы по большей части идут через СПИ, районный — придется самому побегать и пнуть СПИ (возможно и не один раз). Нагрузка и нервотрепка по сравнению со СПИ минимальная. «Палки» скидывают сверху в виде информ писем по каждому отделу индивидуально. Показатель работы дознавателя включает вроде 11 позиций (точно уже не помню), в основном все идут из результативности раследования УД. Также в работу дознавателя пишутся и показатели отдела по административке. Дознаватель может особо не напрягатся по АП, т.к. всю работу основную там будут делать СПИ и СП по ОУПДС, но их придется пинать (чтобы делали, материалы лучше самому отслеживать, так как ведение журналов по ним также на дознавателе:). Продлений, приостановлений, прекращений по УД лучше не допускать (почти по всем случаям служебки проводят с дальнейшими последствиями). Вначале лучше будет изучить КНП предшественников, чтобы не допускать их ошибок и знать какие требования у надзорого органа прокуратуры (у каждой прокуратуры свои амбиции, они живут сами по себе). Если повезет с прокурором, то и проблем в работе никогда не будет, он и расскажет и посоветует, почти отец родной 🙂 больших различий в производстве дознания с полицией нет, все в основном однотипно.

Какие квалификационные требования к кандидату на эту должность?

высшее профессиональное образование по специальности правоведение, знание законодательства об исполнительном производстве, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, опыт работы по расследованию преступлений (где как требуют, можно и без опыта)

Какие составы расследует кроме алиментов?

ст.151 УПК РФ: дознавателями органов ФССП — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 УК РФ.
В основном работа ведется по составам 157, 312, 315, 177. Остальные это огромная редкость.

План по количеству дел в месяц?

Сейчас хотят не менее 5 УД в месяц на 1 дознавателя 🙂 но все относительно и зависит от регионов, где то больше где то меньше

Какие ещё функции исполняет кроме расследования?

Функции дикого «бумажного» хищника 🙂 начиная от ведения реестров, номенклатурных дел, составления проектов указаний по ИП, отчетов и заканчивая
иной никому не нужной фигней 🙂 (это не описать — это надо видеть)

Зарплата по-сравнению с ОУПДС?

Разница не слишком большая. Оклад немного поменьше (рублей на 500-600), остальное все зависит от классности, выслуги ГГС, надбавок и т.д. Первоначально впервые поступившему на службу на время испытательного срока устанавливается 60 % надбавка от оклада за сложность и напряженность работы (в последующем поднимут до 90-100 %).

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Категории уголовных дел для проведения дознания

Такая форма следствия как дознание осуществляется в упрощенном порядке сбора доказательств и проведения процессуальных действий, сокращенных сроках расследования. Служба ФССП наделена полномочиями дознания только по отдельным категориям дел:

  • статья 157 УК РФ – уклонение от уплаты алиментных платежей в поьзу ребенка или родителей;
  • статья 177 УК РФ – злостное уклонение от погашения задолженности перед кредиторами;
  • часть 1 статьи 294 УК РФ – вмешательство в деятельность суда для воспрепятствования правосудию (применяется в рамках функции приставов по обеспечению работы судов);
  • статья 297 УК РФ – неуважение к суду;
  • часть 1 статьи 311 УК РФ – разглашение сведений о мерах безопасности в отношении сотрудников ФССП и ряда иных органов;
  • статья 312 УК РФ – противоправные действия с имуществом, на которые обращен арест или составлена опись;
  • статья 315 УК РФ – неисполнение судебных актов.

При выявлении указанных составов преступлений приставы обязаны возбудить уголовное дело, провести следственные действия, доказать вину подозреваемого. Окончательное решение о привлечении к ответственности входит в компетенцию суда.

Правила дознания в ФССП

Требования к проведению дознания по уголовным делам регламентированы УПК РФ. Дело возбуждается по факту обнаружения состава преступления. В сфере исполнительного производства это могут быть следующие обстоятельства:

  • систематическое нарушение сроков и порядка выплаты алиментов на ребенка или нетрудоспособных родителей, если должник ранее уже привлекался к административной ответственности;
  • умышленная продажа, передача другим лицам, сокрытие или иные противоправные действия с имуществом, на которое пристав наложит арест;
  • злостное и умышленное уклонение от погашения задолженности при наличии реальной возможности сделать это;
  • уклонение от исполнения судебного акта при наличии реальной возможности.

Как правило, подозреваемым по перечисленным выше делам является должник в исполнительном производстве. Однако за противоправные действия с арестованным имуществом могут привлекать и иных лиц, которым вещи и предметы переданы на ответственное хранение.

Дознание в ФССП проводится по следующим правилам:

  • издается постановление о возбуждении уголовного дела;
  • проводятся оперативные и следственные действия, собираются и фиксируются доказательства;
  • издается и вручается уведомление о признании гражданина подозреваемым;
  • после завершения дознания утверждается обвинительный акт, которые передается с материала дела прокурору.

В рамках дознания могут проводиться практически все процессуальные действия. предусмотренные УПК РФ – допросы, обыски, очные ставки, экспертизы, выемки и т.д. По факту каждого мероприятия составляется протокол, который приобщается к материалам дела.

Сроки дознания существенно сокращены, по сравнению со стандартным следствием. Провести все мероприятия и составить обвинительный акт приставы обязаны в срок до 30 дней с момента возбуждения дела. В исключительных случаях дознание может продлеваться еще на 30 дней.

К подозреваемым приставы вправе применить меры пресечения, в том числе подписку о невыезде, домашний арест, заключение под стражу. Если издается ходатайство о заключении под стражу, его должен утвердить прокурор, а окончательное решение является прерогативой суда. Составить обвинительный акт пристав обязан не позже 10 дней с момента заключения подозреваемого под стражу.

С момента первых процессуальных действий подозреваемый вправе пользоваться услугами защитника. Желательно сразу обратиться на консультацию юриста, как только возникли основания для возбуждения дела. Затягивание обращения за юридической помощью существенно осложнит защиту.

Органы дознания в исполнительном производстве

В принципе, судебное решение – это повод открыть исполнительное производство. Основой рассмотрения дела будет выступать факт нарушения установленных законодательных норм. Судебный пристав имеет полномочия, способные взыскивать средства с человека, о котором имеется какая-то информация. Дознаватель-пристав занимается вопросами поиска информации о том человеке, который злостно нарушает свои материальные обязанности. Таким образом, становится понятно, что в настоящий момент очень важно, чтобы деятельность ФССП, была нормированной, и главной целью данной деятельности выступает поиск информации о должнике и применение данной информации для обеспечения исполнения производства. Другими словами, дознаватель в исполнительном производстве будет заниматься вопросом поиска данных по поводу местонахождения должника и его имущества. Благодаря такой структуре строения исполнительной власти, формируется возможность обеспечения исполнения судебных решений. Судебные же приставы берут на себя обязанность производить процесс взыскания, описи и конфискации имущества должника. То есть, фактически, они осуществляют все действия, направленные на устранение долга.

Что делает судебный пристав исполнитель?
Пристав исполнитель занимается вопросами исполнения судебного решения. Например, банк подает заявление в суд о взыскании суммы долга с должника. Суд принимает решение о…

Кто контролирует работу судебных приставов?
Работа судебных приставов всецело контролируется государством и законодателем. ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определяет все аспекты деятельности данной…

Что должен знать судебный пристав?
Должность судебного пристава основана на законодательной базе. Превышение полномочий может повлечь за собой серьезные последствия. Именно по этой причине, нужно быть крайне…

Кому подчиняется служба судебных приставов?
Судебные приставы являются исполнителями судебных решений. Так же, есть приставы, которые занимаются вопросами обеспечения правопорядка в зале судебного заседания. Деятельность…

Об уголовных делах, возбужденных в отношении должностных лиц ФССП России по статьям 285, 286 УК РФ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 8 апреля 2013 года N 12/12-9587-АП

Об уголовных делах, возбужденных в отношении должностных лиц ФССП России по статьям 285, 286 УК РФ

Управлением противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности обобщена информация об уголовных делах, возбужденных в 2012 году в отношении должностных лиц ФССП России по признакам составов преступлений, предусмотренных ст.285, 286 УК РФ.
Установлено, что в 2012 году уголовные дела по ст.285 УК РФ (как основной состав) возбуждены в отношении 59 работников территориальных органов ФССП России (в 2011 году — в отношении 41 работника), в том числе в совокупности со ст.292 УК РФ — в отношении 28 работников.
В три раза по сравнению с 2011 годом увеличилось количество работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела по ст.286 УК РФ: в 2011 году — 13 лиц, в 2012 году — 38. По данной статье УК РФ в совокупности со ст.292 УК РФ возбуждены уголовные дела в отношении 9 лиц.
В числе фигурантов уголовных дел, возбужденных по ст.285, 286 УК РФ, 63,9% женщин и 36,1% мужчин.
Одной из причин роста количества работников, превысивших должностные полномочия или злоупотребивших ими, является применение данных составов преступлений в совокупности со ст.292 УК РФ (служебный подлог).
Кроме того, в 2012 году возбуждено 5 уголовных дел по ст.285, 286 УК РФ в отношении неустановленных должностных лиц в управлениях ФССП России: по республикам Карелия и Татарстан, по Хабаровскому краю, по Калининградской и Оренбургской областям, из них:
по ст.285 УК РФ — в УФССП России по Республике Карелия (по факту занижения должностными лицами отдела судебных приставов по Пряжинскому району стоимости арестованного имущества (автотранспорта) и дальнейшей его реализации. Ущерб составил 184 тыс.руб.);
по ст.285 УК РФ — в УФССП России по Калининградской области (по факту изготовления и представления в регистрирующие органы должностными лицами отдела судебных приставов г.Советска фиктивного постановления о снятии арестов с недвижимого имущества и транспортных средств, принадлежащих должнику, повлекшего отчуждение данного имущества в пользу третьих лиц. Ущерб составил 660 тыс.руб.);
по ст.286 УК РФ — в УФССП России по Хабаровскому краю (по факту превышения должностных полномочий неустановленными должностными лицами отдела судебных приставов по Николаевскому району, причинившими Российской Федерации ущерб в размере 38212087 руб.);
по ст.286 УК РФ (в совокупности с ч.3 ст.160 УК РФ) — в УФССП России по Оренбургской области (по факту превышения должностных полномочий неустановленными должностными лицами отдела судебных приставов Октябрьского района г.Орска в рамках исполнительного производства об изъятии алкогольной продукции (спиртосодержащей жидкости разных наименований) в количестве 236511 шт. и направлении ее на переработку);
по ст.286 УК РФ (в совокупности с ч.3 ст.327 УК РФ) — в УФССП России по Республике Татарстан (по факту изготовления неустановленным должностным лицом Альметьевского районного отдела судебных приставов заведомо подложного официального документа (постановления об отмене мер о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств должника) и подделки подписей судебного пристава-исполнителя и начальника Альметьевского районного отдела судебных приставов. На основании данного постановления автотранспортные средства, принадлежащие должнику, были сняты с регистрационного учета и реализованы. Ущерб составил 808936 руб.).
Указанные уголовные дела возбуждены подразделениями следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации (далее — СУ СК РФ) по материалам ФССП России, за исключением уголовного дела в отношении неустановленного должностного лица УФССП России по Республике Татарстан, возбужденного без участия данного управления (материалы проверки были зарегистрированы в Книге учета сообщений о преступлениях (далее — КУСП) прокуратуры).
В ходе предварительного следствия по уголовному делу в отношении неустановленного судебного пристава-исполнителя Альметьевского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Татарстан установлено, что подложный документ (постановление об отмене мер о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств) изготовлен не работником Альметьевского районного отдела судебных приставов, а гражданским лицом, вследствие чего 17.09.2012 на основании ч.2 ст.175, ст.212, 213 УПК РФ уголовное преследование неустановленного судебного пристава-исполнителя Альметьевского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Татарстан прекращено в части подозрения в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.327, ч.1 ст.286 УК РФ, по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК, за отсутствием состава преступления. Уголовное преследование неустановленного лица по ст.327 УК РФ продолжено.
Управлениями ФССП России по Республике Карелия и Калининградской области рапорты об обнаружении признаков преступлений в действиях должностных лиц не составлялись. При этом материалы проверок, в том числе служебных, были направлены в УФСБ России по Республике Карелия и межрайонный отдел СУ СК РФ по Калининградской области с указанием конкретных должностных лиц.
Управлениями ФССП России по Хабаровскому краю и Оренбургской области сообщения о преступлении зарегистрированы в КУСП управлений и были направлены в подразделения Следственного комитета Российской Федерации также с указанием конкретных должностных лиц.
Так, в КУСП Управления ФССП России по Оренбургской области (от 13.11.2012 N 104) зарегистрирован рапорт об обнаружении в действиях судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Октябрьского района г.Орска Дроновой А.Н. признаков преступлений, предусмотренных ст.285, 292, 293 УК РФ. Отобраны объяснения от должностных лиц Отдела, материалы предварительной проверки направлены в СУ СК РФ по Оренбургской области. 07.12.2012 возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных ч.1 ст.286, ч.3 ст.160 УК РФ.
В КУСП Управления ФССП России по Хабаровскому краю (от 04.08.2011 N 46) зарегистрирован рапорт об обнаружении в действиях судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Николаевскому району Семигласова О.В. признаков преступлений, предусмотренных ч.1 ст.292, ч.1 ст.293, ч.1 ст.303 УК РФ, а также в действиях начальника отдела — старшего судебного пристава Ляминой О.А. и судебного пристава-исполнителя того же отдела Ивановой И.Г. — признаков преступлений, предусмотренных ч.1 ст.293 УК РФ. Материал проверки направлен по подследственности в следственный отдел по г.Николаевску-на-Амуре СУ СК РФ по Хабаровскому краю. 27.02.2012 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ. В ходе проведения следствия по уголовному делу в отношении неустановленного лица отдела судебных приставов по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю в качестве обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного п.»в» ч.3 ст.286 УК РФ, привлечена судебный пристав-исполнитель данного отдела Иванова И.Г. В статистическую карточку на выявленное преступление формы N 1 внесен реквизит ФССП России (082) как органа, выявившего данное преступление. Расследование уголовного дела продолжается.
В ходе проведения следственными органами проверок в порядке ст.144-145 УПК РФ, в рамках расследования вышеуказанных уголовных дел для установления подозреваемых лиц проведены следующие следственные действия:
в УФССП России по Республике Карелия допрошены 4 работника отдела судебных приставов по Пряжинскому району, произведена выемка материалов исполнительного производства;
в УФССП России по Калининградской области произведена выемка материалов оконченного исполнительного производства и персональных компьютеров ряда работников отдела судебных приставов г.Советска для их изучения, исследования и проведения экспертиз;
в УФССП России по Оренбургской области произведены выемка неоконченного исполнительного производства, обыск (выемка) в здании отдела судебных приставов Октябрьского района г.Орска с целью отыскания и изъятия вещественных доказательств, имеющих значение по делу (не обнаружено и не изъято).
Из представленной территориальными органами ФССП России информации следует, что причиной возбуждения уголовных дел по факту совершения преступления явилось отсутствие достаточных данных для возбуждения уголовных дел в отношении конкретных должностных лиц, а также невозможность получить доказательства совершения ими преступлений. Имели место противоречивые доказательства, не позволяющие на момент принятия процессуального решения сделать однозначный вывод о конкретном должностном лице, совершившем преступление.
Анализ показал, что недостатки при направлении материалов проверок территориальными органами ФССП России имели место до разъяснения порядка направления материалов проверок по подследственности в целях процессуального закрепления участия Федеральной службы судебных приставов в выявлении преступлений, совершенных работниками ФССП России.
В связи с совершенствованием деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания приказом ФССП России от 30.08.2012 N 352 подразделения противодействия коррупции наделены правом проводить проверки сообщений о преступлениях коррупционной направленности, что позволит осуществлять более качественную подготовку материалов для направления в правоохранительные органы.
В связи с этим руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставам субъектов Российской Федерации необходимо:
организовать изучение данного письма с работниками подразделений противодействия коррупции и дознания;
до направления материалов в правоохранительные органы принимать меры по установлению конкретных должностных лиц территориального органа, совершивших преступления, предусмотренные ст.285, 286 УК РФ;
принимать меры к обжалованию постановлений о возбуждении уголовных дел по признакам составов преступлений, предусмотренных ст.285, 286 УК РФ, в отношении неустановленных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов.

Директор Федеральной службы
судебных приставов — главный
судебный пристав
Российской Федерации
А.О.Парфенчиков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Бюллетень Федеральной службы
судебных приставов,
N 5, 2013 год

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *