Защита прав инвалидов

Содержание

Юридическая помощь инвалидам и лиц с ОВЗ — права инвалидов в России и их защита!

Круглосуточная Юридическая консультация по телефону

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: 8 495 938-60-52

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: 8 812 467-44-57

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: 8 800 350-91-74

Формирование института защиты нетрудоспособных членов общества и людей с ограниченными возможностями в рамках правового поля началось еще на стадии формирования государственности и гражданского общества. Сегодня помимо правовой поддержки осуществляется благотворительная помощь инвалидам 1, 2 и 3 группы специальными и общественными организациями. Сама помощь людям с ограниченными возможностями позиционируется, как моральная обязанность трудоспособных его представителей.

В рамках государственной политики предусмотрены соответствующие социальные обязательства, закрепленные на законодательном уровне, создается нормативно-правовая база, обеспечивающая социальную поддержку и защищенность данной категории граждан. Кроме того, действует программа помощи инвалидам, разработанная на федеральном и региональном уровне.

Нормативно-правовые основы защиты прав инвалидов

Проявлением толерантности общества является введение официального понятия, заменяющего в официальных документах понятие «инвалид» — люди с ограниченными возможностями. Среди основополагающих документов, закрепляющих права людей с ограниченными возможностями, можно назвать декларацию и конвенцию о правах инвалидов.

Официальное определение понятию «инвалид» дает декларация о правах инвалидов, перечисляющий принципы, на которых основываются права и социальная защищенность категории граждан с ограниченными возможностями. Данный международный документ принят Ассамблеей ООН в 1975 году. Особенностью данного документа является тот момент, что обязательной юридической силы для государств он не имеет, но ссылаться на его положения и статьи в ходе судебных разбирательств допускается, а судебные органы принимают такого рода ссылки к сведению, считая их законными и обоснованными.

Одновременно действует и конвенция о правах инвалидов – это международный правой акт, принятый в ООН в 2006 году, и начавший свою работу в 2008 году. Данный документ принят к действию более чем в 173 государствах. Конвенция обладает юридической силой в тех государствах, которыми она была ратифицирована.

Законные права людей с ограниченными возможностями

Декларация и конвенция дают общие основы для нормативно-правовой базы, перечисляю спектр основных социально-экономических, культурных и политических прав данной категории граждан. Основываясь на положениях данных международных документов, создается нормативно-правовая база, обеспечивающая социальные гарантии и защиту прав инвалидов.

Права инвалидов закрепляются в конституциях и федеральных законах. В российском законодательстве положения международных документов, нашли в свое отражения в следующих законах и нормативно-правовых актах:

  • Закон о государственной и социальной помощи;
  • О социальной защите инвалидов в РФ;
  • Закон о социальном обслуживании инвалидов;
  • Трудовой и жилищный кодексы;
  • Закон о ветеранах.

Данными федеральными законами обусловлена психологическая помощь инвалидам, медицинское обслуживание на льготных условиях, обеспечение медикаментами и лекарственными препаратами. В принятых дополнительно инструкциях определяется порядок предоставления психологической и медицинской помощи. Законом о государственной поддержке обеспечиваются медицинские права инвалидов и лиц с ОВЗ, права на образование, профессиональную подготовку и социальные льготы.

Таким образом, федеральное законодательство разработано таким образом, чтобы создать для таких людей условия, которые позволят им быть полноценными и полноправными членами гражданского общества.

Практические моменты помощи и правовой поддержки инвалидов

Помимо создания норм, определяющих права и социальную поддержку категории граждан с ограниченными возможностями, необходимо обеспечить и практическую помощь в осуществлении своих прав данной категории граждан. В первую очередь государством предусматривается защита прав инвалидов прокуратурой.

Многими крупными юридическими компаниями и фирмами, в рамках социальной направленности своей деятельности, осуществляется бесплатная юридическая помощь инвалидам 1, 2 и 3 группы. В основном же данный функционал по обеспечению доступности и безвозмездной правой поддержки и помощи возложен на органы социальной защиты населения.

Так, при возникновении вопроса, о том, куда обращаться по защите прав инвалидов в РФ, рекомендуется воспользоваться помощью следующих организаций и государственных органов:

  • Органы прокуратуры РФ;
  • Органы обеспечения социальной защиты;
  • Общество инвалидов на региональных и муниципальных уровнях.

Федеральный закон о государственной и социальной помощи определяет, когда и в каких случаях дается инвалидность, очерчивая круг и перечень заболеваний и патологических изменений, а также порядок получения и оформления инвалидности. Сам процесс определения медицинских показаний на предмет получения инвалидности возложен на специально созданные комиссии в рамках учреждений здравоохранения. Одновременно с этими моментами закон определяет права инвалидов 1 группы в России, а также основные права инвалидов 2 группы в РФ.

В особую группу законодатель выделяет 3 группу инвалидности. Люди в данной группе относятся к категории трудоспособного населения, а перечень льгот для них условно ограничен. Как правило, это касается социальных выплат. Вопрос о том, что дает 3 группа инвалидности, освещается не только в законодательстве, но и дополняется специальными инструкциями органов социальной защиты.

Спектр того, на что имеет право инвалид 3 группы в 2019 году можно представить следующими моментами:

  • Пенсию по инвалидности, сегодня ее размер составляет в пределах 7 тыс.рублей, при этом минимальный размер составляет от 3 625 тыс.руб., а рассчитывается она с учетом трудового стажа, ;
  • Доплату к пенсии с учетом состава семьи – 1919 рублей;
  • Снижение платы на услуги ЖКХ – до 50%;
  • Постановка в очередь на улучшение условий жилья;
  • Приобретение земли под строительство на льготных условиях с 50% скидкой;
  • Проезд с 50% скидкой на 1 поезду (туда-обратно) на ЖД транспорте;
  • Приобретение препаратов и медикаментов со скидкой;
  • Приобретение путевок в санатории с 50% скидкой.

Таким образом, инвалидность 3 группы предусматривает скидки на ряд жилищно-коммунальных услуг, санаторное лечение, медикаменты, проезд.

Реализация инвалидами своих прав

Инвалиды, как и любые другие граждане, реализовывают свои права посредством применения правовых норм через соблюдение их, исполнение и использование.

Граждане-инвалиды, в том числе дети, могут реализовывать права как непосредственно, т.е. лично, так и через своих законных представителей (на основании выданной доверенности или в силу недееспособности, т.е. когда инвалид не может самостоятельно приобретать и осуществлять свои права и обязанности).

В настоящее время инвалиды могут реализовать и защищать свои права на основании следующих законов (список неисчерпывающий):

  • Конвенции ООН о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006 г. резолюцией Генеральной Ассамблеeй ООН N 61/106);
  • Конституции РФ;
  • УК РФ;
  • ГК РФ;
  • ТК РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  • ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
  • ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
  • Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 «О занятости населения в РФ»;
  • ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
  • ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Полный текст федерального закона о защите прав инвалидов №181.

Если какие-либо из перечисленных норм противоречат Конвенции, то они не подлежат применению.

Конвенция по отношению к любому закону России, в том числе и по отношению к Конституции, имеет преимущественное значение (ст.15 Конституции РФ).

Конвенция о защите прав инвалидов

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», это означает, что нормы Конвенции распространяются на российских граждан, юридических лиц и на государство в целом.

Термин «Конвенция» используется для обозначения официального международного многостороннего договора, который открыт для подписания странами, не являющимися участниками Конвенции.

Это первый международный договор по правам человека (инвалидов), который ратифицировала наднациональная международная организация Европейский Союз. Конвенция имеет 147 подписей.

Конвенция состоит из преамбулы, 50-ти статей и факультативного Протокола к ней. Стоит отметить, что РФ ратифицировала только текст самой Конвенции, Протокол же так и остался нератифицированным.

Что определяет Конвенция:

  • Минимальное определение инвалидности, например эпилепсии. Это лица “с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими”.
  • Основные права и свободы инвалидов в важнейших сферах человеческой жизни:
    • Личные:
      • Право на равенство и недискриминацию – ст.5;
      • Право на жизнь – ст.10;
      • Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания — ст.15;
      • Свобода передвижения и гражданство – ст.18;
      • Уважение дома и семьи – ст.23, и т.д.
    • Политические:
      • Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации – ст.21;
      • Право на участие в политической и общественной жизни – ст.29;
    • Социальные и экономические:
      • Обязанность государства на просветительно-воспитательную работу – ст.8
      • Право на доступную среду – ст.9;
      • Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства –ст.16;
      • Право на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество – ст.19;
      • Право на образование – ст.24;
      • Право на наивысший достижимый уровень здоровья – ст.25;
      • Право на абилитацию и реабилитацию – ст.26, и т.д.
    • Культурные:
      • Право на участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом – ст.30.
  • Международное сотрудничество;
  • Учреждает Комитет по правам инвалидов, который состоит из 18 независимых экспертов. В их обязанность входит контроль за выполнением норм Конвенции странами, ратифицировавшими ее. Все страны на регулярной основе предоставляют в Комитет свои доклады об исполнении своих прав и обязанностей, вытекающих из Конвенции.

    Комитет после изучения докладов выносит свои предложения, замечания, общие рекомендации, которые передаются соответствующему государству-участнику в виде заключительных замечаний.Для стран, которые ратифицировали Факультативный протокол (РФ к ним не относится), Комитет является независимым международным органом, который исполняет еще две дополнительные функции:

  • Принимает и рассматривает индивидуальные жалобы граждан и юр.лиц;
  • Проводит расследование в случае действительный грубых и систематических нарушений Конвенции.

Как уже было отмечено, россияне не могут обратиться в данный Комитет на незаконные действия РФ, в случае исчерпания всех внутренних средств защиты.

Полный текст конвенции о защите прав инвалидов.

Нарушение прав инвалидов — это …

Нарушение прав инвалидов, как и любое другое нарушение обусловлено следующим. Это противоправное деяние гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением.

Противоправность имеет несколько признаков:

  1. Наличие деяния – т.е. может быть в виде активного действия или бездействия;
  2. Причинение вреда — направлено против общества;
  3. Наличие вины – психическое отношение лица к своему деянию и к последствиям. Вина бывает двух форм: в виде неосторожности и в виде прямого умысла.
  4. Ответственность за нарушение прав, кто и как защищает права инвалидов? (социальная защита инвалидов).

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности или нарушение иных прав инвалидов, виновные лица, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. В случае наличия правонарушения в отношение инвалида, следует понять, это преступление или проступок.

Преступление

Опасное правонарушение, запрещенное УК РФ, за которое следует уголовная ответственность.

Проступок

Общественно опасное правонарушение с меньшей степенью общественной опасности, за которое предусмотрена гражданская или административная ответственность.

Уголовная ответственность Гражданская ответственность Административная ответственность
По статьям против жизни и здоровья 111, 112, 113, 116, 117 УК РФ в результате чего человек стал инвалидом. Неправильное начисление пенсии (ФЗ о пенсиях). Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП РФ).
По статье халатность (ст.124), связанной с неисполнением должностным лицом норм, обеспечивающие инвалидам их права. Дискриминация при осуществлении инвалидом права на образование (ст.19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ). Незаконная парковка на месте для инвалидов (ч.2 ст.12.19 КоАП РФ).

Если права инвалида были нарушены, то непосредственно сам инвалид, либо заинтересованные лица могут обратиться в суд за восстановлением его прав.

Если заявителю не удалось восстановить свои права в российских судах Истец может обратиться в Европейский суд по правам человека. Этот суд рассматривает дела, связанные с нарушением прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., при условии исчерпания всех внутренних средств правовой защиты в течение 6 месяцев.

ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено создание социальной защиты для инвалидов. Эти функции отведены общественным объединениям, которые создаются и действуют с целью защиты прав и законных интересов инвалидов. Эти объединения обеспечивают инвалидам равные с другими гражданами возможности.

Государство обязано таким учреждениям оказывать всестороннюю помощь и содействие (материальную, техническую) вплоть до их финансирования. Представители общественных объединений инвалидов участвуют в законодательном процессе по вопросам, затрагивающим интересы инвалидов.

Наивысшем актом по защите прав инвалидов (см. права инвалидов первой группы) является Конвенция ООН «О правах инвалидов».

Нашим государством приняты конкретные меры по реализации данной Конвенции, которые нашли свое отражение в федеральной программе «Доступная среда» на 2011-2015 г.г., которая была продлена до 2020 года.

Этой программой предусмотрено принятие большого количества мер по созданию «безбарьерной среды», обеспечение мобильности инвалидов, создания для них специальных образовательных центров, вовлечение их в трудовую и общественную жизнь.

Правовая защита инвалидов

Согласно закону РФ, инвалидом выступает лицо, которое в силу нарушения функций организма не может вести обычный образ жизни. На таких людей распространяются социальные льготы, в том числе юридическая защита.

Трудовое законодательство Российской Федерации (далее РФ) четко описывает права физически ограниченных лиц. Государство обязывает некоторые категории предпринимателей организовывать рабочие места для физически ограниченных лиц. Их количество предусмотрено квотами.


Главными положениями являются:

  1. Уменьшенная продолжительность рабочего дня – не больше 7 часов в день. Заработная плата всем выплачивается в стандартном объеме.
  2. Право на ежегодный отпуск длительностью 30 календарных дней. Дополнительно, сотрудник может взять бесплатный месячный отгул.
  3. Работодатель обязан предусмотреть надлежащее оборудование рабочего места для нормальной деятельности.
  4. Запрещено использование труда инвалидов сверхурочно, а также в период праздников и выходных дней без их письменного согласия.
  5. Проведение курсов по обучению данной категории сотрудников новым профессиям.

Для инвалидов 1 и 2 группы предусмотрена работа на протяжении 7 часов. Граждане с 3 категорией работают стандартную смену.

Важно! Наличие медицинского заключения о необходимости сокращения рабочего времени обязывает работодателя внести изменения в график. Оплата пропорциональна количеству часов.

При наличии серьезных причин, инвалиду удваивается период неоплачиваемого отпуска – с 30 до 60 дней. Если рабочий штат сотрудников подвергается сокращению, запрещается увольнять людей, имеющих группу.

В сфере жилищных вопросов существует комплекс льгот для незащищенных слоев населения:

  • сниженная стоимость жилой площади;
  • специальный тариф на коммунальные услуги;
  • право первой очереди в списке присвоения участков на дальнейшее строительство.

Важно! Сниженная цена жилья распространяется только на государственные дома и квартиры муниципального фонда.

Для утверждения льгот на коммунальные услуги, человеку нужно представить справку об инвалидности в управляющий орган. Объем компенсации составляет 50% от общей сумм платежа.

В список людей, которым дано право на получение отдельной квартиры, входят физические лица:

  • с активной формой туберкулеза;
  • инвалиды – колясочники;
  • с психическими расстройствами, требующими постоянного ухода другими людьми;
  • с тяжелыми поражениями органов.

Детальный перечень кандидатов на жилую площадь регламентирован на законодательном уровне.

В личных интересах присутствуют права на равенство и жизнь, недопустимость жестоких пыток и других действий, унижающих человека. Перечисленные пункты соответствуют любым другим правам обычного гражданина.

Некоторые замечания касаются и семейного кодекса. Во время деления наследства инвалид получает право на долю, не менее 2/3 от общего размера. Такая льгота действует, даже если человек не включен в список завещания.

Во время бракоразводного процесса граждане данной категории могут требовать (по желанию) от партнера компенсации, в виде алиментов.

Политическая и социальная защита инвалидов заключается в:

  • свободном голосовании и участие в политической активности;
  • предоставлении важных лекарств, средств гигиены и медицинского оборудования;
  • бесплатном одноразовом проезде к месту отдыха или лечения (на поезде);
  • обеспечении путевками, если такой пункт указан в заключении на инвалидность.

Список льгот описан для каждой категории отдельно.

В культурной и образовательной сфере инвалиды имеют право на:

  • полноценную интеграцию в общество;
  • соблюдение интересов на законодательном уровне;
  • выполнение требований по обеспечению свободы обучения;
  • оборудование культурных мест спецсредствами для инвалидов;
  • снижение стоимости билетов в государственные объекты.

Учеба проходит по специальной программе, адаптированной под конкретные возможности человека. Если обеспечить на месте полноценное образование невозможно, ребенок переводится на домашний способ обучения. Студенты-инвалиды имеют право на специальную стипендию. Им предоставляется дополнительное время на экзамене.

Льготы доступны также в пенсионной, налоговой сфере. Полный перечень предоставляемых упрощений изложен в законе о правах и защите инвалидов.

Несмотря на широкое внедрение помощи, регулярно поступают сведения о случаях ущемления интересов физически ограниченных лиц. Надзор за такими ситуациями производят государственные структуры.

Компетентные органы

Согласно закону, люди и должностные личности, признанные виновными в несоблюдении прав инвалидов, несут ответственность за нарушение прав инвалидов в административном, гражданском и уголовном порядке.

Споры и конфликтные ситуации рассматриваются в суде. Во время определения факта нарушения учитываются:

  • нанесение ущерба в результате действия и бездействия;
  • причинение вреда;
  • вина – умышленное деяние или по неосторожности;
  • кто обеспечивает защиту инвалидов в Российской Федерации.

Лица этой категории или доверенные особи могут обратиться за помощью в установлении нарушенных прав. Ими могут выступать специальные организации по содействию инвалидам.

Компетентными органами, куда обращаются при возникновении спорных моментов, выступают:

  • Комитет по правам. Состоит из десятка независимых наблюдателей.
  • Прокуратура. Они рассматривают письменные заявления о фактах ущемления инвалидов. Сотрудники обязаны рассмотреть жалобу и открыть дело. Дальнейшее разбирательство происходит в суде.

Важно! На этапе подготовки бумаг в прокуратуру следует проконсультироваться со специалистом. Его помощь нужна для грамотного составления материалов.

  • Общество по защите прав инвалидов. Объединение граждан, контролирующих выполнения федерального закона. В их полномочия входит обеспечение медикаментами, интеграция человека в социум. Имеют полную поддержку государства.


Если по каким-то причинам решить конфликт и привлечь к ответственности за нарушение прав инвалидов в стране не получилось, можно обратиться в Европейский суд. Этот способ достаточно популярен за границей. На подачу документов отводится 6 месяцев.

Механизм правовой опеки над инвалидами постоянно совершенствуется. Международные и местные органы тщательно следят за выполнением норм закона. Каждый год процент вовлеченности в обычную жизнь людей с ограниченными возможностями только растет.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 09.12.2010 N 351-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 06.11.2011 N 299-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 30.11.2011 N 355-ФЗ, от 10.07.2012 N 110-ФЗ, от 20.07.2012 N 124-ФЗ, от 30.12.2012 N 296-ФЗ, от 23.02.2013 N 11-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 168-ФЗ, от 02.07.2013 N 183-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 312-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 28.06.2014 N 200-ФЗ, от 21.07.2014 N 267-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 399-ФЗ, от 19.12.2016 N 444-ФЗ, от 19.12.2016 N 461-ФЗ, от 07.03.2017 N 30-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ, от 07.06.2017 N 116-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.10.2017 N 307-ФЗ, от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 29.12.2017 N 477-ФЗ, от 07.03.2018 N 47-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 18.07.2019 N 184-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности
    • Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов
    • Статья 3.1. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности
    • Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
    • Статья 5. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов
    • Статья 5.1. Федеральный реестр инвалидов
    • Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
  • Глава II. Медико-социальная экспертиза
    • Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы
    • Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы
    • Статья 8.1. Независимая оценка качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы
  • Глава III. Реабилитация и абилитация инвалидов
    • Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
    • Статья 10. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
    • Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида
    • Статья 11.1. Технические средства реабилитации инвалидов
    • Статья 12. Утратила силу
  • Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов
    • Статья 13. Медицинская помощь инвалидам
    • Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
    • Статья 14.1. Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи
    • Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
    • Статья 15.1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг
    • Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
    • Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем
    • Статья 18. Утратила силу
    • Статья 19. Образование инвалидов
    • Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов
    • Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
    • Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
    • Статья 23. Условия труда инвалидов
    • Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
    • Статья 25, статья 26. Утратили силу
    • Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов
    • Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов
    • Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам
    • Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
    • Статья 29, статья 30. Утратили силу
    • Статья 31. Порядок сохранения мер социальной защиты, установленных инвалидам
    • Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
  • Глава V. Общественные объединения инвалидов
    • Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений
    • Статья 34. Утратила силу
  • Глава VI. Заключительные положения
    • Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов

Открыть полный текст документа

Несмотря на активную деятельность правозащитников, продолжают возникать случаи несоблюдения интересов лиц с ограниченными возможностями. Для исправления ситуаций с нарушениями осуществляется успешное распространение международных соглашений – с каждым годом все большее количество стран становятся участниками договоров такого характера.

Ратификация конвенции 2006 г. Страны-участницы конвенции.

Ратификация – это признание юридической характеристики соглашения, договора или иного документа через официальное подтверждение согласия специальным органом стороны-участника.

В соответствии с отдельными нормами Конституции Российской Федерации любое ратифицированное соглашение международного уровня будет обладать большей юридической силой, чем другой законодательный внутригосударственный акт – данное относится и к аспектам Конституции страны.

Основные принципы конвенции ООН

Ратификация Конвенции происходила с переменным успехом. В итоге, были выделены 4 группы стран, которые тем или иным образом посчитали необходимым принять участие в подтверждении идейных и юридических аспектов документа:

Позиция участника соглашения Подписавшие Конвенцию, но не реализовавшие ратификацию. Подписавшие Конвенцию и Протокол, но не реализовавшие ратификацию. Реализовавшие ратификацию Конвенции. Реализовавшие ратификацию Конвенции и Протокола.
Какие страны соответствуют указанной позиции Соединенные Штаты Америки, Киргизстан и др. Камерун, Центральная африканская республика и др. Казахстан, Канада, Польша, Китай и др. Италия, Мексика, Австралия, Великобритания, Швеция и др.

Российская Федерация относится к третьей группе. Правительством страны было принято решение о ратификации лишь самой Конвенции – подписание Факультативного протокола проигнорировали.

Такая позиция означает, что в случае несоблюдения аспектов Конвенции частные лица не смогут подать заявление в специальный международный Комитет после того, как они потерпели неудачу в удовлетворении жалобы во внутренних государственных инстанциях.

Конвенция о защите инвалидов

Конвенция представляет собой международное соглашение, согласно которому устанавливаются интересы и определяются обязательства участников договора – в них включается соответствие, защита и содействие положениям документа.

Конвенция была принята ООН в 2006 г., вступила в силу 3 мая 2008 г. – по истечении тридцати суток после того, как количество стран-участниц достигло двадцати.

Одновременно с этим был образован Комитет по правам – он контролирует реализацию соответствующих положений. Лица с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их прав могут обратиться с жалобой в Комитет о проведении расследования.

Также в качестве еще одного эффективного механизма осуществления позиций соглашения была сформирована Конференция государств-участников. Цель ее деятельности заключается в принятии и разборе проблемных вопросов договора.

Отдельно еще раз стоит отметить Факультативный протокол – соглашение, являющееся дополнением к Конвенции. Оно направлено на укрепление аспектов документа, и осуществляет мониторинг по реализации пунктов Конвенции.

Подписание Протокола предоставляет возможность инвалиду, права которого не были соблюдены, защитить собственные права на международном уровне.

Права людей-инвалидов в России

Федеральный закон России, ст. 181

Защита инвалидов выстраивается не только за счет международных соглашений, но и в соответствии с внутренними нормативно-правовыми актами. В частности, в России в 1995 г. был принят Федеральный закон № 181, предусматривающий обеспечение интересов людей с ограниченными возможностями здоровья в социальной области.

Реализация положений осуществляется с помощью специальных общественных объединений, которые открываются и ведут свою деятельность согласно соответствующим законодательным актам.

Положения закона №181 РФ

В свою очередь, Правительство страны обязывается предоставлять всеобъемлющую помощь таким организация, всячески содействовать при развитии компании – это касается и выделения безвозмездного дополнительного финансирования.

Выбранные представители объединений принимают участие в составлении законодательных документов, касающихся интересов лиц с группой инвалидности.

Трудовые права

Трудовые интересы определены в статьях 20-24 ФЗ №181:

  • установление минимальной квоты рабочих мест в организациях – определяется исполнительными органами региона РФ;
  • выделение на предприятии отдельных групп специальностей, подходящих для инвалидов;
  • введение мероприятий по стимулированию организаций принятию лиц с ОВЗ;
  • составление дополнительных курсов для обучения инвалидов новым профессиям;
  • создание условий труда в соответствии с параметрами индивидуальной программы реабилитации.

Данные положения уточнены в ст. 92 Трудового кодекса РФ – инвалиды 1 и 2 категории могут работать не более 35 часов в рабочей неделе – при этом работодатель обязан оплачивать их труд в соответствии с величиной, причитающейся за полную неделю. Что касается лиц 3 группы, то для них является утвержденной стандартная рабочая неделя – 40 часов.

Важно: указанный факт может быть изменен в том случае, если в медицинском заключении отражена необходимость сокращения рабочих часов. Оплата труда рассчитывается пропорционально фактически отработанному времени.

Стандартный отпуск для инвалида любой группы – 30 суток. Также стоит отметить, что ст. 128 ТК РФ обязывает работодателя предоставлять неоплачиваемый отпуск до 60 суток в случае наличия уважительных причин.

Для лиц с нарушением слуха при трудоустройстве доступна возможность бесплатного использования услуг сурдопереводчика – наличие такого варианта и иные критерии определяются местными общественными организациями.

Личные

К личным интересам относится право:

  • на равенство и недискриминацию,
  • на жизнь;
  • на свободу от жестоких и унижающих достоинство пыток;
  • на возможность свободно перемещаться;
  • на уважение личности;
  • на гражданство.

В целом, они соответствуют правам любого другого гражданина.

Политические

Инвалид имеет право голосовать и иным образом принимать участие в политической жизни государства.

Социально-экономические

Для лиц с ОВЗ доступны инструменты социальной поддержки государства, которые устанавливаются ФЗ № 178:

  • выделение жизненно важных лекарств и техники медицинского характера;
  • обеспечение путевками на лечение – если данное указано в заключении;
  • бесплатный проезд без взимания платы – на ж/д транспорте до места лечения и обратно;

Важно: оплата данных услуг осуществляется из суммы ежемесячных денежных выплат.

Культурные

В ст. 19 ФЗ № 181 государство гарантирует предоставление необходимых условий инвалидам для обучения в образовательном учреждении, что обеспечивает выполнение трех направлений:

  • интеграцию личности в общество;
  • разностороннего развития личности и его способностей;
  • соблюдение интересов и свобод человека.

Обучение происходит либо по общей программе, либо по адаптированной под индивидуальные особенности инвалида. В случае отсутствия возможности получения образования в соответствующих организациях ребенок может получить знания на дому.

Также лица с ОВЗ могут принимать участие в культурной жизни общества, участвовать в спортивных соревнованиях и проводить досуг по собственному усмотрению.

Охрана здоровья

В ст. 11 ФЗ № 181 указано, что если в индивидуальной программе реабилитации инвалида отражена необходимость проведения тех или иных мероприятий, то Правительство обязано реализовать их бесплатно тогда, когда они входят в перечень (утвержден распоряжением Правительства РФ № 2347-р).

В случае отсутствия возможности выполнить предписания специалиста, инвалиду выплачивается компенсация при приобретении техники или услуги за свой счет.

Лицо с ОВЗ может получать трудовую или социальную пенсию (ФЗ № 173), ежемесячные выплаты (ФЗ № 181) – их размер зависит от присвоенной группы.

Жилье, право на дополнительную площадь

В ст. 17 ФЗ № 181 указано: вне зависимости от присвоенной категории инвалиды могут использовать скидку на оплату жилой площади – как минимум, 50%. Важно: это право может быть реализовано лишь в отношении помещений государственного или муниципального фонда.

Кроме того, на ту же самую величину может быть снижена сумма за пользование коммунальными услугами или за приобретение топлива. Для этого понадобится предоставить справку о присвоении инвалидности в организацию, осуществляющую сбор денежных средств.

В том случае, если инвалид имеет заболевание, указанное в постановлении Правительства РФ № 817, то он может претендовать на дополнительные метры.

Также стоит отметить право на первоочередное присвоение участков для дальнейшего строительства жилья по индивидуальной программе или ведения садоводства.

Нарушения прав инвалида: что это такое, куда обращаться, ответственность и наказание

При определении нарушения интересов и прав учитываются следующие критерии:

  • факт совершения деяния – оно может быть выражено не только в реализации каких-либо активных действий – ущерб может быть нанесен и бездействием;
  • нанесение вреда – свидетельствует о том, что характер деятельности направлен против общества;
  • выделение вины – происходит посредством определения отношения нарушителя к своим действиям и вытекающим из них последствиям. Существуют две формы – это несоблюдения закона умышленно или по неосторожности;
  • ответственность – кто обеспечивает сохранность интересов инвалида.

В случае несоблюдения нормативно-правовых актов инвалид или иные заинтересованные лица могут оформить исковое заявление в судебные органы для восстановления прав.

Если внутри страны человеку не удалось отстоять свои интересы, то ему необходимо в течение 6 месяцев обратиться в Европейский суд, деятельность которого в регламентируется положениями Конвенции.

На территории Российской Федерации действуют общественные объединения, направленные на содействие инвалидам. Поэтому последние в случае необходимости могут обратиться в подобные организации – их услуги совершенно бесплатны.

В реальной практике большая часть нарушений интересов приходится на сферу трудовых отношений. К примеру, зачастую работодатель игнорирует статьи закона, касающиеся предоставления минимальной квоты для лиц с ОВЗ или обеспечения достаточных условий труда.

Нарушение интересов в области трудоустройства и занятости

В таком случае заинтересованное лицо должно обратиться к руководству с письменным обращением об исправлении нарушений. Если это ни к чему не приводит, инвалид может смело идти в общественное объединение, где ему помогут с составлением заявления, проконсультируют и предоставят услуги постоянного представителя в прокуратуре и суде.

Как показывают статистика судебных решений по данным вопросам – работодатель в конце концов получает штраф, принуждение к уплате компенсации и предоставлению рабочего места или необходимых условий труда.

Учреждения

Комитет по правам

Комитет представляет собой собрание 18 независимых экспертов, которые контролируют соблюдение положений Конвенции 2006 г. в государствах, подписавших соглашение. Последние, в свою очередь, с определенной периодичностью направляют в Комитет доклады об успешной реализации прав лиц с ОВЗ.

Протокол к Конвенции наделяют контролирующий орган полномочиями принимать и рассматривать жалобы, а также проводить по ним расследование по факту нарушения прав. После этого стране-участнице направляется замечание о несоблюдении позиций международного соглашения.

Защита прав прокуратурой

Отдельные статьи федеральных законов и кодексов Российской Федерации касаются соблюдения прав. Поэтому гражданин в случае нарушения его интересов может обратиться в прокуратуру с письменным заявлением. Сотрудники государственной инстанции обязаны принять его к рассмотрению и при необходимости – открыть дело по соответствующей статье.

Дальнейшее разбирательство происходит в судебном порядке, куда вызывается истец и ответчик для уточнения сведений и защиты собственной свободы.

Важно: перед подачей заявления рекомендуется проконсультироваться по интересующему вопросу со специалистом – это поможет избежать ошибок и добиться большей эффективности от процесса.

Общество по защите прав

Общество – это объединение граждан в структуру организации, которая обеспечивает защиту и соблюдение прав. Государство предоставляет им поддержку самого различного характера.

Также в задачи Общества входит выделение нуждающимся лицам медицинских препаратов или техники, помощи для успешной интеграции в общество, услуг психолога. В зависимости от уровня активности организации данные направления могут дополняться.

Цели Всероссийского общества инвалидов

Защита инвалидов совершенствуется с каждым годом как на государственном уровне, так и на международном. Представители Правительства понимают, что люди с отклонениями не должны дискриминироваться – они обычные граждане.

Для поддержания этой позиции существуют законодательные акты. Им содействуют Комитеты, общественные объединения и традиционные правоохранительные органы.

>
Какие права есть у инвалидов в России и как их отстоять

Защита прав инвалидов

У людей с инвалидностью в России немало преференций. Но страдает их реализация. Бесплатных лекарств не хватает. Закупают самые дешёвые и непригодные для езды коляски. Путёвок приходится ждать годами, а места для инвалидов на парковке занимают все кому не лень.

Как быть, когда постоянно сталкиваешься с нарушением прав инвалидов? Можно ли рассчитывать на бесплатное юридическое сопровождение? И стоит ли обратиться в международные организации, если средства правовой защиты внутри страны исчерпаны?

Лайфхакер спросил у практикующих юристов.

Давид Авсарагов Специалист по гражданско-правовым вопросам

За нарушение прав инвалидов предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность. Столкнувшийся с нарушением своих прав инвалид может пожаловаться в прокуратуру либо в суд.

В первом случае достаточно письменного или устного заявления (например, если прийти на личный приём к прокурору). На основании заявления будет проведена прокурорская проверка. Если факты нарушения его прав подтвердятся, виновного привлекут к ответственности.

Кроме того, прокурор имеет право обратиться в суд. Если выявит нарушения во время проверки, проведённой по собственной инициативе. Или на основании жалобы инвалида. На практике почти всегда такие иски подлежат удовлетворению.

Обратиться в суд может и сам инвалид. Причём как параллельно с жалобой в прокуратуру, так и без неё. Либо в случае несогласия с результатами прокурорской проверки.

Если инвалид обращается в суд, ему придётся самостоятельно собрать и представить доказательства. При этом можно потребовать возмещения морального вреда. Говоря простыми словами, взыскать деньги с лиц, нарушивших его права. В то время как результатом обращения в прокуратуру (или в суд самого прокурора) будет лишь административное наказание и решение суда устранить сам факт нарушения.

Альбина Дзубиева Юрист по уголовным делам

Согласно закону «О бесплатной юридической помощи в РФ», инвалиды I и II группы имеют на неё право. Вас могут проконсультировать, помочь с составлением исков, претензий и других документов. А также представлять ваши интересы в суде.

Можно самостоятельно или через представителя обратиться за получением бесплатной юридической помощи. Но не ко всем адвокатам и юристам вообще. А только к тем, кто является участником государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

Узнать, какие юридические конторы входят в число участников можно:

  • в территориальном органе соцзащиты или на сайте регионального Департамента этого органа.
  • на сайте Палаты адвокатов региона проживания инвалида (можно позвонить в этот орган).
  • на сайте или по телефону регионального органа Минюста РФ.

Также во многих городах при юридических университетах существуют так называемые юридические клиники. В них студенты оказывают бесплатную помощь в правовых вопросах, в том числе инвалидам. Конечно же, под присмотром преподавателей или опытных адвокатов – кураторов этих проектов.

Виктория Алборова Юрист широкого профиля
Россия является страной, которая ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, но без Факультативного протокола к ней. Это означает, что текст Конвенции выше любого внутригосударственного закона. При нарушении своих прав инвалид может ссылаться на этот документ. Но лишь внутри страны. Обратиться в Комитет по нарушению прав, который следит за соблюдением Конвенции, инвалид не может. Причина – нератифицированный Факультативный протокол.

Однако это не отменяет права обращения инвалида, как обычного российского гражданина, в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Главное условие – заявитель должен стать жертвой нарушения прав, установленных какой-либо Конвенцией. Следовательно, раз Конвенция о защите прав инвалидов Россией ратифицирована, значит, факт нарушения её положений может являться основанием для обращения в ЕСПЧ.

Также можно обращаться в другие международные правозащитные инстанции. Отстаиванием прав у людей с инвалидностью в рамках своей деятельности занимается Комитет по правам человека и Совет по правам человека ООН.

Но в настоящее время практика складывается таким образом, что единственным действительно рабочим механизмом по отстаиванию прав инвалидов на международном уровне является только обращение в ЕСПЧ.

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2011, N 1

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ ИНВАЛИДОВ

Правовое регулирование труда инвалидов осуществляется двумя законами. Автор показывает, что дефекты правовых норм, содержащиеся в них, не позволяют в полной мере реализовать трудовые права лицам, нуждающимся в социальной помощи и защите.

Наши российские законы, нередко прекрасно написанные и изложенные, порой кардинально отличаются от действительности. Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». И далее в соответствии с этой статьей триада объектов защиты российских граждан выглядит следующим образом: труд, здоровье и социальные права. Реальная картина по первым двум объектам по официальной статистике в лице Минздравсоцразвития России свидетельствует о их крайне неудовлетворительном состоянии. Ежегодно только вредные и опасные производства уносят жизни 180 тыс. работников. Но это только косвенные потери, связанные с «воздействием техногенных факторов». Прямые потери не менее впечатляющи: на 100 тыс. работающих приходится 12 случаев смертельного производственного травматизма. И это в 250 (!) раз больше, чем в США и государствах Европейского союза. Каждый год в России 10 тыс. работников получают профессиональные заболевания, а 14 тыс. становятся инвалидами. Таким образом, потери от неблагоприятных условий труда обходятся стране в 4% ВВП .

Словарь трудового права. Инвалидом признается лицо, которое в связи ограничением вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной защите. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и занятие трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

По данным того же министерства, численность российских инвалидов превышает 13 млн человек (9% населения) и только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечено в профессиональную деятельность. Причем этот показатель на протяжении последних лет имеет устойчивую тенденцию к росту (в 1995 г. их было 6,3 млн).

Как видим, картина удручающая. При этом определенная доля вины связана с правовым фактором, а точнее говоря, с упущениями в законодательной и правоприменительной сферах.

Недостатки российского законодательства

Регулирование труда инвалидов производится двумя законами: Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2009, далее — Закон о социальной защите инвалидов). Причем ни тот ни другой не дают полной картины, связанной с реализацией трудовых отношений инвалидов.

Недостаточное внимание законодателя правовому регулированию труда инвалидов проявляется, прежде всего, в структуре, оглавлении ТК РФ. В Кодексе имеются главы, посвященные особенностям труда женщин, лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних, т. е. работников с пониженной трудоспособностью. Но нет специальной главы, посвященной трудовым гарантиям инвалидов. Они не упоминаются и в названиях отдельных статей. И только внутри, в содержании правовых норм, при их внимательном прочтении можно отыскать следы данного специального субъекта трудового права.

Примером для подражания может служить Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК РБ), в котором гл. 21 «Особенности регулирования труда инвалидов» содержит шесть статей, посвященных не только трудо-правовым аспектам, но и полномочиям нанимателей по социальному обеспечению инвалидов. Кроме этого, ст. 14 ТК РБ в числе обстоятельств, при наличии которых не допускается дискриминация в сфере трудовых отношений, называет недостатки физического или психического характера.

К другим упущениям российского законодателя, связанным с реализацией инвалидами права на труд, могут быть отнесены следующие: инвалиды не названы в числе лиц, которым не устанавливается испытание при приеме на работу (ст. 70 ТК РФ); их нет в числе работников, которым отдается предпочтение в оставлении на работе при сокращении численности или штата (ст. 179 ТК РФ); не урегулированы вопросы, связанные с гарантиями при направлении в служебные командировки, проведении профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации.

Закон о социальной защите инвалидов, сформировавший социальную модель инвалидности и в начале положительно оцененный международными экспертами, сегодня в результате многочисленных изменений и дополнений во многом утратил социально-трудовую направленность.

Так, печально известным Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» (ред. от 22.07.2010, далее — Закон N 122-ФЗ) упразднен институт Государственной службы реабилитации инвалидов — специализированный организационный механизм, направленный на полное или частичное восстановление способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Из компетенции субъектов РФ были исключены принятие законов и иных правовых актов о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением, участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области, утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий и др. Положения данного Закона не содержат структурных частей, нормы которых устанавливали бы компетенцию органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов.

Кроме того, применять нормы одного закона без правовой поддержки другого в некоторых случаях невозможно. Например, ТК РФ устанавливает сокращенное рабочее время (35 часов в неделю) для инвалидов I и II групп (ст. 92), а норма о сохранении полной оплаты труда при данном виде рабочего времени предусмотрена Законом о социальной защите инвалидов.

По письменному заявлению инвалида работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ). Но предоставление инвалидам ежегодного оплачиваемого отпуска не менее 30 календарных дней, неполного рабочего времени по их просьбе регулируется почему-то Законом о социальной защите инвалидов.

ТК РФ устанавливает ограничения инвалидов при их привлечении к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ), к работам в ночное время (ст. 96 ТК РФ), в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ). При этом выполнение инвалидами работ за пределами их основного рабочего времени возможно, во-первых, при отсутствии запрета на подобные работы в медицинском заключении, а во-вторых, при соблюдении работодателем следующих обязанностей: а) получение письменного согласия инвалида; б) ознакомление его под роспись с правом отказаться от подобных работ.

Ограничивая трудовую активность инвалидов четырьмя названными случаями, законодатель, на мой взгляд, поступает не вполне логично. Дело в том, что другие формы проявлений трудовой активности или, говоря языком законодателя, другие виды работ «за пределами установленной продолжительности рабочего времени» (ст. 97 ТК РФ) или «не обусловленные трудовым договором» (ст. 60 ТК РФ) не содержат каких-либо ограничений по применению труда инвалидов. Это означает, что отсутствуют законодательные запреты по привлечению инвалидов к работе по совместительству, совмещению профессий (должностей), а также в таких режимах напряженного труда, как ненормированный рабочий день, гибкое рабочее время, суммированный учет рабочего времени или разделение рабочего дня на части.

Представляется частично дефектной ч. 2 ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов, запрещающая установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Как видим, в этом случае не упоминаются локальные нормативные акты работодателя, с помощью которых как раз ТК РФ и предлагает решать подобные вопросы (ст. ст. 135, 189 и др.).

Обязанности по реабилитации

Инвалиды упоминаются в ст. 224 «Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников» ТК РФ, в конце которой говорится, что работодатель обязан создать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утв. Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 N 56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания» (ред. от 24.09.2007).

Последняя представляет собой сложный комплекс реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Она разрабатывается на основе решения государственной службы медико-социальной экспертизы. Но вряд ли подобная законодательно закрепленная обязанность работодателя будет добросовестно им выполняться. Тем более за свой счет, без материальной поддержки государства.

Гарантии или дискриминация?

Кстати, отметим, что в научной и справочной литературе вышеприведенные правовые нормы нередко называют льготами и гарантиями инвалидов. Хотя, по сути, речь идет об ограничениях применения их труда, и для работодателя подобные правила являются антистимулами при решении вопросов трудоустройства инвалидов. Сформулированные в ТК РФ в виде обязанностей работодателя эти нормы без внедрения льгот для организаций, использующих труд инвалидов, нередко обречены на неприменение. Данный вывод подтверждается снижением (со средним темпом 15% в год) количества занятых инвалидов на предприятиях Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). Причина — отмена значительной части налоговых льгот для общественных организаций инвалидов и их предприятий. В частности, в результате ликвидации налоговых льгот предприятия и организации ВОИ потеряли свыше 300 млн руб. Вынуждены были закрыться более 1200 малых и средних предприятий. В целом за 2002 — 2005 гг. было ликвидировано более 46 тыс. рабочих мест, в т. ч. более 21 тыс. мест, на которых трудились инвалиды .

Статьи законов ТК РФ, не обеспеченные специальной государственной поддержкой, становятся невыгодными работодателю. В этой связи можно сделать вывод политического свойства: вряд ли целесообразно для социального государства перекладывать расходы, связанные с трудом инвалидов, на работодателей. Тем более — при наличии специальной национальной программы.

Для реализации Закона о защите инвалидов в первой половине первого десятилетия XXI в. Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 — 2005 годы» с объемом финансирования в 1524,2 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 14.01.2000 N 36 с изм. от 21.10.2004).

Основными целями были объявлены: снижение уровня инвалидности и предупреждение ее, максимально возможная социальная интеграция инвалидов в общество путем повышения качества медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие отечественного рынка реабилитационной индустрии. По окончании данной Федеральной программы была принята вторая с тем же названием на 2006 — 2010 гг., утв. Постановлением Правительства от 29.12.2005 N 832 (в ред. от 21.07.2010). Цели новой Программы озвучены почти те же — создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни. Общий объем финансирования существенно повышен и составляет 4784,51 млн руб. (правда, в июле 2010 г. уменьшен и составил 4669,5 млн руб.). Но судя по печальной статистике, приведенной в начале статьи, ситуация с инвалидностью остается напряженной.

Правовые выводы очевидны: 1) вопросы труда инвалидов следует регулировать в полной мере ТК РФ; 2) социальную поддержку инвалиды должны получать постоянно посредством закрепления в законодательных нормах не только обязанностей, а, прежде всего, стимулов для работодателей, решивших использовать труд инвалидов.

И, видимо, в первую очередь должна быть разработана льготная финансово-кредитная политика в отношении всех работодателей, применяющих труд инвалидов.

Правоприменительные аспекты труда инвалидов

Последнее предложение прежде всего касается таких гарантий трудовой занятости инвалидов, которые при проведении специальных мероприятий должны в соответствии со ст. 20 Закона о социальной защите инвалидов способствовать «повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда».

На первом месте в числе таких гарантий значилась «льготная финансово-кредитная политика в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов», которая, однако, была отменена Законом N 122-ФЗ. Некоторые осуществляемые федеральным законодателем меры по стимулированию использования труда инвалидов касаются лишь общероссийских объединений инвалидов, их организаций и учреждений (например, налоговые льготы, предусмотренные п. 3 ст. 381, п. 5 ст. 395 НК РФ) и не установлены для региональных, местных объединений инвалидов, их организаций и учреждений. В юридической литературе обоснованно отмечается, что не соответствует нормам международного трудового права и в конечном счете дискриминирует инвалидов то, что решение вопросов государственной поддержки одной и той же категории граждан — инвалидов — зависит от статуса общественной организации .

Вторым мероприятием названа квота для приема на работу инвалидов, т. е. минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов, установленное в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Сегодня квота является обязательной для всех организаций, численность работников в которых составляет более 100 человек. Ранее этот показатель составлял 30 человек. Таким образом, организации малого и среднего бизнеса, включая сельскую местность, оказались, к сожалению, свободными от выполнения данной обязанности. Квота устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). Между тем в Германии нормы квотирования распространяются на организации, в которых работают 16 и более человек, во Франции в организациях с числом работников более десяти 3% персонала должны составлять инвалиды труда, а 10% — инвалиды войны, в Белоруссии норматив бронирования рабочих мест для инвалидов составляет 5% на предприятиях с численностью работающих свыше 20 человек.

До 1 января 2005 г., т. е. с момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты работодатели должны были вносить в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. То есть у работодателей был выбор: либо принять инвалида на работу в счет квоты, либо внести обязательный платеж в бюджет субъекта РФ. Последний получал возможность аккумулировать денежные средства для решения вопроса сохранения и создания рабочих мест для инвалидов, в т. ч. и специальных рабочих мест. Такой механизм квотирования рабочих, детализированный региональным законодателем, позволял более успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов . Теперь положение об обязательном внесении работодателями ежемесячной платы в бюджеты субъектов РФ за каждого нетрудоустроенного инвалида не действует. Более того, региональное законодательство, посвященное регулированию данного вопроса, также становится нелегитимным. Дело в том, что Определением Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45 было удовлетворено заявление ООО «Вито-1» об оспаривании ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест», поскольку установленная оспариваемой нормой ежемесячная выплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в случае невыполнения квоты для приема на работу инвалидов является нарушением требований федерального законодательства и фактически является региональным налогом, не предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

В целом вывод по вопросу квот представляется очевидным: необходимо вернуться к прежним нормам и механизмам квотирования рабочих мест для инвалидов.

Третья гарантия, провозглашенная Законом о инвалидах, касается вопроса стимулирования работодателей в создании дополнительных рабочих мест (в т. ч. специальных) для их трудоустройства. Несомненно, решение этого вопроса зависит от его цены. Положительным примером могут служить внесенные в октябре 2007 г. в Закон Воронежской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов» поправки, материально стимулирующие работодателей. Им компенсируется из бюджета 90% расходов, понесенных на создание каждого рабочего места, и 75% начисленной каждому инвалиду зарплаты . Программа дополнительных мероприятий Ивановской области на 2010 г. по снижению напряженности на рынке труда, утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 27.01.2010 N 3-п, предусматривает специальное направление «трудоустройство инвалидов». В рамках реализации данной Программы работодателю возмещаются затраты на оборудование одного рабочего места для инвалидов в размере 30 тыс. руб. Причем в случае увольнения инвалида работодатель обязан известить об этом орган службы занятости и принять другого инвалида на освободившееся рабочее место.

Следует признать своевременной мерой предоставление субсидий в 2010 и 2011 гг. работодателям на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере фактических расходов, подтвержденных платежными документами, но не более 30 тыс. руб. на 1 постоянное рабочее место, по факту трудоустройства на него инвалида (Правила предоставления в 2010 и 2011 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1011). Но разовыми мероприятиями без создания целостной системы стимулирования работодателей в принятии инвалидов на работу данную проблему решить невозможно.

Исходя из российской нормотворческой практики без соответствующих «приводных ремней», т. е. дополнительных подзаконных актов и соответствующей ответственности (в нашем случае — административной), нормы закона бездействуют. К сожалению, подобные правовые акты, связанные с гарантиями занятости инвалидов (ст. 20 Закона о социальной защите инвалидов), отсутствуют.

Не повезло инвалидам и с информацией о возможностях трудоустройства. Минздравсоцразвития России разработало три административных регламента, посвященных предоставлению Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию о положении на рынке труда. Повезло трем категориям: несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, безработным гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Они могут рассчитывать на предоставление государственной услуги по организации временного трудоустройства (Административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.06.2007 N 449). Для инвалидов такой регламент не написали.

Наблюдается безответственность работодателей при выполнении специальных мер по трудоустройству инвалидов. В редакции, действующей до 2005 г., п. 3 ст. 24 Закона о социальной защите инвалидов предусматривал, что руководители организаций, нарушающие порядок внесения обязательной платы в бюджеты субъектов РФ, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы — в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — в размере стоимости рабочего места, определяемой органами исполнительной власти субъектов РФ. Суммы штрафов взыскивались в бесспорном порядке органами налоговой службы. Ныне механизм ответственности работодателей за отказ от квотирования не применяется. Отсутствует также ответственность работодателей в случае невыполнения обязательств по созданию дополнительных рабочих мест для использования труда инвалидов. Приемлемой здесь видится норма белорусского законодателя: за каждое несозданное рабочее место взыскивается сумма в размере среднегодовой заработной платы работника организации.

Общий вывод очевиден: необходимы серьезные изменения в законодательстве и правоприменительной практике, направленные на действительную реализацию инвалидами права на труд.

Библиография

1. Экономика на костылях // Аргументы недели. 2008. N 17. С. 9.

2. Гонтмахер Е. Ш., Клепиков А. В. и др. Трудовая активность инвалидов: состояние и перспективы // .

3. Парягина О. А. Концептуально-правовые основы и проблемы занятости инвалидов // Право и политика. 2007. N 4.

4. Бондарева Э. С. Проблемы квотирования рабочих мест для инвалидов // .

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *