Вводить в заблуждение

Психология обмана: какие существуют способы обмана?

Что уж греха таить, многие люди становятся жертвами ловких обманщиков. Но как удаётся ввести в заблуждение человека, находящегося в здравом уме и твёрдой памяти? Для этого существуют специальные способы обмана, которыми в совершенстве владеют мошенники. Они искусно используют особенности человеческой психики в своих корыстных интересах. На людей можно воздействовать словом, поведением и даже одеждой. Вот с неё мы и начнём.

Одежду можно рассматривать, как вторую кожу. В сознании большинства людей она как бы врастает в своего носителя. Если сменить одежду, то можно добиться совершенного другого восприятия одной и той же личности. Объясняется это тем, что испокон веков одежда отражала социальный статус человека. Ещё совсем недавно представители разных сословий одевались по-разному. Дворяне носили одно, купцы другое, ремесленники третье, а крестьяне четвёртое. Это были незыблемые каноны внешнего вида. Бросив взгляд на человека, можно было сразу сказать, кем он является.

Сословия канули в прошлое, но традиции, которым тысячи лет, глубоко отложились в подсознании людей. В наши дни по одежде также встречают, как и раньше. И первое впечатление о незнакомце формируется именно по внешнему виду. Не зная ничего о человеке, люди невольно начинают представлять примерный род его занятий. Этим очень часто пользуются мошенники.

Практически беспроигрышным является вариант, если одеться в униформу. В этом случае начинают работать стереотипы. Вместо конкретной личности люди видят «полицейского», «лётчика», «врача». И такого незнакомца наделяют теми качествами, которые присущи данной профессии. А это раздолье для противоправных действий в отношении доверчивых граждан.

Поэтому никогда нельзя доверять внешнему виду. В наши дни достать форму полицейского проще простого. То же самое касается и других родов деятельности. А вот дорогой костюм и массивная золотая печатка на пальце вовсе не говорят о материальном благополучии их владельца. Это может оказаться лишь умелой маскировкой. Об этом следует всегда помнить, чтобы не попасть в расставленные мошенниками сети.

Рис. Психология обмана: какие существуют способы обмана?

Обман неразрывно связан с умением втереться в доверие к потенциальной жертве. В этом случае она оказывается абсолютно беззащитной, и её можно брать голыми руками. Создаётся имидж кристально честного человека. Эдакого бессребреника, которому можно доверить всё. Формируется подобный образ за счёт искренней улыбки, доверительного разговора, лести, какой-то ролевой ситуации.

Очень часто большое внимание уделяется психотипу того человека, которого пытаются обмануть. Люди, как известно, подразделяются на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Первые и вторые доверяют глазам и ушам, а третие больше полагаются на ощущения, полученные от собственного тела. Если к кинестетику прикасаться, то в этом случае может возникнуть состояние особого доверия. Визуал же, наоборот, прикосновения рассматривает как посягательство на своё личное пространство. Жулики всех мастей всегда учитывают подобные особенности человеческой психики.

В ход идёт также умение «подстраиваться» под потенциальных жертв. В этом случае в точности повторяются их позы, ритм дыхания, присущие только им жесты и тембр голоса. На свет появляется двойник. Он находится напротив и вызывает к себе чувство симпатии, так как является точной копией человека, которого пытается обмануть.

Высококвалифицированные жулики всегда являются очень обаятельными людьми. В их арсенале искренние улыбки и готовность помочь. Но с чего бы это вдруг абсолютно незнакомый человек проникается к Вам беспредельной симпатией? Он начинает живо интересоваться Вашими делами, работой, семейной жизнью. Смотрит с сочувствием и пониманием. Бывают, конечно, граждане, которым просто скучно и одиноко. Поэтому при подобной беседе следует перевести разговор на проблемы собеседника. Если он начнёт с готовностью рассказывать о себе, то скорее всего это нормальный человек. А вот если постарается опять вернуться к Вашей личности, то тут нужно быть настороже.

Очень эффективен при обмане образ простака. Его суть заключается в том, что мошенник создаёт у намеченной жертвы чувство интеллектуального превосходства над собой. Он умышленно принижает свою значимость и возможности ума. Тем самым подвергающийся обману человек теряет всякую бдительность. Он не ожидает никакого подвоха от простодушного и наивного собеседника. А тот только ждёт удобного случая, чтобы показать свою подлинную сущность.

Чрезмерное уважение, почтительность, беспричинное выражение восторга Вашим умом должны настораживать, а не вызывать чувство самодовольства. Именно, «воспарив над облаками», можно оказаться в роли «лоха». Поэтому в ситуациях, когда кто-то настойчиво хочет выглядеть простецким парнем, следует держать ухо востро. Лучше всего подыграть «простаку» и начать восхищаться им. Мошенник обязательно подхватит эту игру, а вот настоящий простак обидится.

Мы рассмотрели самые распространённые способы обмана, с которыми можно столкнуться практически в любом общественном месте. Панацея от них только одна – всегда с недоверием относиться к незнакомому человеку. Пусть он выглядит, как ангел, сошедший с небес. Это не должно вводить в заблуждение, так как маскировка может быть любой. Вспомним Булгакова и его бессмертный рома «Мастер и Маргарита». Как называется первая глава? Правильно – «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Герои романа заговорили, и что получилось? Всегда вспоминайте это, когда кто-то пытается беспричинно вступить с Вами в контакт.

Эффект владения

Чувство собственности — очень мощное чувство. Как говорится, ни один человек в мире еще не вымыл арендованную машину! Это происходит из-за так называемого эффекта владения, то есть тенденции недооценивать вещи, не принадлежащие нам, и переоценивать свою собственность.

В эксперименте, демонстрирующем силу эффекта владения, лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман и группа его коллег выдали половине участников кофейные чашки. «Владельцев» чашек спросили, за сколько они были бы готовы продать свои чашки, а вторую половину участников — сколько они были бы готовы за них заплатить.

Выяснилось, что «владельцы» чашек не были готовы уступить свою «собственность» меньше, чем за 5,25 доллара, в то время как «покупатели» не планировали потратить на них более 2,25–2,75 доллара. Иными словами, сам факт обладания чашками заставлял «владельцев» оценивать их выше и делал расставание с ними сложнее.

Наверняка и в вашей жизни были предметы, которые казались более ценными, как только вы были вынуждены от них отказаться: книга, которая годами стояла на полке, или кухонная утварь, запрятанная в самый дальний шкафчик, или свитер, который вы получили в подарок от тетушки, но так ни разу и не надели. Не важно, использовали ли вы эти предметы хоть раз и приносят ли они радость. Тот факт, что они ваши, заставляет вас ценить их сильнее.

Из книги «Эссенциализм»

Выученная беспомощность

Этот термин впервые был использован в известной серии экспериментов Мартина Селигмана. Он наблюдал за поведением собак, часть которых имела возможность избежать удара током, а часть — не имела. Потом он поместил обе группы животных в клетки, из которых можно было без труда сбежать. Собаки, которые в первой части эксперимента не могли избежать удара током, просто легли в клетке на пол и приняли электрошок, несмотря на то что они видели, как можно выбраться наружу. У них сформировалась такая парадигма: удара током избежать невозможно.

Такая модель вполне применима и к людям. Мы видим жен, смирившихся с мужьями, которые их бьют; пессимизм молодежи из городских трущоб; людей, которые перестали соблюдать диету, ходить в тренажерный зал и вообще следить за здоровьем.

Отказ от борьбы может быть способом адаптации, если мы действительно беспомощны: тогда мы сохраняем силы, чтобы когда-нибудь сделать следующую попытку, если представится возможность. Однако почти всегда люди сдаются слишком быстро, не увидев даже проблеска надежды.

Из книги «Психология вредных привычек»

Эффект Форера-Барнума

Психологи определяют эффект Форера-Барнума как готовность людей воспринимать общие, неопределенные, расплывчатые и достаточно банальные утверждения как точное описание своей личности.

В 1948 г. Бертрам Форер впервые провел эксперимент, в котором продемонстрировал действие этого эффекта. Студенты выполнили простой тест, а исследователь заверил, что по его результатам он проведет психологический анализ их личностей. Однако вместо настоящего анализа он давал всем один и тот же текст, составленный из фраз, заимствованных из гороскопов. Затем Форер попросил каждого студента оценить по пятибалльной шкале соответствие описания их личности. Средняя оценка, которую он получил, — 4,26.

Вот этот текст:

«Вы нуждаетесь в том, чтобы другие люди вас любили и уважали, и в то же время Вы достаточно самокритичны. Хоть у Вас есть некоторые личные недостатки, вы способны их компенсировать. Вы обладаете значительным потенциалом, которым до сих пор не воспользовались с выгодой для себя.

Вы выглядите внешне дисциплинированным и уверенным человеком, однако в душе Вы волнуетесь и чувствуете себя неуверенно. Порой Вас охватывают сомнения, правильное решение ли Вы приняли, правильно ли сделали. Вы предпочитаете многообразие и изменения, и бываете недовольны, когда Вас ограничивают строгими правилами.

Вы гордитесь собой как независимым умным человеком, Вы не принимаете на веру чужие суждения без достаточных доказательств. Однако Вы считаете, что не стоит быть слишком откровенным и искренним с другими. Иногда Вы экстраверт, приветливы и общительны, а в другой раз интровертированы, осторожны, сдержанны. Некоторые из Ваших стремлений нереалистичны».

Остроумный эксперимент был повторен сотни раз, и эффект всегда повторялся. Один французский психолог разместил в газетах рекламу, в которой предлагал услуги астролога. Получив сотни заказов, он отправил своим клиентам один и тот же гороскоп, состоящий из общих абстрактных суждений. Более 200 человек прислали в ответ письма, полные благодарности за чрезвычайно точный прогноз.

Из книги «Территория заблуждений»

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *