Закон об МФО

Закон о микрофинансовых организациях

время публикации: 18.07.2015 11:42последняя редакция: 18.07.2015 20:10

Правовая основа МФО — это ФЗ №151 от 2 июля 2010 года и включение организации в государственный реестр Банка России

С принятием в июле 2010 года Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (ФЗ №151 от 2 июля 2010 года, далее — Закон об МФО) в России начал формироваться новый альтернативный рынок банковской системе. Специфика этого финансового бизнеса связана с меньшей зарегулированностью, в отличие от банков. Как следствие. МФО готовы брать на себе те финансовые риски, которые не подвластны банкам. Естественно, плата за риск – это более высокая процентная ставка в МФО по сравнению с банком.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В Законе об МФО 5 глав, 17 статей. В 1 главе закона дается определение микрофинансовой организации: «Микрофинансовая организация — юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций». Три ключевых критерия микрофинансовой организации:

1) ведение микрофинансовой деятельности (предоставление микрозаймов);

2) включение в реестр (его ведет ЦБ РФ);

3) организационно-правовой статус (юрлицо).

Как видим, в отличие от банков или брокеров, требований по минимальному капиталу к МФО со стороны регулятора пока не предъявляется. При этом введены два экономических норматива НМО1 и НМО2, о которых речь пойдет ниже.

Микрозаем – основа микрофинансовой деятельности, его сумма не может быть выше 1 млн. руб. Договор микрозайма заключается между займодавцем и заемщиком (ст. 2 ФЗ №151).

Деятельность МФО также регулируется Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». В нем ограничены максимальные процентные ставки по займам.

В Законе об МФО также упомянуты и другие профессиональные кредиторы, которые могут осуществлять параллельно и микрофинансовую деятельность – кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы.

Банк России ведет государственный реестр микрофинансовых организаций. По сути, это табличка в Excel, которая доступна на его сайте.Также данные дублируются в бумажном формате. За вступление в государственный реестр с МФО берется государственная пошлина.

ТРЕБОВАНИЯ К МФО

Закон об МФО предъявляет требования к его органам управления. Так, членами совета директоров МФО не могут являться люди, которые ранее руководили финансовыми организациями, у которых отобрали лицензии. Либо эти люди находятся под административным наказанием, срок которого еще не истек. Также не могут руководить МФО люди с неснятой и непогашенной судимостью за преступления в сфере экономики, либо против государственной власти.

Отдельные требования Закон об МФО предъявляет к учредителям (участникам) МФО. Так, лица с непогашенной судимостью не могут владеть более 10% долей или акций МФО.

Как изменится бизнес микрофинансовых организаций в связи с новым законом

Также все лица, которые приобрели более 10% должны уведомлять об этом Центробанк Российской Федерации.

В ст. 5 Закона об МФО указано, что с даты внесения в реестр МФО приобретает соответствующий правовой статус. Для вступления МФО в реестр Банк России требует следующие документы:

— заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, подписанного руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

— копии учредительных документов юридического лица;

— копии решения о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;

— копии решения об избрании (о назначении) органов управления юридического лица с указанием их состава на день представления документов в Банк России;

— сведений об учредителях юридического лица по форме, утвержденной Банком России;

— сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

— выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающих правовой статус учредителя — иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными учредителями).

Не юридическое лицо не может являться микрофинансовой организацией. Внесения записи в государственный реестр осуществляется в течение 14 дней. После этого МФО получает свидетельство от Банка России. В п. 9 ст. 5 Закон об МФО закрепляет норму, согласно которой ни одно юрлицо в России не имеет право называться МФО, если оно не включено в государственный реестр.

В качестве одной из причин, по которой МФО могут отказать от внесения в государственный реестр – это совпадение с названием организации, которая уже в реестре.

В ст. 7 Закона об МФО упомянуты основания, по которым организация может быть исключена из государственного реестра:

— по собственному желанию (заявление от органов управления, либо ликвидация юрлица, при этом не должно быть обязательств по договорам займа перед физлицами, не являющими учредителями);

— по решению Банка России.

Когда Банк России может лишить МФО права находиться в государственном реестре (в случае неоднократных нарушений):

— несоответствия органов управления микрофинансовой организации требованиям Закона об МФО;

— нарушения микрофинансовой организацией Закона об МФО, нормативных актов Банка России;

— нарушения микрофинансовой организацией требований, предусмотренных статьей 6 и статьей 7 (за исключением пункта 3) Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

— существенного нарушения утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов и (или) представления существенно недостоверных отчетных данных.

МФО могут выдавать займы исключительно в рублях. Взаимоотношения между МФО и заемщиком регулируются Правилами предоставления займов. Также займы могут быть целевыми. В этом случае МФО контролирует его целевой характер использования. Это активно используется при льготном микрофинансировании со стороны некоммерческих МФО. При этом договор имеет большую юридическую силу, нежели Правила предоставления займов (в случае взаимоисключающих норм). Следовательно, заемщик перед подписанием, кроме договора, должен еще изучить и Правила предоставления займов МФО.

МФО в процессе своей деятельности может запрашивать у потенциального заемщика, подавшего заявку, «документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены правилами предоставления микрозаймов».

ИНВЕСТИЦИИ В МФО

Кроме того, МФО имеет право «привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах». Следовательно, бизнес-модель МФО заключается в привлечении средств не только от учредителей, но и физических и юридических лиц.

Микрофинансовая организация может привлекать денежные средства от физических лиц исключительно в следующих случаях:

— инвесторы, являющиеся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;

— физические лица, предоставляющие денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем с микрофинансовой организацией договора займа на сумму один миллион пятьсот тысяч рублей и более, при условии, что сумма основного долга микрофинансовой организации перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора;

— инвесторы, приобретающие облигации микрофинансовой организации номинальной стоимостью более одного миллиона пятисот тысяч рублей каждая, а также физических лиц, являющихся квалифицированными инвесторами в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг и приобретающих облигации микрофинансовой организации, предназначенные для квалифицированных инвесторов. 

К примеру, облигации выпустила микрофинансовая организация "Домашние деньги" (сейчас они торгуются на Московской бирже с доходностью в 25-28% годовых). "Инвестиции в МФО" мы включили в соответствующий раздел "Справочника инвестора" как пример альтернативных инвестиций.

На Московской бирже инвесторам доступны 2 выпуска облигаций "Домашние деньги" со сроками погашения в 2016-2017гг. (скриншот ИТС QUIK)

МФО не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров, а также осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. При этом теоретически открыть брокерский счет МФО для инвестиций на фондовом рынке ничто не мешает. Все займы МФО выдаются исключительно в российских рублях.

МФО вправе страховать возникающие в ее деятельности риски, в том числе риск ответственности за нарушение договора, в обществах взаимного страхования и страховых организациях, за исключением страховых организаций, в которых микрофинансовая организация является учредителем (участником, акционером).

МФО сдают ежеквартальную отчетность Банку России. Также регулятор устанавливает числовые значения и порядок расчета и осуществляет контроль за соблюдением экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности микрофинансовыми организациями, привлекающими денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов, и микрофинансовыми организациями, осуществляющими выпуск и размещение облигаций, устанавливает для микрофинансовых организаций порядок формирования резервов на возможные потери по займам.

Норматив достаточности собственных средств микрофинансовой организации (НМО1) (норматив НМО1) определяет требования к минимальной величине собственных средств микрофинансовой организации, необходимых для выполнения микрофинансовой организацией обязательств по привлеченным займам физических лиц и юридических лиц.

Минимальное допустимое числовое значение норматива НМО1:

— для микрофинансовых организаций, зарегистрированных в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, хозяйственного общества или товарищества, — 5 процентов;

— для микрофинансовых организаций, зарегистрированных в форме некоммерческого партнерства, — 50 процентов.

Норматив ликвидности микрофинансовой организации (НМО2) (норматив НМО2) определяет требования к минимальной величине отношения суммы ликвидных активов микрофинансовой организации к сумме краткосрочных обязательств микрофинансовой организации, необходимых для выполнения микрофинансовой организацией обязательств по привлеченным займам физических лиц и юридических лиц. Минимальное допустимое числовое значение норматива НМО2 — 70 процентов.

Составил Роман Некрасов, MarketLab:Financial Innovations

Обязательно подпишитесь на наш канал Telegram

Финансы

Микрофинансовые организации: список. Микрофинансовая организация — это…

20 июня 2015

Сегодня речь пойдет о том, что собой представляют микрофинансовые организации (МФО), на какие деньги они существуют, кто контролирует их работу, а также какую пользу может получить от них заемщик. Но прежде всего необходимо определиться с самим термином.

Что такое микрофинансирование

Сразу после своего появления термин "микрофинансирование" указывал на услуги по кредитованию, которые предоставлялись представителям малого и среднего бизнеса. Этот способ был более доступным по сравнению с той процедурой, которую необходимо было пройти для того, чтобы получить кредит на бизнес в обычном банке.

Однако со временем этот термин утратил свое первоначальное значение. МФО по-прежнему продолжают выдавать бизнес-кредиты, но теперь их клиентами стали также частные лица. Им дается возможность получить микрозайм – это мгновенный кредит, для которого не требуется тщательного анализа финансового состояния и кредитоплатежности заемщика.

МФО – что это?

Таким образом, микрофинансовая организация – это небанковская организация, деятельность которой направлена на выдачу кредитов юридическим и физическим лицам. Схема выдачи этих кредитов намного проще, чем в банке. Как и любой другой организации, для полноценной работы МФО необходим капитал. Микрофинансовая организация может привлекать ресурсы из различных источников. В первую очередь это высокие проценты от предоставленных займов, а также сотрудничество с инвесторами. Ими могут быть как частные лица, так и банковские организации. В последнем случае МФО является дочерней организацией такого банка.

Узнать МФО среди прочих финансовых организаций достаточно просто. Они привлекают внимание своими рекламными слоганами в духе «Деньги до зарплаты», «Кредит за 15 минут», «Быстрые деньги» и т. д. Их услуги распространяются в местах массового скопления людей. Зачастую такие организации имеют не более 1-2 сотрудников.

Видео по теме

Виды МФО

Каждая страна определяет свои виды МФО с помощью законодательной базы. Также она определяет форму их регистрации. Главный критерий, который указывает на то, что перед вами микрофинансовая организация, – это упрощенная система кредитования. Таким образом, все легально действующие небанковские структуры, которые осуществляют кредитование по таким схемам, можно условно разделить на такие виды:

  • Финансовая группа.
  • Фонд поддержки предпринимательства.
  • Кредитный союз.
  • Кредитное общество.
  • Кредитное агентство.
  • Кредитный кооператив.

Как уже говорилось, многие МФО являются дочерними структурами банков. Такая деятельность для последних достаточно выгодна. Дело в том, что у банка появляется возможность выдавать кредиты, процентные ставки по которым в несколько раз превышают те, которые выдаются непосредственно им самим.

Закон об МФО №151 ФЗ 2017

Естественно, существует большой риск того, что такой кредит останется непогашенным.

Кто контролирует работу МФО

Главным органом, контролирующим работу МФО, является Центральный банк того государства, на территории которого существует эта организация. Лицензирование этих объектов также проводит ЦБ. Микрофинансовые организации также должны быть внесены в госреестр. Кроме того, они могут получить разрешительные документы в тех учреждениях, которые контролируют работу других финансовых организаций.

ФЗ «О микрофинансовых организациях»

Если говорить о России, то здесь данное направление в бизнесе появилось не очень давно. Соответственно и законы, которые регулируют их деятельность, были приняты всего несколько лет назад. На данный момент существует два закона, которые регулируют микрофинансы:

  • ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (принят 02.07.2010).
  • ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (принят 05.07.2010).

В соответствии с назваными законами, существуют некоторые ограничения форм и законов вклада. Если говорить о сумме выданного займа, то она не должна превышать 1 млн рублей. Вместе с тем запрещается выдача кредита в иностранной валюте вне зависимости от суммы. В случае с инвестированием банк может принимать вклад, размер которого не менее 1,5 млн рублей (от одного вкладчика).

Кроме того, все микрофинансовые организации России должны гарантировать, что сведения о финансовых операциях заемщиков будут сохранены. Это значит, что при выдаче кредита МФО не имеет права требовать предоставления контактных телефонов «друзей», которым можно сообщить о просрочке платежа по договору займа, если не будет возможности связаться с самим заемщиком.

Кредиты

Существует мнение, что МФО готова выдать кредит практически каждому, кто за этим обратится. Но это ошибочное представление. Прежде чем работать с клиентом, любая организация должна выяснить кредитоспособность клиента. Для этого используют кредитный скоринг. Именно эта система позволяет потенциальному заемщику получить решение о выдаче кредита или отказе от него на протяжении 10-15 минут. Кроме того, эта услуга доступна даже в онлайн-режиме.

Кредитный скоринг – это система анализа платежеспособности заемщика, которая основывается на определённом алгоритме и осуществляется посредством обработки анкетных данных. Результат обработки этих данных выражен в баллах. Такую схему платежеспособности клиента используют практически все микрофинансовые организации. Займы, таким образом, выдаются не работником МФО, а компьютерной программой, поскольку только от результатов её работы зависит решение.

Если по результатам кредитного скоринга потенциальный заемщик является платежеспособным, то кредит он может получить практически в тот же день. Однако сумма, на которую выдается кредит, зачастую меньше, чем та, о которой было заявлено изначально. Дело в том, что с помощью кредитного скоринга можно более реально оценить платежеспособность клиента, чем основываясь только на его личном мнении, которое часто бывает завышенным.

Проценты по кредиту рассчитаны на каждый день, а не на месяц или год, как это бывает в банках. Поэтому в большинстве МФО кредиты выдаются только на две недели или месяц. В противном случае переплата по кредиту может составить сумму, которая в два или три раза больше той, что получил заемщик.

Инвестиции

Необходимо более детально поговорить о том, откуда МФО получает свой капитал. Микрофинансовая организация может сотрудничать с инвесторами. Поскольку государство не дает своих гарантий на вклады в МФО, инвестировать в них свои деньги достаточно опасно. Существует достаточно большой риск того, что вкладчик не только не получит процентов, но и потеряет свой вклад. Инвестиции в микрофинансовые организации имеют ряд отличий от банковских вкладов:

  1. Доход, который можно получить от таких инвестиций, превышает банковский в 1,5–2 раза.
  2. Риски вложений, соответственно, также значительно выше.
  3. В случае инвестирования в МФО досрочное изъятие вклада в большинстве случаев невозможно (исключение – такая возможность дополнительно оговорена в договоре). В банках такое право гарантируется вкладчику законом.
  4. Инвестор, получивший доход от МФО, должен выплатить государству налог на доходы. Депозиты в банках подлежат налогообложению лишь в некоторых случаях.

Как видим, доходность такого инвестирования достаточно высокая, но и риск максимальный. К тому же он значительно увеличивается во время финансовых кризисов, когда у большинства заемщиков резко понижается уровень доходов. В случае если подобная организация будет признана банкротом, инвестор не сможет вернуть даже свой вклад, не говоря о процентах, ведь зачастую микрофинансовая организация – это учреждение, которое не имеет своего имущества, что можно было бы продать в счет долгов.

Рейтинг ведущих МФО России

Несмотря на все риски и высокие проценты по займу, с каждым годом появляется все больше людей, которые обращаются в микрофинансовые организации. Список таких компаний увеличивается вместе со спросом на подобные услуги. Наибольшей популярностью пользуются:

  1. «Платиза».
  2. MoneyMan.
  3. «Быстроденьги».
  4. «Займо».
  5. «МигКредит».
  6. «Займер».
  7. VIVA Деньги.
  8. «Мани Фанни».
  9. «Русмикрофинанс».
  10. МФО «Саммит».

Микрофинансовые организации, список которых предоставлен выше, занимают первые десять лидирующих мест в рейтинге, который был составлен в соответствии с запросами пользователей и частотой упоминания в СМИ.

Вместо заключения

Учитывая все плюсы и минусы подобной организации, можно сделать вывод, что кредиты в подобных компаниях невыгодны в первую очередь заемщику. Микрофинансовая организация – это учреждение, которое было создано, прежде всего, с целью заработка. Поэтому МФО может быть интересна с точки зрения инвестирования.

Однако финансовая неграмотность большинства населения и привычка жить в кредит способствуют увеличению количества подобных организаций на территории страны. Главное, что привлекает людей, – это простота получения кредита, отсутствие необходимости предоставлять пакет документов, быстрота получения денег наличными, а также возможность взять в кредит даже тем, у кого была испорчена кредитная история.

An error occurred.

Интернет-приемнаяОтветы на вопросы

Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность микрофинансовых организаций

по состоянию на 28.04.2018

Документ Вид документа Название
номер дата
151-ФЗ 02.07.2010 Федеральный закон О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях
230-ФЗ 03.07.2016 Федеральный закон О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
115-ФЗ 07.08.2001 Федеральный закон О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
353-ФЗ 21.12.2013 Федеральный закон О потребительском кредите (займе)
223-ФЗ 13.07.2015 Федеральный закон О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка
3240-У 23.04.2014 Указание Банка России О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)
(Вестник Банка России № 62 (1540) 01.07.14)
3249-У 29.04.2014 Указание Банка России О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)
(Вестник Банка России № 63 (1541) 09.07.14)
3690-У 09.07.2015 Указание Банка России О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности микрофинансовой организации
(Вестник Банка России № 115 (1711) 16.12.15)
3510-У 28.12.2014 Указание Банка России О порядке и сроках направления уведомления лицом, получившим право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал некредитной финансовой организации, а также порядке запроса Банком России информации о лицах, которые прямо или косвенно имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал некредитной финансовой организации
(Вестник Банка России № 17 (1613) 04.03.15)
3689-У 24.06.2015 Указание Банка России О временной администрации микрофинансовой организации
(Вестник Банка России № 71 (1667) 28.08.15)
4263-У 13.01.2017 Указание Банка России О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами
(Вестник Банка России № 38 (1872) 14.04.17)
4600-У 03.11.2017 Указание Банка России О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета
3984-У 28.03.2016 Указание Банка России О порядке ведения Банком России государственного реестра микрофинансовых организаций, форме заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, форме сведений об учредителях (участниках, акционерах) юридического лица, форме свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и порядке его переоформления, формах заявлений об изменении вида микрофинансовой организации и осуществлении деятельности в виде микрофинансовой компании или осуществлении деятельности в виде микрокредитной компании, форме и порядке представления документов и информации, подтверждающих наличие собственных средств (капитала) и источники происхождения средств, внесенных учредителями (участниками, акционерами)
(Вестник Банка России № 69 (1787) 21.07.16)
4037-У 09.06.2016 Указание Банка России Об установлении методики определения собственных средств (капитала) микрофинансовой компании
(Вестник Банка России № 68 (1786) 18.07.16)
4054-У 28.06.2016 Указание Банка России О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам
(Вестник Банка России № 74 (1792) 17.08.16)
4063-У 07.07.2016 Указание Банка России О порядке подачи микрофинансовой организацией заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций
(Вестник Банка России № 74 (1792) 17.08.16)
4168-У 27.10.2016 Указание Банка России О порядке определения и критериях существенности недостоверных отчетных данных, представляемых микрофинансовыми организациями в Банк России
(Вестник Банка России № 33 (1865) 31.03.17)
4382-У 24.05.2017 Указание Банка России Об установлении экономических нормативов для микрофинансовой компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и (или) юридических лиц в виде займов, и микрофинансовой компании, осуществляющей выпуск и размещение облигаций
(Вестник Банка России № 55 (1889) 05.07.17)
4383-У 24.05.2017 Указание Банка России О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями, порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения микрофинансовой компании
(Вестник Банка России № 55 (1889) 05.07.17)
4384-У 24.05.2017 Указание Банка России Об установлении экономических нормативов для микрокредитной компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами), и (или) юридических лиц в виде займов
(Вестник Банка России № 55 (1889) 05.07.17)
517-П 07.07.2016 Положение Банка России О порядке осуществления временной администрацией микрофинансовой организации контроля за деятельностью ликвидационной комиссии (ликвидатора) в случае принятия решения о ликвидации микрофинансовой организации в период деятельности временной администрации
(Вестник Банка России № 56 (1774) 16.06.16)
б/н 19.07.2017 Базовый стандарт Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций
(Протокол № КФНП-26 от 27.07.2017)
б/н 22.06.2017 Базовый стандарт

Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации

б/н б/д Базовый стандарт

Базовый стандарт совершения микрофинансовой организацией операций на финансовом рынке
(Протокол № КФНП-12 от 27.04.2018)

Дополнительные материалы
ИН-014-12/13 17.03.2016 Информационное письмо Об обобщении практики применения некредитными финансовыми организациями — участниками рынка микрофинансирования Указания Банка России от 9 июля 2015 года № 3719-У  «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами»

Правовое регулирование микрофинансовой деятельности

Микрофинансовая деятельность регулируется Федеральным Законом от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее Закон).

Согласно п. 9 ст. 12 Закона микрофинансовая организация не вправе начислять заемщику — физическому лицу проценты по договору потребительского займа, по которому срок возврата не превышает одного года, в случае, если сумма начисленных по договору процентов достигнет трехкратного размера суммы займа. Исключением являются неустойки (штрафа, пени) и платежи за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату. Условие, содержащее данный запрет, должно быть указано микрофинансовой организацией (компанией) на первой странице договора потребительского займа перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа.

Если Вами принято решение заключить договор в   микрофинансовой организации (компании), для начала необходимо убедиться, что она работает легально. Организация должна быть включена в Государственный реестр Центрального банка России. Проверить данную информацию можно на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации https://www.cbr.ru.

Если Вы не нашли такой организации, обращаться к ней за денежными средствами Управление Роспотребнадзора по РБ не рекомендует, так как есть риск столкнуться с мошенничеством. В любом случае не стоит торопиться с оформлением договора.

Прежде всего, необходимо посетить несколько организаций и определить более выгодные условия для себя. Следует помнить, что Вы можете заключить договор займа на указанных условиях в течение пяти дней после обращения в офис организации за займом. Если микрофинансовая организация (компания) является членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) — это является дополнительной гарантией добросовестности компании. Как правило, информация об этом размещена на сайте компании.

По закону каждая микрофинансовая организация (компания) обязана раскрыть полную стоимость кредита, то есть процент переплаты за пользование деньгами должен быть прозрачным.

Вернуть заем можно досрочно, при этом проценты уплачиваются только за фактический срок пользования деньгами. Обязательно нужно брать справку о полном погашении задолженности — этот документ будет полезен в случае дальнейшего возникновения  разногласий.  

За дополнительными разъяснениями можете обращаться в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия по тел. «Горячей линии» 8 (3012) 33 27 50, 8 (3012) 37 15 30, или по адресу: г.

Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ

Улан-Удэ, ул. Ключевская 76а, блок 1.

При использовании материалов Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия ссылка на Управление обязательна.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *