Все церковные саны

Варианты вопросов:

  • Общее наименование служителей культа какой-либо церкви
  • Духовенство, священнослужитель
  • Причт одного храма
  • Священнослужители и церковнослужители
  • Служитель церкви
  • Церковный хор
  • Служители, причт одного храма
  • Насекомое, жук
  • Причт
  • Коллектив храма
  • Служители одного храма
  • Духовники храма
  • Духовенство
  • Служители церкви
  • Сословие, отличное от мирян
  • Штат храма
  • Церковный причт
  • «штат» одного храма
  • «кадры» одной церкви
  • Хор при церкви
  • «персонал» одного храма
  • Причт одной церкви
  • То же, что духовенство
  • Духовный хор
  • Штат церкви
  • Хор при храме
  • «боевой расчет» храма
  • В христианской церкви совокупность священнослужителей, духовенство
  • Священнослужители и церковнослужители, причт одного храма
  • Жук
  • «Боевой расчет» храма
  • «Кадры» одной церкви
  • «Персонал» одного храма
  • «Штат» одного храма
  • «Штат» храма
  • М. церк. собрание священно- и церковнослужителей; весь причт церковный; собрание причетников и певчих. Придти всем клиром, полным собором. Клирный, клировой, к клиру относящ., прнадлежщ. Клировые ведомости, послужные списки клиров. Клирик м. всякий
  • Притч одного храма

> Иерархия духовенства

Священнические звания белого и черного духовенства

Белое духовенство – это женатое духовенство. Черное – это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас – с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

I. Епископы (архиереи) – высший священный чин

Епископ – надзирающий архиерей

Архиепископ – наиболее заслуженный епископ

Митрополит – епископ, руководитель митрополии

Викарий – помощник другого епископа или его наместник

Патриарх – главный епископ в Поместной Церкви

II. Иереи – второй священный чин

У слова “священник” существует несколько греческих синонимов:

Для белого священства:

1) Иерей (священник; от греч. hieros – священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально – старейшина).

2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

Для черного священства:

1) Иеромонах – монах в сане священника.

2) Архимандрит – (от греч. аrсhоn – глава, старший и mаndrа – овчарня; буквально – старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом “мандра” в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

! Игумен – (от греч. hеgumеnоs, буквально – идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви – заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

III. Дьякон – низший священный чин

Для белого священства:

  1. дьякон
  2. протодьякон

Для черного священства:

  1. иеродьякон
  2. архидиакон

***

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого “паппас”, что означает “папочка”, “батюшка”. В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo – священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название “поп” постоянно встречается как синоним слов “священник”, “иерей” и “пресвитер”. Протопоп – то же, что протопресвитер или протоиерей.

Обращение к священнослужителям:

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: “отец Георгий”, “отец Николай” и т. д. Или просто “батюшка”. В официальных случаях диакона называют – “Ваше Благоговение”, пресвитера – “Ваше Преподобие”, протопресвитера – “Ваше Высокопреподобие”. Обращаясь к епископу, говорят “Владыка” (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют “Ваше Преосвященство”, архиепископа и митрополита “Ваше Высокопреосвященство”. К Патриарху всегда обращаются: “Ваше Святейшество”. Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Как называются настоятели православных монастырей

Настоятелями православных монастырей являются заслуженные и опытные игумены или архимандриты. Эти священнослужители имеют духовный опыт учительства. Игумены и архимандриты являются священниками, которые в свое время приняли на себя монашеский постриг. Настоятель монастыря считается главой конкретной монашеской общины.

Настоятели монастырей избираются на усмотрение правящего архиерея той епархии (церковной области), в ведении которой находится монашеская община. Иногда управителем православного монастыря может стать иеромонах. Однако, по вступлении на должность, иеромонаху автоматически дается сан игумена. За выслугу лет игумен уже становится архимандритом.

В хритсианстве существуют также и женские монастыри, которые не остаются без своего управляющего. Настоятельницами женских общин считаются игуменьи. Игуменья занимает административную должность, она может на свое усмотрение избирать устав монашеской общины. Однако игуменья не принимает участие в священнослужении, потому что женщина не может быть православным священником. В женских монастырях служат священники мужского пола, именуемые иеромонахами или игуменами (в этом случае должность игумена давалась еиеромонаху за заслуги или выслугу лет). Игуменья не принимает таинства рукоположения во священство. В православии существует отдельный чин поставления в игуменьи. На эти должности назначает епископ епархии.

Кроме этого, настоятелями некоторых особо крупных монастырей (лавр) могут считаться правящие архиереи епархии или даже сам патриарх. Монастыри, в которых главным настоятелем считается предстоятель Русской Православной Церкви, называются ставропигиальными. Именно поэтому патриарха Московского и всея Руси могут именовать священноархимандритом. Например, в Троице-Сергиевой Лавре патриарх Кирилл является священноархимандритом.

Из истории основания некоторых монастырей известно, что первыми игуменами монашеских обителей были святые люди. Например, Сергий Радонежский, Феодосий Киево-Печерский, преподобный Савва Освященный и многие другие.

Как устроены католические общины? Имеется в виду — вот храм, как в каком составе при нем могут служить? Может ли быть женский монастырь с мужчиной во главе?

Ivan Renard 7344 3 года назад истoрик Катoлическoй Церкви Пользователю можно задать вопрос

Во главе женского монастыря женщина — выбранная настоятельницей или аббатисой монахиня этого ордена/конгрегации. Так же с мужским монастырём.

Приходы, общины верующих при храме, возглавляет настоятель — священник, который уже имеет опыт (свежерукоположенного настоятелем не назначат, должен набраться опыта в нескольких приходах в качестве викария — второго/третьего/пятого священника в приходе, помощника настоятеля). Настоятеля назначает епископ, может и викариев в приход назначить — если есть кадровый резерв и необходимость в приходе.

Монахиня возглавить приход не может, как и священник не-монах не может возглавить монастырь.

Епископом может стать только священник — монах он или нет, неважно. Епископа назначает Папа Римский по предложению Апостольского нунция (это посол Святого Престола — в дипломатии нет Ватикана, это территория, на которой существует государство Святой Престол): нунций приглядывается к священникам, чуть ли не ежегодно отправляет в конгрегацию по делам епископов (департамент в Ватикане) список из 10 кандидатов, там их ещё раз проверяют на всё что можно, отсеивают, подают Папе список из 3 кандидатур с пояснительной запиской. Бывает, что Папа сам кого-то назначает, по собственной воле, но обычно он следует рекомендации префекта конгрегации по делам епископов.

Кстати, префект — обычно кардинал. Кардиналом может стать только епископ (если вдруг им назначен священник, его рукополагают в епископа), и их число ограничено 120 кардиналами, не достигшими 80-летия (то есть теоретически Папа может назначить хоть 200 очень старых епископов кардиналами в знак уважения к ним, но в конклаве они не смогут принять участие). Из своего числа кардиналы выбирают Папу.

Кажется, что в Католической Церкви женщины бесправны, но это не так:

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 6 0

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *