Безработные в России

Статистика безработицы в 2018-2019 году

Показатель безработицы складывается из следующих значений:

  • Численность экономически активного населения (ЭАН). В число экономически неактивных граждан входят нетрудоспособные, пожилые или несовершеннолетние лица;
  • Далее высчитывается сам процент безработицы в России: те из ЭАН, кто не трудоустроен, и является безработным.

На примере это можно рассчитать следующим образом:

  • Допустим, нам нужно посчитать процент безработных от 1000 человек, проживающих в данном конкретном регионе. Из общей численности населения нужно вычесть экономически неактивных граждан — допустим, таких в регионе 280 человек;
  • Среди оставшихся 720 человек не работают 120 граждан. Высчитываем процент от общего числа, получается уровень безработицы в размере 16.67%.

Именно такой метод подсчета использует Федеральная Служба Государственной Статистики (ФСГС). Среди экономистов принято использовать статистические данные, полученные от ФСГС, т.к. они прозрачны и математически верны.

Динамика занятости в России, согласно отчетам ФСГС, показывает, что уровень безработицы в 2019 году сокращается по сравнению с предыдущими годами: в среднем по стране он уменьшился с 5,5% в 2017 году до 4,8%.

На данный момент из актуальных сводок доступна статистика только за второй квартал 2018-го года, но для полного понимания ситуации этих данных достаточно: согласно отчетам ФСГС, с июля 2018-го года никаких резких ухудшений ситуации в сфере безработицы не происходило.

Уровень безработицы в зависимости от возраста. Безработица в зависимости от образования.

Срезы по регионам

Разумеется, динамика занятости разнится в зависимости от географии, демографических показателей региона и т.д. Поэтому ответ на вопрос, сколько безработных в России, нужно всегда уточнять: имеются ли в виду общие федеральные значения или же с разбивкой на регионы.

По состоянию на 2019 год, традиционно невысокую безработицу показывают крупные города федерации, а также высоко урбанизированные регионы. Так, например, Центральный Федеральный Округ, включая Москву и Московскую область, показывает уровень безработицы на уровне 3,1% от общего числа работоспособных граждан (здесь и далее — данные на второй квартал 2018 года).

Северо-Западный Федеральный Округ, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область, отстает незначительно с показателем безработицы 4,4%. В Приволжском Федеральном Округе уровень нетрудоустроенности составляет 4,7%, в остальных федеральных субъектах показатели приближаются к общим федеральным значениям.

И, наоборот, более 60% всех безработных приходятся на деревни, села и мало урбанизированные регионы: так, например, «лидером» в этой области является Северо-Кавказский федеральный округ со средним значением 11%. Отдельные субъекты — например, Республика Ингушетия — установили новые рекорды: в указанной республике уровень нетрудоустроенности составил 26,2%, Республика Тыва догоняет с показателем 18,8%.

С полным перечнем статистических данных, учитывающих особенности регионов и их показатели занятости, вы можете ознакомиться в таблице ниже.

Численность рабочей силы,
тысяч человек
Занятые Безработные Безработица, %
Российская Федерация 76518,4 73001,5 3516,9 4,6
Центральный ФО 21464,7 20876,2 588,6 2,7
Белгородская область 827,6 795,4 32,1 3,9
Брянская область 629,6 607,6 22,0 3,5
Владимирская область 722,6 690,8 31,8 4,4
Воронежская область 1186,6 1149,9 36,7 3,1
Ивановская область 526,7 504,3 22,5 4,3
Калужская область 559,6 535,9 23,7 4,2
Костромская область 318,6 304,6 13,9 4,4
Курская область 574,1 552,1 22,0 3,8
Липецкая область 599,7 577,4 22,4 3,7
Московская область 4149,0 4042,7 106,3 2,6
Орловская область 363,1 345,7 17,4 4,8
Рязанская область 547,6 527,0 20,7 3,8
Смоленская область 514,7 490,1 24,6 4,8
Тамбовская область 500,5 481,1 19,4 3,9
Тверская область 687,3 660,2 27,1 3,9
Тульская область 797,6 767,4 30,3 3,8
Ярославская область 670,5 643,1 27,3 4,1
Москва 7289,4 7200,9 88,5 1,2
Северо-Западный ФО 7516,0 7232,2 283,8 3,8
Республика Карелия 310,4 284,7 25,7 8,3
Республика Коми 451,8 420,1 31,7 7,0
Архангельская область 571,7 535,1 36,5 6,4
Вологодская область 569,7 542,9 26,8 4,7
Калининградская область 521,5 497,9 23,6 4,5
Ленинградская область 965,4 927,6 37,8 3,9
Мурманская область 424,3 396,2 28,1 6,6
Новгородская область 311,4 298,6 12,8 4,1
Псковская область 327,8 311,8 16,0 4,9
Санкт-Петербург 3062,0 3017,3 44,8 1,5
Южный ФО 8262,0 7821,0 441,0 5,3
Республика Адыгея 200,9 183,7 17,2 8,6
Республика Калмыкия 137,5 125,3 12,2 8,8
Республика Крым 902,3 852,7 49,5 5,5
Краснодарский край 2841,7 2705,0 136,7 4,8
Астраханская область 512,3 474,3 38,0 7,4
Волгоградская область 1314,2 1241,9 72,3 5,5
Ростовская область 2134,6 2027,6 106,9 5,0
Севастополь 218,6 210,5 8,1 3,7
Северо-Кавказский ФО 4697,7 4233,0 464,7 9,9
Республика Дагестан 1377,0 1230,8 146,3 10,6
Республика Ингушетия 248,6 183,2 65,4 26,3
Кабардино-Балкарская Республика 460,3 415,8 44,5 9,7
Карачаево-Черкесская Республика 214,2 191,9 22,3 10,4
Республика Северная Осетия – Алания 367,3 336,5 30,8 8,4
Чеченская Республика 628,8 543,7 85,2 13,5
Ставропольский край 1401,4 1331,2 70,2 5,0
Приволжский ФО 15197,7 14560,9 636,8 4,2
Республика Башкортостан 1954,5 1860,2 94,3 4,8
Республика Марий Эл 337,9 326,6 11,3 3,4
Республика Мордовия 424,8 408,0 16,7 3,9
Республика Татарстан 2042,3 1978,2 64,2 3,1
Удмуртская Республика 778,7 745,7 33,0 4,2
Чувашская Республика 619,7 590,2 29,5 4,8
Пермский край 1274,2 1206,3 67,9 5,3
Кировская область 661,8 628,6 33,2 5,0
Нижегородская область 1758,1 1687,0 71,2 4,0
Оренбургская область 1040,0 998,0 42,0 4,0
Пензенская область 704,1 673,6 30,5 4,3
Самарская область 1748,0 1684,6 63,4 3,6
Саратовская область 1215,3 1157,2 58,1 4,8
Ульяновская область 638,2 616,7 21,4 3,4
Уральский ФО 6383,7 6092,7 291,0 4,6
Курганская область 384,1 357,2 26,9 7,0
Свердловская область 2167,4 2064,2 103,2 4,8
Тюменская область 1959,1 1902,1 57,0 2,9
Ямало-Ненецкий АО 315,4 309,4 5,9 1,9
Челябинская область 1873,1 1769,2 103,9 5,5
Сибирский ФО 9648,9 9016,1 632,8 6,6
Республика Алтай 94,3 83,7 10,6 11,2
Республика Бурятия 463,7 423,4 40,3 8,7
Республика Тыва 130,1 114,1 16,0 12,3
Республика Хакасия 256,2 242,2 14,1 5,5
Алтайский край 1161,0 1097,1 63,9 5,5
Забайкальский край 530,6 477,1 53,5 10,1
Красноярский край 1498,9 1421,6 77,3 5,2
Иркутская область 1170,3 1071,5 98,8 8,4
Кемеровская область 1321,9 1244,4 77,5 5,9
Новосибирская область 1448,1 1357,9 90,2 6,2
Омская область 1033,4 969,6 63,8 6,2
Томская область 540,4 513,5 27,0 5,0
Дальневосточный ФО 3347,8 3169,5 178,3 5,3
Якутия 509,4 475,2 34,1 6,7
Камчатский край 177,9 171,7 6,3 3,5
Приморский край 1046,9 987,1 59,8 5,7
Хабаровский край 717,7 686,2 31,5 4,4
Амурская область 415,2 394,1 21,0 5,1
Магаданская область 89,1 84,4 4,6 5,2
Сахалинская область 281,9 267,7 14,2 5,0
Еврейская АО 79,3 73,8 5,5 6,9
Чукотский АО 30,4 29,2 1,2 4,0

Динамика безработицы

На данный момент можно утверждать, что количество безработных в России стабильно уменьшается с 1999-го года. Всплески нетрудоустроенности наблюдались только в кризисные года: 2009 и 2015.

Причины безработицы в России связаны, как правило, с падением цен на нефть — основным экспортным товаром страны, составляющим большую часть федерального ВВП: если цены падают, уровень безработицы растет, но верно и обратное.

Поэтому мы могли наблюдать провальную статистику по трудоустроенности в период с 1991 по 1999 года, когда баррель нефти стоил 20-25 долларов (по сравнению с нынешними 60-65 долларами). Этим же объясняются и всплески нетрудоустроенности в 2008 и 2015 годах.

Согласно официальным источникам, уровень нетрудоустроенности падает благодаря невысоким требованиям к бизнесу — в частности, благодаря низким показателям МРОТ и юридической «гибкости» законодательства РФ. Так, например, многие руководители предприятий в России оформляют сотрудников на «минималку», т.е. оплачивая по трудовому договору только часть реального дохода, все остальное выплачивается в конверте.

Все, кроме работника, остаются в выигрыше: работодатель экономит на налоговых отчислениях, ФСГС получает данные о высокой трудоустроенности. Работник же получает низкую социальную защищенность из-за того, что получение зарплаты в конверте автоматически означает риск обмана со стороны работодателя. Не вполне законное трудоустройство приводит и к другим проблемам: формализации бюрократии, сокрытии от государства реальной статистики.

И отсюда можно сделать вывод о т.н. «скрытой безработице». Это те люди, которые официально числится как трудоустроенные, но на самом деле не получающие доход. Работодатель в таком случае пользуется юридическими лазейками и, например, отправляет работника в длительный неоплачиваемый отпуск. Как результат — человек фактически не работает, но в статистику о безработице не попадает.

Поэтому динамика занятости по стране в целом следующая:

  • Официальная безработица сокращается. С 2017-го года она упала на 0,7 пунктов до значения 4,8%. Обратите внимание: в эти цифры включены и проблемные регионы с традиционно низкой занятостью;
  • Вследствие кризиса растет теневой сектор, а за ним — скрытая безработица. В отличие от европейских стран, в Российской Федерации подсчет уровня занятости производится без учета скрытой безработицы, в результате уровень безработицы в стране является одним из самых низких в мире. Но эти данные не отображают реальной ситуации. А эти реалии, к сожалению, показывают неутешительное состояние рынка труда.

Прогноз, чего ждать в 2019 году

Можно ожидать продолжение тенденций, которые наблюдаются в современной России: безработица, как реальная, так и по официальным данным, вряд ли увеличится. В этом плане очень показательно мнение директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяной Малевой, занимающейся исследованием нынешнего рынка труда в стране (цитата из интервью изданию РИА Новости):

«Да, в России низкая безработица — одна из самых низких в мире. Но в экономической теории имеется четкая корреляция: при невысоком уровне жизни низкая безработица стоит населению низких зарплат. И наоборот: если зарплаты высокие, а уровень жизни в целом падает по стране, сильно увеличивается безработица — мы это видим на примере современной Испании. Другими словами, если уровень жизни падает, а занятость — нет, неизбежно падает уровень заработных плат».

Безработица в мире.

Исходя из официальных данных, зарегистрированная нетрудоустроенность не будет расти, по крайней мере быстро. Однако, с 2014-го года стабильно падает уровень жизни, это приводит к двум следствиям:

  • Хотя официальная статистика это не зарегистрирует, вырастет показатель скрытой безработицы и роль теневого сектора;
  • Наконец, еще значительнее уменьшатся зарплаты в реальном выражении (т.е. в пересчете на продуктовую корзину, которую можно приобрести в российских рублях).

Проблема безработицы в современной России



Проблема занятости и безработицы — одна из основных в развитии экономики во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, например, такие факторы как уровень жизни населения, уровень эмиграции, уровень преступности, наличие квалифицированной рабочей силы.

В каждой стране без исключения существует определенный уровень безработицы, но если он окажется слишком высоким, это может привести к отрицательным последствиям. Поэтому одной из основных задач каждого государства является минимизация уровня безработицы.

Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Она представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

192 миллиона 700 человек во всём мире официально считаются безработными по итогам прошлого года. Такую цифру озвучила международная организация труда. По сравнению с 2017 число безработных выросло на два с половиной миллиона человек. Согласно прогнозам, в следующем году ещё около миллиона человек окажется не у дел.

Мировая экономика переживает период такой серьёзной реструктуризации, связанной с появлением новых форм занятости, продолжающимся воздействием так и не заканчивающегося экономического кризиса, с отставанием по-прежнему темпов роста ведущих экономических стран мира.

Все эти вещи друг на друга накладываются и поэтому сейчас картина по-прежнему не совсем благоприятна. Хотя существует ряд светлых моментов, в частности связанных с тем, что стабилизируется и начинает снижаться молодежная безработица.

Безработица обладает такими отрицательными последствиями как:

1) Утрата и неполное использование экономических возможностей общества;

2) При длительной безработице работники теряют навыки к работе;

3) Снижает уровень жизни населения;

4) Ведет к политической неустойчивости общества;

5) Увеличивает психологическое напряжение населения.

Для того чтобы справляться с безработицей должна быть сформирована определенная программа по восстановлению экономики страны с точными действиями .

В России прогноз позитивный. Согласно документу международной организации труда, безработицы в стране всё меньше. К концу 2018 года число безработных должно уменьшиться на 100000, а в следующем году — ещё на 200000 человек. Эту тенденцию позволяет оценить график динамики уровня безработицы за 2018 год (рисунок 1) .

Рис. 1. Динамика уровня безработицы за 2018 г.

Количество безработных в России уменьшилось на 100 тысяч человек с начала этого года — это данные Росстата. Тем не менее проблема трудоустройства больше остальных продолжает волновать наших граждан. Вот как распределились цифры: 24 % респондентов уверены, что если будут уволены, то с легкостью найдут другое место работы, 34 % россиян не сомневаются, что они надут новое место работы, хоть и придётся приложить некоторые усилия, ещё 28 % — готовы к трудностям, а 12 % опрошенных сомневаются, что смогут устроиться на новую работу, сохранив должность или деньги.

Эксперты составили группу риска и в ней оказались, в первую очередь, сотрудники сферы услуг. Причём, это касается в равной степени так называемых «белых воротничков» и низкооплачиваемых работников.

По уровню занятости Россия входит в число мировых лидеров. Для примера: в Канаде безработица выше 7 %. Ещё больше в Польше, Швеции, Испании. В России же чуть больше 5 %.

К слову, числу вакансий, заявленных компаниями в службу занятости, составляет более полутора миллионов позиций.

Лидерами по снижению безработицы стали Татарстан, Карелия и Башкирия. А вот в Ленинградской области и Чеченской республике ситуация ухудшилась .

Александр Сафонов — проректор академии труда и социальных отношений утверждает, что ситуация с безработицей неоднородна в Российской Федерации. Если Москва отличается динамичным развитием рынка труда в силу особенностей нашей экономики, то высокий уровень безработицы, выше 10 %, во многих республиках Северного Кавказа. А в Ингушетии уровень безработицы достигает 30 %

Так, например, в Москве будет меняться система переобучения людей без работы. Ориентир будет, в первую очередь, на востребованность работодателями, а не как сейчас — на вакансии на бирже труда.

Согласно докладу всемирной организации труда, уровень безработицы в России снижается из года в год.

Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление и выступает в качестве постоянного спутника рыночной экономики. Ее невозможно устранить, в лучшем случае она может быть сведена к естественному уровню. Несмотря на существенное снижение числа безработных, ее уровень по-прежнему достаточно велик.

Таким образом, на сегодняшний день, безработица является неотъемлемой частью жизни государства, которая оказывает существенное влияние на социально-экономическую и политическую обстановку в стране. Она остается во внимании и у обычного населения, и у научной общественности.

Данное явление может отрицательно сказаться на общем экономическом положении страны и населения и повлиять на дальнейшее развитие.

Литература:

  1. Трудовые ресурсы: занятость и безработица // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/# (дата обращения: 2.12.2018).
  2. Уровень безработицы и дефицита достойного труда в 2018 году останется высоким, считает МОТ // Международная организация труда. URL: https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_616001/lang—ru/index.htm (дата обращения: 2.12.2018).
  3. Седов В. В. Макроэкономика: учебное пособие. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011. — 346 с.

Проблема безработицы в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Территория науки. — 2014. — № 1.

Давыдова Е.Ю., Безяева О.И.

ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: безработица, рынок труда, рабочая сила, занятость, квалификация.

Аннотация: в данной статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем Российской Федерации — проблема безработицы. Дается определение «безработицы» и ее классификация. Указываются негативные последствия, порождаемые безработицей. Приводятся основные направления и меры по борьбе с безработицей.

Keywords: unemployment, labor market, labor force, employment, qualifications.

Одну из основных проблем современной российской экономики представляет собой проблема безработицы, которая выступает в качестве сложного и противоречивого макроэкономического явления экономической жизни. В нашем государстве безработица официально начала существовать лишь в начале 1990 годов. В этот период времени число безработных увеличивалось очень быстро, и величина безработицы превышала социально допустимый уровень.

Сегодня, безработица является неотъемлемым компонентом жизни России, которая оказывает значительное воздействие на социально-экономическую и политическую обстановку в стране. Она остается во внимания и у обычного населения, и у научной общественности.

Безработица в экономической жизни представляет собой превышение предложения рабочей силы над спросом на труд. Человек (16-72 лет) считается безработным, если он:

1) не работает из-за ожидания выхода на новую работу;

2) временно лишен работы, то есть уволен;

Территория науки. — 2014. — № 1.

3) ищет работу .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рынке труда безработица существует в трех основных

видах.

1. Фрикционная безработица, связанная с определенными расходами времени для поиска работы. Определенный уровень безработицы, который связан с перемещением людей из одной области в другой, с одной организации на другую, постоянно имеется на рынке труда.

Ради того чтобы работники смогли найти рабочие места, удовлетворяющие их, а работодатели — рабочую силу с интересующей их квалификацией, требуется время. Данный период поиска работы формирует базу фрикционной безработицы.

2. Структурная безработица, связанная с научно-техническими преобразованиями и сдвигами в производстве, изменяющими спрос на рабочую силу.

Структурная безработица определена существованием несоответствия между количеством вакантных рабочих мест и численностью работников.

Процесс развития экономики непрерывно сопровождается следующими изменениями: появляются новые технологии, новые продукты, которые вытесняют старые. Совершаются изменения в структуре спроса на рынке труда, капиталов и товаров. В последствии происходят перемены в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы.

3. Сезонная безработица определена сезонными колебаниями в объеме производства отдельных отраслей: строительства, сельского хозяйства, промыслов, в которых совершаются значительные изменения спроса на рабочую силу в течение года.

Сезонные колебания спроса на рабочую силу обусловливаются особенностями ритма процесса производства. Вследствие этого масштабы сезонной безработицы в совокупном виде можно спрогнозировать и учесть при подписании договоров между работодателями и работниками.

4. Циклическая безработица обусловлена циклическими колебаниями объемов производства и занятости, которые связанны с экономическим спадом и дефицитом спроса. Циклическая безработица связана с сокращением реального ВНП и высвобождением рабочей силы, что приводит к увеличению числа безработных .

Безработица обладает рядом негативных последствий:

а) утрата и недоиспользование экономического потенциала общества, недовыпуск продукции;

Территория науки. — 2014. — № 1.

б) при долговременной безработице работники утрачивают квалификацию, навыки к работе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) снижает уровень жизни населения;

г) ведет к политической неустойчивости общества, недовольство властью, росту криминала и т.д.

д) увеличивает психологическую напряженность населения, вызывает неуверенность в завтрашнем дне, в последствии приводит к болезням, ранней смерти, самоубийствам и т.д.

Для того чтобы бороться с безработицей должна быть сформирована программа по возрождению экономики страны с четкими действиями .

По данным министерства труда и социальной защиты населения официальный уровень безработицы в Российской Федерации с 1 января по 31 декабря 2013 года снизился на 6,41% ( или на 287 тыс. человек) и составила 4 млн. 190 тыс. человек (рисунок 1.1) .

Рисунок 1.1 — Динамика уровня безработицы за 2013 г.

По оценкам экспертов, около 30% молодых специалистов в РФ в возрасте до 25 лет не имеют постоянного официального места работы. Более конкретных данных о числе безработных среди молодежи нет, так как молодые специалисты не регистрируются на бирже труда. Следовательно, сразу же, после окончания вуза около 70% молодых специалистов находят работу.

Существенные трудности при поиске работы претерпевают выпускники вузов со знаниями естественных наук.

Территория науки. — 2014. — № 1.

Для того чтобы молодые кадры имели возможность найти работу по специальности, необходимы три обстоятельства: экономический рост, его устойчивость и поддержка государства.

Крайне специфическими является роль и место государства в решении вопроса безработицы.

Если же вести речь о РФ, то поддержка государства экономике и особенно рынку труда крайне важна. В недалеком прошлом государство нашей страны находило решения практически всех вопросов трудоустройства населения, гарантировало ему полную занятость, кроме того в общественном хозяйстве труд был обязателен. Несомненно, в наши дни оставить население страны наедине с рынком труда было бы не только негуманно, но и экономически неэффективно.

Г осударственная помощь должна быть предоставлена:

— в разработке программ занятости,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в поддержке безработных в виде финансовой помощи

— в возможности подготовки кадров для приобретения новых профессиональных знаний, навыков и т.д.

На сегодняшний день речь об этом идет не потому, что этого не происходит, а потому что, масштабы этой деятельности не охватывают всю массу людей, нуждающихся в такой помощи.

Важнейшим направлением сокращения безработицы является развитие самозанятости населения. Самозанятость представляет собой специфическую форму экономической деятельности. Ее суть заключается в том, что гражданин находит источник доходов сам для себя, который обеспечивает ему достойный уровень жизни в ходе экономической деятельности, которая не должна противоречить законам страны. В Российской Федерации в соответствии с законом о занятости к самозанятым относятся: предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, члены производственных кооперативов и т. д.

Развитие самозанятости предполагает существование некой организационной структуры, которая оказывает людям определенную поддержку в развитии их бизнеса. В частности подобную помощь и обеспечивает служба занятости. Она имеет возможность предоставить денежную сумму безработным для организации производства, осуществить обучение граждан и т. п. В настоящее время наиболее популярной формой самозанятости можно считать торговлю.

Еще одним важным аспектом минимизации безработицы является организация подготовки и переподготовки кадров. Данная деятельность сегодня должна рассматриваться в первую очередь в

Территория науки. — 2014. — № 1.

качестве важнейшего компонента процесса создания человеческого капитала. Данная работа общества и государства неразделимо связана с созданием экономики знаний. В тоже время количественные и качественные свойства процесса подготовки и переподготовки работников должны учитывать потребности экономики в кадрах и создать условия для обеспечения не только текущих, но и перспективных потребностей при согласованности спроса и предложения рабочей силы.

Безусловно, обширное применение современных технологий обучения может полностью поменять обстановку на рынке труда с помощью повышения квалификации работников, освоения ими дополнительных специальностей и профессий.

Решение вопросов безработицы неделимо связано с государственной инвестиционной политикой. Успешный результат этой деятельности может быть обеспечен только при условии, что научно-техническая политика отчетливо распознает приоритетные направления и осуществляется их финансирование.

Безработица представляет собой сложное социальноэкономическое явление и выступает в качестве постоянного спутника рыночной экономики. Ее невозможно ликвидировать в лучшем случае она может быть сведена к естественному уровню. Несмотря на значительное сокращение количества безработных, ее уровень по-прежнему достаточно велик.

Следовательно, безработица обусловлена процессом социально-экономического развития государства и общества. Она является неотъемлемым элементом развития производства. В определенном смысле можно сказать, что безработицу, которая представляет собой макроэкономическое явление, определяющее темпы и уровень экономического развития страны, порождает производство.

Список использованных источников

1. Елисеев А. С. Экономика: учебник. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. — 528 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Журавлева Г. П. Экономическая теория: учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. — 920 с.

3. Седов В. В. Макроэкономика: учебное пособие. — Саратов: Издательский центр «Ай Пи Эр Медиа», 2011. — 346 с.

4. Федеральная служба государственной статистики: уровень безработицы . — Режим доступа: www.gks.ru

Пути решения проблем безработицы в России

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

4. разрешение трудовой эмиграции;

5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев — рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Политика занятости — органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

1. содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;

2. разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному двум предприятиям;

3. стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;

4. ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

5. становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;

6. целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ.

Безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, поэтому государство принимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Целью многих государственных программ является снижение естественного уровня безработицы путем уменьшения фрикционной безработицы. Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

— усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и в других городах и регионах);

— создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как:

— создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

— помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

— проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

— создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

1. экономическое стимулирование молодежной занятости;

2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают:

· организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров;

· расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий;

· осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах;

· создание рабочих мест для молодежи;

· субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите;

· инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда;

· стимулирование самостоятельной занятости населения;

· содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ

Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально. Уровень безработицы при полной занятости рабочей силы носит название естественного уровня безработицы (u*). Это значит, что все люди, которые хотят работать и активно ищут работу, рано или поздно ее находят. Реальный объем выпуска, соответствующий естественному уровню безработицы, называют естественным уровнем выпуска или потенциальным выпуском (Y*).

Так как полная занятость рабочей силы означает, что в экономике имеются только фрикционные и структурные безработные, то естественный уровень безработицы может быть рассчитан как сумма уровней фрикционной и структурной безработицы:

u*= uфрикц+uструкт. =%

Рис. 3 Экономический рост и экономический цикл

Современное название этого показателя — не ускоряющий инфляцию уровень безработицы (NAIRU).

На рис. 3 приведены графики экономического роста и экономического цикла. Каждая точка на тренде, изображающем экономический рост, соответствует величине потенциального ВВП или состоянию полной занятости ресурсов (точки В и С). Каждая точка на кривой, отображающей экономический цикл, соответствует величине фактического ВВП (точки А и D). Если фактический ВВП превышает потенциальный (точка А), фактический уровень безработицы ниже естественного уровня — это ситуация сверхзанятости. При переходе из точки В в точку А происходит рост уровня цен и темпа инфляции — ускорение инфляции, поскольку совокупный спрос превышает совокупное предложение. Если экономика находится на уровне потенциального выпуска (на тренде), что соответствует естественному уровню безработицы (уровню полной занятости), инфляция не ускоряется.

Величина естественного уровня безработицы с течением времени растет. Если в начале 1960-х гг. она составляла 4% рабочей силы, то в настоящее время 5-6%. Причина роста естественного уровня безработицы — увеличение продолжительности поиска работы, что может быть обусловлено:

  • — увеличением размеров пособий по безработице;
  • — увеличением времени выплаты пособий по безработице;
  • — ростом доли женщин в составе рабочей силы;
  • — увеличением доли молодежи на рынке труда.

Первые два фактора обеспечивают возможность поиска работы в течение более длительного периода времени. Третий и четвертый факторы, означающие изменение половозрастной структуры рабочей силы, увеличивают количество людей, впервые или вновь появившихся на рынке труда и ищущих работу и поэтому численность безработных усиливает конкуренцию на рынке труда и удлиняют срок поиска работы.

Естественный уровень безработицы — это уровень безработицы при нормальном устойчивом состоянии экономики, вокруг которого колеблется ее фактический уровень. Фактический уровень безработицы меньше ее естественного уровня в период бума (точка А на рис. 3) и превышает естественный уровень в период рецессии (точка D на рис. 3). Величина безработицы, равная разнице между фактическим (u) и естественным (u*) уровнем безработицы называется циклической безработицей, о которой говорилось ранее.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *