Дискуссант

Дискуссия

Дискуссия у почвенного разреза. Всесоюзный съезд почвоведов, Эстонская ССР, город Тарту, 1966 год.

Дискуссия (от лат. discussio «рассмотрение, исследование») — обсуждение вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора.

Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Дискуссия – что это?

Дискуссия – это вид спора, в рамках которого обсуждается какая-либо проблема с целью достичь компромиссного решения. Произошло от слова discussio, употребляющегося в латинском языке в значении «рассмотрение», «исследование».

В толковом словаре под редакцией Ушакова приведено следующее определение понятия:

Дискуссия – это обсуждение спорного вопроса с целью выяснения разных точек зрения; прения сторон. Например, дискуссия учёных-биологов о влиянии сахара на организм человека.

Участники дискуссии – лица, обладающие теоретическими и практическими знаниями по обсуждаемым вопросам и имеющие компетенцию принимать или рекомендовать какое-либо решение.

В отличие от других видов споров (диспута или полемики), цель дискуссии – достигнуть согласия её участников по спорному вопросу, найти определённый компромисс, ориентированность на поиск истины или оптимального решения.

Истина обычно рождается из различных точек зрения и мнений участников.

Дискуссии могут проводиться публично или в тесном семейном кругу. Простейший жизненный пример – помощь ребёнку в решении сложной задачи по математике: родители, бабушки и дедушки предлагают разные варианты решения для поиска единственно правильного ответа.

Характерные черты публичной дискуссии

Публичная дискуссия представляет собой последовательные выступления участников относительно спорного общественно значимого вопроса или проблемы.

Например, учёные могут обсуждать теории происхождения человека, а историки – неоднозначное влияние татаро-монгольского ига на судьбу и развитие России.

Публичная дискуссия имеет следующие характерные признаки:

  1. место и время мероприятия обговариваются заранее;
  2. в процесс обсуждения включены ведущий и несколько участников;
  3. аргументированность позиции: обсуждая вопрос, каждая сторона, доказывает и обосновывает свою точку зрения общеизвестными аргументами, фактами, тезисами (что это такое?);
  4. общение участников протекает как взаимодействие партнёров, а не как противников в споре;
  5. обсуждение включает в себя выслушивание всех участников сторон, высказывание собственного мнения, а также применение методов невербального общения (жесты, мимика);
  6. при решении проблемы применяется анализ, совместная деятельность, направленные на поиск наилучшего решения по обсуждаемому вопросу.

Если в какой-либо ситуации возникают различные точки зрения и необходимо определиться с выбором верного пути решения – это повод организовать дискуссию.

Обсуждать можно также новые кинофильмы, ролики, книги, текущую ситуацию в стране, мире.

Альтернативный подход к решению проблемы создает условия для столкновений различных мнений участников обсуждения дискуссионных вопросов, но цели навязать своё мнение нет, как нет и агрессивных методов ведения спора.

Дискуссия предполагает высокую культуру ведения спора и свободу мнений. В её процессе очень важно в совершенстве овладеть искусством говорить и слушать своего собеседника.

Лекции Абашкиной / дебаты

ЛЕКЦИЯ № __________

Тема: Методика проведения дебатов.

Дебаты относятся к личностно-ориентированной технологии. Дебаты – это эффективное средство развития учащихся, способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, собственной позиции, искусства аргументации.

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. Суть дебатов состоит в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенной проблемы, что бы убедить в своей правоте присутствующих.

Понятие «дебаты» в русский язык пришло из фр., означает спор, обмен мнениями. Дебаты ведут своё начало из Древней Греции, из древних Афин, в которых спор имел большое социальное значение. В 427 году в Афинах произошли первые дебаты по поводу смертной казни. Жители афин проголосовали против смертной казни мужчин города Митилена, которые во время Пелопонесской войны перешли на сторону противника.. в дебатах приняло участие два известных оратора – Клеон и Диодод. Клеон убеждал в том, что кара, применяемая сразу после совершения деяния – самое необходимое возмездие, спустя время люди смягчаются. Диодод убедил тем сограждан, что суровое наказание не приведёт к искоренению этих наказаний.

Методика проведения дебатов.

Основное назначение дебатов – обучение приемам дискуссии, развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков. П равила проведения дебатов были разработаны австрийским философом и социологом 20 века Карлом Раймундом Поппером. Его основная идея – развитие умения рассуждать и критически мыслить. В дебатах участвуют команды из 3 человек – спикеров. Спикеры обсуждают заданную тему. Одна команда утверждает тему, а другая опровергает. Первый спикер – утверждает тезис, представляет аргументы. Его обязанности:

— представить утверждающую команду

— представить тему, обосновать её актуальность

— дать определение терминам

— представить точку зрения

— представить аргументы

— перейти к доказательству выдвинутых аргументов

— закончить чёткой формулировкой общей линии.

Второй – усиливает утверждающую линию в споре, представляет доказательства. Третий – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства своей стороны. Все три спикера опровергающей команды выдвигают все возможные аргументы, доказывая, что позиция оппонентов неверна. Третий спикер должен:

— ещё раз акцентирует узловые моменты дебатов

— возвращается в аргументам

— выявляет уязвимые места в отрицающей команде

— не приводит новых аргументов

— берёт только главные аргументы

Таймкипер – это учащийся, который следит за регламентом.

Судьи оценивают каждый раунд, по ходу игры заполняют судейский протокол, в котором отмечают слабые и сильные стороны выступающих. По окончании дебатов судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение. При этом судьи могут комментировать свое решение. Команда, набравшая наибольшее количество голосов, побеждает. Судьи должны относиться к выступлениям критически. Желательно чтобы в роли судей выступило как можно больше участников. Именно в этом качестве школьники учатся слушать и слышать, анализировать материал.

Не каждая тема может быть предметом дискуссии. Тема должна быть грамотно сформулирована.

Вместе в позицией группы школьники должны представить свидетельства поддержки своей позиции – цитаты, факты, статистические данные. Все поддержки должны иметь источник.

Критерий- это связь между обсуждаемой темой и аргументацией.

Возможно задавать вопросы.

Технология дебатов базируется на следующих принципах:

— целостность,

— универсальность,

— вариативность,

— личностная ориентация,

— самообразование,

— самообучение.

Учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученик. Учитель-руководитель процесса.

Технология проведения дебатов включает:

1 активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность,

2. основа дебатов-внутренняя мотивация,

3. организация совместной деятельности обучающих и обучаемых,

4. обеспечение диалогичности общения.

Задачи:

Социализирующие:

— формирование умений вести полемику.

— приобщение школьников к нормам и ценностям гражданского общества,

— отстаивать сои интересы,

— применять свои знания,

— способность работать в команде.

Воспитательные:

— выработка самостоятельных оценок,

— формирование мировоззренческих позиций, поведенческих установок,

— формирование культуры спора, терпимости, признание множественности подходов к решению проблем,

-развитие эмпатии,

— понимание неоднозначности мира,

— признание прав на ошибку,

— воспитание коммуникативности.

Развивающие:

— развитие логики,

— развитие критического мышления,

— развитие умения синтезировать знания,

— формирование системного видения проблемы,

— развитие устной речи,

— отделить факт от мнения,

— делать выводы,

— чувство уверенности.

Обучающие:

— исследовательские умения,

— навыки самостоятельной работы,

— умение работать с источниками информации,

— у мение рассматривать проблему с разных точек зрения,

— умение слушать аргументы оппонента,

-умение вести лиалог.

Можно применять как форму и как элемент урока. Если дебаты использовать на различных этапах урока, то решаются конкретные задачи:

— актуализация знаний,

— организация самостоятельной работы,

-обобщение,

— систематизация,

— закрепление.

Формы дебатов

Классические дебаты

Участвуют две команды по 3 человека, таймкипер следит за соблюдением регламента. Остальные учащиеся выступают в качестве рецензентов, судей, слушателей. Проводится как форма урока.

Экспресс-дебаты

Фаза подготовки сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно в ходе урока по материалу учебника. Используется как элемент обратной связи, закрепления учебного материала или как форма активизации познавательной деятельности.

Модифицированные дебаты

1.Сокращён регламент выступлений.

2.Увеличивается число игроков в командах.

3.Допускаются вопросы из аудиторий.

4. Организуются группы поддержки, к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов.

Применяется как элемент урока либо как форма проверки знаний учащихся.

Свободные дебаты

Проводятся в больших аудиториях (до нескольких десятков участников). Позволяют продемонстрировать свои знания, поделиться опытом работы. Все участники имеют равное право голоса. Нельзя позволить нескольким участникам дебатов «забить» других. Не давая сказать им ни слова. Не позволять отойти от темы. Необходимо добиться того, чтобы достигнуть конструктивных решений. Лучше проводить такие дебаты с группой 20 человек.Время-45 минут. Обсуждение должен вести хорошо подготовленный человек.

Парламентские дебаты

Участвуют две команды по два человека. Проводятся по принципу работы Британского парламента. Одна команда представляет правительство — -премьер-министр и член правительства. Другая – лояльная оппозиция – лидер и член оппозиции. Спикер управляет ходом дебатов. Тема должна быть общая.

Каждая команда располагает временем для тр1х речей. Порядок речей:

1. Премьер-министр — конструктивная речь – 7 минут.

2. Лидер оппозиции — конструктивная речь – 8 минут.

3. Член правительства — конструктивная речь – 8 минут.

4.Член оппозиции — конструктивная речь – 8 минут.

5. Лидер оппозиции — опровержение – 4 минуты.

6. Премьер-министр — опровержение – 5 минут.

В парламентских дебатах отсутствуют раунды перекрёстных вопросов, которые задаются по ходу речи оппонентов. Когда член одной команды выступает с речью, член другой команды может задать вопрос — не более 15 секунд.

Выступающий может не отвечать на вопрос, а попросить ответить позже. Вопросы задаются только в первых четырёх речах.

Такие дебаты учат школьников говорить кратко, ёмко, применять фактологическую информацию для доказательств своей позиции, слушать оппонентов, анализировать их доводы.

Дебаты на уроках истории

Дебаты по истории чаще всего предполагают наличие вероятностных ситуаций. Участники сталкиваются с необходимостью моделирования исторических процессов.

Классификация

1.Проблемные дебаты.

Предусматривают знакомство участников с историографическими концепциями. Затрагивают ключевые дискуссионные проблемы:

— «Роль варягов в образовании Древнерусского государства»,

— «Влияние ордынского ига на историческое развитие Руси».

2. Экспресс-дебаты по мини-проблемам.

Фаза подготовки сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроках истории, по материалу, только что пройденному, по материалу учебника. Лучше использовать для закрепления пройденного материала либо для активизации познавательной деятельности.

3.Дебаты с историческими документами.

Должны научить анализировать исторические источники:

— Аграрная реформа П.А.Столыпина была неудачной,

— Нападение Германии на СССР в 1941 году было внезапным.

4.Дебаты — самостоятельная работа;

— Опричнина породила смутное время,

— России необходим был Брестский мир.

4. Повторительно-обобщающие дебаты.

— «Петровские реформы – прогрессивное явление в истории России»,

— «Октябрьская революция не была неизбежной».

В проведении дебатов необходимо найти аргументы «за» и «против».

В ходе дебатов школьники выполняют задание по схеме;

Я согласен с этой точкой зрения, т.к.

Аргумент 1 _______________________

Аргумент 2 _______________________

Я не согласен с этой точкой зрения, т.к.

Аргумент 1 _______________________

Аргумент 2 _______________________

Общая характеристика метода дискуссии. Виды дискуссий

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 27

Цели и задачи дискуссии:

1. Включить всех участников в обсуждаемую проблему.

2. Дискуссия позволяет прийти к определённой точке зрения не обязательно она правильная. Часто происходит поляризация дискуссии.

Роли при организации дискуссии:

1. Руководитель дискуссии. Он следит за регламентом, за порядком обсуждения, соблюдения норм и подводить итоги. Очень важно чтобы он оставался нейтралитетом.

2. Докладчик. Выступает с основным докладом. Мысль и её аргументация. Минут 10.

3. Белый оппонент. Помощник докладчика. Мысль одна и та же с докладчиком, но аргумент другой. Выступление 1 минута.

4. Чёрной оппонент. Занимает противоположную позицию. Выступает против основного тезиса.

5. Провокатор. Иногда его играет руководитель. Он делает дискуссию более острой, обостряет дискуссию.

6. Консерватор. Приверженец традиционной точки зрения. Против любых нововведений.

7. Эксперт. Проводит экспертизу точек зрения. Выдаёт цифры, факты. Он нейтралитет. Иногда подводит итоги вместе с руководителем.

Функции руководителя:

● Устанавливает регламент;

● Следит за тем, чтобы вопросы формулировались чётко и понятно;

● Резюмировать;

● Активировать участников дискуссии.

Этапы проведения дискуссии:

1. Стадия ориентации. Процедура знакомства; создание необходимой мотивации; установление регламента; формулировка правил ведения дискуссии; стремление однозначного понимания самой проблемы и используемых терминов.

2. Стадия оценки. Или стадия самодискуссии. Анализ проблемы. Формулируются позиции по решению этой проблемы.

3. Стадия консолидации. Стадия подведения итогов. Вырабатывается решение проблемы.

Виды дискуссий:

1. Прогрессивная или учебная дискуссия. Обмен мнений, формируются навыки аргументации и контраргументами.

2. Дискуссия “вопрос — ответ”.

3. Клиническая дискуссия. Напоминает опрос врача пациента. Главная задача: составить диагноз.

4. Метод эстафеты. Передача слова друг другу.

5. Метод лабиринта. Используется когда сложная многошаговый проблема. проблема. Она разбивается на несколько

6. Дискуссия соревнование. С подведением итогов, голосования. Существует жюри. Выработка критериев для голосования. Чаще оцениваниется глубина решения, доказательность, чёткость поставленных целей, логичность.

В основе дискуссии лежит тезис. Это мысль, истинность которой следует доказывать.

Тезис должен быть:

1. Определённость формулировки. В тезисе те определения, которые имеют чёткий характер, не размытый, не относительный.

2. Однозначность. Внутри тезиса не должно быть 2 или 3 тезиса. Детям дошкольного возраста в семье надо иметь собаку, желательно с короткой шерстью. Это плохой тезис.

3. Непротиворечивость.

4. Интенсивность. Можно объединить с эмоциональным.

5. Эмоциональность. Тезис должен затрагивать чувства людей.

Виды дискуссий

Дискуссия по определению Поля Л. Сопера — это обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании.

Специалисты выделяют несколько видов дискуссии. Вид дискуссии зависит от цели, которая определяет способы ее достижения. Если цель собеседника — поиск истины, то он ведет аподиктическую (достоверную, основанную на формальных законах мышления и правилах вывода) дискуссию. Если цель оппонента убедить, склонить собеседника к своему мнению, то он ведет эристическую (основанную на законах диалектики) дискуссию. Если цель — победить соперника любым путем, то такую дискуссию называют софистической (основанной на словесных ухищрениях, вводящих собеседника в заблуждение).

С точки зрения этики софистическая дискуссия вряд ли может быть признана допустимой, поскольку манипулирование мнением собеседника в подавляющем большинстве случаев является недостойным для культурного, интеллигентного человека.

В деловом общении дискуссию специально организуют на собраниях, а также используют как метод исследования рынка. При этом группа потребителей обсуждает под руководством ведущего темы, интересующие фирму. Например, такая дискуссия позволяет узнать реакцию покупателей (клиентов) на производимый товар (оказываемую услугу).

Дискуссия в служебном взаимодействии — это, как правило, организованный спор: он планируется, готовится, а затем анализируется. Охарактеризуем следующие основные структурные элементы дискуссии:

Докоммуникативный этап; Коммуникативный этап; Посткоммуникативный этап.

Этика делового общения ставит перед участниками дискуссии следующую главную задачу — не допустить перехода дискуссии в фазу спора. Можно дать следующее определение спора — это фаза негативного развития дискуссии, характеризующаяся непримиримостью сторон, главенством софистического вида дискуссии, переходом на эмоциональный уровень обсуждения в ущерб логическому.

Прежде всего, надо стремиться вести групповую дискуссию цивилизованно. Это предполагает наличие деликатности в отношениях диспутантов и, следовательно, исключает использование таких средств аргументации своей точки зрения, как насмешки, прерывание оппонентов, резкие выпады в их адрес. Нужно особенно внимательно следить, чтобы деловой спор между участниками был определенным и имел временные границы, а также за тем, чтобы не допускать личных столкновений. Терминология спора должна быть понятна всем присутствующим.

При подготовке к дискуссии следует составить хотя бы самый общий план борьбы за истину, подобрать наиболее весомые аргументы. Особенно впечатляют точные цифровые данные, которые невозможно опровергнуть.

Принятие решения складывается из пяти этапов:

а) установление контактов

б) определение проблемы

в) определение целей

г) изложение мыслей

д) готовность к действию.

Основные правила ведения делового совещания.

Прежде всего, каждый руководитель до проведения совещания должен определить основные цели, которые он собирается достичь с помощью этого метода работы. Совещания могут проводиться для решения производственных задач, обучения и воспитания подчиненных, видимости интенсивной работы (о чем могут свидетельствовать частые совещания), проявления руководителем собственных качеств (организованности, коммуникабельности, целеустремленности и т.д.). Четкая постановка цели наполовину гарантирует успех совещания.

Во-вторых, руководитель должен определить вид совещания, которое он планирует проводить.

Следующим шагом в проведении совещания является выбор времени.

Психологами было замечено, что совещания, проводимые строго по графику с заранее указанной датой и часом, являются более продуктивными. При этом рекомендуется планировать совещания на первую половину рабочего дня.

Внеплановые совещания рекомендуется проводить как можно реже. Они отрывают сотрудников от основной работы, резко снижают культуру служебных отношений, часто ведут к нарушению плановых сроков.

Независимо от плановости проведения совещания руководителем должно быть выполнено основное правило по подготовке мероприятий такого типа: ознакомить заранее всех участников с целями, задачами, перечнем рассматриваемых вопросов, списком выступающих. Невыполнение этого правила ведет к снижению эффективности совещания, нарушению взаимоотношений в коллективе.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *