Святая мелания елецкая чем помогает. Духовное интересное*преподобная мелания затворница елецкая

"- В монастырь к нам желаете? - обернулся ко мне кучер, похлестывая пару сытеньких коней, неохотно взбиравшихся в гору.
- Да, обитель посмотреть!
- Обитель у нас, господин, необыкновенная. Истинное умиление!.. От самой затворницы, от Мелании строгость такая заведена. Настоящие ангелы, только что в человеческом виде! - разом расчувствовался он.

Этих-то ангелов повидать и с ними познакомиться ехал я на так называемую Каменную гору, где на краю Ельца стоит Знаменский девичий монастырь. Вид монастыря издали замечательно красив. По горе по песку идёт террасами громадная каменная лестница. Вверху, за стенами, видны купола храмов…".
Немирович-Данченко В.И. Женская обитель. Святые горы. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами. СПб., 1904.



"2"
Знаменский монастырь, возрождаемый ныне по благословению преосвященнейшего епископа Никона в городе Ельце - втором по значению духовном центре Липецко-Елецкой епархии, расположен на вершине так называемой Каменной горы.
По преданию, именно здесь какое-то время располагался древний Елец домонгольского периода. Место это, до построения Знаменского монастыря, именовалось "Старое городище".



"4"
Монастырь был основан, трудами святителя Митрофана, епископа Воронежского на месте скита Троицкого мужского монастыря, устроенного в 1629 году на Каменной горе.
В переписных книгах 1690-х годов в Знаменском монастыре числятся две церкви: Рождества Богородицы древнего строения и Никольская нового. В 1764 году, в связи с учреждением духовных штатов женский монастырь указом Екатерины II был упразднён, но инокини его не покинули, а в храме Николая Чудотворца продолжились службы. Во время большого пожара в Ельце 1769 года все монастырские постройки, в том числе Никольская церковь, сгорели.


"5"
На пепелище остались только две старицы, они жили в уцелевшем погребе и неустанно молились. В 1770 году силами монахинь был построен новый деревянный храм, освящённый во имя Иконы Божией Матери "Знамение".


Возрождение Никольского храма состоялось лишь в начале XXI века. В 2006 году по проекту елецкого архитектора А.В.Новосельцева, в древней части монастыря, там, где до пожара 1769 года стояла церковь святителя Николая, был заложен новый деревянный храм. Строительство церкви заняло менее года, и 31 декабря она была освящена епископом Липецким и Елецким Никоном.



"9"
Монастырь долго оставался на нелегальном положении, но хлопоты ельчан о восстановлении обители не прекращались.
Второе официальное открытие монастыря состоялось в 1822 году по указу императора Александра I.


"10"
В 1779 году святитель Тихон Задонский, посетивший монастырь, указал место строительства каменного собора. Сёстры, укреплённые благословением Святителя, приступили к постройке каменного храма. В период 1804-1813 гг. на территории монастыря велось сооружение большого каменного храма с главным престолом в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение".


"11"
После революции 1917 года Знаменский монастырь и его собор продолжали действовать. В 1922 и 1923 годах из храма была изъята церковная утварь.
В марте 1929 года монастырь был "ликвидирован", а его здания (в их числе и собор) переданы под жильё семьям рабочих елецких заводов. В июле 1929 года из соборного храма изъяли всё имущество. В 1937 году начался разбор Знаменского собора: снята железная крыша, сломан пол и междуэтажные перекрытия. Во время войны храм был окончательно разобран, нетронутым оказался лишь его фундамент.


После передачи монастырского комплекса РПЦ в 1997 году, уцелевший фундамент собора был расчищен, но его восстановление состоялось лишь после возрождения Знаменского монастыря в 2004 году. В 2005 году начались работы по строительству Знаменского собора по сохранившимся архивным чертежам.
Ныне храм полностью выстроен, освящён и действует.





"17"
В 1778 году в отшельническую обитель была принята будущая местночтимая блаженная затворница Мелания, великая подвижница, прожившая в монастыре 58 лет и скончавшаяся с затворе в 1836 году. Святитель Тихон, бывая в Ельце, навещал отшельницу. Тогда то он и указал место для будущего каменного храма.


"18"
История Меланьи Затворницы, её жертвенность, аскетизм, духовные подвиги, борьба с искушениями, высокая нравственность заслуживают особого внимания и могут служить поучительным примером.


"19"
Ельчане считали, что она имела дар предвидения и исцеления больных, часто обращались к ней за советами в решении своих житейских дел.

Жизнеописание девицы Мелании затворницы Елецкого Знаменского, на Каменной горе, девичьего монастыря

Краткая история Елецкого женского монастыря на Каменной горе

Орловской епархии при городе Ельце находится уединенная Каменная гора. Она с южной стороны отделяется от города речкою Ельником, а с восточной и северной - сухим каменистым рвом, прозываемым "Сухой лучек". В прежнее время гора эта вся была покрыта лесом и привлекала своею тишиною любителей безмолвия, которые и селились на ее отлогости к востоку. Тут же в подгории, на малой каменной равнине к югу, бьет превосходный ключ холодной воды, которую древние иноки назвали святою.

Предание, подтверждаемое и письменными документами, говорит, что с начала здесь жили отшельники монахи, а в 1675-м году здесь был уже монастырь курской иконы Божией Матери* с малыми келиями для монахов. Но не было приличного приюта для стариц-монахинь, которые, за неимением обители, с болезнью сердца и воздыханиями скитались по домам благочестивых жителей Ельца, и для слушания богослужения приходили то в ту, то в другую приходскую церковь г. Ельца. Такое грустное положение благочестивых стариц, между которыми в то время Иулитта была уже игуменьею, обратило на себя сердобольное внимание первого епископа Воронежского и Елецкого, ныне богопрославленного угодника Божия, святителя и чудотворца св. Митрофана. Проникнутый отеческою заботливостью о своей пастве, святитель Христов писал** о столь безотрадном положении Елецких монашествующих к царствовавшим тогда Иоанну и Петру Алексеевичам с сестрою их Софиею; а в 1683 году - монахинь с игуменьею Иулиттою, не имевших монастыря, св. Митрофан поместил в монастырь курской иконы Божией Матери, что на Каменной горе, а монахов из этого монастыря перевел в Елецкий Троицкий монастырь***.

* Материалы для истории и статистики г. Ельца. Д. члена статистического комитета Ридингера, 1865 года.

*** Троицкий Елецкий мужской монастырь существовал с древних времён в г. Ельце; в 1775 году, по ветхости зданий, был переведён в г. Лебедянь, Тамб. епархии, и причислен к Лебедянскому Троицкому монастырю, а в 1831 году снова открыт в городе Ельце по-прежнему, перемещением штата из брянского Петропавловского монастыря. (Истор. росс, иерарх, ч. IV, стр. 83).

Таким образом, 1683 год можно считать годом основания монастыря на Каменной горе, как обители женской. Столь милостивое архипастырское попечение святителя Митрофана о честных Елецких старицах свидетельствуется древними монастырскими актами и письменными документами, хранящимися в подлинниках в архиве елецкого уездного суда за 1697 год.

В этих документах ясно сказано об отдаче Царскою милостию, по ходатайству св. Митрофана, во владение старицам, игуменьи Иулитте с сестрами, не только одной Каменной горы с ее лесом, но еще 20-ти четвертей, пашни и прочих угодий в других окрестных пустошах. Величина тогдашнего их монастыря в этих документах показана: 3 сажени в ширину и 16 сажень в длину. Это пространство и теперь видно; оно покрыто могилами на оконечности горы. Там, на месте бывшей церкви* стоит теперь небольшой памятник, и близ него могила схимонахини Елизаветы, честной супруги схимонаха Митрофана, ученика святителя Тихона задонского, скончавшейся 1765 года, августа 1 дня.

* В упомянутых материалах для истории и статистики г. Ельца Н. Ридингера, на стр. 51-й пишется, что до пожара в этом монастыре были две церкви: одна во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенная монахом Савватием, а другая во имя святителя Николая-чудотворца, построенная Шакловитым, гостем Григорием Шустовым и купцом Моисеем Росихиным.

Из любви к Богу она оставила мирскую жизнь и богатство, также и честное супружество, по взаимному согласию с мужем своим, и довольное время подвижнически пожила на Каменной горе. Общий голос, хотя и по отдаленному преданию, удостоверяет о схимонахине Елизавете, что она была весьма благочестивой жизни. В то время вокруг Каменной горы был пустынный лес, в котором часто укрывались беглые солдаты и разные бродяги: они приходили иногда к дверям келии схимонахини Елизаветы, требуя себе пищи. Она же, милосердствуя о ближних, не страшилась их, как опасных людей, но с кротостью, как братьям, подавала им хлеб и овощи, по заповеди Христовой: просящему у тебе дай (Мф. 5,42).

По кончине сей благочестивой схимонахини Елизаветы, задонский подвижник Никандр Алексеевич Бехтеев возымел столь великое уважение к добродетельной ее жизни, что по просьбе его, благословением святителя Тихона, над ее могилою, на Каменной горе, был устроен памятник в виде высокого красивого столпа с прекрасным фонарем на верху, внутри которого пред малым Распятием теплилась неугасимая лампада*. Утвержденный благословением святителя Митрофана и одаренный царскими милостями великих Государей
Иоанна и Петра Алексеевичей, этот первый женский монастырь на Каменной горе продолжал существовать около ста лет, в благоустроенном порядке и изобилии**.

* Памятник этот, по приказанию Орловского епископа Никодима, был снять 1847 года и заменен обыкновенной) чугунною с надписью доскою, которая и доселе скромно покрывает эту достопамятную могилу.

** Это можно видеть из подписи богослужебных книг, сохранившихся доныне. В книгах Минеи февральской и июльской 1696 года сделана надпись рукою некоего подьячего Ивана Савельева, сына Коротиева, по прошению игуменьи Иулитты, что она мирским подаянием выменяла эти книги для своего монастыря Знамения Пресвятой Богородицы, что на Каменной горе. А это приобретение тогда дорого стоило, и по редкости печатных книг, и по скудости денег.

22 сентября состоялась паломническая поездка прихожан Казанского храма, учащихся Воскресной школы и молодежной группы прихода и воспитанников воронежского интерната №1 в Елецкий Знаменский женский монастырь. Первоначально поездка планировалась в Дивногорский мужской монастырь , но ненастная холодная погода внесла свои коррективы в маршрут. В паломнической поездке приняло участие около 150 человек. Паломников сопровождали настоятель Казанского храма с. Новая Усмань иерей Алексий Воронин, клирик иерей Илия Востриков, преподаватели Воскресной школы Доманина Т.В. и Голяндина В.И. На обратном пути паломники заехали в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, где приложились к мощам святителя Тихона Задонского, а также посетили Вознесенский кафедральный собор г. Ельца.

Елецкий Знаменский монастырь был основан на месте скита Троицкого мужского монастыря , устроенного в 1629 году на Каменной горе.

Трудами святителя Митрофана, епископа Воронежского , скит в 1683 году был преобразован в женский монастырь.

В 1764 году Знаменский монастырь упразднили указом Екатерины II, однако монахини его не покинули.

В 1769 году во время большого пожара в Ельце, монастырь сгорел. На пепелище остались только две старицы, они жили в уцелевшем погребе и неустанно молились.

Постепенно росло число сестёр. В 1778 году в отшельническую обитель была принята будущая местночтимая блаженная затворница Мелания , великая подвижница, прожившая в монастыре 58 лет и скончавшаяся с затворе в 1836 году. Святитель Тихон , бывая в Ельце, навещал отшельницу. В 1779 году он последний раз посетил Елец, благословил монахинь и выбрал место для будущего каменного храма. В период с 1804 по 1813 годы велось строительство собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» .

Монастырь оставался на нелегальном положении, но хлопоты ельчан о восстановлении обители не прекращались. Второе официальное открытие монастыря состоялось в 1822 году по указу императора Александра I. Были восстановлены строгие правила монашеского общежития, начато строительство колокольни, тёплой трапезной, новой кирпичной ограды вокруг монастыря с четырьмя башнями и тремя воротами. В 1841 году с южной стороны устроили спуск к святому источнику в виде широкой лестницы. К 1861 году была завершена постройка трёхъярусной колокольни. К середине XIX века территория монастыря и принадлежавшие ей земли продолжали расширяться, обитель благоукрашалась.

К началу XX века в стенах монастыря проживало 400 человек, на его территории насчитывалось 150 построек.

Главными святынями обители стали чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и образ Христа Спасителя, благополучно сохранившиеся после пожара 1769 года. В монастыре находились почитаемые иконы: «Троеручница», написанная на Афоне, и подаренная святителем Феофаном Затворником Казанская икона Божьей Матери.

В Знаменском монастыре хранился прижизненный портрет святителя Тихона Задонского .

После революции 1917 года монастырь закрыли, но богослужения продолжались ещё некоторое время, а монахини во главе с игуменьей Антонией не покидали святую обитель. Островок церковного благолепия просуществовал недолго.

В 1929 году наступил делёж монастырского имущества, монахинь начали выгонять из келий, многие из них были отправлены в тюрьмы, вывезены в лагеря. Настоятельницу монастыря, отказавшуюся покинуть обитель, зверски замучили.

Территория монастыря стала официально именоваться Рабочим городком.

В годы богоборческого режима постройки монастыря пришли в упадок. Знаменский собор был разрушен в 1937 году .

К 2004 году сохранились в сильно разрушенном виде лишь несколько келий, монастырские стены и спуск к святому колодцу. Ни одного храмового здания не уцелело. По решению Священного Синода Русской Православной Церкви Знаменский женский монастырь вновь открыт в 2004 году.

В 2005 году построена часовня над святым источником , в этом же году началось восстановление Знаменского собора. В январе 2005 года Знаменской обители был передан для совершения службы Спасовский-Христорождественский храм, находящийся на другой стороне Ельчика и хорошо видимый с территории монастыря. В 2006 году был выстроен деревянный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая и освящён Владыкой Никоном 31 декабря того же года.

Окончена реставрация колокольни, частично восстановлена монастырская ограда, построены новые трапезная и келейный корпуса, выкуплены и приведены в порядок несколько бывших келий. Идёт возрождение славной своей историей и духовными подвигами обители.

Знаменский собор . Первая каменная церковь монастыря выстроена в 1813 году. В середине 1930-х был закрыт, и начались работы по его разбору для кирпича. С 2005 года начались восстановительные работы, и к 2009 году главный храм обители был полностью восстановлен в своем первозданном виде.

Христорождественский (Спасовский) храм (Находится не на территории монастыря)

Церковь Николая Чудотворца . Первый деревянный Никольский храм на Каменной горе был построен в 1657 году. Во время большого пожара 1769 года все монастырские постройки, в том числе Никольский храм, сгорели. Возрождение церкви произошло лишь в 2006 году, когда по проекту елецкого архитектора А.В. Новосельцева заложен деревянный храм. В этом же 2006 году Никольский храм был выстроен и освящён.

Часовня Иконы Божией Матери Живоносный Источник . Часовня у святого колодца была построена в конце 18 века. До 1930 года была разрушена. Воссоздание её в прежних формах и размерах началось в 2004 году. В 2005 году окончательно выстроена и освящена.

О. Илия с молодежной группой Казанского храма

Учащиеся Воскресной школы с преподавателем Доманиной Т.В.

Учащиеся интерната №1 с отцом настоятелем

Врата Знаменского монастыря

Памятник блаженной затворнице Мелании на фоне храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца

Могилка затворницы Мелании

Питомцы насельниц — фазаны

Паломники в трапезной монастыря

Осень в Знаменском монастыре. Панорама

О. Илия Востриков и Голяндина В.И. с группой паломников

на фоне Воскресенского кафедрального Собора г. Ельца

Панорама Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря

Подвижницы Елецкого женского монастыря. Мелания затворница.

В 1759 г. в слободе Ламской, Елецкого уезда, Орловской губ. в бедной, но благочестивой семье Пахомовых, родилась дочь - Мелания, будущая затворница Знаменского Елецкого монастыря, стяжавшая своею строгою жизнью добрую память в народе, неизгладимую даже доныне.

"С дней отрочества - говорит составитель жизнеописания подвижницы Божией - уже почувствовала она влечение к уединенной, созерцательной жизни". Трудолюбивая, как пчела, молодая и красивая собою Мелания не искала удовольствий в мире; каждый праздник, каждый, непосвященный сельской работе день, она была в храме Божием, наслаждаясь молитвою, вникая в чтение и пение церковное.

Ничто мирское не привлекало ее; она жаждала последовать Христу, и когда, после смерти родителей, ей предстояло вступить в брак, то тайно скрылась из дома своего и поселилась послушницею в Знаменской обители. Напрасно родные просили Меланию вступить в замужество, обещая в случае ее несогласия лишить ее дома, наследства и даже любви родственной.

Но Мелания возложив всю надежду на Господа и на Его Пречистую Матерь, не покинула обители, но осталась в ней навсегда.

"Дух ее горел желанием подвигов, о которых она внимательно слушала при чтении житий святых …". "В ночное время она не давала себе покоя, но, бодрствуя беспрестанно повторяла молитвы Господу". "Всегда воздержанная в пище, она вскоре могла довольствоваться хлебом и водою и то в меру".

Вскоре Господь неожиданно послал ей наставление в лице старца Иллариона Троекуровского, посетившего Знаменский монастырь. - Сиди в своей келлии и приготовь себя к совершенному безмолвию и затворнической жизни! Исполни это, а я буду молиться за тебя и Господь поможет тебе! - утешал ее Илларион.

В августе 1819 г. Мелания, причастившись Святых Таин и помолившись Богоматери, вошла в свою полутемную, тесную келию и не выходила уже из нее до дня своей кончины.

Уединившись от людей, Мелания, не замечая времени, стояла на молитве иногда по целым суткам. Удивлялись другие монахини, возможно ли, соблюдать такое бодрствование? - Возможно, - отвечала им подвижница, - ибо я от юности приучила себя к бодрствованию в ночное время. Пост и безмолвие помогли мне в этом, а к тому же, когда отягощает меня сон, то за волосы, к стене где набиты гвозди, привязывала я голову, дабы, если в дремоте и наклонюсь, то тотчас могла бы воспрянуть вновь.

Высоко подвижническая жизнь смиренной затворницы Мелании низвела на нее благодать Божию и праведный Господь щедро обогатил верную рабу Свою необыкновенными дарами, - она могла прозревать, будущее, - иным из посещавших ее она говорила иносказательно, а иным ясно предсказывала в далеком будущем перемену их жизни.

Раз Мелания послала в дом к благодетельнице своей, доброй купчихе Гавриловой, просить у ней арбуза. Та, будучи занята по хозяйству, на тот раз пороптала, однако послала арбуз. Получив арбуз, блаженная Мелания долго рассматривала его; потом вырезала в нем сердце и, всыпав туда довольно золы, опять закрыла и отослала его обратно. Добрая приятельница поняла эту притчу и раскаялась в своем поступке.

Две женщины пришли к Мелании попросить молитв и благословения: одна из них, бедная, приготовила ей калач и совестилась, что не имеет более. Другая купила кренделей и помышляла: ну, куда ей столько? Едва подошли они к ее окну и, сотворив молитву, постучались, как услышали, что блаженная Мелания сказала первой: - Я есть хочу. Дай-ка мне твой калач, - и поцеловала его. А другой отвечала: - Вот накупила добра! Сухие да черные! Ешь сама, мне не нужны они. И не взяла их.

Наступил пост святых апостолов Петра и Павла. Мелания начала приготовляться к принятию Святых Тайн; в самый день причащения священник шел к ней из церкви со святыми дарами, а причетник нес впереди зажженную свечу. Вдруг подул сильный ветер, и свеча загасла. Причетник хотел возвратиться зажечь свечу в церкви, но священник, поторопив его, сказал: - Там зажжем. Когда же прошли весь монастырь и причетник ступил на порог кельи затворницы, свеча у него в руках зажглась сама собою. Он с трепетом поставил ее на стол. По совершении таинства принес свечу горящею в церковь. Это чудное зажжение свещи было всеми замечено.

Мелания часто приходила в дом Лавровых, которые были ее благодетели, и подолгу беседовала там с отцом Илларионом, будущим известным затворником Троекуровским. Елецкий купец Михаил Иванович Лавров говаривал потом неоднократно: - Я всем моим капиталом обязан молитвам отца Иллариона. С тех пор, как он поместился у нас, Бог благословил дом мой всяким изобилием; и где бы надлежало быть по торговле нашей убыткам, там неожиданно были барыши. И действительно, дом Лаврова с тех пор возвысился, и, умирая, благодетель отца Иллариона оставил трем сыновьям своим богатое наследство.

В одно время посетил Каменную гору блаженный Иоанн, впоследствии известный Сезоновский затворник, и, разболевшись, пал как бы бездыханен в келье Мелании: она разожгла в кадильнице уголь и ладаном покадила лежавшего, - он встал и, укрепившись, мог беседовать с нею. С тех пор он имел большое уважение к Мелании и говорил многим, что молитвами смиренной Мелании он получал неоднократно исцеления.

В Елецком Знаменском монастыре затворница Меланья славилась своей прозорливостью. Как‑то раз монахиня Любовь, которая долго страдала опухолью, ломотой и тяжкой болезнью в ногах, послала к ней свою послушницу просить её свя­тых молитв. Мелания дала послушнице щепотку чаю и приказала немедленно напоить больную. На утро больная почувствовала себя лучше и решила, положившись на Господа, больше не беспокоить затворницу из‑за своего здоровья. Спустя некоторое время, уже по другому делу она вновь послала свою послушницу к Мелании. На пути послушница размышляла в себе: «Истинно, наша затворница - угодница Божия!».С этою мыслью и творя молитву, она и постучала в окно Меланьи. Дверь сразу отворилась, и Мелания жёстко сказала ей: - Как ты называешь меня?! Я нищая, слепая! Если ты будешь так называть меня, забудь сюда дорогу! Скажи больной монахине, пусть через недельку купит калачиков, да сама ко мне и принесёт. Так и сбылось. Больная выздоровела без лекарств, к удивлению всех, и в назначенный день сама принесла калачи своей исцелительнице.

В беспрестанных подвигах, в тесном затворе, врачуя душевные раны, а нередко силою молитвы и телесные недуги людей, наставляя их к христианской жизни, старица Мелания мирно почила о Господе 11 июля 1836 г.

Старец Сергий сожалел, что в последнее время не сняли портрета с затворницы Мелании, и разговорами своими внушал и другим то же сожаление. Она явилась ему во сне и приказала ему хорошенько заметить черты лица ее. Видел он ее с большим сияющим крестом в руках, и по рассказу его живописец изобразил ее подобие столь удачно, что все знавшие ее лично находят портрет очень похожим. Только не могла рука художника изобразить той неземной уже красоты и славы, которая осиявала ее в этом сновидении.

Декупаж