Архитектор адмиралтейства в Петербурге

Адмиралтейство Санкт-Петербурга

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – один из известных и красивейших памятников Северной столицы.

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.

Верфь была построена буквой «П», главный фасад имел длину 425 метров, боковые стены – 213 м. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вокруг периметра с 2-х сторон вырыты 2 канала. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. Так появляется Адмиралтейский луг. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года.

Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года.

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого – золотая кубышка с образцами монет, отчеканенных В Петербурге. Сейчас Кораблик, Медный всадник и разведенный Дворцовый мост на фоне Петропавловской крепости являются символами Санкт-Петербурга.

Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

У подножия башни по сторонам арки на гранитных постаментах стоят морские нимфы, несущие земную и небесную сферы. На фронтонах боковых портиков изображена греческая богиня правосудия Фемида, награждающая воинов и ремесленников. Над аркой центральной башни — две парящие Славы со склоненными знаменами. Над ними — барельеф «Заведение флота в России», на углах первого яруса, на парапете башни, — фигуры древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и другие. Наверху центральной башни — позолоченный купол с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра. Реконструкция также проводилась в 1928, 1977, 1997-1998 гг.

Здание Адмиралтейства занимали военно-морские и учебные учреждения, Морское министерство, Военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военно-морской инженерный институт им.Ф.Э.Дзержинского

Во время Отечественной войны шпиль или купола были зачехлены, но здание Адмиралтейства все равно пострадало от обстрелов и бомб. Ленинградцы восстановили комплекс.

С Адмиралтейства, являющегося памятником раннего классицизма, началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России.

Адмиралтейство – это комплекс зданий первой Санкт-Петербургской верфи, располагающийся на живописной набережной Невы. Перестроенное трижды за время своего более чем трехсотлетнего существования, Адмиралтейство с его шпилем и корабликом стало настоящим символом морской столицы России.

История Адмиралтейства

Идея основания новой верфи возникла у Петра I после неудачных попыток вывести только что построенные корабли с верфей, располагавшихся на Ладожском озере: суда попадали в знаменитые ладожские штормы и не могли дойти до устья Невы.

После осмотра территорий было принято решение устроить новый кораблестроительный завод на берегу Невы, аккурат напротив Петропавловской крепости. Место было выбрано очень удобное: ширина русла реки позволяла легко спускать корабли на воду, недалеко располагался выход к Балтийскому морю, верфь находилась под защитой молодой крепости, а материалы для строительства можно было доставлять как по суше, так и по воде.

Автором первой постройки Адмиралтейства стал сам Петр I: в центральном военно-морском архиве хранится его чертеж. Государь собственноручно принимал участие и в строительных работах на верфи.

Здание было основано 5(16) ноября 1704 года, и уже спустя всего полтора года, в мае 1706 на воду был спущен первый построенные на Адмиралтействе корабль.

Адмиралтейство стало первым зданием, построенным на левом берегу Невы. Оно дало название всему большому острову, на котором располагается.

Первоначально Адмиралтейство представляло собой П-образное одноэтажное здание-мазанку, обращенное внутренней частью к Неве.

В первые годы существования Адмиралтейства шла Северная война. Поэтому верфь была укреплена дополнительными фортификационными сооружениями – пятью бастионами с пушками, земляным валом и рвами.

Густой лес вокруг Адмиралтейства был вырублен, чтобы была возможность лучше просматривать территорию. Позднее свободное пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и народных гуляний. Спустя много лет на месте этого Адмиралтейского луга появились Дворцовая, Сенатская, Исаакиевские площади и Александровский сад, прилегающий ныне к главному юго-восточному фасаду Адмиралтейства.

После постройки в здании расположились мастерские, склады, различные служебные помещения. Материалы для строительства поставлялись по специально прорытому Адмиралтейскому каналу с территории острова Новая Голландия. Во дворе верфи также был прорыт засыпанный впоследствии канал, здесь же находились устройства для сооружения и спуска кораблей.

Петр I, известный коллекционер и исследователь, повелел в 1709 году устроить в Адмиралтействе специальное место для хранения строительных чертежей, макетов и образцов военно-морской техники. Сюда при постройке каждой новой модели корабля доставлялись проект и миниатюрная копия судна. Коллекция этой модель-камеры стала базой для экспозиции будущего Морского музея, открытого в Адмиралтействе в 1805 году. Музей просуществовал в Адмиралтействе до 1939 года, а затем его коллекции были переданы в Центральный военно-морской музей.

Памятная табличка последнему морскому министру Российской империи адмиралу Ивану Константиновичу Григоровичу

С 1718 года в здании верфи располагалась Адмиралтейств-коллегия, которая в 1827 году была преобразована в Адмиралтейств-совет.

Построенное в целом наспех первое здание Адмиралтейства довольно быстро обветшало, и уже через несколько лет потребовалась его перестройка.

В 1719 году на башне над воротами верфи появился металлический шпиль и знаменитый кораблик-флюгер.

Он был создан голландским мастером Болесом. До сих пор доподлинно неизвестно, какое судно послужило его прообразом, так как ни один из построенных на верфи до 1719 года кораблей не похож по силуэту на кораблик.

Существует легенда, что флаги на мачтах этого кораблика были сделаны из золота, а еще в нем хранился личный компас Петра I. Однако проверить эту легенду на достоверность невозможно: первый кораблик таинственным образом исчез при ремонте в 1815 году.

Кстати, окутано легендами и «яблоко» шпиля — шар, на котором располагается кораблик. По слухам изначально туда был положен ларец с монетами, отчеканенными в Петербурге.

В 1928 году, когда проводился очередной ремонт, в шаре были найдены газеты выпуска 1886 года, но никакого ларца с монетами обнаружено не было. К старинным газетам добавили последние выпуски номеров ленинградских газет. Позднее, в 1977 году, «мини-библиотека» адмиралтейского яблока вновь пополнилась свежей прессой и экземпляром Конституции СССР. По некоторым сведениям, в шаре находится еще и шкатулка с документами о всех архитекторах и мастерах, принимавших участие в реконструкциях Адмиралтейства.

Вторая масштабная реконструкция Адмиралтейства произошла в 1730-х годах по приказу императрицы Анны Иоанновны. Автором нового проекта стал архитектор Иван Коробов. Адмиралтейство было перестроено в камне, общую планировку здания при этом зодчий оставил неизменной.

Созданная по его проекту центральная высокая башня с позолоченным шпилем существует до сих пор. Первоначальная башня не была такой высокой, после перестройки высота ее достигла 72 метров. Долгое время Адмиралтейство было третьим по высоте в городе после колокольни Петропавловского собора и Исаакиевского собора. При этом на сам шпиль приходится 23 метра. При таких тончайших пропорциях неудивительно, что шпиль стали называть Адмиралтейской иглой.

В 1750-1800 годах башня выполняла роль оповещателя: о пожарах и наводнениях горожанам сообщали яркими флагами на углах здания, фонарями и выстрелами из пушек.

К концу XVIII века левобережная сторона Невы стала основным центром города, здесь был возведен роскошный Зимний дворец. Невзрачное здание верфи требовало обновления. Тем более что по сути Адмиралтейство было градообразующим зданием: к нему сходятся тремя прямыми лучами Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица – знаменитый Адмиралтейский трезубец.

За реконструкцию взялся главный архитектор Адмиралтейского ведомства Андреян Захаров. Он подготовил проект, по которому здание приобретало особый торжественный вид, достойный парадной набережной столицы.

Перестройка началась в 1806 году и продолжалась семнадцать лет. Окончательный свой вид, которым можно любоваться и по сей день, Адмиралтейство приобрело уже после смерти Захарова в 1823 году.

Общая планировка была частично сохранена, однако архитектура и внешнее убранство коренным образом изменились. Здание стало трехэтажным. Основной целью реновации было преобразование здания в символ морской мощи России. При этом фортификационные сооружения были полностью убраны за ненадобностью – на их месте появился бульвар.

По новому проекту было устроено два П-образных корпуса: внешний был отдан под административные помещения флота, во внутреннем располагались мастерские.

Сторожевые львы на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства

Протяженность внешнего фасада вдоль Невы составляет более 400 метров. Фасад был украшен арками и портиками с колоннадами, лепниной, барельефами и скульптурами. Над украшением здания трудились лучшие скульпторы своего времени – Пименов, Теребенев, Щедрин.

Центральное место в ансамбле занимает башня с аркой и колоннадой, над которой возвышается золоченый шпиль. Справа и слева от арки на гранитных постаментах располагаются скульптурные группы – нимфы, несущие небесную и земную сферы. Над аркой размещены фигуры — парящие Славы со знаменами, а еще выше– барельеф «Зарождение флота в России». На нем изображен Петр I, принимающий символ морской власти – трезубец — от покровителя морей Нептуна.

На башне располагаются фигуры древних героев, аллегории стихий, времен года, сторон света и другие скульптуры. В целом здание Адмиралтейства украшают более пятидесяти статуй, 11 барельефов и множество лепных украшений – маски, венки, орнаменты.

Нимфы Адмиралтейства

На золоченом куполе центральной башни располагаются часы, а над ними – фонарик, на котором и установлен шпиль с корабликом. В процессе ремонта кораблик был заменен на новый, оригинальный же был утерян. Впоследствии второй по счету позолоченный кораблик также был заменен на полную точную копию, и в 1886 году стал экспонатом Морского музея.

В 1844 году Адмиралтейство перестало функционировать как верфь, здесь располагались различные учреждения флота России, а позднее — Советского Союза. С 1925 года здесь разместилось Высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского.

В 1932-1933 годах здесь находилась Газодинамическая лаборатория – конструкторское бюро по разработке космических ракетных двигателей. Позднее лаборатория переехала в Иоанновский равелин Петропавловской крепости.

В период блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлен серой тканью, чтобы скрыть столь яркий, просматривающийся на большом расстоянии возможный объект для обстрела. Несмотря на то, что Адмиралтейство к этому времени уже почти век как не являлось верфью, именно здесь проводился ремонт боевых кораблей. Шпиль расчехлили после снятия блокады за 10 дней до Победы. Здание ощутимо пострадало во время войны, и в послевоенные годы было отремонтировано.

Адмиралтейство сегодня

Сегодня жители и гости Петербурга имеют возможность любоваться третьей версией здания Адмиралтейства. Из внутренних помещений сохранились вестибюль, библиотека и зал собраний. Однако попасть в Адмиралтейство не получится: с 2012 года здание занимают ведомства Военно-морского флота России, о чем говорят Андреевские флаги, развевающиеся над павильонами Адмиралтейства, обращенными к Неве.

Поэтому для простых обывателей это полностью закрытая территория.

Храм святителя Спиридония Тримифунтского

Зайти можно только в небольшой храм святителя Спиридония Тримифунтского, который располагается в правом павильоне Адмиралтейства напротив Зимнего дворца. Еще при перестройке Исаакиевского собора в XIX веке здесь была устроена первая временная церковь. Обновленный храм был открыт в 2013 году. Вход располагается со стороны Адмиралтейской набережной.

Вход в храм святителя Спиридония Тримифунтского

А вот осмотреть здание снаружи можно со всех сторон по периметру. Лучший вид на центральную башню со шпилем открывается со стороны фонтана Александровского сада. С Дворцовой площади и Дворцового моста можно полюбоваться боковым павильоном Адмиралтейства. С противоположной стороны Невы от Кунсткамеры открывается потрясающей красоты панорама Адмиралтейства и Исаакиевского собора.

Здание Адмиралтейства сегодня является признанным объектом культурного наследия народов РФ федерального значения.

Где находится и как добраться

Здание Адмиралтейства располагается по адресу Адмиралтейский проезд, дом 1 аккурат напротив Зимнего дворца, между Дворцовой и Сенатской площадями.

Ближайшая станция метро носит имя верфи — «Адмиралтейская». Есть два пути, чтобы добраться от выхода из вестибюля метро до здания Адмиралтейства. Можно выйти прямо, пройти по Малой Морской до Невского проспекта, повернуть налево и пройти по проспекту и через Александровский сад. А можно повернуть по выходу из вестибюля сразу налево, пройти до улицы Гороховой, повернуть на ней направо и дойти до пешеходного перехода. Во втором случае вид на Адмиралтейство со стороны Гороховой будет самым эффектным, ведь здание расположено точно в створе улицы. В любом случае пешая прогулка будет приятной и не займет более 10 минут.

Мозаика станции метро Адмиралтейская

Также до здания Адмиралтейства можно добраться по Невскому проспекту в течение 20 минут от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» на любом автобусе или троллейбусе или пешком.

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, установленный в Александровском саду у фонтана перед Адмиралтейством

Чтобы сделать красивые фотографии центральной части здания, лучше запланировать осмотр Адмиралтейства на утро буднего дня. В это время в Александровском саду немного посетителей. Фасад выходит на юго-восток, и если вам повезет с погодой, ярко-желтое здание с белоснежной лепниной и золоченым шпилем будет полностью освещено утренним солнцем. А вот фотографировать панораму Адмиралтейства со стороны Университетской набережной лучше уже во второй половине дня.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *