Все о переходном возрасте

Содержание

Родительская трагедия: Как пережить взросление своего ребенка

Пусть не складный, похожий на подросшего цыпленка. Такой цыпленок – подросток. Но уже безвозвратно – «не ребенок».

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

И от этого больно, невыносимо больно внутри. Как если бы кто-то тянул, безжалостно вырывал пуповину, соединяющую с ребенком.

» Малыш, малыш… где ты?..»

А малыша уже нет. «Ребенка» нет.

Переживается сродни потери ребенка. Больно, тяжело, мучительно.

А чтобы эту душевную боль не переживать, можно бессознательно не замечать и не поддерживать взросление своего сына или дочери.

Потому что взросление – это безвозвратная потеря ребенка. Сейчас только разреши покрасить и подстричь волосы, уехать на лето к папе, пойти с подружкой на какие-то непонятные танцы, поехать в лагерь или бросить курсы – и все ребенка нет!

Только и осталось что-то тонко-уловимое… Поворот головы, как кривит мордочку, или испуганные глаза, тонкая ладошка, да длинные пушистые волосы. А разреши обрезать волосы – и все! Рядом какая-то девица. Или вместо ласкового сына, какой-то «хмырь» со стриженной головой и весь в татуировках. Где мой ребенок? Где?!!

Время течет, его не остановить, но разум бывает отказывает, когда речь идет о материнских чувствах. О необходимости принять очевидное – мой ребенок вырос, мне не оставить его взросление, я могу только покалечить его, как садоводы калечат деревце, желая оставить его на веки маленьким. Обрезая листочки один за другим, обламывая веточки, надевая банку или хитрую форму. Чтобы деревце не развивалось, не росло ввысь, не раскидывалось в ширь, а двигалось только туда, куда направила его рука создателя. И главное – навсегда оставалось маленьким.

Если родители не поддерживают взросление ребенка, его индивидуализацию, то психическое развитие ребенка с этого момента замедляется, или останавливается вовсе.

Интеллектуально ребенок развивается, а психически нет. У него нет возможности «вылупиться» из материнского-родительского яйца. Он так и остается в душе этим недоразвитым цыпленком в теле взрослого человека. Инфантильный малыш в теле взрослого.

Даже не так.

если его страх разочаровать мать сильнее его стремления к независимости, к поиску себя, к самовыражению и индивидуализации, ребенок останавливается в развитии.

Чтобы не потерять мать. Чтобы остаться с ней рядом. Чтобы мама признала его.

Манипуляции матери могут быть изощренными, в том, чтобы не пущать, не отрывать, не позволять быть отдельным, каким-то другим.

Ребенку очень важно в подростковый период искать форму себя. Поэтому и одежда невероятных фасонов и цвет волос и прически. Взрослеющая личность пытается выразить себя через одежду, музыку, увлечения.

Это поиск себя очень важен.

Мать может лояльно отнестись к таким выкрутасам и экспериментам над внешностью, но при этом крепко держать за горло и не отпускать поводок.

Пока я «мама ребенка”, я «молодая женщина с ребенком».

Наличие ребенка это подтверждение молодости, женственности.

Однажды я услышала от начальницы отдела, женщины за пятьдесят – «Мне еще ребенка забирать!» «Откуда?» – удивилась я . У меня одна ассоциация – » из детского сада». «Моему ребенку 26 лет» – с довольной улыбкой сообщила она. Шокирующе. Не «дочь забирать». Ребенка…

Если я мать юной девушки, не дай бог, мать взрослой женщины, то, кто я? Старуха…

Хорошо, если «более старшая женщина».

Когда и я и она можем быть женщинами. Она молодой, а я зрелой. Она зрелой, а я старой. Страшно?…

Особенно в свете модных веяний – в 45 выглядеть на 30, в 60 на 45.

Тогда сколько лет дочери? Они что с мамой одногодки?

Страшно. чем взрослее мой ребенок, тем старше я. тем неизбежней признание моего собственного возраста. Тем ближе я к старению. Ближе к увяданию и смерти.

Нет не бывать этому! Буду вечно молодой!

Для этого нужно не только поддерживать себя в вечном тонусе, но и детей держать маленькими, юными, несмышленышами.

В крайнем случае бравировать тем, что я выгляжу не хуже своей дочери! Что нас легко спутать! Мы обе молоды и прекрасны! Я такая же как своя дочь. Я – это она!

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Лояльность ребенка родителю велика. Чтобы не потерять мать, ребенок готов отказаться от своих притязаний на индивидуальность, от поисков себя, от рождения взрослости в себе. От себя самого готов отказаться. Лишь бы мама не отказывалась от него. Лишь бы не обдавала холодом своего презрительного разочарования. Лишь бы продолжала узнавать…

Признать в ребенке подростка сложно. Увидеть взрослеющую, юную личность в прежней крохе тяжело. Расстаться со своей бессознательной надеждой на вечную молодость и вечное детство своего ребенка мучительно.

Но можно.

Всему свое время. И очень важно видеть, осознавать и принимать течение времени. Принимать свой возраст. И позволять юному дарованию цвести, распускаться, благоухать, превращаться в прекрасную девушку или сыну — в сильного, крепкого парня, самостоятельного, взрослого мужчину.

При этом осознавая, что материнство это навсегда. Мать не прекращает быть матерью, когда дети вырастают. Она становится мамой взрослых. Это же удивительно быть мамой взрослых, самостоятельных людей, с которыми можно советоваться, которые в чем-то однозначно умнее, где-то сильнее. И видеть в них частички себя. Продолжение себя.

Молодость не может быть вечной. Но мы можем оставаться в своих детях и внуках, в правнуках и в их детях.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Мы не можем своих детей заставить идти той дорогой, которой выбрали мы, – нет можем, но этим сильно покалечим их, не позволим им пройти свой путь, даже не позволим этому пути родиться – лучше, если мы поддержим их во взрослении, в поиске своего пути, в поиске своей формы и при этом не откажется от них.

Поскольку сепарация – это возможность не только быть отдельным, но и не терять отношения.

“Я могу быть рядом с тобой собой” . Не это ли счастье?

“Мне не нужно стараться быть кем-то другим, чтобы быть рядом с тобой”.

Ты можешь быть собой, таким как ты есть, и ты все равно останешься моим сыном.

Ты можешь быть любой, какой хочешь, ты можешь искать себя и найти, и ты все равно останешься моей дочерью.опубликовано econet.ru.

Ирина Дыбова

Кто они — подростки?

Отечественные психологи считают подростками детей от 11 до 15 лет. Ваш уже дорос? Еще вчерашний малыш, который просил, а может быть требовал внимания и постоянного участия, становится в общении с вами замкнутым, немногословным, иногда даже позволяет себе «плохие словечки». У него уже есть от вас секреты, и не исключено, что действительно очень важные, которые могут отразиться на всей последующей жизни — и его и вашей, между прочим.

В качестве самовыражения он культивирует внешние символы — яркие пряди в волосах, «странную» одежду, возможно даже украшения-символику или татуировки, да и мало ли чего ещё. Возможно, и учиться стал хуже.

Переходный возраст — это период больших волнений для родителей. Через них рано или поздно проходят почти все семьи. Так что не отчаивайтесь — вы не одиноки, а значит, из любой ситуации можно найти подходящий выход.

Ваш ребенок «переходит» от детства к взрослости. Что ж, любое время перемен тревожно и неоднозначно. Однозначно только одно — он по-прежнему, а может даже ещё больше, нуждается в вашей любви и понимании.

В подростковом возрасте (особенно в 14-15 лет) дети становятся особенно скрытными и отстраненными. Не пугайтесь этого! И ни в коем случае не вините ребенка в холодности, равнодушии и предательстве. Просто позвольте подростку адаптироваться к новым для него особенностям «взрослого» мира, но при этом не давайте ему забывать — что вы всегда готовы поддержать его, и что любите его не меньше прежнего…

Особенности подросткового возраста, о которых стоит знать

Особенность первая. В раннем подростковом возрасте (11-13 лет) творческое и логическое мышление еще «новобранцы» в психической деятельности. А в школьной программе увеличивается процент заданий логического характера, требующих творческого подхода, — сочинения, рефераты, доклады, выступления и т.п. Прежде чем написать, скажем, доклад, нужно обдумать его структуру и найти нужную информацию. Подростку довольно трудно с этим справиться, у него еще недостаточно развита способность к предварительному планированию. И зачастую доведенный до отчаяния родитель, проявляя вышеописанные умения, пишет сам за своего ребенка сочинение.

Если вы видите, что ребенку легче увильнуть, чем справиться с подобным заданием, не пожалейте времени и просто помогите ребенку составить план, а также найти источники информации — учебники, словари, энциклопедии, статьи в интернете. Тогда ему будет гораздо легче справиться с задачей, а заодно и проснется интерес.

Особенность вторая. У вашего подростка активно развивается, и, соответственно, изменяется мотивация поступков и поведения в целом. Раньше было достаточно просьбы «порадуй маму» или безапелляционного «так нужно», чтобы ребенок безропотно посещал музыкальную школу, а теперь он в открытую отказывается «бренчать» или просто начинает пропускать занятия. Та же ситуация может возникнуть и по отношению к учебным предметам.

Только тогда, когда ваш ребенок начнет осознавать значимость того или иного занятия для себя лично, оно перестанет быть для него обременительным. Однако именно ее — значимость — подросток не всегда сможет оценить самостоятельно. Что поделаешь, его жизненный опыт еще крайне невелик! Ваша задача — изложить с долей изобретательности и фантазии перспективы, которые, вполне вероятно, станут достаточным аргументом для продолжения той или иной деятельности ребенка.

Например, красочно объясните, что умение играть на гитаре позволит ему без труда освоиться в любой компании, а навыки рисования поразят воображение подросткового сообщества какими-нибудь необыкновенными граффити…

Особенность третья. Часто раздражающий взрослых особенностью подросткового возраста является нестойкость интересов ребенка. Родители порой не успевают отследить, как часто их чадо меняет увлечения. Еще на прошлой неделе играл на гитаре, вчера просил деньги на покупку роликов, а сегодня желает изучать немецкий — пожалуйте сюда преподавателя. Ничего страшного — чем больше он попробует, тем легче будет правильный выбор в будущем. Каждый раз, когда выбранное дело плохо получается, большинство подростков легко и незатейливо меняют сферу интересов. Им-то что до того, что вы преподавателю немецкого за полгода вперед заплатили…

Так что будьте осмотрительны. Помогите своему «легкомысленному» чаду выбрать занятие, которое ему было бы по силам. Может, вам повезет, и вы избежите частой смены его дорогостоящих увлечений, а заодно у него выработается уверенность в своих возможностях. И в этом случае не забывайте об особенности второй — видимая перспектива труда даст подростку дополнительный стимул.

Особенность четвёртая. В этом возрасте формируется новый образ физического «Я». В геометрической прогрессии повышается интерес к своей внешности, остро переживаются все ее изъяны — чаще всего мнимые. Для подростка исключительно важна оценка его внешности окружающими, в особенности сверстниками и, конечно же, соответствие модным направлениям. Максимализм и увлеченность творческих поисков в преобразовании своего внешнего вида иногда приводят в ужас родителей и педагогов. Успокойтесь и станьте терпимее — подросток очень раним.

Именно в подростковом возрасте дети впервые (и пока, увы, чрезмерно) пристально изучают свою внешность. И зачастую они непростительно критичны к себе…

Недопустимы презрительные или насмешливые высказывания, тем более что большей частью они несправедливы. Неосторожное замечание взрослых или друзей о внешнем виде — и эти переживания надолго займут мысли и чувства ребенка. Тут уж не до учебы. И поэтому ваша помощь в выборе имиджа подростка окажется неоценимой, если вы вместе с ним полистаете модный журнал, озвучите достоинства его внешности и подумаете над тем, как их подчеркнуть. Как минимум, вы проведете это время нескучно.

Особенность пятая. Надеемся, что вас не очень травмирует желание ребенка больше общаться со сверстниками, чем с вами. В этом возрасте исключительно значима потребность в общении с себе подобными.

А еще вхождение во взрослую жизнь в подавляющем большинстве случаев сопровождается не раз воспетой поэтами первой любовью. Подростки не могут устоять под натиском новых чувств, желаний, ощущений, у них пока не отработаны культурные нормы поведения, недостаточно развит самоконтроль.

Ваше понимание, тактичный совет, разговор по душам в новых и эмоционально сложных для подростка ситуациях просто неоценимы. Хорошо, если столь же понимающими окажутся школьные учителя, но на это сегодня особо рассчитывать не приходится. А если ваш «малыш» пригласил на день рождение целый класс, вы поможете и ему, и себе, а также спасете квартиру от погрома, если тактично поможете ему спланировать этот замечательный праздник и заранее обозначите границы дозволенного.

Особенность шестая. Подростку свойственна личностная не стабильность — он колеблется между слепым подчинением и бунтом против любого давления, между оптимизмом и пессимизмом. Ребенок осознает, что он — личность, человек, способный отвечать за свою жизнь и принимать ответственные решения, но быть по-настоящему ответственным он объективно еще не в состоянии. Поэтому контроль необходим, но не жесткий и директивный, иначе ребенок все сделает назло. Не давите, ибо он свою самостоятельность сублимирует непродуктивной борьбой против «предков».

Страх за свою «кровинушку» понятен — в мире действительно много опасностей. Но единственная действенная защита от них — научиться быть ответственным за свое поведение, видеть эти опасности и избегать их. Даже если ребенок совершит ошибку, у него появится собственный жизненный опыт. Это тот самый путь, по которому умнели и взрослели все, и вы тоже.

Ваш контроль — это постоянные доверительные отношения, участие в жизни подростка. Будьте готовы всегда выслушать ребенка. Предложите ему свой совет, но право воспользоваться им оставьте подростку. Ваши страстные попытки убедить чадо в неверности его решений не приведут к желаемому результату — оно увидит в этом лишь попытку навязать свое мнение и подчинить его волю. Но совсем нелишне будет сказать ребенку, что вы обеспокоены, волнуетесь за него и переживаете. И не забудьте тактично указать на те возможные последствия его поступка, которые вы видите.

Особенность седьмая. Сочетание внешней грубости и внутренней ранимости — это еще одна особенность подросткового возраста. Родители, обеспокоенные проблемами ребенка, проявляют к нему повышенное внимание с «отрицательным зарядом». Это может быть и осуждение, и критика его внешности, и просто высказывание вашего недовольства. Очень часто в ответ на наше чрезмерное беспокойство подросток замыкается и грубит, и это, между прочим, естественная защитная реакция.

Не заставляйте ваше взрослеющее чадо защищаться от вас, не забывайте похвалить, заметить все его удачи. Если он принял какое-то решение и оказался прав, необходимо оценить его упорство и самостоятельность по достоинству. Пожалуйста, не демонстрируйте свое на самом деле эфемерное взрослое превосходство, всегда сохраняйте дружественный и уважительный тон. Когда вы обеспокоены, расстроены, сердиты, то, скорее всего, ведете себя импульсивно. Заметьте — результат нулевой. Если вы выразите уверенность в том, что ваш ребенок сам все понимает и примет правильное решение, это будет самый верный ход. Не забудьте, однако, предложить совет.

Если подросток вам доверяет, то он обязательно возьмет себе на заметку ваш собственный план действий. Просто расскажите ему откровенно, как поступили бы вы в той или иной сложной ситуации, но обязательно дайте понять ребенку, что вы оставляете за ним право принять окончательное решение.

Особенность восьмая. Если мы с вами что-то делаем не так, нас наказывает жизнь. У ребенка же есть уникальный шанс — он может сам выбрать поощрение и наказание. Это такая очень взрослая игра. Когда дети осуществляют выбор поощрения и наказания, они лучше осознают последствия своего поведения, и это повышает их ответственность. Всегда лучше использовать поощрение, и важно, чтобы обещанная награда была получена. Какой она может быть? На самом деле, вы будете удивлены, но дети далеко не всегда стремятся получать только лишь материальные вознаграждения.

При анкетировании, проводившемся среди учеников 7-8 классов одной подмосковной школы, на вопрос » Наиболее желаемое поощрение» подростки в большинстве своем выбрали не шмотки и модные гаджеты, а добрые родительские слова в их адрес и … совсем детские желания — погладить по голове, обнять, похлопать по плечу. Для некоторых родителей это было откровением — такое желание ребенка, как собраться всей семьей вместе, устроить сладкое чаепитие или загородный пикник. А для вас это не откровение?

Мир подростка сложен, и нам, взрослым, бывает трудно в него проникнуть. Попробуйте оценить, насколько реальны ваши представления о собственном ребенке — вашем «колючем», таком любимом и невыносимом подростке. Проведите дома со своим чадом игру-анкетирование. Вопросы совсем простые, но они предполагают абсолютно честные и откровенные ответы без боязни порицания или осуждения с вашей стороны:

  • Что нравится во мне моим родителям?
  • Что не нравится во мне моим родителям?
  • Что мне хотелось бы изменить в отношениях с родителями?

А потом обязательно адресуйте такие же вопросы и самим себе: что нравится мне в моем ребенке, что не нравится, и что я хотел бы изменить в наших отношениях с ним? И сравните ответы. Поверьте, возможны самые неожиданные открытия, которые помогут вам стать ближе, понять друг друга, испытать новый «приступ любви», а это самое лучшее из всего, что только может себе пожелать родитель подростка…

Кризис подросткового возраста

Кризис – как ступень жизни

Кризис подросткового возраста является ступенью, которую должен пройти каждый человек в своей жизни. Известный всем мамам кризис трёх лет, который называется «Я сам» очень похож по своей структуре на кризис подросткового возраста, который так же можно назвать «Я сам», но только эта самостоятельность касается не бытового, а социального уровня.

Кризис обычно не затрагивает весь подростковый возраст, а ограничивается переходом от младшего школьного возраста к среднему школьному звену. Таким образом, началом кризисного периода считают 11 лет (у мальчиков иногда 13), а окончанием 15 лет (16 лет у мальчиков).

Кризис подросткового возраста признан самым острым по манере своего протекания, но он несёт в себе положительный момент – удовлетворение в потребности самосознания человека. При создании благоприятных условий со стороны семьи и социума, именно на этом этапе подросток формирует свою самоуверенность, учится бороться с жизненными трудностями, постепенно принимает ответственность за себя и свою жизнь.

Фото: https://.com/photos/texting-boy-teenager-sitting-1999275/

Пути развития кризисного периода

Кризисный период имеет два пути своего развития.

  1. Зависимый путь – подросток демонстрирует сильную зависимость от взрослых, заметен когнитивный и эмоциональный регресс, возвращение к старым привычкам и интересам из детства, крайнее послушание. Такой ребёнок как будто бы не знает, как ему жить в новых условиях собственного внутреннего мира и окружающей среды, он хочет вернуться в детство, где всё благополучно и знакомо.
  2. Независимый путь – бунт, негативизм, отрицание авторитета взрослого, отказ от выполнения правил родителей, строптивость, упрямство, ревностное отношение к своим вещам, своей комнате, своему личному пространству.

Бывает так, что подросток подходит под описание какого-то одного пути кризиса, но, чаще всего, его поведение принимает обе формы кризиса поочередно или одновременно. Тинэйджер ревностно отстаивает свои новые взгляды, расшатывает границы дозволенного, требует равноправия и признания, но при этом именно сейчас острее всего нуждается в безопасности и поддержке.

Признаки кризиса подросткового возраста

Негативизм

Важным симптомом подросткового кризиса является наличие негативизма. Негативизм – особая форма поведения, противоположная ожидаемой. К примеру, вы просите ребёнка не опаздывать, ведь сегодня запланировано много важных дел, но он опоздает. Вы просите ребёнка убрать в своей комнате, но по возвращению домой замечаете, что в детской беспорядок только увеличился. И так многократно и в любых сферах взаимодействия.

Фото: https://www.pexels.com/photo/grayscale-photography-of-five-people-walking-on-road-1374542/

Факты, подтверждённые исследованием

Лев Семёнович Выготский, советский психолог, внёсший огромный вклад в возрастную и педагогическую психологию, в своих исследованиях отметил, что:

  • у 20% подростков негативизм имеет ярко выраженный характер, он затрагивает все сферы взаимодействия ребёнка с родителями, другими взрослыми и некоторыми сверстниками. Имеет цикличный характер, подросток может на период до двух недель полностью выпадать из продуктивного, адекватного функционирования со своей семьёй, становится возбудимым или, наоборот, скудным на эмоции, недоступен никаким уговорам старших. Потом острота негативизма спадает, но через некоторое время снова возвращается;
  • 20% подростков не проявляют признаков негативизма;
  • 60% подростков являются «потенциальными негативистами». Их негативизм затрагивает только определенные сферы, чаще всего он проявляется при конфликтах со взрослыми или при конфликтах со сверстниками в школе или компании. Таких подростков большинство, но, как известно, конфликтов избежать полностью невозможно. А это значит, что такого ребёнка следует обучать методам продуктивного выхода из конфликта, учить безопасно для других злиться, учить правильно реагировать и эмоционально выдерживать злость других окружающих людей.

Снижение когнитивных функций

Не менее важным симптомом кризиса переходного возраста является общее снижение продуктивности когнитивных функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение). Это сразу становится заметно по способности ребёнка к учебной деятельности. Подростки всё так же способны выполнять механические задачи, но регресс активно виден при задаче написать сочинение.

Это связано с тем, что мышление ребёнка сменяется с конкретного на логическое, оно начинает работать не по наглядным примерам, а по собственным пониманиям, открытиям и дедукции. Теперь тинэйджер постоянно находится в критицизме, требовании доказательств, его внимание направлено внутрь себя и внутрь других лиц.

Не стоит пугаться, если ваш ребёнок резко решил бросить рисование или потерял интерес к музыкальной школе, он просто находится на этапе поиска себя, развивает своё новое мышление, отказываясь от старых привычек и ища новые.

Дополнительные поведенческие реакции

Существует дополнительные поведенческие реакции, которые не так остро проявляются, но часто встречаются среди детей подросткового возраста:

Сохраненные в подростковом возрасте, но свойственные более младшему возрасту реакции: Типичные реакции преимущественно для подросткового возраста:
«Отказ» — отказ от привычных увлечений, совместного времяпрепровождения, страх всего нового. Сигнализирует о неудовлетворении базисной потребности в безопасности.

«Компенсация»— стремление объяснить неудачи в одной области жизнедеятельности успехами в другой области. К примеру, физически слабый подросток стремится поразить людей выдающимися интеллектуальными знаниями.

«Гиперкомпенсация» — настойчивое достижение успеха в той области, где ребёнку свойственны неудачи. К примеру, подросток, страдающий заиканием, идёт выступать на литературные чтения.

«Реакции группирования» — стремление к участию или созданию своей группы с установленной системой правил, обособленностью и лидером.

«Реакции, связанные с формированием полового влечения» — петтинг, чрезмерный онанизм, подростковая гомосексуальность.

Эмансипация – стремление к полному освобождению от опеки взрослого.

Хобби реакция – разнообразные увлечения и занятия, имеющие большую ценность для подростка. Они могут быть постоянными, а могут сменяться. Именно через эти хобби подросток, как и маленький ребёнок через игру, познаёт этот мир.

Фото: https://www.pexels.com/photo/woman-playing-brown-classical-guitar-164809/

Как помочь подростку преодолеть кризис. Советы родителям

Переходный возраст – это всегда сложно

Самое главное, что стоит осознать родителю: переходный возраст у мальчиков и переходный возраст у девочек — это всегда сложно. И в первую очередь это сложно не для вас, а для самого подростка. Ваша задача — быть готовым к этим сложностям, принимать их и смягчать остроту кризиса, сделать дом и семью местом отдыха и спокойствия для ребёнка.

Как пишут Роберт Т. Байярд и Д. Байярд в своей полезной и популярной книге «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей»:

«Вы не одиноки. Буквально сейчас тысячи родителей проходят через то же самое, что и вы; а еще больше родителей испытали все это в прошлом».

Вероятные ошибки родителей

Если вы испытываете трудности с вашим сыном или вашей дочерью, то, весьма вероятно, вы делаете нечто одно (а может быть, и то и другое) из двух:

  1. Вы определенно не справляетесь с вашей важнейшей обязанностью, состоящей в том, чтобы делать счастливой свою собственную жизнь.
  2. Весьма вероятно, что вы берете на себя труд руководить жизнью ребенка, что является уже не вашей заботой, но прямой обязанностью вашего ребенка.

Список правил и рекомендаций для успешного завершения переходного возраста

Ознакомимся со списком рекомендаций и правил, которые помогут успешно завершить этап переходного возраста для вашего ребёнка и гармонично и без потерь войти во взрослый мир:

Переключите внимание на себя

Первое правило очень часто приводит родителей в шок или смятение, но самое важное на данном этапе – переключить свой основной фокус внимания со своего чада на самого себя. Найдите подходящие для вас хобби, пути для самопознания. Именно тогда вы перестанете придираться к ребёнку без повода, а сам ребёнок на наглядно-действенном примере будет видеть, что такое заботиться о себе, заниматься саморазвитием.

Похвала и поощрение

Не забывайте, что помимо наказания существуют ещё и поощрения. Очень часто родители элементарно забывают даже словесно похвалить ребёнка за его успехи. Вспомните, сколько раз вы за эту неделю наказывали или ругали своего ребёнка? А теперь посчитайте, сколько раз вы его хвалили? Существует огромная вероятность, что положительных действий он совершил гораздо больше, чем отрицательных, но почему-то они оказались незамеченными вами.

Хвалите словесно, хвалите тактильно, дарите небольшие подарки и делайте приятные сюрпризы. Ведь если вы поставили перед ним важную задачу – закончить год в школе на «хорошо» и «отлично» и при этом нарисовали слишком далёкое пусть и реальное вознаграждение, к примеру, игровую приставку, то мотивация будет слишком призрачной. Промежуточные результаты и успехи тоже стоит отмечать.

Фото: https://www.pexels.com/photo/two-man-riding-mountain-bike-on-dirt-road-at-daytime-1010557/

1 поступок – 1 наказание

Наказывайте ребёнка за один проступок один раз! Во-первых, стоит отметить, что наказание должно быть адекватным. Самым адекватным способом наказания является лишение. Естественно, не стоит лишать ребёнка в удовлетворении базовых потребностей голода, сна и т.д. Лишать можно развлечений.

Чётко обозначайте временные границы своего наказания и придерживайтесь их. Не стоит снимать запрет на поход в кино с друзьями, если лично у вас поднялось настроение, иначе урок будет не усвоен, а проступок совершится вновь.

Не рисуйте себе негативный образ своего ребенка

При повторении подростком нежелательного поведения избегайте слов: «Я так и знал(а), что ты опять получишь двойку»… «Ну почему ты меня никогда не слушаешь, вот снова опоздал на карате»… «Опять ты меня подвела, мне было очень стыдно на собрании, что у меня такая дочь» и т.д. Таким образом, вы не даёте ребёнку шанс на исправление, вы сообщаете ему, что в вашей голове уже существует завершенный негативный образ дочки или сына, и другого быть-то и не может.

Лучше обратиться к ребёнку со словами: «Слушай, я, конечно, разозлилась на тебя сегодня на собрании. Но если у тебя не получается, может быть, я смогу тебе как-то помочь?»

Не сравнивайте ребёнка с другими!

Это правило важно для детей любого возраста. Но именно в подростковый период, когда девочки и мальчики испытывают душевные терзания по поводу своей внешности и успехов, отчаянно стремятся к внутреннему идеальному «Я», оно должно стать для вас ненарушимым.

Дышите!

Каждый раз, когда разговор с ребёнком становится напряженным, обратите внимание на своё дыхание. Сделайте глубокий вдох и продолжайте диалог, но при этом не забывайте про своё дыхание, делайте вдохи и выдохи осознанно. Спокойное, глубокое дыхание поможет стабилизировать ваши эмоции, а как только стабильней станете вы, то и ребёнок постепенно перейдёт на другой тон.

Подросток – тоже личность

Фото: https://www.pexels.com/photo/2-women-smiling-near-black-textile-35024/

Воспринимайте подростка как личность. Обращайтесь к нему с серьёзными вопросами, включайте его в некоторые безопасные обсуждения семейных задач и трудностей, спрашивайте у него советов. Только так вы сформируете у него ощущение важности и нужности собственного мнения.

Говорите с ребёнком о себе

Доверие – главная деталь успешного преодоления всех кризисов. А как научить ребёнка доверять вам, если не довериться ему самому? Попробуйте не с порога спрашивать у него стандартный набор вопросов: «Как дела к школе? Ты покушал?», а, наоборот, сначала за совместным времяпровождением расскажите ему про свой день, про повседневные трудности, с которыми вы столкнулись, и как вы из них вышли. Рассказывайте ему о своих чувствах и эмоциях, дайте понять, что проявлять свои эмоции – это нормально и безопасно.

Показывайте пример

Главный принцип любых воспитательных действий — наглядно-действенный пример. Не забывайте про это. Ведь если внушать ребёнку, что кушать в детской на кровати плохо, но при этом самому, приходя поздно с работы, ужинать в постели перед телевизором, у подростка просто не остаётся выбора – он будет продолжать кушать в детской на кровати. Нерушимые, бескомпромиссные правила, установленные в вашей семье, должны исполняться всеми её членами без исключений.

Интересуйтесь его увлечениями

Так вы сможете, во-первых, лучше понимать его внутренний мир, во-вторых, покажете ему, как он важен для вас и, в-третьих, окажете ему поддержку и сформируете ощущение силы в его начинаниях

Уважайте его право на самопознание

Если вы видите, что ваш подросток уже который час валяется на кровати, разглядывая потолок, а ваши попытки активизировать его активность безрезультатны, то оставьте его валяться. В данный момент он вовсе не бездельничает, в его голове идёт колоссальный труд по самопознанию, развитию своей души. Давайте ему время на такое уединение.

Ему по-прежнему нужны объятия

Не отказывайте ему в тактильной и эмоциональной близости. Помните, как выше мы рассматривали ту ситуацию, где такой «взрослый и самостоятельный» тинэйджер вдруг соскучился по маме? – Так вот, следует дать ему ощущение той близости, маминой заботы и безусловной любви, как в раннем детстве. Если ребёнок идёт к вам на контакт, просит объятий или капризно требует мороженное, просит посидеть с ним в комнате, пока он не уснёт, хотя ему уже 15 лет – сделайте это.

Когда нужна помощь психолога?

Да, безусловно, переходный возраст идёт в одну ногу с трудностями, но, когда трудности перерастают в проблемы, мешающие нормальному функционированию ребёнка в социуме, то стоит посетить специалиста психолога. Рассмотрим моменты, при которых родителям рекомендуется посетить психолога вместе со своим ребёнком.

У ребенка склонность к самоповреждению

Самым важным моментом, при котором стоит обратиться к специалистам является угроза собственной жизни или жизни других людей. Если вы заметили, что ваш ребёнок склонен к самоповреждающему поведению (самостоятельно делает себе порезы на руках, бёдрах, прячет и скрывает следы или, наоборот, открыто демонстрирует их, при резких агрессивных аффективных реакциях склонен к само избиению, высказывает суицидальные мысли) или высказывает жестокие мысли или совершает жестокие действия по отношению к другим людям – ответ однозначен, с этой проблем справиться самостоятельно невозможно, нужно подключать специалистов.

Не стоит стараться скрыть эту проблему, это только усугубит её течение и ещё больше отодвинет подростка в непонимание себя и окружающего мира. Ведь такие действия — это не просьба, а уже крик о помощи.

Невротические реакции

Дети с невротическими реакциями определенно нуждаются в помощи специалиста. К таким реакциям относятся: расстройства пищевого поведения (компульсивное переедание, булимия, ограничение себя в пище и проч.), страхи, тики, бессонница, тревожность, резкие перепады настроения, которые длятся более двух недель и существенно мешают совершению обычных бытовых и социальных задач.

Нет контакта со сверстниками

Трудности в коммуникации со сверстниками – полное отсутствие друзей, травля в школьном или другом коллективе, насилие в сторону вашего ребёнка.

Повторяющиеся эпизоды воровства

При повторяющихся, не поддающихся родительскому воздействию, эпизодах кражи вещей и денег из дома или других мест.

Снижение школьной успеваемости

Резкое снижение успеваемости в школе, отсутствие мотивации к образовательной деятельности и не способность к её формированию. Не забываем, что снижение успеваемости в школе характерная черта кризиса, но обратиться к психологу стоит лишь в том случаем, когда это снижение действительно резкое и стойкое по времени и интенсивности.

Приступы ярости

Подростки склонны к грубости, но, если при проявлении этой грубости ребёнок испытывает не злость, а настоящую ярость, если в эти моменты родителю самому становится страшно с ним, то также следует обратиться к специалисту.

Семейный кризис

Если в вашей семье одновременно с подростковым возрастом ребёнка происходят и другие кризисы, к примеру, развод, смена места жительства с тяжёлым расставанием для подростка с прежним местом, потеря близких.

Подростки из неблагополучных семей

Остро нуждаются в помощи и сопровождении психолога подростки из асоциальных и неблагополучных семей.

Зависимости

Если вы замечаете за ребёнком признаки зависимого поведения. К зависимому поведению относится злоупотребление алкоголем, употребление наркотических веществ, зависимость от компьютерных игр, азартных игр и прочее.

Ребёнок сам просит помощи

И, конечно же, стоит обратиться к психологу в том случае, когда подросток сам просит об этом, даже если вы и не заметили в его поведении каких-либо причин.

Мифы о работе психолога

Помимо того, что родителю следует наблюдать за поведением и эмоциональным фоном своего ребёнка, не стоит забывать про первое правило для гармоничного развития подростка – обратите внимание на себя.

Следует развеять некоторые мифы, которые существуют вокруг представлений о работе психолога с подростком:

«Всё можно решить за одну встречу со специалистом»

В большинстве случаев это не так, на первой встрече вы сможете лишь прояснить запрос и договориться с психологом о дальнейших планах на встречи, обсудить их примерное количество и формат работы.

«Измените мне ребёнка»

Это тоже невозможно. В 80% случаев психологи объясняют родителям, что результатов можно достигнуть не с помощью только индивидуальной работы с подростком, а и при работе с вами. Его не изменить, он отвечает своими негативными реакциями на условия среды. А это значит, что приводить к гармонии нужно, в первую очередь, семейную систему. Таким образом, специалисты обычно предлагают формат работы, где ребёнок и родитель имеют свои параллельные индивидуальные консультации, а также некоторые совместные консультации со специалистом.

«Дайте нам совет, а дальше мы уже сами всё решим…»

Психологическая помощь в формате советов не оказывается. Родители и сами знакомы со всеми советами, имеют за своей спиной огромный жизненный багаж, но если никакие действенные способы не работают в конкретно вашей ситуации, то это значит, что проблема кроется на уровне нарушений эмоциональной сферы в вашей семье.

Фото: https://www.pexels.com/photo/people-looking-at-laptop-computer-1595391/

Кризис подросткового возраста неизбежен, родителям стоит принять это и найти в себе силы оказывать поддержку ребёнку. Но острота кризиса напрямую зависит от окружающей ситуации. К примеру, гиперопека, зависимые семейные отношения, повышенный контроль к подростку способны лишь только повысить остроту кризиса и затянуть его время течения.

Психологические особенности подросткового возраста

В подростковом возрасте могут заметно обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Специалисты считают, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.
С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности. Так, сформированная в учебной деятельности в младшем школьном возрасте способность к рефлексии «направляется» школьником, прежде всего, на самого себя. Подросток, сравнивая себя с взрослыми и с младшими детьми, приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.
Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе.
Противоположной к внешней взрослости является так называемая социальная взрослость, которая часто возникает в неполных семьях, где ребенок в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь взрослым.
Но, к сожалению, в нашем обществе все–таки доминирует первый вид взрослости. И все реже наблюдается интеллектуальная взрослость, связанная у подростка с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.
Но, тем не менее, подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, хотя, нужно заметить, в психологическом отношении отступает на задний план. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится интимно–личностное общение. Главная потребность подросткового периода – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит из школы и психологически, и даже буквально».
Хочу привести пример из собственной жизни. У моей двоюродной сестры, когда она находилась в подростковом возрасте, родители получили новую квартиру, и она стала ходить в другую школу. Но так получилось, что класс ее не принял, и она просто перестала ходить в школу. От родителей она это тщательно скрывала, то есть утром собиралась, как обычно, в школу, и целый день гуляла (хотя в старой школе училась на «отлично» и была примерной, послушной девочкой). Все это, конечно же, вскоре обнаружилось. Но она родителям твердо поставила условие: или она возвращается в старую школу, или перестает вообще ходить в школу. Родители, чтобы полностью не потерять свою дочь, вынуждены были согласиться со вторым вариантом.
Именно в подростковом возрасте поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в самостоятельную область внутренней жизни. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь. Но наряду с приятельством возникает настоящая дружба, начинаются первые влюбленности.
Внешние проявления поведения подростка тоже весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все; с другой, – желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой, – бравирование собственными недостатками.
Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если же такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
Нужно заметить, что в этом возрасте в учителе личностные качества (такие, как доброта, справедливость, порядочность, умение понимать, сочувствовать, сопереживать) ценятся больше, чем интеллектуальные.
Приведу пример из собственной жизни. У нас в школе преподавала учитель математики. В нее был влюблен весь наш 7 класс. Но однажды мы с классом отправились в кино. Стояли на остановке и долго ждали автобус. Подошла «математичка». И тут подъехал автобус, у входа которого собралась толпа. Мы стали свидетелями такой картины. Учительница растолкала всех пассажиров, даже женщин с детьми, и сама благополучно залезла в автобус. После этого случая она «упала» с воздвигнутого нами пьедестала.
Кроме всех ранее перечисленных особенностей подросткового возраста, можно отметить следующие характерные для подростков поведенческие реакции:

  1. Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни: отрыв от семьи, перемена школы, развод родителей.
  2. Реакция протеста проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совершаемых как протестные.
  3. Реакция имитации обычно проявляется в подражании. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, который теми или иными качествами импонирует его идеалам. Неслучайно стены в комнате подростков часто бывают увешаны фотографиями певцов, спортсменов, киногероев.
  4. Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Чаще всего хулиганят неуспевающие подростки, которые пытаются добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
  5. Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением подростка добиться успеха именно в той области, в которой он обнаруживает наибольшую несостоятельность. Так, физически слабый подросток настойчиво стремится к спортивным достижениям, а стеснительный и ранимый — к общественной деятельности.
  6. Реакция эмансипации выражается в стремлении подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях это может быть побег из дома, школы, аффективные вспышки против родителей, учителей.
  7. Реакция группирования чаще всего проявляется тогда, когда подросток не встречает понимания среди своего близкого окружения. Самореализоваться и самоутверждаться подросток начинает в подростковых компаниях, неформальных группах с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений со своим лидером. К сожалению, в процессе стихийно–группового общения устойчивый характер у подростков приобретает агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.
  8. Реакция увлечения. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой), более типичны для девочек. Интеллектуально–эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому–либо определенному предмету, могут наблюдаться у подростков обоих полов.
  9. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь).

При этом нужно отметить, что, хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подростка, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Взрослый важен и значим для подростка, он по–прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских форм» контроля, требования послушания, выраженной опеки.
Однако сила, частота, резкость проявлений конфликтов во многом зависит от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего — по инициативе взрослого.
Особенно это важно в кризисный период, когда происходит резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. 13 лет – переломная точка кризиса. Этому возрасту свойственны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.
Подростковый период — период наиболее интенсивного личностного развития ребенка, который проявляется, прежде всего, в интересе к собственной личности. Поскольку подросток более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. Феномен «воображаемая аудитория» состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, то есть непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. «Личный миф» — это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.
К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности. Завершается же социально–психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.
Литература:
Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития). Электронный учебник// http://kpip.kbsu.ru/eluch/vozr_psih.doc

Об авторе: Тукубаева Ильсияр Амировна, заместитель директора по УВР Межшкольного учебного комбината № 1, учитель 1 квалификационной категории.

Подростковый возраст. Физиологические и психологические особенности

Подросток и сложности в общении – почти синонимичные понятия. Трудный, переходный, кризисный возраст – это все о подростковом периоде, когда ребенок в возрасте 12-16 лет попадает в абсолютно неопределенное состояние, ведь детство уже как бы закончилось, а вот настоящая взрослая жизнь еще не началась.

Еще совсем недавно ласковый, понимающий и послушный ребенок превращается в резкого и агрессивного подростка, который игнорирует просьбы родителей и демонстративно делает все так, как он считает нужным. Что же происходит с ребенком и как помочь ему пройти этот важный жизненный этап?

Физиологические изменения

Когда ребенку исполняется 12-14 лет, то сложно не заметить, что в этот период он начинает активно расти. Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см., что является достаточно сложным испытанием для всего организма. Активнее всего растут трубчатые кости, формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.

Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы: изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Также более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растет сердце, увеличивается объем легких.

Максимально активны половые гормоны, благодаря чему у подростков усиливаются вторичные половые признаки: у девочек увеличивается грудь, появляются менструации, у мальчиков мутирует голос, появляется кадык, растут волосы на лице, теле, возникают поллюции. Гормоны провоцируют первые сексуальные желания – абсолютно новые ощущения для ребенка, а также трудности с самоконтролем и адекватностью восприятия своих действий.

В результате всех этих кардинальных физиологических изменений у подростка могут возникнуть проблемы со здоровьем. Частые головные боли, бессонница, повышенная утомляемость, сложности с аппетитом, нестабильное артериальное давление, снижение внимательности и отсутствие концентрации – это лишь только общий список возможных жалоб, на которые обязательно стоит обратить внимание родителям.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «По количеству гормональных и физиологических изменений подростковый период можно сравнить, не удивляйтесь, с беременностью. Организм ребенка меняется также кардинально, как и организм женщины, которая готовится стать матерью, только во время беременности этот процесс более сжат во временных сроках. Согласитесь, такие физиологические изменения не могут произойти бесследно и для психики ребенка, ведь все взаимосвязано. Рост сердца, легких и системы кровеносных сосудов происходит рывками, а результате – недостаточное насыщение головного мозга ребенка кислородом. К чему это приводит? Снижается внимание, возникают сложности с работой над несколькими объектами, например – успешно решать задачу и параллельно болтать с соседом по парте становится гораздо проблематичнее. Ребенок чувствует себя усталым, не хочет ходить в школу, учиться, прилагать какие-то усилия для получения новых знаний. В такой период родителям необходимо понять состояние ребенка, поддержать его здоровье и попытаться максимально облегчить возникшие симптомы».

Читай также: Гигиена подростков: особенности ухода за собой

Психологические изменения

Конечно, все изложенные нами выше физиологические изменения однозначно оказывают влияние на психологическое состояние подростка. Перед ребенком возникает немало новых задач и трудностей, с которыми приходится столкнуться, он пытается начать жить и общаться по-новому, как взрослый, но пока не всегда успешно это делает.

Из-за внешних изменений тела, к которым ребенку еще необходимо привыкнуть, у него может возникнуть двойственное отношение к себе: смешения чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения. Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания, яростно исследуя в зеркале каждый новый возникший прыщик.

Также в этот период у подростка наблюдается снижение самооценки. Он начинает все более активно сравнивать себя с другими мальчишками и девчонками, зачастую обращая внимание именно на свои слабые стороны, ощущает неуверенность в собственных силах. Поведение подростка в компании сверстников противоречиво:

  • с одной стороны он стремится во что бы то ни стало быть таким, как все, с другой – очень хочет выделиться и отличиться любой ценой, и не всегда с позитивной стороны;
  • с одной стороны ребенок стремится заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирует собственными недостатками.

Также в подростковый период у ребенка часто возникают проблемы в школе: из-за снижения уровня внимания и концентрации ухудшается успеваемость, к тому же подросток уже требует определенной самостоятельности и независимости, поэтому в ответ на замечания учителя отвечает резко, демонстративно и цинично. В подростковом возрасте ребенок во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине, авторитет учителя для него уже ничего не значит.

Наша мама-форумчанка Manana рассказывает: «Дочери 15-ть, и теперь уроки для нее – ничто. Раньше она хорошо училась, а теперь на все мои нравоучения по поводу школы говорит: «Мама, зачем мне это надо? У нас в классе никто не получает хорошие оценки, это не модно! С заучками никто не общается!» И что тут ответить? Как мотивировать? Начинаю рассказывать про поступление в ВУЗ, ЗНО всякие и т.д…Фыркает, типа глупости какие… Недавно я нашла в интернете статью, о том, что началось новое веяние, где ботаны – это сексуально, что умные люди опять входят в тренд. Распечатала ей, принесла почитать. Больше не знаю, как мотивировать… Когда уже этот тренд до нас дойдет?»

Школа и обучение сейчас не на первом месте у подростка, интерес к другим людям, отношения с друзьями и противоположным полом пересиливает важность и необходимость получения новых знаний. Подросток весь во власти различных душевных переживаний, остро воспринимает критику друзей, трагедией может стать разрыв с любимым человеком, замечание, сделанное мимоходом родителями или учителем.

Не смотря на важность аспекта общения, в диалогах подростка с друзьями, а особенно противоположным полом может наблюдаться развязность и нарочитая хамовитость. Помимо того, что это считается «круто» в подростковой среде, ведь культурное поведение, по их мнению, это удел слабаков, подобную реакцию можно объяснить и эмоциональной растерянностью ребенка. Он пока еще не знает, как нужно правильно общаться, и только учится строить отношения. Помочь подростку в освоении этого важного умения должны родители.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Если подросток придет за советом к родителям, очень важно отнестись к такому разговору серьезно, не отмахиваться, занимаясь важными взрослыми делами. Конечно, гораздо проще сказать «да я в твоем возрасте» «мал ты еще, чтобы думать про такое», но подобный подход никоим образом не решит возникшую у ребенка проблему. И если помочь ему не захотят родители, он пойдет за пониманием и принятием к своим друзьям, а проконтролировать, как и что у них там будет происходить, вы уже будете не в силах. Да, ребенок может съехать в учебе, но родителям стоит принять тот факт, что в подростковом возрасте в школу ходят чаще всего не для получения знаний, а ради общения со сверстниками. И если ребенок обратился к вам с проблемами типа «если друг оказался вдруг» или «а он меня не любит», не стоит пребывать в шоке и отсылать его учить алгебру или делать домашнее задание по английскому. Сядьте, поговорите с ребенком по душам, дайте какой-то дельный совет, расскажите подобный случай из своей жизни, ведь у каждого из нас было что-то похожее. Не относитесь к подростку, как к несмышленому ребенку. Представьте, что посоветоваться к вам пришел ваш друг. Вы ведь выслушаете его? В подростковом возрасте родителю очень важно оставаться человеком, с которым ребенку можно поговорить, который поймет, поможет и не осудит, особенно если у ребенка возникнут серьезные проблемы, такие как незапланированная беременность или проблемы с законом».

Читай также: Как преодолеть кризис в отношениях с подростком

Подросток и отношения с родителями

Безусловно, резкость, агрессия, циничность, грубость и другие негативные реакции в поведении ребенка часто вызывают ответную реакцию родителей: в ход идут крики, нотации, шантаж и различные ограничения.

Как ни странно, но переходный возраст – это проверка и для родителей. Именно сейчас им просто необходимо перестроить свои отношения с ребенком, перейдя с авторитарно-указывающего стиля общения («все будет так, как я сказал!») на демократичный, дружеский, понимающий.

Важно принять перемены, происходящие в ребенке, ослабить внутренний родительский контроль, перестать отслеживать каждый его шаг, понять, что ребенок взрослеет и это – абсолютно естественный процесс.

Безусловно, говорить ополном отсутствии запретов не стоит, установленные принципы и определенные нормы поведения необходимы подростку. Однако родителям стоит прививать их не путем полного неприятия желаний ребенка, а демонстрируя свои чувства и выражая свое отношение к компании подростка или его поступкам.

Вам не нравятся друзья, с которыми ребенок проводит время? С помощью «я-высказываний» вы можете выразить свое отношение к ним, постараться поговорить с подростком так, чтобы он понял, что именно вас беспокоит и прислушался. Главное, чтобы ваши аргументы были достаточно весомыми, просто «они все нечесаные и немытые, в наколках, постоянно курят и ржут» не подойдет. Не стоит безосновательно обвинять ни друзей подростка, ни его самого. Лучше формируйте предложения с использованием фраз «я думаю, что…», «мне кажется, что…», «я переживаю, что ты…», «мне бы хотелось, чтобы ты…», «мне будет спокойнее, если…» и т.д.

Если же подойти к вопросу с позиции запретов («с ними ты будешь общаться только через мой труп!»), достичь консенсуса с подростком вряд ли удастся. Чаще всего в ответ на позицию родительского давления ребенок замыкается и уходит в себя или делает назло, даже если прекрасно понимает последствия своего поведения.

Наша мама-форумчанка Koti рассказывает: «Когда я разговариваю с сыном подростком, мне кажется, что я вернулась на 13-15 лет назад и пытаюсь уговорить годовалого или трехлетнего карапуза, покушать или уйти с площадки без традиционной истерики. Сейчас – аналогичная ситуация, просто карапуз вырос, а вот стиль общения с ним пока приходится поддерживать почти точно такой же. Задача – выстроить разговор так, чтобы не сорваться. Реакция сына на крик – полный игнор, как и 13-ть лет тому. А мне это не подходит аж никак, ведь мне нужно достучаться до его понимания. Терпение – наше все. Хорошо, что нас с мужем двое – когда один выходит из себя, вступает другой и наоборот. Пока держимся…»

Часто родители требуют от подростка взрослого поведения, но сами ведут себя по отношению к нему, как к ребенку, контролируя его желания и чрезмерно опекая. Родителям просто необходимо проявить инициативу, понять, что ребенок уже вырос из детских штанишек и помочь ему пережить сложный подростковый период как можно легче, сохраняя эмоциональную близость.

Залогом того, что подросток из ершистого негативиста превратится в нравственную, серьезную и самостоятельную личность с сильным характером и адекватной самооценкой – любящие и понимающие родители, вместе с которыми пройти нелегкий путь подростковых изменений ребенку будет гораздо комфортнее.

Читай также: Подростки и родители: учимся понимать друг друга

Что делать родителям, если их семья пошла по этому курсу?

Психологи отвечают однозначно: после 18-20 лет дать ребенку отдельную шлюпку, чтобы он плыл на ней сам. И при этом объяснить, для чего это нужно.

Конкретный пример: мама воспитывала сына одна, дотащила его до института, а дальше не смогла. В институте никто не контролирует, уроки не проверяет, и после первой сессии он был отчислен. Сидел дома, не работал, общался с виртуальными друзьями. Мама долго уговаривала его найти работу, но он все кормил ее обещаниями.

Прошел год. Мама не нашла другого выхода, как уехать в другой город, чтобы дать сыну возможность самому о себе позаботиться. Отдала ему его паспорт и уехала, отключив телефон. Сначала он думал, что это глупая шутка, но когда вся еда в доме закончилась, понял, что должен выживать сам.

Мама при этом «сожгла все мосты»: не оставила свои контакты, просто исчезла. И даже не пыталась узнать, как у него дела. Надо сказать, что это очень редкий случай. Просто она поняла, что по-другому нельзя, если хочет, чтобы сын стал самостоятельным.

Когда в доме закончилась еда, парень понял, что надо что-то делать.

Через год мама приехала, а у него все хорошо: работает в магазине электроники, завел собаку, научился готовить, дружит с коллегами. Так мама спасла сына от инфантилизма и пожизненной подростковости.

Есть менее кардинальный, но тоже показательный случай:

Сын закончил институт и никак не мог найти работу. Наверное, он искал что-то особенное для себя, то есть был очень требовательным. Период поиска «достойной работы» затянулся на целый год, и родители поняли, что сына устраивает эта ситуация.

Тогда они договорились, что будут питаться вне дома, чтобы сын понял, что должен сам себя обеспечивать.

Их взрослое чадо продержалось две недели, а потом помчалось на поиски работы. И уже через пару дней все устроилось.

Но родители не остановились на этом: они поставили условие, что сын будет давать деньги на еду и оплачивать часть квартплаты. Сейчас это вполне самостоятельный мужчина, который обеспечивает свою семью — жену и ребенка.

Если договориться не получается

Есть и отрицательные примеры, когда родители опаздывают с такими решительными действиями. И чем больше лет «вечному подростку», тем труднее побудить его к самостоятельности. Он так и будет сидеть на шее родителей и жить за их счет. И часто такие люди становятся агрессивными, требуя от близких полного обеспечения своих потребностей без какого-либо отклика с их стороны.

Поэтому условие «пока ты живешь у меня, ты живешь по моим правилам», нужно озвучивать еще до наступления подросткового возраста.

Озвучиваются права и обязанности обеих сторон. И если ребенок не выполняет свои обязанности – он лишается какого-то права. К примеру, на этот месяц он остается без интернета. Или на эту неделю без карманных денег. Решать вам, какие санкции будут применены, потому что правила устанавливаете вы.

Если родители вовремя этого не сделают – их ждут бесконечные походы по психологам, которые будут говорить одно и то же: «Выгоняйте его/ее из дома или уезжайте сами – пусть выплывает, как может».

Или придется содержать взрослое чадо всю жизнь – всю вашу жизнь. А дальше – как получится. Выбор, как и прежде, за родителями.

>Подростковый возраст: кратко о переходном возрасте

Особенности подросткового возраста

  • Всестороннее половое созревание, сопровождающееся быстрым физическим ростом, изменением роста и веса, изменение пропорций тела (например, у мальчиков увеличиваются плечи, фигура становится более «мужской)
  • Формируется и завершается сексуальная ориентация подростка. Формируются вторичные половые признаки (см. выше). Возрастает интерес к потенциальным партнерам.
  • Трудности в кровоснабжении головного мозга, функционировании легких, сердца, связанные с быстрым ростом органов и перестройки организма.
  • Появляется способности логически мыслить, оперировать абстрактными категориями, фантазировать (у детей младшего возраста нет таких способностей, они развиваются со временем). Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни, а также интересуются философскими учениями и стремятся к логическому мышлению, спорам на философские и другие темы.
  • Появляется умение сопереживать, сами переживания становятся глубже, чувства — сильнее. Проявляется интерес к ранее неинтересным сферам жизни (социальной, политической и т.д.).
  • Общение со сверстниками становится необходимостью, это дает возможность выразить эмоции, поделиться, а также дает возможность формирования норм поведения в обществе.
  • Общение с родителями и родственниками уходит на второй план.
  • Появляется потребность принадлежности какой-то группе подростков. В частности, которая приветствует определенные элементы одежды, обороты речи и т.д. При это те, кто не имеют этих признаков, могут быть не приняты в этой группе.
  • Желание принять на себя обязанности и права взрослых.
  • Формирование самооценки ребенка, способность принять как свои положительные, так и отрицательные черты, в т.ч. в волевой сфере.

Основные сложности подросткового возраста

  • Угловатость и неуклюжесть. В связи с поэтапным ростом организма (сначала растут кисти рук и ног, затем конечности и в последнюю очередь — туловище), многие подростки становятся неуклюжими и комплексуют из-за этого.
  • Частая смена настроений и физического состояния, которые возникают в организме в связи с ростом внутренних органов.
  • Быстрая возбудимость, влияние эмоций на духовную жизнь.
  • Обиды, озлобленность, раздраженность (особенно у подростков в тяжелой жизненной ситуации).
  • Напряженные отношения с родителями, избегание общения с ними, отдавая предпочтения сверстникам возникают в случаях, когда родители не готовы относиться к подростку как к самостоятельному, взрослому человеку, уважая его взгляды и чувства.
  • Возникновение т.н. подросткового одиночества.

Все мы были подростками и прошли через все трудности. Уверены, что это было возможным, благодаря поддержке родителей, семьи, педагогов, которые могли с пониманием относится к нашим «выходкам». От родителей и педагогов многое зависит: к сожалению, случаев, когда ребенок «ломался», уходил с правильной дороги, ввязывался в плохую компанию и даже совершал самоубийство, немало.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *