Схемы вышивки крестом иконы. Вышивка иконы крестом по схемам и что подарить в татьянин день

По схемам имеет давние традиции. Отправляясь в путешествие или военные походы, вышитую на ткани иконку можно было свернуть и положить в карман. Она хранила тепло и молитвы тех, кто ждал дома. Вышивка была прочной, не боялась воды, специальные нитки для вышивания не линяют. Поэтому и сегодня можно вышить иконку для ваших близких, которые часто находятся в дороге или живут вдали от дома.

В основном вышивкой икон крестом по схемам увлекаются верующие люди. Так они выражают свою любовь и благодарность тем, кто изображен на образах, когда хотят сделать особенный подарок близким людям или желая пожертвовать ее в храм.

Обычно вышивают образы Богородицы, святых покровителей, Ангела Хранителя.

Как правильно приступить к работе?

Если вышитую икону планируется использовать в дальнейшем для богослужения или молитвы, обязательно нужно взять благословение у священника, показав ему выбранный рисунок, а по окончании работы - освятить ее. Многие держат пост во время вышивки.

Во время по схемам нужно занять свои мысли молитвой и покаянием, а вот если заниматься ею как обычным рукоделием, перед телевизором или в пустых разговорах, то и результат будет другой. Лучше выбрать для вышивания другую тему.

Можно ли при вышивании икон менять цвета и рисунок по своему желанию?

При вышивке икон крестом по схеме нужно использовать цвета и следовать рисунку, которые указаны.

Самые незначительные на первый взгляд детали могут иметь важное символическое значение: изменив их, можно изменить тайный смысл изображения. В этом отличие вышивания икон от милых сердцу картинок с цветами и котиками, где можно дать волю фантазии.

Очень важны и оттенки, указанные на схеме. Голубой считается цветом Богородицы, зелёный - цветом Пресвятой Троицы. Красный символизирует Пасху или мученичество. Конечно, оттенки вы можете подбирать сами, а вот менять цвета нежелательно.

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»

Перед образом Богородицы «Неувядаемый цвет» молятся о помощи в благоустроении брака, о мире в семье, об избавлении от печалей. Матерь Божия держит в одной руке младенца Иисуса, а в другой - белую лилию, символ чистоты жизни и помыслов. Картина выполнена в светлых и радостных тонах.

К вышивке крестом иконы Божьей матери желательно отнестись серьезно. Если вы приступили к работе, постарайтесь довести ее до конца, чтобы незаконченный образ не лежал вместе с другими вещами. Не берите крупную канву, чтобы изображение лика не выглядело размытым. Вышивайте с любовью и надеждой, труд обязательно принесет изменения в вашу жизнь. Икона, вышитая своим руками, бесценна!

Вышивка - это целое искусство. Процесс этот не только увлекательный и интересный, но и кропотливый. Он требует много терпения и усидчивости. Однако, если освоить эту технику, можно с успехом применить свои навыки на практике. Можно с помощью вышивки украсить предметы одежды и интерьера, а можно вышить картины или церковные иконы с ликами святых. До начала работы следует разобраться, какие трудности таит в себе иконы.

Подбираем нужные материалы

Для того чтобы начать вышивать иконки крестиком, запаситесь следующими инструментами и материалами:

  • рисунок (схема), по которому будет вышиваться изображение;
  • нитки-мулине;
  • канва (ткань);
  • специальная игла;
  • ножницы;
  • пяльцы или станок.

Для того чтобы освоить такую технику, воспользуйтесь специально разработанными схемами вышивки икон крестиком. Приобретаются они обычно в любом магазине рукоделия.

Кроме того, на просторах интернета можно скачать совершенно бесплатно схемы вышивки иконы крестом. Такая схема представляет собой рисунок, разлинованный на маленькие клетки. Каждая такая клетка соответствует одному крестику. Для бесплатного скачивания доступны схемы двух видов: цветные и черно-белые.

Перед покупкой определяемся с качеством ниток. Для тонкой канвы подойдут тонкие нити, для плотной ткани возьмите нити потолще. Вышитые крестиком иконы чаще выполняются нитками мулине. При применении ниток высокого качества готовое вышивание будет выглядеть изящно и богато. Такие нити ложатся мягко на канву, блестят и не полиняют после стирки.

Специальная ткань для вышивки крестиком называется канва. При выборе канвы стоит руководствоваться характером предстоящей работы. Для выполнения вышивки бытовых предметов (рушников и т. д.) применяется канва с неявно выраженной сеткой. По внешнему виду она напоминает обычное льняное полотно. Работать с такой канвой достаточно сложно.

Для изготовления картин и икон применяется канва с четкой сеткой. Это значительно упрощает работу. Производители часто наносят на канву специальную разметку. При отсутствии рекомендуется выполнить разметку самостоятельно.

Вышивают крестиком с применением специальной иглы. Она разительно отличается от игл, предназначенных для простого шитья - имеет длинное ушко и закругленный край. Такая иголка предназначена не для прокалывания ткани, а для того, чтобы раздвигать волокна.

Для работ, связанных с вышивкой, приобретаются отдельные ножницы. Они должны быть маленькие и с заостренными концами. Предназначаются они только для обрезания ниток.

Для выполнения работы как нитками, так и бисером применяются пяльцы. Пяльцы - это два обруча разного диаметра. Наложенную на нижний обруч ткань прижимают сверху большим обручем. Натяжение ткани регулируют, затягивая винт. Удобно применять пяльцы на подставке (станок). В этом случае свободны обе руки, что облегчает выполнение работы. Пяльцы бывают:

  • деревянные с металлическим винтом;
  • пластиковые с пластиковым винтом;
  • квадратные.

Пяльцы обычно пережимают ткань. Старайтесь переставлять их как можно реже.

Существует свод правил для вышивания крестом. После того как инвентарь подготовлен, скачаны бесплатно схемы вышивки крестом православной иконы, приступайте к работе.

Вышивка не любит спешки . Начинающим рукодельницам рекомендуется приобрести набор. Он состоит из готовой канвы, схемы и нитей. Неопытным мастерицам можно начать работать с детскими наборами, чтобы потренироваться в технике выполнения стежков и умении прятать правильно нитку. В такие наборы, как правило, входит от 5 до 8 цветов. Для начала этого достаточно. Можно начинать вышивать храмы, такие схемы проще, чем схемы икон.

Используемый цвет нитей должен соответствовать правилам и канонам. Никогда не используют черный и серый цвета для выполнения православных икон. К цветам, которые символизируют вечный мир, жизнь, чистоту и святость относятся:

  • белый;
  • золотой;
  • синий;
  • зеленый;
  • пурпурный.

Перед началом работы края канвы обрабатывают. Сделать это можно стежками вручную или на швейной машине, а также с помощью бесцветного лака для ногтей или малярного скотча. Такая обработка необходима, чтобы ткань не сыпалась в процессе работы.

Алгоритм действий при правильной вышивке крестом:

  • находят середину канвы;
  • делают разметку, используя нить, карандаш или маркер;
  • вставляют работу в пяльцы;
  • начинают вышивать.

Канва в пяльцы натягивается хорошо и равномерно. Иначе крестики могут выйти разных размеров, внешний вид готовой работы будет заметно испорчен, его невозможно будет исправить.

Основной залог успеха в кропотливой работе по вышивке иконы крестиком - умение читать схемы. Схемы бывают цветные и черно-белые:

Существует три варианта начала работы. Можно начинать из центра, с нижнего или с верхнего угла канвы. Канва заполняется постепенно, начиная от первого крестика.

Если начать работу из центра, гарантированно получится симметричная икона. Однако такой метод неудобен тем, что работать придется в разных направлениях.

Начиная работу из угла, учитывают направление вышивки. Для того чтобы икона выглядела аккуратно и изящно, крестики выполняют в одну сторону.

Каждый раз, принимаясь за вышивание иконы, следует помолиться. Работать надо с добрыми мыслями, чтобы не исказить лик святого.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Как вышивать иконы? В какой технике их вышивать? Чем вышивать? С какими мыслями? Знакомые вопросы? Мы подготовили для вас ответы на них. Читайте и смелее приступайте к работе!

Вышивка иконы бисером. Фото: diary.ru

Вышивка икон — одно из популярных сегодня направлений в вышивании. Чаще всего иконы вышивают бисером или крестиком, иногда работы украшают стеклярусом, стразами, камнями и другими декоративными элементами. Поскольку икона — это не просто вышитая картина, а образ, который несет определенную смысловую нагрузку, к ее созданию относятся с особым трепетом и уважением, стараясь придерживаться некоторых правил. О них мы и расскажем ниже.

№1

Если у вас есть такая возможность, прежде чем приступить к вышиванию иконы, рекомендуется попросить благословения в церкви у священнослужителя на работу (если вы захотите ее освятить).

№2

В вышивке иконы очень важен выбор конкретных цветов и оттенков. Самые незначительные на первый взгляд детали могут иметь важное символическое значение: изменив их, можно изменить тайный смысл изображения. Поэтому самостоятельным подбором бисера или мулине определенных цветов лучше не заниматься и предпочесть схеме набор для вышивания, который уже содержит необходимые для работы материалы. В этом и заключается отличие вышивки икон от милых сердцу картин с цветами или котиками, где можно дать волю фантазии.

Сегодня существует большое разнообразие наборов для вышивания икон разных производителей и комплектаций, и выбрать то, что по душе, не составит труда.

№3

Перед началом работы над вышивкой советуют читать молитву “Перед началом иконописания”, а в процессе вышивания каждый раз перед началом и по окончании работы проговаривать молитвы “Перед началом всякого дела” и “По окончании дела”.


№4

При вышивании иконы нужно стараться думать только о светлом, добром, хорошем. Не следует браться за работу во время ссоры, семейных неурядиц, в состоянии душевной злобы, обиды или зависти. Окружайте себя позитивными и светлыми мыслями!

№5

Лучше не браться за работу после увеселительных мероприятий, а также в воскресный день и православные праздники — в эти дни верующим полагается посещать храм, читать молитвы и духовную литературу, поэтому вышивание (да и вообще любая работа) не рекомендуется.

№6

Приступив к работе, постарайтесь довести ее до конца, чтобы незаконченный образ не лежал вместе с другими вещами, а также не следует прерывать работу другой вышивкой или другими рукодельными делами.


№7

Если вышитую икону планируется использовать в дальнейшем для богослужения или молитвы, обязательно нужно освятить ее в церкви.

Своими советами и рекомендациями по вышивке икон с нами поделилась координатор работы дизайнерского отдела и руководитель отдела продаж фирмы “Паутинка ” Александра Слепова .


Набор для вышивания "Тайная вечеря". Производитель - "Паутинка"

— Вышивка иконы — это, прежде всего, творческий процесс и несомненно должен приносить удовольствие и радость, а так как результатом этого увлекательного занятия будет икона, то бесспорно вся работа должна проходить с настроением светлым и одухотворенным.

Что важно?

Рассматривая такое рукоделие через призму творчества, следует учитывать следующее.

Во-первых, нужен хороший настрой. Любое рукоделие пойдет хорошо и качественно, если вы этого желаете и выполняете работу с удовольствием и без напряжения, ощущая момент получения результата — великолепного творения собственными руками.

Во-вторых, выбор ориентируем на свой вкус и желание. При выборе картины (несмотря на то что в результате получится икона, пока образ не освящен в церкви считать его иконой неверно) необходимо опираться на собственные ощущения — нравится или не нравится. Так как даже если вышивка должна быть подарена, вы вложите в нее частичку себя и потратите много усилий и времени. А корпеть над тем, что не по душе — это пытка, а не удовольствие, и не даст готовой работе должного положительного эмоционального заряда! Выбор зависит только от вас.

Самые актуальные иконы — это Богородицы и Святые Чудотворцы, такие как Николай Угодник (Чудотворец), Матрона Московская, Ксения Петербургская, Стилиан — покровитель детей, Серафим Саровский и другие. Именную икону выбрать несложно, главное — знать имя, данное при крещении, того, кому планируется в дар икона.

В-третьих, это качество выбранного набора. И лучше, если это будет именно набор, а не схема, так как подбор цветов для иконы очень сложен и в готовых наборах проведен качественно и в соответствии с церковными канонами.

В-четвертых, техническая сторона. В наборах всегда присутствует подробная инструкция по вышивке, и ее рекомендуется придерживаться, стараться вышивать со средней натяжкой нити, чтобы не перетянуть работу и не сделать ее очень рыхлой, необходимо соблюдать наклон бисеринок в одну сторону, не делать перетяжек нити с обратной стороны (а лучше обойти это место вокруг), для вышивки бисером использовать лавсановую белую нить или хлопок/лавсан “30 мкм” простую швейную нить (тоненькую, как для оверлока). Обязательно отметим, что не стоит брать для вышивки мононить, а уж тем более леску, так как результат может быть печальным: прорезка ткани и разрыв лески или мононити при натяжке картины, провисание бисеринок при повышении температуры и так далее.

К вопросу о благословении

Самый интересный вопрос “Нужно ли получать в церкви благословение на работу?” — вопрос неоднозначный. Многое зависит от настоятеля церкви, в которой планируется освящение иконы. Из личного опыта, проверенного не единожды, в большинстве своем батюшки относятся очень положительно к таким произведениям искусства, с радостью идут навстречу и не настаивают на необходимости получения благословения. Объясняется это просто: до тех пор, пока образ не освящен — это картина, а не икона; в современных наборах, как правило, части тела и основные принадлежности Святых напечатаны, вышивается по сути только оклад иконы.

, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ :

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначала учиться

, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Разные техники