Закон о президенте

Выборы Президента Российской Федерации — процедура прямого, тайного, равного и всеобщего голосования

по определению Президента России на ближайшие 6 лет.

Выборы Президента проводились в 1991, 1996, 2000, 2004, 2008 и 2012 годах. Само решение о введении поста президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием сроком на 5 лет, было принято на референдуме 17 марта 1991 года, соответствующие положения включены в Конституцию РСФСР.

В 1993 году при принятии новой Конституции России президентский срок стал составлять четыре года, однако Борис Ельцин находился на посту Президента до конца срока, на который он был избран в 1991 году.

В 2008 году срок полномочий президента был увеличен до шести лет; это положение начало применяться после президентских выборов 2012 года.

По результатам голосования на выборах, Президентом становится кандидат, набравший абсолютное большинство голосов (50 %+любое число).

В случае, если ни один из кандидатов не получил свыше половины голосов, победитель определяется во втором туре, который проводится ровно через три недели после первого и в который выходят кандидаты, занявшие первое и второе места в первом туре голосования.

Только один раз, в 1996 году, для определения избранного Президента РФ проводился второй тур голосования.

Ближайшие Выборы Президента России должны состояться 18 марта 2018 года.

О своем намерении участвовать в ближайших выборах Президента России заявил действующий глава государства Владимир Путин, одержавший на предыдущих выборах победу в первом туре голосования.

Выборы президента России регулируются:

· Конституцией РФ;

· Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

· Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Законы о выборах президента принимались фактически под каждые выборы — в 1991, 1995, 1999 и 2003 году.

Положения избирательного законодательства постоянно развивались, но основы избирательной системы оставались неизменными.

Порядок выборов президента России

Назначение выборов

Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ.

Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», днём голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации.

Выдвижение кандидатов

Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты двумя способами:

1. политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата в президенты; (политические партии, представленные в Государственной Думе и/или в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее, чем в 1/3 субъектов РФ могут выдвинуть своего кандидата без сбора подписей.)

2. в порядке самовыдвижения, в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии. (Кандидаты от иных политических партий и самовыдвиженцы для регистрации должны предъявить в Центральную избирательную комиссию не менее ста (от партии) и трехсот тысяч (самовыдвиженцы) подписей избирателей в свою поддержку.

При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 2500 и 7500 подписей соответственно. Закон позволяет приносить подписи с запасом в 5 %, то есть до 105 000 и 315 000.

Центральная Избирательная Комиссия должна проверить не меньше 20 % из них.

Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов.

Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается ниже установленного минимума.

Регистрацию кандидатов

Регистрация кандидатов на пост Президента осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Для регистрации в качестве кандидата гражданин должен предоставить следующие документы:

— подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата;

— документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;

— протокол об итогах сбора подписей избирателей;

— список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей;

— сведения об изменениях в данных о кандидате;

— первый финансовый отчет кандидата.

Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема указанных документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

В случае отсутствия альтернатив и при наличии всего лишь одного кандидата выборы не назначаются.

Действующий Глава государства обязан обеспечить зарегистрированным кандидатам одинаковую финансовую поддержку Государства и всех СМИ.

Голосование

Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права).

Порядок голосования

Голосование происходит на специально оборудованных избирательных участках путём внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, и последующего помещения заполненного бюллетеня в опломбированный стационарный ящик для голосования.

Бюллетень, в котором знак (знаки) проставлен (проставлены) более, чем в одном квадрате или не проставлен ни в одном из них, признается недействительным.

При этом проставление любых знаков за пределами квадратов для голосования не влияет на то, действительным или недействительным признается бюллетень.

Результаты выборов

Первоначальный подсчет голосов осуществляют участковые избирательные комиссии, которые направляют протоколы о результатах подсчета в территориальные избирательные комиссии.

Территориальные избирательные комиссии после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых комиссий, составляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории и направляют их в избирательные комиссии субъектов РФ, которые в свою очередь после их проверки составляют протоколы об итогах голосования на территории субъектов, и направляют их в Центральную избирательную комиссию.

Центральная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов.

На выборах Президента, которые будут проходить 18 марта 2018 года внесено дополнение, позволяющее голосовать независимо от места регистрации. ЦИК предлагает:

Инаугурация президента Российской Федерации

При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу (статья 82 Конституции РФ):

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. До 1 января 2009 г. срок полномочий Президента России составлял 4 года, однако Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», срок полномочий главы государства был увеличен с 4 до 6 лет. Данный срок применяется в отношении Президента РФ, избранного после вступления в силу названного Закона 31 декабря 2008 г. На 6-летний срок 12 марта 2012 г. на пост Президента РФ был избран РФ В.В.Путин.

Изменение срока полномочий за период существования института президентства происходило несколько раз. При введении должности Президент РФ был избран в 1991 г. сроком на 5 лет, установленным действующей на тот момент Конституцией (Основным законом) РСФСР 1978 г. Новый 4-летний срок был установлен Конституцией РФ 1993 г. Однако, действующий Президент РФ осуществлял свои полномочия на срок своего избрания, вплоть до 1996 г. Это связано с нормами п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции, которые определили, что установленные ею полномочия Президента до истечения срока (пять лет), на который он был избран (в 1991 г.), осуществлял Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России.

Увеличение срока полномочий Президента РФ до 6 лет произошло по его инициативе и были обозначены как «корректировка» конституционных норм — внеконституционным понятием, поскольку в соответствие со ст. 136 такие изменения являются поправками к Конституции РФ. Введение такой терминологии стало попыткой обосновать изменения не как конституционную реформу, а в качестве приведение норм Основного Закона в соответствие с политической целесообразностью.

Назначение выборов Президента РФ, в том числе досрочных, входит в компетенцию Совета Федерации Федерального Собрания (п. д) ст. 102). Вопрос о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, а также о проведении досрочных выборов либо о перенесении сроков проведения таких выборов не может быть вынесен на всероссийский референдум (п. 2) ч. 5 ст. 6 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 22.12.2014) «О референдуме Российской Федерации»)

Помимо срока полномочий, данная статья устанавливает основные принципы проведения президентских выборов: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, которые также содержатся и раскрываются в нормах Закона о выборах Президента РФ. Следует заметить, что такие принципы применяются на выборах практически всех избираемых органов публичной власти.Примечательно, что президентский избирательный закон также устанавливает дополнительный принцип свободного и добровольного участия в выборах. Некоторые ученые выделяют дополнительные принципы избирательного права: законность, альтернативность, периодичность, открытость и гласность выборов.

Всеобщее избирательное право означает, что все граждане, достигшие определенного возраста, могут избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, иных обстоятельств. Этот принцип предполагает ряд цензов (ограничений).

Возрастной ценз. Для активного избирательного права (избирать) гражданину необходимо достичь 18 лет. Для пассивного: Президенту РФ – 35 лет, депутату Государственной Думы Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов субъектов РФ, выборному должностному лицу местного самоуправления – 21 года, депутату представительного органа местного самоуправления – 18 лет, высшему должностному лицу субъекта РФ – 30 лет. Максимальный возрастной ценз не предусмотрен.

Ценз гражданства предусматривает, что избирательные права принадлежат только гражданам РФ. Для иностранных граждан предусмотрена возможность участвовать в выборах на местном уровне при условии постоянного проживания на территории муниципального образования и наличия договора РФ и иностранного государства (на сегодня таких договоров не заключено). Кроме того, не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.

Ценз оседлости устанавливает требования продолжительности и срока проживания на территории страны. Кандидат в Президенты РФ должен проживать на территории России не менее 10 лет.

Цензы дееспособности и несвободы ограничивает избирательные права граждан, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Избирательное законодательство раскрывает принцип ограничения избирательного права, осужденных к лишению свободы или подвергнутых ряду иных мерам ответственности.

Равное избирательное право предполагает для каждого равную возможность воздействовать на результаты выборов: каждый избиратель имеет один голос, имеющий равный вес с другим голосом. Это достигается обеспечением единой нормой представительства: на каждого кандидата должно приходиться одинаковое количество жителей (избирателей) округа. Этот же принцип применяется и в отношении пассивного избирательного права: на всех стадиях избирательного процесса всем кандидатам предоставляются равные права: равный доступ к СМИ при проведении предвыборной агитации, создание избирательных фондов, право направлять наблюдателей на избирательные участки для контроля заходом голосования и пр.

Согласно принципу прямого избирательного права, избиратель голосует за кандидатов или списки кандидатов непосредственно, лично, а не через выборщиков или представителей. В ряде государств президент избирается не прямыми выборами граждан, а общенациональным представительным органом или иной коллегией выборщиков (США, ФРГ, Италия и некоторые другие страны).

Тайное голосование. Заключается в исключении возможности влияния на волеизъявление гражданина во время голосования, обеспечение свободы выбора избирателя. Это достигается запретом агитации за день до голосования, нахождением агитационных материалов не ближе 50 метров от избирательного участка, прозрачностью пути избирателя от получения бюллетеня до урны для голосования, оборудование специального места для голосования, использование комплексов для электронного голосования и пр.

Участие в выборах осуществляется свободно и добровольно, прийти на избирательный участок – не обязанность, а гражданский долг. В нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не предусмотрено никакой юридической ответственности. С этой целью отменен порог явки избирателей, чтобы выборы не были признаны несостоявшимися. 4 июня 2014 г. были внесены изменения в Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», возвратившие право голосовать «против всех», но только на муниципальных выборах.

2. Конституция устанавливает ценз оседлости, возраста и гражданства для кандидата в Президенты РФ. Конституция РФ не требует, чтобы кандидат являлся гражданином Российской Федерации по рождению. Срок его постоянного проживания на территории России не должен быть менее 10 лет и связан с необходимостью знаний современной специфики государственного развития. Данный срок исчисляется суммарно перед выборами. 35-летний возраст будущего Президента РФ обусловлен особенностями его статуса и полномочий и необходимостью жизненного опыта. Ранее, на президентский пост не могло претендовать лицо, достигшее 65 лет. Ни Конституция РФ, ни законодательство, ни содержит требований к образованию, опыту управленческой работы и иным квалификационным требованиям к кандидату.

3. Ограничение занятия поста Президента двумя сроками подряд является одним из важных демократических принципов, гарантией против установления единоличной диктатуры, направлен на обеспечение ротации власти и отображает сложившийся отечественный и зарубежный опыт государственного строительства. Следует заметить, что Конституция не устанавливает ограничений на занятие президентской власти сколь угодно раз при соблюдения вышеназванного принципа.

4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) «О выборах Президента Российской Федерации» детально регламентирует процедуру проведения выборов главы государства.

Выборы Президента РФ проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства. В соответствии со ст. 102 Конституции и указанным Законом выборы назначаются Советом Федерации и проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию России. Днем выборов является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. При досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции РФ, Совет Федерации назначает досрочные выборы на первое воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ.

12 июня 1991 года в соответствии с Законом от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР» на 5 лет был избран первый Президент РСФСР Б.Н. Ельцин. Особенностью данных выборов было избрание наряду с Президентом вице-президента РФ.

По новой Конституции РФ 1993 г. Президент РФ действовал до истечения срока, на который он был избран в 1991 году. На момент вступления в силу новой Конституции РФ (25 декабря 1993 года) ранее избранный Президент РФ занимал эту должность первый срок. При этом прежний (первый) срок его полномочий не прерывался и не начинал исчисляться заново (см. п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации»).

Данные положения были реализованы на очередных президентских выборах, состоявшихся 16 июня — 3 июля 1996 года, на которых действовавший Президент РФ был вновь избран на должность в соответствии с новым Федеральным законом от 17 мая 1995 года «О выборах Президента Российской Федерации». Отличались прошедшие выборы проведением повторного голосования, поскольку в первом туре никто из кандидатов не смог набрать необходимого абсолютного большинства голосов избирателей.

Новые выборы 26 марта 2000 г. прошли досрочно в связи с отставкой Б.Н.Ельцина и в соответствии с вновь принятым избирательным законом 1999 г.

Избранный Президент РФ В.В.Путин воспользовался правом баллотироваться на второй срок подряд и победил в выборах, состоявшихся 14 марта 2004 г.

В соответствие с ограничениями ч. 3 ст. 81 Конституции РФ, в новых выборах, прошедших 2 марта 2008 г., В.В.Путин не участвовал и на должность Президента РФ был избран Д.А.Медведев. С этого времени выборы главы государства стали проходить по закону 2003 г. с соответствующими изменениями и дополнениями. 4 марта 2012 г. пост Президента по итогам выборов вновь занял В.В.Путин уже на 6-летний срок.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 2. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации

1. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

5.1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.

Статья 4. Федеральный избирательный округ

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Статья 5. Назначение выборов Президента Российской Федерации

1. Проведение выборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)

3. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

4. В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

5. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, выборы Президента Российской Федерации назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

6. В случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на одну четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

7. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

8. Если в период, когда указанные в пунктах 2 — 5 настоящей статьи органы должны принять решение о назначении выборов Президента Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.

Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации

1. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации (далее — кандидаты) могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон «О политических партиях») принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов (далее — политические партии), а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

3. Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения других избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, политических партий и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

4. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы»). Порядок использования ГАС «Выборы» определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (далее — Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»).

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Статья 8. Право на предвыборную агитацию

1. Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).

(в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ)

3. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

4. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Статья 9. Финансирование выборов Президента Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляются открыто и гласно.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, обеспечения избирательных прав граждан, официально опубликовываются (публикуются) в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях. Другие решения названных органов, а также решения иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в указанных периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Статья 11. Участие в выборах Президента Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

1. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, не допускается.

2. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция)

  • Федеральный закон
    • Глава I. Общие положения
      • Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации
      • Статья 2. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации
      • Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации
      • Статья 4. Федеральный избирательный округ
      • Статья 5. Назначение выборов Президента Российской Федерации
      • Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации
      • Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями
      • Статья 8. Право на предвыборную агитацию
      • Статья 9. Финансирование выборов Президента Российской Федерации
      • Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации
      • Статья 11. Участие в выборах Президента Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений, некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента
    • Глава II. Избирательные комиссии
      • Статья 12. Система и статус избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации
      • Статья 13. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
      • Статья 14. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий
      • Статья 15. Порядок формирования участковых избирательных комиссий
      • Статья 16. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса
      • Статья 17. Организация деятельности избирательных комиссий
      • Статья 18. Статус членов избирательной комиссии
      • Статья 19. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
      • Статья 20. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
      • Статья 21. Полномочия территориальной избирательной комиссии
      • Статья 22. Полномочия участковой избирательной комиссии
      • Статья 23. Гласность в деятельности избирательных комиссий
      • Статья 24. Иностранные (международные) наблюдатели
    • Глава III. Избирательные участки. Списки избирателей
      • Статья 25. Образование избирательных участков
      • Статья 26. Составление списков избирателей
      • Статья 27. Порядок включения граждан в список избирателей и исключения из него
      • Статья 28. Ознакомление избирателей со списками избирателей
    • Глава IV. Политические партии
      • Статья 29. Участие политических партий в выборах Президента Российской Федерации
      • Статья 30. Утратила силу
      • Статья 31. Наименование политической партии
      • Статья 32. Уполномоченные представители политической партии
      • Статья 33. Равенство прав политических партий на выборах Президента Российской Федерации
    • Глава V. Выдвижение и регистрация кандидатов
      • Статья 34. Самовыдвижение кандидата
      • Статья 35. Выдвижение кандидата политической партией
      • Статья 36. Поддержка выдвижения кандидата
      • Статья 37. Представление избирательных документов для регистрации кандидата
      • Статья 38. Проверка соблюдения требований настоящего Федерального закона при выдвижении кандидатов
      • Статья 39. Регистрация кандидата
    • Глава VI. Статус кандидатов
      • Статья 40. Обеспечение равного статуса кандидатов
      • Статья 41. Ограничения, связанные с должностным или со служебным положением
      • Статья 42. Гарантии деятельности кандидата
      • Статья 43. Доверенные лица кандидатов, политических партий
      • Статья 44. Выбытие кандидата
    • Глава VII. Информирование избирателей и предвыборная агитация
      • Статья 45. Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации
      • Статья 46. Информирование избирателей
      • Статья 47. Опросы общественного мнения
      • Статья 48. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов Президента Российской Федерации
      • Статья 49. Предвыборная агитация
      • Статья 50. Агитационный период
      • Статья 51. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях
      • Статья 52. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио
      • Статья 53. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания
      • Статья 54. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий
      • Статья 55. Условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
      • Статья 56. Ограничения при проведении предвыборной агитации
    • Глава VIII. Финансирование выборов
      • Статья 57. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации
      • Статья 58. Избирательные фонды кандидатов
      • Статья 59. Уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов
      • Статья 60. Специальный избирательный счет
      • Статья 61. Добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата
      • Статья 62. Отчетность по средствам избирательных фондов
      • Статья 63. Возврат денежных средств кандидатами
      • Статья 64. Финансовое обеспечение избирательных комиссий
      • Статья 65. Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях
    • Глава IX. Голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов Президента Российской Федерации
      • Статья 66. Помещение для голосования
      • Статья 67. Избирательный бюллетень
      • Статья 68. Утратила силу
      • Статья 69. Порядок голосования
      • Статья 70. Досрочное голосование
      • Статья 71. Порядок голосования в день голосования вне помещения для голосования
      • Статья 72. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования
      • Статья 73. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией
      • Статья 74. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией
      • Статья 75. Установление итогов голосования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации
      • Статья 76. Определение результатов выборов Президента Российской Федерации
      • Статья 77. Повторное голосование на выборах Президента Российской Федерации
      • Статья 78. Повторные выборы Президента Российской Федерации
      • Статья 79. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Президента Российской Федерации
      • Статья 80. Использование ГАС «Выборы»
      • Статья 81. Хранение избирательной документации
    • Глава X. Вступление в должность Президента Российской Федерации
      • Статья 82. Вступление в должность Президента Российской Федерации
    • Глава XI. Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушения законодательства о выборах Президента Российской Федерации
      • Статья 83. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан
      • Статья 84. Основания аннулирования регистрации кандидата, отмены решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата
      • Статья 85. Отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов Президента Российской Федерации
      • Статья 86. Ответственность за нарушение законодательства о выборах Президента Российской Федерации
    • Глава XII. Заключительные и переходные положения
      • Статья 87. Вступление в силу настоящего Федерального закона
      • Статья 88. Переходные положения
  • Приложение 1. Подписной лист
  • Приложение 2. Подписной лист
  • Приложение 3. Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах и об обязательствах имущественного характера кандидата на должность Президента Российской Федерации и его супруга
  • Приложение 4. Контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования

Открыть полный текст документа

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *