Дом карла фаберже на большой морской. История фаберже


Большая Морская улица - одна из самых красивых и "парадных" в Петербурге, а дом №24 - один из самых красивых на Большой Морской. Неудивительно - ведь это здание было выстроено по заказу Карла Фаберже, самого знаменитого ювелира России (а то и всего мира).

История компании Фаберже

Основатель знаменитой династии, Карл Фаберже , был потомственным ювелиром - у его отца Густава в Петербурге было свое дело, но весьма скромное. Первые работы мастерской Фаберже особенного интереса не представляли и почти не отличались от работ прочих ювелиров тех времен. "Неуклюжие золотые браслеты, модные в то время, броши и медальоны с цепочками и застежками... они украшались камнями и эмалью..." - так описывают раннюю продукцию фирмы.

Но к середине 1880-х годов, когда к Карлу Фаберже присоединился его 20-летний брат Агафон, изделия Фаберже начали трансформироваться в самобытный стиль ювелирного дела. Именно в это время возникает большинство "тем и сюжетов", которые впоследствии прославят Фаберже: знаменитые пасхальные яйца, фигурки животных, цветы... В отличие от большинства ювелиров того времени, братья Фаберже не просто следовали модным тенденциям, но искали вдохновения в античности, в восточном искусстве, в своих многочисленных путешествиях по мировым культурным столицам. Постоянным источником вдохновения для братьев был и Эрмитаж: они тщательно изучили все представленные там эпохи, копировали старинные украшения и использовали их мотивы в своих новых композициях. Заграничные антиквары, узнав о способности братьев в точности копировать старинные ювелирные изделия, неоднократно предлагали им исполнить те или иные работы, но без наложения фирменных клейм Фаберже - но братья, разумеется, отказывались от таких сомнительных предложений.

Да им и не было нужды заниматься подобными вещами - в заказах и так не было отбоя. И какие это были заказы! Так, будущий император Николай II приобрел жемчужное с бриллиантами ожерелье Фаберже ценой 166500 рублей в качестве обручального подарка своей невесте, принцессе Алике Гессен-Дармштадтской; Александр III купил для нее же у Фаберже другое колье, ценой 250000 рублей. Императорская семья заказывала у Фаберже сервизы, подарки для заграничных путешествий, несметное количество сувениров для коронации Николая II, а впоследствии и празднования 300-летия Дома Романовых. А после участия во Всемирной выставке в Париже 1900-го года фирма Фаберже стала знаменита и за рубежом.

В предреволюционные годы компания Фаберже достигла немыслимых высот. За 10 лет (с 1907 по 1917) в одном только лондонском филиале было продано более 10 тысяч предметов, а во всем мире - более 200 тысяч. Триста ювелиров работали на фирму в Петербурге и еще двести - в Москве. За изделиями Фаберже к берегам Невы приплывали даже из Америки.

Продукция

Ниша, которую заняла фирма Фаберже, касалась не столько ювелирных украшений, сколько "полезных" предметов роскоши - часов, звонков, ламп, рамок для фотографий, ручек для зонтиков и тростей, портсигаров, письменных приборов и прочих вещиц, полезных в быту, но при этом мгновенно узнаваемых и подчеркивающих статус их владельца. Иногда эти вещицы были сделаны из золота и серебра, иногда - просто из дерева и эмали, но в любом случае они были безупречно элегантны и ценны.

Еще одной отличительной особенностью фирмы Фаберже была новизна - представители Фаберже каждый год выпускали в свет новинки, а непроданные вещи, согласно легенде, в конце года отправляли в переплавку. “...Если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1.500.000 рублей, - говорил Фаберже журналистам. - Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга.”

Пасхальные яйца для императорской семьи

Что касается знаменитых пасхальных яиц Фаберже, то первое из них было изготовлено в 1885-м году по заказу императора Александра III. С тех пор Фаберже создавал пасхальные яйца для императорской семьи одно за другим: для Александра III, который каждый год дарил их своей жене Марии Федоровне, и для Николая II, который заказывал их в качестве подарков для матери и жены. В общей сложности по императорским заказам было создано 54 пасхальных яйца Фаберже (10 для Александра III и 44 для Николая II); до наших дней дошли 45 из них. Заказывая Фаберже новые пасхальные яйца, и Николай, и Александр полагались на фантазию ювелира; обязательных условий было лишь три - яйцеобразная форма, отсутствие повторов и "сюрприз". Последний, как правило, был связан с каким-нибудь событием в жизни императорской семьи: рождением, годовщиной, коронацией, совершеннолетием.

"Сюрпризами" становились миниатюрные модели из драгоценных металлов, ювелирные изделия, изображения людей, событий и мест, значимых для императорской семьи (портреты детей, рисунки резиденций, модели кораблей, на которых плавал Николай II). Некоторые "сюрпризы" можно было увидеть только после извлечения из яйца, некоторые просматривались сквозь прозрачную оболочку яйца. Одним из самых знаменитых "сюрпризов" стал, например, крошечный, но очень точный макет Гатчинского дворца и прилегающих территорий, с крошечными деревьями и фонарями; другим - макет Медного Всадника. Отдельного упоминания достойна коронационная карета из пасхального яйца "Коронационное": в этом макете каждая крошечная деталь была действующей: ручки поворачивались, дверцы закрывались, ремешки амортизировали, корпус - покачивался на шасси. То же самое можно сказать и о действующей модели поезда из пасхального яйца "Великий Сибирский путь": он был точной копией локомотива и вагонов транссибирского экспресса!

Над многими из яиц Фаберже работал больше года, но сюрприз при этом сохранялся до последнего момента даже от самого императора. В назначенный срок яйцо преподносилось царю либо лично Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением Карловичем - и встречалось всегда с восторгом.

Дом на Большой Морской

Место для постройки дома Фаберже было выбрано не случайно. Большая Морская улица в XIX веке была настоящей Меккой для ювелиров. Здесь находились магазины всех крупнейших конкурентов Фаберже: Болина, Бутца и других. Сам Карл Фаберже много лет жил в доме №16 по Большой Морской: здесь выросли его сыновья, здесь был открыт первый магазин. Поэтому, решив построить "главный офис" фирмы Фаберже, владелец купил участок именно на Большой Морской.

Автором проекта дома, призванного стать и магазином, и мастерской, стал архитектор К.К. Шмидт - сын двоюродной сестры Карла Фаберже. Главный фасад выполнен в стиле модерн с элементами англо-готического стиля: тяжелые полуколонны из полированного красного гранита первого этажа только подчеркивают легкость и устремленность вверх следующих этажей с зеркальными окнами.

Строительство удалось осуществить всего за два года - 1899-1900-й. На первом этаже открылся магазин золотых и бриллиантовых украшений, на остальных (а также в дворовых флигелях) разместились многочисленные мастерские, оборудованные по последнему слову техники. На последнем же этаже работала собственная художественная студия, где талантливые молодые дизайнеры придумывали новые шедевры. Административные помещения и 15-комнатная квартира самого Карла Фаберже тоже нашли себе место на Большой Морской, 24.

Особое внимание при отделке внутренних помещений дома на Большой Морской уделили безопасности хранящихся в нем ювелирных изделий. Для них был специально сконструирован уникальный сейф-лифт, изготовленный в Берлине: он находился под током, а на ночь поднимался на второй этаж. Это, впрочем, не помешало его ограбить в 1918-м.

Сейчас на первом этаже Дома Фаберже по-прежнему работает ювелирный магазин. Никакого отношения к прежним владельцам он, конечно, не имеет. Но, зайдя внутрь, можно увидеть старинные дубовые прилавки - те самые, доставшиеся новым владельцам "в наследство" от Карла Фаберже.

Слон, жираф и другие животные

Существует легенда, что друг Карла Фаберже, сахарозаводчик Л.И. Кёниг, однажды отправился на лечение в Африку. Спросив у друга, что ему привезти из далекой страны, он услышал в ответ шуточное "Жирафа!".

Через несколько месяцев на второй этаж дома на Большой Морской, 24 заявился дворник и, оглядев потолок барской квартиры, задумчиво заявил: "Так яму никак не пройтить в ворота!" Подойдя к окну, изумленный ювелир увидел огромную толпу, а в ее центре... самого настоящего жирафа, который действительно никак не проходил в ворота. Похоже, Кёниг был человеком слова... Подарок пришлось отправить в зоологический сад.

А вот более достоверная история из мемуаров Олега Агафоновича Фаберже "Блестки": "...В обязанности отца входило наносить визиты самым уважаемым клиентам. Последней его поездкой перед первой мировой войной стало путешествие на Цейлон - посещение магараджи, чье имя, к сожалению, в моей памяти не сохранилось. Пребывание на Цейлоне было достаточно длительным, несколько раз отцу довелось совершать проездки на слонах, и он прямо-таки влюбился в этих добрых и умных животных. Это не осталось незамеченным махараджей, и когда наступил момент прощания, отца пригласили во внутренний двор дворца. Там стоял большой и красивый слон - подарок хозяина отцу в знак благодарности за всю ту радость, которую наши художественные изделия доставляли царственной семье в течение многих лет! И вот на отца буквально свалился хорошо обученный слон, а он не ведал, с какой стороны к нему подступиться.

Наконец все единодушно пришли к мнению, что он заберет слона в Россию, как только подготовит все у себя в Левашове - построит подходящую «конюшню» и оборудует достаточных размеров загон. Эти работы шли полным ходом, и прервала их лишь разразившаяся в 1914 году мировая война. Так мой отец к своему большому огорчению лишился личного слона. Что же касается слона, то ему повезло: ему удалось избежать жизни в довольно-таки холодной и снежной стране. Он остался в своей естественной среде с ее теплым климатом, и к тому же слону не пришлось испытать на себе всех прелестей российской революции..."

Дом Фаберже Модерн

Пам. арх. (регион.)

1899-1900 - арх. Шмидт Карл Карлович

Участок дома № 24 принадлежал колокольному мастеру Христофору Ферстеру, которого принял на службу Петр I в 1720 г., для игры в колокола на часах на шпице Петропавловской крепости.

С середины XVIII в. более 50-и лет дом принадлежал семье Адор, глава которой был фабрикантом солода, а сын - золотых дел мастером. В особой кладовой Эрмитажа хранятся около 20 вещей работы И. Адора.

В начале 1830-х годов владельцем дома был еще один ювелир англичанин Дювелл. В 1836 г. дом перестраивал архитектор П. Жако.
В 1830-е гг. здесь находилась лавка книготорговца Луки Диксона, у которого Пушкин покупал иностранные книги, часто в долг, который после его смерти был оплачен опекой.

Здание сложной архитектуры с затейливым декором отделано всего одной породой камня - красным гангутским гранитом. Но гранит обработан различными фактурами, и поэтому он имеет разные оттенки. Цокольный этаж здания с массивными колоннами выполнен в полированной фактуре, усилевшей сочный красный цвет гранита. Колонны сложной формы высечены из огромных блоков однородного по структуре гранита, но в некоторых местах в них видна свойственная гангутскому граниту полосчатость. Над колоннами помещены плиты особо темного красного цвета. Арки над окнами-витринами сложены из камней клинчатой формы, вытесанными из полосчатой (гнейсовидной) разновидности гранита. Полосчатый узор камня расходится по радиусам от центра арок. Верхние этажи облицованы плитами в мелкоточечной обработке, что придает граниту дымчатый светло-розовый цвет. Наличники окон и другие детали выполнены в фактуре "скалы"и имеют более темный розовый цвет.

1924: Акционерное Общество «Аркос» в Лондоне, Петроградская контора; Смешанное Акционерное Общество «Русское Общество Торговли» «Русот»; Комиссионная контора, «Аркос», ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1924". С. 162, 163, 196)

1925: Управление начальника сплава Северо-Западного района («Начсплав»); Северо-Западный Лесопромышленный Трест («Севзаплеспром»); «Аркос» Акционерное Общество в Лондоне, Ленинградская контора; «Русот»; Смешанное Акционерное Общество «Русское Общество Торговли», ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1925". С. 283, 294, 307, 308)

В интервале 1923-1925 норвежского консульства нет.

1926-1927: Норвежское Консульство, ул. Герцена (б. Морская), 24. ("Весь Ленинград - 1926», С. 17; Весь Ленинград - 1927», С. 11)

1928: Всесоюзно-Западная Торговая Палата; Ленинградское Кредитно-Промысловое Кооперативное Товарищество «Кустарь»; Ленинградское Общество кустарей и ремесленников; Всесоюзный химический синдикат, Ленинградское Областное отделение; «ЮМТ» — Южный Машиностроительный Трест, Ленинградское агентство; «Торгсбыт» Товарищество на вере, ул. Герцена (б. Морская), 24. ("Весь Ленинград и область - 1928», С. 111, 172, 205, 432, 434, 439)

1928: "РуссНорвегоЛес", Онежское русско-норвежское акц. общество (лесоустройство) - ул. Герцена, 24 (. С.266)

1929: Кустарь, кредитно-промысловое кооперативное товарищество; «Ленжет» (государственный жировой трест); « Бумсиндикат» (Всесоюзный синдикат бумажной промышленности), Ленинградское отделение; «Химсиндикат» (Всесоюзный химический синдикат), Северо-Западное отделение; «Торгсбыт» Товарищество на вере, ул. Герцена, 24. (Путеводитель по Ленинграду Ленинград - 1929 г., с. 62, 62, 64, 66, 70)

1929: «Артель-кредит» промыслово-кредитное кооперативное товарищество производственных артелей и

ремесленников, ул. Герцена, 24. (Путеводитель по Ленинграду Ленинград - 1929 г., с. 62,)

1930: Кооператив металлической группы «Ленинградский Эмальер»; Кооператив строительной группы «Экономстрой»; Кооператив «Реалснаб»; «Бумсиндикат» Всесоюзный синдикат Бумажной промышленности, Ленинградское отделение, ул. Герцена (б. Морская), 24. ("Весь Ленинград и область - 1930», С. 198, 202, 206, 449)

1931: Ленинградский Областной Союз касс взаимного Страхования и взаимопомощи Промысловой Кооперации «Леноблпромсоюзкасс», и 3 нижеследующие межрайонные кассы промыслового страхования: Володарская, Смольнинская и Пригородная; «Ленгорт» - Ленинградская Государственная Объединенная Областная контора Розничной Торговли, ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1931". С. 216, 386)

1932; «Инснаб» Ленинградское Областное отделение, ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1932". С. 231)

1933: «Инснаб» Всесоюзная контора по снабжению иностранцев, Ленинградское отделение, ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1933". С. 160)

1934: «Инснаб» Всесоюзная контора по снабжению иностранцев, Ленинградское областное отделение; Промтоварный магазин, ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1934". С. 194)

1935: «Инснаб» Ленинградское отделение Всесоюзной конторы по снабжению иностранцев; Магазин № 2 промтоваров, ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1935". С. 218)

1937: Антикварно-художественная база В/О «Межкнига-Антиквариат»; «Международная книга-Антиквариат» Ленинградское областное объединение, Антикварно-художественная база, ул. Герцена, 24. (1937- Ленинград список абонентов", С. 203, 272)

1939-1940: Ювелирторг, Ленинградское межобластное отделение, ул. Герцена, 24. («Весь Ленинград - 1939", С. 74; «Весь Ленинград - 1940". С. 121)

1965: "Ювелирторг", Лен. межобл. к-ра - ул. Герцена, 24, склад - Апрксин двор, корп 23 (. С. 208.)

1973: Магазин «Яхонт» (ювелирный) — ул. Герцена, 24 (. С.266)

1973: Межобластная контора «Ювелирторг»(Мин. торговли РСФСР) — ул. Герцена, 24 (. С. 240, С. 303)

1973: Городское управление телефонной сети — ул. Герцена, 24 (. С. 253)

1973: Центральный телефонный узел — ул. Герцена, 24 (. С. 253)

1973: Торговая организация «Ювелирторг» — ул. Герцена, 24, тел. 12-37-36; торг. отдел: 15-28-91 ([

Дом-яйцо в Москве по адресу улица Машкова, 1 был построен на этом месте в 2002 году. Ни одно современное здание в столице не вызывало столь бурных дискуссий, при которых оценки высказывались от восторга до полного неприятия.

Как бы там ни было, но это место стало новой достопримечательностью города, здание вошло во многие московские путеводители, как одно из самых интересных и красивых жилых строений «лужковской» эпохи в градостроительстве, когда за деньги и благодаря связям в Москве можно было построить и не такое.

Фото 1. Дом-яйцо, напоминающий творение Фаберже, в районе Чистых прудов

История строительства и проектирования дома «Яйцо Фаберже»

Идея проекта столь необычного дома в форме пасхального яйца возникла у архитекторов Сергея Борисовича Ткаченко и Олега Львовича Дубровского. Их соавтором можно назвать и скандально известного галериста Марата Александровича Гельмана, который собирался возвести родильный дом в израильском Вифлееме.

Именно Гельман и Ткаченко накануне Миллениума сошлись на том, что наиболее оригинальным решением будет строительство дома-яйца, но до практического завершения идеи так и не дошли. Правда, Сергей Борисович не оставил этих помыслов, наверняка, решив - пусть не на земле обетованной, но хотя бы в Первопрестольной столице такой дом должен появиться.


Фото 2. Творение архитектора Ткаченко стоит на улице Машкова, 1 в Москве

Высказывались предположения, что аргумент заключался в том, что у большинства людей сегодня, да и тогда, ассоциировались с Михаилом Булгаковым, написавшим повесть «Роковые яйца», а там недалеко и до нарядно-пасхального яйца Фаберже.

Такой проект дома девелопер отверг, и его реализация была осуществлена в другом виде уже в районе - на Машкова, 1.


Со слов самого архитектора Ткаченко, понадобилось немало времени, чтобы сначала «уболтать» самого заказчика, ссылаясь на то, что тот таким необычным зданием возводит себе прижизненный памятник, а затем и власти, которые не соглашались в историческом районе Москвы видеть какой-то дом-яйцо.

Строительство велось полулегально. Оформление документов, согласования и необходимые экспертизы велись уже постфактум, когда дом уже стоял. Интересно заметить, что в первоначальных документах работы значатся, как «реконструкция строения с возведением 8-этажной пристройки с подземной стоянкой… и флигелем». Флигель - это и есть будущий дом-яйцо?

Интересно, но нигде еще так и не был назван действительный заказчик строительства. Молчит и архитектор Ткаченко!

Интересные цифры и факты о «здании-яйце» на Чистых прудах

Приведем интересные цифры и занимательные факты из истории этого необычного московского строения в районе Чистых прудов:

  • общая площадь - 342 квадратных метра.
  • высотность здания - 4 этажа: на первом уровне, выполненном в ассоциативных формах ножек-волют и с устройством окон-иллюминаторов, вход в здание; второй и третий уровни с оконными проемами в глубоких нишах предназначены для жилья; последний уровень - мансарда, выполненная в форме шапочки, по контуру обрамленной широким карнизом.
  • стены дома-яйца возведены из кирпича и утеплителя, с использованием металлического каркаса. Толщина «скорлупы» достигает величины в 64 сантиметра.
  • крыша строения обшита медными листами, а фасады обложили керамической плиткой.
  • высота потолков первых трех этажей - 3,2 метра, наибольшая высота потолка мансарды - 4,5 метра.
  • всего в доме устроено 5 комнат. Из инженерных систем стоит отметить лифт со стеклянной кабиной, приточную вентиляцию и систему тонкой очистки воды.

Дача принадлежала Агафону Фаберже , четвертому сыну Карла Фаберже

в конце записи добавила информацию про дачу и ее владельца.
извините за путаницу

наши дни


фотоэкскурсия по дому


прихожая





это дверь в которую мы вошли. Она двойная.
А это - двери которые ведут из прихожей в холл, где мы видим очень красивую лестницу.


те же двери со стороны лестницы



осмотр первого этажа:
лестница


двери со стороны лестницы


лестница - вид в сторону желтого зала (назову его так, чтобы не путать их).
у меня за спиной вход в другой зал, высотой в два этажа с большими окнами и внутренним балконом.


а это если стоять спиной к желтому залу





большой желтый зал





дверь сбоку ведет в другой зал, меньшего размера.


желтый зал со стороны входа





как выглядит коридор из дверей зала


потолок


камин с противоположной стороны от входа. сохранилась мраморная облицовка камина.


смежная с залом комната


окно, выходящее в зал



не могли не воспользоваться красивым освещением

зал, в два этажа. с большими окнами и внутренним балкончиком

остатки балкончика





смотрим с балкончика

это же окно с улицы



мы так и не определили для себя что это могла быть за комната и почему у нее такой потолок.





боковая дверь в зал с балкончиком




осмотр второго этажа:


лестница











баловство с фонариком и выдержкой.


потолок над лестницей стоит отдельного внимания. он стеклянный!











выход на балкон, расположенный над парадным входом


коридор ведет в зал, который на следующем фото


этот зал расположен над желтым залом.


из этого зала мы прошли в кабинет Фаберже (думаю это был именно он)
видно открытую дверь сейфа. сохранилась дубовая обивка стен и потолка.


сейф. открытая внешняя дверь, внутри еще одна в виде решетки. Внутри сейф по размеру наверное 2*2 метра. в темноте не очень поняла.

увы, обойти всю дачу нам не удалось, обстоятельства сложились против этого.
из того, что мы обошли сфотографировано не все.
в некоторых комнатах обрушились потолочные перекрытия.
в одной из комнаток сделали уборную, наверное во времена детского сада.
не могу сказать что в доме _живут_ бомжи, но есть ощущение что они там бывают.
вообще был самый конец апреля. но в доме было ужасно холодно, из-за чего мы часто выбегали на улицу погреться, тк погода стояла летняя и одеты мы были соответствующе. в доме, там где нет крыши и потолков, лежали сугробы снега.

информация об истории дачи
Памятник усадебной архитектуры конца XIX века - Дача Фаберже.
15 лет дом — памятник федерального значения — стоит заброшенным. А сегодня разрушается такими темпами, что изменения кирпичной кладки и наклона стен можно наблюдать каждый день.
В советское время в конюшне и каретной при доме Фаберже работала автомастерская, позже сгоревшая. А на самой даче располагался детский сад, тогда планировку особняка несколько изменили. Большие парадные и танцевальные залы совсем не подходили для работы такого учреждения. Тогда же по дому водили экскурсии, которые затем прекратили из-за угрозы обрушений.

из последних новостей
"Некоторое время назад на даче обосновался Горный Институт,о чем ненавязчиво сообщают вывешенные на всех входах таблички. На территории присутствует охрана,препятствующая всякому присутствию на территории."

UPD

В 1907 году, Карл Фаберже (1846-1920) подарил своему сыну имение в окрестностях Петербурга. К тому моменту Агафон Карлович (1876-1951) уступал своему отцу разве что в известности — у него было собственное ювелирное производство, к тому же он слыл лучшим в России оценщиком драгоценных камней и с 22 лет служил экспертом Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца. Его состояние доходило до сорока миллионов рублей (для сравнения, килограмм хлеба в те годы стоил в Петербурге 5 коп., а киллограм же мяса — 30 коп.). Агафон Карлович не стал медлить с воплощением давней свой мечты — обустроить резиденцию, о которой говорил бы весь Петербург. И столица заговорила. Чуть в стороне от дороги был выстроен двухэтажный каменный дом. Световые потолки, просторные залы, причудливые очертания стен — в лучших традициях популярного тогда модерна. И очень быстро дачу Фаберже стали называть не иначе, как «малым Эрмитажем» — настолько великолепна была коллекция старинных гобеленов, антикварной мебели, полотен лучших европейских художников и, конечно, ювелирных шедевров с клеймом Фаберже. Агафон Карлович был ювелиром не только по профессии, но и по мироощущению. Чего стоят только солнечные часы из живых деревьев, подобные знаменитому пушкинскому циферблату в Михайловском, или изразцовый камин, бросающий вызов печи в Меньшиковском дворце Петербурга, где ни один узор не повторяется дважды! А ещё — рисунок паркета в одном из залов особняка, упорно наводящий на мысль о Тронном зале Зимнего Дворца…

Сегодня найти особняк Агафона Фаберже довольно трудно. Минувшее столетие изрядно поработало над ландшафтом, и великолепный парк превратился в величественные дебри. Здание теперь не видно ни с одной из дорог. Да и унылая кривобокая калитка в остатках ограды наводит на любые мысли, кроме аристократической резиденции. Только тропинка, сменившая аллею, по-прежнему упирается в парадное крыльцо с четырьмя колоннами из красного гранита.

Время так и не стерло их ювелирную полировку. За колоннами, под навесом — деревянная дверь с резьбой. Она давно заколочена, и в усадьбу попадают через пролом в соседней стене — наследие одного из пожаров. Остается только представлять, как сто лет назад хозяин открывал дверь и входил в облицованную белым мрамором прихожую. На ступеньках были постелены ковры — об этом свидетельствуют медные ушки креплений. Оттуда Агафон Карлович проходил в просторный холл со световым потолком и беломраморной лестницей на второй этаж. Она полукругом идет вдоль стены, напоминая об аристократических поместьях Англии и Франции, и нынешний тоскливый полумрак словно высвобождает из прошлого полотна и гобелены, когда-то украшавшие стену над дубовыми перилами.

Идиллия на миллион

Летними вечерами к Агафону Карловичу приезжали друзья — и тогда на террасе открывали окна — большие, во всю стену — и накрывали стол. Рядом, в музыкальной гостиной растапливали камин и открывали крышку огромного фортепиано. В исковерканном паркетном полу до сих пор можно найти скважины для крепления ножек музыкального инструмента. Наверное, за чаем обсуждали политику, финансы и очаровательных дам — как это водилось тогда в изысканном обществе.

Если становилось прохладно — гости переходили в другую комнату, где весело трещал огонь в изразцовой печке. И сегодня она поражает воображение, когда отыщешь ее среди руин и грустного запустения: почти наяву видишь, как язычки огня весело отражаются в голубой эмали. А на синих картинках — диковинные птицы, звери и персонажи из древних русских сказок и былин. К каждой есть подпись — вот «птица-девица», а вот «конь-полынь». Но этой красоты становится все меньше: вандалы понемногу скалывают изразцы.

В другом крыле особняка Агафон Фаберже обустроил оранжерею. Зимний сад расположился в просторном зале с окном во всю стену. Вдоль стены шел балкончик с ажурными перилами, стены были выкрашены в небесно-голубой цвет. В холода комнату обогревали сразу две печки. Сегодня зимний сад — это самое печальное помещение особняка. На тонкие балясины балкончика всей своей тяжестью обрушился потолок, смяв и исковеркав замысловатые конструкции. Огромное окно за какой-то надобностью перемотано колючей проволокой, а под ногами хрустят обломки лепнины. То, что не сделало время, довершили кладоискатели: устья печей разбиты и изувечены в поисках тайников. А они здесь, судя по всему, действительно были.

Пропавшие сокровища

Таинственная история сокровищ Фаберже началась в 1918 году. Вспышка революционной сверхновой разметала знаменитую фамилию по всему миру. Карл Густавович под видом дипломатического курьера бежал в Великобританию, три его сына осели в разных европейских странах. Только Агафон задержался в Петрограде, чтобы закончить дела — и был арестован как «буржуазная контра» по доносу с обвинениями в спекуляциях. Как «особо опасный элемент», его отправили в концлагерь, и там трижды за год с небольшим водили на расстрел, но каждый раз «внезапно» миловали. Секрет такой лояльности во многом объяснялся тем, что только Агафон Карлович мог рассказать, где спрятаны несметные сокровища Фаберже. По крайней мере, на это могли надеяться чекисты. Ведь было известно, что его отец бежал из России, взяв с собой только небольшой саквояж. В нем, кроме смены белья, ничего не было.

Впрочем, кое-что большевики к тому моменту уже успели, как это тогда называлось, «реквизировать». В мае 1919 года комиссары взломали сейф, оборудованный в лифте в квартире Фаберже на Большой Морской улице — не остановило их даже то, что помещения эти были сданы в аренду консульству Швейцарии, а значит, по всем мировым законам, считались неприкосновенными. В руках новой власти оказались шесть чемоданов с семейными драгоценностями ювелирной династии. Чуть позднее, когда Агафон Карлович уже маялся в застенке, чекисты отыскали и его тайник в одной из стен особняка. И тоже отправили содержимое на народные нужды. Однако все это была лишь малая толика состояния семьи Фаберже. К несчастью, архив династии почти полностью был уничтожен теми же большевиками, и потому сегодня приходится довольствоваться свидетельствами очевидцев тех событий.

Теперь, спустя почти сто лет, они больше напоминают легенды и слухи. Согласно им, основные сокровища Фаберже спрятаны в трех местах. Первое из них находится в Латвии, в местечке Мудули под Ригой. Сюда их вывез бывший бухгалтер и акционер фирмы Фаберже некто Отто Бауэр. Якобы перед смертью он недвусмысленно указал на голубятню, под которой зарыл ценности. Теперь этой голубятни нет, а где она находилась, вспомнить уже некому. Второе место находится где-то на финской границе — там, под «приметным деревом», ценности зарыла супруга Агафона Карловича. С тех пор граница неоднократно переезжала, и где росло это самое дерево — тоже вряд ли удастся когда-нибудь выяснить. А третье место — это все та же дача Фаберже. Помимо разграбленной потайной комнаты, здесь, по всей видимости, существует или существовал ещё один клад. По крайней мере, о нем свидетельствовал брат Агафона, Евгений Фаберже (1878-1960). Он до конца жизни твердил, что собственнолично закопал здесь, в парке, чемодан с бриллиантами стоимостью около пяти миллионов царских рублей. Стоит ещё раз подчеркнуть, что сегодня, за неимением каких-либо достоверных документов, все это не более чем легенды.

Но любые сказки и слухи обретают здесь, в заброшенном особняке, почти осязаемые очертания. Особенно когда поднимаешься по мраморной лестнице на второй этаж, где находилась святая святых бриллиантовых дел мастера — его мастерская. Легендарные сокровища почти ощутимо позвякивают в ларцах и сундуках, когда натыкаешься на тяжелую бронированную дверь той самой потайной комнаты-сейфа, вокруг которой в свое время кипело так много страстей. Она так и стоит распахнутой, и ещё блестят в свете фонаря толстые засовы и детали хитроумного запорного механизма. А над головой — остатки роскошного дубового потолка.

Как бы то ни было, но Агафон Карлович при всем желании не мог открыть большевикам местонахождение отцовских сокровищ. Он просто не знал, где они — за несколько лет до революции он крупно поссорился и с Карлом Густавовичем, и с братьями. Они практически перестали общаться, а отец даже переписал завещание, в котором долю Агафона распределил между тремя другими сыновьями. Впрочем, информацию о своем тайнике на даче Фаберже-младший выдал, да только к тому моменту в ней уже не было нужды. Но эта сговорчивость послужила к тому, что вскоре на Агафона Карловича снизошла милость: в 1920 году он вышел на свободу по амнистии. Из имущества у некогда богатейшего ювелира были только башмаки, драное пальто да картина, припрятанная на черный день у знакомых.

Дальше начались мытарства, которых и врагу не пожелаешь. От безысходности Агафон Карлович согласился работать на новое правительство — и ему, словно в издевку, поручили оценивать крупные партии бриллиантов и ювелирных изделий, которыми большевики намеревались расплачиваться с Западом. На многих из этих сокровищ стояло клеймо с фамилией Фаберже. Но не прошло и десяти месяцев, как Агафон Карлович снова оказался в тюрьме — на этот раз по обвинению в саботаже секретной сделки. Вскоре его опять освободили — но на этот раз под подписку работать на ГПУ и шпионить за финнами, с которыми Фаберже был дружен ещё с царских времен. Но Агафон Карлович во всем признался финским друзьям, и они снабжали его откровенной дезинформацией. Пока и вовсе не организовали ему побег из России. Это случилось декабрьской ночью 1927 года. На двух санях Агафон Фаберже с женой и сыном по льду Финского залива бежал в Финляндию. Из Кронштадта по ним стреляли, и бывший миллионер был легко ранен. В отместку за это и в оправдание собственной оплошности чекисты составили два доноса, согласно которым Агафон Карлович украл и увез с собой мешок царских бриллиантов. Так и остался он в официальной истории Советского Союза вором и мошенником. Хотя, по воспоминаниям эмигрантов, Агафон Фаберже в эмиграции жил довольно скромно. Вероятно, можно верить его словам о том, что в мешке лежали не драгоценные камни, а только теплые детские вещи.

Народное имущество

В разграбленном особняке жизнь продолжалась и после смены эпох. Большевики устроили здесь санаторий для чинов НКВД, а во время Блокады здесь разместили госпиталь. В те трудные времена это было одно из немногих мест, куда не долетали фашистские снаряды и мины.

После войны в помещениях особняка устроили детский сад — и тоже непростой, исключительно для отпрысков высокопоставленных чиновников Министерства обороны. В это время усадьба подверглась некоторой перепланировке, а к пресловутому сейфу пристроили довольно убогую кинобудку. В подвалах разместили мастерские и целый зверинец. Пустые кроличьи клетки со сгнившей соломой до сих пор мрачно скрипят дверцами, когда в разбитые окна врывается ветер.

Но такое относительное благополучие тоже закончилось. Вместе с перестройкой сюда пришли запустение, забвение и разруха. Последние 20 лет особняк Агафона Фаберже не нужен никому, кроме отчаянных искателей приключений и легкой наживы. С завидной периодичностью отсюда пропадают старинные решетки, витражные стекла и белый мрамор облицовки. Стены трещат и наклоняются прямо на глазах. Ещё немного, ещё совсем чуть-чуть, и легендарная усадьба рухнет, навсегда увлекая за собой тайну сокровищ семьи Фаберже.

Цитата сообщения Ювелирный дом Фаберже. Как создавались шедевры

Дом Фаберже — ювелирная компания, основанная в 1842 году в Российской империи, получившая известность благодаря изготовлению знаменитых яиц Фаберже для русской царской семьи. С 2007 года бренд «Фаберже» принадлежит компании Fabergé Ltd.

История семьи Фаберже ведет свои истоки из Франции XVII века, под фамилией Фаври. Фаври жили в регионе Пикардия в северной Франции. Из-за религиозных преследований в 1685 году они покинули Францию.

Интерьер первого магазина Фаберже в Петербурге

Документы из семейного архива Фаберже гласят, что фамилия изменялась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и, в конечном счете, в 825 на Фаберже. Во второй половине XVIII века Жан Фаври работал в качестве плантатора табака. В 1800 ремесленник Пьер Фаври обосновался в городе Пернау (Пярну),Ливонии,Пикардии

В 814 родился Густав Фаберже . В 1830-х он приехал в Санкт-Петербург, чтобы обучиться ювелирному делу у Андреаса Фердинанда Шпигеля , который специализировался на изготовлении золотых катулок. В 1841 году он получил звание мастера ювелирного дела.

Хочу познакомить вас с теми людьми,которые непосредственно создавали шедевры.

Создание каждой вещи начиналось в кабинете Фаберже с обсуждения за круглым столом, во время которого главный мастер и художник обсуждали и прорабатывали дизайн.

Здание в Петербурге

Затем создавался очень подробный рисунок, который после обсуждения передавали в мастерские. Все проблемы по эмалированию, камням, металлам обсуждались и решались непосредственно специалистами.

Санкт-Петербург. Большая Морская ул., 24. Здание ювелирной фирмы К. Г. Фаберже. 1899—1900. Архитектор Карл Шмидт

В 1842 году Густав Фаберже открыл свой первый ювелирный магазин на Большой Морской улице. Новый магазин сразу стал успешным по двум причинам: во-первых, он находился в фешенебельном центре Петербурга, а во-вторых, Россия переживала в то время галломанию.

В 1846 году у Густава Фаберже и Шарлотты Юнгштедт родился сын Петер Карл Фаберже, более известный как Карл Фаберже.

Пассаж-отель на Дерибассовской в Одессе

Карл Фаберже получил начальное образование в гимназии Святой Анны. Это была известная гимназия для детей низших слоев дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил своё дело в руках управляющих и уехал вместе с семьей в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение в Хандельшулле. В возрасте 18 лет он отправился в тур и повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы.

Для экономии трафика некоторые неизвестные творения Дома Фаберже- ставлю между текстом

1. Коробочка. СПб, фирма Фаберже. мастер Г. Вигстрем. 1908-1917. Родонит, алмазы. Эрмитаж 2. Портсигар и запонки. Принадлежали имп. Александру III. СПб, 1891-1894. Фирма Фаберже, мастер Э. Коллин. Работа по камню - Екатеринбурская гранильная фабрика. Родонит, озлота. Музеи московского кремля.

Коробочка. СПб, около 1890. Фирма К. Фаберже, мастер М.Перхин. Бовенит, лунный камень, алмазы, золото, эмаль. Из коллекции греческого короля Георга I. Собрание А. Червиченко.

Шкатулке Фаберже в экспозиции в Риме

В 1872 году Карл вернулся в Петербург в возрасте 26 лет. В течение 10 лет управляющий компании «Фаберже» был его наставником и учителем, однако в 1882 году он умер и Карл взял управление компанией на себя. В этом же году произошло два важных события: он был награждён званием мастера ювелирных дел, Агафон Фаберже, младший из братьев, присоединился к семейному делу.

1. Брошь. Москва, 1887-1896. Фирма Фаберже. Мастер О. Пиль. Лунный камень, бриллианты, золото, резьба. Музеи Московского Кремля. 2. Брошь. Горный хрусталь. Фирма Фаберже. Мастер О. Пиль. Горный хрусталь, сапфир, алмазы. Золото, серебро. СОбрание В. Кириченко.

Пуговицы. Россия, 1908-1917. Фирма Фаберже. Ляпис-лазурь, алмазы, золото, серебро, стекло, эмаль. Музеи Московского Кремля.

Чернильница. СПб, 1899-1903. Фаберже, мастер Ф. Афанасьев. Нефрит, рубин, бриллианты. Эрмитаж 2. Лампа настольная. Принадлежала имп. Александре Федоровне. СПб, ок. 1894. Фирма Фаберже. Мастер Ю. Раппопорт - лампа. Германия, ок. 1894 - абажур. Нефрит, аметисты

Анютины глазки. Цветок подарен императором Николаем II императрице Александре Федоровне к десятилетию бракосочетания. СПб, 1904. Фирма Фаберже, мастер Г. Вигстрем. Горный хрусталь, алмазы, стекло, кость, золото. Музеи М. Кремля

Набор "Екатерина Великая".1914 Fabergé Easter Egg at the Hillwood Museum & Gardens

Туалетная коробочка в виде цикады. Фирма Фаберже. Сердолик, золото, алмазы. Музеи Московского Кремля

Портсигар. СПб, 1899-1903. Мастер М. Перхин. Дымчатый кварц, алмазы, золото, серебро. СОбрание А. Ружникова

СПб-Санкт-Петербург

В то время, как Карл занимался реставрацией экспонатов Эрмитажа, компания Фаберже была приглашена на одну из основных русских выставок в Москве. Одним из экспонатов, которые были представлены на выставке компанией стал браслет IV века до н. э. На что Александр III сказал, что не может отличить копию от оригинала и работа Фаберже должна быть в Эрмитаже как пример мастерства русских ювелиров. В 1885 году компания стала официальным изготовителем ювелирных украшений для императорского дома.

Шкатулка с бриллиантовой монограммой Николая 2

Коробочка в форме лохани. СПб, конец 19-начало 20 века. Фирма К. Фаберже. Нефрит, алмазы, золото. Эрмитаж

В 1918 году компания Фаберже была национализирована большевиками. В начале октября Карл Фаберже покинул Петербург и отправился в Ригу. Однако, в середине месяца революция настигла и Латвию, Карл был вынужден вновь вернуться в Германию. Тем временем большевики арестовали его сыновей: Агафона и Александра, но мадам Фаберже с младшим сыном Евгением удалось бежать в Финляндию.

Коробочка. Фирма Фаберже. Мастер М. Перхин. Конец 19 века. Горный хрусталь, алмазы, золото, серебро. Собрание А. Викентьева.

Коробочка. СПб, конец 19 века. Фирма Фаберже, мастер М. Перхин. Горный хрусталь, алмазы. Собрание А. Викентьева.

В Германии Карл Фаберже серьёзно заболел. В июне 1920 года Евгений увез его в Швейцарию, где уже находились другие члены семьи. 24 сентября Карл скончался в Лозанне. Спустя почти 5 лет умерла и его жена. В это же время Александру удалось покинуть пределы СССР, но Агафон оставался в стране до 1927 года.

Витрина магазина Карла Фаберже в Одессе в начале XX века

Это здание спустя сто лет
После революции семья Фаберже потеряла связь. Евгений и Александр поселились в Париже и основали компанию Fabergé & Cie. После окончания Второй мировой войны они узнали, что Сэм Рабин в 1937 году основал в США компанию Fabergé Inc и производит парфюмерию под брендом Фаберже, а также зарегистрировал товарный знак Fabergé для производства украшений.

Часы настольные. Фаберже, 1901 мастер Ю. Раппопорт. Серебро, малахит. Преподнесены офицерами лейб-гвардии Конного полка князю Н.Н. Одоевскому-Маслову (1849-1919), который командовал полком

Часы настольные. СПб, посл. ч. 19 века. Фирма Фаберже, мастер М. Перхин. Бовенит, жемчуг, серебро, металл. Музеи М. Кремля. Сосуд для клея. 1899-1903. СПб, Фирма Фаберже, мастер М. Перхин. Бовенит, алмаз. Собрание А. Червиченко.

Exhibit in the Cleveland Museum of Art, Cleveland, Ohio, USA.

Часы (и отражение их задника в зеркале), Россия, начало 20 в., фирма "Фаберже", мастер Г. Вигстрем. Серебро, позолота, стекло, кость, эмаль, резба

Долгие судебные процессы были невыгодны семье, поэтому был заключен договор, по которому торговый знак Fabergé может использоваться только для производства парфюма. В 1964 году Сэм Рабин продал свою компанию за 26 миллионов. Компания так и переходила из рук в руки, пока в 1989 году Unilever не купила её за 1,55 миллиона. В том же году на место главного ювелира был принят Виктор Майер. В 2007 году южноафриканский бизнесмен Брайан Гилбертсон (экс-президент компаний «СУАЛ-Холдинг» и BHP Billiton) приобрел все права на бренд Faberge у компании Unilever за 38 миллионов долларов.

27 ноября 2007 года одно из яиц «Фаберже» было продано на аукционе Кристи за 9 миллионов фунтов стерлингов, таким образом став самым дорогим русским ювелирным изделием. Сегодня Пасхальное яйцо Ротшильдов можно увидеть в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Баден-Бадене, где кроме него представлено ещё около 700 исторических экспонатов фирмы «Фаберже».В 2011 году фирма возобновила работу. Подготовлена оригинальная коллекция из 12 подвесок, символизирующих месяцы в году

Ландыши.СПб, фирма Фаберже, мастер Г. Вигстрем. Нефрит, горный хрусталь, алмазы, жемчуг, золото. Эрмитаж


Imperial Lily of the Valley Basket 1896, Fabergé Workmaster: August Holmström Yellow and green gold, silver, nephrite, pearl, rose-cut diamond Matilda Geddings Gray Foundation collection

Lilies of the Valley, jewel by Fabergè Fabregé Revealed Virginia Museum of Fine Art


1.Ветки черники. СПб, ок. 1908. Фирма Фаберже. Нефрит, лазурит, горный хрусталь, цветное золото. Эрмитаж.

2.Маргаритки. СПб, к. 19 века. Фирма Фаберже. Нефрит, горный хрусталь, алмазы, золотая фольга, золото, серебро. Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова

1) Незабудка. Фирма "Фаберже". Нижегородский государственный художественный музей 2) Анютины глазки. Подарок Николая II императрице к 10-летию свадьбы. 1904. Фирма "Фаберже", мастер Г. Вингстрем. Музеи Московского кремля 3) Букет цветов. 1740-е. Мастер И. Позье. (Эрмитаж). 4) Маргаритки. Фирма "Фаберже". (С-Пб государственный горный институт им. Г.В. Плеханова)


Сосна, обвитая глицинией. СПб, 1908-17. Фирма Фаберже, мастер Ф. Афанасьев. Бовенит, мраморный оникс, нефрит, изумруды, золото, эмаль. Музей Ферсмана

Нарцисс. Фирма Фаберже. СПб, ок. 1908. Кахолонг, нефрит, алмазы, горный хрусталь, золото. Поступил из собрания А.К. Рудановского. Эрмитаж


Цветок душостого горошка. СПб, фирма Фаберже. Родонит, белорецкий кварц, нефрит, горный хрусталь. Музей Ферсмана.

ветка красной смородины. СПб, 1910-е, фирма Фаберже. Нефрит, горный хрусталь, золото, эмаль. Эрмитаж.


Тиара Жозефины.Fabrege: Imperial Jeweler to the Tsars exhibit Houston Museum of Natural Science

Значительные произведения, такие как, например, как Императорские Пасхальные яйца, создавались отдельными мастерами. За них лично отвечал главный мастер, все этапы их создания держал под контролем сам Фаберже, вникая во все тонкости.Часто людей, работающих в фирме Фаберже, связывали тесные родственные узы.

Брошь. СПб, 1908-1917. Фирма Фаберже. Аквамарин, алмазы, топазы, золото, серебро. ГИМ.

Серьги. СПб, 1910-е. Фирма Фаберже. Мастер А. Хольминг. Аквамарин, алмазы, золото, серебро. Эрмитаж. 2. Брошь. СПб, 1911. Фирма Фаберже. Аквамарин, алмазы, платина, золото. Частное собрание

1. Брошь. СПб, конец 19 века. Фирма Фаберже, мастер Г. Нюкканен. Моховой агат, рубины, алмазы, золото, серебро. Собрание А. Ружникова 2. Брошь. Москва, 1899-1908. Москва, фирма Фаберже. Лунный камень, алмазы, серебро, золото. Собрание В. Кириченко.


Брошь с часами-кулоном. СПб, 1904-1908. Фирма Фаберже. Мастер А. Хольстрем - брошь, фирма "Мозер и сыновья" - механизм. Халцедоны, бриллианты, алмазы, золото, серебро. Собрание А. Ружникова.

1. Брошь. СПб, Фаберже мастер А. Хольстрем. 1904-8 г. Халцедон, бриллианты, алмазы, золото, серебро. Собрание А. Ружникова 2. Брошь. СПб, фирма Фаберже, мастер А. Тилеман. Халцедон, алмазы, золото, серебро. Собрание А. Шавырина. 1908-1917 3. Брошь. СПб, фирма Фаберже, мастер А. Хольминг. Халцедон, алмазы, золото, серебро. 1908-17. Собрание А. Викентьева

Аграф. СПб, 1903-1904. Фирма Фаберже, мастер Г. Вигстрем. Халцедоны, алмазы, рубины, цветное золото, эмаль. Собрание А. Ружникова.

Сыновья, практически всегда, сменяли своих отцов - так было с Августом и Альбертом Хольмстремами, Альфредом и Карлом Тильманами, Кнутом и Оскаром Пилами и др. Все четыре сына Фаберже тоже работали в фирме отца. Фаберже вел фирму, хотя нет доказательств, что он своими руками создал хотя бы одну вещь. Все его мастера были независимы, работали по контракту, сами подбирали нужных людей и могли не заботится о сбыте изделий.

Брошь. СПб, фирма Фаберже. мастер А. Тилеман. 1904-08. Моховой анат, алмазы, рубин, золото, серебро. Собрание А. Викентьева, Ф. Шавырина

1. Брошь. 1908-17. СПб, фирма Фаберже. Розовый топаз, жемчуг, алмазы, золото, серебро. Собрание А. Ружникова

old cufflinks set with diamonds and sapphires, in shape of the Imperial Russian Eagle. Sent to Nicholas Charles Bernard Hesse Allen of Harrogate as a confirmation present by his Godmother the Empress of Russia in 1910 when he was 16 years old. According to Information supplied by Wartski"s, London, Faberge"s. workmaster for this item of jewellery was August Holming.The Russian Crown"s expenditure ledgers state that 150 Roubles was spent on this gift in 1910. Inventory number HARGM 6588.Relates to same man and life story as the Russian inscribed gold cross also in this image category. Images from Harrogate Museums and Arts

Брошь. Фирма "К.Э. Болин", 1899-1904. Зеленый турмалин, бриллианты. Собрание Ф. Шавырина. Кулон. Фирма Фаберже (?). Аквамарин, алмазы. Собрание Ф. Шавырина.

Зонтик. СПб, фирма Фаберже, мастер М. Перхин. Горный хрусталь, сапфиры, алмазы, золото, медь, шелк, бамбук. Эрмитаж

Ручка зонта

Ручка зонта

Чашка. Фирма К. Фаберже. Начало 20 века. Минералогический музей Ферсмана. Агат

Разные техники