Фонетика звуки и буквы орфоэпия. Урок "Повторение

Тема: Понятие о фонетике, графике, орфоэпии. Орфоэпия и орфоэпические нормы. Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ.

Тип занятия: урок повторения и обобщения изученного.

Цель занятия :

Обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике, графике и орфоэпии;

Уметь находить орфоэпические нормы в словах;

Обобщить знания о звувах и буквах;

Совершенствовать навыки фонетического разбора.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Постановка цели занятия.

Сегодня на занятии мы повторим фонетику, графику и орфоэпию; закрепим умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора, используя типичные заданияв Рабочей тетради.

    Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.

Что изучает фонетика?

(Звуки речи.)

Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками?

(Графика.)

Чем различаются буква и звук?

(Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.)

Какую роль в языке выполняют звуки? Приведите примеры.

(Звуки в языке выполняют смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Лимон - лиман, доска - тоска.)

В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных ?

(При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

Назовите звонкие звуки.

Мы, звери, убежали. Догоняй! – звонкие:

м, з, в, р, б, ж, л, д, г, н, й

Назовите глухие звуки.

Стёпка, хочешь щец? Фи! – глухие:

с, т, п, к, х, ч, ш, щ, ц, ф .

Назовите звонкие и глухие звуки, образующие пары.

([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш] + мягкие пары.)

Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости ?

(9 непарных звонких (сонорных) согласных: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’].)

Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.

([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’] и др.)

Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости?

(3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’].)

Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры.

(Буквы е – [й’э], ё – [й’о], ю – [й’у], я – [й’а] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт.)

Как обозначается на письме мягкость согласных звуков? Приведите примеры.

(С помощью ь (мельче), букв е, ё, ю, я (ветер, лёд, люк, ляг) и т.п.)

Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в слове? Приведите примеры.

(Озвончение – замена глухого согласного парным ему звонким перед другим звонким согласным (просьба).

Оглушение - замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и перед глухим согласным (город, варежки).

Упрощение групп непроизносимых согласных лнц – [нц], здн – [зн], стн – [сн], стл – [сл], рдц – [рц] и др. (праздник – пра[зн]ик).

Уподобление звуков (ассимиляция): (смеяться – смея[ца]. Расподобление звуков (диссимиляция): ногти – [нохт’и].)

Что изучает орфоэпия?

(Правила произношения звуков и ударения в словах.)

4. Упражнения.

1.Сколько звуков [ц] в словах предложения: «Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск-Камчатский»?

2.Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?

(Гол, док, бока, дом, злой – кол, ток, пока, том, слой.)

3.В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

(Жирный, панцирь, широкий.)

4.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют. В словах льёт, поем, июнь, яркий, шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет, песня, люди - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

5.Выпишите слова, в которых:

а) количество букв совпадает с количеством звуков;

б) букв больше, чем звуков;

в) звуков больше, чем букв.

Сошью, модель, вестник, домовой, подъём, мель, ягнёнок, музейный, бульон, гость, вьётся, местный, юг.

(а) сошью, домовой, подъём, музейный, бульон, вьётся;

б) модель, вестник, мель, гость, местный;

в) ягнёнок, юг.)

6.Назовите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

(а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

б) озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

7.Вставьте пропущенные буквы и определите, как передаётся на письме звук [ш‘].

Изво_ик, пере_итать, до_атый, разно_ик, весну_атый, му_ина. (Извозч ик, пересч итать, дощ атый, разносч ик, веснушч атый, мужч ина.)

8. Поставьте ударение в словах. Подчеркните слова с ударением на втором слоге.

Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, километр, копировать, звонят, некролог, форзац, банты, столяр, торты, ходатайство, черпать, щавель, эксперт.

(Премирова́ть, катало́г, краси́вее , заку́порить , сре́дствами, добы́ча , балова́ть, киломе́тр, копи́ровать, звоня́т, некроло́г, фо́рзац, ба́нты, столя́р , то́рты, хода́тайство , че́рпать, щаве́ль , экспе́рт.)

9. Образуйте формы кратких причастий женского, мужского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение в словах.

Изменённый, нанесённый, начатый, приведённый, принятый.

(Изменённый – изменена́, изменён, изменено́, изменены́. Нанесённый - нанесена́, нанесён, нанесено́, нанесены́. Начатый - начата́, на́чат, на́чато, на́чаты. Приведённый - приведена́, приведён, приведено́, приведены́. Принятый – принята́, при́нят, при́нято, при́няты.)

10.Прочитайте вслух слова. В каких случаях чн произносится как [чн], [шн], возможно двоякое произношение?

Скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, точечный, подсвечник, двоечник, неудачный, булочная, беспорядочный, точно, девичник, горчичник, горничная, тренировочный, копеечный.

(Произносится как [чн]: точечный, неудачный, точно, тренировочный.

Произносится как [шн]: скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, двоечник, девичник, горчичник.

Возможно двоякое произношение: подсвечник, булочная, беспорядочный, горничная, копеечный.)

11 . Прочитайте вслух иностранные слова с гласной е и определите произношение предшествующего согласного.

Ка ф е, му з ей, т езис, па т ент, каш н е, де з инфекция, пас т еризация, кор т еж, про ф ессор, э сс е, р емарка, па т етика, д ебют, пре т ензия, д еп р ессия, сви т ер, неологизм, прин т ер, компе т ентность, э н ергия.

(Произноситсятвёрдый согласный: кафе, тезис, кашне, пастеризация, кортеж, эссе, патетика, претензия, свитер, принтер, энергия.

Произноситсямягкий согласный: музей, патент, дезинфекция, профессор, ремарка, дебют, депрессия, неологизм, компетентность.)

12.Составьте словосочетания или предложения с парами слов, обращая внимание на ударение.

Истекший – истёкший, совершенный - совершённый, призывной – призывный, подвижной – подвижный, переносной – переносный.

(Истекший период, срок – истёкший кровью, водой; совершенный вид – совершённый поступок, призывной возраст – призывный взгляд, подвижной состав– подвижный ребёнок, переносной телевизор– переносный смысл слова.)

5.Выполнение тестов.

Тест №1по теме «Фонетика. Орфоэпия.» (Задания блока А).

(Выполняют учащиеся самостоятельно, затем проверяем вместе.)

1. В каких словах все согласные звуки ЗВОНКИЕ?

Б. Удобный

В. Справа

Г. Взморье

1) А и Г 2) Б и Г 3) Б и В 4) В и Г

2. В каком слове при произношении происходит ОГЛУШЕНИЕ согласного звука?

1) сватовство 2) успешно 3) разместиться 4) приятный

    В каком слове произносится МЯГКИЙ ГЛУХОЙ ШИПЯЩИЙ СОГЛАСНЫЙ?

    щука 2) жалость 3) шарик 4) жила

    В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

    бледнЫ 2) нАчаты 3) дОговор 4) зАвидно

    В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

Ключ.

1)2; 2)1; 3)2; 4)4; 5)4.

Тест №2

1. В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?

1) честный 2) ёлка 3) праздник 4) подъём

2. Укажите согласный звук, не имеющий парного звонкого.

1) [ш] 2) [к] 3) [ч’] 4) [ф]

3. Определите ряд, в котором перечислены только твёрдые согласные звуки.

1) [ч], [ш], [ж] 2) [ж], [ч], [ц] 3) [ж], [ш], [ц] 4) [ц], [й], [ш]

4. Сколько звуков [ц] в предложении: «Наша сокурсница собирается отправиться в Братск»?

5. В каком слове нет звука [с]?

1) тесто 2) чист 3) готовиться 4) солнце

6. В каком слове все согласные мягкие?

1) взвесь 2) цыгане 3) конец 4) песни

7. В каком слове произносится звук [т]?

1) подкормлю 2) стяг 3) бросить 4) тесть

8. В каком слове нет звука [ы]?

1) цифра 2) в итоге 3) безыскусный 4) числа

9. В каком слове 4 звука?

1) пьёшь 2) лёд 3) боец 4) ялик

10. В каком слове есть согласный шипящий твёрдый звук?

1) чело 2) щавель 3) жизнь 4) чудеса

11. В каком слове есть согласный шипящий мягкий звук?

12. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) прелестный 2) сгибать 3) чеснок 4) поём

13. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) ёмкость 2) известный 3) пришёл 4) ядро

14. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) влез 2) дождь 3) взморье 4) синий

15. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного?

1) паровоз 2) дорожка 3) город 4) молотьба

16. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

1) косьба 2) сберечь 3) варежка 4) сбивать

Ключ.

1)4; 2)3; 3)3; 4) 4 звука; 5)3; 6)4; 7)1; 8) 4; 9) 1; 10) 3; 11) 3; 12) 4; 13) 2; 14) 3; 15) 4; 16) 3.

Тест №3 по теме «Фонетика. Орфоэпия.»

чащиеся выполняют самостоятельно.)

1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) нАчат 2) нАчато 3) нАчата 4) нАчаты

2. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) водопрОвод 2) газопрОвод 3) путепровОд 4) электропровОд

3. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) созвонИмся 2) пломбИровать 3) отключИт 4) чЕрпать

4. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Кузьминична [ч’н] 2) нарочно [ч’н] 3) скучно [шн] 4) девичник [ч’н]

5. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) тезис [т’] 2) тема [т] 3) свитер [т’] 4) принтер [т]

6. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) кофе [фэ] 2) партер [т’] 3) опека [п’о] 4) фонетика [нэ]

7. Подберите существительное к прилагательному рАзвитые:

1) игры 2) кудри 3) государства 4) дети

8. Какое существительное не сочетается с прилагательным истЕкший:

1)срок 2) период 3) кровью

Ключ . 1)3; 2)3; 3) 2; 4)3; 5)4; 6)4; 7)4; 8)3.

6.Подведение итогов занятия.

7.Домашнее задание.

Выполнить задание 1,2 по теме «Фонетика» в рабочей программе.

6 класс

урок №2

Тема:

Повторение. Фонетика, орфоэпия, графика.

Фонетический разбор слова. Орфография.

Развивающие: развивать навык звукобуквенного анализа слов

Образовательные : вспомнить основные характеристики гласных и согласных, вспомнить основные орфограммы, изученные в 5 классе, понятие нормы русского языка; предмет изучения фонетики, орфоэпии

Воспитательные: формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение, организация самостоятельной работы учащихся

    Орг. Момент

Приветствие. Число. Классная работа. Запись темы урока: Фонетика. Графика

    Проверка дз (два человека устное рассуждение на отметку)

    Основная часть

В прошлом году мы с вами много говорили о фонетике и фонетических процессах. Предлагаю вам проверить себя, написав небольшую самостоятельную работу. (10 минут)

    Запишите ответы на вопросы словами ДА или НЕТ:

    Есть ли в русском алфавите такие буквы, которые не обозначают никаких звуков?

    Можно ли говорить, что в слове конь мягкий знак смягчает букву н ?

1. Сколько звуков в словах елка, соль, Юля . Запишите цифрами.

вкусный?

(Сильные ученики могут, выполнив работу раньше остальных получить отметки, а остальные меняются тетрадями и происходит взаимопроверка под контролем учителя).

2.Фронтальный опрос

    Что такое фонетика?

    Какие звуки называются гласными?

    Какие звуки называются согласными?

    В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

    Что такое графика?

    Сколько букв в русском алфавите?

    Что такое орфоэпическая норма?

(поддержать положительный эмоциональный настрой детей)

3.Откроем учебники на с. 13. Там мы видим упр. 14. Кто прочитает задание?

(выполняем упражнение устно)

    Прочитаем вопрос на странице 14 и попробуем на него ответить

    Выполним упр. 18 устно

    Упражнение 19 письменно самостоятельно у доски и в тетрадях

    Рефлексия. Подведение итогов

    Домашнее задание.

с. 15 упр. 21(п).(Списать слова, поделив на 2 столбика, с Ь и без Ь)

    Выставление отметок

Резерв(упр. 22 письменно+ фонетический разбор слова лягушка)

Приложение 1.

1.Проверочная работа по теме «Фонетика и графика»

1)Запишите ответы на вопросы словами ДА или НЕТ:

1.Есть ли в русском алфавите такие буквы, которые не обозначают никаких звуков?

2.Можно ли говорить, что в слове конь мягкий знак смягчает букву н ?

2) Вопросы - задания, где нужно записать свои примеры:

1. Запишите два слова, где буква о обозначает звук а.

2. Запишите два слова, где буква б обозначает звук п.

3)Вопросы, на которые нужно ответить кратко, не объясняя свой ответ:

1. Сколько звуков в словах елка, соль, Юля . Запишите цифрами.

2. Каких звуков- звонких или глухих согласных больше в слове вкусный?

4) Запишите названия букв Ч, Ф, Л, К.

5)Запишите согласные, которые всегда мягкие.

6) Запишите согласные, которые всегда твердые.

7) Перепишите слова и поставьте ударение: алфавит, звонит, километр, квартал, торты.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока

по русскому языку на тему:

«Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор».

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Благодарновская СОШ»

Оренбургская обл.,

Тюльганского р-она, с. Благодарное

2018г.

Аннотация.

Урок «Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор» отражает учебный план и соответствует программе по русскому языку под редакцией

Гольцовой Н.Г. и Шамшина И.В. Урок ориентирован на воспроизведение имеющихся знаний, на закрепление навыков, развитие фонетической зоркости, а также на подготовку учащихся к ЕГЭ. Разработка урока прошла апробацию.

Введение.

Изучение данной темы всегда вызывает у учащихся определённые проблемы при сдачи ЕГЭ. Поэтому считаю необходимым использовать разнообразные формы и методы работы на уроке.

Форма урока : урок-практикум.

Ведущая компетенция : культуроведческая (знание обучающимися орфографических правил): работать над расширением словарного запаса и правильностью речи обучающихся.

Ведущий принцип : доступности, научности.

Подход : личностно – ориентированный.

Для данного урока мною были разработан дидактический материал, слайдовая презентация.

Урок характеризуется доступностью, наглядностью.

Успешно используются традиционные методы и современные педагогические технологии. Содержание урока полностью соответствует теме. Все этапы содержания урока связаны между собой. Созданы условия для формирования знаний на творческом уровне. Работа в парах опирается на индивидуальные особенности учащихся. Ученики ищут верное решение сообща, учатся сотрудничать.

Разные виды работы с классом обеспечивают постоянную смену видов деятельности учащихся. Соблюдаются здоровьсберегающие технологии.

На протяжении всего урока продумана обратная связь. Каждый ученик является активным участником урока, отстаивает свою точку зрения на основе своих доказательств.

На уроке творческая атмосфера, царит сотрудничество и взаимопонимание. Урок научно обоснован, методически выдержан. Очень гармонично, логично и точно подобраны все задания, работающие на общую идею урока. На протяжении всего урока ведется оценочная деятельность.

Урок имеет большое воспитательное значение. Урок интересный, эффективный и плодотворный.

Предмет: русский язык.

Тема: Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор

Цель : проверка и оценка уровня языковедческой компетенции учащихся в рамках темы «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Задачи урока :

1) образовательные - проверить и оценить знания учащихся по фонетике, графике, орфоэпии, акцентологические навыки и умения выполнять фонетический разбор и транскрипцию;

2) развивающие - способствовать развитию логического мышления (умению

Сравнивать и анализировать фонетические единицы и явления, выделять главное);

3 ) воспитательные - воспитывать интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока : повторительно-обобщающий .

Вид урока: стандартный

Материально-техническое обеспечение: карточки с заданиями; материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

Время проведения: раздел «Фонетика. Графика»

Класс, возрастная группа: 10класс .

Межпредметные и внутрипредметные связи: литература

Ход урока.

1.Организационная часть.

II. Формулирование темы и цели урока.

– Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

(А. И. Герцен) .

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.

Как вы понимаете смысл высказывания?

Что такое транскрипция?

О чём мы сегодня будем говорить?

Сформулируйте цель урока?

Что необходимо знать, чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ поданной теме?

III. Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.

1) Фронтальный опрос

Что изучает фонетика? (Звуки речи.)

Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? (Графика.)

Чем различаются буква и звук? (Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.)

На какие две большие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

В чём состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками (При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

Одним из задания тестов ЕГЭ – является задания из раздела «Орфоэпия».

Что изучает орфоэпия? (Правила произношения звуков и ударения в словах.)

2) Проверим свои знания на примерах

Поставьте ударение в словах. .

(Премирова́ть, катало́г , краси́вее , заку́порить , сре́дствами, добы́ча , балова́ть, копи́ровать, звоня́т, ба́нты, столя́р , то́рты, че́рпать, творог , экспе́рт .)

По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

В словах льёт, поем, июнь, яркий, шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет, песня, люди - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

Какие фонетические процессы вам известны? (оглушение, озвончение)

Эти процессы влияют на русскую орфографию.

(а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

б)озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

Также, вам знакомы такие фонетические процессы как ослабление произношения гласного звука в безударном положении, этот процесс называется - редукцией, запишите.

3) Вспомним фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова

Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов).

в [ф] – согласный, твердый, глухой.

е [и] – гласный, безударный.

р [р] – согласный, твердый, звонкий.

о [а] – гласный, безударный.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

с –

и [и́] – гласный, ударный.

й [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

с [с] – согласный, твердый, глухой.

к [к] – согласный, твердый, глухой.

а [а] – гласный, безударный.

я [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

[а] – гласный, безударный.

13 букв, 13 звуков

Сделаем фонетический разбор слов по вариантам.

Скамья - -2 слога

с-[с]-согласный, глухой, твердый, парный;

к-[к]-согласный, глухой, твердый, парный;

а-[а]-гласный, безударный;

м-[м’]-согласный, звонкий, мягкий, сонорный;

ь-[- ]

я-[й’]-согласный, звонкий, мягкий;

[а]-гласный, ударный;

6 букв, 6 звуков.

Съезд - – 1 слог

ъ-[-]

[ й’]-согласный, звонкий, мягкий;

[э]-гласный, безударный;

с-[с]-согласный, глухой, твердый;

т-[т]- согласный, глухой, твердый ;

5 букв, 5 звуков.

– В слове съезд происходит оглушение звонких согласных конце слова.

В сильной позиции съезды (для проверки написания)

4) Прочитайте транскрипцию и запишите предложение

[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у

то св’этлуй’у то груснуй’у]

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную

(А. Прокофьев)

- Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности? Звук[У ]

Поэты, повторяя гласные или группируя их по одинаковости звучания, пользуются приемом ассонанса.

Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков.

- Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность? Шипящие: [ч ], [ш ]

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.» (К. Бальмонт)

Что удается достичь поэту благодаря повтору шипящих согласных? -Слышится шуршание камышей.

Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных.

Также прослушайте отрывок и скажите какой приём использует А.С. Пушкин

Ш и пе нье пе нистых бокалов и

п у нш а п ламе нь голубой.....

Звуки русского языка очень музыкальны. Фонетика- это «звучащая, выразительная музыка нашей речи».

IV.Закрепление.

А теперь свои знания по разделам фонетика и орфоэпия примените на заданиях ЕГЭ.

1)включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла

1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ.

Ответы:А14-3; 4. А1- 2; 4.

Взаимопроверка.

V.Итог урока.

Выполнили цель урока и задачи?

VI. Рефлексия

Составьте синквейн по теме урока

VII. Д\з: тесты

Список используемых источников:

  1. Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Русский язык , 1988. - 704 с. - ISBN 5-200-00315-6
  2. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1950; 5-е изд. М., 1972
  3. Русское литературное произношение и ударение / Под ред. Р. И. Аванесова, С. И. Ожегова. М., 1955; 2-е изд. М., 1960.
  4. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. К. И. Былинского. М., 1960; 6-е изд. испр. и доп. Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1985.
  5. Воронцова В. Л. Русское литературное ударение XVIII – XX вв. Формы словоизменения. М., 1979. (К монографии прилагается обширный словник с комментариями).
  6. Агеенко Ф. Д. Ударения в названиях Москвы и в географических названиях Московской области: Словарь-справочник. М., 1983.
  7. Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Ок. 63 500 слов / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983.
  8. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка: около 76 000 словарных единиц. М., 1993.

Приложение

Карточки с заданиями

  1. Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

[быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’и т’ашкай’а аб’азанаст’ / а прастой’э разв’ит’ий’э внутр’эн’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’и гавар’ит / што на пч’ил’э л’эжыт св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от / ана й"эво дэлайэт \ патаму што ана пч’ила //] (А. И. Герцен) .

  1. Поставьте ударение в словах. Выпишите слова с ударением на втором слоге . Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.
  2. По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

Выпишите в два столбика, объясните.

(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют.)

  1. Назовите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

  1. Прочитайте транскрипцию и запишите предложение

[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у

то св’этлуй’у то груснуй’у]

  1. Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность? Шипящие: [ч], [ш]

«Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Бальмонт)

  1. Тест

1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла

2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ.



Цели занятия: Повторить знания по фонетике (они способствуют развитию грамотности!) Познакомиться с заданиями ЕГЭ, касающимися фонетики (вдруг мы будем сдавать ЕГЭ!) Закрепить полученные знания на практике (не будем делать ошибок, основанных фонетических правилах)




Ответьте на вопросы: Что изучает фонетика? Фонетика изучает звучащую речь На какие две группы делятся звуки? Гласные и согласные На какие группы делятся согласные? Звонкие-глухие, мягкие-твёрдые Какие согласные всегда твёрдые? Ж, ш, ц Какие согласные всегда мягкие? Й, щ, ч


Ответьте на вопросы Какие согласные всегда звонкие? л, м, н, р, й Какие согласные всегда глухие? щ, х, ц, ч Какие гласные буквы обозначают два звука? е, ё, ю, я В каких случаях возникает звук й? В начале слова, после разделительного ъ и ь знаков, после гласных


Фонетический разбор 1. Запишите фонетическую транскрипцию слова. 2. Поставьте ударение в слове, укажите ударный слог. 3. Разбейте слово на слоги, ука­ жите количество слогов. 4. Укажите, какие звуки обозначают буквы. Охаракте­ ризуйте звуки слова. Гласные: ударные безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные). 5. Укажите количество звуков и букв. Образец фонетического разбора слова отбелить [^дб"и э л"йт"] 3-ий слог является ударным [^-дб"и э -л"йт"] о [^] гласный, безудар­ный; т [д] согласный, твёрдый (пара [д"]), звонкий (пара [т]); б [б"] согласный, мягкий (пара [б]), звонкий (пара [п"]); е [и э ] гласный, безударный; л [л"] согласный, мягкий (пара [л]), звонкий (пара [-]); и [й] гласный, ударный; обозначен буквой «и»; т [т"] согласный, мягкий (пара [т]), глухой (пара [д"]); 8 букв, 7 звуков






Звонкие согласные Оглушаются Не оглушаются 1. В конце слова 2. Перед глухими согласными Перед сонорными Р, М, Н, Л, Й Тренировочное упражнение Выберите слова, в которых оглушаются согласные: пруд, ветер, тест, хлеб, бревно, дневной, ложка, голубка Проверь себя




Теме «Фонетика» в КИМах посвящено задание А1. За него вы можете получить 1 балл. Примеры заданий: А1. В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1) Приют 2) съесть 3) смеются 4) грустный А1. В каком слове звуков больше, чем букв? 1) Мясо 2) ярлык 3) коляска 4) сказка А1. В каком слове букв больше, чем звуков? 1) Гений 2) влиять 3) кольцо 4) наряд


















Урок русского языка для учащихся 9 класса

на тему:

«Повторение. Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Цели:

    Обобщить знания по теме: «Фонетика».

    Углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии.

3.Совершенствовать орфоэпические навыки.

4.Закрепить навыки фонетического разбора.

5. Вести подготовку к итоговой аттестации.

Учебные материалы : Презентация, карточки, тест, текст, словарь

План урока:

    Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим имеющиеся знания о фонетике, графике, орфоэпии; систематизируем представления об основных фонетических процессах и звуковых значениях букв, совершенствуем навыки фонетического разбора слова. В конце урока подведем итог нашей работы, поработав с тестом на оценку. (Запись числа и темы урока – Слайд )

Эпиграфом к уроку возьмем слова Н. В. Гоголя:

« Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш». Слова Гоголя не записываем, вернемся к ним через некоторое время.

    Фронтальный опрос на повторение и обобщение теоретического материала по теме «Фонетика», сопровождающийся презентацией.

    Что называется фонетикой (после ответа учеников показываю определение на слайде)

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

    Что называется орфоэпией? (слайд)

Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий правильное произношение звуков, слов.

    Что изучает графика? (слайд)

Графика устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, изучает соотношения между буквами и звуками.

Учитель: Сколько букв в русском алфавите?

Ученики: 33

    На какие 2 большие группы делятся все звуки?

Ученики: Согласные и гласные.

    Перечислите звуки гласные. (слайд)

[ а] , [ о] , [ э] , [ и] , [ ы] , [ у] .

6. Перечислите некоторые согласные звуки.

7. Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая каких-либо преград. Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает какие-либо преграды. Согласные состоят из одного шума или шума и голоса.

    Мы знаем, что большинство согласных звуков образуют пары по твердости и мягкости, по звонкости и глухости. (слайд)

Согласные звуки

твердые мягкие звонкие глухие

Назовите согласные звуки, которые бывают только твердые, только мягкие, только звонкие, только глухие.(слайд продолжается)

[ж] [ш] [ ц] [ч] [й] [щ] [й] [р] [л] [м] [н] [х] [ц] [ч] [щ]

9. Какие буквы имеют два звука?

Ученики : Е Ё Ю Я

10.Когда буква Е, Ё, Ю, Я дают 2 звука? (слайд)

Е Ё Ю Я дают два звука:

1. В начале слова ЯМА - [ йа]ма

2. После разделительных Ъ и Ь ВЬЮГА – в[йу]га

3. После гласных АРМИЯ – арми[йа]

Итак: Мы повторили изученные правила по теме урока, а теперь мы закрепим эти знания в практических упражнениях.

III . Проверка знаний. Отработка умений и навыков .

    Предлагаются задания на карточках двум ученикам – они работают на доске.

Задание: Выпишите слова

1 ученик: в которых буквы Е Ё Ю Я обозначают 1 звук

2 ученик: в которых буквы Е Ё Ю Я обозначают 2 звука

Слова: Петли, полет, скамья, язык, ругаться, льет, любить, влево, длинная, слушают, весь, молодая.

    Весь класс работает над заданием на слайде: Написание какого слова расходится с произношением?

Жизнь, счастье, мир, победа, школа, праздник, радость, салют.

Запишите выделенные слова в столбик, укажите количество букв и звуков в выделенных словах. Проверьте со слайда.

Жизнь – 5 букв, 4 звука

Счастье – 7 букв, 6 звуков

Победа – 6 букв, 6 звуков

Праздник – 8 букв, 7 звуков

Радость – 7 букв, 6 звуков

Салют – 5 букв, 5 звуков

Проверка задания ребят, которые работают у доски.

Итак: Мы видим, что написание слова часто не совпадает с его произношением. Чтобы правильно написать слово, необходимо знать соответствующие орфографические правила, но оговаривать изученные правила написания орфограмм мы будем на следующих уроках.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Энергизатор: «Группа А» (Упражнение для снятия напряжения, снятия усталости)

Учитель : Ребята, давайте вспомним, что такое ударение и какой характер оно имеет в русском языке.

Ученик: Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. (слайд) Русское ударение свободное, разноместное. Подвижное. Например: Лист- листа, возможны два варианта постановки ударения: По средАм- по срЕдам.

Учитель: А теперь я предлагаю следующее задание(слайд):

Поставьте ударение в словах, сгруппировав их по следующему принципу:

1 вариант: с ударением на первом слоге.

2 вариант: с ударением на последнем слоге.

3 вариант: с двумя равнозначными вариантами.

Слова на слайде: Вертит, облегчить, на двери, силос, звонишь, компас, каталог, ржаветь, средства, жалюзи, кулинария, кремы, диспансер, колледж, начал, щавель, по средам, памятуя, столяр, свекла, дефис, творог, движимый, досуг, понял, заняла.

Проверка со слайда:

1 вариант: вЕртит, сИлос, кОмпас, срЕдства, крЕмы, нАчал, пАмятуя, свЁкла, двИжимый, пОнял.

2 вариант: облегчИть, звонИшь, каталОг, жалюзИ, диспансЕр, щавЕль, столЯр, дефИс, досУг, занялА.

3 вариант: на дверИ, на двЕри, ржАветь, ржавЕть, кулинАрия, кулинарИя, коллЕдж, кОлледж, по срЕдам, по средАм, твОрог, творОг.

Учитель: Ребята, к какому источнику знаний мы должны обратиться, если мы затрудняемся поставить ударение в слове? Напомню, в случае затруднения при постановке ударения в словах, необходимо обратиться к Орфографическому словарю, например автора Д.Н. Ушакова. Показываю словарь. А теперь откроем лингвистическую страничку.

(Слайд с фотографией Ушакова и текстом) – читает ученик

Дмитрий Николаевич Ушаков (1873 – 1942) – русский лингвист. Работал в области диалектологии, орфографии, орфоэпии, был главным редактором «Толкового словаря». Является автором «Орфографического словаря», которым и сегодня пользуются школьники.

IV . Учитель : Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Подумайте, какова основная мысль высказывания Н.В Гоголя. Приведите аргументы, подтверждающие высказанную автором мысль.

Ученик : У каждого поэта свой стих, свой особенный стиль, можно сказать свой особенный звон. Нас порой заставляет содрогнуться суровый стих Державина, пленяют слух читателя удивительные, чарующие строки Пушкина, полны боли, негодования многие стихи М.Ю Лермонтова. Все они, точно разнозвонные колокола разнесли благозвучие по русской земле.

Учитель : На слайде вы видите стихотворение А.Т. Твардовского (поэт, писатель, публицист 20 века – 2 1 июня ему исполняется 100 лет со дня рождения) Прочитайте его и пронаблюдайте, каковы особенности стиля стихотворения Твардовского.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

А. Т. Твардовский

Ученик: В этом стихотворении мы слышим призыв помнить о страшных годах войны. Первая строчка звучит торжественно, а во второй мы слышим печаль, разочарование, боль от того, что война принесла горе многим людям. Третья строчка – просьба к людям не забывать о войне.

Учитель : Ребята, а какой звук чаще всего повторяется в строчках этого стихотворения?

Ученики : [ о]

Учитель: А знаете ли вы, что прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков, называется АССОНАНСОМ? (на доску вывешивается определение АССОНАНС –если дети не знают этого определения)

Ассонанс – это один из видов выразительного средства фонетики – звукописи.

Задание: Сделаем фонетический разбор слова война 1 ученик у доски

Вой – на

В-[в] – согл., зв., тв.,парн.

О-[а]-глас., безуд.

Й-[й]- согл., зв., мяг.. непар.

Н-[н]- согл., зв., тв., непар.

А-[ а]- гл., удар.

_____________

5 букв, 5 звуков

Итак: Мы повторили правило фонетического разбора слова.

Учитель : Выбор стихотворения Твардовского неслучайный – в мае 2010 года вся наша страна отмечает 65-летие Дня Победы в ВОВ.

Запишите домашнее задание в тетрадь :

Упр. 284 –списать, расставить знаки препинания, сделать фонетический разбор 2 слов.

Кто хочет получить оценку дополнительно, то сделайте тест по фонетике подобный тому, который мы будем делать сейчас.

V . ТЕСТ (на слайде и карточках)

1. В каком ряду слов расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

А. рать, юг, мир Б. тест, люди, баян

В. слёт, еда, время Г. счет, кровь, друг

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

А. царевна Б. лавка В.везде Г. герб

3. В каком слове произносится звук [о]?

А. зажёг Б. подарок В. шоколад Г. дрова

4. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

А. дешева Б. принят В. без вести Г. цыган

5. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные?

А. д ефицит, д ирижер, д еликат есы;

Б. д ешифровать, д ет ектив, д екольте;

В. д елегировать, д етализировать, д емократизация;

Ответы: 1. А 2. В 3. А 4. Б 5. В

Взаимопроверка. Ответы на слайде. Выставление оценок.

Итог урока.

Учитель: Какие понятия мы сегодня повторили? Какие практические навыки развивали или приобрели? К словам каких русских писателей обращались? Что особенно запомнилось на уроке?

А теперь для каждого сюрприз и подарок –таблица с теоретическим материалом по разделу «Фонетика» - Пусть эта таблица будет первой страницей вашей папки «Подготовка к экзамену».

Канзаши