Выездная налоговая проверка

Бухгалтеры, как и представители других профессий, всегда предпочитают заранее готовиться к предстоящим проверкам и инспекциям. В этой небольшой статье мы познакомим читателя с тем, как должно быть организовано оповещение о проверке с точки зрения законодательства, и порассуждаем о том, как узнать, когда будет выездная налоговая проверка.

Что говорит закон

Выездные проверки организуются сотрудниками налоговых служб непосредственно на рабочем месте налогоплательщика, и для их проведения никаких разрешений не предусмотрено. За редким исключением, например, тогда, когда плательщик налогов не имеет возможности предоставить место для проведения проверки, они проводятся в самой инспекции.

Решение о проведения выездной проверки принимает руководитель инспекции по налогам и сборам. Цель таких проверок – выполнение комплексного анализа разного рода показателей работы организаций и предприятий, оценка качества ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, налоговых рисков.

Как правило, проверка начинается с даты, когда руководитель налоговой инспекции принял решение о ее проведении.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности предупреждать налогоплательщиков о том, что к ним придут налоговики. Однако сотрудники налоговых служб предпочитают заранее оповещать бухгалтерии о предстоящей проверке.

Содержание

Как узнать о налоговой проверке организации

Делают они это или по телефону, или путем отправки письма. Прецеденты, когда налоговые инспекторы приходят с проверкой внезапно, случаются крайне редко, потому что такая практика невыгодна самим налоговикам.

Кроме того, в самом ведомстве имеется рекомендация (письмо ФНС № АС-4-2/13622), которая говорит о желательности предварительного оповещения о выездной проверке путем отправки соответствующего решения. Факт ознакомления должен подтверждаться отметкой работника бухгалтерии о получении документа. Исключения возможны лишь в том случае, если у налоговиков есть основания полагать, что компания может скрыть или уничтожить документы, подтверждающие совершение экономических или иных преступлений.

Как правило, сотрудники налоговой заранее оповещают о проведении внеплановой выездной проверки по телефону или письмом. Имеется еще одно законное обстоятельство, которое склоняет работников инспекций к предварительному ознакомлению налогоплательщиков с предстоящей проверкой. Дело в том, что в соответствии со ст. 89 НК РФ, налоговикам должен быть обеспечен доступ ко всем материалам по уплате налогов. А это потребует дополнительного времени на подготовку документации, что задержит проверяющих. Поэтому предварительное сообщение о том, что налоговая планирует прийти с проверкой, удобна и выгодна обеим сторонам.

Узнаем сами

Налогоплательщиков всегда волнует вопрос, как узнать о выездной налоговой проверке заранее самостоятельно. В этом нет ничего предосудительного, скорее наоборот, эта информация может сделать проверку гораздо более эффективной и быстрой. Как рассказывают сами работники налоговой инспекции, в большей мере выездная налоговая проверка грозит тем предприятиям и организациям, у которых были обнаружены недостатки и нарушения в ходе предыдущих камеральных проверок. Если это относится к вам, такие обстоятельства косвенно могут стать причиной тому, что налоговики приедут лично.

Информация о сроках проведения выездных проверок не публикуется, она является конфиденциальной и может на протяжении года изменяться. Тем не менее, существует Концепция планирования выездных проверок, в которой указаны конкретные критерии, по которым налогоплательщик может с высокой степенью вероятности оценить, будет ли на его предприятии проводиться такая проверка или нет.

Данный подход позволяет существенно повысить качество организации выездных проверок, улучшить взаимодействие между налоговиками и налогоплательщиками и способствовать повышению налоговой дисциплины.

Как узнать о выездной налоговой проверке?

План налоговых проверок. Периодичность налоговых проверок.

Среди налогоплательщиков ходят слухи о том, что с ежегодным планом налоговых проверок можно ознакомиться на каких-либо сайтах в интернете (в частности, на сайте прокуратуры или на сайте налоговой службы). Однако, надо сразу сказать, что это не так. На момент написания настоящей статьи с ежегодным планом налоговых проверок ознакомиться в интернете невозможно.

Подробнее:

Эти слухи основаны на положениях пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», где указано, что: «5. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом».
Однако согласно п. 3.1. статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении налогового контроля.
А, следовательно, к налоговому контролю не применяется и норма закрепленная в п. 2 статьи 9, которая указывает, что: «Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи».

Пунктом 8 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 27.10.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что: «Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом».
С соответствующим ежегодным планом проверок лицензиатов можно ознакомиться на сайте налоговой службы, но речь идет не о налоговой проверке, а о проверке соответствия лицензионным требованиям.

Единственный документ, который регулирует периодичность именно налоговых проверок – это Налоговый Кодекс РФ, где в п. 5 статьи 89 установлено:
«5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств».

А в пункте 7 статьи 89 НК РФ установлены требования к периодичности проверок филиалов и представительств: «…Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года».

В отношении периодичности проверки контролируемых сделок существует норма, установленная пунктом 2 статьи 105.17 НК РФ: «Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе проводить две и более проверки в отношении одной контролируемой сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год, если иное не предусмотрено настоящим пунктом
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проводить в отношении одной контролируемой сделки (группы однородных сделок) повторные проверки в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога в меньшем размере (сумма убытка в большем размере), чем ранее заявленная в налоговой декларации, представленной в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса».

По вопросу планирования налоговых проверок и самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков можно также ознакомиться с дополнительной информацией на моем сайте по ссылке:
http://www.tvoi-advokat.ru/blog/planirovanie-vyezdnykh-nalogovykh-proverok-samostoyatelnaya-otsenka-…

04.02.2016 г.                                                                                                                     адвокат Гладилин А.Н.

Оставить комментарий

Главная — Статьи

План выездных налоговых проверок: можно ли узнать когда к вам придут

Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора "счастливчиков" составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.

Примечание
Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверок (Письмо ФНС России от 23.01.2009 N ШС-21-3/40). Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.

Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверок (Письмо ФНС России от 31.07.2007 N 06-1-04/505).
И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговиков (Раздел 4 Концепции). К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.
Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?
На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.
В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа нет (Письма ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853, от 04.04.2008 N ШТ-6-2/255@; Постановление 2 ААС от 06.09.2011 по делу N А28-2594/2011).
Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП, или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверку (Пункт 1 ст. 89 НК РФ; форма решения о проведении выездной проверки, утв.

Я хочу узнать план проведения проверок по госрегулируемым видам деятельности

Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

* * *

Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сделок (Пункты 2, 3, 5 ст. 93.1 НК РФ; Письмо Минфина России от 20.06.2008 N 03-02-07/1-225). Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.
 

Март 2012 г.

Налоговые проверки, Выездная проверка

Для этого ИП направляется уведомление о проведении в отношении него камеральной проверки и установлении факта нарушения требований законодательства. Предприниматель вправе представить документы, подтверждающие неправоту указанных сведений, а также иные доказательства, которые могут защитить его интересы. В то же время налоговые органы наделены правом истребовать необходимые документы, для изучения представленных сведений. К содержанию Выездная проверка Читайте также Выездная налоговая проверка ИП – более масштабное мероприятие. Осуществляется непосредственно в месте нахождения индивидуального предпринимателя. Проводится на основании распоряжения руководителя налогового органа, может носить как сплошной характер, когда анализу подвергается вся финансово-хозяйственная документация, так и выборочный, когда проверяется выполнение отдельных финансовых операций, например, использование ККМ.

По каким правилам и как часто могут быть плановые проверки ип?

Ответы на актуальные вопросы Вопрос №1. Что будут проверять у торгующего в розницу ООО на ЕНВД? Ревизия проходит согласно ст. 82, 87, 88, 89 НК. Особое внимание контролеры уделят тому, равна ли торговая площадь заявленной в документах, наличию перегородок в стационарном объекте, разделяющих торговое помещение от остальных. Вопрос №2. Что будет, если требование об уплате недоимки не удовлетворено в срок? ИФНС заблокирует банковский счет организации.

Внимание

При наличии на нем средств, снимет их в бесспорном порядке. Вопрос №3. Как обжаловать решение ИФНС? Если ООО не согласно с результатами проверки, их сначала следует обжаловать в региональном отделении ИФНС и только потом — в суде. Вопрос №4. Налоговики проверяют период с 01.0.1.13 по 31.12.15.

Требуют данные по дебиторке на текущую дату. Правомерно ли это? Нет ограничений во времени, за которое могут требовать документы — позиция Минфина и ст.

В каких случаях стоит ждать налоговую проверку

К содержанию Плановые проверки Также на сайте ФНС есть план проверок ИП, который содержит информацию обо всех проверяемых организациях и индивидуальных предпринимателях в текущем году, с указанием даты. Читайте также Таким образом, у предпринимателя всегда имеется возможность подготовиться к визиту проверяющих, вовремя устранив все возможные нарушения. Кстати, выявить несоответствие бухгалтерской документации требованиям налоговых органов всегда помогут услуги специализированных компаний, проводящих аудит ИП.
Данная услуга позволяет найти все ошибки в ведении бухгалтерской документации, подготовки налоговой отчетности, а также в иных вопросах финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому многим предпринимателям, увидевшим себя в плане проверок, имеет смысл заранее провести такой аудит.

Как проходит налоговая проверка ооо: на усн, енвд, в первые 3 года

  • Реорганизация или ликвидация компании.
  • Сомнительные данные в декларации, подача уточненки с меньшими суммами.
  • Выполнение плана.
  • По результатам камералки.

Какие статьи налогов нарушают организации на УСН и ООО? В ходе проверки ООО на спецрежимах налоговики выявляют следующие характерные моменты: Статья НК РФ Описание нарушения Упрощенка 346.12, 346.13 Незаконное применение УСН ООО:

  • с обособленными подразделениями;
  • применяющими единый сельхозналог (ЕСХН);
  • с участием иных фирм свыше 25%;
  • с персоналом свыше 100 человек.

346.15 Сокрытие доходов от продажи товаров (работ, услуг) 346.16 Уменьшение дохода на затраты, не прописанные в НК 346.16, 346.17 Включение в базу по УСН не подтвержденных бумагами затрат или составление бумаг с ошибками.

Выездные налоговые проверки

Налоговая проверка — это действия налоговой службы (ИФНС) с целью контроля правильного начисления, своевременной и в полном объеме уплаты налогов организацией. В ходе ревизии проверяющие сверяют полученные данные с цифрами отчетов, предоставленных в налоговую. Нужно подготовиться к визиту инспекторов либо знать, как вести себя при камеральной проверке, как общаться и какие бумаги показывать.

В данной статье мы рассмотрим как проходит налоговая проверка ООО на спецрежимах: УСН, ЕНВД и в первые 3 года. Виды налоговых проверок ООО Согласно законодательству РФ ревизоры проводят два вида проверки организации. Камеральная проверка. Проверяются документы, которые представитель фирмы предоставляет в инспекцию.

ИФНС вправе опрашивать свидетелей во время проведения ревизии. Выездная проверка. Проводится на территории компании (см.

Выездная налоговая проверка. распространенные заблуждения

Их объем и перечень зависит от вида ревизии. При камералке ревизоры вправе затребовать первичку только в том случае, если в декларации по ЕНВД есть ошибка. Причем попросить они могут только те бумаги, которые непосредственно относятся к неточности. Например, учредительные документы налоговики требуют для выяснения, какой вид деятельности имеет ООО, и какую базовую доходность должно применять.
В требовании на предоставление первичных документов инспектор должен указать, какая ошибка допущена в отчете. Если данная информация отсутствует, бухгалтер вправе не представлять документы для проверки. За это организация не будет оштрафована (ст. 126 НК).


При выездной проверке ревизоры могут затребовать первичку по теме ревизии (ст. 93 НК). Также и бумаги-основания для исчисления взносов в ПФ РФ и больничных для проверки правильности их расчета. Эти суммы уменьшают величину ЕНВД (ст. 346.32 НК).

Налоговая проверка индивидуального предпринимателя

Вдруг вы искусственно подгоняете результаты своей коммерческой деятельности, чтобы остаться на той же УСН и не переплачивать? Незначительная разница между суммами расходов и доходов Этот критерий применяется в основном к ИП. Когда по итогам календарного года сумма расходов превышает 83 % процента от суммы доходов, налоговые инспекторы начинают подозрительно щуриться. Налогообложению должны подлежать не менее 17 %, таково требование налогового законодательства.

Важно

Заключение договоров без последующей выгоды Вы заключили несколько договоров с контрагентами (перекупщиками, посредниками и т.д.) без разумных и очевидных экономических причин. Условия этих договоров не предусматривают никакого (или практически никакого) профита для вас.

План выездных налоговых проверок: можно ли узнать когда к вам придут

По сути, заключение таких сделок не было обусловлено деловой целью.

Налоговая проверка ооо в первые три года

  • растёт задолженность плательщика, но поставки в его адрес продолжаются, а меры по взысканию задолженности не применяются;
  • выдаются или получаются займы без обеспечения, покупаются или продаются неликвидные векселя;
  • срок погашения обязательств превышает 3 года;
  • большая часть расходов налогоплательщика относится к сделкам с проблемными контрагентами.

Снизить или ликвидировать риски можно следующими способами:

  • при расчете налоговой базы за период исключить из расходов операции по сомнительным сделкам;
  • подать уточнённые таким образом налоговые декларации и сопроводить их Пояснительной запиской;
  • сообщить налоговикам о предпринятых для снижения рисков мерах.

Выводы Налоговая служба регулярно проверяет фирмы на соответствие каждому из 12 критериев. Информация в ФНС поступает от банков, гос.

Выездная налоговая проверка: будь готов — всегда готов!

Инфо

Выездная и камеральная ревизии могут проводиться одновременно (письмо № ЕД-4-2/4529 от 13.03.16). Налоговики могут провести и кассовую проверку ООО на УСН. При этом они изучат операции по кассе и правильность исполнения кассовой дисциплины.

Читайте также статью: → камеральная проверка ИП на УСН, ЕНВД, ПСН и после его закрытия. Проверка ООО на ЕНВД Согласно статистике налоговики стали особое внимание уделять организациям, применяющим ЕНВД путем проведения ревизий. У «вмененщиков» обычно запрашивают следующие документы:

  • Договор аренды (свидетельство);
  • Отчеты бухгалтерии;
  • Зарплатные ведомости, штатное расписание, отчеты в пенсионный фонд (ПФ);
  • Первичные бухгалтерские документы.

При сдаче декларации налоговики не имеют права запрашивать у организации какие-либо дополнительные бумаги.

Это им позволительно лишь в ходе контроля (ст. 93 НК).

Кого и как проверяют налоговые службы

Грамотное заполнение декларации по НДС — необходимое условие возврата этого налога компании. Многие бухгалтеры допускают неточности в данном документе, а иногда и явные ошибки, что автоматически осложняет всё администрирование НДС. Все выездные проверки в обязательном порядке должны быть внесены в журнал проверок ИП, который он должен завести сразу с момента своей регистрации.

Читайте также Причем записи в данном журнале делают сотрудники не только налоговых органов, но и других проверяющих структур.

Выездная налоговая проверка

В отличие от камеральной, выездная налоговая проверка должна проводиться только на основании соответствующего письменного решения руководителя налогового органа. Прово­дится она по месту нахождения организации или по месту житель­ства физического лица. Решение о проведении выездной налого­вой проверки организации, отнесенной к категории «крупнейший налогоплательщик», выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на налоговый учет в качестве круп­нейшего налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки в обяза­тельном порядке должно содержать следующие сведения:

• полное и сокращенное наименование или фамилию, имя и отчество налогоплательщика, налогового агента или платель­щика сборов;

• предмет проверки, т.е. перечень налогов, правильность исчис­ления и уплаты которых подлежит проверке;

• периоды, за которые проводится проверка;

• должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Согласно НК РФ налоговый орган вправе в ходе выездной нало­говой проверки проверить период, не превышающий трех кален­дарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В случае представления налогоплатель­щиком уточненной налоговой декларации в рамках соответству­ющей выездной налоговой проверки может быть проверен период, за который представлена эта декларация.

Как узнать о выездной налоговой проверке

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, в отношении одного налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов не может проводиться более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. Указан­ное ограничение может быть снято исключительно по решению ФНС России в отношении конкретного налогоплательщика, нало­гового агента или плательщика сборов.

Кроме того, выездная налоговая проверка по продолжитель­ности не может длиться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России.

Одновременно с этим в Кодексе оговорено, что налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правиль­ности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. На проведение этих проверок распространя­ются те же ограничения, что были изложены выше, за исключе­нием того, что срок проведения такой проверки не может пре­вышать одного месяца.

Особо оговорены в НК РФ права налоговых органов на приос­тановление выездных налоговых проверок. Руководитель налого­вого органа вправе в определенных Кодексом случаях приостанав­ливать проведение такой проверки. В частности, приостановление проверки возможно в случае возникшей необходимости запросить по проверяемому налогоплательщику, налоговому агенту или пла­тельщику сборов дополнительную информацию или документы у контрагентов или других лиц, располагающих подобными матери­алами, имеющими отношение к деятельности проверяемых лиц. В этом случае приостановление проверки возможно не более одного раза по каждому лицу, у которого запрашиваются материалы.

Приостановление проверки возможно также для получения информации от иностранных государственных органов, прове­дения экспертиз и перевода на русский язык документов, пред­ставленных проверяемой организацией или физическим лицом на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проверки должно быть оформлено соответствующим решением руководителя налогового органа или его заместителя. При этом общий срок приостановле­ния проведения выездной налоговой проверки не может превы­шать шести месяцев. Из этого правила есть одно исключение: срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца в том случае, если запрошенная от иностранных государственных органов информация не получена налоговым органом в течение шести месяцев.

На период приостановления проверки должны быть приостанов­лены все действия налогового органа на территории или в поме­щении налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов, включая истребование документов.

Проводящее выездную проверку должностное лицо налого­вого органа имеет право в ходе проверки запросить у проверяе­мого лица необходимые документы. Данный запрос осуществля­ется путем вручения проверяемому лицу требования о представ­лении документов. Проверяемое лицо обязано в 10-дневный срок представить запрашиваемые документы в виде заверенных им копий. В случае отказа представить запрашиваемые документы или непредставление их в установленный срок должностному лицу налогового органа предоставлено право произвести выемку документов. При этом следует иметь в виду, что проверяющие не имеют права запрашивать у проверяемого документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камераль­ных или выездных налоговых проверок.

В ходе выездной налоговой проверки должностные лица нало­говых органов имеют также право потребовать представления необходимых документов или информации у контрагентов про­веряемого лица или у других лиц, располагающих информацией о деятельности проверяемого налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов.

В ходе выездной налоговой проверки может быть при необ­ходимости проведена инвентаризация имущества проверяемой организации или физического лица. Должностные лица налоговых органов могут также осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые нало­гоплательщиком для извлечения дохода или связанные с содержа­нием объектов налогообложения.

Если в ходе проверки у налоговых инспекторов появятся доста­точные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, могут быть уничто­жены, скрыты, изменены или заменены, то такие документы изы­маются по акту, в котором должно быть дано обоснование необхо­димости изъятия документов и приведен их перечень. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющие обя­заны составить справку, в которой должны быть зафиксированы предмет проверки и сроки ее проведения.

Если налогоплательщик или плательщик сборов препятствует Доступу должностных лиц налоговых органов на территорию про­веряемого объекта или в помещение и тем самым не дает возмож­ности провести выездную налоговую проверку, то руководитель проверяющей группы составляет акт, который подписывают этот Руководитель и проверяемое лицо. На основании такого акта нало­говый орган имеет право по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии самостоятельно определить подле­жащую уплате сумму налога.

Иногда во время выездной проверки составляется протокол осу­ществления отдельных действий. В нем должны быть зафиксиро­ваны все выявленные при производстве указанных действий сущест­венные для дела факты и обстоятельства. Для этого к проведению проверок могут привлекаться другие лица: эксперты, специалисты, свидетели и понятые, что является принципиально новым элементом контролирующей работы налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также свое­временным и полным внесением причитающихся налогов и сбо­ров в бюджетную систему страны.

Налоговым законодательством предусмотрено, что в каче­стве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля по данному налогоплательщику, плательщику сбо­ров или налоговому агенту. Показания свидетеля в обязательном порядке заносятся в протокол и являются важным элементом при принятии руководителем налогового органа решения по резуль­татам проверки.

Если во время проверки возникает ситуация, когда для разъ­яснения каких-либо вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле, для участия в ней может быть привлечен эксперт. Вопросы, поставленные перед экспер­том, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе. Для проведения экспертизы должностное лицо налогового органа, осуществляющее выездную налоговую проверку, должно вынести специальное постановление.

В целях оказания содействия в осуществлении налогового контроля в необходимых случаях для участия в проведении конк­ретных действий налоговые органы могут на договорной основе привлекать специалистов, обладающих специальными знани­ями и навыками и не заинтересованных в исходе дела. Специ­алисты, в частности, могут привлекаться для участия в произ­водстве выемки у проверяемых налогоплательщиков докумен­тов и предметов.

При проведении действий по налоговому контролю могут быть вызваны понятые в количестве не менее двух человек. Их основ­ная обязанность состоит в том, чтобы удостоверить в протоколе

факты, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии в процессе выездной налоговой проверки.

Присутствие понятых необходимо при осмотре должностными лицами налоговых органов территорий, помещений налогоплатель­щика, в отношении которого проводится проверка, а также доку­ментов и предметов. Обязательно присутствие понятых также при выемке документов и предметов, производимой в случае отказа налогоплательщика от их предъявления при проверке или непредъ­явления в установленный законодательством срок.

Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 425;

Появление на пороге офиса налогового инспектора – неизбежное явление в жизни в хозяйственной жизни любой организации. Выездная проверка проводится по плану, избежать ее невозможно. Но зная,как проводится эта процедура, вполне реально пережить ее с минимальными потерями.

Сотрудники ФНС считают, что самое эффективное контрольное мероприятие — выездная налоговая проверка, порядок проведения которой регулируется ст.89 НКРФ.

Страна Советов

Ее законная цель состоит в том, чтобы проверить правильность исчисления налогов и полноту их уплаты, а по сути – это выявление "скрытой" недоимки. Поэтому фактор "неожиданности" логично вписывается в нее как средство достижения конечного результата.

Кто, где и когда имеет право проверять

Ревизия проводится налоговыми органами в помещении организации, но если условия не позволяют этого сделать — она может быть перенесена в здание инспекции. Закон предоставляет налогоплательщикам следующие гарантии:

  1. одну организацию в течение календарного года нельзя проверять больше 2-х раз (если руководителем ФНС не принято особое решение по имеющимся обстоятельствам);
  2. не допускается повторная проверка по одному и тому же налогу за рассмотренный ранее период;
  3. документы истребуются не более чем за 3 предшествующих года, не считая текущего.

Ограничения пункта 2 не касаются случаев, когда налоговая проверка проводится вышестоящим органом ФНС в порядке внутреннего служебного контроля, а также, если в предоставленной уточненной декларации произошло уменьшение суммы налогов. За нарушения, выявленные во время повторного посещения, к организации не могут быть применены штрафные санкции.

Сроки проведения процедуры

Все действия сотрудники ФНС обязаны завершить в 2-х месячный срок, но он может быть продлен до 4-х, а в исключительных случаях — до 6-ти месяцев. Поводом могут послужить любые обстоятельства, например, большой объем сведений, технологические трудности и так далее — список является открытым.

Приказом № ММВ-7-2/189 от 08.05.2015 были утверждены новые формы налоговых решений, требований, уведомлений, справок и других документов, которыми оформляются действия ФНС, а так же основания для продления выездной проверки.

Риск попадания в план налоговых проверок

Список проверок составляется ФНС по результатам анализа всех имеющихся данных, в том числе полученных из сторонних источников.Цель — выявить возможность получения необоснованной налоговой выгоды. Перечислим основные факторы, которые повышают риск появления в организации ревизора:

  1. наличие сведений, предположений об уходе от уплаты налогов, их необоснованном уменьшении;
  2. рост убытков организации в течение нескольких лет подряд;
  3. близость показателей к пограничным значениям, дающим право на применение УСН и других льгот;
  4. отражение суммы расходов за отчетный период близкое к сумме доходов;
  5. большое количество договоров с "контрагентами" и число посредников, не обоснованное разумной экономической выгодой;
  6. снижение суммы налоговых платежей ниже среднего уровня по объектам, занятым аналогичной деятельностью;
  7. большое количество налоговых вычетов за отчетный период;
  8. превышение динамики роста расходов над ростом доходов;
  9. отсутствие объяснений по выявленному несоответствию в экономических показателях,
  10. появление информации об уничтожении, порче финансовых документов.

Предполагается, что добросовестные налогоплательщики должны самостоятельно анализировать эти риски, поэтому соответствующий документ о критериях отбора выложен на сайте ФНС.

Какие документы требуется представить

Перечень документов, которые имеют право проверить, не установлен законом. Следовательно, могут «попросить»все, что, по мнению ревизоров,имеет отношение к налоговым платежам. Единственное ограничение:их нельзя требовать после выдачи справки об окончании ревизии. Приблизительный список приводится в Методических указаниях ФНС от 25.07.2013, это:

  1. Устав, учредительный договор, лицензии;
  2. бухгалтерская документация: приказ об учетной политике, планы счетов;
  3. первичные хозяйственные документы: книги покупок, продаж; счета, фактуры, книги учет и т.д.;
  4. налоговая отчетность, перевозочные, банковские и кассовые документы;
  5. путевые листы, акты приема-передачи, выполненных работ.

Более подробно порядок проведения выездной налоговой проверки, и как это выглядит на практике, раскрыт в приведенном ниже видеоролике.

Как себя вести себя во время проверки

Налоговый инспектор может появиться в организации только с решением руководителя ФНС, не допускается его подписание ИО без расшифровки. Руководитель и главный бухгалтер, а также любые другие лица, например, сторонние приглашенные эксперты (при наличии доверенности) могут присутствовать во время работы налоговиков.При первом их появлении, рекомендуется следующий порядок действий.

  1. Нужно попросить у ревизора программу, в которой перечислены вопросы, на которые должны быть получены ответы в результате проведения проверки. Это служебная, но не секретная информация. Особенно обратить внимание на детализацию отдельных пунктов.
  2. Постараться уже в ходе проверки дать устные и письменные разъяснения по всем моментам, не ясным для инспекции.
  3. Устранить по возможности мелкие нарушения в бухгалтерском и налоговом учете, привлекая независимых специалистов.
  4. Обдуманно относиться к требованиям инспектора, оценивая их с точки зрения будущих последствий. Например, не желая изучать первичку, они могут предложить составить аналитические справки, выписки, то есть провести определенную работу, создать новые документы – это не предусмотрено порядком. Но не исключено, что практичнее будет пойти навстречу.
  5. Фиксировать нарушения ревизоров, но не помогать им в их устранении. При необходимости, составить письменный акт с привлечением 2-х свидетелей.

Как оформляются результаты, порядок оспаривания

После окончания работы сотрудники ФНС должны представить организации два документа, которые не нужно путать.

Справка, подтверждающая дату окончания проверки, оформляется в последний день работы налоговиков и остается в организации. Результаты – отражаются в акте, который составляется в течение 2-х месяцев после ее окончания.

После даты, указанной в справке, проверяющие не имеют права что-либо требовать и осуществлять действия, направленные на ее продолжение. Акт выездной налоговой проверки оформляется независимо от того, имеются нарушения или нет. Внимательно изучить его после получения. Все отмеченные нарушения должны сопровождаться ссылкой на соответствующую статью закона.В случае несогласии с результатами, нужно представить в ФНС в течение 1 месяца со дня получения акта, письменные мотивированные возражения с приложением доказательных документов.

Срок их рассмотрения руководителем ФНС – 10 дней. Организацию должны уведомить о месте и времени разбирательства. Если это условие не выполнено – решение ФНС может быть отменено(п. 4 ст. 101 НК РФ).Во время заседания ведется протокол, по результатам делается вывод о том, имело ли место налоговое нарушение. Может быть вынесено решение о дополнительной проверке длительностью не более месяца. В результате выносится одно из двух решений: отказать в привлечении либо привлечь налогоплательщика к ответственности за нарушение.

Далее можно продолжать жаловаться в вышестоящие органы ФНС в административном порядке, либо обращаться в суд.

Дополнение 

Нужна более детальная консультация что делать если вас ожидает или уже к вам пришла налоговая проверка? Задайте любые вопросы профессиональному юристу посредством онлайн-сервиса "Правовед" (получение первого ответа в течении 15 минут). 

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *