Безработица в России

Содержание

Уровень безработицы в 2013-2014 годах

Уровень безработицы в январе 2014 составил 5,61%, изменившись на 0,02% по сравнению с декабрем 2013 (5,57%), и -0,33% по сравнению с январем 2013 (5,85%). Количество экономически активного населения в январе 2014 составила 74 627 000. Изменение составило -471 000 (-0,63%) по сравнению с дек 2013 (75 098 000) и-581 000 (-0,77%) по сравнению с янв 2013 (75 208 000). Из общего числа экономически активного населения 70 447 000 были трудоустроены, и численность трудоустроенных людей изменилась на -461 000(-0,65%) по сравнению с дек 2013, когда было 70 908 000 занятых людей, и на-284 000 (-0,40%) по сравнению с январем 2013, когда 70 731 000 людей имело работу. В этот период, количество безработных в январе 2014 составило 4 180 000. При этом изменение составило -10 000 человек (-0,25%) по сравнению с декабрем 2013(4 190 000) и -297 000 (-6,67%) в сравнении с января2013 (4 477 000).

Ниже представлено графическое сопоставление данных по безработице за текущий и предыдущие года.

Таблица.1 Усредненные статистические данные о безработице в России по годам.

Таблица с усредненными данными по занятости населения и уровне безработицы в России по годам в виде таблиц и графиков до 2012 года: численность экономически активного населения, количество людей, имеющих работу, количество безработных и уровень безработицы.

Год Экономически Активные Занятые Безработные Уровень Безработицы, %
75 676 000 71 535 000 4 131 000 5,44
75 779 000 70 867 000 4 922 000 6,48
75 478 000 69 974 000 5 544 000 6,35
75 694 000 69 430 000 6 284 000 7,30
75 700 000 71 011 000 4 697 000 7,20
75 289 000 70 760 000 4 519 000 7,00
74 419 000 69 139 000 5 250 000 6,05
73 581 000 68 459 000 5 242 000 6,22
72 985 000 67 209 000 5 666 000 6,76
72 273 000 66 349 000 5 934 000 8,71
72 357 000 66 678 000 5 698 000 7,58
71 547 000 65 132 000 6 424 000 8,88
72 770 000 65 072 000 7 700 000 10,48

Анализ рынка труда в РФ 2014-2015 годах

Современный этап развития экономики России в 2014 – 2015 годах характеризуется обострением проблем на рынке труда, которые связаны с влиянием политических событий и экономических явлений.

Очевидно, что на общую ситуацию на рынке труда оказали воздействие следующие события:

1. События на Украине;

2. Санкции Запада;

3. Сохраняющаяся инфляция;

4. Присоединение Крыма;

Росстат: "Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2018 года"

Рост цен;

6. Низкий уровень жизни большинства населения;

7. Стагнация экономики;

8. Остающиеся стабильно высокими уровни безработицы населения и коррупции и взяточничества властей.

Вообще, говорить о том, что в последние годы ситуация на рынке труда была радужной или хотя бы просто стабильной, абсолютно неверно. И многие боятся того, что кризис 2008 года повторится. И тем не менее, нынешний кризис в 2014 – 2015 годах называют лишь временной стагнацией.

Нельзя сказать, что спрос на рабочую силу кардинально поменялся. Конечно,

количество предлагаемых вакансий уменьшилось, но снижение – не резкое.

Несмотря на это, радоваться нечему, потому что если экономика России так и останется в состоянии стагнации, без сдвигов в положительную сторону, то серьезного снижения количества вакантных мест и массового увольнения нужно ждать уже в этом году. Уже сейчас почти три четверти работодателей ощущают проявление кризиса. Были затронуты в большей степени следующие сферы деятельности:

1. Сектор банковского обслуживания и инвестиционный;

2. Туризм;

3. Бизнес, связанный с предоставлением гостиничных услуг;

4. Страхование;

5. Строительство;

6. Индустрия моды;

7. Производство и машиностроение;

8. Транспорт и логистика.

Многим компаниям пришлось сокращать свой штаб сотрудников, и в основном пострадали менеджеры среднего звена и линейные сотрудники. Также было проведено сокращение уровня зарплат.

На современном этапе развития рынка труда наиболее востребованными являются высококвалифицированные мастера, работающие руками, а именно:

1. Электрики, сварщики и другие тому подобные профессии;

2. Инженеры разной направленности;

3. Программисты

2.3 Государственная политика в области занятости населения

4. Врачи и младший медицинский персонал, которые востребованы не только в своей профессии, но и в смежных сферах

Таблица.2. Экономическая активность населения (без корректировки сезонных колебаний)

  2015 год Февраль 2014 года Февраль 2015 (+, -) к
февраль январь
Тыс. чел % Тыс. чел % Тыс. чел % Февралю 2014года Январю 2015года
Тыс. чел % Тыс. чел %
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) 68.4 68.5 68.7 -562 -0.2 -98 -0.1
Занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет 64.6 64.9 64.9 -622 -0.3 -341 -0.3
Безработные к численности экономически активного населения 5.9 5.6 5.7 0.1 0.3
                       

На основании данных таблицы 1 и, учитывая сложившуюся обстановку в стране, можно сделать следующие выводы:

1. В феврале 2015 года по сравнению с январем 2015 года число занятого населения уменьшилось на 342 тысячи человек;

2. Число безработных в феврале 2015 года по сравнению с январем 2015 года

увеличилось на 243 тысячи человек;

3. Число занятого населения в феврале 2015 года по сравнению с февралем 2014 года уменьшилось на 621 тысячу человек (в данном случае не были учтены Республика Крым и город Севастополь)

Также в России в 2015 году довольно быстро развивается IT-рынок вакансий.

Предложение на данном рынке постоянно растет. И можно с уверенностью утверждать, что данная тенденция будет сохраняться и в будущем, поскольку все большее число населения осваивает виртуальное пространство, и туда нужно переносить привычные атрибуты жизни. В последние годы обозначилась устойчивая тенденция роста выпускников –специалистов учреждений профессионального образования всех уровней подготовки. Однако свои профессиональные возможности по выбранной специальности реализуют менее половины молодых специалистов. И таким образом, безработица стремительно «молодеет». В 2014 году около 45, 0 % безработных – это лица в возрасте до 35 лет. Важнейшим органом по защите интересов рабочей силы и вопросам регулирования рынка труда является Международная организация труда (МОТ). Она разрабатывает международные трудовые нормы в форме конвенций и рекомендаций, устанавливая минимальные стандарты в области основополагающих трудовых прав. На современном этапе основные цели и задачи МОТ направлены на раскрытие сущности глобализации, на анализ проблем постиндустриального общества. Результатом трансформационных процессов являются структурные изменения на рынке труда, происходит обострение противоречия между трудом и капиталом, которое выражается в постоянном уменьшении доли заработной платы в ВВП.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:

во-первых, удовлетворять потребности рабочей силы функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — свидетельство эффективного задействования рабочей силы;

во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Политика российского государства в области занятости проводиться по следующим производным составляющим:

1. обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

2. соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;

3. обеспечение социальной защиты в области занятости;

4. поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

5. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

6. координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;

7. поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

8. обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;

9. международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества.

Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи:

1. разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;

2. разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;

3. помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;

4. защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;

5. организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;

6. разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

И т.д.

Деятельность МОТ ведется как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др.

Результатом работы МОТ являются конвенции и рекомендации, которые применяют правительства многих стран, заботящихся о собственном авторитете. Конвенция МОТ — это международный договор, который должен быть ратифицирован и соблюдаться государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой ориентир для отдельного государства в выработке политики, разработке национального законодательства и практических мер в социально-трудовой сфере.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

П.А. Чукреев, Е.В. Корытова
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. – 212 с.

АННОТАЦИЯ

В пособии раскрыты теоретические основы формирования и функционирования рынка труда. Даны определения понятий занятости, безработицы, её социальные последствия, региональные особенности и методы регулирования. Рассмотрены социальные технологии регулирования занятости, особенности адаптации на рынке труда различных типов незанятого населения, основные направления деятельности органов службы занятости, технологии оказания государственных услуг гражданам по поиску подходящей работы.

Методы учета и статистики уровня безработицы в России

Предназначено студентам, аспирантам, преподавателям и специалистам организаций управления социальной сферы.

Учебное пособие является электронной версией книги:
Чукреев П.А., Корытова Е.В. Занятость населения и её регулирование: Учеб. пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. – 212 с.

Введение

1. Рынок труда как важнейший элемент социальной системы. Субъекты рыночных отношений, условия и факторы их развития
1.1. Характер и содержание социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики
1.2. Определение основных понятий
1.3. Условия функционирования рынка труда, его субъекты и компоненты
1.4. Виды рынка труда

2. Занятость: сущность и формы
2.1. Понятие и виды занятости
2.2. Структура занятости
2.3. Особенности перехода к рыночной экономике:
сравнительный анализ занятости в советский и постсоветский периоды

3. Причины и формы безработицы
3.1. Теоретико-методологические основы исследования безработицы
3.2. Формы и виды безработицы
3.3. Особенности безработицы в России
3.4. Социально-экономические последствия безработицы

4. Особенности регионального рынка труда в Республике Бурятия
4.1. Регион: определение понятия
4.2. Особенности рынка труда в Республике Бурятия и их влияние на устойчивое развитие региона

5. Социальные технологии регулирования занятости населения
5.1. Основы технологизации регулирования рынка труда и занятости населения
5.2. Социальные технологии регулирования рынка труда и занятости на макроуровне
5.3. Социальные технологии оперативного регулирования занятости
5.4. Система содействия занятости населения

6. Адаптация индивидов на рынке труда
6.1. Особенности восприятия собственной позиции незанятыми: психологический аспект адаптации
6.2. Социальные типы незанятых
6.3. Особенности адаптации к ситуации незанятых различных социальных типов

7. Органы содействия занятости населения. Мероприятия и технологии содействия занятости
7.1. Полномочия и структура органов государственной власти в области содействия занятости населения
7.2. Республиканское агентство занятости населения: положение и полномочия
7.3. Технологии работы государственной службы занятости по оказанию государственных услуг

Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Электронная версия книги: .

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Уровень безработицы

Министерство образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

Контрольная работа

по дисциплине

«Управление трудовыми ресурсами»

на тему:

«Занятость населения и безработица в России»

Выполнила: Григорьева М.Д.

Группа УП, шифр 4УКЦ/2008

Проверила: Антонова И.В.

Тюмень, 2011

Глава 1: Понятие и особенности занятости населения и безработицы……….3

1.1 Понятие и особенности занятости населения………………………………3

1.2 Сущность и виды безработицы………………………………………………6

1.3 Причины возникновения безработицы…………………………………….13

1.4 Методы регулирования занятости…………………………………………14

Глава 2: Безработица в современной России………………………………….16

2.1 Состояние рынка труда в современной России……………………………16

Список литературы………………………………………………………………22

Приложения………………………………………………………………………23

Глава 1: Понятие и особенности занятости населения и безработицы

1.1 Понятие и особенности занятости населения

С проблемами труда, трудовых отношений всегда соседствовала не менее важная проблема занятости населения.

Занятость — важнейшая часть экономического элемента хозяйствования, сложная по содержанию и структуре экономическая категория. Занятость — это деятельность трудоспособного населения, связанная с удовлетворением его личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая ему заработок.

Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно-полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствование отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.

Занятымисчитаются:

  1. работающие по найму;

  2. временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства;

  3. самостоятельно обеспечивающие себя работой;

  4. назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

  5. проходящие службу в вооруженных силах;

6. трудоспособные граждане, обучающиеся в школах и других учебных заведениях, в том числе обучающиеся по направлению службы занятости.

Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов занятости. Так, различают полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Полная занятость – это обеспеченность профессиональным трудом, который приносит доход личности и достойное существование ему и его семье.

Соответственно уровень полной занятости определяется уравнением:

Полная занятость – цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда имеется соответствующий уровень развития производительных сил и спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением.

Основной смысл продуктивной занятости сводится к следующему. Общественно приемлемой может считаться не любая работа, а только отвечающая двум важнейшим требованиям. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней – содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы – политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным, максимально продуктивным для общества.

Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью.

Приведенные выше виды занятости отражают состояние количественной и качественной балансировки между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества.

Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, развитие личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Таким образом, эффективную занятость можно охарактеризовать с экономической точки зрения – как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и с социальной – как наиболее полное соответствие интересам человека труда.

Достижение эффективной занятости предполагает реформирование занятости. По существу речь идет о формировании нового типа занятости, который может стать и экономической, и социальной основой экономики.

Соединение полной и эффективной занятости предполагает свободу работников и работодателей, отмену жесткой государственной регламентации в сфере трудовых отношений, гибкость труда по формам занятости, организации трудового процесса, устранение устаревших запретов в трудовой деятельности. С другой стороны рыночные отношения в сфере труда предполагают право работодателям самим решать вопрос о количестве и качестве используемой рабочей силы и увольнять лишних с точки зрения производства работников.

Следует различать формы и виды занятости.

Формы занятости — организационно-правовые способы, условия трудоиспользования (полный или неполный рабочий день, жесткий или гибкий режим труда и отдыха, работа основная или дополнительная, постоянная или временная, на предприятии или на дому и т.д.).

Виды занятости — это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства: в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и т.д.

Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:

1. Профессионально — квалификационный признак:

стаж работы;

уровень образования;

степень автоматизации труда.

2. Характер деятельности:

личное подсобное хозяйство;

индивидуальная трудовая деятельность;

работа на заводах и фабриках и общественных организациях;

служба в армии;

работа за границей.

3. Тип класса и социальный слой:

предприниматели;

рабочие;

управленческий персонал;

инженерно-технические работники и служащие.

4. Вид собственности.

5. Территориальный признак.

6. Уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села).

7. Половозрастной признак.

8. Форма организации труда.

Каждый из выше перечисленных признаков видов занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости.

1.2 Сущность и виды безработицы

В экономической и социальной литературе для определения понятия “безработица” используются различные термины:

Безработица – ситуация, при которой часть экономически активного населения оказывается не в состоянии найти рабочее место, которому оно соответствует по своим квалифицированным характеристикам.

К безработным, согласно стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые отвечали бы следующим категориям:

  • не имели работы (доходного занятия);

  • занимались бы поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к работодателю или предпринимали шаги к организации собственного дела;

  • были бы готовы приступить к работе.

Различают несколько видов безработицы:

1. По времени: (продолжительности): кратковременную (до 6 месяцев); длительную (хроническую) (от 6 до 18 месяцев); застойную (свыше 18 месяцев), сопряженную с разрушением навыков к труду, а нередко — с распадом социально-психологических основ личности.

2. По причинам:

Фрикционная безработица порождается постоянным перемещением

населения из одного региона (города, поселка) в другой, сменой профессии, этапов жизни. Безработица, возникающая по этим мотивам, рассматривается как добровольная, поскольку люди по собственному желанию меняют место жительства, работу, профессию.

Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд работников, производящих эти товары. Внедрение персональных компьютеров, например, сократило спрос на пишущие машинки, что в свою очередь снизило спрос на труд на предприятиях по производству пишущих машинок.

Одновременно увеличился спрос на труд в электронной промышленности. Далее, поскольку различные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в другой. Экономисты называют такие изменения в структуре спроса на труд по отраслям и регионам структурными сдвигами. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, фрикционная безработица носит устойчивый характер.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

Страницы: следующая →

123Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Оценка эффективности программно-целевого метода службы занятостинаселения

    Курсовая работа >> Экономика

    … рынка труда, содействие занятостинаселения и социальная защита от безработицынаселения Челябинской области. Еще … — 20066 — N10.-С.19-20; Дадашев А. Занятостьнаселения и безработица в России:проблемы регулирования // Вопросы экономики — 2006 …

  2. Безработица (13)

    Курсовая работа >> Экономика

    … хозяйств по проблемам занятостинаселения. 2. Безработица в России 2.1 Сущность безработицы Чтобы разобраться в сущности безработицы, рассмотрим сначала понятие …

  3. Безработица в России (7)

    Доклад >> Экономическая теория

    России на основании проводимого обследования до­машних хозяйств по проблемам занятостинаселения. продолжительность безработицы … уверенности человека во всеобщей занятостинаселения, в обязательном трудоустройстве. Безработица снижает доходы семей, …

  4. Безработица в России: оценка состояния и структуры, цели и направления регулирования

    Курсовая работа >> Экономика

    Анализ проблем занятости и безработицы РФ

    политика занятости в России Одной из главных функций исполнительной власти является регулирование занятостинаселения, снижение безработицы

  5. Безработица в мире и России

    Реферат >> Экономическая теория

    … «Экономическая теория» Экономист, М.,2003. 3. Дадашев А. Занятостьнаселения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-1996 …

Хочу больше похожих работ…

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

Экономико-математический факультет

Кафедра экономической теории и анализа

Эссе

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Существует ли скрытая безработица в России?»

Выполнил:

студент 1 курса

экономико-математического

факультета

дневного отделения

группы Э-14

№ зачетной книжки

09697

Кандеева С. М.

Проверил:

асс. Рафиков Р.И

Нефтекамск 2010

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Полная занятость — цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссии.

Скрытая безработица — форма безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день. Скрытая безработица чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени.

В Российской Федерации наблюдается высокий уровень скрытой безработицы, которая возникла в следствие к тому, что в стране действует слишком жесткое трудовое законодательство по отношению к работодателям. Стоит напомнить, что по трудовому кодексу, который действовал в 2009 году, при увольнении сотрудника работодатель обязан выплатить ему заработную плату за два месяца. Таким образом работодатели пытаются любыми способами вынудить сотрудника уйти по собственному желанию, для того чтобы не попасть под вышеупомянутую статью трудового кодекса Российской Федерации. Главным способом воздействия на сокращаемых сотрудников стал вывод их в бессрочные вынужденные отпуска и перевод на неполную рабочую неделю. Это позволяет снизить среднегодовую заработную плату сотрудника и в дальнейшем с меньшими издержками сократить штат. По данным на июнь 2009 года количество сотрудников, работающих неполное рабочее время, по официальным данным находилось в районе 9%. Но эта цифра на самом деле намного больше. Другим методом, позволяющим сократить издержки, является метод «серой» заработной платы. Но ввиду его противозаконности, работодатели чаще пользуются методами, которые повышают уровень скрытой безработицей.

Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства.

Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Дальнего Востока. Дороговизна выезда из региона для работника и сложность привлечения новой рабочей силы для работодателя определяет то, что последние склонны содержать часть фактически не работающего персонала просто “на всякий случай”. Среди жителей Северо-Востока и Дальнего Востока заметно больше людей активных, подвижных и склонных к жизненному риску и даже авантюризму. Такие люди склонны сами искать работу, не доверяя этого какой-либо “конторе”, в т.ч. службе занятости. Кроме этого более рисковый склад характера здешних жителей ведет к их большей занятости во вновь нарождающихся (и поэтому еще не регистрируемых) сферах занятости, а также в криминальной сфере.

Минимальная скрытая безработица свойственна промышленно развитым районам Сибири и Урала. Во-первых, в этом проявляются последствия более низкой занятости в сельском хозяйстве, которому скрытая безработица свойственна в наибольшей степени. Во-вторых, здесь более выражен миграционный отток избытка рабочей силы.

На Европейской части страны имеются две крупных зоны скрытой безработицы — степные регионы низовий Волги и Дона, и северо-западный экономический район, включая Калининградскую область.

О масштабах реальной "скрытой безработицы" можно судить хотя бы по тому, что объем промышленного производства в России, а пропорциональное количество рабочих и инженерно-технических работников не оказываются выброшенными за ворота — их искусственно удерживают, выплачивая мизерные суммы, а люди боятся увольняться, поскольку понимают, что новую работу могут и не найти вовсе.

Маскирует ситуацию и большой объем рабского труда на российском рынке — в первую очередь на улицу были выброшены гастарбайтеры, которых как бы вообще "не существует" в нашей статистике трудовых ресурсов. Не имеют они и права пополнить ряды российских безработных.

Социальный прессинг будет усилен тем, что девальвация вскоре съест все возможные прибавки к пособиям, а вот рост цен, причем даже на повседневные товары, будет значительным — в российских городах потребляется до 80% импортных продуктов питания, а уже сегодня поставки по импорту на весну планируются в крайне урезанном виде, особенно в регионы, где планируется резкий рост безработицы.

При этом премьер Путин резко увеличил пошлины на импорт мяса — в отсутствие собственных достаточных источников поступления мяса и мясопродуктов, видимо, существенный процент населения (процентов 30-40, а то и больше) запросто может выпасть из "пищевой цепочки". Навряд ли это будет прямой голод, но систематическое недоедание, не говоря о недостатке животного белка и витаминов, доброй половине "дорогих россиян" обеспечены. Во всяком случае весенний авитаминоз снова станет массовым явлением. По аналогии со "скрытой безработицей" это можно назвать "скрытым голодом".

К лету 2010 года скрытая безработица в РФ может вырасти до 14 млн. человек.

Скрытая безработица в России приобрела массовый характер, достигнув отметки в 7 млн. человек, а к середине 2010 года и вовсе может вырасти вдвое.

Такое мнение высказал заведующий кафедрой труда и социальной политики Российской академии государственной службы Николай Волгин.

При этом он отметил, что к категории скрытых безработных он относит не только находящихся в частично оплачиваемых отпусках, но и специалистов высокой квалификации, вынужденных заниматься неквалифицированным трудом.

"Скрытая безработица очень привлекательна для работодателей, многие из которых убеждены, что будут чувствовать себя абсолютно спокойно, если не уволят одного работника, а отправят двух в отпуск с частичным содержанием. Экономический эффект тот же, а претензий со стороны региональных властей — никаких", — обозначил проблему Волгин.

Похожие страницы:

  1. Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России (2)

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    … такое безработица и можно ли ее избежать? Безработица представляет собой … потребностей производства. Фрикционная безработица Фрикционная безработицасуществует во всех странах с … развитых стран, сохранение скрытойбезработицы в России связано не с активной …

  2. Особенности безработицы в России (2)

    Реферат >> Экономика

    … условиях глубокого спада производства. Скрытаябезработицасуществует в виде неполной занятости … хозяйства к рыночной экономике. Скрытаябезработица в России является своеобразным амортизатором, … продаж, как «чуть ли ни антиобщественных элементах, …

  3. Безработица, ее причины, формы и последствия

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    … или безработицу. Согласно этой концепции безработицасуществует в текущей, застойной и скрытой (аграрной … развитых стран, сохранение скрытойбезработицы в России связано не с активной … по безработице, предлагаемый рядом авторов, вряд ли приемлем, …

  4. Скрытаябезработица. Методы оценки и методы преодоления безработицы

    Реферат >> Экономика

    … – Безработица в рамках классического случая Будут ли рабочие … продукта. Структурная безработица по существу является углублением … существования скрытойбезработицы в скрытых масштабах. К скрытойбезработице относятся … труда Беларуси и России. // Общество и …

  5. Безработица в России (5)

    Реферат >> Экономика

    … средств экономики.

    Метод учета уровня безработицы в России в 2018 году

    скрытаябезработица. Временная безработица принимает иногда скрытые формы: это … миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитой … безработицы в России в марте 2004 года // http://www.rostrud.ru Дэниелс Джон Д., Радеба Ли

Хочу больше похожих работ…

Причины безработицы и ее последствия

Причины появления безработицы разнообразны. Самыми распространёнными являются:

  • структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

  • экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

  • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

  • сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

Специфика безработицы в России и ее причины обусловлены факторами, формирующими рыночные отношения в сфере занятости.

Основным фактором, способствующим возникновению и росту безработицы в стране, явилось высвобождение рабочей силы на фоне общероссийского спада производства, обусловленного кризисом социально-экономической и политической системы общества, что привело к распаду хозяйственных связей, закрытию предприятий, значительным сокращениям централизованных инвестиций. Анализ процессов высвобождения в переходный период показал, что падение объемов производства и рост уровня безработицы взаимосвязаны крайне слабо. Специфика российской безработицы определяется также тем, что в отличие от стран с развитой рыночной экономикой с их перепроизводством товаров и ограниченностью рынка в России нет непреодолимых препятствий к созданию новых рабочих мест для безработных, так как емкость российского рынка для производства товаров и услуг далека от исчерпания.

Кроме того, соотношение спроса и предложения товаров и услуг, а также их объемы в развитых странах полностью удовлетворяют платежеспособный спрос населения, а также весьма близки к рациональным нормам потребления на душу населения. К тому же уровень оплаты труда в этих странах определяется стоимостью рабочей силы, что полностью обеспечивает покупательную способность населения. Как известно, в России уровень оплаты труда (цена рабочей силы) в несколько раз ниже ее стоимости, что не обеспечивает покупательной способности населения.

Общая характеристика уровня безработицы в России

В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел.

ВЦИОМ: Уровень безработицы в России в два раза превышает данные Росстата

имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.

Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения.

По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.

При этом нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

В конце апреля 2009 года Росстат опубликовал данные по общему числу безработных россиян в первом квартале 2009 года, которое высчитывается по методологии Международной организации труда (МОТ). Число безработных в России в первом квартале 2009 года составило 7,1 миллиона человек, что на треть больше, чем в январе-марте 2008 года.

Озвученная Росстатом цифра выглядит пугающе. В январе в РФ общая безработица в стране составляла 6,1 миллиона человек, а в феврале — 6,4 миллиона человек. Если исходить из общего квартального показателя в 7,1 миллиона человек, то можно предположить, что в марте эта цифра выросла до 8,8 миллиона человек. Однако здесь как раз тот случай, когда дьявол скрывается в деталях.

Все дело в методике подсчета безработных, которую применяет Росстат. Месячные данные по вопросам безработицы статистики добывают расчетным путем, основываясь на замерах, которые проводятся раз в квартал. Эти данные впоследствии уточняют, получив результаты нового квартального обследования. Таким образом, ежемесячные цифры Росстата по общему числу безработных можно лишь с большой натяжкой считать точными.

Видимо, поэтому в марте Росстат неожиданно решил отказаться от ежемесячной публикации данных по общей безработице. Теперь цифры, которые расходятся с официальными прогнозами правительства, будут публиковаться ежеквартально.

Впрочем, регистрируемая безработица не всегда является отражением спада в экономике. К примеру, предыдущий пик регистрируемой безработицы в 2,25 миллиона человек был зафиксирован в феврале 2005 года, когда рецессией в мировой экономике даже и не пахло.

Поэтому сейчас важно даже не то, насколько успешно правительство сдерживает рост безработицы, а то, насколько оно стимулирует восстановление занятости в экономике. Особенных успехов в этом пока заметно не было. До настоящего момента все предлагаемые государством меры по большей части направлены на создание рабочих мест для низкоквалифицированного персонала, либо "удержание" рабочих мест на предприятиях административными мерами. Все это чревато снижением конкурентоспобности реального сектора российской экономики, а также, что самое плохое, более долгим выходом из рецессии и консервацией неэффективного рынка труда.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в апреле 2010г. составила 75,0 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 68,9 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,1 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с мартом 2010г. численность занятого населения увеличилась на 623 тыс. человек, или на 0,9%, численность безработных сократилась на 278 тыс. человек, или на 4,3%.

Рис. 1

Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в апреле 2010г. составил 8,2% и был на 0,3 процентного пункта ниже, чем в мае 2009, и на 0,2 процентного пункта ниже, чем в феврале 2010 года.

Численность безработных и уровень безработицы в апреле 2010 года, были в среднем на треть ниже, чем в мае 1999 года.

Рис.2

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в апреле 2010г. составил 61,8%.

Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в апреле 2010г. составил 61,8% против 63,3% в августе 2009г. и 60,8% в январе 2010г.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце апреля 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2152 тыс. человек.

Рис.3

Одна из причин таких отклонений — это методологические различия в части охвата категорий населения.

Безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

В апреле 2010г. в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, 11% (0,6 млн.человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42,2% составляли лица проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 57,8% — пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.

Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в апреле 2010г. составила 45,6%, доля городских жителей среди безработных — 65,1%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В апреле 2010г. это превышение составляло 1,6 раза.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в апреле 2010г. составил 35,5 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет — 4,9%, 20-24 года — 20,4%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (29,4%) и 20-24 года (16,0%). По сравнению с мартом 2010г. уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-19 лет снизился на 7,6 процентного пункта.

Рис.4

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в апреле 2010г. составил 17,5% (в марте 2010г. — 19,8%), в том числе среди городского населения — 16,3%, среди сельского населения — 20,3%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,5 раза, в том числе среди городского населения — 2,8 раза, сельского населения — 2,0 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 28,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,1% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в апреле 2010г. составила, соответственно, 32,6% и 27,3%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 22,1% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В апреле 2010г. их численность составила 1,4 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (по 17% — за счет молодежи до 20 лет и 25-29 лет, 51% — от 20 до 24 лет).

В апреле 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 28,0%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию — 23,6%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе.

Рис.5

.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

123Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Безработица в РФ (3)

    Реферат >> Экономическая теория

    … населения, однако безработица существует. Значит, причиныбезработицы — в другом. Принципиально иное объяснение причинбезработицы дал К. Маркс … вакансии. Размер минимального пособия по безработице в РФ в 2007 году составляет – 720 рублей …

  2. Безработица в РФ (2)

    Курсовая работа >> Экономика

    … 1. Теоретические основы статистического изучения безработицы в России 1.1 Понятие и виды безработицы 1.2 Причиныбезработицы и ее последствия 2. Статистический … поддержки безработным. При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции …

  3. Безработица в РФ (4)

    Реферат >> Экономическая теория

    … населения, однако безработица существует. Значит, причиныбезработицы — в другом. Принципиально иное объяснение причинбезработицы дал К. Маркс … расчетам Института труда Министерства труда РФ, более 6 млн. чел. Это примерно …

  4. Безработица в РФ (1)

    Курсовая работа >> Экономика

    … Промышленности Курсовая работа по теме: “Безработица в РФ”. Проверил: Наумова Т.В. Выполнила: Малянова Е Кемерово … , занятость сокращается, а безработица растёт. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом …

  5. Особенности безработицы в РФ

    Курсовая работа >> Экономика

    … в нужном государству направлении. Тема "Особенности безработицы в РФ" является актуальной на сегодняшний день … населения, однако безработица существует. Значит, причиныбезработицы — в другом. Принципиально иное объяснение причинбезработицы дал К. Маркс …

Хочу больше похожих работ…

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *