Закон о предпринимательстве

Летом 2015 года было внесено множество изменений в законодательные акты для предпринимателей. Наибольшей корректировке подвергся Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства.

Что изменилось в июне 2015 года?

В Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства 29 июня 2015 года были внесены поправки, согласно которым увеличивается порог участия зарубежных компаний и лиц в уставном капитале организаций-субъектов предпринимательства. Если раньше их доля не могла быть выше 25%, то теперь данный показатель повысился до 49%. Это означает, что юридические лица в РФ могут привлекать больше иностранных инвесторов для развития собственного бизнеса.

Данные ограничения не распространяются на предприятия, занимающиеся практическим внедрением технологий, изобретений, программных разработок, а также на юридических лиц, поддерживающих деятельность инновационного центра «Сколково».

Компаниям, принимающим участие в научно-исследовательских проектах «Сколково»и имеющим долю в составе инвестиционного товарищества, переход в категорию субъектов бизнеса дает ряд преимуществ:

  • Упрощаются правила для налоговой отчетности.
  • Смягчаются требования к ведению бухгалтерской документации.
  • Вводятся определенные льготы при проведении приватизации имущества государства или муниципалитета.
  • Появляется возможность поставлять товары или производить работы для нужд государства или субъектов РФ.
  • Действуют особые меры по обеспечению и удовлетворению гарантированных законодательством интересов и прав.
  • Дополнительное финансовое стимулирование.

Кроме этого, изменился максимальный размер выручки для отнесения категории субъектов, и в 2015 году для микропредприятий он составляет 120 000 000 руб., для малых предприятий – 800 000 000 руб., а для средних– 2 000 000 000 руб. за предыдущий год («Постановление Правительства от 13.07.2015 №702»).

Для сравнения: ранее действующее Постановление от 09.02.2013 №101 устанавливало для микропредприятий – 60 000 000 руб., для малых – 400 000 000 руб., а для средних – 1 000 000 000.Предельный размер выручки рассматривается и корректируется Правительством 1 раз в 5 лет, но глобальное увеличение суммы произошло именно в 2015 году.

Самой главной новостью стало опубликование Указа Президента РФ №287,согласно которому было принято предложение Правительства о создании Федеральной Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства посредством переименования Агентства кредитных гарантий. Главной целью создания Корпорации является всяческое взаимодействие с предприятиями.

An error occurred.

Определились и иные ее функции:

  • Оказание помощи российским представителям бизнеса.
  • Привлечение инвестиций для динамичного развития отечественного предпринимательства, в том числе и от зарубежных компаний.
  • Разностороннее способствование развитию проектов инвестиций, которые направляются в капитал организаций (субъектов).
  • Информационное взаимодействие с субъектами и органами власти, муниципалитетом и другими органами, которые содействуют развитию бизнеса.
  • Разработка и усовершенствование методов поддержки предпринимателей.
  • Обращение в органы антимонопольной службы в случае неразмещения в единой информационной системе заказчиком данных о закупке, или же при нарушении сроков размещения, а также при незаконных требованиях заказчика к предоставленным участниками закупки документам.
  • Обжалование в судебных органах неправомерных действий, предпринимаемых заказчиками против субъектов.
  • Отслеживание соответствия закупочных планов законодательным нормам.
  • Оказание имущественной поддержки в виде оформления в собственность недвижимого имущества субъектам.
  • Контроль оказания помощи предпринимателям федеральными, субъектовыми и муниципальными органами власти.
  • Анализ ежегодной отчетности о закупках.

Возглавлять Корпорацию будет Генеральный директор, а также Правление и Совет директоров. Для обращения в данную организацию предприниматели смогут посещать Многофункциональный центр, или же заказывать требуемую услугу через Единый портал Госуслуг. Также планируется открытие филиалов, отделов для консультаций и представительств – они должны взаимодействовать с субъектами бизнеса на их территории.

Мораторий на проверки малого бизнеса

1 июля 2015 года Госдумой был одобрен Проект ФЗ №814738-6 «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц…», вступающий в силу с 1 января 2016 года. Согласно ему, до 31 декабря 2018 года ИП и юр. лица освобождаются от плановых проверок. Однако это не касается организаций, работающих в области экологической, противопожарной или государственной безопасности – они будут проверяться в прежнем режиме.

Также «надзорные каникулы» не будут действовать и в ряде других случаев:

  • Если ООО или ИП в течение трех последних лет грубо нарушали законодательство и на них накладывались административные санкции; выносилось решение о приостановлении их деятельности или же отзывались лицензии.
  • Если дата плановых проверок была установлена ранее даты вступления Закона в силу.

Постоянная поддержка со стороны Государства и введение некоторых льгот для предпринимателей дает стимул развивать бизнес ускоренными темпами, и это сказывается непосредственно на экономике страны в целом.

Ссылка на текст закона.

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Что нового в законе о поддержке малого и среднего предпринимательства

Нормативно-правовой основой развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства    в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), которым определены основные цели и принципы государственной политики, полномочия органов государственной власти в данной сфере.

Согласно ст. 3 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого  и среднего предпринимательства — это деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки бизнеса, направленные на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.

Инфраструктуру поддержки бизнеса представляет система коммерческих и некоммерческих организаций, созданных для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (центры по развитию предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства, содействия кредитованию, технопарки, бизнес-инкубаторы, консультационные центры и иные организации).

Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение равного доступа предпринимательства к получению поддержки.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в форме  финансовой, имущественной, информационной, консультационной     поддержки,    поддержки   в   области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2014  № 482 «О государственной поддержке в 2014 году развития малого и среднего предпринимательства в Республике Крым и городе Севастополе и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» бюджету города Севастополя предоставлена субсидия в размере 47,5 млн. рублей на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

Также по региональной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства Севастополя на 2014 год», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 24.05.2014 № 14, на поддержку бизнеса выделено 2,5 млн. рублей из местного бюджета.

С целью оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Правительством Севастополя созданы три некоммерческих организации: Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (ул. Батумская, 61, тел. (978) 891-96-27), Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (ул. Токарева, 11, офис 43, тел. (978) 736-31-93), Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства (ул. Токарева, 11, офис 45, тел. (978) 058-29-28) на счета которых уже перечислены вышеуказанные бюджетные средства.

Фонды осуществляют финансовую (микрозайм, поручительство) и консультационно-информационную поддержку (семинары, конференции и иные мероприятия, направленные на повышение квалификации субъектов предпринимательства).

Согласно Правилам предоставления микрозаймов некоммерческой организацией «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Севастополе», утвержденным протоколом заседания правления некоммерческой организации «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Севастополе» от 26.11.2014 № 3 (далее – Правила), микрозаймы предоставляются для следующих целей: пополнение оборотных средств, приобретение, ремонт, производственного, технологического, торгового  и другого оборудования, хозяйственного инвентаря, освоение производства новых видов продукции (работ, услуг), приобретение, строительство, ремонт нежилых помещений, используемых для предпринимательской деятельности, иные обоснованные субъектами предпринимательства цели.

Микрозаймы предоставляются заемщику на срок до 36 месяцев, процентная ставка в зависимости от вида предпринимательской деятельности и срока микрозайма составляет от 4 до 10 процентов годовых. Совокупный размер микрозаймов, предоставляемых одному заемщику, не может превышать  1 млн. рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 209-ФЗ, п. 3.1 Правил претендующие на получение микрозайма лица, должны быть зарегистрированы и осуществлять предпринимательскую деятельность на территории города Севастополя  не менее трех месяцев на дату обращения в Фонд микрофинансирования за получением микрозайма, соответствовать категории субъекта малого и среднего предпринимательства, согласно ст. 4  Закона № 209-ФЗ.

Лица, обратившиеся за получением микрозайма, не должны иметь просроченную задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней, находиться в стадии банкротства.

Общие условия, принципы и порядок предоставления поддержки в виде поручительства определены Правилами предоставления поручительств некоммерческой организацией «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Севастополе», утвержденными протоколом заседания правления некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Севастополе» от 24.11.2014 № 2.

Поручительство предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, не располагающим достаточным залоговым обеспечением для получения банковского кредита.

Поддержка МСП в регионах

Размер (сумма) одного поручительства не может превышать 70 % от суммы кредита, предоставляемого заемщику.

Максимальный срок, на который фонд предоставляет поручительство, составляет 6 лет.

Поручительства предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, отвечающим требованиям для предоставления микрозайма, а также предоставившим обеспечение кредита в размере не менее 30 %  от суммы своих обязательств перед банком.

Ознакомиться с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы оказания государственной поддержки, можно на официальном сайте Правительства Севастополя.

Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 209-ФЗ не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Решение об отказе в оказании поддержки субъекта малого и среднего предпринимательства может быть обжаловано в арбитражный суд или в прокуратуру города.

Все статьи Правовая поддержка и правовая защита субъектов малого предпринимательства (Мохов А.А.)

<1>
———————————
<1> Публикация подготовлена при поддержке РФФИ в рамках научного проекта N 17-03-00583 "Правовой бизнес-навигатор по малому и среднему предпринимательству".

В современных условиях правовая поддержка и правовая защита субъектов предпринимательства — одно из важных направлений деятельности государства, стремящегося к увеличению числа таких хозяйствующих субъектов. В легальном понятии предпринимательской деятельности содержится указание на рисковый характер осуществляемой деятельности (п. 1 ст. 2 ГК РФ <1>). Неслучайно в ряду различных рисков предпринимательской деятельности правовым рискам в последние годы начинает уделяться все большее внимание <2>.
———————————
<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
<2> См.: Крючков Р.А., Сальников В.П., Романовская В.Б., Сальников М.В. Риски в правовом поле современной экономики и "право на риск" // Правовое поле современной экономики. 2015. N 12. С. 109 — 115; Мартиросян А.Г. К вопросу о риске в гражданском праве Российской Федерации // Современное право. 2009. N 9. С. 60 — 64.

Причины правовых рисков многообразны: несовершенство правовой системы, нестабильность правоприменительной практики, незнание или неправильное толкование предпринимателем положений действующего законодательства, недобросовестность контрагентов, злоупотребления со стороны контролирующих лиц и др.
Реализация отдельных правовых рисков на практике, порой даже не самых значительных, может парализовать текущую деятельность хозяйствующего субъекта, вызвать его банкротство, завершить его жизненный цикл даже без достаточных на то рыночных предпосылок <1>. Поэтому перед многими субъектами предпринимательства довольно остро стоит вопрос управления правовыми рисками, нивелирования негативных последствий реализации правовых рисков в своей текущей практике <2>.
———————————
<1> См.: "По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт": Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г. N 1-П; "По делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда Алтайского края": Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2016 г. N 28-П // СПС "КонсультантПлюс".
<2> См.: Авдийский В.И. Управление рисками в деятельности хозяйствующих субъектов // Экономика. Налоги.

Право. 2013. N 4. С. 4 — 12; Трунцевский Ю.В. Об организации управления правовыми рисками в деятельности хозяйствующего субъекта // Безопасность бизнеса. 2011. N 2. С. 2 — 6.

В зависимости от сферы деятельности, производимых товаров, объема выполняемых работ и оказываемых услуг большинство субъектов предпринимательства формируют юридические службы (подразделения) либо заключают договоры с юридическими компаниями или частнопрактикующими юристами о правовом обслуживании (правовой аутсорсинг). Однако такое решение, как правило, не всегда подходит для субъектов малого предпринимательства по очевидным экономическим и организационным причинам.
В связи с изложенным вопрос повышения эффективности средств и механизмов правового регулирования в отношении правовых рисков, а также правовой защиты субъектов малого предпринимательства — в высшей степени важная проблема, от верного решения которой во многом зависит судьба малого предпринимательства, особенно в отдельных отраслях, сферах, секторах экономики.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <1> не использует понятий "правовая поддержка", "правовая защита" и производных от них. В то же время среди мер поддержки федеральный законодатель называет информационную и консультационную поддержку субъектов малого предпринимательства. Кроме того, в соответствии с анализируемым Законом государство занимается поддержкой инфраструктуры субъектов малого предпринимательства.
———————————
<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 31. Ст. 4006.

Следует также отметить, что до настоящего времени субъекты малого и среднего предпринимательства с позиций мер их поддержки не дифференцированы. Полагаем, что необходима дифференциация правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч. и с позиций гарантируемых им мер поддержки в силу наличия различий в экономических и иных возможностях между малым и средним предпринимательством.
В соответствии с действующим федеральным законодательством правовая поддержка и защита прав субъектов малого предпринимательства возможна в границах оказания информационно-консультационных и иных услуг (представительства, посредничества и др.) <1>, оказываемых различными органами и организациями.
———————————
<1> См.: Раздел "М" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) // Принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст // СПС "КонсультантПлюс".

Следует также обратить внимание на закрепление ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" широкого круга полномочий органов государственной власти субъектов РФ по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства. В ряде субъектов Российской Федерации имеются законы, направленные на его поддержку. Однако большинство из них попросту дублируют положения федерального законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства <1>.
———————————
<1> См., напр.: "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области": Закон Московской области от 16 июля 2010 г. N 95/2010-ОЗ // Ежедневные новости. Подмосковье. 2010. N 134.

Лишь некоторые регионы активнее пользуются предоставленными им федеральным законодателем полномочиями, закрепляют в региональных актах дополнительные меры поддержки субъектов малого предпринимательства, в т.ч. конкретные меры правовой поддержки и правовой защиты субъектов малого предпринимательства.
Например, п. 5 ч. 1 ст. 18 Закона города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" <1> правовая поддержка прямо закреплена в качестве одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. Кроме того, этой форме поддержки посвящена ст. 23 анализируемого Закона. Правовая поддержка здесь дифференцирована по субъектам, занимающимся такой поддержкой (органы исполнительной власти г. Москвы, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства), а также видам (информационная поддержка, издание специальной литературы для предпринимателей, их консультирование по правовым вопросам и др.)
———————————
<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2008. N 70.

Крайне важным представляется четкое закрепление таких форм правовой поддержки для субъектов малого предпринимательства со стороны органов исполнительной власти г. Москвы, как: создание и (или) поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства и оказывающих им юридические услуги на безвозмездной или льготной основе; привлечение на конкурсной основе лиц, имеющих высшее юридическое образование (в том числе адвокатов), организаций, оказывающих юридическую помощь, для осуществления правовой поддержки субъектов малого предпринимательства.
Правовая поддержка субъектов малого предпринимательства организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, может осуществляться в виде оказания субъектам малого предпринимательства услуг по комплексному правовому сопровождению бизнеса и защите их прав и законных интересов.
Если применительно к органам исполнительной власти прямое закрепление получила правовая поддержка посредством общего указания на юридические услуги и привлечение к их оказанию сведущих в области права лиц, то применительно к организациям, образующим соответствующую инфраструктуру, — указание на комплексное правовое сопровождение и правовую защиту прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства.
Нельзя также не обратить внимания на представляющие несомненный интерес меры поддержки субъектов малого предпринимательства в отдельных областях деятельности. К таковым, в частности, относится содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого предпринимательства в области инноваций и промышленного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 17 апреля 2008 г. N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" <1> поддержка субъектов малого предпринимательства включает в себя наряду с прочими видами поддержки консультационную, в т.ч. правовую поддержку. Однако какой-либо дальнейшей конкретизации в этом Законе правовая поддержка субъектов малого предпринимательства в г. Санкт-Петербурге не получает.
———————————
<1> Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2008. N 15.

Как можно убедиться, вопросы правовой поддержки и правовой защиты субъектов малого предпринимательства до настоящего времени не получили должного отражения в федеральном и региональном законодательстве. Во многом этому способствует недостаточное внимание федерального законодателя к проблемам правовой поддержки и правовой защиты субъектов малого предпринимательства.
Правовую поддержку и правовую защиту в той или иной мере субъектам малого предпринимательства могут оказывать: специально создаваемые в субъектах РФ структуры при государственных и (или) общественных органах и организациях, ассоциациях, союзах, юридические клиники образовательных организаций и другие субъекты.
Считаем необходимым внести в ст. ст. 7, 9, 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" соответствующие дополнения в части правовой поддержки и правовой защиты субъектов предпринимательства.
С этой целью предлагается:
— ст. 7 Закона дополнить пунктом следующего содержания: "Меры правовой поддержки и правовой защиты субъектов малого предпринимательства";
— ст. 9 Закона дополнить пунктом: "Определение мер правовой поддержки и правовой защиты субъектов малого предпринимательства";
— п. 10 ст. 10 Закона изложить в следующей редакции: "Формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в том числе, правовой поддержки субъектов малого предпринимательства, в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности".
За федеральным законодателем последует и региональный законодатель. В дальнейшем на основе четких положений законодательства может выстраиваться соответствующая организационная структура правовой поддержки и правовой защиты субъектов малого предпринимательства.

Библиографический список

1. Авдийский В.И. Управление рисками в деятельности хозяйствующих субъектов // Экономика. Налоги. Право. 2013. N 4. С. 4 — 12.
2. Крючков Р.А., Сальников В.П., Романовская В.Б., Сальников М.В. Риски в правовом поле современной экономики и "право на риск" // Правовое поле современной экономики. 2015. N 12. С. 109 — 115.
3. Мартиросян А.Г. К вопросу о риске в гражданском праве Российской Федерации // Современное право. 2009. N 9. С. 60 — 64.
4. Трунцевский Ю.В. Об организации управления правовыми рисками в деятельности хозяйствующего субъекта // Безопасность бизнеса. 2011. N 2. С. 2 — 6.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *