Выборы первого президента России

Краткий курс истории. Россия. Первые выборы президента

12 июня 1991 года состоялись первые в истории России президентские выборы, на которых победили кандидаты в президенты и вице-президенты 60-летний Борис Ельцин и 43-летний Александр Руцкой.

1. Выборы состоялись ровно через год после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР – именно это событие 12 июня, а не избрание Ельцина, празднуется сегодня как День России.

2. Избрание вышедшего из КПСС и изгнанного Михаилом Горбачёвым из высших эшелонов власти Ельцина получилось триумфальным. За Бориса Николаевича отдали голоса более чем на 32 миллиона избирателей больше, чем за его главного конкурента, бывшего советского премьера Николая Рыжкова – соответственно 45,55 и 13.35 млн.

3. Ельцин был избран именно президентом РСФСР. Однако уже в конце того же года советская государственность перестала существовать, и Борис Николаевич без выборов встал во главе крупнейшего государства на постсоветском пространстве, Российской Федерации. Вице-президент Руцкой тоже вошёл в историю – до сих пор он единственный в новой России, кто занимал этот пост. После событий октября 1993 года должность вице-президента Российской Федерации была упразднена.

Все знают, что Российская Федерация (далее Россия) является демократическим суверенным государством. Демократическое государство подразумевает, что власть в стране выбирается всеми гражданами, каждый гражданин страны решает, кто будет следующей властью в стране. Согласно конституции РФ – источником власти в стране является ее многонациональный народ, то есть мы с вами. Существует две процедуры реализации народом своего права на власть: референдум и выборы органов власти. Референдум обычно подразумевает два ответа: да или нет, одобряет ли народ эту идею, или нет. Например, референдум об объединение Эвенкийского автономного округа и Красноярского Края в один субъект федерации, каждый житель этих субъектов отвечал «да» или «нет.» Выборы – это процедура передачи власти от народа, к своим представителям во власти. Причем во время передачи власти устанавливается срок полномочий избираемого органа власти, то есть заранее известно, когда истечет срок полномочий этого органа.

В России существуют три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. Судебная власть не избирается, то есть непосредственного влияния на формирование судов граждане оказать не могут. Исполнительная власть тоже не избирается на всеобщих выборах. Зато на общероссийских выборах раз в 6 лет избирается президент Российской Федерации, который стоит над всеми тремя ветвями власти и влияет на их работу. Кроме президента РФ раз в 5 лет избирается Государственная Дума Российской Федерации, состоящая из 450 депутатов, избираемых по партийным спискам. Власть в России делится на федеральную: президент, правительство, Госдума, Совет Федерации; и региональную, кроме этого существуют отдельные органы местного самоуправления, с собственными полномочиями. Любой законодательный орган в России избирается всеобщим голосованием. Соответственно каждый гражданин РФ имеет право голоса, минимум на четырех выборах – президента, депутатов Госдумы, депутатов законодательного собрания региона и депутатов органов местного самоуправления. В некоторых городах, существуют еще и отдельные выборы руководителя муниципального образования – главы исполнительной власти органов местного самоуправления.

О том, что в стране проходят выборы, знают практически все, телевидение, газеты сообщают о предстоящих выборах каждый день, все города завешаны информацией о выборах, каждый кандидат в депутаты, политическая партия стремится рассказать о себе, о своих кандидатах, свою программу, оставляет контакты, принимает наказы избирателей. Но никто не рассказывает, а скорее стремится замолчать процедуру передачи власти от народа к избираемым органам. Мало кто думает, когда по телевизору говорят, что на выборах победил кандидат Иванов, как определилось, что победил именно Иванов, кто принял решение о победе Иванова и проигрыше других кандидатов. СМИ выдают эту информацию, как факт: победил Иванов и точка.

Откроем сразу секрет – народ передает полномочия избираемым органам власти не напрямую, а через избирательные комиссии. То есть граждане РФ сначала формируют избирательные комиссии, а затем уже эти комиссии организуют и проводят выборы, формируют новые органы власти в стране. Эта сложная схема выборы через посредников – разделяет выборную власть на две части: избираемую (депутатов и президента) и избирающую (членов избирательных комиссий). Минус избираемой – это практически недосягаемость попадания простых граждан во власть, чтобы стать президентом РФ, нужно собрать 2 миллиона подписей, чтобы стать депутатом Госдумы, нужно получить поддержку одной из 10 зарегистрированных партий в России, аналогично и на выборах в региональные парламенты. Минус избирающей власти – это ее закрытость, отсутствие информации о ее работе, не желание членов избиркомов вести прием избирателей, в результате мало кто знает, что такое ТИК, УИК, не говоря уже о том, кто входит в его состав.

Перед изучением системы избирательных комиссий, расскажем о понятии избирательного права в России. Существует два вида избирательного права: активное и пассивное. Активным избирательным правом, обладает любой избиратель, т.е. человек, который имеет право голоса на данных выборах. Например, рассмотрим жителя города Екатеринбург. Он обладает активным избирательным правом на выборах президента РФ, на выборах депутатов Госдумы РФ, на выборах депутатов Свердловской областной Думы, на выборах депутатов Свердловской городской Думы и на выборах мэра города Екатеринбург. Обязательным условием, для наличия активного избирательного права, является достижение гражданином РФ 18 лет на день выборов, отсутствие иностранных гражданств, непогашенных судимостей за тяжкие преступления, а так же наличие прописки по адресу, где проходят выборы. Пассивное избирательное право – это право гражданина участвовать на выборах в качестве кандидата, например на выборах президента такое право имеют только граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие высшее профессиональное образование, и проживающие последние 10 лет на территории РФ. Рассмотрим, например, жителя Челябинска 22 лет, и жителя Москвы 20 лет относительно их прав на участие в выборах депутатов Московской городской Думы – законодательного органа власти города Москвы. Активное избирательное право имеет только москвич, только ему в руки дадут бюллетень для голосования, а вот пассивное избирательное право имеет только житель Челябинска, так как стать депутатом Мосгордумы (МГД) можно с 21 года, то есть в бюллетени может находиться фамилия жителя Челябинска, а жителя Москвы нет. Для пассивного избирательного права прописка не имеет значения. Аналогично и при формировании избирательных комиссий, будет рассматриваться только пассивное избирательное право.

Система избирательных комиссий в России. Главной избирательной комиссией в России – является Центральная избирательная комиссия (далее ЦИК). ЦИК состоит из 15 членов комиссии с правом решающего голоса (ЧКРГ). Название с решающим голосом позволяет отличать ЧКРГ от членов комиссий с правом совещательного голоса (ЧКСГ), на следующем семинаре мы расскажем, кто такие ЧКСГ и чем они отличаются от ЧКРГ. ЦИК формируется раз в 4 года, 5 членов ЦИК назначает президент РФ, 5 членов Госдума РФ и 5 членов Совет Федерации, затем президент вносит в Госдуму кандидатуру одного из этих 15 для утверждения его председателем ЦИК, и Госдума утверждает его назначение. Внимание СМИ к работе ЦИК приковано два раза в 4 года, когда выбирают президента РФ и когда избирают депутатов Госдумы РФ. Именно ЦИК большинством голосов (8 из 15) принимает решение кто стал президентом РФ, какие партии прошли в состав Госдумы, однако ничего необычного ЦИК не делает, он просто суммирует данные по кандидатам (партиям), полученные от региональных избирательных комиссий и утверждает сумму голосов, в ЦИК находятся сотни журналистов, международные наблюдатели, сами кандидаты, поэтому ЦИК не может никаким образом менять полученные снизу цифры, за последние десять лет, таких случаев не выявлено.

Однако ЦИК участвует, еще в одной важной процедуре, о которой СМИ предпочитают не говорить, а именно участвует в формировании избирательных комиссий субъектов федерации. В каждом субъекте федерации есть своя региональная избирательная комиссия, например, в Москве Московская городская избирательная комиссия (МГИК). Всего их получается 83, по числу регионов, состоят региональные избиркомы (РИК) из четного числа ЧКРГ – 10, 12 или 14, в зависимости от численности населения в регионе. Срок полномочий каждой комиссии – 4 года, половину новых членов комиссий назначает глава региона (губернатор, президент республики, мер Москвы), а вторую половину законодательный орган власти – региональный парламент. При этом ЦИК предлагает губернатору и региональному парламенту по одной кандидатуре в состав РИК, то есть два ЧКРГ в каждой РИК представляют ЦИК. Кроме того, ЦИК рекомендует РИК кандидатуру для утверждения ее председателем РИК. Сразу становится очевидно, что РИК не подконтрольны ЦИК, и принимают решения самостоятельно. Следовательно, зная, что в ЦИК изменить итоги выборов нельзя, контроль над РИК дает контроль над выборами президента РФ, Госдумы и, кроме того регионального парламента. Кто же контролирует РИК? Чтобы ответить на этот вопрос, расскажем об обязательном правиле для парламентских партий, то есть допущенных к распределению депутатских мандатов в Госдуме РФ и в региональных парламентах. Каждая партия, допущенная к распределению депутатских мандатов по партийным спискам в Госдуму имеет право выдвинуть в ЦИК одного безотказного ЧКРГ, а так же во все нижестоящие избиркомы. Каждая партия, попавшая в региональный парламент, выдвигает одного безотказного ЧКРГ в РИК, а так же во все нижестоящие избиркомы. Безотказный, это значит, что орган, назначающий ЧКРГ не имеют право отказать данной кандидатуре.

Рассмотрим ситуацию: РИК города Санкт-Петербург (РИК СПб) состоит из 14 ЧКРГ, 7 из которых назначает губернатор, 7 законодательное собрание Санкт-Петербурга. Из 50 депутатов законодательного собрания СПб у Единой России всего 23, а 27 оставшихся в сумме у ЛДПР, КПРФ и Справедливой России (СР). Предположим три эти партии хотят, чтобы большинство ЧКРГ в РИК СПб были их представители, а губернатор, ЦИК РФ и Единая Россия хотят иметь свое большинство. У кого получится победить? Пусть КПРФ, ЛДПР и СР подадут своих выдвиженцев в РИК СПб на утверждение губернатору, согласно закону о выборах партия сама решает: кому подать документы на утверждение, а ЕР подала документы в ЗС СПб. Из 7 ЧКРГ, утвержденных губернатором 1 от ЦИК, 3 от оппозиционных партий, которым отказать нельзя и 3 своих представителя, в общей сложности 4 ЧКРГ подобраны губернатором, остальные 3 оппозицией, из 7 ЧКРГ, утвержденных ЗС СПб, 1 от ЦИК, 1 от ЕР, и 5 представителей, поддержанных оппозиционным большинством в 27 голосов из 50, итого 2 ЧКРГ от губернатора, 5 от оппозиции. В сумме губернатор ЦИК ЕР имеют 2 4=6 ЧКРГ из 14, а КПРФ СР ЛДПР 3 5=8 или простое большинство в РИК СПб. Поэтому партия или несколько партий, победивших на выборах в региональный парламент легко сформируют РИК из большинства своих представителей, не взирая на мнение губернатора и ЦИК. На практике такое происходит редко. Кроме того в РИК так же присутствуют многочисленные журналисты, международные наблюдатели, кандидаты и их доверенные лица, это исключает возможность изменения итогов в РИК, фактически РИК суммирует данные по кандидатам (партиям), полученные в Территориальных избирательных комиссиях (ТИК) и утверждает сумму большинством голосов (8 из 14).

Если ЦИК участвует в двух выборах – президента РФ и Госдумы, а РИК в трех выборах, тех же, что и ЦИК, плюс выборы в региональный парламент, то ТИК – территориальная избирательная комиссия участвует во всех, выборах, проводимых на ее территории. ТИК формируются РИК в полном составе, численность ЧКРГ в ТИК, колеблется от 5 до 14, в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории ТИК. При формировании ТИК обязательно включаются в состав комиссии по одному представителю от каждой парламентской партии, и каждой партии, представленной в законодательном органе власти. Например в каждый ТИК Москвы обязаны включаться представители парламентских партий ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР и партии Яблоко, имеющей фракцию в Мосгордуме. Срок полномочий ТИК, так же 4 года. Кроме того в ТИК могут выдвинуть от муниципального собрания, находящегося на территории ТИК, от ТИК прошлого созыва, от собрания избирателей по месту жительства и учебы. Иногда ТИК формируются напрямую ЦИК, например на территории Казахстана в районе космодрома Байконур ЦИК сформировала отдельную ТИК при проведении федеральных выборов. ТИК это первый орган избирающих органов власти, куда можно выдвинуться не имея партийной поддержки и без сбора подписей избирателей. При этом в ТИК редко присутствуют журналисты, иностранные наблюдатели, именно в ТИК хранятся полученные бюллетени, поэтому в ТИК возможно изменение полученных данных, встречаются случаи, когда ТИК повышает количество голосов за нужных кандидатов. ТИК решает, кто победил на муниципальных выборах, выборах руководителя муниципального образования, кроме того суммирует данные по участковым избирательным комиссиям (УИК) и передает сумму голосов в РИК при проведении региональных и федеральных избирательных кампаниях.

Исчезающие избиркомы, существуют еще окружные избирательные комиссии (ОИК) и избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО). ОИК формируются за 90 дней до выборов депутатов регионального парламента по одномандатным округам, и через месяц после выборов прекращают свои полномочия, так как все больше регионов переходят на выборы в региональные парламенты по пропорциональной системе, то и ОИК отменяются, так уже нету ОИК в Московской области, Санкт-Петербурге, Чечне, Дагестане, Свердловской области, Амурской области, Ингушетии и других регионах. ИКМО осталось жить недолго, как правило они дублируют функции ТИК, например в Москве есть ТИК Зеленограда, а на территории Зеленограда есть три ИКМО, по одной на каждое муниципальное образование, ожидается к середине 2009 года ИКМО будут ликвидированы и законодательно запрещены, все их полномочия перейдут в ТИК.

ТИК в свою очередь за 30 дней до выборов формирует УИК – участковые избирательные комиссии, то есть комиссии, где избиратели голосуют непосредственно, на каждой УИК могут быть зарегистрировано не более 3000 избирателей, УИК бывают открытыми по месту прописки избирателей и закрытыми, на территории воинских частей, больниц, общежитий студентов, морских судов. Численность УИК колеблется от 3 до 15, при этом действуют те же правила, что и для ТИК, обязательно утверждаются представители парламентских и региональных партий, председателя УИК назначает ТИК, а председателя ТИК назначает УИК. Кроме того, в УИК и ТИК могут быть выдвинуты в безотказном порядке представители партий, или общественных движений, допущенных к распределению депутатских мандатов в местном муниципальном собрании, например, в муниципальном образовании город Новомосковск Тульской области партия Гражданская Сила набрала 19%, и может назначить по одному своему представителю в ТИК Новомосковска и нижестоящие УИК без права отказа. Все важные решения ТИК и УИК принимают большинством голосов от установленной численности, прежде всего это утверждение итогов выборов, назначение ЧКРГ в УИК, решение ТИК о регистрации кандидатов. Всего в России существует более 3000 ТИК и на каждые федеральные выборы формируют около 93.000 УИК, в Москве действуют 121 ТИК и на каждые выборы образуют более 3200 УИК. Именно в УИК происходят 90% всех фальсификаций и изменений итогов выборов, именно там непосредственно подсчитывают бюллетени вручную.

Законодательство о выборах. Главный федеральный закон о выборах называется: ФЗ ОТ 12 июня 2002 года №67 («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») последняя редакция 24.07.2007г. Так же есть отдельные законы о выборах Президента РФ № 19 ФЗ от 10 января 2003 года, закон о выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ № 51 от 18 мая 2005 года. Эти законы регулируют правило проведения федеральных выборов, для проведения выборов региональных парламентов и депутатов муниципальных собраний используют региональные законы о выборах, например в Москве – Московский избирательный кодекс города Москвы.

Фактический контроль за работой в ТИК и УИК дает возможности объективно получить честные результаты на выборах любого уровня, главное это желание граждан РФ работать в составе избирательных комиссий потратить свое время для этой непростой общественной работы и самим стать частью избирающей властью в России, это первый шаг на пути взятия под общественный контроль избираемой властью, именно избиркомы сегодня являются решающим фактором в становлении честных и демократических выборов в России. Для координации работы всех желающих попасть в ЧКРГ, была создана организация ОЧКРГ – организация членов комиссий с решающим голосом, за нами будущее, за нами честные выборы, присоединяйтесь к ОЧКРГ сегодня, чтобы завтра самим сформировать органы власти.

До выборов президента России, которые пройдут 18 марта 2018 года, осталось меньше месяца. Выборы — неотъемлемый компонент современной политики, а голосование на них является одним из важнейших аспектов нашей жизни. Ivbg.ru отвечает на самые главные вопросы об общих принципах избирательного права.

Фото: infinica.ru

Что такое выборы?

Государственные выборы — один из самых основных компонентов современной политики, который предоставляет возможность избрания новых органов власти страны путем открытого голосования граждан. Другими словами, выборы позволяют народу получить то правительство, которое он считает наиболее эффективным и ответственным.

Какие у выборов цели и задачи?

Во-первых, выборы призваны предоставлять свободу в политических действиях внутри демократического общества. Именно при помощи выборов граждане могут участвовать в политической жизни страны и самовыражаться за счет избрания кандидатов. Во-вторых, выборы обеспечивают возможность смены элит мирным путем и формируют органы государственный власти.

Какие бывают выборы?

Существует три основных вида государственных выборов: прямые (всеобщие), косвенные и частичные (дополнительные). К прямым относятся те, где участвуют граждане либо всей страны, либо отдельного региона. Это выборы президента, губернатора, мэра, местных депутатов и т. д.

Косвенные выборы — многостепенный способ избрания, когда сначала назначают специальные выборщики, которые занимаются избранием необходимых должностных лиц на освободившийся пост. Например, выборы судей или представителей палаты парламента.

Частичные выборы проводятся в тех случаях, когда необходимо заменить одних депутатов другими. Например, когда некоторые депутаты досрочно ушли в отставку, а их необходимо заменить другими для осуществления дальнейшей политической деятельности.

Выборы также различаются по уровню. Существуют выборы в федеральные органы, региональные и органы в местного самоуправления.

Фото: kursktv.ru

А как выбирают президента?

Выборы президента России проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Президентские выборы регулируются конституцией РФ, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года, а также некоторыми другими правовыми актами.

На какой срок избирается президент?

Согласно ст. 81 основного закона страны, президент РФ избирается на срок, равный 6 годам. Ранее президентский срок составлял 4 года. Его увеличение объясняется тем, что 4 лет недостаточно для проведения реформ и решения в полном объеме задач социально-экономического и политического характера. Да и граждане не могут дать объективной оценки деятельности главы государства за столь непродолжительный период времени.

Кто может стать кандидатом?

Ранее ivbg.ru уже рассказывал о требованиях к кандидатам в президенты. Согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав», гражданин может участвовать в выборах, если он не был приговорен к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и не имеет на день голосования неснятую и непогашенную судимость за эти преступления. Кандидат в президенты также должен быть старше 35 лет.

Кто участвует в президентских выборах в 2018 году?

В списке претендентов на главный государственный пост страны восемь человек. Среди них действующий президент РФ Владимир Путин, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, директор совхоза имени Ленина Павел Грудинин, основатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский, журналистка Ксения Собчак, миллиардер Борис Титов, политический и научный деятель Сергей Бабурин, председатель партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин.

Ознакомиться с программами кандидатов можно в материале ivbg.ru.

Кто имеет право голосовать на выборах?

Все граждане, которые достигли совершеннолетия, имеют право на участие в выборных голосованиях. Кроме того, избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям и др. Участие в выборах является свободным и добровольным.

Как проголосовать на выборах?

Проголосовать за кандидатов можно на специальных избирательных участках. Узнать, где находится ближайший избирательный участок можно на сайте Центральной Избирательной Комиссии. С собой вам нужно взять паспорт, чтобы подтвердить свою личность.

А как голосуют те, кто не может прийти на избирательный участок?

В России стараются создать все условия, чтобы всем гражданам страны было комфортно и удобно голосовать на выборах вне зависимости от места нахождения. По плану ЦИК, в России будут созданы избирательные участки в местах временного пребывания избирателей. Речь идет об избирательных участках в больницах, санаториях, домах отдыха, в аэропортах, а также в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (ИВС и СИЗО). Отметим, что граждане, находящиеся в местах лишения свободы, не могут воспользоваться правом голоса.

Также будут сформированы участки в труднодоступных или отдаленных местностях, например, на полярных станциях, в воинских частях, а также на судах, которые в день голосования будут в плавании.

Голосуют ли на выборах космонавты?

Космонавты, находящиеся в день выборов на Международной космической станции, тоже голосуют. Доверенное лицо космонавтов по видеосвязи из Центра управления полетами (ЦУП) объясняет им процедуру и перечисляет список кандидатов. Космонавты называют доверенному лицу фамилию, тот ставит галочку напротив названного кандидата. Бюллетени кладут в особый чемоданчик и передаются представителям избиркома, которые приезжают за ними в ЦУП.

А можно ли проголосовать на дому?

Голосовать на дому можно. Например, пожилым людям или инвалидам, которые не могут присутствовать на избирательном участке, необходимо устно или письменно уведомить о своем намерении проголосовать по месту нахождения в ближайшую территориальную или участковую избирательную комиссию. В этом им может помочь родственник или социальный работник. В день голосования гражданина посетят представители избирательной комиссии с переносным ящиком для голосования.

Как голосуют те, кто во время выборов находится за рубежом?

Во время выборов за границей обычно открываются сотни избирательных участков для голосования. Так, к президентским выборам будет открыто 370 участков за пределами РФ. Чтобы проголосовать по месту нахождения, нужно будет заранее подать специальное заявление через портал госуслуг, в территориальной избиркомиссии, участковой избиркомиссии или МФЦ. Найти свой «иностранный» участок можно на сайте ЦИК в специальном разделе.

Что будет, если я не проголосую на выборах?

По сути, никакого наказаниям для вас не последует. Просто выборы пройдут без вашего участия и другие люди решат за вас, кто будет стоять у власти в ближайшее время.

    Наступил четвертый срок Путина, и скоро вновь ребром встанет вопрос о преемнике. А кто станет этим преемником — вопрос немаловажный. Новый руководитель страны должен быть деятелем весьма решительным и ориентированным на интересы народа, в то время как нынешний президент и правительство больше оглядываются на интересы бизнеса. Когда следующие выборы Президента России после 2018 года, и чего ожидать от них?

    Ввиду сложившейся ситуации необходима перемена курса. По причине существующего в настоящее время симбиоза власти и бизнеса расцвела коррупция, и искоренить ее пока невозможно, так как она устраивает всех — и губернаторов, и федеральных чиновников. Только перемены в руководстве могут разорвать этот порочный круг.

    Кроме того, не стоит забывать, что все люди смертны, и государственные чиновники — тоже. Правительственный аппарат Российской Федерации не молодеет, и довольно скоро настанет момент, когда он будет весь состоять из больных стариков. Тогда волей-неволей придется обновлять руководство, дабы избежать второго раунда «гонок на лафетах». В любом случае Путин должен назначить преемника и отойти от дел, но кто этот человек?

    Такая уж сложилась политическая культура в нашей стране, что президентов не выбирает народ, а назначают предыдущие президенты. Следует ожидать, что в ближайшие годы Путин объявит своего преемника публично, и мы узнаем, за кого должны будем голосовать на следующих выборах. Вероятность, что какие-то шансы будут не у назначенного подвластного кандидата, а у оппозиционера, крайне невелика, однако и ее сбрасывать со счетов нельзя.

    Чего ожидать от выборов-2024?

    Когда следующие выборы Президента России после 2018? В соответствии с текущим законодательством, следующие выборы состоятся весной в 2024 году. До них осталось целых шесть лет, а это по нашим временам немалый срок, и многое за эти шесть лет может измениться.

    Может резко упасть рейтинг доверия Президенту и Правительству вследствие очередного непредвиденного кризиса, что даст дополнительные шансы оппозиционерам и внесет непредсказуемость в выборы-2024. Напомним, что до того, как был установлен шестилетний срок, действовал другой — четырехлетний, который был сочтен слишком малым. Кроме того, существует ограничение на два президентских срока подряд, вследствие которого президент, не прибегающий к «рокировкам», может занимать пост до 12 лет.

    Вряд ли в 2024 году следует ожидать повторения «рокировки» – не в том возрасте сейчас уже находится Президент России, да и срок правления уже увеличен, поэтому на следующие выборы речь пойдет уже не о «временном назначении на президентское кресло», а о полноценном новом президенте.

    Но кто будет этим президентом? В недавнем материале мы выдвигали гипотезу, что произойдет очередная конституционная перетасовка и баллотироваться будет опять Путин. Но что если исключить фактор такой перетасовки и принять за аксиому существование реального, постоянного преемника — кто им будет?

    Сергей Шойгу

    Одним из наиболее перспективных деятелей, кто мог бы стать преемником Путина, выглядит Сергей Кужугетович Шойгу. Он давно заметен в исполнительной власти Российской Федерации и не только сделал достойную карьеру, но и проявил себя порядочным человеком. Этот бывший министр МЧС, а ныне министр обороны и носитель высокого воинского звания генерала армии стоял у истоков партии «Единая Россия», будучи главой одной из её составных частей — партии «Единство».

    Вряд ли есть смысл перечислять все вехи его послужного пути — достаточно упомянуть, что он фактически создал из ничего МЧС России и навел порядок в вооруженных силах Российской Федерации после трудных и спорных реформ, закончившихся скандалом.

    Шойгу — ярко выраженный кандидат, который совершенно точно будет продолжать уже существующий курс. Тем не менее, он — яркий представитель клана «силовиков», не связанный с так называемыми системными либералами, поэтому есть вероятность, что при нем политика симбиоза власти и бизнеса может быть отменена, а группировка системных либералов — оттеснена от власти.

    Немного нетрадиционной политологии

    Поскольку уровень образованности нашего общества, к сожалению, падает, немалую популярность приобрела вера в экстрасенсов и гадателей, подогреваемая некоторыми телепередачами. Не миновало это поветрие и политику: то тут, то там в интернете можно встретить некие пророчества и предсказания от магов и колдунов, в которых будто бы раскрывается личность будущего президента Российской Федерации. Вряд ли имеет смысл уделять внимание этим пророчествам, и ни один серьезный политолог или политтехнолог не будет воспринимать их как значимый источник информации.

    А людям, склонным верить в магию, пророчества, откровения, сон, чох и вороний грай, мы посоветуем повышать свой уровень образования, знакомиться с научным мировоззрением и здоровым скептицизмом. Кандидатуру будущего президента решают не звёзды или духи, а тайные договоренности в Кремле и работа политтехнологов. И предсказывать результаты этой работы мы доверим профессионально обученным политологам, а не деятелям с телевидения, обслуживающим аудиторию суеверов и любителей стиля «фэнтези».

    Выборы

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

    Об одноимённом фильме 2005 года см. Выборы (фильм). Голосование на выборах в СССР, иллюстрация из газеты «Коммунистическая Исфара», 29 декабря 1938 года.

    Вы́боры — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.

    Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия людей (граждан и так далее) в общественно-политической жизни государства, страны, региона (региональные выборы) организации и так далее, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности. Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности какого-либо руководителя административного или общественного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (Электората) в составе законодательного или иного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного, общественного и так далее управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и так далее.

    Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих должностей в любых общностях людей.

    Избирательные системы

    Основная статья: Избирательная система Римская монета, запечатлевшая процедуру выборов

    Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат, получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

    Мажоритарная система

    От фр. Majoritee — большинство. При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента. Мажоритарная система имеет две разновидности — простого большинства (избранным считается кандидат, набравший 50% + 1 голос от числа проголосовавших) и относительного большинства (победителем считается кандидат, набравший простое большинство голосов; для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %). В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы простого большинства. В соответствии с п. 3 ст. 76 указанного закона, избранным Президентом РФ считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Округ, по которому проходят выборы по мажоритарной системе называется мажоритарным или одномандатным избирательным округом.

    Пропорциональная система

    Основная статья: Пропорциональная избирательная система

    При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 5 %. Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б — 31,25 %, а партия В — 18,75 % голосов. Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года. Данная система также применяется при выборах в Израиле, Италии и др. Избирательная Система На Украине пропорциональная система действовала на выборах в Верховный совет Украины в 2006 и 2007 годах. Округ, по которому проходят выборы по пропорциональной системе, называется многомандатным избирательным округом.

    Смешанная система

    Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 2002 г. С 2006 г. на Украине действовала пропорциональная система выборов в Верховный Совет. 10 июля 2010 г. был принят закон, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.

    Гибридная система

    Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения — присущий пропорциональной системе.

    Избирательный ценз

    Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

    • возрастной
    • наличие гражданства
    • имущественный
    • сословный

    Большинство в избирательном праве

    Большинство — понятие конституционного права, используемое при проведении различных форм голосования. В избирательном праве принято различать абсолютное, простое, относительное и квалификационное.

    Абсолютным считается большинство, составляющее 50 % + 1 голос от общего числа избирателей, или депутатов, установленного Конституцией. То есть общее число — конституционное число. Такое большинство требуется при принятии Госдумой законов или решений, относительно их материальной компетенции.

    Простое большинство представляет собой набор кандидатом превышение половины голосов избирателей, принимающих участие в голосовании. Как правило, состоявшимися считаются выборы, когда в голосовании приняло участие более половины лиц, внесенных в избирательные списки. В результате «простое большинство» в таком случае означает, что избранный получил 25 % и плюс один голос от общего числа избирателей. Такое правило действует, например, при выборах президентов. Второе значение обозначает принятие решения большинством голосов присутствующих на заседании или даже большинством голосов принявших участие в голосовании. В основном такая форма принятия решений применяется при обсуждении процедурных вопросов.

    Относительным большинством считается число голосов победившего кандидата, за которого проголосовало больше избирателей, чем за соперника. Такой принцип применяется при выборе депутатов по территориальным избирательным округам. Неважно, на сколько больше голосов получил победитель, важно, что больше, чем его соперники. Выборы могут считаться несостоявшимися в том случае, когда менее 25 % избирателей приняло участие в голосовании. Метод относительно большинства используется при определении путем голосования предпочтения одного из предложенных вариантов разрешения обсуждаемого вопроса.

    Квалифицированным считается большинство, когда кандидат избирается самым высоким числом избирателей, отдавших за него свои голоса, например, 2/3, ¾, от общего числа избирателей или числа избирателей, участвовавших в голосовании. Требуется, например, для того, чтобы преодолеть вето президента, наложенное на принятый Госдумой закон. Если Госдума настаивает на своем, то она должна получить не менее 2/3 голосов. Для принятия конституционных законов требуется не менее ¾ голосов.

    Стадии избирательного процесса

    • назначение даты выборов
    • образование (определение) избирательных округов
    • установление избирательных участков
    • создание избирательных органов
    • регистрация избирателей
    • Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
    • Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
    • Голосование.
    • Опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
    • Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

    Электронные выборы

    Основная статья: Интернет-выборы

    При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.

    Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами. Конституционный суд Германии, исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов.

    Избирательные технологии

    В общем понимании это политическая реклама и консультирование. Прогнозирование выборов.

    Эмблема политтехнологов (Рolitical strategists)

    Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят профессиональные коллективы специалистов, объединяющие профессионалов в различных сферах избирательных технологий. Для России сегодня характерно доминирование на выборах команд специалистов объединяющихся вокруг своих лидеров и уход большинства специализированных агентств в сферу бизнес-консультирования.

    Выборы по странам

    Выборы в России

    Основная статья: Выборы в России

    История

    История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путём голосования, кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике — также проводились выборы(вече) вплоть до присоединения к Великому княжеству Московскому в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и включения в состав Русского централизованного государства в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.

    В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.

    В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

    В 1917-1936 годах выборы в Советской России и в СССР проводились путём открытого голосования. При этом избиратели в городах избирали депутатов на избирательных собраниях своих рабочих местах — на тех предприятиях, на которых работали. Выборы не были всеобщими — к участию в них не допускались представители «эксплуататорских классов» — священники, бывшие дворяне, нэпманы. Выборы были непрямыми — непосредственно избиратели выбирали лишь депутатов Советов низшего уровня (сельских и городских). И уже депутаты Советов отправляли делегатов на вышестоящий съезд (например, сельсовет направлял делегатов на волостной съезд, волостной съезд выбирал делегатов на уездный съезд, уездный съезд — на губернский, губернский — на Всероссийский). Выборы не были равными: на съездах Советов избиратели-горожане имели пятикратное повышенное представительство по сравнению с сельскими избирателями.

    Советский избирательный бюллетень 1974 года. Единственный кандидат — Косыгин А.Н.

    После принятия сталинской конституции, с 1937 г. произошла формальная формализация выборов в Советы. Они стали прямыми, равными и тайными, но по факту были безальтернативными, так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством.. К участию в выборах стали привлекать и представителей «эксплуататорских классов» — даже против их воли. Формально в СССР действовала мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Граждане могли теоретически выдвигать нескольких кандидатов, голосовать за или против кандидата, а также вписывать в бюллетень не внесённую в него кандидатуру, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации и принуждению.

    В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.

    Система выборов в России

    В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган — с 21 года, а Президентом страны — с 35 лет.

    Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 (статья 81 Конституции России) и 5 лет соответственно. На основании Конституции Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

    Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.

    Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), а также желательно учёную степень в области права.

    Действия избирательной комиссии могут контролировать наблюдатели только от политических партий. На президентских выборах 2012 года на избирательных участках были установлены по две вебкамеры (общий план и вид на урну), трансляции с которых публиковались в день выборов на сайте http://webvybory2012.ru. Выборную кампанию перед единым днём голосования в 2016 году, непосредственно саму процедуру выборов и подсчёт результатов будут также контролировать региональные уполномоченные по правам человека.

    Отмена результатов выборов

    По мнению некоторых юристов процедура обжалования результатов выборов в России проработана недостаточно. Так, глава юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев считает, что:

    Владимир Путин привел нынешнее законодательство в такое состояние, что правовым путём добиться отмены итогов выборов в принципе невозможно. … обжаловать итоги на десятках тысяч избирательных участков физически нереально, к тому же суды крайне редко отменяют итоги выборов даже на конкретном избирательном участке.

    На конец 2011 представителями «Яблока» и КПРФ подано около 250 исков в районные суды. КПРФ также намерена обратиться с иском об отмене итогов выборов по совокупности нарушений в Верховный суд. Вадим Соловьев предлагает изменить законодательство, чтобы дела о совокупности нарушений сразу по всем участкам рассматривал Конституционный суд.

    Выборы в США

    Президент США

    Праймериз.

    Конгресс США

    Выборы на Украине

    Парламентские выборы:

    • Выборы в Верховную Раду Украины 1994 года (мажоритарная система)
    • Выборы в Верховную Раду Украины март 1998 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
    • Выборы в Верховную Раду Украины март 2002 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
    • Выборы в Верховную Раду Украины март 2006 года (пропорциональная система)
    • Досрочные парламентские выборы на Украине в сентябре 2007 года
    • Выборы в Верховную Раду Украины октябрь 2012 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)

    Президентские выборы

    • Первые выборы Президента Украины (декабрь 1991 года). Победил Леонид Кравчук.
    • Выборы Президента Украины. Два тура. 1994 год. Президент — Леонид Кучма.
    • Выборы Президента Украины. Осень 1999 года. Два тура. Президент — Леонид Кучма.
    • Выборы Президента Украины. Осень 2004 года. Два тура. Декабрь 2004 года — переголосование второго тура. Президент Виктор Ющенко.
    • Выборы Президента Украины. 2010 год. Два тура. Президент Виктор Янукович.
    • Досрочные выборы Президента Украины. 2014 год. 25 мая. Один тур. Президент Петр Порошенко.
    • Выборы президента Украины. 2019 год. Два тура. Президент Владимир Зеленский.

    Местные выборы.

    • Выборы 1994, 1998, 2002, 2006 гг.
    • Выборы депутатов Верховного совета АРК, депутатов областных, районных, городских, поселковых и сельских советов.
    • В 1994 году — прямые выборы председателей областных советов.
    • С 2006 года выборы в областные, районные и городские советы — на пропорциональной основе.
    • В 2006 году городских глав выбрали на четыре года, депутатов местных советов — на пять лет.

    Примечания

    1. Закон о выборах Президента Российской Федерации (недоступная ссылка)
    2. 1 2 Блог о выборах и политике
    3. п.8 статьи 82 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
    4. Большинство в избирательном праве. «Правоцентр.ком» — Юридические новости, юридические консультации, правовые статьи, новости законодательства.
    5. Wahlcomputer verfassungswidrig (нем.)
    6. «Правда», «Блок коммунистов и беспартийных непобедим!», 15 декабря 1937 г., перепечатка в «Успехах физических наук», т. XVIII, вып. 4, 1937 г.
    7. районная газета «Знамя Ильича», «Встретим XXI съезд КПСС новыми трудовыми победами!», 31 декабря 1958 г., Перепечатано в «Одинцовской неделе» 30 октября 2006 г.
    8. За месяц на всех домах, улицах, столбах, киосках и т.д. расклеивались плакаты, где большими буквами значилось: «Голосуйте за Сталина».

      … Я решила, что не пойду. Хозяева моей комнаты умоляли пойти, т.к. они отвечали бы арестом за то, что сдавали комнату контрреволюционерке, и не донесли. Я всю ночь не могла заснуть …

      Ещё было совсем темно, когда в моё окошко резко застучали со словами: «Отворите!» … Без дальних слов ко мне подошли двое комсомольцев и комсомолка. Велели при себе одеться и повели на улицу, где стояли сани. Посадили и повезли в здание выборов.

      За большим столом, украшенным … бюстами Ленина и Сталина, сидело несколько коммунистов с списками по буквам и было несколько урн. Меня отметили на листе и дали конверт с вложенной бумагой и сказали:»Заклейте и бросьте в указанную урну». Конверты подали в последовательном порядке. Если кто-нибудь интересовался содержанием бумажки, то мог пройти в кабинку и там за тонкой занавеской вырисовывался силуэт спрятанного агента. …

      Люди, не пришедшие или написавшие другое имя, иногда непосредственно, а иногда через короткий срок арестовывались. — Урусова Наталия Владимировна (княгиня). Глава 39. Конец // Материнский Плач Святой Руси. — Москва: Русскій Паломникъ, 2014. — С. 386-387. — 560 с. — ISBN 5-98644-004-8.

    9. «Индивидуальная форма политической презентации власти в позднюю сталинскую эпоху», Кимерлинг А. С.
    10. Глава 4. Президент Российской Федерации | Конституция Российской Федерации. www.constitution.ru. Дата обращения 2 марта 2016.
    11. «Газета. Ru», «Да зачем нам наблюдатели?», 6 июня 2007
    12. Кремль готовит региональных омбудсменов к наблюдению за выборами. www.vedomosti.ru. Дата обращения 2 марта 2016.
    13. 1 2 Би-Би-Си: «Пресса России: „честные выборы“ от Путина»

    Литература

    • Электронное практическое пособие «Как стать депутатом?» М., 2012
    • Выборы и выборное право // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Гришин Н. В. Институт выборов и российская государственность //Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2012. — № 3. — С.405-410.
    • Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах М.: ИМА-пресс, 2000. — 200 с.
    • Ильясов Ф. Н. Электоральное поведение в авторитарном и демократическом социуме // Социальные исследования. 2018. №1. С. 1-23.
    • Бушуев А. Молодежь и выборы в регионах России: возможна ли смена установок? // Российское электоральное обозрение. — 2008. — №1. — С.57-66.
    • Белоусов А. 101. Книга выбормэна. М.: Праксис, 2011.
    • Визуализация выбора: история и современное состояние предвыборной агитации в России. Пермь, 2016.
    • Arrow, Kenneth J. 1963. Social Choice and Individual Values. 2nd ed. New Haven, CT: Yale University Press.
    • Benoit, Jean-Pierre and Lewis A. Kornhauser. 1994. «Social Choice in a Representative Democracy.» American Political Science Review 88.1: 185–192.
    • Corrado Maria, Daclon. 2004. US elections and war on terrorism – Interview with professor Massimo Teodori Analisi Difesa, n. 50
    • Farquharson, Robin. 1969. A Theory of Voting. New Haven, CT: Yale University Press.
    • Mueller, Dennis C. 1996. Constitutional Democracy. Oxford: Oxford University Press.
    • Nesterovych, Volodymyr, 2017. Election Law of Ukraine: Textbook / V.F. Nesterovych. Kyiv: Publishing House Lira-K. 504 p.
    • Owen, Bernard, 2002. «Le système électoral et son effet sur la représentation parlementaire des partis: le cas européen.», LGDJ;
    • Riker, William. 1980. Liberalism Against Populism: A Confrontation Between the Theory of Democracy and the Theory of Social Choice. Prospect Heights, IL: Waveland Press.
    • Thompson, Dennis F. 2004. Just Elections: Creating a Fair Electoral Process in the U.S. Chicago: University of Chicago Press. ISBN 978-0226797649
    • Ware, Alan. 1987. Citizens, Parties and the State. Princeton: Princeton University Press.

    Вам также может понравиться

    Об авторе admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *