Встречные налоговые проверки

Нормативное регулирование

Прежде понятие встречной проверки содержалось в статье 87 Налогового кодекса РФ (см. редакцию от 2 февраля 2006 г.). Формулировка была такая: если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

С 1 января 2007 года действует статья 93.1 Налогового кодекса РФ, регулирующая истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках (введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Но название осталось: на практике истребование налоговым органом у од­ной компании документов (информации) о другой компании (о сделках с контр­агентом) продолжают называть встречной проверкой.

Кроме указанной статьи эта процедура регламентируется также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

Рассмотрим подробнее, в чем же заключается так называемая встречная проверка, каковы ее особенности и какие меры ответственности могут быть применены к строительной организации по ее результатам.

Предмет и цели проверки

Итак, встречная проверка в отличие от камеральной или выездной не является видом налоговой проверки.

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2007 г. № ШТ-13-06/103@).

Сущность ее заключается в предоставлении компаниями информации друг о друге либо получении налоговиками необходимой информации от третьих лиц.

Целями проведения такой проверки являются:

– подтверждение реальности существования контрагента и совершенных налогоплательщиком операций;

– подтверждение совпадения данных по финансово-хозяйственным операциям у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

По результатам встречной проверки не выносится обязательных для налогоплательщика решений. Но полученные материалы используются в качестве доказательств совершения налоговых правонарушений.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку какой-либо организации, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

Истребование документов (информации) может проводиться:

– в рамках выездной либо камеральной налоговой проверки;

– в рамках дополнительных мероприя­тий налогового контроля при рас­­смотрении материалов налоговой про­­­верки;

– вне рамок проведения налоговых проверок, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Требование о представлении документов (информации) в порядке встречной проверки может быть направлено:

– контрагенту проверяемого налогоплательщика;

– иному лицу, которое располагает не­обходимыми для налоговиков документами (информацией), касающими­ся деятельности налогоплательщи­ка, в отношении которого проводится ­проверка (п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

Как видим, требование может быть направлено практически любому лицу.

Запрашиваемые документы

Установленного перечня документов, которые вправе затребовать налоговики в ходе встречной проверки, нет. Это могут быть любые бумаги, связанные с деятельностью проверяемой организации и ее партнеров: договоры, акты выполненных работ, накладные, счета-фактуры, сведения о привлечении субподрядных организаций строительной компанией и др. Что подтверждает, например, постановление ФАС Уральского округа от 13 сентября 2011 г. № Ф09-5722/11. В нем рассмотрена­ ситуация, когда об­щество отказалось представить налоговому органу книгу продаж, считая ее своим внутренним документом, за что было оштрафовано инспекцией на 5000 руб. на основании пункта 2 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ.

Судьи поддержали налоговиков, согласившись с тем, что книга продаж может содержать сведения о хозяйственных операциях проверяемого налогоплательщика. Определением ВАС РФ от 19 января 2012 г. № ВАС-17466/11 отказано в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Из-за того что перечень документов четко не определен, возможны споры. Надо отметить, что суд в каждом конк­ретном случае будет выяснять реальную связь истребованных документов (информации) с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Однако ар­битражная практика складывается в пользу проверяющих (постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2010 г. № А56-43641/2009, ФАС Центрального округа от 11 сентября 2008 г. по делу № А09-844/2008-16, ФАС Уральского округа от 19 мая 2008 г. № Ф09-3423/08-С3).

Так что строительной компании, если инспекция затребует у нее какие-либо документы о контрагенте, следует отнестись к этому внимательно.

Причем налоговики вправе запросить у организации документы (сведения), касающиеся не только проверяемого налогоплательщика, но и лиц, не состоящих с ним в договорных отношениях, если эти документы связаны с осуществляемой им деятельностью.

В частности, такими третьими лицами могут быть субподрядчики. Они хотя и не состоят в договорных отношениях с заказчиком по договору строительного подряда, однако документы, оформляемые в рамках договоров субподряда, относятся к деятельности заказчика по строительству соответствующего объекта. Это подтверждено в постановлениях Седьмого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2010 г. № 07АП-3648/10, ФАС Московского округа от 16 ноября 2009 г. № КА-А40/11998-09.

При этом нужно помнить, что в рамках встречной проверки запрещается повторное истребование документов о контр­агентах, которые были представлены на­­­логоплательщиком при проведении в отношении него камеральной (выездной) проверки.

Исключение – случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных затем проверяемому лицу, а также когда документы, направленные в налоговый орган, были утрачены вследст­вие непреодолимой силы (п. 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

> Процедурные вопросы Теперь о соблюдении формальностей. ­Изложим лишь основные моменты, знать о которых необходимо.

Чье требование выполнять

Может ли чужая инспекция обратиться к организации с требованием представить документы о другой организации?

Налоговым кодексом РФ такой порядок не предусмотрен.

Затребовать необходимые документы, касающиеся деятельности компании, проверяемой другой инспекцией, у организации должна та инспекция, в которой организация состоит на учете (то есть своя инспекция), по поручению налогового органа, осуществляющего проверку или иные мероприятия налогового контроля (п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

На основании полученного поручения соответствующий налоговый орган в течение пяти дней направляет строительной организации требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации).

Если же обе организации (та, в которой проводится проверка, и ее контрагент, от которого налоговики хотят получить дополнительную информацию о деятельности проверяемой компании) состоят на учете в одной налоговой инспекции, то требование о представлении документов предъявляет сама эта инспекция.

Сроки и формы представления

Получив требование о представлении документов (информации), компания должна исполнить его в течение пяти дней или в тот же срок сообщить, что не располагает такими документами (информацией). По просьбе организации срок может быть продлен.

А вот если компания документы не представит и требование проигнорирует, это будет являться налоговым право­­на­рушением, ответственность за которое предусмотрена, как было сказано ранее,­ статьей 129.1 Налогового кодекса РФ. К тому же за непредставление сведений, необходимых для осуществ­ления налогового контроля, пунктом 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлен штраф для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Требование может быть передано руководителю (представителю) организации лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Если указанными способами требование передать невозможно, оно высылается по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления.

Учтите: судьи считают, что организация обязана исполнить требование, даже если нарушены сроки его направления, расценивая данное обстоятельство как несущественное и не повлекшее нару­­ше­­ния прав контрагента. Такой вывод со­дер­жится, в частности, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. № Ф04-623/2009(1322-А75-49).

Представление документов на бумажном носителе производится в виде копий, заверенных самой организацией. Требование нотариального удостоверения копий (если иное не предусмотрено законодательством РФ) не допускается. Если запрашиваемые документы составлены в электронной форме по установленным форматам, организации разрешается направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. › |

При необходимости налоговики вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ).

Что понимается под термином «встречная проверка»

Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.

Почему документы в рамках «встречки» следует обязательно представлять, читайте в материале «Контрагент обязан представить истребуемые налоговиками документы».

Встречная проверка налоговой инспекции: ее суть и цель проведения

Несмотря на название, встречная проверка, согласно ст. 87 НК РФ, не включена в список налоговых проверок. Дело в том, что по ее результатам не выносится решений, обязательных для выполнения налогоплательщиком. Это всего лишь одно из мероприятий, проводимых в рамках налогового контроля. В результате ее проведения налоговая инспекция получает информацию о налогоплательщике от его контрагентов и партнеров. О такой сущности встречной проверки можно судить по п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ и письму ФНС России от 16.04.2007 № ШТ-13-06/103@.

Цели встречной проверки налоговой инспекции таковы:

  • проверка реальности существования контрагента, сотрудничающего с налогоплательщиком по сделкам, интересующим ФНС;
  • реальность операций, совершенных налогоплательщиком;
  • сверка информации о финансово-хозяйственных операциях, которая есть у проверяемого налогоплательщика и его контрагента.

При обнаружении расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные налоговые инспекторы исследуют на предмет того, повлияли ли эти разночтения на налоговую базу или нет. Если налоговая база уменьшилась, полученные данные отражаются в акте проверки, документы присоединяются к акту и в дальнейшем используются в качестве доказательства вины налогоплательщика в совершении правонарушения.

Может случиться так, что проверяемый налогоплательщик остается вне подозрений, но по контрагенту возникают вопросы. В подобных обстоятельствах контрагенту следует ждать сначала камеральную проверку, а затем и выездную (если предварительный анализ подтвердил его неблагонадежность).

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Подп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ определено, что встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. Если проводится выездная или камеральная проверка (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом выездная проверка может быть даже приостановлена на время отправки встречных запросов. Эту норму регулирует подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ; кроме того, она отражена в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. После того как встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка в таком случае проводится в период рассмотрения материалов и выступает здесь, согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, как дополнительное мероприятие налогового контроля.

Кроме того, у налогового органа есть еще немного времени для проведения встречной проверки. В НК РФ нет четкого определения, когда мероприятия налогового контроля при проверке заканчиваются. Поэтому суды могут принять документы, полученные по запросам, проведенным уже после окончания выездной проверки, но до составления окончательного акта. На этот счет есть указание ВАС РФ, содержащееся в определении от 11.02.2010 № ВАС-24/10.

Судя по всему, ВАС принимает во внимание норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, которая определяет, что у третьих лиц налоговый орган может требовать информацию и вне рамок официальных проверок. Однако инспекторы вправе делать такие запросы лишь по конкретным сделкам.

В каких еще случаях может быть назначена встречная проверка, читайте в статье «Инспекция может истребовать у вас документы в рамках проверки контрагента вашего контрагента».

Какие документы вправе истребовать налоговые органы

Налоговым органам при проведении проверок предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика. Это определено в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним регламентам ФНС такими документами являются договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные — все то, что может содержать информацию о взаимодействии проверяемого налогоплательщика с контрагентами.

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте .

Налоговые органы могут затребовать у контрагента сведения о налогоплательщике, у которого идет проверка.

Следует иметь в виду, что если документы или информация не касаются предмета проверки, то налоговый орган не вправе требовать их представления.

Пример

Налоговая инспекция при проведении камеральной проверки компании ООО «Омега» запросила штатное расписание у ее контрагента — ООО «Геркон». Такое требование неправомерно, поскольку по штатному расписанию ООО «Геркон» нельзя судить о деятельности проверяемой компании даже косвенно.

Подобного мнения придерживаются и арбитражные суды, что отражено, в частности, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009 и ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 № Ф03-5399/2012.

Может произойти так, что документ не имеет прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, но там есть упоминание о его хозяйственных операциях. Такие документы могут быть затребованы с большой вероятностью. Например, когда книга продаж контрагента содержит запись об одной операции с налогоплательщиком. Ее налоговый орган имеет полное право запросить согласно ст. 93.1 НК РФ (определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

Однако выяснить обоснованность запроса можно лишь в суде, где квалифицированные юристы проверят, действительно ли связан запрашиваемый документ с деятельностью налогоплательщика.

А вот период, к которому относятся такие документы, не ограничен. По этой причине инспекторы довольно часто запрашивают материалы не только по тому периоду, по которому проводится проверка, но и по более широким временным рамкам. Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 подтвердил, что такие полномочия у налоговых органов есть.

Как быть, если вы уже подавали документы в инспекцию, а она снова просит их подать уже в рамках «встречки», читайте в материале «Может ли инспекция затребовать для «встречки» документы, которые уже представлялись в связи с камеральной или выездной проверкой?».

Процедура запроса

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ при налоговых проверках право истребовать документы есть у того налогового органа, который ее проводит. Именно он может направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете то лицо, у которого есть информация о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Эти и другие правила установлены ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Процедура встречной проверки согласно этим нормам такова:

  • Сначала проверяющая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет лица, у которого есть сведения о проверяемом налогоплательщике. Поручение оформляется в письменном виде и содержит просьбу об истребовании документов либо информации (возможно, и того и другого) у этого лица.
  • Местной инспекции отводится 5 рабочих дней для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту. К этому требованию, содержащему перечень документов и информацию, должна быть приложена копия исходного поручения.
  • Контрагенту, в свою очередь, тоже дается 5 рабочих дней на то, чтобы дать ответ местному налоговому органу. В этот срок он должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии таковых. Если возникнут затруднения с подготовкой нужных инспекторам материалов, можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

При подготовке нужных инспекторам материалов можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

В какой форме подать уведомление о невозможности предоставления в срок документов (информации), расскажем .

О предоставлении документов и сведений по встречной проверке контрагентов

Нотариус в Санкт-Петербурге Ульянова Елена Сергеевна на сайте по ссылке, ulyanova.spb.ru.

При получении такого требования рекомендуется на всякий случай проверить законно ли такое требование.

    Мы должны посмотреть, указаны ли в налоговом требовании об истребовании информации и документов, связанных с проверяемым контрагентом, следующие обязательные моменты:

  • указан ли предмет проверки? (Для примера: если проверяется НДС, то у нас вправе запросить счета-фактуры, относящиеся к проверяемому контрагенту, но не зарплатные ведомости);
  • указан ли конкретный период за который проводится проверка;
  • соответствуют ли запрашиваемая информация и документы той информации и документам, которые предусмотрены налоговым и бухгалтерским законодательством? (Для примера: если у нас запрашивают техническую документацию, то ее предоставление не предусмотрено Налоговым кодексом и федеральным законом о бухгалтерском учете).

Обычно все эти моменты указаны в требовании налогового органа.

Но нам нужно помнить, что истребование налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок у налогоплательщика документов, касающихся деятельности самого налогоплательщика (а не его контрагентов или иных лиц), не относящихся к конкретной сделке, без указания информации о конкретной сделке, позволяющей идентифицировать эту сделку, а также без указания мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость в представлении истребованных документов, не соответствует нормам статьи 93.1 Налогового кодекса РФ и является неправомерным. Только в этом случае налогоплательщики вправе не выполнять такое требование налогового органа.

    При направлении требований на основании статьи 93.1. Налогового кодекса РФ, налоговым инспекторам важно установить:

  • реальность существования проверямого контрагента,
  • реальность совершаемых им хозяйственных операций;
  • не расходится ли информация в документах по сделке у участников исполнения договорных обязательств, т.е. у сторон той или иной сделки.

Отсюда следует, что налоговый орган может у нас запросить практически все документы и сведения, но, только те, которые касается непосредственно деятельности проверяемого лица.

    Обычно налоговый орган запрашивает у нас копии:

  • заключенных договоров, дополнительных соглашений и приложений к ним, в том числе спецификаций;
  • универсальных передаточных документов или счетов-фактур, товарных накладных либо актов;
  • платежных поручений, исполненных банком.

Дополнительно налоговый орган вправе запросить у нас сведения о должностных лицах, с которыми контактировали работники нашей организации в период взаимоотношений с представителями контрагента.

Истребование информации и документов в рамках встречной проверки контрагентов всегда означает для нас необходимость архивной документальной выборки по конкретному контрагенту.

Обратим внимание на то, что в требовании налоговый орган не всегда может указывать точные реквизиты запрашиваемых документов по форме, номеру и дате, ему достаточно ограничиться простым перечислением наименований документов.

Но если запрос идет не просто о взаимоотношениях с нашим контрагентом за какой-то период, а по конкретной сделке, то для идентификации документов запрос должен содержать именно те реквизиты документа, которые позволят нам четко и однозначно найти и предоставить этот документ.

Налоговые требования по нашим контрагентам в рамках встречной проверки всегда для нас излишняя обременительная нагрузка, так как отрывает нас от основной деятельности. Не секрет, что многие руководители и бухгалтеры пытаются уклониться от предоставлении запрашиваемых документов и информации, апеллируя к тому, что налоговое требование может выходить за пределы трехлетнего срока проверки.

Но здесь это не прокатит: отказ в предоставлении документов и информации чреват штрафными санкциями и вот почему.

Ограничения проверяемого периода, установленные в статье 89 Налогового кодекса РФ, относятся только к выездным проверкам в отношении нас самих и никак не распространяются на требования, поступившие в отношении проверки наших контрагентов.

Однако, не все так плохо. С 06.09.2018 года срок предоставления документов по требованию налогового органа в рамках встречной проверки увеличен с пяти до десяти рабочих дней.

    Штрафные санкции для микропредприятия могут быть чувствительными за игнорирование налоговых требований на основании статьи 93.1. Налогового кодекса РФ:

  • за непредставление или несвоевременное представление документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика — штраф в 10 000 рублей (п.2 ст. 126 Налогового кодекса РФ).
  • а за непредставление или несвоевременное представление документов, относительно конкретной сделки проверяемого налогоплательщика — штраф 5 000 рублей (п.1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ).

И последнее. По результатам встречной проверки нашего контрагента налоговый орган не предоставит нам свое решение, т.к. полученные сведения останутся в материалах проверки по проверяемому налогоплательщику, а не по его контрагентам.

Однако нарушения, которые могут быть выявлены в ходе проведения встречной проверки, могут стать причиной проведения налоговой проверки уже в отношении нас самих.

Поэтому при получении налогового требования со ссылкой на ст. 93.1 Налогового кодекса РФ, нам следует самим связаться с проверяемым контрагентом, чтобы не только еще раз свериться по документам взаиморасчетов, но и по возможности разузнать результаты налоговой проверки в отношение нашего контрагента.

Требование о представлении пояснений

Требование о представлении пояснений может направляться налогоплательщикам на основании ст. 25.14, 88, 105.29 НК РФ.

К примеру, требование о представлении пояснений направляется налогоплательщику по итогам камеральной проверки налоговой декларации, если в ее результате были выявлены ошибки или противоречия (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Срок предоставления ответа на требование налоговых органов будет зависеть от основания, по которому требование было направлено.

Если налогоплательщику было направлено требование представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях, ответить (т. е. представить такое уведомление) нужно в срок, указанный налоговым органом и составляющий не менее 30 рабочих дней с даты получения требования (п. 8 ст. 25.14 НК РФ).

Если требование направлено по итогам камеральной налоговой проверки, ответ на него нужно дать в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п.п.3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ).

Ответ на требование будет состоять во внесении необходимых исправлений (скажем, в подаче уточненной декларации), представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях или собственно в подаче пояснений в произвольной форме. В случае с пояснениями по НДС они должны быть направлены в формализованном виде в электронной форме.

Требование о представлении документов (информации)

Сроки направления ответа на требование о представлении документов (информации) зависят от основания для истребования документов (информации).

Например, документы, истребуемые при проведении налоговой проверки, в общем случае должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Систематизируем в таблице сведения о сроках ответа на требование о представлении документов (информации):

Основание направления требования о представлении документов (информации) Срок представления документов (информации) со дня получения требования
ст. 93, ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ
(например, при проведении камеральной налоговой проверки)
10 рабочих дней
20 рабочих дней (при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков)
ст. 93, п.п. 3.9, 5, 5.1, 6.1 ст. 165 НК РФ (например, при налоговой проверки иностранной организации, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) 30 календарных дней
ст. 93, п. 15 ст. 165 НК РФ (например, в случае истребования документов, сведения из которых включены в реестры, указанные в п. 15 ст. 165 НК РФ и поданные для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов) 20 календарных дней
ст. 93, 214.8, 310.2 НК РФ (например, при истребовании документов, связанных с исчислением и уплатой НДФЛ по эмиссионным ценным бумагам) 3 месяца
ст. 93, п. 6 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов по сделке между взаимозависимыми лицами) 30 рабочих дней
ст. 93, 93.1, п. 7 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов в рамках встречной проверки) 5 рабочих дней

Как посчитать срок ответа на требование налоговой?

Срок для ответа на требование налоговой инспекции начинает течь со дня, следующего за днем получения требования, и истекает в последний день срока.

Датой получения требования считается дата вручения (при передаче требования налогоплательщику лично), при отправке требования по почте заказным письмом – 6-ой рабочий день со дня отправки, в случае направления требования через личный кабинет налогоплательщика — день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете (ст. 31 НК РФ). При отправке требования через ТКС день получения требования – это день направления налогоплательщиком налоговой инспекции квитанции о приеме требования в электронном виде (п.п.12, 13 Порядка, утв. Приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, п. 11 Порядка, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@).

Если налогоплательщику требуется отсрочка предоставления документов (информации), продлить срок ответа на требование налоговой может помочь направление в ИФНС уведомления о невозможности своевременного представления документов.

В процессе ведения предпринимательской деятельности физические и юридические лица согласно Налоговому кодексу РФ несут обязательство сдачи отчетности и выплаты налогов. В ходе проверки достоверности представляемой информации, правильности расчета и перечисления необходимых сумм сотрудники ФНС могут требовать определенную документацию, отражающую интересующие их данные. Непредставление документов по требованию налоговой в связи с тем, что такое действие может расцениваться как попытка сокрытия информации, становится причиной привлечения к ответственности и несения установленной в соответствии с НК и КоАП РФ наказанием.

Понятие непредставления документов

Требование информации со стороны налоговой может быть вызвано различными причинами:

  • Проведение плановой проверки, целью которой является контроль соответствия представляемых данных и тех, что имеются фактически;
  • Проверка, связанная с реорганизацией субъекта предпринимательской деятельности или его ликвидацией;
  • Направление сотрудников ФНС на проверку по причине жалобы на ИП или ООО относительно сокрытия налогов;
  • Выявление расхождений при проведении встречных проверок контрагентов определенной организации.

Установленный порядок ведения учета и составления отчетности предполагает обязательство хранения документации за определенный период, в связи с чем ФНС имеет право требовать к представлению документы, касающиеся интересующего их периода или определенного налога (на прибыль, подоходного, уточнение расходов и доходов предприятия и т.д.).

Особенно важным в такой ситуации является сжатый срок, в который необходимо будет представить интересующую налоговую документацию – как правило, он составляет не более 5 дней.

В такой ситуации ответственность может наступать не только в случае, если документы не были представлены – наказание могут понести также и те предприниматели, которые сдали их не вовремя (позже заявленного срока) или не в полном объеме.

Несение ответственности

Действия налогоплательщиков, которые могут квалифицироваться как непредставление документов в ходе проведения проверки являются прямым нарушением пункта 4 статьи 93 налогового кодекса РФ.

Несение определенной меры наказания, которая выражается в оплате штрафов, определяется в соответствии с такими статьями НК:

  • Статья 126. Рассматривает вопрос непредставления документации и необходимых данных по запросу ФНС;
  • Статья 129.1. определяет наказание за неправомерное или несвоевременное сообщение данных.

Чем грозит субъекту предпринимательской деятельности прямое нарушение законодательства? В такой ситуации единица хозяйствования должна будет выплатить штраф в таком размере:

  • При применении санкций по статье 126 пункту 1 величина штрафа будет составлять 200 рублей за каждый непредставленный документ. Если же от лица компании поступит отказ в подаче документов относительно прибыли иностранной компании, размер санкций достигает 100 тыс. рублей;
  • Если действия налогоплательщика, рассматриваемые пунктом 2 статьей 126, заключаться в отказе подачи сведений о другом контрагенте, также выступающего в роли налогоплательщика, привлечение к ответственности осуществляется при проведении встречных проверок. Величина штрафа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет составлять 10 тыс. рублей, граждане должны будут заплатить 1 тыс. рублей.
  • При фиксировании нарушений по статье 129.1 мера наказания также заключается в выплате штрафа. Причем к ответственности привлекаются также те субъекты, которые не дают необходимые пояснения при несвоевременном представлении уточненных деклараций. В таких декларациях указываются ошибки поданной ранее документации или той, что была запрошена в ходе проведения камеральной проверки налоговой. Штраф будет составлять 5 тыс. рублей. При повторении нарушения в течение одного года он увеличивается, и уже будет составлять 20 тыс. рублей.

Несмотря на возможность привлечения предпринимателей к ответственности определенные ситуации попадают под исключение и нести наказание субъекты не могут. К таким ситуациям относятся:

  • Попытка начисления штрафа за непредставление отчетности за период или по тому налогу, который не проверяется сотрудниками ФНС. В ходе направления на проверку они имеют четкие указания относительно временного отрезка, который подлежит уточнению. Запрашивание другой документации, не имеющей к нему отношения, не является правомерным;
  • В случае, если определенная документация уже была представлена в ходе текущей проверки, повторное их истребование и, как следствие, запрос их повторной подачи и штраф за непредставление невозможен;
  • Начисление штрафа допустимо только в случае непредставления документов, имеющих непосредственное отношение к ведению бухгалтерской и налоговой отчетности. В случае привлечения к ответственности налогоплательщик может обращаться в суд – практически все поданные иски по такому поводу заканчиваются вынесением решения в пользу истца;
  • Организация или физическое лицо может отказать в представлении документации по причине ее отсутствия. В этом случае налогоплательщик должен своевременно уведомить ФНС о таком факте. При этом может возникать возможность к привлечению к ответственности за нарушение правил хранения данных;
  • Привлечение к ответственности по статье 126 не допускается в случае, если нарушение предпринимателя может рассматриваться статьей 119 (отсутствие своевременно отправленной декларации в ФНС), статьей 129.4 (незаконное непредставление информации о контролируемых сделках), статьей 129.6 (непредставление данных по участию в иностранных организациях).

Отдельно рассматривается ответственность налогоплательщиков за нарушения в ходе камеральных или выездных проверок, осуществляемых без присутствия субъекта. В такой ситуации штрафы могут быть следующими:

  • Отказ в представлении информации или нарушение сроков подачи – 200 рублей за один документ;
  • Отказ в подаче документации относительно контрагентов – 10 тыс. рублей;
  • Подача документации, в которой содержатся данные, не соответствующие действительности – 10 тыс. рублей;
  • Любые действия незаконного характера со стороны должностных лиц в соответствии со статьей 15.6 КоАП влекут за собой начисление штрафа в размере 300-500 рублей.

В случае отказа руководства организации представить запрошенные документы инициируется выемка их сотрудниками налоговой службы.

Причем изъятию подлежат исключительно оригиналы, относящиеся к определенному временному периоду или конкретному налогу. Ответственность возникает в соответствии с положениями статьи 19.4 части 1 КоАП и влечет необходимость выплаты штрафа:

  • Должностным лицам от 2 до 4 тыс. рублей;
  • Физическим лицам от 500 до 1000 рублей.

Таким образом, в ходе осуществления различных проверок сотрудники налоговой службы имеют право требовать от физических и юридических лиц представления документации, относящейся к определенному налоговому периоду или отдельному отчету. Отказ в таком действии, подача ложных сведений или представление после обозначенного срока становится причиной привлечения виновных к ответственности с возникновением обязательства выплаты штрафа.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *