Виды избирательной системы

Избирательная система: определение, типы. Избирательная система в рф

Типы избирательных систем

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса — гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. Большинство в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному — либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.

Таким образом, мажоритарная избирательная система — система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Мажоритарная избирательная система является единственно возможной при выборах глав государств или государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания).

Пропорциональная избирательная система

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.

Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая по его мнению наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.

Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система — система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти. В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» — минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

• пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны; • пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

Основная претензия, предъявляемая к пропорциональной избирательной системе, заключается в том, что избиратель не имеет возможности влиять на персональный состав выборного органа власти. С целью преодоления этого недостатка в некоторых странах пропорциональная избирательная система предполагает преференциальное голосование. При таком голосовании избиратель не только голосует за тот или иной партийный список, но и имеет возможность с помощью определения своих предпочтений (рейтингового или ординального голосования) изменять приоритетность партийного списка. Еще одна существенная претензия к пропорциональной системе связана с относительной независимостью партийных депутатов от регионов и невозможностью в этой связи выражать региональные интересы во власти. Данный недостаток попытался преодолеть российский законодатель, предусмотрев разбивку федерального списка кандидатов от партии на региональные группы, соответствующие при определенных условиях части территории субъекта федерации, субъекту РФ, группе субъектов РФ. При этом в федеральном списке кандидатов от партии должна быть предусмотрена и общефедеральная часть. В законе о выборах депутатов Государственной Думы предусмотрено распределение мандатов с учетом региональных предпочтений по отношению к списку кандидатов от определенной партии. Для этого в законе разработана специальная методика. Представляется, что данный подход в сочетании с основными достоинствами пропорциональной избирательной системы является одним из наиболее эффективных в обеспечении адекватного представительства интересов гражданского общества во власти.

Смешанная избирательная система

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть — по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой — для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система — это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть — на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Подобная система использовалась для выборов депутатов Государственной Думы РФ первых четырех созывов. Половина (225) депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. Избрание происходило на основе относительного большинства: избранным считался кандидат, получивший голосов больше, чем другие кандидаты при условии, что голосов против всех кандидатов подано меньше, чем за победившего кандидата. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа.

Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225-мандатном избирательном округе. Политические партии выдвигали составленные в порядке приоритета (ранжированные) списки своих кандидатов, за которые предлагалось проголосовать избирателям всей страны. Соответственно, правом участвовать в таких выборах предоставлялось (на определенных условиях) только общефедеральным партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов получали партии (избирательные блоки), набравшие в целом по стране более 5% голосов избирателей. Выборы считались состоявшимися при условии 25%-ной явки избирателей, а также если по итогам голосования партии-победительницы получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

• смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры — это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);

• смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

В научной литературе термин «избирательная система», в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях — широком и узком.

В широком смысле избирательная система — это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

Если попытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.

Избирательная система современной России, как явствует из вышеизложенного, претерпевала существенные изменения, что определялось во многом складывающейся политической ситуацией. Политическая элита находится в поиске наиболее эффективных избирательных технологий, эффективных в смысле реализации стоящих перед ней политических задач. Поэтому и на сегодняшний день говорить об окончательно сложившейся избирательной системе в России вряд ли правомерно.

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способа организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая будет применяться для выборов Государственной Думы по закону 2005 г.

В свое время наши советские законы были крайне скупы. Теперь количество слов приводит к ухудшению качества и степени знакомства населения с законами. Но ведь такие законы — это не государственный бюджет, они адресованы именно гражданам.

Однако, не смотря на существование ряда проблем, законодательство (федеральное и региональное) позволяет определить использование той или иной избирательной системы при формировании конкретных органов политической власти.

Естественно, выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок — в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей сокращается наполовину.

Порог явки избирателей на избирательные участки должен быть выше 50% граждан, имеющих право голоса. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов от проголосовавших избирателей.

Совет Федерации Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя от региона).

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, будут проводиться по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.

Главы регионов назначаются путем представления Президентом РФ кандидатур законодательным собраниям соответствующих субъектов РФ, которые должны утвердить их в должности. Согласно Федеральному закону О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

В современной России на формирование избирательной системы влияют различные силы. Среди них есть те, кто искренне надеется отшлифовать демократические процедуры формирования реально представительной власти. Однако много и таких политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном законодательстве России существует множество лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования, «выбросы» бюллетеней за не явившихся на избирательные участки лиц, откровенная подтасовка результатов выборов и т.д. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России.

Мажоритарная избирательная система в России

В основе самой распространенной мажоритарной избирательной системы установлен принцип большинства. Иными словами, это говорит о том, что избранными считаются те кандидаты, которые набрали наибольшее количество голосов в ходе выборного процесса. Выборы могут проводиться на определенной территориальной зоне, которая определяет избирательный круг. Соответственно, этими избирательными зонами устанавливаются избиратели и их количество. Например, во время выборов президента страны избирательный круг будет определен всем государством.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Если говорить о мажоритарной избирательной системе, то в результате полученного минимального количества голосов могут быть определены три разновидности данной избирательной системы, которая существует на территории Российской Федерации:

  • Избирательная система абсолютного большинства.
  • Избирательная система квалифицированного большинства.
  • Избирательная система относительного большинства.

Пропорциональная и смешанная избирательные системы в России

Современная пропорциональная избирательная система отличается имеющимся принципом пропорционального политического объединения, которое отражается среди всех участников выборного процесса, то есть выборов. В виду этого избиратель может голосовать не за конкретного кандидата, а именно за имеющуюся политическую партию, или политическое объединение. Любое политическое объединение должно предоставить список, где будут перечислены все представленные кандидаты в той очереди, которая соответствует занимаемым местам в представительном политическом органе.

Кроме этих двух избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, существует третья разновидность – это смешанная избирательная система. Смешанная избирательная система представляет собой следующий принцип: некоторая часть депутатов от представительного органа должна быть избрана по мажоритарной избирательной системе, а вот вторая часть должна быть избрана по правовому принципу пропорциональной избирательной системе. Стоит отметить, что при применении смешанной избирательной системе голоса избирателей никаким образом не могут быть смешаны. Каждые голоса будут рассматриваться избирательной комиссией в отдельности.

Современная избирательная система может быть рассмотрена в широком смысле своего определения. Избирательная система – это установленная совокупность определенных общественных отношений, которые связаны между собой процессами проведения выборов. Что касается узкого определения избирательной системы, то стоит говорить о определенном способе подведения итогов в соответствии с полученными голосами и процессом подсчета соответствующих голосов.

Как уже было сказано ранее, современная избирательная система, которая активно применяется на территории Российской Федерации, разделена на три разновидности:

  • Во-первых, это мажоритарная избирательная система.
  • Во-вторых, это пропорциональная избирательная система.
  • В-третьих, это смешанная избирательная система, которая характеризуется непередаваемостью голосов.

Избирательная система

Карта избирательных систем мира. Система относительного большинства Система абсолютного большинства Рейтинговое голосование Мажоритарная бонусная система Голосование блоком Голосование партийным блоком Система единого непереходного голоса Кумулятивное голосование Модифицированный подсчёт Борда Партийный список Биномиальная избирательная система Система единого передаваемого голоса Смешанная избирательная система (относительное большинство) Смешанная избирательная система (абсолютное большинство) Параллельное голосование (относительное большинство) Параллельное голосование (абсолютное большинство) Параллельное голосование (голосование блоком) Параллельное голосование (система единого непереходного голоса) Нет прямых выборов Нет информации Голосование на выборах в СССР, иллюстрация из газеты «Коммунистическая Исфара», 29 декабря 1938 года.

Избирательная система (система голосования, система выборов) — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.

Избирательная система как термин является широким понятием и объясняет, подразумевает под собой все аспекты процесса голосования: сроки проведения выборов, определение количества избирателей и кандидатов, система выдачи и подсчёта бюллетеней для голосования, расходы на кампанию и другие факторы, связанные с процессом избрания органов публичной власти, граждан на руководящие должности. Политические избирательные системы определяются конституциями и избирательными законами, как правило, проводятся избирательными комиссиями и могут использовать различные типы выборов для различных должностей.

Избирательные системы на выборах в органы публичной власти, граждан на руководящие должности устанавливаются избирательным законодательством государства, в некоторых странах существуют Центральные избирательные комиссии, в компетенцию которых входит контроль за соблюдением избирательных прав граждан страны, обеспечение подготовки и проведения выборов и иных голосований, организация их финансирования и другое.

На законодательном уровне, в частности, в СССР, понятие «избирательная система» было впервые закреплено в Конституции СССР 1936 года, когда в ней появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав граждан страны, порядка организации и проведения выборов и пр.

В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило перевода полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партийный список кандидатов) специалисты проводят их классификацию.

Виды избирательных систем

Мажоритарная избирательная система

Основная статья: Мажоритарная избирательная система

Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (фр. majorité — большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства:

  • в первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос;
  • во втором случае победителем становится кандидат, набравший обыкновенное большинство голосов;
  • в третьем случае победителю необходимо набрать заранее установленное (квалифицированное) большинство, по величине выше половины голосов — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Пропорциональная избирательная система

Основная статья: Пропорциональная избирательная система

Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в полном соответствии с числом набранных партиями голосов.

Определяется обычно путём деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ. Пример: дано 60 млн голосов и 100 мандатов: соответственно, партия должна получить 600 тыс. голосов минимально, чтобы получить один мандат. Одной из основных проблем пропорциональной системы является подсчёт остатков голосов, в каждой стране он распределяется по-разному.

В России такая система в своём полном виде работала при формировании Государственной Думы с 2007 по 2011 годы (ныне действует смешанная). Существует на региональных выборах.

Кроме того, на выборах в Государственную Думу 2007 года избирательный барьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки и возможность голосовать «против всех»; партиям было запрещено объединяться в партийные блоки.

На выборах разных уровней в России эта система работает так: сумму голосов избирателей, поданных за все прошедшие в парламент (преодолевшие 5 % барьер) партии, делят на 450 (число мандатов по федеральному избирательному округу). Полученный результат является первым избирательным частным. Затем голоса избирателей, поданные за каждый прошедший в парламент список, делят на первое избирательное частное. Целая часть полученного числа и определяет количество депутатских мандатов для каждой партии.

Оставшиеся мандаты — по одному — ЦИК передаёт партиям, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. То есть сперва дополнительный мандат получает партия с наибольшим остатком, затем следующая за ней и т.д., до распределения всех оставшихся мест. Если дробные части у нескольких партий равны, то преимущество получит та, за которую проголосовали больше всего избирателей.

Затем мандаты распределяются внутри федерального списка партий. В первую очередь их получают кандидаты из его общефедеральной части. Оставшиеся думские места передают региональным группам. Для этого сумму голосов избирателей, полученных партией в регионах, делят на число вакантных внутри списка мандатов и получают второе избирательное частное. Затем голоса, отданные за каждую из региональных групп, делят на это частное. Целая часть полученного числа соответствует количеству мандатов для региональной группы. Оставшиеся свободные места ЦИК распределяет далее в соответствии со значениями дробных частей.

Если все преодолевшие 5%-й барьер партии не наберут более 50%, то в Думу проходят и те, кто получил менее 5% (в порядке убывания голосов), пока сумма голосов избирателей не превысит 50%. Если только одна партия наберет более 50%, а остальные — менее пяти, то мандаты будут распределены между партией-лидером и следующей за ней по количеству набранных голосов.

В основу системы распределения мандатов депутатов Государственной Думы на выборах 2007 и 2011 годов лёг метод Хэйра.

Смешанная избирательная система

Основная статья: Смешанная избирательная система

Вся территория делится на избирательные округа, в которых выдвигаются как кандидаты по мажоритарной системе, так и списки кандидатов, выдвинутые партиями по пропорциональной системе.

Смешанная избирательная система — это по сути совокупность двух систем: пропорциональной и мажоритарной. При этом часть мандатов распределяется по пропорциональной системе (по партийным спискам), а другая часть по мажоритарной системе (голосование за кандидата).

В России (на думских выборах 1993, 1995, 1999, 2003 и 2016 годах) работает так:

  • К распределению мест (мандатов) допускаются все партии (списки), преодолевшие избирательный барьер 5 %. Кроме того, возможны следующие случаи:
    • Если за партии, преодолевшие барьер, в сумме подано 50 или менее процентов голосов, то к распределению мест допускается одна или более «проигравших» партий в порядке убывания результата, пока совокупное количество голосов за все партии не превысит 50 %.
    • Если избирательный барьер преодолела лишь одна партия, то занявшая второе место партия в любом случае (даже если победитель набрал более 50 % голосов) допускается к распределению мандатов.
  • Сумма голосов избирателей, поданных за все партии, допущенные к распределению мандатов, делится на 225 (количество мандатов по общефедеральным спискам — половина мест в Государственной думе). Полученный результат есть первое избирательное частное. Иногда это число называют «ценой мандата», то есть количество голосов избирателей, необходимое для получения одного места в парламенте.
  • Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком делится на первое избирательное частное.
  • Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.
  • Проводится вторичное распределение оставшихся мандатов, которые передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения.
  • После этого места распределяются внутри каждого списка. Приоритет имеет общефедеральная часть списка перед региональной.

Введение

В этой работе речь пойдет об избирательных системах как о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат.

Поиск оптимальной для станы избирательной системы чрезвычайно сложен.

Такая система должна опираться на базовые ценности демократического общества и одновременно учитывать приоритеты социального и политического развития страны.

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» можно применить, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируются законодательством. В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. Это, прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Суть его состоит в том, что всем им предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. Во-вторых, так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника и т.д. В-третьих, это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы и т.д.

В избирательной системе важен институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса.

Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной системы. Существуют два основных типа: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат.

В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

Избирательные системы и их типы

Избирательная система — это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов.

Избирательная система в широком смысле — порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система в узком смысле — система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Выбор той или другой избирательной системы влечёт за собой большие изменения в расстановке политических сил. Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. Поэтому политики осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всегда ведет к непредсказуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь. Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной системы. В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (от французкого majorite -большинство) — избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.

Мажоритарная избирательная система — система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать и тот, кто набрал менее 50% голосов.

При этой системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов — абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. В случае, если ни один кандидат не получит требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие уже два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем выходит уже кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе относительного большинства победу одерживает кандидат, получивший больше голосов, чем все остальные кандидаты, каждый в отдельности. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.

Обычно, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства помогают формированию стабильных партийных блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партийных блоков. В результате этого образуется система крупных, взаимозависимых политических партий. Например, во Франции, насчитывается чуть более восьми партий, реально претендующих на избирательские голоса. Причём, в первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, а второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему политическому сопернику.

Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка. И так продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов. Такая система хороша тем, что не требуется второй тур выборов.

Во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданых против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей.

Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

Основные достоинства мажоритарной избирательной системы:

— обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство;

— предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства;

— способствует формированию прочных непосредственных связей между избирателями и кандидатом.

Тем не менее, для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и некоторые существенные недостатки.

Во-первых, эта система может исказить реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Т.е. нарушается принцип всеобщности избирательного права.

Во-вторых, данная система может вызывать недоверие к существующему строю, т.к. ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в депутаты. Кроме того, сформированное правительство может и не пользоваться поддержкой большинства населения страны.

В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков «своего» избирательного округа побуждает их защищать в первую очередь местные интересы в ущерб общегосударственным.

В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических групп, при котором число мандатов, получаемых такими группами, соответствует числу поданых за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. Ныне она существует в более чем 60 странах.

Пропорциональная избирательная система — порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и полученными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько парламентских депутатов. Избиратели голосуют за партийные списки, т.е. фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но принцип от этого не меняется.

Существуют различные виды пропорциональных избирательных систем:

— списочные (голосование за список);

— несписочные (кандидаты ранжируются внутри списка);

— с открытым списком;

— с закрытым списком.

Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты (верхушки) т.к. именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

В некоторых странах применяется другой вариант — система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок кандидатов по списку, составленного партийной элитой. Метод предпочтения используется, например, в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, которое получила партия, предназначено кандидату, стоящему в списке под первым номером.

О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует то, что в десяти из двенадцати стран ЕС (кроме Великобритании и Франции) используется именно эта система. Она во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию. Эта система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения страны. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются и ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, не очень стабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию. Кроме того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий и т.д., не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за «теплые места» и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.

Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной системы.

Смешанная избирательная система — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.

Суть этой системы заключается в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая — в соответствии с принципами пропорциональной системы. Указанная система применяется в Болгарии, Германии, Грузии, Литве и др. государствах. В ФРГ половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы в один тур, а другая — на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат — по системе пропорционального представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот — многопартийности, а мажоритарная в два тура — объединению партий в коалиции.

К достоинствам смешанной избирательной системы относится то, что она:

— способствует укрупнению политических партий или блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности, а это обеспечивает формирование устойчивого правительства;

— предоставляет возможность сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.

Избирательные системы

Главным регулятором выборов является избирательная система.

Избирательная система – это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти.

Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны.

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы (см. рис. 10.2).

Рисунок 10.2 – Основные типы избирательных систем

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. В зависимости от того, какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему относительного и абсолютного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства – это система, при которой избранным считается тот кандидат, кто получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. Это самая простая система. Она всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство голосов. Огромное преимущество этой системы – исключение второго тура. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютного большинства голосов избирателей, т.е. более половины (50 % + 1) общего их числа. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися.

Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей , даже если это большинство составляло один голос. В случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором, как правило, представлены два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель, как правило, определяется по системе относительного большинства.

Пропорциональная система предполагает распределение мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или партийными блоками.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разновидности. Существует два ее вида:

· голосование по закрытым партийным спискам. В этом случае избиратель голосует за партийный список в целом, не меняя порядка расположения кандидатов;

· голосование с открытыми партийными списками. В этом случае избиратель имеет право голосовать не только за партийный список в целом, но и переставлять кандидатов в списке по своему выбору.

Мажоритарная и пропорциональная системы имеют свои достоинства и недостатки.

К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Это достигается путем распределения мандатов среди крупных, хорошо организованных партий, которые на основе большинства формируют однопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии создавать блоки или коалиции еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику.

При мажоритарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возникают крепкие устойчивые связи между депутатами и избирателями. Поскольку депутаты избираются непосредственно гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, стараются по возможности выполнить свои предвыборные обещания или откликнуться на текущие просьбы избирателей. В свою очередь избиратели лучше знают своих депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.

Вместе с тем мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым не отражает волю избирателей. При данной системе для распределения парламентских мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же, отданные другим кандидатам, при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. Существует довольно большая возможность манипулировать волей избирателей через “нарезку избирательных округов”. Зная предпочтения избирателей, можно манипулировать географией округов. Например, создать чисто сельские и чисто городские округа, либо, наоборот, их смешивать, когда это выгодно тому или иному кандидату и т.д.

Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большинства населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент представителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослабить легитимность власти, вызвать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах.

Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избирательная система наиболее адекватно отражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится и то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил. Она создает возможность быть представленными в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Тем самым пропорциональная избирательная система обеспечивает обратную связь между государством и организациями гражданского общества, способствует легитимизации власти, активизирует участие населения в выборах.

К недостаткам пропорциональной избирательной системы следует отнести относительно меньшую стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-либо партии сформировать однопартийное правительство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же разнородных по своим целям партий может приводить к обострению противоречий между ними, к распаду коалиций и отставке правительства. Поскольку при пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за списки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Это обстоятельство также способствует большей зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей. Такая несвобода может отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов, депутат чаще всего голосует в интересах партии и ее лидеров, чем своих избирателей.

Для того, чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него мелких партий или же представителей крайне радикальных, а порой и экстремистских сил, многие страны используют так называемые “избирательные пороги”, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов избирателей. В разных странах, использующих пропорциональную систему этот “порог” колеблется. Так в Израиле он составляет 1 %, в Дании – 2 %, в Украине – 3 %, в Италии, Венгрии – 4 %, в Германии, России – 5 %, в Грузии – 7 %, в Турции – 10 %. Кандидаты тех партий или партийных блоков, которые не преодолели этот “порог”, автоматически исключаются из списка претендентов. Высокий “избирательный порог” подчас приводит к тому, что значительная часть избирателей оказывается не представленной в парламенте; минимальный – по существу оказывается неэффективным.

В ряде стран с целью соединить положительные стороны различных систем и свести к минимуму их недостатки создаются избирательные системы смешанного типа, в которых тем или иным образом сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Практическая реализация смешанной избирательной системы в процессе голосования состоит в том, что каждый избиратель получает два бюллетеня. Соответственно у него два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося по данному избирательному округу, другим – за политическую партию, объединение.

Вопросы и задания

1. Что такое выборы и каковы их социальные функции в демократическом обществе?

2. Какие виды выборов вы знаете?

3. Что такое мажоритарная система и какие ее виды Вы знаете?

4. Что представляет собой пропорциональная избирательная система?

5. Какой избирательной системе вы отдаете предпочтение и почему? Поясните.

6. Каковы особенности избирательной системы Украины?

Литература

1. Бебик В.М. Базові засади політології: історія, теорія, методологія, практика. – К., 2000.

2. Кіс І.Т. Виборчі системи та їх політичні наслідки // Нова політика. – 1996. – № 2,3.

3. Нікорич А.В. Політологія. – Харків, 2001.

4. Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. – К., 2001.

5. Политология / Под ред. М.А. Василика. – М., 2001.

6. Рябов С. Політичні вибори. – К., 1998.

Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

1. Причины возникновения и признаки политической партии.

2. Цели и функции политических партий.

3. Типы политических партий.

4. Сущность и разновидности партийных систем.

5. Зарождение и развитие многопартийной системы в Украине.

Наряду с государством важнейшим субъектом политического процесса в качестве института политической системы выступают политические партии. Не будучи непосредственными носителями государственной власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, а также выражают интересы граждан в сфере государственной жизни.

♦Что такое избирательная система ? Какие вы знаете виды избирательных систем ? Кратко Охарактеризуйте каждую из них.

.В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.
Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующий типов избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы
Мажоритарная избирательная система предусматривает голосование за определенного кандидата, победителем является, тот кандидат, который наберет наибольшее число голосов.( выборы президента рф, к примеру)
Пропорциональная система подразумевает голосование за партийные списки. по результатам голосования мандаты распределяются в соответствии с процентом голосов, отданных избирателями в пользу той или иной партии( выборы в гос. думу)
смешанная система- когда часть депутатов из избираются по пропорциональной системе и часть по мажоритарной

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *