Закон об общественных организациях

Понятие и виды ассоциаций (союзов)

Понятие регламентируется статьей 123.8. ГК РФ: ассоциации и союзы – это объединения юридических или физических лиц, в которых члены участвуют на добровольной основе (а в случаях, прямо установленных текущим законодательством — на обязательной основе), зарегистрированные для реализации:

  • интересов общего и профессионального характера лиц данного учреждения;
  • задач, направленных на осуществление общественно полезных деяний;
  • других целей некоммерческой специфики.

В части 1 статьи 123.8. описаны виды:

  • объединения юридических или физических лиц, учрежденные для координирования осуществляемой предпринимательской деятельности;
  • учреждения, зарегистрированные для защиты имущественных прав;
  • объединения лиц по признаку профессиональной принадлежности без поставленных целей по защите трудовых прав и прочих интересов членов таких организаций (объединения адвокатов, оценщиков, граждан творческих профессий и др.);
  • саморегулируемые объединения.

Помимо данной статьи, типы организаций, относимых к ассоциациям (союзам), вводятся частью 3 статьи 50 ГК РФ:

  • некоммерческие партнерские компании;
  • объединения компаний, предоставляющих трудовые места;
  • профессиональные союзы, общественные учреждения и кооперативы;
  • торгово-промышленные объединения.

Цели создания ассоциаций и союзов

ГК РФ обширно регламентирует цели, для реализации которых осуществляется регистрация данных юридических лиц:

  • для реализации и защиты прав членов данных организаций;
  • для достижения задач, имеющих общественно полезную специфику (т.е. цели, направленные на благие деяния в пользу неустановленного круга лиц, а иногда – и в пользу всего общества в целом);
  • для реализации иных целей (обязательно некоммерческой специфики), прямо не противоречащих законодательству.

Часть 2 статьи 2 ФЗ № 7 гласит, что регистрация некоммерческих организаций производится ради достижения следующих целей:

  • социального и культурного характера;
  • развития благотворительной деятельности;
  • повышения уровня и качества образования;
  • повышения уровня научно-технического прогресса и достижений в области науки и техники;
  • организационно-управленческих;
  • обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • удовлетворения духовных потребностей граждан РФ;
  • защиты прав физических и юридических лиц;
  • разрешения спорных и конфликтных ситуаций;
  • оказания помощи юридического характера;
  • прочих целей, направленных на общественные блага.

Понятие целевой (специальной) правоспособности ассоциаций, союзов

Ассоциации (союзы) располагают так называемой целевой (специальной) правоспособностью. Это означает, что данные объединения имеют гражданские права, а также несут обязанности, которые соответствуют целям осуществляемой деятельности, прописанным в учредительной документации (часть 1 статьи 49 ГК РФ).

По части 4 статьи 50 ГК РФ, равно как и другие некоммерческие учреждения, ассоциации (союзы) имеют право на ведение прибыльной деятельности, но только в случаях, если:

  • данная возможность прописана в учредительной документации;
  • ведение такой деятельности будет способствовать достижению целей и задач организации.

Статья 24 ФЗ № 7 регламентирует, что деятельностью, приносящей прибыль, может быть:

  • производство услуг и товаров для достижения поставленной цели;
  • покупка и продажа ценных бумаг;
  • участие в хозяйственных объединениях и товариществах на вере в качестве коммандитиста.

Если учредительная документация предусматривает ведение деятельности, приносящей доход, организация должна иметь имущество, стоимость которого составляет не менее 10000 рублей (часть 1 статьи 14 ФЗ № 14).

Процедура создания общественной организации

Согласно п. 1 ст. 123.5 ГК РФ при создании ОО количество ее учредителей не может быть менее 3. Ст. 18 закона № 82-ФЗ конкретизирует, что должно быть не менее 3 физических лиц, остальными учредителями могут быть и юридические лица — общественные объединения.

Для создания новой некоммерческой организации учредителям придется созвать съезд, конференцию или общее собрание, где они будут обязаны:

  • принять решение о создании;
  • утвердить устав;
  • создать органы управления и контрольно-ревизионные органы.

ОО считается созданным и будет вправе осуществлять свою деятельность в качестве общественного объединения, то есть защищать интересы членов и действовать для достижения общих целей с момента принятия всех этих решений. Права юридического лица она получает только после государственной регистрации (ст. 18 закона № 82-ФЗ) в Министерстве юстиции РФ (ст. 13.1 закона № 7-ФЗ).

Документы должны быть поданы на регистрацию не позднее 3 месяцев с момента утверждения устава, если учредители приняли решение о регистрации и дальнейшей работе в качестве юридического лица (см. п. 9 ст. 21 закона № 82-ФЗ). С момента принятия решения учредители приобретают статус членов.

При создании также должен быть решен вопрос о территориальной сфере деятельности ОО. В соответствии со ст. 14 закона № 82-ФЗ она может быть:

  • местной;
  • региональной;
  • межрегиональной;
  • общероссийской.

Если ОО создается в качестве общероссийской, она может использовать в своем названии слова «РФ» или «Россия» без соответствующего разрешения Правительства РФ, как, например, общественная организация «Всероссийское общество автомобилистов».

Устав некоммерческой общественной организации

Устав является единственным учредительным документом общественной организации, учредительный договор ее члены не заключают. В п. 2 ст. 123.5 ГК РФ указано, что устав некоммерческой общественной организации в обязательном порядке включает в себя:

  • наименование;
  • местонахождение (город или иной населенный пункт);
  • цели создания и деятельности;
  • условия членства;
  • данные о порядке управления;
  • сведения о правах ее членов, связанных с имуществом;
  • информацию о процедуре распределения активов ОО после ее ликвидации.

Аналогичные нормы содержит ст. 29 закона № 82-ФЗ, дополняя перечень сведениями о территории и структуре общественной организации. Устав может, помимо основных, включать любые пункты по усмотрению ее членов, не противоречащие действующему законодательству.

Если ОО использует в своей деятельности какую-либо символику, ее описание должно быть включено в устав, возможно в виде приложения. Устав вместе с приложениями оформляется в виде единого документа, если организация имеет территориальные подразделения, они обязаны принять устав головной ОО.

О порядке подготовки устава можно прочитать в статье «Устав некоммерческой организации — образец 2017-2018 года». Изменения в устав вносятся в том же порядке, в котором происходит его принятие, решением высшего органа управления (ст. 8 закона № 82-ФЗ).

Деятельность общественных организаций

Виды деятельности ОО должны быть указаны в ее уставе. По нормам ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Даже занимаясь предпринимательской деятельностью в этих ограниченных рамках, они не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства (см. решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия от 24.11.2014 по делу № А61-3482/2014).

Согласно п. 1 ст. 51 закона № 7-ФЗ ОО могут иметь территориальные подразделения. Они реализуют цели ОО, при этом являются самостоятельными юридическими лицами, а не ее филиалами или подразделениями, но действуют на основании единого устава.

Проводить документальные проверки деятельности ОО вправе Министерство юстиции РФ в соответствии с п. 1 и подп. 30.10 п. 7 положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 13.10.2004 № 1313.

Минюст контролирует:

  • исполнение ОО законодательства о некоммерческих организациях и общественных организациях;
  • использование имущества в целях, предусмотренным уставом.

На основании проверок выносятся предупреждения и предписания, подлежащие обязательному исполнению (см. решение АС г. Москвы от 14.12.2016 по делу № А40-189391/16).

Управление в общественной организации

Для ОО согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ используется 2-звенная структура управления: руководящие и исполнительные органы. Руководящие органы формируются в 2 видах:

  • Высший орган — конференция или общее собрание.
  • Постоянно действующий орган — выборный коллегиальный. Он отчитывается перед конференцией.

Помимо высших органов управления в ОО формируются исполнительные органы. Обычно управляет ОО единоличный орган (председатель или президент, как рекомендует п. 2 ст. 123.7 ГК РФ), но если закон или устав обязывает к этому, в организации формируется коллегиальный исполнительный орган, который может называться правлением, советом или президиумом, что также рекомендуется в упомянутой статье.

Высшему органу принадлежит исключительное право принятия решений по вопросам:

  • определения размера членских взносов (п. 1 ст. 123.7 ГК РФ);
  • определенным в п. 2 ст. 65.3 ГК (среди них изменение устава, образование органов управления, реорганизация и ликвидация).

Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ между высшим коллегиальным органом и постоянно действующим коллегиальным органом может быть разделена компетенция по вопросам:

  • утверждения готового отчета и отчетности;
  • участия в капиталах других юридических лиц;
  • создания филиалов;
  • определения аудитора;
  • образования единоличного исполнительного органа и прекращения его полномочий.

Из смысла статьи вытекает, что создание коллегиального исполнительного органа, избрание его членов полностью остается в ведении высшего органа — конференции или общего собрания.

Ассоциации и союзы общественных организаций

Право на объединение ОО в союзы или ассоциации предусмотрено п. 3 ст. 123.4 ГК РФ. Согласно нормам ст. 13 закона № 82-ФЗ общественные объединения любой организационно-правовой формы, в том числе ОО, вправе объединяться в ассоциации или союзы. Новое лицо принимает самостоятельный устав или учредительный договор и получает правоспособность с момента его государственной регистрации. Его члены полностью сохраняют свою правоспособность в качестве юридического лица. Самостоятельной организационно-правовой формой союзы и ассоциации признаются законодателем в ст. 123.8 ГК РФ.

Такие ассоциации являются собственниками имущества, которое приобретается для обеспечения их деятельности (ст. 32 закона № 82-ФЗ). Согласно ст. 5.1 закона № 82-ФЗ ассоциации и союзы также вправе создавать территориальные подразделения. В уставе ассоциации можно определить, будут ли эти отделения одновременно являться и отделениями ее членов.

Ряд несовпадений между нормами ГК РФ и законом № 82-ФЗ предлагается устранить в Концепции по гармонизации законодательства о НКО с ГК РФ, подготовленной совместной рабочей группой Минюста России и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, одобренной Минюстом.

Преобразование и ликвидация общественной организации

Согласно п. 4 ст. 123.4 ГК РФ ОО может быть преобразована:

  • в ассоциацию (союз);
  • фонд;
  • автономную некоммерческую организацию.

Ликвидация ОО может быть произведена в добровольном и принудительном порядке. Деятельность ОО согласно нормам ст. 42 закона № 82-ФЗ может быть приостановлена в случае нарушения законов или ведения деятельности, не соответствующей нормам устава. Если требования представления не выполнены, подготовивший его орган может приостановить деятельность ОО на период до 6 месяцев.

Если и после этого нарушения не были устранены или ОО существенно нарушила закон, причинила ущерб охраняемым законом интересам, то по нормам ст. 44 закона № 82-ФЗ ОО может быть ликвидирована в судебном порядке. Споры о принудительной ликвидации некоммерческих юридических лиц рассматриваются в судах общей юрисдикции по правилам КАС РФ (п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 64).

Добровольная ликвидация осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 26 закона № 82-ФЗ, по решению высшего органа управления. Оставшееся после ликвидации имущество должно быть израсходовано на цели, указанные в уставе, а в случае принудительной ликвидации судьба имущества может быть определена на основании решения суда. Решения ликвидационной комиссии о судьбе имущества публикуются в печати.

>Тульская городская общественная организация ветеранов спецназа «ЗАКОН-ГРИФ»

Устав организации

Органы управления организации

Высшим руководящим органом Организации является Общее собрание ее членов, которое созывается не реже одного раза в год. Внеочередное Общее собрание может быть созвано по требованию не менее 1/3 членов организации, Ревизионной комиссией или Президиумом. О созыве Общего собрания члены Организации извещаются персонально не позднее, чем за 15 дней до даты проведения Общего собрания.

Общее собрание:

  • избирает Президента и Вице-президента Организации, членов Президиума, Ревизионную комиссию (Ревизора), в количестве, определяемом Общим собранием, сроком на два года;
  • заслушивает и утверждает отчеты Президиума и Ревизионной комиссии (Ревизора);
  • утверждает Устав Организации, а также изменения и дополнения к нему;
  • принимает решение о реорганизации и ликвидации Организации;
  • определяет размеры членских и вступительных взносов;
  • определяет и утверждает основные направления деятельности Организации;
  • решает другие важнейшие вопросы, предложенные к рассмотрению.

Общее собрание правомочно, если на нем присутствует более половины членов Организации. Решения принимаются простым большинством голосов от присутствующих членов Организации. Форма голосования (открытое или тайное) определяется Общим собранием.

При отсутствии кворума Общее собрание может быть перенесено на срок до 15 дней. Повторное собрание правомочно, если на нем присутствует более 1/2 членов Организации.

Решения об утверждении Устава, изменений и дополнений к нему, о реорганизации и ликвидации Организации, определении и утверждении основных направлений деятельности Организации принимаются квалифицированным большинством голосов (75%) присутствующих на Общем собрании членов.

В период между Общими собраниями постоянно действующим руководящим органом Организации является Президиум. Президент, Вице-президент входят в состав Президиума по должности. Руководит работой Президиума Президент.

Президиум:

  • принимает в члены Организации и исключает из членов Организации;
  • ведет списки членов Организации;
  • осуществляет контроль за выполнением решений Общего собрания;
  • рассматривает и утверждает смету расходов Организации;
  • готовит вопросы для обсуждения на Общем собрании Организации;
  • принимает решения об учреждении хозяйственных организаций, коммерческих и иных предприятий, обеспечивающих реализацию целей Организации, утверждает их учредительные документы;
  • принимает решения об участии и о формах участия в деятельности других общественных объединений;
  • решает вопросы о приобретении паев (акций) хозяйственных обществ, а также об учреждении совместно с другими лицами предприятий и организаций;
  • устанавливает порядок внесения членских и вступительных взносов;
  • ежегодно информирует орган, принимающий решение о регистрации общественных объединений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения Президиума и данных о руководителях Организации;
  • рассматривает и решает другие вопросы, не входящие в компетенцию Общего собрания.

Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседания считаются правомочными при участии в них более половины от общего числа членов Президиума. О дате заседания Президиума и повестке дня всех членов Президиума персонально извещает один из членов Президиума. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов Президиума, присутствующих на заседании. Заседания Президиума ведет Президент, а в его отсутствие — Вице-президент либо один из членов Президиума.

Протоколы заседаний Президиума ведет один из членов Президиума.

Президент:

  • руководит деятельностью Президиума, подписывает решения, принимаемые Президиумом;
  • осуществляет руководство деятельностью Организации, в том числе принимает оперативные решения по вопросам повседневной деятельности Организации;
  • подписывает учредительные документы создаваемых Организацией хозяйственных обществ;
  • без доверенности представляет Организацию во взаимоотношениях с государственными, общественными, религиозными и иными организациями в Российской Федерации и за рубежом;
  • управляет имуществом Организации;
  • осуществляет прием и увольнение штатных работников, в том числе главного бухгалтера;
  • поощряет штатных работников за активную работу, налагает на них взыскания в порядке, установленном законодательством;
  • утверждает штатное расписание аппарата и устанавливает фонд оплаты труда штатным работникам Организации в пределах сумм, утверждаемых Президиумом;
  • осуществляет другие исполнительно-распорядительные функции.

Президент Организации издает приказы и распоряжения.

Президент Организации имеет право подписи банковских документов.

Вице-президент возглавляет направления работы в соответствии с распределением обязанностей, утвержденных Президиумом. В отсутствие Президента исполняет его функции. Президент считается отсутствующим, если он не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья либо вследствие нахождения в отпуске, командировке и т.п. Решение о возложении исполнения обязанностей Президента на Вице-президента оформляется решением Президиума. При невозможности издания такого распоряжения Вице-президент вправе самостоятельно принять решение о принятии на себя обязанностей Президента на время его отсутствия.

Президент, Вице-президент и члены Президиума выполняют свои обязанности безвозмездно.

Ревизионная комиссия Организации (Ревизор) избирается Общим собранием сроком на два года. Количественный состав контрольно- ревизионного органа: коллегиальный- -Ревизионная комиссия или единоличный- Ревизор определяет Общее собрание.

Ревизионная комиссия (Ревизор):

  • проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности Президиума, Президента, штатных работников Организации;
  • организует проверку финансово-хозяйственной деятельности Организации не реже одного раза в год;
  • в случае необходимости привлекает к проверкам аудиторские организации.

Члены Ревизионной комиссии (Ревизор) могут участвовать в заседаниях Президиума с правом совещательного голоса.

Члены Ревизионной комиссии (Ревизор) не могут входить в состав Президиума.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *