Вотум недоверия правительству

Парламенты, основанные на британской традиции

В странах британской парламентской традиции, включая Соединённое королевство, Канаду, Австралию или Новую Зеландию, к вотуму доверия может привести предложение или поправка оппозиции или принятие финансового законопроекта, например бюджета. После обсуждения вопрос ставится на голосование. В случае отрицательного ответа правительство должно вручить заявление об отставке, парламент распускается, и в самый короткий срок организуются досрочные всеобщие выборы.

В Канаде

В 2005 в Палате общин Канады прошло два вотума доверия. Первый, в мае 2005, касался бюджета. Правительство меньшинства Либеральной партии Канады сохранило доверие Палаты, вовремя объединившись с Новой демократической партией и назначив в кабинет министров консервативного депутата.

Второй, прошедший 28 ноября 2005, был вотумом недоверия, предложенным тремя оппозиционными партиями. Принятый 171 голосом против 133, вотум вынудил премьер-министра Пола Мартина подать в отставку от лица своего правительства и требовать роспуска парламента и объявления всеобщих выборов, проведённых 23 января 2006.

Во Франции

Первый абзац статьи 49 конституции 5-й республики предусматривает, что правительство может потребовать провести голосование по вопросу о доверии в Национальном собрании и нигде более. Этот вопрос может касаться правительственной программы или общеполитической декларации. Это одна из трёх форм использования политической ответственности правительства наряду с вотумом недоверия и принятием текста без голосования, которое предусмотрено статьёй 49, абзацем 3. Вопрос о доверии — классический механизм парламентарного режима: он призван обеспечить существование взаимных способов воздействия у исполнительной и законодательной властей. Он соответствует праву роспуска Национального собрания, которым располагает президент Республики на основании статьи 12 Конституции. На деле вопрос о доверии может преследовать две цели: либо чтобы в начале срока убедиться, что программу нового правительства поддержит большинство для её применения, либо чтобы укрепить большинство Национального собрания вокруг правительства в случае расхождения во мнениях или крупного политического события.

С 1958 все правительства, ставившие вопрос о доверии, получали поддержку Национального собрания. Правительство Франсуа Фийона получило её 17 марта 2009 на свою декларацию о внешней политике (касающуюся, в частности, восстановления Франции в объединённом военном командовании НАТО) при 330 голосах «за», 238 «против» и 9 воздержавшихся. Правительство Доминика де Вильпена также получило поддержку 8 июня 2005 363 голосов против 178. Вотум доверия необязательно обеспечивает премьер-министру сохранение его правительства: в 1972 Жак Шабан-Дельмас вынужден был вручить заявление об отставке Жоржу Помпиду лишь через несколько недель после получения поддержки от своего большинства. Этот пример иллюстрирует одну из особенностей французской конституционной системы: премьер-министр, законность которого зависит от Национального собрания и который отвечает перед ним, должен также убедиться в поддержке президента Республики, за исключением периода сосуществования правительства и главы государства, принадлежащих к разным политическим направлениям, когда президент теряет свои основные прерогативы. Эта форма режима именуется дуалистическим парламентаризмом.

Примечания

  1. 53. Взаимоотношения правительства и парламента Flashcards | Quizlet. quizlet.com. Дата обращения 10 ноября 2016.
  2. Премьер-министр может после обсуждения Советом Министров вынести на одобрение Национального собрания программу Правительства или его общеполитическую декларацию, ставя вопрос о доверии.
  3. Национальное собрание выражает недоверие Правительству путём голосования резолюции порицания. Такая резолюция должна быть подписана не менее, чем одной десятой частью членов Национального собрания. Голосование проводится лишь через сорок восемь часов после её внесения. Подсчитываются только голоса, поданные за резолюцию порицания, которая может быть принята лишь большинством голосов членов Национального собрания. За исключением случая, предусмотренного нижеследующим абзацем: депутат не может подписывать более трех резолюций порицания в течение одной и той же очередной сессии, и не более одной — в течение одной и той же внеочередной сессии.
  4. Премьер-министр может после обсуждения Советом Министров поставить перед Национальным собранием вопрос о доверии Правительству в связи с голосованием по конкретному проекту. В этом случае, проект считается принятым, если только в последующие двадцать четыре часа не будет внесена и принята согласно условиям, предусмотренным в предыдущем абзаце, резолюция порицания.

Примеры борьбы парламента с правительством

В России:

  • 24.10.1994. Процедура не прошла – не хватило 31 голоса.
  • 21.06.1995 вынесен вотум недоверия правительству В. Черномырдина. На следующий день премьер-министр внес встречный вопрос. Дума, испугавшись роспуска, проголосовала за доверие.
  • 15.10.1997 Парламент вновь начал обсуждать вопрос о доверии кабинету В. Черномырдина. Правительство пошло на уступки, и вопрос сняли с рассмотрения.
  • 14 марта 2001 и дважды в 2003 г. КПРФ вносила предложение о недоверии правительству М. Касьянова, но безуспешно.
  • 20.09.2004 КПРФ и партия «Родина» внесли предложение о недоверии правительству М. Фрадкова. Вотум не был вынесен из-за отказа КПРФ от своих претензий в день голосования.

В мире:

  • Канада. В ноябре 2005 г. оппозиционные партии провели через Парламент вотум недоверия. В результате премьер-министр подал в отставку. Парламент тоже, по требованию оппозиции распустили и провели внеочередные всеобщие выборы.
  • Румыния. В июне 2018 г. парламент не принял решение о недоверии правительству.
  • Испания. В июне 2018 г. парламент отказал в доверии правительству и премьер-министр Мариано Рахой ушел в отставку.
  • Франция. 01.08.2018 г. парламент отклонил вотум недоверия правительству.

Вотум недоверия – рычаг для контроля исполнительной власти. Но рычаг тяжелый. Как показывает практика, случаев, когда он сработал, заметно меньше, чем количество инициированных процессов. Это объясняется тем, что правительство всеми способами обеспечивает себе большинство голосов в парламенте.

ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ

Смотреть что такое «ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ» в других словарях:

  • Вотум недоверия — выраженное (нижней) палатой парламента неодобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра. На практике выражение вотума недоверия приводит: либо к уходу в отставку правительства и… … Финансовый словарь

  • вотум недоверия — осуждение, неодобрение, порицание Словарь русских синонимов. вотум недоверия сущ., кол во синонимов: 3 • неодобрение (12) • … Словарь синонимов

  • ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ — в государственном праве стран с парламентарной формой правления выраженное, как правило, нижней палатой неодобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра (соответственно вотум доверия… … Энциклопедия юриста

  • ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ — в парламентской практике государств с парламентарной формой правления выраженное, как правило, нижней палатой неодобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра. Инициатива постановки… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • вотум недоверия — в парламентской практике выраженное (как правило, нижней палатой парламента) неодобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра. Инициатива постановки вопроса о В.н. может Исходить от… … Большой юридический словарь

  • ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ — в государствах с парламентарной формой правления выраженное, как правило, нижней палатой парламента неодобрение политической линии, законопроекта правительства либо отдельного министра. Выражение В.н. правительству на практике приводит либо к… … Политология: словарь-справочник

  • ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ КОНСТРУКТИВНЫЙ — (см. КОНСТРУКТИВНЫЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Конструктивный вотум недоверия — особая форма вотума недоверия главе правительства, выражающаяся в избрании ему преемника большинством голосов от числа членов парламента. См. также: Парламентский контроль Выборы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

  • КОНСТРУКТИВНЫЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ — особая форма вотума недоверия главе правительства, выражающаяся в избрании ему преемника большинством голосов от числа членов парламента или той его палаты, перед которой ответственно правительство. Предусмотрен конституциями ФРГ, Словении, Папуа … Юридический словарь

  • КОНСТРУКТИВНЫЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ — особая форма вотума недоверия главе правительства, выражающаяся в избрании ему преемника большинством голосов от числа членов парламента или той его палаты, перед которой ответственно правительство. Предусмотрен конституциями ФРГ, Словении, Папуа … Юридическая энциклопедия

Лекция по «КПЗС»

Особенно данной деятельностью правительство занимается при парламентарной форме правления.:

    1. Обеспечение правопорядка на всей территории государство
    2. Внутренней безопасности гос.
    3. Законности.

Правительство часто по конституции обладает чрезвычайными полномочиям:

        • В случаях указанных в конституции правительство имеет право принять юридические действия по ликвидации стихийных бедствий
        • В некоторых странах правительство имеет право в области чрезвычайного законодательства принять меры по обеспечению целостности государства, а так же предотвращению нападения на какой-либо субъект федерации, а так же принять меры по ликвидации массовых беспорядков на территории всего государства.
  1. Правительство несёт политико-правовую и конституционно-правовую ответственность перед президентом и парламентом (нужно сказать про вотум недоверия и его виды). !!!Может быть в качестве подвопроса!!!

Политико-правовая (конституционно-правовая) ответственность правительства.

Необходимо различать политическую ответственность правительства и юридическую ответственность правительства.

Различия:

  1. Политическую ответственность правительства несут перед парламентом за проводимую политику государства
  2. Юридическую ответственность правительство и его члены несут за правонарушения., при этом юридическую ответственность правительство и его члены несут при любых формах правления.

Политико-правовая ответственность перед парламентом имеет место только перед парламентарных и смешанных формах правления.

Перед главой государства правительства и его члены несут при президентских. А также при некоторых смешанных формах правления.

Во многих ЗС политико-правовая ответственность правительства за проводимую политику в стране является солидарным: при неодобрении этой политики в отставку уходят все члены правительства даже если кто-то из них в чём-то с этой политикой не соглашался. Так же когда ставится вопрос о доверии премьер-министра то в отставку уходит всё правительство в полном составе.

Формы Политико-правовой парламентской ответственности выделяют следующие в ЗС:

  1. Отказ в доверие – отказ в доверии имеет место в случае когда правительство само поставило вопрос о доверии. В связи с каким-либо н\п актом, принятие которого правительство добивается от парламента.
    Это довольно эффективный способ давления на парламент, особенно в условиях. Когда отказ в доверии и вызванный этим правительственный кризис в государстве может привести к роспуску парламента, либо к его нижней палаты
  2. Вотум недоверия за недолжную по мнению парламента проводимую политику. —
    Вотум недоверия – это институт КПЗС в рамках которого правительство несёт политико-правовую и конституционно-правовую ответственность перед парламентом в результате парламентской инициативы.
    В интересах стабильности правительства иногда конституции ЗС усложняют процедуру парламентской инициативы вотума недоверия, требуя. Чтобы эта инициатива исходила от более или менее значительной группы парламентариев, а также часто необходимо в данном случае подача за резолюцию недоверия абсолютного или квалифицированного большинства в палате.
    В КПЗС выделяют 2 вида вотума недоверия:
    1. Конструктивный вотум недоверия – считается состоявшимся, если парламент или его нижняя палата не просто приняли резолюцию порицания, а определили главу нового правительствац
      Пример: Основой закон ФРГ 1949 года в ст. 67 закрепленно, что бундестаг может выразить недоверие федеральному канцлеру только путём избрания большенству своих членов ему приемника и обращение к федеральному президенту с прозьбой об увольнении прежнего федерального канцлера и назначения новоизбранного, федеральный президент обязан это сделать.
      Такая система позволяет избежать длительных правительственных кризисов, вызванных тем. Что парламент свергнув правительство долгое время не может создать ему замену, что часто имеет место быть при деструктивном вотуме недоверия.
      Так в 1942 году Брант располагал очень небольшой поддержкой бундестага в сязи с чем была введена резолжци об отправлении а отставку.
      Гельмульт Кольт Кольт сам поставил вопрос о недоверии. А результате голосованя в меньшенстве. В данному случве Кольт потребовал в соотвтетствии с основныи=м закон ФРГ распустить бундетсаг и назначит новые выьорыю

В 20005 году – Шрёдеру был вынесен вотум недоверия. В результате Шрёдер казался в меньшинстве Он также потребовал распустить бундестаг и назначить новые выборы

    1. Деструктивный вотум недоверия – наиболее часто используемый в ЗС, это более мягкая и более гибкая процедура чем конструктивный вотум. Если в результате голосования правительство уходит в отставку, то в таких случаях у политических партий всегда есть достаточнй простор во времени и выбор кандидатур для формирования нового правительства.
      Если президент по просьбе правительства распускает парламент в качестве ответный меры на деструктивный вотум недоверия. То проводятся новые выборы парламента или нижней его палаты и речь тогда идёт о формировании нового правительства с учётом расстановки политических сил в конкретный момент выраженный на выборах в парламент.
      Пример: Италия. Это чисто классическая парламентарная республика. Но в её конституции закреплена деструктивный вотум, в связи с чем множество учёных ставит в упрёк, что правительство Италии самое нестабильное в мире.

Законодательная власть в ЗС, парламент в системе органов ЗС.

Народное представительство и законодательная власть в ЗС.

(№ 36)

Законодательная власть в ЗС осуществляется в различных организационно-правовых формах. Эти формы получили юридическое закрепление в действующих конституциях ЗС.

Конституционно-правовое регулирования данного вопроса вытекает прежде всего из науки КПЗС.

Профессор Еллинек указывал на то что законодательная власть реализуется в следующих формах:

  1. Высшей формой является непосредственное участие самого народа в законодательной власти (народ есть высшая законодательная власть. Ему изначально принадлежит всякая власть вообще)
  2. Согласно Еллинеку народ является коллективным парламентом, поэтому следующей формой он выделяет – свободный выбор, а затем уже референдум.
  3. Постепенно мы приходим к представительной форме законодательной власти.

Французское законодательное право.

Законодательная власть может быть осуществлена только по средствам парламента, также законодательная власть может быть осуществлена в форме народной инициативы, с помощью петиций. В настоящее время правом народной инициативы по конституции обладают только в таких странах как в Швейцарии, Австрии, Италии и частично Германии.

В Великобритании.

Исходят из того что законодательная власть подчинена принципу верховенства парламента. Парламент высший представительной орган законодательной власти. Законодательная власть реализуется в форме парламентской демократии.

Сидней Лоу: «Парламент является законодательным корпусом, а народ всего лишь избирательным корпусом.»

Современна западная конституционно-правовая наука исходит из того что функции законодательной власти непосредственно связанны с представительными учреждениями в лице парламента, причём в соответствии с принципом народовластия (народного суверенитета). При этом отмечается что парламент не имеет право отказывать от своих законодательных полномочий, потому что конституционалистами в ЗС отказ от законотворчества парламента трактуется как покушение на основу конституционного строя.

Представительный законодательный орган государственной власти является организационно-правовой формой народного представительства и суверенитета народа.

Реализуя свои суверенные права как источник власти народ:

    • имеет право на формирование законодательных органов власти,
    • имеет право на делегирование этим органом власти на определённое время осуществление властных полномочий, а также
    • народ осуществляет контроль за реализацией властных начал государства.

Поэтому народное представительство является институтом конституционного (государственного) права, который выражает представительную демократию и народовластие как важнейший принцип организации государственной власти.

В связи с этим в КПЗС народовластие является формой государственно-властной деятельности самого народа.

В конечном итоге законодательная власть реализуется по средствам самого народа при его участие как в принятии законодательных решений так и в том что народ всегда имеет право на изменение тех принципов государственной власти, которые его не устраивают.

Работа профессора Кима 1975 года «Государственная власть и народное представительство».

Парламент в системе органов ЗС.

Парламент фактически является единственным законодательным органом государственной власти в ЗС в связи с тем что в 20ых – 21ых веках происходит постепенное усложнение социально-правовых отношений в обществе. Что требует более точного квалифицированного регулирования. Данному процессу предшествует этап прогнозирования и глубокого аналитического исследования.

В современных ЗС под законодательной власть понимается представительная демократия, которая непосредственно связанна со свободными выборами. Поэтому законодательная власть в современный период не рассматривается как право принимать законы, это понятие гораздо шире. Это связанно с тем что представительная демократия основана на независимости депутатского мандата. Независимость (свободность) депутатского мандата закреплена практически во всех конституциях ЗС. Данная норма обычно закрепляет, что депутат является независимым с момента его избрания. В соответсвии с чем избиратель не имеет права инициировать отзыв депутата. Из этого следует что депутат является представителем не какого-то определённого округа, а он является представителем всего избирательного корпуса.

Свободный депутатский мандат в условиях отсутствия демократических политико-правовых процедур при помощи которых можно было бы контролировать депутата и его деятельность приводят в конечном счёте к деформациям и извращениям смой идеи народного представительства, а также приводит к безответственности депутата. Поэтому современная представительная демократия предполагает обязательное публичное проведение заседаний палат парламента, которые связанны с осуществлением законотворчества.

С политической и конституционно-правовой точки зрения представительный орган государства выражает во вне волю народа, но при этом нужно учитывать 2 важных фактора:

  1. Наличие политических партий и фракций, а также депутатских групп в нижней палате парламента
  2. Сама по себе законодательная власть отдельно от 2 других ветвей власти существовать и функционировать не может. В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть входит в государственную власть на ровне с 2умя другими ветвями власти

Из этого следует, что законодательный процесс в государстве, который осуществляют представитель народа. Всегда непосредственно связан с партийными интересами и интересами отдельных групп или социальных слоёв населения.

В условиях развитой западно-парламентской демократии партийный парламент способствует тому, что законотворческая деятельность становится более эффективной более полной и объективной.

Так политические партии в процессе обсуждения законопроектов вносят свои предложения, которые отражают интересы различных социальных сил общества. Через этот механизм создаются условия для социального компромисса в обществе и государстве. Поэтому парламент связан с другими органами гос. власти тем, что в процессе законотворчества парламент имеет возможность осуществлять контроль за другими органами гос. власти.

Кроме этого на парламент распространяется конституционный механизм сдержек и противовесов, который вытекает из теории разделения властей. Так в конституциях ЗС предусмотрена возможность роспуска парламента. У президента при президентских республиках имеет место быть право вето.

Современные парламенты в ЗС занимаются прежде всего принятием законов, т.е. они выполняют свою главную законодательную функцию. Парламенты формируют другие органы гос. власти (правительство).

Парламенты осуществляют контроль за правительством (именно за деятельностью правительства)

Функция представительства парламентом всей нацией (всего народа).

Полномочия парламента в ЗС.

Парламент в ЗС раскрывает свою социальную сущность и назначение осуществляет определённые полномочия. Данные полномочия парламента всегда связанны с законодательством и представительством.

В КПЗС выделяют:

  1. Абсолютные полномочия парламента (неограниченные) – обладают парламенты в таких странах как Великобритания и Япония. Страны Англосаксонской системы права. Так согласно конституционному законодательству этих стран, парламенты признаются высшими органами гос. власти. В связи с чем парламент в этом государстве обладает всеми полномочиями, которые необходимы в интересах законотворчества и государства.

В Великобритании на статуты или законы, которые принимаются палат ой общин не распространяется право вето. А также не распространяется возможность отмены этих законов в судебном порядке.

  1. Ограниченные полномочия парламента. – имеет место быть в других ЗС. Так в конституции Франции 1958 года (ст. 34, 35) закреплена норма в соответствии с которой указываются те сферы общественных отношений которые могут быть урегулированы только парламентскими законами. Причём акты принимаемые парламентом в этих странах могут быть отменены органом конституционного судопроизводства. А также могут быть отклонены президентом (США, Мексика, Франция).

Компетенции парламента:

  1. Важнейшей компетенцией парламента в ЗС является осуществление законотворчества, т.е. процесс принятия законов.

Таким образом в ЗС законом являются только те н\п акты, которые принимаются парламентом. Реализуются законодательная компетенция парламента.
делегированное законодательство это право исполнительной власти осуществлять законотворческую деятельность на основании решении самого парламента.
Парламент на основе конституции делегирует особые полномочия законотворческой деятельности главе государства либо правительству:

    1. На определённый срок
    2. В определённый срок общественной жизни
    3. При осуществлении парламентского контроля за процессом делегированного законодательства.

Делегированное законодательство применяется в ЗС в основном с парламентарной или смешанной формой правления. В президентских же республиках считается что делегированное законодательство противоречит принципам разделения властей

Широко применяется делегированное законодательство в таких странах как Франция, Италия, Германия

  1. Финансовая компетенция парламента
    Финансовая компетенция парламента реализуется в процессе финансового контроля осуществляемого парламентом в следующих сферах:
    1. Парламент государства ежегодно утверждает гос. бюджет
      В рамках этой конституционно процедуры парламент всегда принимает закон.
    2. Парламент заслушивает отчёт правительства об исполнении гос. бюджета за прошедший финансовый год (принадлежит право парламента утвердить этот отчёт или нет.)
    3. Только с разрешением парламента возможно установление в гос. единых государственных налогов и сборов
    4. Только парламент в гос. регулирует эмиссию денег и устанавливает различные займы (гос. займы)
    5. Определённые ценные бумаги выпускаются также только с разрешения парламента.
  2. Ратификация и денонсация международных договоров.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *