Заказники и заповедники

В чем разница между заказником изаповедником?

Влияние человеческого фактора на природу на сегодняшний день приобрело колоссальные масштабы.

По этой причине важным стало сохранение наиболее ценных природных ландшафтов, где присутствуют различные виды, как эндемические, так и просто редкие.

В результате активной деятельности человека, промышленного загрязнения, вырубки и других масштабных воздействий, связанных с промышленностью и просто жизнедеятельностью человека, существенно изменяется микроклимат, пути миграции перелетных птиц, а также движение других представителей фауны.

За последние десятилетия деятельность человека катастрофическим образом ударила по многообразию живого мира.

Многие виды просто исчезли, другие более распространённые уже были внесены в Красную книгу. Воздействие человека ощущается вне зависимости от региона и типа ландшафта.

Лесные территории, водные объекты, источники воды природного происхождения – всё в той или иной мере поддается неблагоприятному воздействию, может быть разрушено чрезвычайно быстро при активной промышленной или заготовительной деятельности.

В результате, стараниями не безразличного большинства было обеспечено формирование и создание различных природоохранных зон.

Была привнесена и активно адаптирована идея, что природные естественные богатства являются неотъемлемым сокровищем самого государства в том числе, поэтому отдельные участки нетронутых территорий охраняется законом в приказном порядке.

Были реализованы специализированные уполномоченные органы, деятельность которых самым непосредственным образом направлена на сохранение соответствующего статуса территории, ее защиту от посягательств человека на всех уровнях.

Основные разновидности природоохранных зон

Наиболее распространенными формами природоохранных зон являются заказники и заповедники. Что касается первых, то они обладают характерным статусом защищенной от различных типов влияний территории.

На данных объектах действует запрет и существенное ограничение на различные типы потенциально опасной для природы деятельности.

Любые факторы, которые способны причинить вред общей экосистеме, а также воспрепятствовать размножению и естественному обитанию имеющихся птиц и животных, ограничиваются или полностью исключаются.

В рамках заказника такие ограничения могут носить непостоянный характер, а вводиться на конкретный отрезок времени, например на время активной миграции птиц или переселения животных.

Чаще всего заказники образуются именно с целью сохранения какой-то конкретной разновидности животных и пополнения их популяции. Кроме того, заказники хорошо показывают себя в качестве защитных мер для сохранения различных видов растительности и водных животных.

На площади заказников полностью запрещены любые виды охоты, отлова живых существ и сбора растений.

Кроме того полностью исключаются действия, которые способны навредить размножению или проживанию отдельных видов, в частности исключается выпас скота, полив, вырубка, прокладка трасс и вообще дорог совершенно любого типа или строительство.

Часто осуществляется также подкормка в сложные холодные периоды, когда естественной пищи может быть недостаточно. За их заполнение отвечают егеря.

В случае попадания определённых районов в зоны разливов, также могут быть построены специальные дамбы, защищающие норки грызунов и муравейники, птичьи и пчелиные гнезда на полевых и луговых пространствах.

Специалисты в заказниках гидрологического и биологического типа осуществляют исследование естественных процессов развития и роста растений, особенностей функционирования водных ресурсов и прочих факторов, которые самым непосредственным путем обуславливают процессы роста и развития живой среды.

В рамках ландшафтных заказников осуществляется работа по исследованию общих изменений состава и состояния почв, а также прилегающих скальных массивов. Если говорить вкратце, то заказники представляет собой некие природные лаборатории, предназначенные для изучения и исследования.

Что касается заповедников, то эти территории охраняются государством особенно строго. Они могут охватывать участки суши с лугами и полями, водные акватории, лесные массивы, где проживают разнообразные семейства животных и птиц, имеются редкие эндемики растительности, а также совершенно уникальные образования геологического типа.

Чаще всего к заповедникам относят участок, который представляет собой наиболее типичное естественное явление в данной конкретной климатической зоне.

При этом, заповедники представляют большую историческую и природную значимость и охраняются в качестве национального достояния. Имеются также и заповедники музеи, где присутствуют различные исторические сооружения.

В заповедниках поддерживается полный запрет на любые виды работы хозяйственного и промышленного типа. Любые мероприятия и передвижения по территории запрещаются. Наиболее важные объекты имеют сертификаты ЮНЕСКО. Такие заповедники обладают большим историческим иприродным значением уже для всего мира.

Заказник

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

У этого термина существуют и другие значения, см. Заказник (значения).

Зака́зник (в Белоруссии также резервация) — охраняемая природная территория, на которой под охраной может находиться как весь природный комплекс (если заказник комплексный), так и некоторые его части: только растения, только животные (либо их отдельные виды), либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

В России, согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях»:

  1. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
  2. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
  3. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

  1. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Управление государственными природными заказниками федерального значения осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, в том числе осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками.

Для обеспечения неприкосновенности охраняемых объектов в заказниках запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности, например, такие как охота, в то время как другие виды деятельности, не влияющие на охраняемые объекты, могут быть разрешены (в случае если заказник не комплексный). Такими видами деятельности может быть сенокос, выпас скота и так далее.

По состоянию на 2015 год на территории России действовало 70 государственных природных заказников федерального значения, суммарная площадь территории которых составляла 13,05 млн га, в том числе 2,9 млн га акваторий. В 2014—2015 годах 5 заказников федерального значения (Сумароковский, Баировский, Лебединый, Степной и Томский) преобразованы в заказники регионального значения. Количество федеральных заказников сократилось до 65.

Количество государственных природных заказников регионального значения существенно выше и по данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации составляло на конец 2013 года 2 238 шт. Занимаемая ими площадь (без учёта морских акваторий) превышает 45,0 млн га или 38 % от площади всех ООПТ регионального значения.

Государственные природные заказники

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Виды:

1) федерального или регионального значения.

2) могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.

Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по образованию государственных природных заказников определяются с учетом предусмотренных федеральным законом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

  1. Правовой режим национальных парков и памятников природы.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.

Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления.

Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Основные задачи национальных парков

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Режим особой охраны территорий национальных парков

В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

а) разведка и разработка полезных ископаемых;

б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;

д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;

е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;

з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пребывание на территориях заповедных и особо охраняемых зон национальных парков граждан, не являющихся работниками данных национальных парков, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные национальные парки, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций национальных парков.

Особенности правового положения национальных парков

Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

Средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые национальными парками средства:

а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;

б) в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков;

в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе.

Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков.

Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.

Национальные парки вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики национальных парков устанавливается Правительством Российской Федерации.

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений и копий природных историко-культурных объектов (за исключением находящихся в собственности религиозных объединений), расположенных на территориях национальных парков, ценностей из музейных фондов национальных парков осуществляется с разрешения дирекций национальных парков.

Расположение национальных парков на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения их территориальной целостности или изменения статуса.

Организация рекреационной деятельности на территориях национальных парков

Организация рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на территориях национальных парков осуществляется с соблюдением режима особой охраны национальных парков. В целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

Порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах соответствующих функциональных зон, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заказники

Особо охраняемые природные территории «
Заказники:

В нашей стране сложилась во многом своеобразная система охраняемых природных территорий. По особенностям режима охраны в ней выделяются: заповедники, закрытые для доступа посторонних лиц; национальные парки, специально предназначенные для туристского использования, и заказники, призванные охранять природу в условиях продолжающейся хозяйственной эксплуатации. Заказники — это такие территории, на которых вводится постоянное или временное ограничение хозяйственной деятельности для сохранения и воспроизводства отдельных видов животных и растений либо для сохранения всего природного комплекса как экосистемы или целого ландшафта.

В соответствии с федеральным законом «Об особо охраняемых территориях» (2001), заказниками являются участки суши или водных акваторий имеющих особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и для поддержания экологического баланса. В большинстве случаев заказники создавались и создаются как многоцелевые объекты, охранные функции которых распространяются не только на охотничью фауну, но и на редких и исчезающих видов млекопитающих, птиц, растений, а также на Памятники природы, расположенные в их границах. Значительно меньше узкоцелевых заказников, призванных охранять малочисленные виды фауны.

Слово «заказник», так же как и «заповедник», восходит к самой глубокой древности. Видимо, оно относится к временам, когда славянские племена Восточной Европы стали все глубже проникать из степных районов в лесную зону и переходить от отгонного скотоводства к оседлому образу жизни и подсечному земледелию. Именно в этот период должны были возникнуть первые коллизии между развивающимся сельским хозяйством и лесными промыслами, в том числе бортничеством и охотой. Одним из решений зарождающихся противоречий были «заповедь» — запрет и «заказ» — временное ограничение использования ресурсов природы. По представлению некоторых исследователей, четкой грани между понятиями «заповедник» и «заказник» не существовало изначально. Но так или иначе, к началу XX в. пришлось искать определение содержанию этих понятий. Д.К. Соловьев, известный теоретик и организатор заповедного дела в Сибири, предлагал считать заказниками участки, взятые под охрану на определенный срок, в отличие от постоянных — заповедников. Современное представление о заказниках как о территориях с частичным ограничением хозяйственной деятельности сложилось позже.

Заказники появились на территории России еще во времена Киевской Руси. Рядом со столицей были выделены угодья под названием «зверинец», в котором охранялась и разводилась разнообразная крупная дичь, а охотиться имели право только князь и его приближенные. В средние века подобные «охоты» возникали в разных концах Руси. Самой известной из них была организованная польским королем Сигизмундом I Беловежская Пуща, впоследствии ставшая Царской охотой русских монархов. Петр I развернул учет и строжайшую охрану корабельных дубовых рощ и сосновых мачтовых лесов для нужд российского морского флота. Использование древесины в них велось с учетом необходимости их воспроизводства. При Екатерине II были изданы указы об охране для нужд кораблестроения определенных участков в лесах, приписанных к заводам и фабрикам. На Урале на землях графов Строгановых была развернута активная деятельность по сохранению лесов. Управляющий поместьями А.Ф. Теплоухов выделил 89 участков леса общей площадью около 32 тыс. га и установил на них режим охраны.

Большую роль в формировании современных представлений о роли охраняемых природных территорий сыграли возникавшие в XIX и начале XX века научные общества. В 1909-1912 гг. при Русском географическом обществе была организована постоянная природоохранительная комиссия. Эта комиссия издала обращение к широкой общественности с предложением присылать сведения об участках природы, нуждающихся в охране. При этом подчеркивалось, что создание охраняемых участков важно не только в научном отношении, но служит и педагогическим задачам. В 1914 г. при исследовании Волжской дельты с целью подготовки к созданию Астраханскою заповедника Б.М. Житков познакомился с состоянием охраны рыбных запасов. Оказалось, что Управление рыбными промыслами объявило заказниками устья проток. Была нанята хорошо оснащенная охрана, и это позволяло вести в открытых для рыболовства местах регулярный и гарантированный промысел рыбы. В других местах, где организация заказников не подкреплялась выделением штатов и техническим обеспечением охраны, как, например, в низовьях Дона, браконьерство продолжалось, и запасы рыбы неуклонно уменьшались.

В советское время была начата планомерная работа по организации заказников. Основоположниками её были Д.К. Соловьев и Ю.А. Кудрявцев, которые рассматривали заказники (наряду с заповедниками) в качестве важных элементов системы налаживания охотничьего хозяйства. Изначально была тенденция рассматривать систему заказников в основном в качестве средства поддержания воспроизводительных возможностей популяций ценных (главным образом — промысловых) животных. К 1983г. из 1300 заказников России 1150 (или 88%) были организованны как охотничьи. Ботанических заказников было всего 6%, ландшафтных — 2%, а гидрологических — менее 1%.

В российской системе заказников существуют две категории объектов — заказники федерального и местного значения. В количественном и площадном отношениях местные заказники превалируют над федеральными. В настоящее время их насчитывается 1057. В отличие от местных заказников, срок существования которых ограничивается (обычно, десятью годами), федеральные заказники создаются без определения сроков действия. По мере накопления информации о состоянии охраняемых видов порой возникает потребность в корректировании границ заказника или изменении статуса. На месте федерального заказника может образоваться заповедник или национальный парк.

Негативные природные факторы минимизируются комплексом биотехнических мероприятий. Например, в регионах с суровыми малоснежными зимами для многих видов млекопитающих с ограниченными возможностями передвижения организуются подкормочные площадки, кормовые поля и т.п. В регионах с неустойчивым гидрологическим режимом водных объектов, где во время паводков и половодий происходит затопление нор околоводных животных, строятся дамбы и насыпи и т.д.

Для землепользователей, на чьих угодьях размещается заказник, создаётся свод правил, запрещающих или ограничивающих действия, наносящие вред охраняемым животным. Во всех заказниках запрещена охота и отлов животных и птиц, разорение нор, гнезд, сбор яиц и пуха. Ограничиваются действия, направленные на изменение среды обитания (рубка леса, мелиоративные работы, выпас скота и т.д.). Основным правоустанавливающим документом для каждого заказника является индивидуальное Положение, которым детально регламентируется хозяйственная деятельность и устанавливается особый режим охраны конкретной территории. Сотрудники заказников ведут наблюдение за видами, подлежащими охране. Дополнительно фиксируются климатические параметры, урожайность основных кормов животных и птиц. Результаты таких работ ежегодно оформляются в Летописи природы, являющиеся ценнейшим базисным материалом для детальных научных исследований и практических работ. Некоторые заказники служат местом проведения исследовательских работ научных учреждений, полевых практик студентов, экскурсий для школьников.

Размеры заказников различаются на многие порядки. Наряду с малыми территориями, всего в несколько гектаров, на которых может охраняться, например, колония редких птиц или участок степи с гнездами шмелей, существуют и заказники-гиганты, площадь которых составляет сотни тысяч гектаров.

Литература

При использовании материалов сайта, необходимо ставить активные ссылки на этот сайт, видимые для пользователей и поисковых роботов.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *