Бюджетный профицит возникает в случае

Профицит бюджета: причины его возникновения.

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Бюджет — (сумка, кошелек) централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Бюджет— основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.

С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Наиболее удачный вариант государственного бюджета — это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; • местные бюджеты.

Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы: (1) сбалансированность – совпадение расходов бюджета и его доходов; (2) профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами; (3) дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА — превышение доходов бюджета над его расходами (положительное сальдо бюджета). Различается профицит первичный — когда текущие доходы бюджета покрывают его текущие расходы, и вторичный — когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая выплату внутренних и внешних государственных долгов.

Профицит бюджета — превышение его доходов над совокупными расходами — возникает, когда правительство собирает больше налогов, чем тратит на финансирование бюджетных организаций и проектов, включая уплату процентов по обслуживанию государственного долга. Таким образом, профицит состоит из величины, на которую в бюджетном году сокращается государственный долг (сумма, затраченная на погашение, минус привлечение новых займов) , а также средств, направленных на пополнение государственного финансового резерва. Из этого следует, что профицит может исчезнуть, только если страна начнет ежегодно привлекать займы на сумму погашения долга и не будет формировать финансовый резерв.

Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности: 1) сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; 2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета); 3) предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; 4) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры по каким-либо причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Профицит — искусственное явление финансовой политики. Он преследует цели: изменения финансового имиджа правительства и страны; ускоренное покрытие внешнего финансового долга; формирование специальных финансовыхвых резервов для проведения политики цикличного сбалансирования бюджета.

Профицит возможен только в условиях высоких темпов экономического роста.

2 типа профицита: первичный и профицит расширенного правительства. Первичный профицит – превышение Д над Р без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Распределение профицита: Часть профицита направляется на осуществление дополнительных социальных расходов. Часть профицита используется для покрытия внешнего государственного долга. Профицит бюджета используется для создания финансового резерва.

По данным Минфина, профицит федерального бюджета РФ в январе-феврале 2011 года составил 52,78 миллиарда рублей, в процентном соотношении к ВВП показатель оказался на уровне 0,7 процента от ВВП.

Дефицит и профицит бюджета (стр. 3 из 3)

Запланированное увеличение расходов бюджета в 2006 году было поглощено более быстрым, чем ожидалось, ростом ВВП. За первые десять месяцев 2006 года расходы федерального бюджета составили лишь 14,6 процента ВВП, что значительно ниже, чем за аналогичный период 2005 года. В соответствии с принятой в ноябре поправкой в федеральный бюджет на 2006 год расходы были увеличены на 161 млрд. рублей (0,6 процента ВВП), а доходы скорректированы на 1.1 трлн. рублей (повышение на 4,2 процента ВВП).

Государственная Дума утвердила в третьем чтении бюджет на 2007 год. Согласно утвержденному проекту, доходы федерального бюджета на 2007 год были запланированы в размере 6965.3 млрд. рублей (22,3 процента ВВП), а его расходы должны были возрасти до 5463,5 млрд. рублей (17,5 процента). Это означало, что расходы федерального бюджета увеличатся на 26 процентов в номинальном выражении. Увеличение, однако, составило бы только 0,9 процента ВВП. Особенно значительное увеличение расходов было предусмотрено на национальную экономику, государственный аппарат и социальную сферу (здравоохранение и образование).

6. Профицит бюджета, проблемы.

Бюджет с прфицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

В частности бюджет с профицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.

Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утверждёнными более чем на 10% финансирования расходов бюджета сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).

«Низкая доходность госбумаг и избыточная ликвидность на российском финансовом рынке создает достаточно проблем при проведении пенсионной реформы. На рынке слишком ограниченный список финансовых инструментов, в которые можно было бы инвестировать пенсионные накопления граждан. В результате, как полагают аналитики, картина вырисовывается не совсем благополучная. Ведь в ходе пенсионной реформы главное — это сохранить накопления будущих пенсионеров. В противном случае их пособие по старости будет таким же мизерным, как и у сегодняшних.

Ситуация, по мнению экспертов, чем-то напоминает аналогичную проблему, возникшую в ходе пенсионной реформы в Чили в 70-х годах. Там тогда так же наблюдалась избыточная ликвидность на финансовом рынке. То есть, денег в стране было слишком много. И для того, чтобы справится с этим, правительство этой страны определило для пенсионных фондов приоритетные отрасли реального сектора экономики, в которые можно было вложить деньги будущих пенсионеров. «Нам, видимо, тоже придется обратить внимание на реальный сектор», — говорит Владимир Вьюницкий. Но как это сделать, и какие отрасли экономики действительно способны гарантировать сохранение накоплений граждан «на старость», сейчас в России никто не знает.

«

Как сообщает корреспондент экспертного канала «УралПолит.Ru», впервые за последние годы в итогах исполнения областного бюджета за первое полугодие появился профицит в размере 750 млн. рублей. Причина – значительный рост как собственных доходов, так и федеральной помощи, освоить которые, оказывается, не так просто.

«Профицит бюджета автоматически вызывает укрепление рубля, за счет которого растет инфляция. Плата за крепкий рубль — снижение темпов роста экономики. Несмотря на рост цен на нефть, качать ее больше нет возможности. Труба не резиновая, а поддержать высокие темпы можно только за счет других отраслей.»

Долгое время профицитный бюджет был несбыточной мечтой российского правительства. Во всяком случае, до 1999 года в период низких нефтяных цен и больших обязательств всей бюджетной системы страны превышение доходов над расходами выглядело сюжетом из области фантастики. И только начавшийся в 1999 году постепенный рост стоимости «черного золота» позволил справится с этой задачей. Однако, как это часто бывает в экономике, успешное решение одной проблемы породило другую, не менее серьезную. Ведь в отдельные периоды денежный запас достигал чуть ли не четверти всего годового национального дохода страны. И споры, стоит ли дальше копить такие резервы, возникали каждый раз, когда Государственная дума обсуждала проект очередного закона о бюджете.

Ещё к проблемам запаса профицита можно отнести — бухгалтерскую и макроэкономическую. С точки зрения государственной бухгалтерии, профицитными деньгами следует грамотно управлять, чтобы они не дешевели со временем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что как дефицит, так и профицит бюджета – это результат не эффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политики, осуществляемой государством.

На практике сбалансированный бюджет, у которого доходы равны расходам, сформировать крайне сложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления.

Государственные финансы оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующем в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду инвестиционным и потребительским спросом являются основной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране.

Однако ежегодно балансируемый бюджет в условиях нормально работающей экономики может способствовать ускорению инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, то соответственно возрастают налоговые поступления, что может привести к бюджетным излишкам. В этих условиях государственные органы могут использовать образующиеся излишки для погашения государственного долга либо снизить налоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса в обращении и стимулируется инфляция.

В условиях спада экономики, сопровождающегося одновременно недостатком денежной массы в обращении, увеличение государственных закупок за счёт эмиссии денег, покрывающей дефицит бюджета, ведёт к росту совокупного спроса и увеличению производства без или при минимальном инфляционном эффекте.

Более рациональным с позиции обеспечения сбалансированности является составление бюджетов с дефицитом во время спадов производства и с профицитом в периоды инфляции.

Проблемой должна быть не только сбалансированность бюджета, но и содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития.

Литература

1. «Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям». Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИДАНА, 2007г.

2. «Финансы». Учебник. Под ред. А.И Архипова, И.А. Погосова, М.: ТК Велби, 2007г.

3. «Финансы. Завтра экзамен». Бочаров В.В. СПб.: Питер, 2007г.

4. «Финансы и кредит». Учебное пособие. Кизиль Е.В., Ростов н/Д: «Феникс», 2003г.

5. «Финансы, денежное обращение и кредит». Учебник. Под ред. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2002г.

6. Источники: Интернет/ Известия.ru

7. Источник: Интернет газета/ Новости экономики

Источник: Интернет/ Известия.ru

доц. Тюрина Анна Викторовна / лекции.

«Финансы». Учебник. Под ред. А.И Архипова, И.А. Погосова, 2007г. Стр. 166.

«Финансы и кредит». Учебное пособие. Кизиль Е.В., 2003г. Стр. 77.

«Финансы. Завтра экзамен». Бочаров В.В., 2007г. Стр.83.

«Финансы и кредит». Учебное пособие. Кизиль Е.В., 2003г. Стр. 92

Интернет газета / Новости экономики

. «Финансы, денежное обращение и кредит». Под ред. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской, 2002г. Стр. 137.

«Финансы и кредит». Учебное пособие. Кизиль Е.В., 2003г. Стр. 93.

«Финансы». Учебник. Под ред. А.И Архипова, И.А. Погосова, 2007г. Стр. 175.

доц. Тюрина Анна Викторовна / лекции.

Интернет газета / Новости экономики

Телевидение / «Вести» / Председатель Ростовского Облкомстата Владимир Емельянов, 25.11.2005г.

Сбалансированность бюджетов (дефицит и профицит)

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве.

Несбалансированный бюджет (с дефицитом, то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) влечёт за собой снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.

Профицит бюджета

Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами (ст. 6 БК РФ).

Глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования» из БК РФ исключена. Ранее она содержала правила использования (устранения) профицита бюджета, вытекающие из принципа сбалансированности бюджета:

  1. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:
    • сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета — сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
    • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
    • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
  2. Если меры, предусмотренные выше, осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.

2. Дефицит и профицит бюджета

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

Рис.8.1. Циклическое балансирование госбюджета

Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.

Чистые налоги = Налоговые поступления – Социальные выплаты.

В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги.

или BD = G – T.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.

Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют:

1) структурный дефицит;

2) циклический дефицит.

Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

Встр = G – t * Yf,

где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

Yf – ВВП при условии полной занятости;

t – ставка подоходного налога.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Вцикл = t (Yf – Y),

где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

Y – фактический ВВП за данный год.

В период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

Y’-Y = MPC (G’-G).

Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

B’-B = G’-G-t(Y’-Y).

Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

S + T = G + I.

В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.
Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в следующем.

Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;

2. Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину ( с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.

Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом.
Представим функцию совокупного спроса в виде

AD = Y = MPC * Y + a + I.

Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:

Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.

Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как

Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:

Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.

Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А
(автономное потребление в экономике):

Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;

Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса–Самуэльсона. Смысл этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов
(неокейнсианский подход).

Существует три способа для финансирования бюджетного дефицита:

1) путем дополнительной эмиссии денег;

2) за счет кредитов ЦБ;

3) посредством заимствований у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

Существуют три концепции балансирования бюджета:

1. Концепция ежегодного балансирования (рикардианство). Экономические субъекты исходят из убеждения, что любые долги надо рано или поздно отдавать. Они прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, т.к. другого, кроме налогов, источника доходов у государства нет. Государственное бюджетное ограничение:

Тнаст. + Тбуд./ (1 + i) = Gнаст. + Gбуд./ (1 + i).

Концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики. Так, рост госрасходов не приводит к стимулированию совокупного спроса вследствие эффекта вытеснения инвестиций. Снижение налогов не приводит к росту потребительских расходов, а приводит к росту сбережений, так как субъекты должны быть готовы к повышению налогов в будущем.

2. Концепция циклического балансирования. Утверждается допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика позволяет сгладить амплитуду колебаний цикла на 30 – 35%.

3. Концепция функциональных финансов. Проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет приоритет. Рост госдолга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *