Дознание и предварительное следствие

Содержание

138. Отличие дознания от предварительного следствия.

  • •1. Методика преподавания права как педагогическая наука.
  • •2.Основные этапы становления и развития права в России как учебной дисциплины.
  • •3. Становление системы школьного правового образования в современной России.
  • •4. Модели правового образования в школе: сравнительный анализ.
  • •5.Формирование правовой культуры школьника в процессе правового образования.
  • •11. Роль правовых знаний в формировании правовой культурышкльников.
  • •6. Содержание правового образования: понятие структура, принципы отбора
  • •7. Гос: понятие, структура. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву. Базовый и профильный уровни правового образования
  • •8. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения: понятие, структура. Характеристика образовательной области «Обществознание», место в ней правового материала.
  • •9. Понятие учебной программы. Характеристика школьных программ по правовым дисциплинам.
  • •10. Учебно-методический комплекс по правовым дисциплинам. Общая характеристика учебников по праву.
  • •12.Методика формирования представлений учащихся в процессе правового образования
  • •13. Специфика правовых понятий. Методы и приемы их формирования.
  • •14. Методика формирования умений учащихся в процессе правового образования.
  • •15. Методика реализации межпредметных связей в процессе преподования правовых дисциплин
  • •16. Методика реализации внутрикурсовых связей в процессе преподования правовых дисциплин
  • •17.Методы стимулирования и мотивации учения. Формирование познавательного интереса к изучению права
  • •18. Методы организации учебно-позновательной деятельности в правовом обучении: общая характеристика. Словесные методы обучения.
  • •19.Наглядные и практические методы правового обучения.
  • •20. Средства обучения. Роль и место наглядности в правовом обучении.
  • •21Современный урок права, требования к нему. Типы и виды уроков права.
  • •22. Подготовка педагога к преподаванию правовых дисциплин.
  • •23. Научная организация труда учителя.
  • •24. Внеурочные формы правового обучения.
  • •25.Организация познавательной деятельности в процессе правового образования.
  • •26.Самостоятельная работа учащихся на уроках права.
  • •27. Контроль и учет знаний обучающихся по праву.
  • •28. Проблемное обучение на уроках права. Правовые познавательные задачи.
  • •29.Исследовательская работа учащихся в процессе правового образования
  • •30.Игровые технологии в правовом обучении.
  • •31. Интерактивное обучение: понятие, специфические особенности. Технология организации на основе интерактива.
  • •32. Учебные дискуссии на уроках права.
  • •33. Методика организации и проведения лекционно-семинарскиз занятий по правовым дисциплинам в различных звеньях правового образования.
  • •34. Методика организации и проведения лабораторно-практических занятий по правовым дисциплинам в различных звеньях правового образования.
  • •35. Методика преподавания отдельных правовых курсов в учреждениях общего среднего образования (по выбору студентов). Методика преподавания Конституционного права
  • •36.Провавое воспитание в процессе преподавания правовых курсов.
  • •37. Правовое воспитание в системе воспитательной работы общеобразовательного учреждения.
  • •38.Олимпиады по правовым дисциплинам.
  • •39.Кабинет права
  • •40.Использование современных и коммуникационных технологий в правовом обучении.
  • •41. Тгп в системе юр.Наук, ее предмет и метод
  • •42. Понятие государства. Признаки государства
  • •43. Форма правления. Форма гос.Устройства. Государственно-правовой режим: понятие и виды
  • •44. Понятие и классификация функций гос-ва. Характеристика основн. Внешних функций гос-ва
  • •45.Органы гос-ва и их классификация в рф. Принципы орг-ции и деятельности гос. Аппарата рф
  • •46. Признаки правового гос-ва. Пути формирования правового гос-ва в рф
  • •47. Понятие и сущность права, функции права
  • •48. Понятие и основные признаки нормы права, Представительно-обязывающий характер правовых норм
  • •49. Правотворчество
  • •50. Структура правовых норм, их классификация
  • •51. Понятие и виды источников права
  • •52. Реализация норм права
  • •53. Понятие системы права
  • •54. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права. Институт права. Понятие и виды
  • •55. Основные проблемы современного понимания государства и права. Общая характеристика современных правовых доктрин.
  • •56. Правосознание и правовая культура
  • •57. Толкование норм права
  • •58. Понятие, признаки и виды юридической ответственности
  • •59. Государство и право Древнего мира. Общая характеристика.
  • •Органы прямого народовластия.
  • •60. Юстиция и судопроизводство в Древнем Риме. Система и источники римского права.
  • •Ранние институты. Легисакционное судопроизводство.
  • •Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство.
  • •61. Формирование правовых институтов в средние века.
  • •63. Основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в хх в.
  • •65. Система правоохранительных органов и ее предназначение
  • •66. Судебная власть и судебная система рф
  • •67. Федеральные Суды рф и суды субъектов федерации
  • •68. Конституционный Суд рф
  • •69. Прокурорский надзор и основные направлении деятельности прокуратуры
  • •70. Адвокатская деятельность и ее нормативное регулирование.
  • •71. Понятие семейного правоотношения и принципы его правового регулирования
  • •72. Основания возникновения и прекращения семейных правоотношений. Брачный контракт
  • •73. Личные неимущ. И имущ. Правоотношения между супругами, родителями и детьми и между др. Членами семьи
  • •74. Опека и попечительство. Усыновление детей. Приемная семья
  • •75. Ответственность за неосуществление семейных прав и неисполнение семейных обязанности
  • •76. Понятие и условия заключения трудового договора. Виды трудового договора. Основания прекращения трудового договора
  • •77. Рабочее время и время отдыха по трудовому праву, Трудовая дисциплина
  • •78. Основные принципы и источники трудового права. Субъекты трудового права
  • •79. Особенности регулирования труда пед.Работников
  • •80. Трудовые споры и порядок их разрешения
  • •81. Труд несовершеннолетних
  • •82. Конституция рф как основной источник конституционного права
  • •83. Федер. Собрание рф – парламент России
  • •84 .Конст.-правовой статус Президента
  • •85. Понятие и конст.Природа местного самоуправления
  • •86. Формы правления в зарубежных странах
  • •87. Формы территориально-политического устройства и полит. Режим зарубежных государств
  • •88. Высшие органы государственной власти в зарубежных странах.
  • •89. Конст. Право граждан на образование
  • •90. Понятие и особенности правового регулирования деятельности оу
  • •91. Правовое регулирование педагогических отношений в системы высшего проф. Образования
  • •92. Понятие с образовательных правоотношений: объект, субъект и содержание.
  • •93. . Порядок создания и регламентация деятельности образовательных учреждений
  • •94. Понятие и виды образовательных учреждений общего образования.
  • •95. Понятие и система органов государственной исполнительной власти в рф
  • •96. Понятия, особенности и основания административной ответственности
  • •97. Понятие, виды и система административных наказаний
  • •98. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
  • •99. Стадии производства по делам об адм.Правонарушениях
  • •100. Соотношение м/н и внутригос. Права
  • •101. Принципы мп
  • •102. Федеративные гос-ва как субъекты мп
  • •103. Правовое положение иност.Граждан и лиц без гражданства в рф
  • •104. Международное образовательное право и правовые аспекты вожделения российского образования в международное образовательное пространство
  • •105. Понятие, структура, виды коллизионных норм. Применение коллизионных норм.
  • •106. Коллизионно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок.
  • •107. Международный коммерческий арбитраж: компетенция, процедуры разрешения споров, признание и исполнение решений.
  • •108. Понятие, система и принципы гпп
  • •Раздел II. «Производство в суде 1ой инстанции» (гл.11-14): Приказное производство; Исковое производство; Производство по делам, возникающим из публич­ных правоотношений; Особое производство.
  • •109. Стороны в гражд.Процессе
  • •Глава 12 гпк рф
  • •111. Решение суда. Дополнительное решение. Разъяснение решения.
  • •Глава 16 гпк рф
  • •112. Обжалование и проверка суд.Решений и определений, вступивших и не вступивших в законную силу
  • •113. Бюджет и бюдж. Система рф. Бюдж. Процесс
  • •114. Налог и налоговая система рф
  • •115. Гражданские правоотношения
  • •116. Право собственности и другие вещные права
  • •117. Понятие и особенности наследования
  • •118. Общие положения договора купли-продажи
  • •119. Договор страхования: понятие, общая характеристика
  • •120. Договор найма жилого помещения
  • •121. Обязательства, возникающие из причинения вреда
  • •122. Правовое регулирование деятельности общественных объединений в рф
  • •123. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в рф
  • •124. Экологическое право как отрасль российской правовой системы
  • •125. Государственное управление и организационно-правовое обеспечение регионального природопользования и охраны окружающей среды России.
  • •126. Эколого-правовая ответственность в системе российского частного и публичного права
  • •127. Понятие преступления в уголовном праве и его признаки. Состав преступления
  • •128. Стадии совершения умышленного преступления
  • •129. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
  • •130. Общая характеристика преступлений против личности. Убийство
  • •131. Общая характеристика преступлений против собственности. Кража
  • •132. Общая хар-ка преступлений против гос. Власти, интересов гос.Службы и службы в органах местного самоуправления. Получение и дача взятки
  • •Часть 3 ст.290 ук рф предусматривает следующие квалифицирующие признаки. Деяния совершены: группой лиц по предвар.Сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере.
  • •133. Понятие принципы и основные задачи уголовно-исполнительного права рф.
  • •134. Виды режимов исправительных колоний Их значимость для исправления осужденных.
  • •135. Воспитательные колонии для несовершеннолетних преступников. Виды наказаний.
  • •136. Меры взыскания и поощрения, применяемые к осужденным в исправительных колониях.
  • •137. Порядок и сроки возбуждения уголовного дела.
  • •Часть 3 ст.112 упк предписывает немедленно направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.
  • •Часть 4 ст.112 упк закрепляет обязанность соответствующих органов и должностных лиц принимать меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
  • •138. Отличие дознания от предварительного следствия.
  • •139. Полномочия суда первой инстанции
  • •140.Преступность несовершеннолетних виды профилактика.
  • •Предупреждение преступлений несовершеннолетних.
  • •141. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • •142. Система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • •143. Преступность в России. Общая характеристика.
  • •144. Методы криминологических исследований.
  • •145. Личность преступника. Механизм преступного поведения.
  • •146. Причины и условия преступности в рф.
  • •147. Правовое регулирование профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
  • •148. Международно-правовые стандарты в области ювенального права.
  • •149. Правовой статус и система защиты прав несовершеннолетних в рф.
  • •150. Задачи, генезис и проблемы ювенальной юстиции в рф.

Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия

Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.

К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях: кража, грабеж, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности и др. Как правило, это преступления небольшой и средней тяжести, по которым максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы. По письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия.

Дознание осуществляется в 3-х формах:

1. Сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением УД и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием);

2. Проведение неотложных следственных действий после возбуждения УД органом дознания до передачи УД следователю;

3. Сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно (т. е. протокольная форма досудебной подготовки материалов).

К органам, имеющим право проводить дознания относятся:

— органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

— органы Федеральной службы судебных приставов России;

— командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

— органы Гос. пожарного надзора;

— капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, — по УД о преступлениях, совершённых на данных судах;

— руководители геологоразведочных партий и зимовок, удалённые от мест расположения органов дознания по УД о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий и зимовок;

— главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по УД о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений. (см. текст в предыдущей редакции).

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения УД. При необходимости этот срок м/б продлен прокурором до 30 суток. (см. текст в предыдущей редакции) Приостановленное дознание м/б возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, м/б продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания м/б продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по УД, находящимся в производстве следователя Следственного комитета РФ, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ В случае, если УД возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления.

В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения. Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема по постановлению начальника органа дознания может осуществляться группой дознавателей. По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания.

В обвинительном акте указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного УД;

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания; (см. текст в предыдущей редакции);

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены (потерпевший или его представитель по ходатайству м/б ознакомлен) с обвинительным актом и материалами УД, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами УД. (см. текст в предыдущей редакции) (см. текст в предыдущей редакции).

Прокурор рассматривает УД, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении УД в суд;

2) о возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия установленным требованиям, установ срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток; (см. текст в предыдущей редакции);

3) о прекращении УД по имеющимся для такого прекращения основаниям; 4) о направлении УД для производства предварительного следствия. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. (см. текст в предыдущей редакции)

Предварительное следствие — форма предварительного расследования, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли следователя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого и направления дела о преступлении большой общественной опасности в суд.

Формами предварительного расследования являются предварительное следствие и дознание.

Термин соотношение предполагает, с одной стороны, выделение черт, признаков, объединяющих какие-либо явления, являющихся общими для них, а с другой — определение черт, признаков, которые различают соответствующие явления.

Предварительное следствие и дознание обладают следующими общими характерными признаками:

1) предварительное следствие и дознание являются формами предварительного расследования;

2) в рамках предварительного следствия и дознания разрешаются единые общие и непосредственные задачи;

3) процессуальными основаниями производства предварительного следствия и дознания являются единые нормы уголовно-процессуального законодательства России;

4) для предварительного следствия и дознания характерны единые правовые последствия: их материалы служат основанием рассмотрения уголовных дел в судебном разбирательстве.

Вместе с тем предварительное следствие и дознание являются самостоятельными формами расследования, хотя превалирующую роль играет предварительное следствие, поскольку дело о любом преступлении может быть расследовано в форме предварительного следствия. Поэтому они не могут быть идентичными. В связи с этим между ними существуют серьезные различия.

Они различаются:

1. По органам, осуществляющим предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 125 УПК органами предварительного следствия являются:

а) следователи прокуратуры, в том числе следователи военной прокуратуры;

б) следователи органов внутренних дел;

в) следователи органов федеральной службы безопасности;

г) следователи федеральных органов налоговой полиции.

Согласно ст. 117 УПК, органами дознания являются:

1) милиция;

2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам обо всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

3) органы федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;

4) начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов — по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;

6) органы пограничной службы РФ — по делам о нарушениях режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

8) федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению;

9) таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188, 189, 190, 193 и 194 УК.

По моему мнению, перечень органов дознания должен быть исчерпывающим и обязательно содержаться в ст. 117 УПК. Между тем права органа дознания предоставлены ГИБДД Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным указом президента РФ от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». В соответствии с п. «к» ст. 11 указанного положения на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД РФ возложена обязанность проведения дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств.

Среди органов дознания можно выделить универсальные и специальные.

Универсальные — органы дознания, имеющие право возбуждения и расследования уголовного дела в отношении любого преступления. К ним относятся милиция, капитаны морских судов и начальники зимовок.

Специальные — органы дознания, имеющие право возбуждения и расследования уголовного дела только в отношении преступлений, указанных в законе.

Органы дознания можно также подразделить на органы, имеющие и не имеющие оперативных подразделений. В частности, оперативные подразделения имеются в милиции, органах федеральной службы безопасности, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, органах пограничной службы, федеральных органах налоговой полиции.

Органы дознания представляют собой систему, состоящую обычно из двух элементов: руководителей учреждений, наделенных полномочиями органов дознания, и должностных лиц, называемых в законе «лицами, производящими дознание». Основной труд по расследованию преступлений лежит на плечах последних. Однако наиболее важные решения по делу этих лиц приобретают юридическую силу лишь после их утверждения начальником органов дознания.

2. По срокам производства дознания и предварительного следствия.

В соответствии со ст. 121 УПК дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, должно быть закончено не позднее 10 суток со дня возбуждения дела. Этот срок продлению не подлежит.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен прокурором, осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц. В исключительных случаях срок производства дознания может быть продлен по правилам продления срока производства предварительного следствия.

Предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в 2-месячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу (ст. 133 УПК). Этот срок может быть продлен районным прокурором — до 3 месяцев.

По делам, расследование которых представляет собой особую сложность, прокурор субъекта РФ и его заместители могут продлить срок предварительного следствия до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

Закон не устанавливает предельных сроков расследования. Тем не менее они определяются моментом истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, поскольку наступление этого обстоятельства влечет за собой прекращение производства по уголовному делу.

При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.

В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия.

Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.

3. По процессуальной самостоятельности следователя и органа дознания (ст. 120 и 127 УПК).

На орган дознания не распространяются правила ч. 2 ст. 127 УПК.

По общему правилу указания прокурора обязательны для следователя и органа дознания.

В то же время в случае несогласия следователя с указанием прокурора о:

а) привлечении лица в качестве обвиняемого;

б) квалификации преступления;

в) объеме обвинения;

г) направлении дела для предания обвиняемого суду;

д) прекращении дела.

Следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или производство следствия по этому делу поручается другому следователю.

В отличие от следователя орган дознания при несогласии с указаниями прокурора вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.

4. По процессуальному режиму производства предварительного следствия и дознания.

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе знакомиться с материалами дела (ст. 200 УПК). По окончании дознания указанные участники процесса лишь извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются (ст. 120 УПК).

Отличие дознания от предварительного следствия по процессуальному режиму и процессуальной самостоятельности не имеет достаточных теоретических и практических оснований. Лишение некоторых участников процесса права на ознакомление с делом противоречит принципу равенства прав, который должен действовать независимо от форм досудебной подготовки материалов. Возложение обязанности на органы дознания во всех случаях выполнять указания прокурора по основным вопросам определения направлений расследования противоречит правилу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК).

Получение доказательств в ходе расследования уголовного преступления выполняется с помощью производства следственных и прочих процессуальных действий, которые предусмотрены первой частью 86 статьи УПК РФ. В отличие от первой стадии процесса, то есть его возбуждении, на которой предусмотрен лишь ограниченный круг следственных действий, на этапе предварительного расследования вышеупомянутые мероприятия являются основным способом получения доказательств. Именно поэтому их виды, классификация и общие правила выполнения вызывают интерес. В данной статье будут рассмотрены все следственные действия в уголовном процессе и их характеристики.

Понятие следственных действий

Прежде чем рассмотреть понятие, классификацию и виды следственных действий по УПК РФ, нужно рассмотреть документ, которым в большей степени регулируются данные мероприятия. Это ст 164 УПК РФ. Ей регламентированы общие правила.

На сегодняшний день законодатель не дал четкого определения следственным действиям в УПК. Однако, этот термин достаточно часто используется в ряде норм уголовно-правового кодекса РФ. В науке уголовного права и правоприменительной практике, принято подходить к подобным действиям, как к урегулированным законом мероприятиям, носящим познавательный характер. Простыми словами, это означает, что следственные действия в УПК РФ направлены на получение доказательств. Таким образом далеко не все мероприятия, совершенные следователями и дознавателями, в порядке, предусмотренном УПК, являются следственными. Подобный вывод косвенно подтверждается и законом, в котором сказано, что процессуальное действие – это судебное или иное мероприятие, предусмотренное статьями УПК.

Следственное действие нужно понимать, как предусмотренное законом мероприятие, направленное на получение доказательств, путем проведения поисковой деятельности, выполняемой лицом, ответственным за производство уголовного дела. При этом они могут быть сопряжены с необходимостью использования процессуального принуждения.

Основные характеристики и виды

Рассматриваемые действия имеют набор характерных признаков. К основным из них нужно отнести следующее:

  • проводятся должностями лицами, осуществляющими производство;
  • предусмотрены УПК РФ;
  • направлены на получение доказательств;
  • могут сопровождаться применением некоторых элементов процессуального принуждения.

На основании указанных выше признаков, можно выстроить систему, включающую в себя:

  • осмотр места совершения преступления и других территорий, на которых имеется возможность получения какой-либо важной информации;
  • освидетельствование потерпевших и подозреваемых, в том числе и в медицинских учреждениях;
  • обыски и выемки вещевых доказательств, как на месте совершения преступления, так на других объектах и территориях;
  • арест почтовых отправлений и запись переговоров;
  • допросы и очные ставки;
  • опознание потерпевшими или свидетелями преступников;
  • проверка показаний на месте;
  • назначение судебной экспертизы.

Подобная деятельность может вестись исключительно уполномоченными лицами, выполняющими уголовное производство. В первую очередь это обусловлено тем, что имеется возможность применения процессуального принуждения. Согласно общепринятым правилам, этим должностным лицом является следователь, принявший дело к своему производству и вынесший соответствующее постановление.

Общие правила производства следственных действий в уголовном процессе гласят о том, что помимо следователя, приявшего дело в свое производство, определенные мероприятия могут проводить и другие должностные лица. В частности, руководитель следствия имеет право осматривать место происшествия, проводить освидетельствование и допрашивать подозреваемого. Прочие мероприятия, направленные на получение доказательств, руководитель следствия выполнять не может. Исключением являются случаи, когда он взял данное дело к своему производству.

Не имеют право выполнять вышеуказанное и другие участники процесса. К ним нужно отнести начальника дознания и прокурора. Имеет право выполнять некоторые функции, перечень которых строго ограничен, криминалист. Это возможно при наличии поручения от руководителя следствия.

Правила выполнения вышеуказанных мероприятий представлены не только в УПК. При необходимости их можно изучить в должностных инструкциях представителей следствия.

Следственные действия всегда являются процессуальными, то есть, они предусмотрены УПК. Однако, ряд процессуальных мероприятий нельзя охарактеризовать наличием направленности на получение доказательств. Ярким примером этому может послужить разъяснение прав участникам процесса.

Мероприятия с применением мер процессуального принуждения

Классификация следственных действий в уголовном процессе включает в себя процессуальное принуждение. При выполнении ряда мероприятий, принуждение является частью процесса получения доказательств. Сюда можно отнести:

  • проверку показаний на месте;
  • изъятие орудия преступления;
  • изъятие прочих улик и т. д.

Наряду со следственными действиями, законодатель употребляет такие понятия, как «Розыскные мероприятия». Они похожи по своей сути, но не тождественны. Простыми словами, розыск сюда не относятся.

Внимательно изучив ст 164 УПК, и прочие законы, можно подумать, что к числу рассматриваемых мероприятий можно отнести и наложение ареста на имущество, а также эксгумацию. На самом деле это не так. Системное толкование УПК говорит о том, что эти деяния следственными не являются. Именно оно должно быть использовано при разборе норм УПК, а не буквальное понимание вопроса.

В данном вопросе разберемся более детально. Арест имущества, полученного в результате совершения противоправных действий, является мерой процессуального принуждения, используемой для обеспечения исполнения приговора. Подобное мероприятие не имеет такой цели, как получение доказательств. При эксгумации также отсутствует требуемый признак, а именно возможность получения доказательств. Эксгумация — это предпосылка осмотра трупа, назначения проведения экспертизы или опознания.

Говоря о мероприятиях, проводимых в ходе следствия, но в то же время не служащих способом получения доказательств, нужно упомянуть получение образцов для сравнительного исследования. В ходе этого процессуального мероприятия может быть получена информация, необходимая для установления тождества или различия объектов в процессе дальнейшего экспертного исследования.

Четкое разграничение вышеописанных действий к относящимся и не относящимся к сути рассматриваемого вопроса важно не только для теории права. Это позволяет избежать нарушения действующего законодательства при проведении следствия. Например, доказательства, полученные должностным лицом, не имеющим право на их поиск, не будут признаны законными.

Общие условия производства следственных действий

От иных процессуальных действий следственные действия отличаются своим познавательным и удостоверительным аспектами (а также поисковым аспектом, однако данный аспект присущ не всем следственным действиям).

В России следственные действия, по общему правилу, производит следователь либо дознаватель. Кроме того, их вправе осуществлять управомоченные на проведение отдельных процессуальных действий работники правоохранительных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Большинство (но не все) следственных действий может быть произведено и в судебном следствии самим судом либо приглашенным в суд специалистом (освидетельствование).

Такие следственные действия, как эксгумация, освидетельствование, обыск и выемка производятся на основании постановления следователя (дознавателя).

Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста, эксперта, переводчика, а также должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Судебное разрешение на производство следственных действий

Судебной санкции требует производство следующих следственных действий:

  • осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц
  • обыск и (или) выемка в жилище
  • обыск в служебном помещения адвоката или адвокатского образования
  • выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи
  • выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях
  • наложение ареста на корреспонденцию, разрешении на её осмотр и выемку в учреждениях связи
  • контроль и запись телефонных и иных переговоров
  • получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
  • эксгумация — в случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации
  • получение сведений о расчетном счете в банке.

Для получения судебной санкции следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель.

В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи не терпит отлагательства, эти следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае следователь или дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в течение 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.

Протокол следственного действия

Форма и содержание протокола регламентированы статьями 166-167 УПК РФ.

Два важных требования, предъявляемых к протоколу:

  • адекватность — в протоколе должны быть точно и полностью описаны все детали произведенного действия
  • безотлагательность — протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. Стенограмма и стенографическая запись, фотоснимки, материалы аудио- и видеозаписи являются приложением к протоколу и хранятся при уголовном деле.

Вводная часть протокола включает следующие сведения:

  • место и дату производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
  • должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;
  • ФИО каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности;
  • технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования;
  • отметку о том, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств (в некоторых случаях также и о согласии этих лиц — например, при фото-/видеосъёмке освидетельствования с обнажением);
  • отметку о том, что лицам, участвующим в следственном действии, разъяснены их права и обязанности и условия его проведения, удостоверенную подписью этих лиц.

Содержательная часть протокола описывает процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, обнаруженные/предъявленные при производстве следственного действия предметы и документы, сведения об их изъятии и упаковке для последующего исследования, а также включает заявления, пояснения и показания лиц, участвовавших в следственном действии.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

Удостоверительная часть протокола включает подписи следователя/дознавателя и лиц, участвовавших в следственном действии.

В случае отказа лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следователь/дознаватель вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол.

Исключением является такой участник, как понятой. В случае участия в следственном действии понятых отказ хотя бы одного понятого подписать протокол не может быть удостоверен подписями иных участников следственного действия. Отсутствие подписи понятого влечёт безусловное признание протокола следственного действия недопустимым доказательством.

Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

К протоколу прилагаются фотоснимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, видеозаписи, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия, а также электронные носители информации, полученной или скопированной с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия.

В целях обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля, их родственников, представителей и близких лиц следователь/дознаватель вправе не приводить в протоколе данные об их личности. В этом случае выносится постановление, излагающее причины сохранения в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи. Постановление помещается в опечатанный конверт, приобщаемый к уголовному делу.

Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Правила определения подследственности уголовных дел определяются в указанных статьях УПК примерно следующим образом:

  • следователи Следственного комитета уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
  • следователи ФСБ — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
  • следователи органов госнаркоконтроля — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение. Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам. Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

В субъектах РФ организуются:

  1. главные следственные управления;
  2. следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел.

Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах. Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.

Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции:

  • осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам;
  • оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства.

Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) — при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.

Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Органы, осуществляющие деятельность по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации

Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений

Выявление и расследование преступлений представляют собой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве. Она направлена на охрану общественных отношений, обеспечения дисциплины и правопорядка в самом государстве. Кроме того, государство в целях охраны общественные отношения от преступных деяний, предусмотренных УК РФ, создает соответствующие правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять этот вид деятельности. Сама же деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с обнаружением, установлением, фиксацией, обозначением преступления и проведением ряда процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений. Данная деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с оперативно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием.

Таким образом,выявление и расследование преступлений — два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленный на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.

Выявление и расследование преступлений как правоохранительная деятельность имеют определенные особенности. Суть этой деятельности сводиться к обнаружению преступных деяний в форме действия (бездействия), в которых содержатся все признаки, характеризующие их как преступления, а так же проведения ряда уголовно-процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений и предъявления ему обвинения со стороны государства. Информация о совершенных и готовящихся преступлениях может содержаться в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати, при непосредственным обнаружении фактов преступных деяний органами, наделенных правом выявлять и возбуждать уголовные дела. Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего это — органы внутренних дел, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в дальнейшем и послужит основанием для производства расследования.

Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками. В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия. Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ, а также контрразведывательную и разведывательную деятельность в Российской Федерации (ст. 10 Закона об органах ФСБ). Или полиция, ее назначение — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ч. 1 ст. 1 Закона о полиции. В этих целях одним из основных направлений деятельности полиции признается — выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (ст. 2 указанного Закона).

Несмотря на существование специальных законов регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность — Закона об ОРД.

Кроме того, вся деятельность государственных органов, уполномоченных осуществлять выявление и расследование преступлений, находится под надзором соответствующих органов и должностных лиц — органов прокуратуры, главы государства и общества (общественный контроль).

Выявление и расследование преступлений включает два вида правоохранительной деятельности:

— расследование уголовных дел (предварительное расследование);

— оперативно-розыскная деятельность.

Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием. Предварительное расследование — это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. По своей правовой сущности предварительное расследование, как видим, — форма уголовно-процессуальной деятельности соответствующих органов и должностных лиц по выявлению обстоятельств совершенного преступления, лиц (лица), его совершивших, а также установлению иных обстоятельств, которые свидетельствуют о виновности лица в совершенном преступлении, обстоятельств, способствующих его совершению и причинению вреда и т.д. Речь в данном случае идет о выявлении всех фактов, на основании которых государство, в силу его публичных отношений в уголовном судопроизводстве, предъявляет условно уголовный иск перед судебным органом о признании виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему деянии, и, в случае его признания таковым, назначения ему уголовного наказания.

Предварительное расследование в свою очередь подразделяется на:

— предварительное следствие;

— дознание (ст. 150 УПК РФ).

Эти формы предварительного расследования осуществляются соответствующими государственными органами, которые при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ)

От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему полномочий, выполняемых этими органами, и срокам процессуальной деятельности. Дознание производится дознавателями (следователями) правоохранительных органов исполнительной власти, а предварительное следствие только следователями.

С уголовно-процессуальной деятельностью по расследованию преступлений тесно связана оперативно-розыскная деятельность,осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД (подробнее об этом см. далее — 21.4)

Предварительное следствие как одна из форм предварительного расследования является более сложной по сравнению с дознанием в силу того, что производится оно, как правило, по тяжким, особо тяжким составам преступлений. Данная форма предварительного расследования относится к досудебной стадии уголовного судопроизводства, на которой следователь осуществляет уголовно- процессуальную деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значения для дела обстоятельства. Целью проведения предварительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение в качестве обвиняемых лиц, их совершивших, принятие мер по пресечению преступлений, выявление причин и условий их способствовавших, а также обеспечение возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Для производства предварительного следствия государство создает федеральные государственные органы и наделяет их соответствующей компетенцией по производству предварительного следствия. В соответствии с УПК РФ предварительное следствие производится следователями:

— Следственного комитета РФ;

— органов федеральной службы безопасности;

— органов внутренних дел РФ;

— органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151).

Предварительное следствие может производиться и руководителем следственного органа, обладающим в полном объеме всеми полномочиями следователя.

При производстве предварительного следствия необходимо учитывать, какие преступления вправе расследовать следователи. В уголовном судопроизводстве обязанность следователя производить по тем или иным преступлениям соответствующие уголовно-процессуальные действия и предъявлять при наличии соответствующих оснований обвинение, в дальнейшем — обвинительное заключение от имени государства, понимается как подследственность. Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.

Для подследственности характерны три признака, имеющие важное значения для производства предварительного следствия:

— предметный (родовой — позволяет определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления;

территориальный(местный) — разграничить подследственность между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;

персональный (личный) признак —определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления.

Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях. Это — преступления против жизни, здоровья, свободы человека, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Им подведомственны дела о терроризме, другие дела о наиболее опасных преступлениях и имеющих повышенное общественное значение: против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и эксплуатации отдельных видов транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против правосудия, против порядка управления, против военной службы и против мира и безопасности человечества. Перечень статей УК РФ, предусматривающих эти составы преступлений, установлен в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Следователи органов федеральной службы безопасности расследуют уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также некоторые преступления против экономической безопасности государства, например, контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон судна воздушного или водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др. (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

К подследственности следователей органов внутренних дел РФ относятся уголовные дела по наиболее широкому кругу преступлений по сравнению с другими органами предварительного следствия. Это — преступления против здоровья, против семьи и несовершеннолетних, против собственности, ряд преступлений в сфере экономической деятельности и др. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Следователями органов федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков предварительное следствие производится по уголовным дела о преступлениях, которые связаны с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Закон наделяет следователя широким кругом полномочий. Так, следователь при наличии поводов и оснований может возбудить уголовное дело, вынеся об этом соответствующее постановление. Кроме того следователь, принявший уголовное дело к своему производству и вынесший об этом постановление, вправе применить соответствующие меры уголовно- процессуального принуждения, такие, как: задержание лица, подозреваемого в совершении преступления до 48 часов, применение соответствующих мер уголовно-процессуального пресечения, привод лица, взятие обязательство о явке, отстранения от должности и др.

Следователь обязан выполнить указания руководителя следственного органа по уголовному делу, которые даются ему в письменном виде (ч. 2 ст. 39 УПК РФ). При этом следователь может не согласиться с указаниями руководителя следственного органа, но это не приостанавливает их исполнения, за исключением ряда случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 39 УПК, и обжаловать их в письменном виде вышестоящему руководителю следственного органа.

Следователь является процессуально независимым лицом, и его полномочия носят властный характер. Он имеет право в рамках уголовного дела давать письменные указания органам дознания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному уголовному делу. Правовой статус следователя и руководителя следственного органа закреплен в ст. 38 и 39 УПК РФ соответственно.

Следователями могут быть лица, имеющие гражданство РФ, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способные по состоянию здоровья выполнять возложенные обязанности.

> Производство предварительного следствия

Сущность и система предварительного следствия

Предварительное следствие является одной из основных форм предварительного расследования на стадии досудебного производства по уголовным делам. Это объясняется рядом причин, среди которых: специфический характер преступлений, подследственных органам предварительного следствия, сложность их расследования и т.д. На предварительное следствие распространяются такие же общие условия предварительного расследования, что и на производство дознания. Кроме того, предварительное следствие решает те же задачи, что и дознание. Но в силу определенных обстоятельств, специфики уголовных дел, подследственных органам предварительного следствия, для предварительного следствия характерны свои, присущие только ему, процессуальные правила. Так, сроки предварительного следствия во многом отличаются от сроков дознания, существуют особенности формирования следственной группы в силу сложности и объема производства предварительного следствия, правового статуса следователя, ведущего предварительное следствие, окончания предварительного следствия и т.д.

По своей сущности современное предварительное следствие фактически приобрело вид дознания, производимого в соответствии с Уставом уголовного судопроизводства 1864 г. В силу того, что оно осуществляется следователями органов исполнительной власти, при производстве предварительного следствия отсутствует судебное присутствие. Кстати, в уголовном судопроизводстве Российской империи вся данная стадия имела название «предварительное исследование».

Предварительное следствие, как форма предварительного расследования, представляет собой систему процессуальных (следственных) действий, отрегулированную посредством норм уголовно-процессуального законодательства, которые определяют правила производства предварительного следствия, а также правовой статус следователя, осуществляющего предварительное следствие в определенных условиях.

Начало предварительного следствия связано с началом производства предварительного расследования и определяется с момента возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 156 УПК). Кроме того, предварительное следствие, как одна из форм предварительного расследования, должно производиться по всем уголовным делам, за исключением тех уголовных дел, по которым производится дознание. Обязательное условие производства дознания — наличие возбужденного уголовного дела по признакам преступлений, перечень которых предусмотрен в ч. 3 ст. 150 УПК. Как правило, это преступления небольшой или средней тяжести (ст. 112 УК — умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; ст. 115 УК — умышленное причинение легкого вреда здоровью и т.д.). Кроме того, предварительное расследование может производиться в форме дознания и по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). Таким образом, по всем остальным возбужденным уголовным делам, перечень которых не охватывается признаками преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК, должно производиться предварительное следствие. Это преступления, которые имеют большую общественную опасность по сравнению с преступлениями, по которым производится дознание.

Право осуществлять производство предварительного следствия имеют участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, имеющие процессуальный статус следователя. Кроме того, производство предварительного следствия в полном объеме могут производить и руководители следственных органов, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы (ч. 2 ст. 39 УПК). Производство некоторых процессуальных (следственных) действий следователем, ведущим производство предварительного следствия по уголовному делу, ограничивается в силу вмешательства данными процессуальными (следственными) действиями в соответствующие права и свободы человека и гражданина (решение следователя о применении меры пресечения в виде заключения под стражу — ч. 3 ст. 108 УПК и т.д.). Производство некоторых процессуальных (следственных) действий в ходе предварительного следствия следует производить под процессуальным контролем со стороны таких участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, которые непосредственно не участвуют в производстве конкретных уголовных дел, но осуществляют общее руководство производством предварительного следствия (дача следователю указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения и др. (п. 3, 5, 6 и т.д. ч. 1 ст. 39 УПК)) и также несут ответственность за производство по уголовному делу. Речь в данном случае идет о руководителях следственных органов.

Таким образом, предварительное следствие — одна из форм предварительного расследования, осуществляемая следователями в пределах их компетенции, регулируемая уголовно-процессуальным законодательством, которая связана с обнаружением, закреплением, проверкой и оценкой доказательств, направленных на защиту прав и законных интересов потерпевших и других участников процесса, а также достижению других задач досудебного производства по уголовному делу.

Производство предварительного следствия условно делится на несколько этапов, которое в теории уголовного процесса объединяют в определенную систему.

Система предварительного следствия включает в себя:

1) принятие уголовного дела следователем к своему производству. Дело в том, что УПК устанавливает персональную ответственность следователя за производство предварительного следствия. Это положение связано с тем, что следователь, прежде чем приступить к производству следственных действий, направленных на собирание доказательств по уголовному делу, должен принять уголовное дело к своему производству (ст. 156 УПК). Как раз с этого момента следователь получает всю полноту процессуальных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством (ст. 38 УПК), направленных на исследование обстоятельств уголовного дела, а также собирание, проверку и оценку доказательств. Кроме того, с этого момента он несет полную ответственность за производство по уголовному делу.

Принятие уголовного дела следователем осуществляется двумя способами в зависимости от обстоятельств. В случае если уголовное дело возбуждено самим следователем и оно подследственно ему, то следователь выносит единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству (ч. 1 ст. 156 УПК). В случае если следователю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору (ч. 2 ст. 156 УПК);

  • 2) производство следственных действий в целях установления обстоятельств уголовного дела’. Речь в данном случае идет не только о производстве процессуальных (следственных) действий, которые являются способами собирания доказательств при производстве по уголовному делу, но и о выявлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также позволяющих принять иное процессуальное решение (о прекращении уголовного преследования (уголовного дела) и т.д.);
  • 3) привлечение лица в качестве обвиняемого;
  • 4) проверка доводов стороны защиты и выполнение следственных действий по окончательному установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу;
  • 5) окончание предварительного следствия.

Для производства предварительного следствия характерны определенные правила, которые присущи только для данной формы предварительного расследования. Такими правилами являются: срок предварительного следствия (ст. 162 УПК), производство предварительного следствия следственной группой (ст. 163 УПК), привлечение в качестве обвиняемого (гл. 23 УПК).

Большое значение при производстве предварительного следствия имеет взаимодействие с органами дознания, в первую очередь с теми органами дознания, которые обладают правом осуществлять производство ОРМ. Благодаря данному взаимодействию в ходе производства предварительного следствия возникают следственные версии, отработка которых осуществляется посредством производства процессуальных (следственных) действий, направленных на установление обстоятельств при производстве по уголовному делу и выявление лиц, причастных к совершенному преступлению.

В зависимости от того, на какой стадии расследования уголовного дела осуществляется взаимодействие, можно выделить три основных его вида:

  • 1) на стадии возбуждения уголовного дела;
  • 2) в ходе предварительного следствия по уголовному делу;
  • 3) в ходе работы по приостановленному уголовному делу.

Данные разновидности взаимодействия проявляются в каждом из вышеупомянутых организационно-правовых режимов.

В свою очередь, для каждого вида взаимодействия свойственны особые формы взаимодействия.

Каждая из этих форм характеризуется специфическими задачами данного взаимодействия и конкретными взаимными правами и обязанностями его участников. Основной вид взаимодействия следователей с органами, осуществляющими ОРД, в обычном организационно-правовом режиме чаще всего предусматривает: выполнение поручения о проведении розыскных мероприятий; самостоятельное осуществление розыскных и ОРМ в случае необнаружения лица, совершившего преступление; совместное осуществление следственных действий в комплексе с ОРМ и оперативное обеспечение следственных действий.

Процессуальная (правовая) основа взаимодействия в ходе производства предварительного следствия следователя и органов дознания базируется на ч. 4 ст. 157 УПК, в соответствии с которой орган дознания может производить по уголовному делу следственные действия и ОРМ только по поручению следователя. Положениями п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК следователю предоставлено право при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу давать органу дознания в установленном законом порядке обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ. Норма уголовно-процессуального законодательства (ч. 1 ст. 152 УПК) уточняет порядок направления органу, осуществляющему ОРД, поручений данного вида в случае необходимости проведения ОРМ не по месту производства предварительного следствия. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК органы, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД, относятся к органам дознания. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

В зависимости от тяжести совершенного преступления и иных обстоятельств данное взаимодействие, как правило, осуществляется в форме создания следственно-оперативной группы (СОГ). Независимо оттого, какие формы взаимодействия были использованы в ходе производства предварительного следствия по уголовному делу, необходимо учитывать следующие факторы: руководящую роль следователя при взаимодействии при производстве по уголовному делу; персональную ответственность каждого из участников, участвующих в производстве по уголовному делу, в процессе взаимодействия; самостоятельность в выборе средств и методов производства ОРМ, производимых соответствующими должностными лицами органов дознания в процессе взаимодействия по уголовному делу; наличие плановости взаимодействия и др.

Само поручение по своей процессуальной (правовой) природе представляет собой письменное указание следователя, ведущего производство по уголовному делу, другому органу предварительного расследования (органу дознания, следователю и т.д.) о производстве конкретных процессуальных (следственных) действий и ОРМ. Кроме того, следователь направляет поручение органам дознания, как действующим в районе юрисдикции следователя, так и в другом районе, находящемся вне его юрисдикции. Во всех случаях поручения следователя являются обязательными для органов дознания.

Для ускорения исполнения поручения его следует направить непосредственно в районный отдел внутренних дел, руководителю следственного органа, которые должны по необходимости произвести соответствующие процессуальные (следственные) действия или ОРМ. При неисполнении поручения в установленный законом срок лицо, исполняющее это поручение, обязано поставить в известность следователя, направившее данное поручение, о причинах задержки. Если такое сообщение своевременно не поступило, следователь ставит об этом в известность своего руководителя следственного органа, а также начальника отдела органов внутренних дел (если поручение исполняется полицией) или прокурора района (города). Данные должностные лица обязаны разобраться в причинах задержки и принять необходимые меры для устранения этих недостатков.

Если лицо, в отношении которого поступило поручение, выбыло с постоянного места жительства, следователь, орган дознания, исполняющий поручение, обязан лично или через органы дознания установить новый адрес, по которому проживает это лицо, и переслать поручение соответствующему органу предварительного расследования для его исполнения. Одновременно об этом он обязан уведомить следователя, давшего поручение. Если новое место жительства этого лица установить не представилось возможным, поручение возвращается с сообщением причин неисполнения и приложением соответствующих справок.

Недопустимо направлять поручения для производства таких следственных действий, которые должен выполнить лично следователь, в производстве которого находится уголовное дело. К таким следственным действиям относятся: предъявление обвинения и допрос обвиняемого, все следственные действия, в которых участвует обвиняемый, допрос подозреваемого, ознакомление обвиняемого со всеми материалами дела. Само поручение о производстве следственных или розыскных действий в другом месте имеет ограничение по времени. Оно должно быть выполнено в течение 10 суток (ч. 1 ст. 152 УПК).

В случае если должностное лицо, в адрес которого поступило письменное поручение следователя, умышленно не выполнило данное поручение и не направило мотивированное письмо о невозможности выполнения данных действий, оно может быть привлечено к административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП (невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). Указанные действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц.

Глава 5. Приостановление, возобновление и окончание предварительного расследования

  • •Крупницкая, В. И.
  • •ВВЕДЕНИЕ
  • •РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ
  • •Глава 1. Общие положения уголовного процесса
  • •§ 1. Понятие и назначение уголовного процесса
  • •§ 2. Исторические типы уголовного процесса
  • •Библиографический список
  • •Глава 2. Уголовно-процессуальный закон
  • •§ 2. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • •Библиографический список
  • •Глава 3. Принципы уголовного процесса. Уголовное преследование
  • •§ 1. Понятие и система принципов уголовного процесса
  • •§ 2. Классификация принципов уголовного процесса
  • •§ 3. Содержание отдельных принципов уголовного процесса
  • •§ 4. Уголовное преследование
  • •Библиографический список
  • •Глава 4. Участники уголовного судопроизводства
  • •§ 1. Классификация участников уголовного процесса
  • •§ 3. Участники уголовного процесса со стороны обвинения
  • •§ 4. Участники уголовного процесса со стороны защиты
  • •§ 5. Иные участники уголовного процесса
  • •Библиографический список
  • •Глава 5. Гражданский иск в уголовном процессе
  • •§ 2. Рассмотрение и разрешение гражданского иска в уголовном процессе
  • •Библиографический список
  • •Глава 6. Доказательства и доказывание в уголовном процессе
  • •§ 1. Предмет и пределы доказывания
  • •§ 2. Понятие и свойства доказательств
  • •§ 3. Источники (виды) доказательств
  • •§ 4. Классификация доказательств и ее значение
  • •§ 5. Понятие уголовно-процессуального доказывания. Процесс доказывания
  • •§ 6. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
  • •Библиографический список
  • •Глава 7. Меры процессуального принуждения
  • •§ 2. Задержание подозреваемого
  • •§ 3. Характеристика и классификация мер пресечения
  • •§ 4. Иные меры процессуального принуждения
  • •Библиографический список
  • •Глава 8. Процессуальные ходатайства и жалобы
  • •§ 2. Понятие и порядок рассмотрения жалоб прокурором и судом
  • •Библиографический список
  • •Глава 9. Реабилитация
  • •§ 1. Основания возникновения права на реабилитацию
  • •§ 2. Порядок реабилитации
  • •Библиографический список
  • •РАЗДЕЛ 2 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
  • •Глава 1. Возбуждение уголовного дела
  • •§ 1. Задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела
  • •§ 2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
  • •Библиографический список
  • •Глава 2. Предварительное расследование
  • •§ 1. Понятие, сущность и задачи стадии предварительного расследования. Формы предварительного расследования
  • •§ 2. Общие условия предварительного расследования
  • •§ 3. Общая характеристика предварительного следствия и дознания
  • •Библиографический список
  • •Глава 3. Система следственных действий и порядок их производства
  • •§ 1. Понятие и общие правила производства следственных действий
  • •§ 2. Порядок производства следственных действий
  • •Библиографический список
  • •§ 1. Привлечение в качестве обвиняемого: понятие, основания, порядок
  • •Библиографический список
  • •Глава 5. Приостановление, возобновление и окончание предварительного расследования
  • •§ 1. Понятие, основания и условия приостановления предварительного расследования
  • •§ 2. Окончание предварительного расследования: формы и структура
  • •§ 3. Обвинительное заключение, обвинительный акт, обвинительное постановление: значение и содержание
  • •Библиографический список
  • •Глава 6. Подготовка к судебному заседанию
  • •§ 1. Понятие, задачи и формы стадии подготовки к судебному заседанию
  • •§ 2. Предварительное слушание
  • •Библиографический список
  • •Глава 7. Судебное разбирательство в суде первой инстанции
  • •§ 1. Общие условия судебного разбирательства
  • •§ 2. Суд, стороны и иные участники судебного разбирательства, их процессуальное положение
  • •§ 3. Структура судебного разбирательства
  • •Библиографический список
  • •Глава 8. Особые производства в уголовном процессе
  • •§ 3. Досудебное соглашение о сотрудничестве
  • •§ 4. Особенности рассмотрения уголовных дел мировым судьей
  • •Библиографический список
  • •Глава 9. Производство в суде апелляционной инстанции
  • •§ 1. Понятие, значение и предмет пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу
  • •§ 2. Порядок принесения апелляционных жалобы, представления и рассмотрения уголовного дела в судебном разбирательстве
  • •Библиографический список
  • •Глава 10. Исполнение приговора
  • •§ 1. Понятие и значение стадии исполнения приговора. Обращение приговора или иного судебного решения к исполнению
  • •Библиографический список
  • •Глава 11. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений
  • •§ 3. Пересмотр судебных решений ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
  • •Библиографический список
  • •Глава 12. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
  • •§ 1. Основные положения о международном сотрудничестве по уголовным делам
  • •§ 2. Выдача лица (экстрадиция)
  • •§ 3. Передача лица для отбывания наказания
  • •Библиографический список
  • •ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *