Бизнес на импортозамещение

НЕОБХОДИМОСТЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Разговоры об импортозамещении в нашей стране ведутся не первый год и, конечно, не потеряли своей актуальности, особенно в моменты кризисов. После введения Россией специальных экономических мер, ограничивающих ввоз в страну многих продовольственных товаров из ряда западных стран, появилась необходимость в импортозамещении. Оно предполагает частичную или полную замену импортных товаров отечественными.

В соответствии с экономическими законами рационального использования потенциала национальной экономики, а также из соображений политической и экономической безопасности, государство старается заменить товары, которые приходится импортировать, товарами собственного производства. В.В. Путин в статусе Председателя Правительства РФ говорил: «Импортозамещение не является для нас самоцелью, и далеко не всегда мы должны стремиться к импортозамещению. Но как отдельная тема она тоже имеет право на существование. …Иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешевый качественный продукт от наших партнеров за границей. Но в некоторых случаях мы, конечно, должны уделять внимание импортозамещению».

Экономическая целесообразность импортозамещения заключается в основном в следующем.

Во-первых, сохраняется в границах государства прибавочная стоимость, которая не сможет попасть в страну, если приобретать нужную продукцию за рубежом.

Во-вторых, рост отечественного производства позволяет не только сохранить рабочие места, но и создать новые, совершенствовать подготовку кадров.

В-третьих, важнейшим направлением развития импортозамещения становится размещение производства импортозамещающей продукции на базе уже существующих предприятий, ибо организация импортозамещающих производств с нуля в нынешних экономических и политических условиях осложнена не только недостатком инвестиционных ресурсов, но и лимитом времени. Подобное развитие импортозамещения дает возможность в значительной мере использовать накопленный производственный потенциал отрасли, перерабатывающей промышленности, корпорации, более эффективно распорядиться собственными ресурсами, разнообразно и оперативно удовлетворять потребности населения, способно пополнить бюджетную систему предприятий, регионов и государства в целом, а также повысить уровень доходов населения.

В-четвертых, активное импортозамещение, базирующееся на создании новых конкурентоспособных производств, способствует структурным преобразованиям в экономике, позволяя формировать новые производства и отрасли, создавать дополнительный спрос на собственное оборудование, сырье, материалы, развивать научные исследования, переходить на мировой уровень НИОКР. Причем новые производства, и в первую очередь высокотехнологичные импортозамещающие, не могут ориентироваться только на потребителей внутреннего рынка, а должны выходить и успешно конкурировать на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

В-пятых, импортозамещающая продукция обычно обходится дешевле, чем привезенная из-за рубежа, за счет отсутствия таможенных пошлин, более низких издержек и щадящей налоговой нагрузки. В развитии импортозамещающих производств ключевая роль принадлежит активизации внутренних стимулов.

В-шестых, местные компании лучше знают требования и предпочтения своего потребительского рынка, национальные, культурные, образовательные и экономические особенности.

В-седьмых, импортозамещение призвано обеспечить непрерывность поставок стратегической продукции, которая должна производиться внутри страны во избежание разрыва технологической цепочки из-за форс-мажорных обстоятельств. В связи с тем, что данный аспект импортозамещения носит политический характер, вопрос экономической целесообразности может выходить на второй план. Можно констатировать, что политика импортозамещения способствует складыванию стабильной экономической и социально-политической ситуации в стране, позволяет и дальше развивать рыночные отношения.

Но мнения о необходимости импортозамещения разделяются. Одни считают текущую ситуацию в стране шансом для отечественных предприятий вытеснить импортные товары с рынка, а другие критически относятся к импортозамещению в принципе.

Стратегия импортозамещения сыграла важную роль в формировании экономик многих развивающихся стран. Но при этом известно, что эффективная стадия процесса, как правило, длится не очень долго. После чего во всех странах, которые делают ставку на эту модель, неизбежно наступает кризис.

Так произошло и в Латинской Америке, где с 1960-х гг. страны этого региона стали развиваться очень динамично. Но уже с середины 1970-х экономический рост стал замедляться, а в 1980-х наступил глубокий социально-экономический кризис, ставший началом так называемого «потерянного десятилетия», отбросившего далеко назад экономику стран этого региона.

Импортозамещение

В 1990-х гг. Латинской Америке удалось преодолеть кризис – экономический спад сменился подъёмом. Одним из факторов роста стала новая, экспортно-ориентированная, открытая модель экономического развития.

С другой стороны, существуют позитивные примеры реализации программ импортозамещения среди азиатских стран. В Восточной и Юго-Восточной Азии (Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд и др.) преобладала политика импортозамещения. В начале реализации своих программ страны региона действовали по аналогии со странами Латинской Америки. Но на последующих этапах они не стали замыкаться на внутренний рынок, а переориентировали производство на экспорт, стали активно осваивать мировые рынки, инвестировать в собственные исследования и разработки.

Осуществление процессов импортозамещения в нынешних непростых геополитических условиях неизбежна. Но сомнений в том, что Россия способна последовательно реализовать стратегию импортозамещения, нет. Просто нельзя превращать внутренний рынок в замкнутую систему, которая будет сама себя обеспечивать. Надо пытаться сохранить то, что мы выстраивали более 20 лет. Нельзя замыкаться на одном лишь импортозамещении, а необходимо развивать национальную экономику, в том числе с ориентацией на экспорт.

Россия обладает очень ёмким внутренним рынком, что делает необоснованными попытки отмахнуться от задач импортозамещения под предлогом его принципиальной неэффективности. При наличии ёмкого внутреннего рынка политика импортозамещения может проводиться не только ограничительными методами, но и методами стимулирования, как в случае с поддержкой экспорта.

На уровне экономики в целом в последние месяцы активизировались факторы, в некоторой степени облегчающие процесс импортозамещения, такие как ослабление рубля и "война санкций". Также в российской экономике существует целый ряд отраслей, импортозависимость которых существенно превышает среднемировой уровень. Но как отмечал Сергей Цыб, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. можно ожидать снижения импортозависимости по разным отраслям промышленности с 70–90 до 50–60 %, а в ряде отраслей эти показатели могут быть гораздо ниже.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для экономического и политического благосостояния нашей страны импортозамещение крайне необходимо.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Анимица Е.Г., Анимица П. Е., Глумов А. А. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты // Экономика региона. — 2015. — № 3. — С. 161-169.

  2. Пичурин И.И., Блинов Д.В. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО. — Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2014. — 144 с.

  3. Кричевский Н.А. Россия. Сквозь санкции – к процветанию! – М.: Дашков и К, 2015. — 216 c.

  4. http://businessofrussia.com/dec-2014/item/975-kondratyev.html

  5. http://tass.ru/opinions/1597499

Просмотров работы: 2394

Кормильцина Т.В.1

1Южный институт менеджмента

В данной статье рассмотрены проблемы правоотношений потребителя и изготовителя товаров (работ, услуг) в части нормативной документации, правил производства и предоставления продукции. Выявлены основные проблемы вывода на рынок некачественных продуктов.

Каждый из нас может считать себя потребителем. Приобретая товары и оплачивая работы и услуги, мы ежедневно вступает в правоотношения с изготовителями, предпринимателями, реализующими товары и оказывающими выполнение работ и услуг. В отношениях между потребителями и изготовителями, продавцами потребитель изначально выступает субъектом, юридически менее защищенным. Это происходит потому, что потребителю не всегда удается компетентно оценить информацию о качестве, безопасности и иных потребительских свойствах товаров и услуг, предоставляемую продавцами (изготовителями, исполнителями).

Одной из важных задач законодательства является обеспечение контроля над качеством продукции, лежащей на полках магазинов . До 2010 года в России действовала обязательная сертификация продуктов питания, однако с 15 февраля этого же года она была отменена. С этого дня производители самостоятельно декларируют качество и безопасность продуктов питания. На наш взгляд ослабление государственного контроля приводит к недобросовестному исполнению надлежащих требований при изготовлении и хранении продуктов питания . Поэтому вопрос совершенствования законодательства о техническом регулировании остается очень актуальным.

Потребители при определении качества продуктов питания, его состава обращаются к данным, которые изготовитель указывает на упаковках товара. Граждане при этом вынуждены надеяться лишь на добросовестность изготовителя, так как законодательством, а именно ст. 8 «Закона о защите прав потребителей» не конкретизированы данные, определяющие содержание и способ доведения информации до потребителей. Нередко изготовители (исполнители, продавцы) доводят информацию до потребителей способами, соответствующими их собственным интересам.

Среди подзаконных актов, регулирующих в настоящее время вопросы предоставления информации о пищевых продуктах отечественного и зарубежного производства, фасованных в потребительскую тару и реализуемых на территории Российской Федерации, следует особо отметить Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Указанный ГОСТ является единственным нормативным документом, устанавливающим требования к информации о продуктах питания. Согласно подпункту 3.8.1 ГОСТа, информация должна быть четкой и легко читаемой. В действующем законодательстве Российской Федерации не установлены критерии, по которым можно определить соответствие информации о продовольственном товаре, нанесенной изготовителем на этикетку, требованиям подпункта 3.8.1 ГОСТа.

Важным составляющим критерием качества продуктов питания является срок годности. Многие изготовители, стремясь получить наибольшую прибыль от реализации товаров, прибегают к продаже фальсифицированных и явно испорченных продуктов питания. Для придания товарного вида последним недобросовестные торговцы часто используют различные вредные для здоровья или ядовитые химикалии. Так, испорченное мясо «превращается в свежее» с помощью марганцовки, уксуса или красителей, тушки кур «реанимируют» отбеливателем и раствором соды, тухлую рыбу превращают в копченную с помощью ароматизаторов и т.д. Пользуются популярностью, так называемые акции, регулярно проводимые в супермаркетах, когда продукты с истекающим или уже истекшим сроком годности предлагаются по низким ценам. Нередки также случаи, когда на товаре с истекающим или истекшим сроком годности просто перебивается этикетка. И таких примеров масса. По данным Роспотребнадзора, более 50% реализуемых в Российской Федерации товаров не соответствует нормам безопасности и качества.

Проблема качества продуктов питания может возникнуть из-за длительной доставки скоропортящихся продуктов из одного региона России в другой. Учитывая расстояния между отдельными регионами государства, на доставку некоторых товаров уходят несколько недель, ведь в отношениях между изготовителями и продавцами участвуют, как правило, несколько поставщиков.

Импортозамещение в России

Соответственно на полках магазинов данный продукт может оказаться и через месяц. Всё это, несомненно, скажется на качестве потребляемого продукта. Во избежание такой проблемы есть необходимость в создании крупных «корпораций», занимающихся прямой поставкой товаров до потребителей.

Число стран-экспортеров, из которых производиться ввоз продуктов питания в нашу страну с каждым годом растет. Отношение к подобной продукции складывается двоякое :

  1. С одной стороны, ввозимые продукты питания обеспечивают разнообразие продукции на прилавках магазинов и рынках;
  2. С другой стороны – некоторые товары составляют существенную конкуренцию отечественным производителям, продукты которых по многим показателям уступают зарубежным.

Ввозимые продовольственные товары зачастую стоят дешевле, чем аналогичная продукция российского производства. Это связано с технологической базой зарубежных производителей продуктов питания, низкой себестоимостью товара и высокими вкусовыми характеристиками. Мы также можем наблюдать следующую тенденцию среди граждан, которые охотнее покупают продукты питания зарубежного производства, ссылаясь при этом на его высокую качественность. Все это влияет на увеличение импорта продуктов питания, как говорится «есть спрос, будут и предложения» .

Таким образом, мы видим, что проблемами обеспечения качества продуктов питания в условиях реализации политики импортозамещения являются :

  1. Пробелы в законодательстве в области регламентирования требований к качеству продуктов питания;
  2. Лояльное отношение государственных органов при нарушении требований изготовления и хранения товаров;
  3. Также недобросовестное, халатное отношение изготовителей, поставщиков и продавцов к качеству товаров, для удовлетворения собственных целей.

Причины ускорения процесса импортозамещения в экономике Российской Федерации. Современное мировое разделение рынка труда. Цели программы замены иностранных товаров на отечественные. Приоритетные отрасли промышленности. Достижения Алтайского края.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема импортозамещения для современной России не нова, но по-прежнему не теряет своей актуальности на протяжении ряда лет. Усиление актуальности данной проблемы в настоящее время объясняется, в первую очередь, событиями, происходящими на Украине, и политической реакцией на них ряда государств, а также стремлением иностранных транснациональных корпораций завладеть новыми рынками сырья и товаров, используя при этом методы недобросовестной конкуренции. Введение западными странами жёстких санкций по отношению к российской экономике способствовало ускорению процесса импортозамещения, которое стало рассматриваться как наиболее приоритетное направление развития национальной экономики на долгосрочную перспективу.

В настоящее время, по оценкам правительства, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. К примеру, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80 % комплектующих, в тяжелом машиностроении — порядка 70 %, в нефтегазовом оборудовании — 60 %, в энергетическом оборудовании — около 50 %, а в сельхозмашиностроении, в зависимости от категории продукции от 50 %до 90 % деталей и т.д. На мой взгляд эти цифры очень велики и стране необходимо искать способы самостоятельного производства подобных товаров, ведь так мы сможем стать более уверенными в завтрашнем дне и в случае ввода каких-либо санкций со стороны стран импортеров в нашей стране не произойдет "экономической катастрофы".

В этой связи проблема импортозамещения выходит на государственный уровень, становясь средством, способным вывести страну из стагнации, и важным фактором повышения защиты безопасности страны и её устойчивости к внешнему воздействию при кризисах.

Импортозамещение — это особый тип экономической стратегии и промышленной политики государства, защищающий внутреннего производителя продукции путём замещения импортируемых промышленных товаров товарами отечественного производства. Ожидаемым результатом импортозамещения является повышение конкурентоспособности продукции российского производства путём стимулирования технологической модернизации производства, роста его эффективности и освоения принципиально новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Стратегия импортозамещения базируется на модернизации и развитии всех отраслей производства, повышении качества производимой продукции и технологий, используемых на предприятиях, активном внедрении инноваций, что в итоге способствует постепенному переходу от производства простых товаров к изготовлению наукоёмкой и высокотехнологичной продукции. И, по мнению специалистов, реализация стратегии на практике позволит вернуть собственный рынок отечественным производителям продукции.

Стремление отдавать приоритеты в производстве своим производителям, несмотря на членство в ВТО и заключенные договоры о свободной торговле, характерно и для развивающихся, и для развитых стран. Однако, учитывая характер развития современного мирового разделения рынка труда, многие страны находятся во взаимной зависимости друг от друга, конкурируя на мировом рынке. Так, например, большинство стран мира, в том числе и США, находятся в товарной зависимости от Китая, который в свою очередь, как и многие страны, находится в технологической зависимости от США. Очевидно, что в настоящее время каждая страна в мировом разделении труда обладает собственной нишей, в которой она продолжает оставаться конкурентоспособной, при этом допуская импорт остальной продукции из других стран. В современном мире, пронизанном процессами глобализации, потребность в импортозамещении возникает в случае, если страна настраивается на изоляцию.

В апреле текущего года Минпромторгом, Минпромсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы. В рамках подготовленных программ запланированы мероприятия в таких отраслях промышленности, как:

фармацевтическая промышленность;

тяжелое машиностроение;

программное обеспечение;

авиастроение;

судостроение и т.д.

Так, например, в России целямипрограммы импортозамещения являются:

1. Обеспечение и укрепления национальной безопасности РФ.

2. Максимальная независимость от других государств.

3. Увеличение внутреннего производства товаров.

4. Получение лидирующей позиции Россией на международном торговом рынке.

Для населения страны, предпринимателей и государства в целом замена иностранных товаров на отечественные должна привести к следующим результатам:

1. Повышение уровня жизни в связи со снижением безработицы и появлением новых вакансий для трудоустройства ранее неработающего населения.

2. Прогрессы в научной и образовательной сферах: у людей появляется стимул получать более высокие знания для того, чтобы в будущем применить их для карьерного роста.

3. Стабилизация экономики и укрепления военной безопасности РФ: полная независимость страны от других государств дает возможность более точно планировать свои доходы и расходы.

4. Увеличение объема продаж российских товаров и получение прибыли за счет налоговых выплат в связи с ростом количества предпринимателей и организаций.

По предположениям специалистов политика импортозамещения к 2020 году должна привести к торговой независимости России от стран ЕС и США, развитию внутреннего производства и товарооборота, снижению уровня инфляции, увеличению количества построенных заводов и открывшихся предприятий, а также подъему экономики в целом.

Но также нам следует понимать, что традиционное импортозамещение, выступающее в виде запрета на импорт путем использования мер тарифного и нетарифного регулирования, не приносит долговременного эффекта и создаёт необходимость нового подхода к противодействию импорту. Предлагаемая стратегия импортозамещения носит инновационный характер и базируется на развитии всего производства, повышении качества производимой продукции, применяемых на предприятии технологий, разработке и внедрении в производство инноваций, что позволит успешно производить конкурентоспособные импортоаналогичные товары. Это обретает особую актуальность для нашей страны, поскольку уровень некоторых производственных отечественных отраслей немного отстаёт от уровня государств, с которыми Россия взаимодействует.

В качестве успешного примера импортозмещенияможно привести достижения Алтайского края.

1. Производители сыра Алтайского края смогут в этом году заместить 13 из 200 тыс. тонн запрещенного к ввозу сыра, обычно импортируемых в Россию за год. Об этом заявила начальник краевого управления пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Татьяна Зеленина. Санкции позволили молочной промышленности региона нарастить объемы выпуска. С введением эмбарго Алтайский край на 18 % увеличил производство сыра в 2014 году — это плюс 10 тыс. тонн к общему объему. В этом году по итогам первых пяти месяцев темпы роста производства сыра составили 30 % к такому же периоду прошлого года.

2. Крупнейшее маслоэкстракционное предприятие за Уралом "АгроСиб-Раздолье" принимает активное участие в реализации политики импортозамещения. Завод вносит вклад в этом направлении как производитель растительных масел, так и потребитель продукции местных машиностроительных заводов. Например, во время ремонтных работ запчасти с импортными стандартами заменили на соответствующие аналоги, произведенные на Барнаульском заводе цепей. Использовали аналоги импортных деталей, изготовленные по чертежам инженеров Алтайского моторного завода. Барнаульский завод асбестовых технических изделий поставляет для нужд предприятия необходимые резинотехнические и асбестовые изделия, это позволило отказаться от уплотнений западных производителей. импортозамещение программа приоритетная отрасль

3. К примеру, в программе импортозамещения участвует 24 препарата одной из ведущих компаний региона — ЗАО "Эвалар". Они уже заменяют 30 импортных аналогов. А в планах на ближайшие пять лет — вывод на рынок еще двух десятков наименований. Несмотря на кризис компания "Эвалар" выпускает новые продукты, которые отличаюся не только доступной ценой, но и высоким качеством, не уступая ни в чем дорогостоящим импортным аналогам, они могут заменить многие товары в рамках программы импортозпмещения.

Исходя из всего этого можно сказать, чтопроцесс импортозамещения в России имеет отличные шансы на успех. Связано это с большим количеством факторов. Во-первых, у российских предприятий нет проблем с доступом к необходимому сырью, природным ресурсам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях будут ниже, чем за рубежом, собственно, за счет дешевизны некоторых природных ресурсов. В-третьих, у России есть ощутимый технологический потенциал. Пока что он реализуется в основном в сфере ВПК. Однако при необходимости, как считают многие аналитики, можно перевести те или иные военные наработки в гражданскую отрасль.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Информационно-статистический анализ процессов импортозамещения в промышленности в регионах России

    Анализ законов и постановлений правительства России об импортозамещении в промышленности. Методология экономических систем с применением информационных методов. Использование программы Microsoft Excel для анализа показателей импортозамещения по регионам.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

  • Экономическая политика

    История формирования представлений об экономической политике. Приоритетные направления экономической политики в условиях санкций для реализации стратегии импортозамещения. Возможности самообеспечения и импортозамещения в условиях современной России.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2017

  • Оценка эффективности мер импортозамещения при закупке изделий машиностроения в Российской Федерации

    Импортозамещение в госзакупках: порядок применения действующих запретов и ограничений. Анализ применения действующих запретов и ограничений при закупке товаров машиностроения для государственных и муниципальных нужд. Оценка эффективности импортозамещения.

    дипломная работа , добавлен 30.08.2016

  • Зарубежный опыт импортозамещения в фармацевтической отрасли на примере Украины

    Анализ состояния украинской фармацевтической отрасли. Зарубежный опыт государственного регулирования фармацевтической промышленности, возможность его использования в Украине в процессе перехода к стратегии импортозамещения на рынке лекарственных средств.

    контрольная работа , добавлен 30.03.2013

  • Современное состояние химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации

    Теоретические особенности и этапы развития химической отрасли. Современное состояние и тенденции химической и нефтехимической промышленности в России и в мире.

    Лучшие примеры импортозамещения в России

    Итоги работы российской химической отрасли в 2005 г. Обзор мирового рынка моющих средств.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2010

  • Развитие импортозамещающих производств в Республике Беларусь

    Организации производства импортозамещающих товаров. Мировой опыт формирования механизма импортозамещения. Механизм реализации политики импортозамещения в Белоруссии. Обзор основных направлений и мер стимулирования экспорта и сдерживание импорта товаров.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

  • Импортозамещение на рынке медицинской техники

    Основы импортозамещения и локализации медицинской техники, его роль для повышения качества медицинской помощи. Зависимость политики импортозамещения от наличия конкурентоспособных предприятий, способных производить качественный продукт по рыночным ценам.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2016

  • Современное состояние и тенденции развития рынка труда в Российской Федерации

    Характерные черты рынка труда. Виды и формы занятости. Причины безработицы, ее виды и последствия. Современное состояние рынка труда, проблемы занятости и безработицы в Российской Федерации. Показатели занятости и безработицы в Челябинской области.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2014

  • Статистический анализ состояния промышленности Пермского края

    Цели, факторы и стратегии развития промышленности, ее виды и отрасли. Роль промышленности в экономике. Распределение предприятий и организаций Пермского края по видам экономической деятельности. Инвестиции (финансовые вложения) в промышленность.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2017

  • Безработица в современной экономике: причины, виды, последствия

    Понятие и причины возникновения безработицы. Современное состояние рынка труда в России. Проблема безработицы в экономике России и методы борьбы с ней. Рост уровня фрикционной безработицы. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2013

Введение

История импортозамещения в мире насчитывает уже более  полутора веков, однако до сих пор  не утихают споры вокруг целесообразности данной стратегии, ее положительных  сторон и недостатков. Большинство развитых стран в период своего становления прошли через этап защиты своей экономики от зарубежной экспансии.

Импортозамещение представляет собой процесс сокращения или  прекращения импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными, адекватными или обладающими более высокими потребительскими свойствами и стоимостью не выше импортных.

Согласно мнению экономистов (Blair J.P., Carroll M.C., 2008), доходы страны определяются ее внешнеторговым балансом. На этой основе принято выделять две модели развития национальной экономики. Первая предполагает преимущественную ориентацию на внешний рынок — экспорториентированная модель. Вторая ориентирована на импортозамещение.

Большинство стран предпочли в ходе индустриального развития сначала укрепить внутренний рынок с помощью политики импортозамещения, а затем перейти к модели экспорториентированной экономики. Все страны, которые прошли стадию индустриализации, столкнулись с необходимостью внедрения политики импортозамещения. Страны Западной Европы и США впервые воспользовались данной стратегией в 1850 г. для поддержки собственной промышленности. Таким образом, начало использованию данной стратегии было положено еще в середине XIX в., однако широкое распространение она получила уже в середине XX в. в развивающихся странах.

§1. История импортозамещения в России

Курс российского рубля, сильно обвалившись в 1998 году, создал солидные предпосылки для импортозамещения. После кризиса 1998 года в России активно происходило импортозамещение.

Процесс импортозамещения в России проявился с небольшим  лагом после финансового кризиса  и девальвации рубля в 1998 году. Вызванное девальвацией снижение импорта  стало важнейшим фактором экономического роста. С одной стороны, импортные потоки в Россию, в отличие от экспортных, достаточно чувствительны к изменениям относительных цен (условий торговли) и реальных доходов населения. Это главным образом связано с тем, что решения об импорте товаров принимаются конкурирующими участниками рынка и не очень сильно зависят от торговой политики, связанной с применением тарифов с достаточно умеренной средней эффективной ставкой и в некоторых случаях — количественных ограничений. Такая политика не вносит в структуру торговли существенных искажений, которые возникали бы при использовании таких нерыночных инструментов, как импортные субсидии или множественные обменные курсы. С другой стороны, после десяти лет реформ многие отечественные товаропроизводители оказались способными реагировать на благоприятные рыночные сигналы, расширяя и модернизируя производство. Возросший после кризиса спрос на отечественную продукцию было достаточно легко удовлетворить на экстенсивной основе за счет незагруженных мощностей. По этим причинам рублевая девальвация повлияла на соотношение экспорта и импорта. В 1998 году объём импорта в Россию сократился на 20 % (до $74 млрд), в 1999 году — ещё на 28 % (до $53 млрд).

Фактор импортозамещения особенно сильное благотворное влияние  оказал на обрабатывающие производства в 1999—2000 годах.

По оценке Г. Куранова и А. Михайлова, рост ВВП и промышленного  производства в России, произошедший в 1999 году, на 25 % был обязан процессу импортозамещения, то есть замены импортируемой  продукции на товары отечественного производства вследствие почти четырёхкратного падения курса рубля по отношению к доллару США.

27 мая 2009 года Путин  заявил, что против тотального  импортозамещения и считает его  необходимым только в стратегически  важных отраслях экономики. «Не  считаю, что импортозамещение — это самоцель», — сказал Путин. По словам Путина, также неприемлемы рассуждения о том, что в России производят товары не хуже, чем за рубежом. «Это уже порочный подход к решению проблемы инновационного развития. Что значит не хуже. Мы должны делать дешевле и лучше. Или вообще не делать. Может быть легче купить?», — сказал Путин. Он отметил, что когда речь идет об обороноспособности государства и тех сферах деятельности, без которых невозможно обеспечить его существование, нужно «даже задорого, но производить у себя». «Если мы говорим в целом об экономике, то нет смысла заниматься импортозамещением, если можно купить задешево. Если мы все время будем стремиться догонять, мы всегда будем в отстающих», — заявил Путин.

5 ноября 2009 года Путин  заявил, что программы импортозамещения действуют во многих отраслях реального сектора экономики, прежде всего там, где у нас есть очевидные конкурентные преимущества, такие, как доступное сырье, большой внутренний рынок, многолетние традиции и опыт. Путин привёл в качестве примеров таких отраслей лесную промышленность, лёгкую промышленность, фармацевтику, автомобилестроение. По мнению Путина, импортозамещение не является самоцелью, и иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешёвый качественный продукт за границей. Но в некоторых случаях Россия, конечно, должна уделять внимание импортозамещению. Потому что даже там, где на первый взгляд не пахнет, скажем, обороной и безопасностью, в конечном итоге многие вещи, связанные с оборонкой, лежат в сфере гражданского производства. Путин подчеркнул, что цель — это не закрытие внутреннего рынка и консервация отсталости, а, наоборот, создание по-настоящему конкурентоспособных новых производств, выпускающих качественные и востребованные потребительские товары. Например, уже сегодня автомобили, выпускаемые в России, особенно с участием зарубежных инвесторов, полностью соответствуют мировым стандартам качества.

§2. Основные положения стратегии

Импортозамещение, представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения.

Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.

Поэтапно развивающееся импортозамещение ведет к

— росту занятости населения,  и как следствие снижению безработицы  и повышению уровня жизни;

— повышению уровня научно-технического  прогресса и как следствие  уровня образования;

— укреплению экономической и продовольственной безопасности страны;

— росту спроса на товары внутреннего  производства, что в свою очередь  стимулирует развитие экономики  страны, расширение производственных  мощностей; 

— сохранению валютной выручки  внутри страны и как следствие росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны.

Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды  для роста национальной промышленности. Сторонники данной концепции утверждают, что устойчивое экономическое развитие государства возможно лишь в случае существенного увеличения уровня промышленного самообеспечения, увеличения объемов выпуска продукции внутри страны. Ставка на самообеспеченность является следствием нестабильности процессов, происходящих в мировой экономике, настороженным отношением к иностранному капиталу. Но здесь следует напомнить, что при реализации импортозамещения основным источником средств для придания экономике первоначально импульса роста останутся доходы экспортного сектора. Таким образом, не нужно забывать о том, что создаваемый на импортозамещающих производствах товар должен быть ориентирован не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в этом случае уровень конкурентоспособности продукции будет приемлемым и достигнутые в результате успехи не будут бесславно потеряны при возвращении к привычному для данной страны курсу. То есть нужно развивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уровень развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры, делая саму страну способной на равных конкурировать с развитыми промышленными странами.

Нужно понимать, что импортозамещение — это стратегия догоняющего, которая должна не просто привести к становлению определенного производства, но становлению этого производства на более высоком, чем у конкурентов уровне. Развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей позволит выйти на мировой рынок и сократить зависимость от сырьевых рынков. Защита отечественного производителя не должна приводить к застою в промышленности, поскольку ограничение конкуренции со стороны импортных производителей, может снизить желание организации заниматься развитием инноваций, повышением конкурентоспособности производимого товара и привести к полной зависимости компании от государственных субсидий.

Импортозамещение в российском машиностроении

Нужно понимать, что невозможно только копировать необходимые производства, нужно так же развивать и собственные технологии. В современных условиях научно-технический потенциал и умение его использовать стал одним из важнейших показателей уровня развития страны и ее места в мировой системе. Но развитие производства на высоком уровне невозможно без соответствующих кадров. Мы должны стремиться к тому, что бы вырастить свои профессиональные кадры и возможно для этого нужно привлекать интересующих нас профессионалов из-за границы. Все это требует развития институтов, повышения зарплат, разработки специальных программ для ученых и улучшения их социального содержания. Если государство не готово уделять этой проблеме достаточно внимания, то вопрос развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей не удастся разрешить.

Так же не нужно забывать и про  венчурное финансирование, которое  дает стимулы для инноваций.

Инвестиции так же являются одним  из основополагающих элементов развития промышленных отраслей страны. Привлекая капитал либо напрямую, либо путем создания подходящих условия для ведения бизнеса, государство стимулирует развитие тех отраслей промышленности, куда направляются денежные средства. Но тут важно отметить, что, как правило, инвесторов интересуют отрасли, обеспечивающие наибольшую прибыль и скорость возврата вложений, а наукоемкое и высокотехнологичное производство вряд ли будет обладать этими параметрами. Поэтому здесь очень важна политика государства, с тем, что бы создать комфортные условия, которые будут привлекательны для инвесторов (налоговые преференции, освобождение от таможенных пошлин и прочее).

Необходимо так же отметить важность участия отечественных компаний в цепочках транснациональных корпораций, что позволяет с гораздо меньшими затратами начинать развитие новых производств. Помощь транснациональных корпораций выражается не только в финансировании, но и в становлении наукоемких технологий и производств, которые могут быть слабо развиты в стране. Очень часто транснациональные корпорации, столкнувшиеся с различными рода ограничениями импорта, невысокой платежеспособностью развивающихся стран, вынуждены идти на замену экспорта товаров вывозом капитала для налаживания соответствующих производств на месте, что приводит к росту конкуренции, борьбе за снижение издержек производства и соответственно развитию наукоемких производств. Все это способствует росту индустриализации страны и росту ее конкурентоспособности.

Поскольку импортозамещение является государственной стратегией, то именно государство играет важную роль в ее реализации. Например, одним из основных направлений в реализации данной стратегии является формирование внутреннего спроса, как со стороны государства (госзакупки, госинвестиции), так и со стороны населения. Государство может активно размещать госзаказы в малом и среднем секторах экономики, устанавливать преференций поставщикам российских товаров при выполнении госзаказов. Предоставление госинвестиций на строительство инфраструктуры, жилья, так же приведет к увеличению спроса. Рост платежеспособности населения можно стимулировать увеличением пенсии и заработных плат.

Отмечая положительные  моменты, которые несет в себе импортозамещение, не нужно забывать и о его недостатках. Говоря о данной стратегии, необходимо понимать, что это определенная форма неопротекционизма и она в какой-то мере противоречит принципам свободной международной торговли. Протекционизм как мера защиты внутреннего рынка и бизнеса, ведет к тому, что отечественные предприятия, зачастую работая неэффективно, тем не менее, получают прибыли, пользуясь своим монопольным положением и взвинчивая цены. Таким образом, последствия использования тарифных механизмов и прочих протекционистских барьеров должны быть взвешены и тщательно проанализированы, для того чтобы не допустить слепого ограничения конкуренции.

Так же политика импортозамещения может привести к росту коррупции, поскольку это государственная  программа, которая претворяется в жизнь путем субсидирования определенных направлений производства, то роль чиновничьего аппарата здесь значительно возрастает, что ведет к росту вседозволенности. И здесь, задача государства чрезвычайно сложна, поскольку коррупция остается одной из главных проблем нашей страны и причиной многих остальных.

Говоря о стремлении страны к импортозамещению, необходимо понимать, что ни одна страна мира не может отказаться целиком и полностью  от импорта и создать у себя экономически эффективное производство во всех отраслях.

Существующее ограничение по имеющимся ресурсам делает это невозможным. Так же определенный набор высококачественных и технологичных импортных товаров заменять просто нецелесообразно ввиду недостаточной развитости или отсутствия национальных технологий и производств. Стремление начать производство какого-либо товара на своей территории при недостаточных мощностях или ресурсах может привести к еще большей зависимости от импорта — компания начинает закупать еще больше сырья для производства более широкого ассортимента продукции необходимого для создания конкретного товара. В результате производимый товар вряд ли будет дешевле и конкурентоспособнее импортного. Поэтому говоря о импортозамещении нужно скорее ориентироваться на те отрасли, где страна либо имеет отраслевое преимущество, либо может его получить. Именно на подобных преимуществах основывается международное разделение труда, которое предполагает специализацию на производстве отдельных видов товаров, рост производительности труда, развитие обмена, научно-технического прогресса, и в результате углубление процесса интеграции в мировую экономику, и на этой базе повышение уровня жизни населения. А если развитие данной отрасли не даст нам экономических преимуществ, а возможно даже принесет убытки, то от этого лучше отказаться. Причем выбирая приоритетные направления, разумно ограничиться несколькими наиболее значимыми отраслями, распыление на множество может значительно усложнить задачу. Примером могут служить такие страны, как Финляндия и Чили. Финляндия 15 лет назад сконцентрировалась на телекоммуникационной отрасли, продав акции лесоперерабатывающих и химических предприятий. Сегодня Nokia удерживает порядка 60% мирового рынка. Чили, сосредоточив усилия на рыбной промышленности, особенно в деликатесах, поставляя свою продукцию в США и Японию, занимает второе место в мире по ловле рыбы после Норвегии.

Развитие производства может идти несколькими путями –  созданием мощной технологической  базы или созданием инноваций, так  же эти два направления могут реализовываться, одновременно, дополняя и расширяя друг друга.

Страницы:12следующая →

Риски и плюсы импортозамещения

Решая данную проблему, нельзя забывать и о рисках импортозамещения, среди которых можно выделить:

— снижение конкурентоспособности, особенно ИТ-индустрии за счет устранения конкуренции с ведущими зарубежными поставщиками;

— снижение эффективности экономики страны в целом в случае, если решения национальных производителей уступают по качеству решениям зарубежных конкурентов;

— увеличение нагрузки на бюджет.

В то же время, поэтапно развивающееся и научно обоснованное импортозамещение уже в ближайшей перспективе может обеспечить:

— рост занятости населения и, как следствие, снижение безработицы и повышение уровня жизни;

— повышение уровня научно-технического прогресса и, как следствие, уровня образования;

— укрепление экономической и военной безопасности страны;

— рост спроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует

развитие экономики страны, расширение производственных мощностей;

— сохранение валютной выручки внутри страны и, как следствие, рост валютных резервов и улучшение торгового баланса страны.

На рис.1 показаны потенциальные дополнительные налоговые отчисления в разных отраслях при реализации программы импортозамещения.

Рис.1.Потенциальные дополнительные налоговые отчисления

Вывод

Обсуждая проблему импортозамещения, необходимо понимать, что ни одна страна мира не может отказаться целиком и полностью от импорта и создать у себя экономически эффективное производство во всех отраслях. Существующие ограничения по имеющимся ресурсам или технологиям делает это невозможным. Также нецелесообразно заменять определенный набор высококачественных и технологичных импортных товаров при недостаточной развитости или отсутствии национальных технологий и производств. Важнее выбрать в качестве поставщиков такой продукции альтернативные страны, с которыми у нас сложились добрососедские отношения. Стремление начать производство какого-либо товара на своей территории при недостаточных мощностях или ресурсах может привести к еще большей зависимости от импорта — компания начинает закупать еще больше сырья для производства более широкого ассортимента продукции, необходимого для создания конкретного товара. В результате производимый товар вряд ли окажется дешевле и конкурентоспособнее импортного. Таким образом, рассуждая об импортозамещении, нужно, скорее всего, ориентироваться на те отрасли, где страна уже имеет отраслевое преимущество, либо может его получить.

Именно на подобных преимуществах основывается международное разделение труда. Оно предполагает специализацию на производстве отдельных видов товаров, рост производительности труда, развитие обмена, научно-технического прогресса, и в результате — углубление процесса интеграции в мировую экономику, и на этой базе повышение уровня жизни населения. В случае, если развитие данной отрасли не дает экономических преимуществ, а возможно даже принесет убытки, от этого лучше отказаться. Причем, выбирая приоритетные направления, разумно ограничиться несколькими наиболее значимыми отраслями.

Таким образом, основной характеристикой политики импортозамещения является индустриализация экономики при помощи ограничения и дискриминации импорта. Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды для роста национальной промышленности. Другими словами, проведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Деятельность по снижению импортоемкости продукции для современной России является важной и актуальной, так как отсутствие решения данной проблемы приведет к тому, что при экономическом росте страны наши макроэкономические проблемы будут только усложняться.

Одна из задач импортозамещения — снижение косвенного импорта, импортоемкости ВВП и экспорта. В свою очередь, внешне ориентированная импортозамещающая стратегия экономической политики, вытесняющая с национального рынка импортные изделия, оплаченная выручкой от сырьевого экспорта, способна обеспечить не только экстенсивный экономический рост, но и качественное обновление российской экономики на пути движения к постиндустриальному обществу. Основным направлением импортозамещения промышленности РФ должна стать организация производства тех видов продукции, которые востребованы в стране и имеют высокую добавленную стоимость.

Использованная литература

1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г.

2. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И УРОКИ ДЛЯ РОССИИ

№ 98-р)

3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"

4. Импортозамещение для космических аппаратов // Военно-промышленный курьер, 15.04.2014

5. Половинкин В. Н., Фомичев А. Б. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике // «Экспертный союз», №12.

6. Россия берет курс на импортозамещение // Кремль-9, № 4 (88), 2014, С. 38–43

7. Совет Федерации подготовил предложения по антикризисным мерам – ГАРАНТ.РУ, 6 февраля 2015 г.

8. Одобрен план импортозамещения программного обеспечения – ГАРАНТ.РУ, 6 апреля 2015 г.

9. Импортозамещение в России-2015: чем обернется кризисная политика для компаний

10. Основы и перспективы политики импортозамещения в отечественной экономике

http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=5541

Импортозамещение и семейный бизнес

С Василием Мельниченко, председателем Всероссийского общественного движения «Федеральный сельсовет» мы встретились накануне Съезда представителей деревень, сёл и малых городов. Форум пройдёт 13 октября в колонном зале «Дома Союзов» и будет посвящен 13-му Национальному проекту «Развитие сельских территорий»

– Максим Орешкин, другие министры, рассказывают нам про рост ВВП в 1-2 % в год, – размышляет Мельниченко. – С такими темпами пятой экономикой мира мы не можем стать даже к 2050 году. А вот если мы выполним поручения Президента РФ по развитию сельских территорий, рост будет в 13 % ежегодно.

– Василий Александрович, крестьяне из нескольких областей накануне президентских выборов обратились с письмом к Путину. В нём сказано, что сельское хозяйство страны контролируют 22 семьи агроолигархов. Они забирают 92% всех субсидий, выделяемых государством. Это так?

– Да. Раньше цифры не афишировались, но теперь, благодаря работе Счётной палаты, мы это знаем. На поддержку села выделяется более 200 млрд. рублей в год, львиная доля эти средств – более 80% направляется агрохолдингам. Малые и средние с/х предприятий остаются без финансовой поддержки государства.

– Что будет с нашей продовольственной безопасностью, если против агроолигархов введут санкции?

– С продовольственной безопасностью, может, ничего и не произойдёт, но у нас при господстве агроолигархов никогда не будет безопасности продовольствия. Можно давать прирост производства мяса, добавляя антибиотики и анаболики в корма. Все показатели – вверх! Один животноводческий комплекс, который губернатор приводит в область, создавая 50 рабочих мест, губит тысячи рабочих мест в округе. Непоправимый ущерб крестьянству России! Агроолигархи никогда нам не дадут безопасного продовольствия!

– Агроолирахи срослись с властью?

– Они выросли из неё. Ни один олигарх не мог бы построить молочный комплекс, свиноферму за 9-12 млрд руб., если бы ему эти деньги не дала федеральная власть. Всё, что получили «мошковичи, линники» и все остальные по списку, им дала власть.

В 2014 году агроолигархи подошли к банкротству и попросили Путина списать им долги. Было два пути. Просто списать долги или резко повысить цены на продовольствие. Во втором случае надо было придумать причину. И её нашли – импортозамещение. Выкачали из кармана потребителей, в том числе горожан, которые никакого отношения к селу не имеют, 1,5 триллиона рублей.

– Понятно. А с чего вы взяли, что люди, построившие такую схему организации сельского хозяйства, вдруг начнут её менять?

– А они не собираются ничего менять. Агрохолдинги создавались, чтобы отправлять продовольствие на экспорт и зарабатывать внутри страны. Огромные деньги! Одно дело, когда они распылены среди, допустим, 1 млн. фермерских хозяйств, а другое, когда находятся в руках 22 семей. Развитие агрохолдингов – это создание механизма контроля за едой, в случае кризиса, можно кому то дать много еды, а кому то не дать совсем, вот вам и управление обществом.

– Читатель, комментируя в интернете вашу статью о селе, пишет: «Давно работаю в сфере импорта сельхозпродукции. Наблюдаю совместную деятельность Алексея Гордеева, Штефана Дюрра, Дмитрия Медведева. Вижу, как происходит концентрация капитала, скупка земель в Воронежской области. Ими теперь владеет гражданин Германии Дюрр. А 10 мая сего года Алексей Гордеев становится куратором агропрома России. В сельское хозяйство много вкладывают, но очень хитро».

– Читатель прав. Беседуя с Алексеем Гордеевым, мы этот вопрос обсуждали. Я услышал от вице-премьера, что он хочет изменить ситуацию. 11-12 октября Гордеев едет с Владимиром Путиным в Белоруссию. Посмотрят, как там построено сельское хозяйство. Говорят, что надо бы и у нас так сделать.

Не знаю, насколько это искренне – желание перемен, но всё подмечено точно: денежные средства на уровне регионов перетекают в карманы нескольких прикормленных хозяйств, а люди покидают сёла и деревни.

– Вы встретились с Гордеевым в рамках обсуждения нацпроекта. А с Чубайсом почему не стали?

– Сейчас-то с Чубайсом смысла нет встречаться. А вот когда Чубайс работал вице-премьером, я с ним встречался и доказывал, что сельское хозяйство никакая не «чёрная дыра». Когда «пропали» 13 млрд. бюджетных средств, я заявил, что, как настоящий русский мужик, застрелюсь, если Чубайс мне покажет, что они ушли на село. И я предложил, что если это не так, застрелиться, как настоящему русскому мужику, Чубайсу.

Но он не застрелился.

– Может, он нерусский?

– Возможно. Но ещё при Черномырдине было доказано: за пределы Садового кольца деньги не выходили. Растворились в фондах всевозможных.

– 13 млрд. вообще мистическое число. Счётная палата в 2015 году не обнаружила в «Роснано» именно эту сумму.

– Тут хоть каждый год стреляйся.

– Да. Так вот, народ говорит, что ваши выступления по селу, надежды на Путина – отвлечение от пенсионной реформы. Вы – маскировочная сетка, прикрывающая неприглядное лицо власти.

– Я все мнения и предложения уважаю, и они могут быть разные. Но я не вижу ни одной силы, которая по-настоящему была бы оппозиционна власти и имела результаты. Власть сегодня сильнее всех оппозиционеров – и кормленных, и не кормленных.

– То есть вы себя считаете частью власти?

– Нет. «Федеральный сельсовет» – народное движение. Мы выбрали тактику разработки предложений. Сформировать такой пакет мер и предложений, полезных для людей, от которых власть не сможет отказаться.

У нас до сих пор стагнация экономики и социальной жизни, поворотов в лучшую сторону нет, и предложений, как всё изменить, тоже. Мы это видим в «Федеральном сельсовете», потому что каждый день к нам приходит 5-6 проектов спасения России. Предложения все дельные, хорошие, но это – не код развития страны.

– Неужели о стране меньше заботится Юрий Болдырев или Алексей Навальный? Но они же не проводят съезды в Колонном зале «Дома союзов»? А почему вам разрешают? Значит, вы не настоящий оппозиционер.

– И с Юрием Болдыревым, и с Алексеем Навальным вы можете меня увидеть в одних и тех же программах, телеэфирах. Я уважительно отношусь к ним. Я вообще уважаю тех людей, которые имеют собственное мнение и стержень мужика.

Алексей Навальный – талантливый оппозиционный политик. Он сумел организовать сеть и может вывести людей на улицу.

Импортозамещение в России: не проблема, а задача

Этим сегодня похвастать не может никто, в том числе и «Федеральный сельсовет».

Но у нас изначально была другая цель. Мы решили, что на «Стену», которую сегодня Росгвардия построила, мы не пойдём. Мы будем думать о своей территории, о своём селе. Мы работаем на перестройку России снизу. Да, мы готовы сотрудничать с любыми силами. И красные, и белые, и зелёные, и коричневые – все на нашей площадке желанные гости. Приходите, будем искать лучший путь.

А что касается Колонного зала… А кто сказал, что там плохо проводить съезды?! Историческое место, где Владимир Ильич Ленин объявил о создании Советского Союза, нашей родины, в которой мы родились.

– Вы опубликовали материалы к Съезду. Это фактически ваш доклад, где вы изложили глобальный план развития Нечерноземья. Среди комментариев есть и такой: «Эх, Вася, Вася. Какой народ, какой сельсовет, какое развитие?! С 1 октября вступил в силу пакет законов Яровой, для компенсации по которому олигархи насчитали себе убытков еще на 4,5 трлн. рублей. Их где-то нужно найти. Триллион на пенсиях сэкономят. А остальные?!.. » Не верит народ, что «Федеральный сельсовет» сможет что-то сделать.

– Что ж теперь, Кашпировского приглашать?.. Верить, не верить – это в церковь надо ходить, или воду перед телевизором заряжать, а мы работу предлагаем для всех.

Что касается Нечерноземья, это всего лишь проект один из многих. У нас есть программа – Генеральный план развития страны – «Укоренение народа на земле», там детально расписано, какими методами и как надо действовать для развития предпринимательства.

Нам нужны тысячи и тысячи, миллионы предпринимателей, в том числе в сельском хозяйстве. Территория должна развиваться. В этом я уверен абсолютно!

Для меня экономика, развитие территории – как Библия. Я не пониманию этой стратегии – только копать и делить 3 тонны нефти. Из этого точно ничего хорошего не получится. Особенно в России.

– Крестьяне посчитали, что на поддержку агроолигархов у нас идёт 1,3 % бюджета. А в Белоруссии – 30 %. И даже на Украине, которую проклинает весь наш телевизор несколько лет, 7 %.

– Наши эксперты-крестьяне предлагают увеличить поддержку, чтобы тем 22 агроолигархам шло 30 %.

– Нет, они предлагают поставить всех в равные условия. Т.е. лишить крупный агробизнес господдержки.

– Правильно! Я всегда писал и говорил о том, что не нужны ни мне, ни моим друзьям-фермерам дотации и субсидии. Это очень субъективно: этому дам, тому не дам, что мы сегодня и видим. Не умеет наша власть работать справедливо с дотациями.

Мы предложили другой путь, равный для всех. И для 22 семей богатых, и для остальных 100 млн. граждан России.

Доступ к финансам должен быть одинаковым. А не крепостное право на кредит, на энергетику, на нефть и газ, когда мы никакого отношения к богатствам страны не имеем.

Мы говорим: «Нет, ребята, дайте доступ к ресурсам. Нулевая ставка Центробанка, и до 5 % максимальная ставка кредита. Если это берет крестьянин на свой бизнес-план, то ставка от 0 до 2 %. Так делает Польша, другие страны, у которых и средний класс, и территории развиваются, и безопасное продовольствие – в том числе на экспорт.

Мы хотим быть конкурентоспособными в мире? Нет проблем! Давайте сделаем дизельное топливо по 12 руб. А почему нет, если его себестоимость 6 руб.? Давайте сделаем по всей территории России одинаковую цену на электроэнергию – 2 рубля. И не на один год, а на десятилетия. Потому что максимальная себестоимость квтч – 40 коп. Что, неужели, 1 руб. 60 коп. не хватит наценки?

Еды у нас хватает в России. Справедливости нету!

– Знаете, не для того деревню губили тридцать лет, чтобы сейчас развивать.

– Да, верно. Но мы-то здесь живём, это наша земля. По Конституции пока ещё вся власть принадлежит народу. Недра и земля принадлежат народу! Так чего ж мы отказываемся от них?!

– Читатели вам отвечают: «Народу ничего, кроме своего огорода, не нужно. Люди не думают, что огород тоже могут отнять. Самое страшное, что когда это произойдёт, народ скажет: «Забрали, значит, так надо».

– А для чего китайцы нам грабли продают?! Чтобы мы всё время на них наступали. У народа ничего никогда не было, потому мы так и живём. Мы не чувствуем себя хозяевами страны, как это записано в Конституции. Но давайте хотя бы этот документ изучим и будем ему следовать. Сами.

Посмотрите: у нас было такое, чтобы люди, граждане, взяли на себя ответственность хотя бы за своё село, за свою улицу, за страну? Давайте с этого начнём. Чтобы мы вышли на улицу, и в каждом селе или городе сказали: мы, народ, несём ответственность за свою семью, за дом, за дорогу. И за всю власть России. И не надо думать: «Ой, а мы ни при чём! Это они там, во власти, «козлы!» Мы несём ответственность за этих «козлов», и это наши «козлы» Либо мы – народ, либо – нет, и тогда действительно – нам ничего не положено.

Мне кажется, что как одни люди имеют право сомневаться, так и другие имеют право верить, что всё можно поправить, изменить.

Всё у нас будет хорошо.

Беседу вела Лидия Сычёва

Книга "Мы всё ещё русские" здесь

Другие статьи, рассказы, эссе "Про жизнь" читайте здесь

Книги здесь или здесь

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *