Православные страницы. Что такое соборование, когда и зачем оно проводится, кому нужно

Добрый день!
Наткнулся тут на уже несколько устаревшую новость - "Сына Золотухина могут отлучить от церкви из-за отца"

Краткая цитата:
"Отец Дионисий (Денис), родной сын Валерия Золотухина, совершил то, за что его могут отлучить от церкви. Дело в том, что он сам причастил и провел обряд елеосвящения собственного отца. В одиночку и от имени церкви отпустил грехи умирающему актеру, о которых тот позабыл. А ведь этот обряд запрещено совершать, если человек находится без сознания."

Пошарил в Инете - на многих церковных ресурсах существует упоминание о таком положении - насчет непроведения Таинства над больным без сознания.
Правда, ссылок на Каноны на этот счет там не приведено.
Может, кто-то натыкался именно на положения официальных церковных документов на этот счет, древних и современных?

Хотя скажу сразу - меня лично эта норма вводит в очень глубокое недоумение.
Я понимаю, что нельзя человеку, находящемуся в коме отпустить грахи на Исповеди - он не может в них покаяться.
Нельзя его причастить - поскольку нет его выраженного свободного согласия на Причащение именно в этот момент.
Хотя, опять же, этот пункт далеко не бесспорен.

Но ведь при Маслособоровании по определению врачуются грехи, о которых человек не может вспомнить - да и само Таинство проводится во исцеление души и тела.
Получается, Церковь в отношении к больным в коме выступает менее милосердной, чем официальная медицина?
Последняя тут же берется спасать пациента после черепно-мозговой травмы, инсульта, отравления, других тяжелых патологий - не спрашивая у него формального согласия, полагая его бай дефолт.
А Церковь почему-то считает, что человек, крещенный в христианской вере, ранее бывший более-менее сносным прихожанином православного храма, после потери сознания бай дефолт становится отступником? ;)

И как быть тогда с церковной позицией об эвтаназии?
Получается, что человек без сознания для Церкви уже не человек в собственном смысле слова - в Таинствах (спасительных, по крайней мере) он участвовать не может.
Слава Богу, хоть отпевать не запретили на основании того, что мертвец не может подтвердить свое согласие на православное погребение;)
Стало быть, бороться за жизнь больного без сознания, да еще с помощью медицинской науки (по сути, той же магии) - бессмысленно с церковной точки зрения?
Надо просто положиться на Волю Божью - а если Господь не сотворит чудо, отключить аппаратуру жизнеобеспечения и прекратить заливать в вены больному литры лекарств в реанимации и побыстрее звать батюшку для отпевания?

Интересно, а как такая практика соотносится с фундаментальной первоосновой Таинтва Елеосвящения - притчей о добром самарянине?
Следует ли понимать ее в свете цитированной выше практики проведения Таинства так, что данный "самарянин", окажись избитый разбойниками человек без сознания, не стал бы изливать на его раны елей и вино? ;)
В лучшем случае, подождал бы чуток, и, если бы жертва не пришла в сознание, ушел бы вслед за ветхозаветными священиком и левитом? ;)

Вопросы и ответы / Церковное окормление болящего человека. Как поступать болящему человеку в болезни, при лечении в больнице, перед операцией

    Священника можно пригласить домой из любой церкви. Священники соглашаются или не соглашаются идти домой в зависимости от своей занятости на приходе. К тяжелобольному не откажется прийти не один батюшка. Лучше приглашать священника из ближайшего храма. Для этого надо подойти к батюшке, на которого пал ваш выбор, после службы и договориться на конкретный день и время. Накануне прихода батюшки следует навести порядок в квартире, сделать уборку в комнате, где находится больной, переодеть его в чистую одежду и постелить чистое постельное белье. Около святого уголка (если он есть) расчистить стол, приготовить чистую скатерть, свечи, т.е. сделать все, чтобы священник, прийдя домой, имел возможность благоговейно разместить святые предметы, церковную утварь и Святые Дары, принесенные для причащения больного. Накануне, посоветовавшись с батюшкой, следует приготовить своего родственника к исповеди, прочитать ему “Правило ко святому причащению”.

    После того, как таинство совершится, будет уместно благодарно пожертвовать что-либо на храм, где служит батюшка, и какие-либо средства ему самому, попросив его помолиться за больного.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница», 2003.)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    В этом случае родственники больного должны молиться Богу о вразумлении своего тяжело страждущего, умирающего родственника, о том, чтобы Господь открыл ему свет истины и дал возможность подойти к таинствам исповеди и причастия. Необходим разговор, терпеливая беседа со своим родственником, терпеливые молитвы за него. В таких случаях лучше всего помолиться святому апостолу Иоанну Богослову, или родственники могут читать Псалтирь о вразумлении своего страждущего близкого.
    (Опубликовано в Журнале «Народный лекарь», 2003.)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Таинство соборования проводится сегодня в больницах, причем как индивидуально, так и в группах. Таинство соборования (по-другому в богослужебных книгах оно называется елеосвящением) установлено Господом Иисусом Христом. Соборование – это таинство исцеления, также это и таинство покаяния, потому что во время соборования человеку прощаются грехи, совершенные по неведению или грехи забытые, но не сокрытые сознательно.

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Можно, но только в том случае, если человек до того момента, как он потерял сознание, изъявлял желание, чтобы над ним было совершено это таинство.

    Психическое расстройство не является противопоказанием для таинства соборования.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Как любящие родственники, вы сделали по-человечески все, что могли. Однако с духовной точки зрения, конечно же, поступили эгоистично. Вы сделали не как лучше маме, а как лучше себе. Надо помнить, что христианин должен уходить из этого мира, если позволяют обстоятельства, в ясном разуме и сознании, молясь Богу. «Загрузить» его нейролептиками – значит лишить этого важного момента «непостыдной, мирной, христианской кончины». Некоторые христиане умирают без сознания или в коме – но это другое, это результат болезни, а не «творчество» родственников. То, что на вашей душе лежит тяжесть, ясно свидетельствует, что вы поступили неправильно. Надо было сперва посоветоваться со священником и испросить волю Божию. Поэтому вам следует прийти в храм и покаяться, поисповедоваться в этом грехе и больше так не поступать.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    "В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в таинстве покаяния и в совести своей примириться с Богом" (св. Феофан Затворник).

    Меня часто спрашивают, какие книги и иконы лучше всего взять с собой в больницу. Из книг лучше всего взять с собой святое Евангелие, а также одну из книг святых отцов – ту, которая больше всего в данный момент по душе и которую хотелось бы изучить за время болезни. А из икон лучше всего взять складень с изображением Спасителя, Божией матери, икону своего Ангела-хранителя и своего небесного покровителя. Если есть какой-либо избранный святой, который покровительствует вашему роду, семье или непосредственно вам, то возьмите с собой и его икону для того, чтобы просить его святых молитв.

    Особого молитвенного правила для больных людей, находящихся в больнице, не существует. Если есть возможность прочитать утренние и вечерние молитвы, то их следует прочитать. Если состояние здоровья не позволяет (например, в послеоперационный период), то надо прочесть столько молитв, сколько можете. Если вы не помните на память, то можете восполнить это чтением молитвы Господней или молитвы Пресвятой Богородице.

    Если, попав в больницу, вы хотите очистить свою душу и совесть таинством покаяния, то можете воспользоваться для этого такими простыми книгами, как «В помощь кающемуся» святителя Игнатия Брянчанинова или «Первая исповедь в больнице». Для того чтобы разобраться, как правильно исповедоваться и очищать свою душу, можете прибегнуть за помощью к священнику, окормляющему больницу, в которой вы находитесь.

    Иногда меня спрашивают, можно ли осенять крестным знамением лекарства, которые мы принимаем. Ответ на этот вопрос краток: не только можно, но и нужно.

    Если вам предстоит операция, то надо понимать, что страх перед операцией является естественной реакцией самосохранения человека. Душа каждого человека перед операцией томится и страждет. Как же уменьшить это чувство страха? Начните с того, что помолитесь Господу, чтобы Он благословил операцию, если Ему это угодно; если же не угодно – чтобы отвел ее или перенес на другое время, когда операция пройдет без осложнений и послужит во благо и во исцеление. Помолившись и положившись на волю Божию, далее воспринимайте все безропотно, ибо нет молитвы, Господом не услышанной.

    Вечером накануне операции, следует помолиться за всех медиков, которые примут в ней участие, затем прочитать вечернее молитвенное правило и лечь спать. С утра следует прочитать утренние молитвы и далее до самого момента операции молиться непрестанными короткими молитвами: «Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!»

    Многих волнует вопрос, можно ли снимать с себя крестик на время операции, если на этом настаивает хирург. Если врач требует, чтобы вы сняли крестик на время операции, то постарайтесь убедить его, чтобы он не заставлял вас как человека православной веры это делать. Однако если вы видите, что разгорается спор, скандал, то в этом случае лучше снять крестик или перевесить его на кисть руки, либо на палец, также в этом случае можно попросить анестезиолога положить ваш крестик во время операции рядом с вами на анестезиологическом столе.

    Как быть человеку, которому поставили диагноз «рак» и после выписки из больницы направили к онкологу? Прежде всего, посоветую такому человеку сохранять спокойствие, так как только в 30% случаев злокачественность образования подтверждается в дальнейшем лабораторно. Поставленный в общепрофильной больнице предварительный диагноз в дальнейшем следует подтвердить в онкологическом учреждении. Также посоветую такому человеку не затягивать с визитом к онкологу (даже при хорошем самочувствии), так как, если действительно имеет место онкологическое заболевание, может быть упущено время для эффективного лечения болезни.

    В заключение хочу сказать, что польза от обращения к Богу во время болезни несомненна, однако получать ее нередко мешают лень и атеистическое воспитание.

    Молитва Господня
    Отче наш, Иже еси на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Молитва Пресвятой Богородице
    Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

    Более подробно о том, как правильно вести себя в больнице, накануне операции и прочее Вы можете узнать из книги
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Согласно учению святых отцов, болезнь подается человеку вместо поста. Целью поста является обуздание и смирение тела. Болезнь же сама вменяется в пост, поэтому во время болезни пост человеку послабляется. Если по медицинским показаниям человеку необходимы мясные продукты или скоромное, то их следует вкушать во время болезни, несмотря на пост. Попав в больницу, человек должен спокойно вкушать все, что ему подается и благодарить Бога за посланную ему болезнь.

    Следует понимать, что смыслом любого поста является не слепое утеснение в пище, а сострадание со Христом и за Христа. Если болезнь переносится с благодарением Богу, то принимается Им равнозначно посту.

    Святой Феофан Затворник говорил, что Бог ни от кого не требует трудов сверх силы и что болезнь вменяется вместо поста и ценится даже более его. Таким образом, самое правильное и разумное для болящего не творить свою волю, а исполнять заветы святых отцов, наставления своих духовников и есть все, что дают в больничной столовой, а также приносят, посоветовавшись с лечащим врачом, близкие.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Действительно, ни с каким таинством не связано столько предрассудков, как с соборованием. Чего только не услышишь иной раз от прихожанок, мнящих себя знатоками Церковного Устава! Говорят, что после соборования нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное – что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда.

    Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом Иисусом Христом. В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы проповедуя по всей Палестине, мазали больных маслом и исцеляли их. Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он содеял грехи, простятся ему» (Иак. 5, 15-15).

    Елеосвящение – таинство исцеления. В нем невидимой благодатью прощаются грехи и облегчаются и исцеляются болезни души и тела. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал: «Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, – я могу прибегнуть к соборованию».

    Но и в телесной болезни человеку также необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Святой елей – освященное масло (растительное). Освященный елей многомощен. Разъясняя это, Симеон Солунский говорит: «Я узнал, сколько величайших и Божественных даров заключает в себе святой елей: в нем избавление от болезней, оставление грехов; он податель освящения, Божественного укрепления и, наконец, приводит в Царство Небесное… Хотя он и простой, но исполнен благодати чрез призывание на него имени Божия: ибо где призываете Бога, там все Божественно и все имеет силу Божию. Иереи суть лица Божественные, получившие в рукоположении силу Божию; посему елей, нам благословленный иереями посредством призывания Бога, Божественен и свят, и исполнен Божественной благодати Св. Духа».

    Елей освящается во время разных треб, но для больного важен тот, который освящен во время соборования. Им можно помазываться и добавлять в пищу.

    Большую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей святых, чудотворных икон. Ими желательно только помазываться (чело и больные места – крестообразно).

    Причем, чем острее и выраженнее симптомы заболевания, тем чаще нужно прибегать к святыням с верою и упованием на Бога.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Святыня в виде ваточки или кусочка ткани, пропитанного елеем, может прикладываться к больному месту. Когда ткань испачкается и станет негодной к употреблению, ее положено сжечь. В мусор выбрасывать нельзя.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Обычно соборование совершается на дому, у постели болящего, но Великом посту оно бывает в храмах. В ходе таинства, которое совершают несколько священников («собор»), освящается елей, прочитывается 7 отрывков из Посланий Апостолов и Евангелий, 7 пространных молитв. После каждого чтения батюшка помазует соборующимся голову, грудь, руки и ноги. Елей – образ милости Божией, любви и сострадания.

    Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи память человек может исповедать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Соборование в больнице совершается и часто носит индивидуальный характер. Степень тяжести состояния пациента и возможность удерживать свое сознание адекватным накладывает свой отпечаток на совершение этого таинства – у постели больного, в отделении реанимации, палате интенсивной терапии или общей палате. Над пациентом, находящимся в безсознательном состоянии таинство соборования можно совершать только в том случае, если он ранее выражал сознательное желание собороваться. То есть если больной хотел принять таинство тогда, когда мог отдавать отчет в своих поступках.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Физически здоровые люди могут прибегать к этому таинству только с благословения священника.

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Если началась серьезная болезнь, в первую очередь следует молиться, просить помощи у Господа, как этому учил преподобный Нил Синайский: «Прежде всякого лекарства и врача прибегай к молитве». Потом следует помолиться, чтобы Господь послал врача, который бы разобрался в болезни, смог поставить правильный диагноз; о том, чтобы Господь сделал врача своими руками, и о том, чтобы не от себя творил, а так, как благословлено свыше. Молиться нужно и во время болезни; прибегать к святыням: вкушать святую просфору, помазываться святым елеем, принимать внутрь и кропиться святой водой, читать молитвы святым угодникам Божиим, помогающим в болезни, особенно святому великомученику Пантелеимону, и положиться всецело на Промысел Божий.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоиерей Сергий Филимонов:

    Следует стараться благодушно переносить болезнь, терпеть приходящие страдания и помнить о том, что Господь не возложит на человека креста, который тот не сможет понести. Поэтому следует терпеть, молиться и просить у Господа укрепления души для перенесения имеющегося недуга.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

Соборование – это таинство, исцеляющее душу и тело. Оно относится к семи Таинствам в христианской церкви и совершается, чтобы избавить верующего от духовных и телесных заболеваний. Соборование позволяет отпустить грехи, о которых сам человек забыл или совершил по недоразумению, то есть «невольные». В священных книгах это таинство называется обычно елеосвящение.

Так как таинство часто совершает «собор» – несколько священников, то в православии используется название «соборование». Что это и для чего проводится, должен знать каждый верующий.

Совершают таинство несколько священников обычно семь, но всё чаще елеосвящение проводит один священнослужитель.

Соборование проводится в определённых случаях. Вот как разъясняют церковные правила, кому нужно собороваться и когда это можно делать:

  • при болезни (в любое время);
  • перед смертью (также в течение всего года);
  • перед Великим и Рождественским

Кто может собороваться

Суть таинства объясняет, зачем нужно собороваться, – это полное исцеление верующего от грехов, скорби и болезней. При этом телесное выздоровление становится результатом исцеления духовного после покаяния и искреннего обещания вести жизнь в соответствии с Божиими после прощения всех грехов. Просьбы об этом неоднократно повторяются в молитвах, которые читаются во время соборования.

Поэтому, в первую очередь, соборование проходят люди, больные духовно, те, которые находятся в скорби или депрессии, потеряли веру, также имеющие телесные заболевания. Если болезнь тяжёлая, затянулась, то таинство можно проводить до тех пор, пока больной не поправится. По свидетельствам тех, над кем оно проводилось , облегчение в большинстве случаев наступало сразу же после обряда. Зачастую больные даже исцелялись совершенно после соборования. Причём речь идёт не только о телесных заболеваниях, но и о душевных недугах, сильном горе, утрате веры в Бога и в себя, других духовных скорбях, которые не проходят после исповеди.

Соборование умирающего христианина вместе с последней исповедью готовит душу к отхождению в загробный мир.

Чтобы пройти этот обряд, нужно знать, кому можно собороваться. Для этого необходимо:

  • быть крещёным верующим христианином старше 7 лет;
  • находиться в сознании (не быть в агонии, коме, помутнении рассудка, алкогольном опьянении).

Женщин не соборуют во время менструации.

Нет единого мнения, можно ли соборовать здоровых людей. Однако считается, что в современной жизни сложно избежать духовных заболеваний – недостатка веры, мирских печалей, прегрешений и пр. Поэтому церковь рекомендует принимать соборование в Рождественский пост или Великий.

Подготовка к таинству

К таинству елеосвящения нужно подготовиться и знать, как проходит соборование. Его не проводят спонтанно, поэтому нужно заранее записаться на обряд в церкви либо пригласить домой священников (особенно если речь идёт о тяжелобольном или умирающем христианине).

Специально соблюдать пост перед соборованием необходимости нет, если оно совершается не в дни Великого или Рождественского поста, когда соблюдение ограничений поста само собой разумеется для истинно верующего христианина.

На соборование нужно попросить благословение у священнослужителя. Перед событием желательно исповедаться. Но можно пойти на исповедь и после таинства. Также после соборования нужно причаститься.

Как происходит обряд

Помазание совершается елеем – освящённым в церкви растительным маслом, предпочтительно оливковым. Это масло - древнейший христианский символ, с древних времён оно не только употреблялось в пищу, но и считалось лекарственным и даже косметическим средством, а также использовалось в светильниках.

Если елея было много, это воспринималось как Божье благословение. Перед служением и царствованием им помазывали священников, пророков, царей. Известно, что святые апостолы использовали елей при молитвах за их исцеление. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

Сам обряд соборования начинается с благословения священнослужителем. В настоящее время в православной церкви таинство чаще всего совершает один батюшка, несколько (семерых) приглашают, в том числе на дом, в особых случаях, например, к умирающему.

После этого читается канон (молитвенный гимн) и ектения (молитвенное прошение). Во время иерейской молитвы происходит освящение елея.

Затем батюшка читает семь отрывков из Евангелия и Апостола. После каждого из них читается ектения и тайносовершительная молитва , при чтении которой и происходит крестообразное помазание елеем, растворённым в вине, частей тела соборующегося:

  • ноздри;
  • щёки;
  • губы;
  • грудь;
  • руки.

Весь обряд повторяется семь раз.

После последнего помазания священнослужитель кладёт соборующемуся на голову Евангелие, читает разрешительную молитву, тем самым получая от Бога власть отпустить забытые и невольные грехи верующего, когда проводится соборование.

В католической церкви также совершается елеосвящение, которое имеет небольшие отличия от православного обряда.

Конечно, соборование не гарантирует полного исцеления, если сам человек не верует или неискренне раскаивается в своих грехах. Молитвы об исцелении начинаются с просьбы о прощении грехов, которая идёт от души. Если же грехи слишком тяжки, а к таким относятся, например:

  • блуд, прелюбодеяние;
  • отказ от веры, в т. ч. обращение к оккультным наукам и другим религиям;
  • убийство и др.

То прежде необходимо прибегнуть к таинству покаяния. Истинно верующий человек знает, что такое соборование, и как оно проводится, поэтому не имеет права «забыть» какие-то грехи во время в расчёте на то, что они простятся через обряд елеосвящения. Раскаяние в своих прегрешениях должно быть искренним, идти от сердца, тогда христианин может быть исцелён волей Божией.

История елеосвящения

Таинство елеосвящения упоминается в апостольских посланиях, где говорится о больных, которые уже не могут прийти в храм. Но с IV века началась практика соборования не в доме христианина, а в церкви. В Х веке стало принято совершать обряд не только над больным, но и над его домочадцами и даже домом. Такое общее соборование проникло на Русь из Греческой церкви в XVII веке. Первоначально его совершали в Великий Четверг и Великую Субботу.

Стоимость таинства

Что касается стоимости таинства, то нужно помнить древнюю истину, что церковь - не рынок. Но также надо помнить, что труд, в том числе священнослужителя, должен оплачиваться, ведь он требует не только физических, но и моральных затрат. Обычно храм сам устанавливает , сколько стоит соборование, но в большинстве церквей негласно принято брать плату посильную, сколько человек может заплатить. Если же верующий находится в крайней нужде или в другой исключительной ситуации, то батюшка может принять решение совершить соборование без платы, во славу Божию. Как бы то ни было, вопрос цены всегда можно обсудить со священником вашей церкви.

Что такое Соборование?

Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников – собор.

Зачем надо собороваться?

По учению Церкви, источник болезней заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:3-11). В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказа об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак. 5:15). Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения.

Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здоровьем отпущение прегрешений. Веруем, что ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются грехи, разрешение от которых он не мог получить в Таинстве Покаяния: грехи давние, забытые и не исповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя; грехи, совершенные в неведении; грехи, бывшие причиной болезни, но о которых больной не знал; грехи, которые больной по тяжкой немощи своей не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией отпускаются болящему через Таинство Елеосвящение.

Может ли Соборование приблизить смерть человека?

Не может. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность.

К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному действию Божьей благодати. Люди, подверженные суевериям боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Ни в коем случае нельзя верить и таким предрассудкам, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских отношений, не должен ходить в баню, принимать лекарства и т. п. Эти фантазии подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей.

Как подготовиться к Соборованию?

Надо получить благословение священника на Соборование. Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, сообщить свое имя, купить свечу. Если есть возможность, перед Соборованием желательно заранее исповедоваться в том, что осознается как грех.

Когда бывает Соборование?

В течение Великого поста соборование совершается несколько раз. В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время.

Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах. В этом случае слова апостола Иакова: «болен ли кто из вас» (Иак. 5:14), - принимаются в широком значении, то есть разумеются не только телесно больные, но и страждущие душевно, - имеющие скорбь, уныние, тяжесть от греховных страстей.

Надо ли поститься перед Соборованием?

Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение – это обязанность любого православного христианина.

Кто может собороваться?

Собороваться может любой крещенный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют.

Существуют неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только отпущение грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?

Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.

В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.

Можно ли собороваться младенцам?

Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?

Надо пригласить священника на дом.

Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?

Соборование не отменяет и не заменяет Таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.

Что делать с маслом, оставшимся с прошлогоднего Соборования?

Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться – крестообразно наносить на больные места, можно добавлять в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

Можно ли святым маслом мазать больные неблаговидные места?

Человека сотворил Бог и ничего скверного в нем нет, поэтому разрешается мазать любое место, когда оно болит. Но обычно, святым маслом с молитвой крестообразно помазывают следующие части тела: лоб, щеки, грудь, ладони и кисти рук, голени.

Что делать после Соборования?

После Соборования необходимо причаститься Святых Христовых Таин.

Действует ли на младенцев таинство причащения и действует ли таинство соборования на человека, который находится без сознания или в реанимации?

- Я скажу так: вы учтите, что благодать Божья - это не птичка в клетке. А что такое птичка в клетке? Она или есть в клетке, или её нет. Сумели - поймали, она вся там. Не поймали - её вообще нет. Благодать может действовать с разной силой: может и чуть-чуть, а может и с такой силой, как у Серафима Саровского - он светился как солнце, так, что смотреть было невозможно.

Так вот и здесь, когда речь идет о причащении детей. Мы должны понять общее правило. Что говорят святые отцы? «Бог не может спасти человека без воли самого человека», то есть без меня меня спасти. «Без меня меня женили» - помните такое? Так и в спасении: если бы это было возможно, то Бог спас бы Адама, вот и всё. Но не может, такова воля человека, такова его свобода.

Что имеет ребенок? Он имеет какое-то понимание, когда его причащают? Нет. Как же быть? Вот здесь-то и возникает очень серьезный вопрос: ребенок, пока он еще младенец, является, если хотите, частью своих родителей. И поскольку ребенок не имеет этой воли, не имеет свободы, кто может ее заменить, если ребенка хотят причастить? Кто?! Родители! Они должны подготовиться. Как? Волей сознания, так, как положено к причастию, и причаститься. И ребенок тогда причастится, ребенок тогда действительно получит ту полноту благодати, которой сподобляются его родители.

В противном случае, когда нет ни воли, ни разумения, тогда что? Что будет с мышкой, которая вдруг нечаянно съела частицу Святых даров? Причастилась ли она? Так вот, оказывается, тем, кто хочет причащать детей, надо не «просто так» - от телевизора к чаше, надо самим подготовиться, если мы хотим, чтобы причастие действительно было полезным. Чтобы благодать действовала максимально, насколько это возможно, на этого ребенка, а не «просто так». Вот когда причащают «просто так» - смотрите, чуть ли не каждое воскресенье носятся, причащают. И в тринадцать-четырнадцать лет - где же они, эти дети, которые уже должны все быть во Христе? Как где? На дискотеке. Поняли? Благодать нельзя загнать, знаете ли, одним актом.

Надо не забывать, что пишет Иоанн Златоуст: Иуда причастился на Тайной Вечери, но с этим причастием вошел в него не Христос, а сатана. Мы об этом совершенно не хотим думать, нам главное - сделать. Можно и сделать, а что пишет Серафим Саровский? «На земле ты причастился, а на небе остался непричащенным». Нам этого хочется? Мы хотим, чтобы наши дети действительно причащались. Для этого, дорогие родители, потрудитесь над собой. Конечно, вы тогда не сможете каждую неделю причащать ребенка, но не беспокойтесь - он свят, этот ребенок. С ним ничего не произойдет оттого, что вы не сможете причащать его каждую неделю, а вот хотя бы раз в месяц, но подготовьтесь сами и с ним причаститесь. Вот тогда для него будет действительно великое благо, и для вас, родители, и для ребенка. Вот тогда будет польза церковная. А то только детей носят, причащают, а ребенок еще во всю противится, а его насильно причащают. Такое ощущение, что мы насильно загоним в рай. Вот до чего мы дошли.

Бисероплетение