Закон о окружающей среде

Какие в России есть законы об экологии?

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды». Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения, регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы, которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы» были добавлены слова «, федеральные нормы и правила» в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда, нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах, дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.

Скачать закон об экологической безопасности РФ

Скачать Федеральный закон 7 «Об охране окружающей среды» можно . В качестве основного закона об экологической безопасности данный документ наиболее актуален для изучения.

Иные документы, указанные в статье, можно скачать по следующим ссылкам:

  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ – ;
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ – ;
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ – ;
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ – .

Все документы представлены в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2017 года.

Защита экологии является первоочередной задачей человечества, так как от её состояния зависит здоровье и общее благосостояние людей. Эти положения установлены Конституцией Российской Федерации, как главные права граждан. В соответствии с этим в России существует множество законодательных документов, регламентирующих различные сферы деятельности как государства, так и общества с целью охраны окружающей среды.

Какие в РФ есть экологические законы?

Экологическая ситуация в Российской Федерации контролируется большим количеством федеральных законов, правительственных постановлений и других правовых актов, которые призваны не только контролировать состояние окружающей среды и ограничивать деятельность людей с целью предотвращения её загрязнения и нарушения баланса, но также и обеспечивать восстановление природы после климатических и техногенных катастроф. Рассмотрим кратко ряд основных законов из данной сферы:

Вам будет интересно: ФЗ 59 в последней редакции.

Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”, принятый 23 ноября 1995 года, направлен на соблюдение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Законодательство устанавливает производить в обязательном порядке соответствующую природоохранную экспертизу на стадии сдачи проекта в реализацию, для того чтобы проверить планируемый объект на соответствие экологическим стандартам, и его влияние на окружающую среду. Закон описывает следующие положения:

  • Порядок осуществления экологической экспертизы ;
  • Правила оформления документации;
  • Полномочия президента, правительства и других государственных органов власти в сфере экологии;
  • Права граждан при проведении природоохранной экспертизы;
  • Финансирование экологических проверок;

Последняя редакция ФЗ 116. Подробности

Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, принятый 24 июня 1998 года, устанавливает правила обращения с производственными и потребительскими отходами, порядок их утилизации и повторного использования с целью защиты окружающей среды и здоровья населения от вредного воздействия. Закон предусматривает следующие аспекты:

  • Общие требования к работе с разными классами отходов;
  • Нормирование и учёт в сфере переработки и утилизации отходов;
  • Государственный надзор;
  • Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами;
  • Полномочия государства и его субъектов в области переработки и уничтожения отходов.

Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, принятый 20 марта 1999 года, предназначен обеспечивать благоприятные условия окружающей среды для проживания граждан и защиты их здоровья и жизни. Законодательный документ регулирует следующие сферы:

  • Санитарные и эпидемиологические требования для обеспечения безопасной среды обитания и здоровья человека;
  • Санитарно-профилактические действия;
  • Права и обязанности граждан и организаций в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • Государственный контроль за соблюдением санитарных и эпидемиологических норм.

Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, принятый 4 мая 1999 года, регламентирует деятельность граждан, учреждений и промышленных организаций с целью охраны чистоты атмосферного воздуха и предотвращения его загрязнения. Законодательство устанавливает следующие требования:

  • Регламентирование различных видов деятельности, включая хозяйственную, промышленную и другую активность, которая осуществляет выброс веществ в атмосферу;
  • Государственный контроль источников вредного воздействия на атмосферный воздух;
  • Принципы управления в области защиты атмосферного воздуха;
  • Права физических и юридических лиц, а также различных промышленных и хозяйственных организаций в сфере защиты благосостояния воздуха.

Также существует ряд кодексов: земельный, лесной и водный, направленные за защиту данных сфер экологии и регулирующие деятельность в этих областях. В дополнение к ним созданы узконаправленные федеральные законы, которые контролируют использование отдельных видов природных ресурсов: ФЗ “о животном мире”, ФЗ “О рыболовстве”, ФЗ “Об охоте”, ФЗ “О недрах”, ФЗ “О континентальном шельфе РФ”, а также законодательства об использовании атомной энергии, о водоснабжении и использовании водных ресурсов и другие, которые направлены соблюдать экологический баланс как на территории Российской Федерации, так и на евразийском континенте и планете в целом.

ФЗ №33 в последней редакции 2018 года смотрите

Основным законодательством в сфере экологии в Российской Федерации является Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, определяющий государственную политику в природоохранной сфере с целью обеспечения благоприятных экологических условий для проживания, сохранения биологического разнообразия и природных ресурсов, а также установления правоохранных мер в области защиты окружающей среды и оптимального решения социально-экономических проблем настоящего и будущих поколений.

Об защите прав юридических лиц можно узнать подробнее

Общие положения закона об экологии

Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 10 января 2002 года.

Закон направлен на обеспечение конституционного права граждан о благоприятной окружающей среде и соблюдение выполнения конституционных обязанностей по защите природы и бережного использования её ресурсов. Законодательством регламентируются взаимоотношения природы и общества, которые возникают при осуществлении промышленных, хозяйских и других видов деятельности, оказывающих влияние на окружающую среду.

ФЗ-7 состоит из 84 статей и 16 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет основные принципы закона, а также классифицирует охраняемые объекты и загрязняющие вещества;
  • Глава 2 устанавливает принципы управления и полномочия различных государственных органов власти в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 3 предусматривает права и обязанности граждан, организаций и различных объединений в природоохранной сфере;
  • Глава 4 описывает особенности экономического обеспечения природоохранных мероприятий и организаций;
  • Глава 5 устанавливает экологические нормы для всех видов деятельности, загрязняющих окружающую среду, а также допустимый уровень вредных выбросов;
  • Глава 6 определяет порядок оценивания влияния человека и его деятельности на экологию;
  • Глава 7 предусматривает требования экологической безопасности для всех видов хозяйственной, промышленной и другой деятельности, воздействующей на окружающую среду, а также описываются правила работы с различными опасными для природы и человеческого здоровья веществами;
  • Глава 8 описывает порядок установления статуса зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также работы в данных ограниченных территориях;
  • Глава 9 устанавливает статус особых охраняемых природных объектов и природных заповедников, а также меры охраны данных территорий;
  • Глава 9.1 отдельно определяет порядок создания лесопарковых зелёных поясов и их защиту от незаконной вырубки;
  • Глава 10 предусматривает порядок мониторинга в сфере экологического благополучия;
  • Глава 11 определяет правила осуществления государственного надзора в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 12 описывает необходимость проведения научных исследований в области экологической безопасности;
  • Глава 13 устанавливает правила воспитания экологической культуры;
  • Глава 14 предусматривает меры ответственности за нарушение требования настоящего законодательства;
  • Глава 14.1 определяет правила ликвидации накопленного ущерба экологии;
  • Глава 15 описывает принципы международного сотрудничества в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 16 содержит заключительные положения о вступлении закона в силу и поправках других правовых документов в соответствии с настоящим законодательством.

Хозяйственная, промышленная и другие виды деятельности, которые влияют на состояние окружающей среды, должны разворачиваться в соответствии со следующими принципами:

  • соблюдение конституционных прав граждан на благоприятное состояние окружающей среды;
  • создание благополучных условий для жизнедеятельности населения;
  • защита и разумное использование природных ресурсов;
  • принцип платного использования объектов окружающей среды и её ресурсов, а также возмещение нанесённого вреда;
  • непредвзятый экологический надзор;
  • принцип презумпции угрозы экологической безопасности планируемых видов деятельности;
  • обязательная оценка воздействия на состояние окружающей среды хозяйственной и других видов человеческой деятельности;
  • естественные экологические системы, природные ландшафты и комплексы сохраняются в первую очередь;
  • установка допустимого воздействия на экологию при осуществлении хозяйственной и промышленной деятельности;
  • уменьшения вредного влияния на окружающую среду в результате человеческой деятельности с помощью введения улучшенных технологий производства;
  • обязательное участие в природоохранных мероприятиях всех органов власти и всех граждан государства;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • комплексный подход к защите окружающей среды;
  • запрет деятельности, которая негативно воздействует на экологию, и воздействие которой невозможно предвидеть;
  • всеобщая доступность достоверной информации об окружающей среде и планируемых мероприятий, связанных с её защитой и восстановлением;
  • экологическое образование населения с целью воспитания и формирования экологической культуры.

Сотрудничество с международными природоохранными организациями и объединениями с целью объединения усилий и координирования действий, направленных на охрану окружающей среды.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в законодательстве № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, были сделаны 31 декабря 2017 года. В ходе редактирования были произведены следующие изменения:

Изложена в новой редакции статья 7, предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области защиты экологии. В новом варианте устанавливаются следующие положения:

  • местными муниципальными вопросами являются мероприятия по защите и восстановлению окружающей среды;
  • местными задачами городского округа являются природоохранные действия в пределах данного округа;
  • компетенции местных органов в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации могут быть переданы государственным организациям, если существует необходимость сохранить единое городское хозяйство, в соответствии с местными законодательными документами;
  • политические субъекты РФ и города федерального значения самостоятельно определяют соответствующими правовыми актами полномочия внутригородских органов самоуправления.

В статье 51, устанавливающей требования к обращению с производственными и потребительскими отходами, во втором пункте об определении опасных отходов было ограничено отходами I-IV классов опасности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)

Документ изменен — см. список изменяющих документов 10 января 2002 года N 7-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 11.07.2011 N 190-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 28.12.2013 N 409-ФЗ, от 12.03.2014 N 27-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.07.2018), от 24.11.2014 N 361-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 23.06.2016 N 218-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 03.07.2016 N 353-ФЗ, от 03.07.2016 N 358-ФЗ, от 29.07.2017 N 225-ФЗ, от 29.07.2017 N 280-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 19.07.2018 N 212-ФЗ, от 29.07.2018 N 252-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П) (см. Обзор изменений данного документа) В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды
    • Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
    • Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
    • Статья 4.1. Загрязняющие вещества
    • Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
  • Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды
    • Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды
    • Статья 9. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 10. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления
  • Глава III. Права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды
    • Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
    • Статья 12. Права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды
    • Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду
  • Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
    • Статья 14. Утратила силу
    • Статья 15. Утратила силу
    • Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.2. Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.5. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения
    • Статья 17. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды
    • Статья 18. Экологическое страхование
    • Статья 18.1. Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции
  • Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды
    • Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
    • Статья 20. Нормативы качества окружающей среды
    • Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
    • Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
    • Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы
    • Статья 23.1. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы
    • Статья 24. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение
    • Статья 25. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду
    • Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды
    • Статья 27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
    • Статья 28. Иные нормативы в области охраны окружающей среды
    • Статья 28.1. Наилучшие доступные технологии
    • Статья 29. Нормативные документы, федеральные нормы и правила в области охраны окружающей среды
    • Статья 30. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды
    • Статья 31. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение
    • Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
  • Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
    • Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
    • Статья 33. Экологическая экспертиза
  • Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 34. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов
    • Статья 35. Требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов
    • Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов
    • Статья 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов
    • Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов
    • Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов
    • Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии
    • Статья 41. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники
    • Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения
    • Статья 43. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений
    • Статья 43.1. Требования в области охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений
    • Статья 45. Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств
    • Статья 46. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки
    • Статья 47. Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
    • Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов
    • Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
    • Статья 50. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия
    • Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
    • Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон
    • Статья 53. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества
    • Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы
    • Статья 55. Охрана окружающей среды от негативного физического воздействия
    • Статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных требований
  • Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций
    • Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций
  • Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной
    • Статья 58. Меры охраны природных объектов
    • Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов
    • Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов
    • Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений
    • Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв
  • Глава IX.1. Лесопарковые зеленые пояса
    • Статья 62.1. Лесопарковый зеленый пояс
    • Статья 62.2. Создание лесопаркового зеленого пояса
    • Статья 62.3. Информация о лесопарковых зеленых поясах
    • Статья 62.4. Режим особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах
    • Статья 62.5. Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации
  • Глава X. Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды)
    • Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
    • Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
    • Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
  • Глава XI. Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды
    • Статья 64. Утратила силу
    • Статья 65. Государственный экологический надзор
    • Статья 66. Права должностных лиц органов государственного надзора
    • Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
    • Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
    • Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
    • Статья 68.1. Утратила силу
    • Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 69.1. Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ
    • Статья 69.2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
  • Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды
    • Статья 70. Научные исследования в области охраны окружающей среды
  • Глава XIII. Основы формирования экологической культуры
    • Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования
    • Статья 72. Утратила силу
    • Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
    • Статья 74. Экологическое просвещение
  • Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды
    • Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 76. Разрешение споров в области охраны окружающей среды
    • Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде
    • Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 78.1. Особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов
    • Статья 79. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
  • Глава XIV.1. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде
    • Статья 80.1. Выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде
    • Статья 80.2. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
  • Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
    • Статья 81. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
    • Статья 82. Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды
  • Глава XVI. Заключительные положения
    • Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 84. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

Статья «В защиту природы»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гирьянская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области

Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Номинация: «Публицистика в защиту природы и культуры»

Цель: призвать всех людей к сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.

Выполнила:

Бессмертная Алина

обучающаяся 8 класса

Гирьянской СОШ

Адрес: Курская область,

Беловский район,

Деревня Гирьи.

Руководитель:

Усатова Оксана Петровна,

Учитель биологии и географии

Гирьянской СОШ

Д. Гирьи — 2016 г.

Я, Бессмертная Алина, автор статьи на тему защиты природы и культуры, с раннего детства имею интерес к искусству и творчеству. Я выступаю за чистоту культурного и природного наследия, часто участвую в конкурсах школьного, районного и всероссийского уровня, являюсь участником школьного кружка под названием – «Юный эколог». Мы ежегодно проводим акции «Чистота и порядок – дело наших рук», субботники, на которых занимаемся уборкой территории школы, речки и леса д. Гирьи. Также, я являюсь журналистом нашей школьной газеты, которая называется «Школьный вестник». Каждый месяц мы выпускаем газету, в которой пишем статьи, посвященные школьным мероприятиям и праздникам. Совсем недавно в нашей школе проходило мероприятие, посвященное Дню Земли. По этому поводу в газете была написана соответствующая статья, с помощью которой мы призвали людей к защите своего дома – планеты Земля. Я считаю, что такие мероприятия нужно проводить не только для учеников школ, но и показывать их народу, стране и всему миру. Пора опомниться и понять, что причиняя вред природе – мы убиваем себя!

Природа – храм, в котором, обитает человек. А знания о природе способствуют установлению гармоничных отношений человека с окружающим миром.

Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Свежий воздух, плодородная почва, чистая вода – всё это необходимо людям для полноценного и здорового существования.

Всё на планете Земля взаимосвязано и взаимозависимо. Человек тоже является частью природы, но не полновластным её хозяином. Необходимо помнить, что многие ресурсы, которыми располагает планета Земля, ограничены, и мы обязаны заботиться о всех живущих на земле существах, обо всём живом.

К сожалению, человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых от природы ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека.

В результате такой деятельности происходит постоянное загрязнение атмосферы, природных вод, почв, а это отрицательно сказывается и на здоровье человека. Из-за увеличения техногенной деятельности человека наметились глобальные изменения в биосфере. В дальнейшем они могут привести к необратимым процессам и в конечном итоге к невыносимым условиям существования человека на Земле.

Человек наделён огромной властью. Он может изменить состав биосферы, ландшафт, круговорот водоемов, климат на планете, внести изменения в структуру земной поверхности. Человек может истребить виды животных и растений, а может вывести новые породы животных и сортов растений. Он может превратить планету в цветущий сад, а может – сделать из неё сплошную свалку мусора!

Очень обидно, что люди не заботятся о природе: загрязняют улицы, загрязняют воды промышленными отходами, загрязняют воздух газами из выхлопных двигателей машин, сжигают сухую траву. Нередко в лесах происходят пожары из-за невнимательности людей. Очень обидно понимать то, что во всём виноват только человек…

В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все процессы, происходящие на планете Земля, необходимо формировать у каждого человека реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в области экологической безопасности.

Для всех нас, живущих на планете Земля, естественно иметь здоровую, комфортную и продолжительную жизнь, а также возможность реализации своих культурных, интеллектуальных и других потребностей. Необходимо формирование у человека следующих качеств: ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды; ответственного отношения к обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; экономное расходование ограниченных ресурсов планеты.

Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе внутренних запретов разбрасывать отходы своей жизнедеятельности вокруг. Если вы будете внутренне не способны выбросить под ноги мусор, то с большой вероятностью не допустите сбрасывания промышленных отходов в атмосферу и в воды, нарушающего соответствующие запреты.

Очень неприятно видеть на улицах различного рода надписи на зданиях, тонны мусора, надругательство над памятниками и зданиями исторических и культурных ценностей.

К сожалению, мы никогда не сможем перевоспитать человека, который хулиганит, мусорит, бесчинствует, потому что таким он сделал себя сам. Это лишь только его выбор.

В современном обществе человек способен думать только о себе, о своем благополучии и благосостоянии. А научить его думать об окружающем мире очень нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. В настоящее время необходимо с малых лет обучать школьников бережному взаимодействию человека с окружающим его миром.

Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Помогайте природе, делайте всё для того, чтобы она радовала нас своей красотой в разные времена года! Опомнитесь! Ещё есть время всё исправить, и мы способны на это! Всё зависит только от нас! Сделайте правильный выбор!

Берегите природу!

Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» заменил Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды». Структура Федерального закона «Об охране окружающей среды» практически повторяет структуру Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», однако его содержание принципиально новое.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в ст. 1 даны основные понятия в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического аудита, наилучшей существующей технологии, экологического риска, экологической безопасности. Изменения коснулись всех определений в области нормирования качества окружающей среды. Дано принципиально новое определение государственного экологического мониторинга. Также впервые в законе даны определения экологического аудита, наилучшей существующей технологии и экологической безопасности.
Основные принципы охраны окружающей среды, сформулированные в ст. 3, допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Закон требует обеспечить сочетание интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности.
Полностью изменены полномочия субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Эти полномочия включают: разработку и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне; организацию и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственного экологического мониторинга, формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды; государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Существенные изменения претерпел раздел, посвященный методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
К этим методам отнесены: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды.
Законом ликвидирована система экологических фондов, но при этом сохранена плата за негативное воздействие на окружающую среду. Определено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован механизм добровольного экологического страхования.
В соответствии с требованиями нового закона в России была полностью изменена система нормирования в области охраны окружающей среды. Законом определено, что нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также государственных стандартов и иных документов. Нормирование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К нормативам качества окружающей среды Законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями состояния окружающей среды.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются следующие нормативы: допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; допустимого изъятия компонентов среды; допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Законом вводится добровольная и обязательная экологическая
сертификация как один из элементов осуществления экологически безопасной хозяйственной деятельности.
Принципиально изменен раздел, посвященный государственной экологической экспертизе. В него в качестве самостоятельной статьи включена оценка воздействия на окружающую среду, проводимая в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Она осуществляется при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе предынвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений. Впервые введена норма права о том, что порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом «Об экологической экспертизе».
В новый закон включена гл. VIII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности». Она содержит принципиально новые статьи: «Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств»; «Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки»; «Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества».
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» изменен порядок осуществления государственного экологического контроля. Теперь государственный экологический контроль осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не только органы государственной власти в области охраны окружающей среды (в структуре бывшей Госкомэкологии России) (см. табл. 1.1). При этом перечень объектов, подлежащих федеральному контролю, определяется Правительством Российской Федерации.
Новым законом внесен ряд изменений, касающихся ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Так, субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и по проектам, которые имеют положительное заключение ГЭЭ. Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Также изменен порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими предписаниями могли приостановить или прекратить деятельность хозяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, должны рассматриваться судом или арбитражным судом.
С 1992 г. после выхода Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» начали эффективно применяться экономические методы управления антропогенным воздействием на окружающую среду. В Законе 1991 г. был определен порядок уплаты платежей за воздействие на окружающую среду и их распределения по бюджетам разных уровней. Поступающие в экологические фонды деньги служили финансовой основой выполнения природоохранных программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В новом законе порядок платежей вообще отсутствует. Кроме того, ряд природопользователей в 2001 г. оспорили в суде порядок введения базовых нормативов платежей Правительством России. Несмотря на то что Конституционный суд подтвердил правильность действий правительства, до настоящего времени процедура компенсационных платежей за загрязнение окружающей среды не определена.
Кроме платежей за загрязнение окружающей среды, в качестве экономических механизмов управления воздействием на окружающую среду используются штрафные санкции за сверхнормативное воздействие на окружающую среду в результате аварий, вызванных проявлением природных и антропогенных факторов экологической опасности. Определение ущерба, нанесенного окружающей среде, базируется на специальных методиках, которые, к сожалению, утверждены только на уровне отдельных ведомств.

Основные положения ФЗ «Об охране окружающей среды»

В январе 2002 года вступил в действие новый федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон заменил закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 году. В течение 2004-2008 годов в закон вносились изменения, связанные с уточнением полномочий субъектов РФ и муниципальных образований в области охраны окружающей среды.

Закон «Об охране окружающей среды» состоит из 16 глав:

Глава I. Общие положения.

Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды.

Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды.

Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций.

Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.

Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг).

Глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).

Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды.

Глава XIII. Основы формирования экологической культуры.

Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.

Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Глава XVI. Заключительные положения.

В главе 1 федерального закона даны определения основных понятий, в том числе: в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического аудита, наилучшей существующей технологии, экологического риска и экологической безопасности. Сформулированы основные принципы охраны окружающей среды, которые допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из соблюдения требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду должно осуществляться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Закон устанавливает объекты охраны окружающей среды от загрязнения и истощения, деградации, к ним относятся:


— земли, недра, почвы;

— поверхностные и подземные воды;

— леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

— атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, рассмотрены в главе 2. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ должно осуществляться на основе Соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, о передаче осуществления им части полномочий по вопросам охраны окружающей среды.

Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды рассмотрены в главе 3 закона. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В этой главе также определены права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, и система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, рассмотренные в главе 4 включают в себя:

— проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

— предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

— поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды.

Законом ликвидирована система экологических фондов, существовавшая с 1991 года. Сохранена плата за негативное воздействие на окружающую среду (плата за загрязнение окружающей среды). Определено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован механизм добровольного экологического страхования, действовавший с 1991 года.

В главе 5 рассмотрена система нормирования в области охраны окружающей среды. Законом определено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также государственных стандартов и иных документов. Нормирование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К нормативам качества окружающей среды Законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями состояния окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

— нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

— нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

— нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

— нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Как один из элементов осуществления экологически безопасной хозяйственной деятельности Законом вводится добровольная и обязательная экологическая сертификация.

В федеральном законе «Об охране окружающей среды» принципиально изменена глава 6, посвященная государственной экологической экспертизе. В эту главу, в качестве самостоятельной статьи закона, включена оценка воздействия на окружающую среду, которая проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Глава 7 посвящена вопросам охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и включает в себя следующие статьи, содержащие требования в области охраны окружающей среды при:

размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;

проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;

строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;

вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;

эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;

при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;

использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;

производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве;

производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;

обращении с отходами производства и потребления;

установлении защитных и охранных зон;

приватизации и национализации имущества;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники.

В главе 8 рассмотрен порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В главе 9рассматриваются вопросы охраны природных объектов. Для охраны природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

В главе 10 рассмотрены вопросы организации государственного экологического мониторинга. Он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Глава 11 федерального закона «Об охране окружающей среды» посвящена экологическому контролю. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством Российской Федерации.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Предприятия обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

В главе 12 рассмотрен порядок проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, которые проводятся научными организациями в соответствии с федеральным законом о науке и государственной научно-технической политике.

Глава 13 посвящена формированию экологической культуры. В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды законом устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В главе 14 устанавливается ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Так субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и на проекты, которые имеют положительное заключение государственной экологической экспертизы. Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Также изменен порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими предписаниями могли приостановить или прекратить деятельность хозяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, должны рассматриваться судом или арбитражным судом.

В главе 15 рассмотрены вопросы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *