Закон о страховании имущества

Обязательно или добровольно

Заставлять граждан страховать имущество никто не будет. Более того, государство так же, как и раньше предоставит новое жилье в собственность взамен разрушенного из-за ЧС. Но местные власти должны будут пропагандировать страхование и различными способами заинтересовывать владельцев недвижимости. Для этого они должны разработать специальные программы, по которым будут оценивать эффективность их работы.

Закон предоставляет местным властям право самостоятельно устанавливать правила возмещения ущерба, с использованием механизма добровольного страхования недвижимости. При этом помимо выплаты страхового возмещения, они могут предусмотреть оказание пострадавшим помощи из федерального и регионального бюджета. Если жилое помещение повреждено или полностью разрушено в результате стихийного бедствия, то ущерб пострадавшим будут компенсировать либо денежной выплатой, либо предоставят другое жилье. В этом случае страховую выплату вместо него получит субъект РФ.

Для учета договоров страхования жилой недвижимости будет создана единая информационная система, отвечать за которую будет Всероссийский союз страховщиков. Кроме того, он должен будет организовать взаимодействие с региональными властями в области информирования населения.

Можно ли отказаться от страхования жилья

Закон не обязывает собственников покупать полис. Но при отсутствии страховки можно не рассчитывать на получение жилья, аналогичного утраченному. Местные власти предоставят то помещение, которое имеется в наличии, и владелец отдельной квартиры может получить взамен комнату в общежитии. Можно ли будет впоследствии это жилье приватизировать, пока не известно. Скорее всего, этот вопрос также останется в компетенции региональных властей.

Сама законодательная инициатива нацелена на дополнительную помощь пострадавшим в ЧС, но пока вопросов здесь больше, чем ответов. Теперь реализация Закона будет зависеть от расторопности региональных властей, и программ, которые они разработают. Вряд ли они захотят граждан заинтересовать вступить в программу страхования жилья. Скорее всего, сумму просто включат в платежки и начнут собирать деньги, как это уже было с капитальным ремонтом. Вместе с тем. В регионах с повышенной опасностью стихийных бедствий закон реально поможет пострадавшим купить новое жилье в удобном для них месте, и неограниченно по времени.

Читайте также: Как оплатить налоги авансом — новый закон № 232-ФЗ

Вопросы — ответы

— Я слышала, что с этого года квартиру нужно будет обязательно страховать. Мы живем в муниципальной квартире. Нам тоже нужно будет страховать ее?

— Обязывать гражданина заключать договор страхования никто не имеет права. Если условия, которые предлагают в проекте договора, его не устраивают, он просто отказывается от его заключения. При этом местные власти должны будут учитывать пожелания граждан, и менять перечень страховых случаев, чтобы заинтересовать в покупке полиса. Что касается неприватизированного жилья, то закон разрешает страховать жилье как собственникам, так и нанимателям, поскольку в случае стихийного бедствия может быть разрушен будет весь дом целиком.

— С этого года начнет действовать закон о страховании жилья. А если я свою квартиру не застрахую, мне государство ничего не выплатит в случае стихийного бедствия?

— По закону отвечать за сохранность своего имущества обязан собственник. Но на сегодняшний день добровольное страхование жилья не слишком популярно в России. Связано это с высокими тарифами и не слишком большой выплатой. Тем более, чрезвычайные ситуации обычно в перечень страховых случаев не входят. Новый закон предполагает не только страховое возмещение, но и помощь государства при повреждении или утрате жилища в результате стихийного бедствия. Граждане, не имеющие полиса, могут рассчитывать на получение нового жилья из муниципального фонда в такой ситуации, но оно может быть неравноценным. Т.е. вместо отдельной квартиры или дома, предоставят, например, комнату в общежитии.

— Слышал, что с этого года нужно будет страховать квартиру. Как мне узнать условия полиса, и что делать, если они меня не устраивают? У меня квартира в элитном районе с хорошей отделкой, а по закону я смогу получить за нее всего 500 тысяч.

— Закон ограничивает только минимальную страховую выплату лимитом в 500 тыс. рублей. Остальную сумму возмещения ущерба в случае ЧС будут определять местные власти. Но на доплату за элитный район, конечно, рассчитывать не стоит. Условия страхования можно будут размещены в специальном информационном ресурсе, который должен создать Всероссийский союз страховщиков. Для каждого региона будет представлен свой проект договора. Поскольку страхование является добровольным, то собственник, если условия полиса его не устраивают, может заключить договор индивидуально, причем с любым страховщиком, а не только с тем, который выбрала местная администрация. В этом случае он может самостоятельно выбрать размер возмещения и условия его выплаты в различных ситуациях.

Читайте также: Закон об оскорблении власти

Автор публикации

не в сети 7 часов

Виктория

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1 (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 27 ноября 1992 года N 4015-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 31.12.1997 N 157-ФЗ, от 20.11.1999 N 204-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 10.12.2003 N 172-ФЗ, от 20.07.2004 N 67-ФЗ, от 07.03.2005 N 12-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 21.07.2005 N 104-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 08.11.2007 N 256-ФЗ, от 29.11.2007 N 287-ФЗ, от 30.10.2009 N 243-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 27.07.2010 N 226-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 18.07.2011 N 236-ФЗ, от 30.11.2011 N 362-ФЗ, от 25.12.2012 N 267-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 23.07.2013 N 234-ФЗ (ред. 28.12.2013), от 04.06.2014 N 149-ФЗ, от 21.07.2014 N 223-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 08.03.2015 N 39-ФЗ, от 29.06.2015 N 155-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 13.07.2015 N 231-ФЗ, от 13.07.2015 N 259-ФЗ, от 28.11.2015 N 349-ФЗ, от 30.12.2015 N 432-ФЗ, от 23.05.2016 N 146-ФЗ, от 23.06.2016 N 194-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ (ред. 28.12.2017), от 03.07.2016 N 292-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 03.07.2016 N 363-ФЗ, от 26.07.2017 N 205-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ, от 31.12.2017 N 482-ФЗ, от 23.04.2018 N 87-ФЗ, от 29.07.2018 N 251-ФЗ, от 03.08.2018 N 320-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.06.2004 N 57-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
    • Статья 2. Страхование и страховая деятельность (страховое дело)
    • Статья 3. Цель и задачи организации страхового дела. Формы страхования
    • Статья 4. Объекты страхования
    • Статья 4.1. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом
    • Статья 5. Страхователи
    • Статья 6. Страховщики
    • Статья 6.1. Особенности обмена информацией в электронной форме между страхователем и страховщиком
    • Статья 7. Порядок регулирования деятельности общества взаимного страхования
    • Статья 8. Страховые агенты и страховые брокеры
    • Статья 8.1. Утратила силу
    • Статья 9. Страховой риск, страховой случай
    • Статья 10. Страховая сумма, страховая выплата, франшиза
    • Статья 11. Страховая премия (страховые взносы) и страховой тариф
    • Статья 12. Сострахование
    • Статья 13. Перестрахование
    • Статья 13.1. Национальная перестраховочная компания
    • Статья 13.2. Перестрахование рисков страховой выплаты по договорам страхования, заключенным для защиты имущественных интересов отдельных категорий лиц
    • Статья 13.3. Передача национальной перестраховочной компании части обязательств по страховой выплате
    • Статья 14. Объединения субъектов страхового дела, страховых агентов, страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей
    • Статья 14.1. Страховые (перестраховочные) пулы
    • Статья 14.2. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка
  • Глава II. Договор страхования. — Исключена
  • Глава III. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков
    • Статья 25. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика
    • Статья 26. Страховые резервы
    • Статья 26.1. Передача страхового портфеля
    • Статья 26.2. Учет и хранение ценных бумаг, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика. Контроль за активами страховщика
    • Статья 27. Утратила силу
    • Статья 28. Учет и отчетность
    • Статья 28.1. Внутренний контроль
    • Статья 28.2. Внутренний аудит
    • Статья 29. Обязательный аудит и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика
    • Статья 29.1. Обеспечение хранения информации о деятельности страховщика
  • Глава IV. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела
    • Статья 30. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела
    • Статья 31. Утратила силу
    • Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
    • Статья 32.1. Квалификационные и иные требования
    • Статья 32.2. Утратила силу
    • Статья 32.3. Основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии
    • Статья 32.4. Утратила силу
    • Статья 32.5. Действие лицензии
    • Статья 32.5-1. Меры, применяемые органом страхового надзора
    • Статья 32.5-2. Ограничение и (или) запрет на совершение отдельных сделок
    • Статья 32.6. Ограничение или приостановление действия лицензии
    • Статья 32.7. Возобновление действия лицензии
    • Статья 32.8. Отзыв лицензии. Прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидация в связи с отзывом лицензии
    • Статья 32.9. Виды страхования
    • Статья 32.10. Особенности совершения сделок с акциями (долями) страховой организации
    • Статья 33. Соблюдение коммерческой и иной охраняемой законом тайны должностными лицами органа страхового надзора
  • Глава V. Заключительные положения
    • Статья 34. Страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации
    • Статья 35. Рассмотрение споров
    • Статья 36. Международные договоры

Открыть полный текст документа

Закон об ОСАГО новая редакция 2018

С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ – так называемый Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим. Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим — в этом случае работает полис виновника аварии. Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.

Статьи закона об ОСАГО

    Глава I Общие положения

  • Статья 1 Основные понятия
  • Статья 2 Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
  • Статья 3 Основные принципы обязательного страхования
  • Глава II Условия и порядок осуществления обязательного страхования

  • Статья 4 Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
  • Статья 5 Типовые условия договора обязательного страхования
  • Статья 6 Объект обязательного страхования и страховой риск
  • Статья 7 Страховая сумма
  • Статья 8 Государственное регулирование страховых тарифов
  • Статья 9 Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
  • Статья 10 Срок действия договора обязательного страхования
  • Статья 11 Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
  • Статья 11.1 Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
  • Статья 12 Определение размера страховой выплаты
  • Статья 12.1 Независимая техническая экспертиза транспортного средства
  • Статья 13 Страховая выплата
  • Статья 14 Право регрессного требования страховщика
  • Статья 14.1 Прямое возмещение убытков
  • Статья 15 Порядок осуществления обязательного страхования
  • Статья 16 Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
  • Статья 16.1 Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
  • Статья 17 Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
  • Глава III Компенсационные выплаты

  • Статья 18 Право на получение компенсационных выплат
  • Статья 19 Осуществление компенсационных выплат
  • Статья 20 Взыскание сумм компенсационных выплат
  • Глава IV Страховщики

  • Статья 21 Страховщики
  • Статья 22 Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
  • Статья 23 Замена страховщика
  • Глава V Профессиональное объединение страховщиков

  • Статья 24 Профессиональное объединение страховщиков
  • Статья 25 Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
  • Статья 26 Правила профессиональной деятельности
  • Статья 26.1 Соглашение о прямом возмещении убытков
  • Статья 27 Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
  • Статья 28 Имущество профессионального объединения страховщиков
  • Статья 29 Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
  • Глава VI Заключительные положения

  • Статья 30 Информационное взаимодействие
  • Статья 31 Международные системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
  • Статья 32 Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
  • Статья 33 О вступлении в силу настоящего Федерального закона
  • Статья 34 Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Список изменений по 2018 год в новом законе об ОСАГО

Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2018 включил в себя следующие изменения:

  1. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
  2. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
  3. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
  4. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.
  5. Приняты положения о натуральном возмещении ущерба по полисам ОСАГО.

С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

Плюсы и минусы страхования ОСАГО

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

  • общая взаимная ответственность всех участников движения
  • быстрая выплата компенсаций;
  • оперативное оформление страхового случая;
  • быстрое оформление полиса;
  • возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
  • поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
  • относительно небольшая стоимость;

Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

  • невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
  • безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
  • множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
  • бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
  • недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховщику собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

В страховой полис ОСАГО, согласно закону могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2018 года доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

Прослушать новость

Возмещение ущерба в случае утраты застрахованного жилья предусмотрено в двух видах и будет осуществляться по выбору собственника: либо выплата в установленных программой долях страхового возмещения страховщиком и части ущерба субъектом РФ, либо предоставление регионом в собственность данному лицу другого жилья. Однако, чтобы получить новое жилье, необходимо, чтобы такое жилье было в фонде региона. При этом страховщик должен возместить бюджету сумму, причитающуюся собственнику.

Законопроект предусматривает большее вовлечение самих граждан в процесс страхования жилья. В пояснительной записке к законопроекту, в частности, отмечалось, что сложившаяся система оказания помощи гражданам в чрезвычайных ситуациях «не мотивирует их к самостоятельному финансовому обеспечению своих имущественных интересов посредством страхования». Предложенные меры, по мнению законодателей, должны способствовать «гармонизации» действующей системы добровольного страхования имущества, принадлежащего гражданам, с функционирующими в ряде субъектов региональными программами страхования жилых помещений, а также оказываемой государством финансовой помощью гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера, в том числе пожара, наводнения, иного стихийного бедствия.

Несмотря на то, что государство помогать населению не отказывается, предполагается, что постепенно государственная финансовая помощь гражданам, не застраховавшим свое жилье, будет сокращаться. А вот в случае заключения договора страхования можно будет претендовать на возмещение ущерба не только от глобальных бедствий (а в законе говорится, прежде всего, о разрушении жилья в результате наводнения, землетрясения и т. д.), но и от локальных повреждений. В частности, в рамках программ, которые будут разработаны в каждом субъекте, допускается предоставлять финансовое обеспечение в дополнение к страховым выплатам по заключенным в рамках программ договорам страхования, предусматривающим более широкий набор рисков, в том числе риски повреждения жилого помещения в результате аварий систем отопления, водоснабжения, канализации, внутренних водостоков и так далее.

Таким образом, хотя в народе страхование квартир уже стали называть обязательным и приравняли к ОСАГО, на деле отказаться от него можно. Однако на максимальное возмещение ущерба можно рассчитывать, все же имея на руках полис: базовые региональные программы охватывают только риск чрезвычайной ситуации. Кроме того, при отсутствии страховки можно будет рассчитывать только на выплаты по социальным нормам. А вот при заключении договора со страховой компанией по региональной программе можно будет претендовать на возмещение ущерба по средней рыночной стоимости жилья в регионе и по общей площади помещения.

Граждане, застраховавшие свои квадратные метры, смогут претендовать как на компенсацию от страховой компании, так и на финансовую помощь государства. При этом получение такой помощи не будет основанием для отказа в выплате страховки. Минимальный объем обязательств страховщиков по риску утраты жилья в результате чрезвычайной ситуации предлагается установить в пределах 300-500 тысяч рублей.

Генеральный директор компании «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина отмечает, что и ранее действовавшие законы предусматривали защиту граждан от потери жилья в результате стихийных бедствий. «С одной стороны, мера по страхованию недвижимого имущества при возникновении чрезвычайных ситуаций выглядит вполне обоснованно для полноценного и своевременного возмещения вреда. В то же время, возмещение ущерба, причиненного последствиями чрезвычайных ситуаций, осуществляется в рамках целого ряда нормативно-правовых актов, действующих на сегодняшний день, и должно осуществляться из соответствующих средств государственной власти. Однако правоприменительная практика показывает, что часто встречаются ситуации, когда пострадавшие лица не признаются таковыми органами власти при осуществлении компенсаций, и право на получение компенсации им необходимо доказывать в судебном порядке», — комментирует эксперт.

Сколько будет стоить полис

Ожидается, что одним из отличий региональных программ по сравнению с заключением коммерческого договора со страховой компанией в частном порядке станет более низкая стоимость полиса. Методику определения страхового тарифа в части минимального объема обязательств страховщиков будет устанавливать Центробанк, и стоимость не должна сильно отличаться по стране. Однако некоторый разброс все же будет из-за дополнительных рисков: если в регионе частые пожары, а состояние жилищного фонда плохое, это может влиять на стоимость страхования.

Предполагается, что сумму страхового взноса можно будет внести в виде опции в единые платежные документы, также говорится о возможности уплаты страховых взносов через отделения Почты России, Сбербанка России, иных организаций с крупной филиальной сетью, операторов сотовой или стационарной связи, платежные терминалы и так далее, не исключая традиционные способы заключения договоров страхования.

Средняя стоимость полиса страхования жилья по новому закону может составить 3-5 тысяч рублей в год: такие данные приводит ИА «Финмаркет» со ссылкой на гендиректора компании «РЕСО-Гарантия» Дмитрия Раковщика. При этом если есть желание застраховать жилье только от чрезвычайных ситуаций, такой полис может стоить порядка 300 рублей в год. Однако, по мнению страховщиков, подобный полис с минимальным количеством рисков будет неинтересен жителям регионов, где стихийные бедствия — редкость. А вот страхование от расширенного списка рисков (включая «бытовые») по более привлекательной цене может быть уже востребованным.

«На мой взгляд, 3-5 тысяч рублей в год — это серьезная сумма для среднего жителя России, причем сравнимая с размером налога на владение имуществом, по которому уже неоднократно возникало множество споров», — отмечает управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая.

Добровольное страхование жилой недвижимости от ущерба коммерческой страховой компанией сейчас оценивается в среднем в 0,1-0,3% от стоимости объекта страхования, сообщает руководитель департамента городской недвижимости «НДВ-Супермаркет недвижимости» Оксана Иванова. «Если система будет утверждена на государственном уровне, нужно будет отрегулировать тарифы и предоставить субсидии льготным категориям граждан. Если страховые взносы одномоментно начнет платить вся страна, то для страховых компаний это гигантский доход, поэтому ставка должна быть намного ниже, чем при добровольном страховании. Вероятно, страховые компании должны пойти на условия стоимости полиса 0,02-0,1% в год от среднерыночной цены объекта», — полагает эксперт.

При этом, по данным опроса, проведенного Научно-исследовательским институтом Минфина РФ и Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), городские жители готовы платить порядка 300 рублей в месяц за страхование своего жилья, сельские жители — порядка 200 рублей в месяц. Однако такие суммы назвали люди, которые в принципе готовы страховать свою собственность. По данным опроса, из 79% респондентов, назвавших себя собственниками, две трети сообщили, что не страхуют свое жилье и не рассматривают в перспективе такую возможность. При этом 84% тех, кто готов оплачивать страховой полис, заявили, что согласны это делать только в том случае, если в страховку будут включены другие актуальные для собственников жилья риски, а не только риски возникновения чрезвычайных ситуаций.

Сейчас у регионов есть переходный период (еще почти год), чтобы совместно со страховщиками разработать локальные программы, соответствующие федеральному законопроекту, и определиться, какие риски включать, а какие нет.

Будет ли спрос на страхование

По данным НАФИ, сейчас жилье застраховано лишь у 16% граждан. «Отчасти причиной такой низкой активности стало недоверие к страховщикам в целом, которые уже доказали свою несостоятельность при банкротстве девелоперов. Да и страховые выплаты по ущербу зачастую оказываются ниже реальных затрат на дальнейший ремонт. Пока клиенты не могут быть уверены в том, что они гарантированно получат полную сумму возмещения, вряд ли доля застрахованного жилья может увеличиться. Иными словами, только когда собственники перестанут судиться со страховыми, доказывая свою правоту, можно будет говорить о массовом комплексном страховании на обязательной основе», — полагает Мария Литинецкая.

Наталья Шаталина соглашается с коллегой и ссылается на лазейки в законах, которыми пользуются страховщики. «На сегодняшний день страхование квартир не пользуется популярностью, в силу того, что на практике осуществление страховых выплат от страховщиков при утрате недвижимого имущества или его повреждении происходит крайне редко и, как правило, в судебном порядке. Объясняется это тем, что страховщики зачастую прибегают к различного рода пробелам законодательства. Практика применения законодательства по обязательному страхованию недвижимого имущества при покупке строящегося жилья в рамках 214-ФЗ и вовсе показала свою несостоятельность», — говорит эксперт.

Сейчас основной спрос на страхование жилья сформирован собственниками, купившими квартиру в ипотеку, поскольку для залогового жилья страхование является обязательным. «Страхуют все ипотечные квартиры. Их доля на вторичном рынке переваливает за 50%, на первичном в последние два года доходит и до 90%. Объем рынка можно себе представить. Фактически, это такой же аналог обязательного страхования квартир — пусть не на всем рынке, но на большей его части. Система работоспособна, но с оговорками: во-первых, она дорога, во-вторых, защищает она сейчас скорее банки, нежели собственников», — комментирует Оксана Иванова.

Покрытие по страховому полису должно обязательно распространяться на ущерб не только от природных и техногенных аварий, но и на возмещение убытков в результате действий самих собственников, уверена Мария Литинецкая. Она сообщает, что, к примеру, в 2017 году в Москве в жилом секторе произошло 2 796 пожаров. Причем основными объектами возгорания стали многоквартирные жилые дома — 81,3 %. «В любом случае страхование жилья должно оставаться в компетенции собственников, которые, уверена, могут самостоятельно решать, насколько целесообразно конкретно в их случае оформлять страховку»», — резюмирует Мария Литинецкая.

Региональные программы

Закон предусматривает возможность включить плату за страховку в квитанцию за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Регионы будут вправе создавать свои программы организации компенсации ущерба жилью, пострадавшему в результате ЧС, с использованием механизма добровольного страхования, говорится в документе.»Довольно много свободы дается субъектам в разработке программ — (размер компенсации владельцам застрахованного и незастрахованного жилья — прим. ТАСС) зависит от программы, которую субъекты разработают», — говорил ранее ТАСС замглавы Минфина Алексей Моисеев.

Региональная программа может предусматривать страхование жилья в пользу собственников наряду с оказанием помощи из бюджета гражданам. Страховать жилье смогут также граждане, проживающие в нем на условиях соцнайма.

Минимальную страховую сумму по риску утраты жилья в результате ЧС будет определять правительство (ранее обсуждалось, что она составит около 300 тыс. рублей, в законопроекте конкретная сумма не зафиксирована). При этом регионы смогут самостоятельно определять страховую сумму по этому риску, исходя из минимальной страховой суммы.

В соответствии с законом, Банк России будет вправе устанавливать тарифы по минимальному объему обязательств страховщика по риску ЧС.

Гражданин, застраховавший жилье, сможет претендовать на компенсацию как от страховщика, так и из бюджета региона, в зависимости от их долей участия в региональной программе. В случае утраты жилья застраховавший его гражданин сможет получить либо страховую выплату, либо жилье от региона, при условии уступки страховой выплаты в пользу региона. В KPI (ключевые показатели эффективности) субъектов будет включаться разработка региональных программ страхования.

Риски по жилью от ЧС по договорам, заключенным в рамках программы, страховщики будут перестраховывать в Российской национальной перестраховочной компании: по риску утраты жилья — на 95%, по риску повреждения жилья в результате ЧС — на 60%.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *