Види правових норм

Классификация правовых норм

В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм.

1. По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права. Если определение зафиксировано в тексте правовой нормы, оно называется легальной дефиницией.

Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов, работников различных организаций, различные служебные инструкции, регламентные нормы. Они есть по сути нормы-обязывания. Обязательность требования и запрет его неисполнения, изложенные в норме, создают норму-предписание.

2. По целевому назначению нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения. Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями. Это нормы общедозволительного характера.

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.

3. По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий. Они встречаются чаще всего в трудовом, финансовом, административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном отраслях права и др. Обязывающая норма устанавливает позитивную обязанность, т.е. связанную с добровольным исполнением предписаний. В противном случае наступает негативная обязанность, связанная с принудительным исполнением.

Запрещающие нормы устанавливают запрет на совершение недозволенных действий, предписывают воздержание от содержащихся в норме действий. Они формулируются как полудиспозиции, так как прямо не устанавливают правил поведения в отличие от обязывающих и управомочивающих норм. Прямо выраженные диспозиции часто отсутствуют, гипотезы обычно сливаются с диспозициями, например, в уголовном праве. Большинство запрещающих норм установлено в охранительных (карательных) отраслях права.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам правоотношений возможность совершения положительных действий в целях удовлетворения своих законных интересов, т.е. эти нормы являются дозволительными (гражданское, семейное, предпринимательское право). Они характерны для частноправового регулирования.

4. По степени обязательности (по способам установления правил поведения) нормы права в основном подразделяются на императивные и диспозитивные. Кроме того, по данному критерию выделяются нормы поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения и могут устанавливать запреты, обязывания и предписания.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты сами своими соглашениями не установили условий своего поведения. Эти нормы наиболее характерны для отраслей частного права.

5. По сфере действия правовые нормы делятся на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства. Как правило, они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все ее институты (например, определение преступления применимо ко всем уголовно-правовым отношениям, а определение сделки — ко всем гражданско-правовым отношениям). Общие нормы обычно конкретизируются в других нормах.

Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения данного рода, относятся к отдельным институтам отрасли права. Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях. Или нормы, связанные с институтом брака, далеко не в полной мере распространяются на отношения, возникшие по брачному договору. Нормы, касающиеся свободы завещания и завещательных распоряжений, не распространяются на отношения по опеке и попечительству. Специальные нормы действуют также в отношении определенной категории лиц (заключенных, военнослужащих, студентов, работников определенных отраслей или государственных служащих).

Исключительные нормы являются дополнением к общим и специальным нормам и устанавливают изъятия (исключения) из содержащихся в них правил. Например, выселение из жилых помещений производится только по судебному решению, но для лиц, самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок выселения.

6. По кругу субъектов, как было показано, нормы также делятся на общие и специальные.

7. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают нормы конституционного, административного, гражданского и других отраслей права, которые строятся внутри себя по институтам, подотраслям права на основе специфики предмета и метода правового регулирования.

8. По специфике правового регулирования отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений. Они регулируют «экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения; определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности. С помощью материальных норм регулируются взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями».

Процессуальные нормы регулируют процедурный порядок реализации правовых предписаний. Данные нормы, сформулированные в процессуальных отраслях права, «закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав».

9. По юридической силе (и в зависимости от субъекта, издавшего нормы), т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они подразделяются на нормы законов и на нормы подзаконных актов. По этому признаку возможна дальнейшая, более детальная классификация (конституционные законы, обычные законы, общие подзаконные акты, ведомственные нормативные правовые акты и др.). Нормы законов принимаются в особом порядке и обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом действует закон. Подзаконный акт основан на законе и не может противоречить ему, является результатом нормотворческой деятельности исполнительной ветви власти.

10. По времени действия нормы права делятся на постоянные (действуют до их официальной отмены) и временные (действуют только до определенного самим законом периода времени).

11. По сфере распространения на определенную территорию нормы права классифицируются на федеральные, региональные и местные.

12. По степени общности содержания и по функциональной роли нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и специальные нормы.

13. По техническим приемам установления правил поведения нормы права делятся на определенные, отсылочные и бланкетные.

Приведенный перечень классификации правовых норм в некоторых аспектах является условным и не исчерпывает всех существующих в науке теории права способов классификации правовых норм. Например, нормы права можно классифицировать и по таким основаниям, как по степени активизации социально полезной деятельности, по непосредственному предмету воздействия или по признакам, свойственным элементам правовой нормы.

Условность любого основания классификации правовых норм выражается в том, что ни одно из них не является однозначным. Например, не существует правовых норм, которые были бы только обязывающими, или только запрещающими, или только управомочивающими. Обязывая к совершению какого-либо действия, норма права запрещает воздержание от его совершения и наоборот. В то же время всякая норма, обязывающая к совершению какого-либо действия и запрещающая его, управомочивает кого-либо требовать совершения или несовершения этого действия. Условность классификаций правовых норм не означает их отрицания вообще. Классификации правовых норм отражают особенности структуры и системы права, помогают понять их формы и содержание.

>Классификация норм права

Наиболее распространенные классификации правовых норм

  1. По содержанию: регулятивные (правоустановительные) и охранительные. Регулятивные нормы содержат предписания касательно возможного и должного поведения участников общественных отношений, в то время как охранительные нормы устанавливают меры юридической ответственности и иные меры защиты нарушенных прав.
  2. По предмету правового регулирования (отраслям права): нормы конституционного, гражданского (вещного, обязательственного, корпоративного), семейного, трудового, земельного, административного, уголовного и т. п.
  3. Немаловажно деление норм права на материальные (устанавливающие права и обязанности субъектов) и процессуальные (обеспечивающие реализацию материальных норм).
  4. По принадлежности нормы права к правовой системе: нормы государственного права, международного права (универсальные и региональные), наднационального права (права Европейского союза, права СНГ).
  5. По способу регулирования общественных отношений: императивные, диспозитивные, рекомендательные. Диспозитивные нормы действуют, если участники общественных отношений сами не выработали иные способы и формы решения споров, не установили в договоре иные правила, чем предусмотрены в законе. В отличие от них, императивные нормы действуют независимо от волеизъявления и желания субъектов. Рекомендательные нормы – нормы так называемого «мягкого права», не наделены механизмом ответственности за нарушения, в связи с чем к нормам права их относят не все учёные.
  6. По обязательности: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
  7. По предмету регулирования: общие и специальные нормы, призванные помочь реализации обязывающих и охранительных норм, к которым относятся декларативные, дефинитивные, оперативные и коллизионные. Не являясь правовыми, данные нормы не определяют права и обязанности субъектов, а являются ориентиром.
  8. В зависимости от степени конкретизации: абсолютно определенные и относительно определенные (ситуативные и альтернативные). Абсолютно определенная норма формулирует правило поведения, условия его действия и санкцию за нарушение исчерпывающим образом, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации. Относительно определенная норма допускает несколько вариантов правового регулирования с учетом жизненных обстоятельств: ситуационная норма связывает возможность усмотрения адресата нормы с конкретной ситуацией, а альтернативная позволяет выбрать один из обозначенных в правовой норме вариантов.
  9. По способу объективации: обычные (складываются в ходе развития общественных отношений), гетерономные (устанавливаются в одностороннем порядке властным субъектом и предписывают вариант поведения) и автономные (принимаются в результате согласования воль субъектов права, например, международные нормы).
  10. По действию в пространстве: общего действия (действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция правотворческого органа) и местного действия (распространяются на указанную в правовом акте местность).
  11. По действию во времени: постоянные и временные, имеющие или не имеющие обратную силу. Правовая норма действует до её отмены принявшим органом государственной власти или разрушения того строя, при котором она была создана. При этом вопрос о том, возможна ли «фактическая» отмена правовой нормы, в науке является спорным.
  12. По кругу лиц: общие (касаются всех субъектов права), специальные (распространяются на четко установленный круг лиц), исключительные (исключают субъекта из общего регулирования, например нормы о дипломатическом суверенитете) и касающиеся отдельного субъекта (судей Верховного Суда, Генерального прокурора).
  13. По юридической силе и месту в иерархии: нормы Конституции, конституций (уставов) субъектов федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов, законов субъектов федерации, муниципальных актов, локальных актов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Виды (классификация) правовых норм, их характеристика.

Классификация (виды) норм права.

Классификация норм права, т.е. подразделение на виды, способствует более глубокому их познанию, выявлению у них каких-то специфических, особенных признаков, отличающих их друг от друга. Классификация норм права может быть осуществлена по разным признакам, основаниям.

1) По предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и т.п. права;

2) По специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на: а) регулятивные, б) охранительные и в) специализированные (или нормы специального действия).

Регулятивные нормы рассчитаны на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений. Они регулируют правомерные действия, устанавливают позитивные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера самих отношений. Регулятивные нормы в свою очередь подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Охранительные (или правоохранительные) нормы рассчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушающие действия. Они охраняют от нарушений существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регулятивные нормы. Охранительные нормы предусматривают меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав. Например, если регулятивные нормы Гражданского кодекса (гл. 13–19) определяют формы и объекты собственности, права и обязанности собственников, порядок приобретения права собственности, отчуждение собственности и т.д., то, охранительные нормы гл. 20 ГК РФ предусматривают способы защиты прав собственника, а охранительные нормы УК РФ предусматривают меры наказания за посягательства на права собственности.

Специализированные (специальные) нормы, или нормы специального действия, – это нормы о нормах, они направлены на обслуживание самой системы права. Они регулируют не психофизическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам. Они предписывают, как следует понимать другие нормы, термины, в них содержащиеся, и какие нормы следует принимать в тех или иных случаях. К их числу относятся дефинитивные, коллизионные, оперативные, нормы – принципы, декларативные:

а) дефинитивные нормы содержат легальные определения (дефиницию) терминов, встречающихся в других нормах. Они, следовательно, предписывают, как следует понимать соответствующие термины. Например, в ст. 7 Налогового кодекса РФ дается определение налога: под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

б) коллизионные нормы рассчитаны на случаи коллизий, столкновений норм права, на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю. Коллизионная норма предписывает, какую из двух норм следует применять в том или ином случае.

Коллизионные нормы – это своеобразный механизм «саморегулирования» в системе права, призванный тем самым способствовать единству и согласованности права. Правотворческий процесс постоянен. Нормы издаются, дополняются, изменяются постоянно в разное время органами разного иерархического уровня, органами разной территориальной сферы. Отсюда возможны несогласованность, столкновения норм, т.е. могут возникать ситуации, когда две или более нормы претендуют на применение к одному и тому же факту, обстоятельству. Такая ситуация называется коллизией норм. Именно на эти случаи рассчитаны коллизионные нормы. Коллизионные нормы предписывают, какая из норм должна быть применена в тех или иных случаях. Среди коллизионных норм выделяются темпоральные (временные), разрешающие коллизии между нормами разного времени действия. Например, УПК говорит о том, что при расследовании и рассмотрении уголовных дел применяются процессуальные нормы времени рассмотрения дела, а не времени совершения преступления. Пространственные коллизионные нормы разрешают коллизии между нормами, действующими в разных пространствах. Например, статья 8 ГК РСФСР говорит о том, что к форме сделки применяется закон место совершения сделки, а не места рассмотрения спора. Иерархические коллизионные нормы разрешают коллизии между нормами разного иерархического уровня. Здесь действует общий принцип: закон высшего порядка отменяет действия закона (нормативного акта) низшего порядка. Коллизионные нормы – это нормы, разрешающие споры между общими и специальными нормами. Здесь действует принцип: специальный закон отменяет действие общего закона.

в) оперативные нормы отменяют действия других норм, продлевают их действия или распространяют действия на более широкий круг субъектов или отношений.

г) нормы-принципы – в них получают юридическое закрепление основных принципы права (например, никто не может быть признан виновным, если не доказана его вина судом).

д) декларативные нормы – в них юридически закреплены политические нормы

3. По характеру обязательности нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы носят категорический характер, их требования не может быть изменено, например, соглашением сторон. Они не допускают никакого отклонения от своих требований.

Диспозитивные нормы предоставляют участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей. И только в случае, если стороны сами не определили соглашение объем свои прав и обязанностей, в действие вступает предписание диспозитивной нормы. Диспозитивная норма, как мы видим, восполняет пробелы соглашения сторон. При их формулировании обычно используется обороты типа: «если иное не установлено договором, то должно быть то-то». Например, в статье 681 ГК РФ записано: текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, сели иное не установлено договором найма. Следовательно, стороны могут установить иной порядок, например, разделить расходы по ремонту поровну или их может взять на себя наймодатель.

4. По объему действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные. Общие нормы регулируют определенный род отношений, специальные – вид отношений данного рода. Исключительные также регулируют разновидность отношений внутри рода, но особым, даже противоположным способом, нежели общие нормы. Например, ст. 197 ГК РФ предусматривает общий срок исковой давности в три года. ГК РФ по искам о недостатках поставляемой продукции – 6-месячный срок давности (специальные нормы), а ст. 208ГК РФ перечисляет требования (о защите личных неимущественных прав, вкладчиков к банку о выдаче вкладов, возмещения вреда причиненного жизни и здоровью граждан и другие), на которые исковая давность не распространятся (исключительная норма). Специальные и исключительные нормы ограничивают сферу действия общих норм.

5. С точки зрения содержания нормы могут быть различными: политического, экономического, организационного и т.д. характера. Подобное деление характеризует именно содержание норм, а не их юридические признаки.

6. В этом ряду следует выделить технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию – технические правила, нарушение которых влечет за собой различные юридические последствия.

Необходимо отметить, что в ряде источников можно встретить несколько иную классификацию норм. Например, в одном ряду регулятивных, охранительных и норм специального действия указываются учредительные и декларативные нормы; в ряду норм императивных и диспозитивных указываются рекомендательные нормы и т.д. Что касается учредительных норм, то это обычные регулятивные нормы. Точнее, можно было бы говорить об учредительных актах, содержащих регулятивные нормы. В декларации это не нормы, а провозглашение какихто целей, задач на будущее или объявление своих доходов.

Рекомендательные нормы – это обычные управомочивающие нормы, но выраженные в форме рекомендации, ибо то, что рекомендуется – разрешается, дает право. Иногда указываются поощрительные нормы. Но и это обычные регулятивные нормы, дающие право соответствующим должностным лицам поощрять подчиненных (управомочивающие нормы).

39. Классификация норм права и их характеристика.

По виду регулируемых общественных отношений (по отраслям права):

а) конституционные;

б) гражданские;

в) уголовные;

г) и других отраслей права.

По роли норм в регулировании общественных отношений:

1. Типичные — содержат правило поведения (деятельности)

а) регулятивные — рассчитаны на правомерное поведение;

б) правоохранительные — рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);

2. Нетипичные — не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:

а) общезакрепительные — закрепляют определенное состояние общественных отношений;

б) нормы-принципы — закрепляют принципы поведения (деятельности);

в) нормы-определения — определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;

г) коллизионные — определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.

По возможности выбора участниками правоотношения (по степени обязательности):

1) императивные — не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения;

2) диспозитивные — позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм;

3) поощрительные — санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность;

4) рекомендательные — рекомендуют определенное поведение (деятельность); не содержат санкции.

По способу воздействия на поведение (деятельность) участников общественных отношений

1) управомочивающие — описывают права одной из сторон правоотношения;

2) обязывающие — описывают обязанности одной из сторон правоотношения; 3) запрещающие — описывают обязанность обязанной стороны правоотношения в форме запрета на совершение определенных действий.

Классификация правовых норм состоит в делении их на отдельные виды по таким существенным признакам, которые определяют специфическую роль и назначение каждого вида норм в регулировании общественных отношений. Причем, одна и та же норма может быть отнесена к различным вида в зависимости от основания классификации.

Так, по способу воздействия на поведение лиц, по способу регулирования нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (диспозитивные).

Обязывающие нормы предписывают определенные активные положительные действия, связанные с исполнением обязанностей.

Запрещающие нормы предписывают воздерживаться от какого-либо действия.

Уполномочивающие (диспозитивные) нормы наделяют субъектов определенной свободой распоряжаться предоставленными им правами, пользоваться или не пользоваться ими. Либо выбирать из нескольких вариантов предоставляемых возможностей. Такие нормы не предписывают определенных действий или воздержание от действий, а содержат лишь дозволение совершать определенные поступки.

Подвариантом уполномочивающей (диспозитивной) нормы является восполнительная норма. Такая норма предоставляет возможность сторонам определить свои права и обязанности путем соглашения между ними, но указывает определенный, безоговорочный вариант их прав и обязанностей, который становится обязательным при отсутствии соглашения между ними, либо если стороны при заключении соглашения упустили некоторые существенные элементы соглашения.

По характеру самого правого предписания нормы могут подразделяться на императивные (категорические) и диспозитивные.

Императивные нормы предписывают строго определенные действия (бездействие) , точно очерчивают права и обязанности и не допускают отступлений от них по воле сторон. В этой форме выступают запрещающие и в значительной мере обязывающие нормы.

Диспозитивно излагаются уполномочивающие нормы и частично обязывающие.

По их роли в правовом регулировании правовые предписания могут быть разделены на конституирующие (нормы специального действия), регулятивные и правоохранительные.

Конституирующие нормы сами непосредственно общественных отношений не регулируют. Они либо закрепляют направленность регулирования, либо закрепляют понятийный аппарат, либо выполняют функции управления.

К этому виду норм, в частности, относятся: нормы -принципы (общие и отраслевые); дефинитивные нормы; отсылочные и бланкетные; коллизионные нормы.

Норма-принцип устанавливает общие или отраслевые начала регулирования, его направленность. Например, закрепление принципа народовластия, принципа презумпции невиновности.

Дефинитивная норма дает нормативное определение понятий, используемых в законодательстве. Например, определение понятия договора купли-продажи, займа, трудового договора (контракта).

Отсылочная норма указывает на части и статьи нормативных актов (номера и названия), связанные предметом регулирования.

Бланкетная норма (от слова бланк, незаполненный лист с официальными атрибутами учреждения) указывает на тот государственный орган, которому законодатель делегирует право принятия того или иного нормативного правового акта.

Коллизионная норма указывает на то, какой закон должен быть применен к данному отношению, если речь идет о выборе между законами разных государств или между законами разных государственных образований на территории одного государства (например, федерации). Особенность коллизионной нормы с точки зрения ее структуры в том, что она состоит из двух элементов — объема (гипотеза) и привязки ( указание на то, какой закон должен быть применен в данном случае). В практике международных отношений сложились следующие типовые привязки:

а) личный закон (закон местожительства, гражданства);

б) закон местонахождения вещи;

в) закон места заключения договора, совершения действия, деликта;

г) закон местонахождения суда, в котором рассматривается дело;

д) закон, которому по обоюдному согласию стороны решили подчиниться.

Регулятивные нормы — это нормы прямого, непосредственного действия. Это в основном нормы гражданского, семейного, трудового права.

Правоохранительные нормы — это такие нормы, которые вступают в действие в случае, когда нарушены регулятивные нормы. Это в основном нормы уголовного , административного права.

Выделяют также нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права непосредственно регулируют общественные отношения. Порождают, изменяют или отменяют субъективные права и обязанности.

Нормы процессуальные предназначены для регулирования порядка деятельности органов государства, в том числе процедур рассмотрения вопросов по применению права. Например, они регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса.

По объему и сфере действия нормы права могут подразделяться на нормы общего действия (действующие на территории всей страны, распространяющиеся на все население), местные ( действующие на части территории, например, в субъекте федерации), локальные (отражающие местные особенности и имеющие особый субъектный состав, например, коллективный договор на отдельном предприятии), исключительные (действующие в определенном месте и для определенной категории субъектов и заменяющие для них действие общих норм. Например, законы о чрезвычайном или военном положении).

Всякая научно обоснованная классификация правовых норм дает возможность лучше понять их природу и назначение в жизни общества, место в правовой системе в целом, способствует профессиональному овладению нормативно-правовым материалом, охране прав и свобод человека и гражданина.

Классификация норм права

Современное законодательство состоит из разнообразных по характеру и содержанию норм права. Выяснению их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права. Под классификацией обычно понимают распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев (общих признаков).

Классификация позволяет: установить место каждого вида норм в системе права; определить границы и возможности регулирующего воздействия норм на общественные отношения; уяснить роль каждого вида норм в правовом регулировании общественных отношений; совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государства. Критерии классификации разнообразны.

В зависимости от роли норм права в регулировании общественных отношений, т. е. по их функциональной роли в механизме правового регулирования, выделяются две группы норм — нормы — правила поведения и исходные (отправные, первичные, учредительные) правовые установления.

Исходные нормы определяют цели, задачи, принципы и направления регулирования, закрепляют правовые категории и понятия. Этим нормам присуща высокая абстрактность, они создают основы для правового регулирования, конкретизируются и получают развитие в нормах — правилах поведения. Среди таких норм выделяют нормы-начала, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции и др.

Норм-принципов, норм-начал, норм-целей больше всего в Конституции РФ. Например, большинство установлений гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» относится именно к таким нормам. Исходные нормы занимают высшую ступень в иерархии нормативных установлений.

В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (уголовно-правовые, административные, гражданско-правовые, трудовые и др.). Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на нормы материальные и процессуальные. Материальные нормы предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования этих отношений. Нормы материального права закрепляют правовой режим собственности, порядок ее приобретения и образования, структуру государственных органов, правовой статус российских граждан, виды юридической ответственности за различные правонарушения и т. д.

Процессуальные нормы закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.

Процессуальные нормы имеют много общего с нормами материального права, но отличаются от них рядом особенностей. Принято выделять два вида процессуальных норм:

— обслуживающие отрасль в целом, например нормы уголовного процесса, гражданского процесса, административного процесса;

— обслуживающие конкретный правовой институт, например избирательный процесс, законодательный процесс, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам.

Процессуальные нормы играют важную роль в сферах как правотворчества, так и правоприменения, поскольку ориентируют на то, как следует осуществлять материальные предписания.

По форме предписания, или по методу правового регулирования, нормы права подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы представляют собой категорические, строго обязательные предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки. Императивными являются нормы уголовного, административного права, а также исходные, учредительные, или отправные, предписания. Они строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения, поскольку предписывается только один вариант действий.

Диспозитивные нормы, устанавливая тот или иной вариант поведения, предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулировать отношения по своему усмотрению, но в законных пределах. Иначе говоря, субъектам предоставляется довольно широкая автономия (свобода) договориться друг с другом о своих правах и обязанностях, и если они не смогут достичь соглашения, тогда должны следовать предписаниям обязательного варианта поведения. Диспозитивные нормы характерны для гражданского, семейного, трудового, предпринимательского, международного права и др.

Поощрительные нормы — предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Эти нормы представляют собой самостоятельную группу норм, поскольку их назначение — воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий. Они играют большую роль в активизации деятельности граждан, организаций в направлении, полезном для общества и государства. При поощрительном методе субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата, он свободен выбирать или нет предписываемое поведение, но обещание государственного поощрения — серьезный стимул для достижения указанного в норме результата.

Поощрительные нормы содержат социальную оценку конкретного правомерного поведения, превосходящего обычные требования и пользующегося особым одобрением со стороны государства. Оценочный момент поощрительной нормы состоит также в том, что эта норма закрепляет вид и меру поощрения за одобряемый государством вариант поведения, например государственные награды, льготы, присвоение почетных званий и т. д.

Итак, поощрительные нормы ориентированы на:

активное правомерное поведение. Не может быть поощрения за бездействие;

действия, полезные для общества и государства;

превосходство активных действий по сравнению с обычными требованиями.

Для поощрительных норм характерен особый соревновательно-творческий климат. Они присущи отраслям материального права.

Рекомендательные нормы близки по своему характеру поощрительным нормам. Они устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств. Иначе говоря, рекомендательная норма не обязывает своего адресата совершать предусмотренные в норме конкретные действия или не совершать их. Ему предоставляется право самому определять свое поведение, при этом указывается наиболее предпочтительный вариант или варианты поведения. Если быть более точным, то реализация рекомендательной нормы зависит от волеизъявления ее адресата. Но законодателю небезразлично, воспользуется ли субъект данной рекомендацией или нет. В норме указывается, что рекомендуемые действия наиболее желательны для государства, поэтому реализация нормы поддерживается мерами позитивного характера, а в случае игнорирования рекомендации возможны и меры негативного характера.

Важно также отметить, что государство может рекомендовать только то, что входит в компетенцию данного предприятия, фирмы, организации. Общественные отношения, на регулирование которых направлена рекомендуемая норма, зависят от местных или иных (климатических, финансовых, производственных) условий. Своей рекомендацией государство как бы санкционирует последующее принятие кооперативной, общественной организацией локальных норм. Поэтому судебные органы при рассмотрении конкретных дел, связанных с рекомендательной нормой, обязаны учитывать не только локальную норму, но и рекомендацию, на основе которой была издана соответствующая локальная норма. Адресатами рекомендательных норм могут быть общественные объединения, частные фирмы, предприятия, профсоюзы и др.

По характеру предписаний нормы права принято классифицировать на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Обязывающие нормы предписывают субъектам определенные действия. Например, согласно Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57); «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Запрещающие нормы, или запреты, не разрешают совершение определенных действий. Например, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Нормы уголовного права являются главным образом запрещающими.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам определенные права или возможности совершать положительные действия. Например, гл. 2 Конституции РФ содержит права человека и гражданина на жизнь, на свободу личности и личную неприкосновенность, на тайну личной жизни, неприкосновенность жилища, свободу совести и др.

По выполняемым функциям нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Это большинство норм права. Охранительные нормы направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителя.

По времени действия нормы можно разделить на постоянные и временные. К числу последних можно отнести установления, содержащиеся в разделе 2 Конституции РФ «Заключительные и переходные положения». Например, п. 6 абз. 2 устанавливает, что «до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления». В настоящее время эта норма утратила силу. Указанные и другие меры назначаются по решению суда. Остальные нормы права принимаются без определения срока их действия, т. е. до отмены их другим актом.

По кругу лиц, на которых распространяется действие норм, они делятся на общие и специальные. Иногда в учебниках эту классификацию формулируют как нормы общего и конкретного содержания, или нормы родового и видового содержания. Общие нормы распространяются абсолютно на всех, кто находится на территории данного государства, а специальные нормы — только на определенный круг лиц — военнослужащих, учащихся, пенсионеров, работников районов Крайнего Севера и др.

Под нормами общего содержания проф. А. В. Мицкевич понимает нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-цели, т. е. учредительные, исходные нормы, а под нормами конкретного (видового) содержания — нормы, регулирующие конкретные виды общественных отношений.

По субъекту правотворчества нормы права можно делить на нормы законов и нормы подзаконных актов, а последние — на нормы правительственных актов, ведомственных актов, актов глав местной администрации и др.

Выделяют также локальные нормы, которые принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах, общественных организациях и др. и действуют только в пределах данной организации, например правила внутреннего трудового распорядка, положения о проведении конкурсов и др.

В последние годы выделяются в качестве самостоятельной разновидности так называемые специализированные нормы, например компенсационные. Они регулируют общественные отношения, связанные с возмещением ущерба и иных потерь, возникших у субъектов правоотношений и направленные на защиту прав, законных интересов граждан, их объединений и организаций. Данные нормы отличаются от других норм прежде всего целевой направленностью — возмещение (восполнение) потерь. К таким потерям относится и моральный вред. Другая особенность этих норм состоит в том, что их практическое применение всегда связано с рассмотрением конкретных дел. Содержание компенсационных норм направлено на положительный результат — возмещение вреда, компенсацию потерь. Другие особенности этих норм исследуются в специальной литературе.

Специальное назначение характерно и для коллизионных норм. Они предназначены разрешать противоречия (столкновения) между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.

Коллизионные нормы в силу их особого назначения имеют и своеобразную структуру — гипотезу и диспозицию. Санкция как таковая отсутствует, так как следствием несоблюдения правил, предусмотренных в коллизионной норме, будет то, что коллизия не получит своего разрешения. Подробнее о видах и особенностях коллизионных норм см. гл. 20 «Коллизии в праве».

Возможны и другие классификации норм права. Например, в зависимости от характера структурных элементов нормы права — гипотезы, диспозиции и санкции — выделяют абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные, бланкетные, отсылочные нормы права.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Классификация норм права

2.1. Основания классификации норм права. Нормы права как установленные или санкционированные государством правила поведения весьма и весьма разнообразны. Поэтому чтобы выявить особенности норм права как правил поведения, как регуляторов общественных отношений, необходима их классификация, т. е. деление на определенные виды. Классификация норм права, как и любая классификация, может осуществляться по разным основаниям. В научной литературе и учебниках по теории государства и права предлагаются самые разные основания классификации правовых норм. При этом мнения авторов относительно оснований классификации и выделяемых по данным основаниям видов правовых норм зачастую не совпадают.

Не вдаваясь в анализ существующих по данному вопросу мнений, рассмотрим виды правовых норм исходя из следующих оснований классификации: роли правовых норм в регулировании общественных отношений, предмета правового регулирования (отраслевой принадлежности), их характера, степени обязательности, юридической силы, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2.2. Виды правовых норм. В зависимости от роли правовых норм в регулировании общественных отношений их можно подразделить на конститутивные, регулятивные, охранительные и вспомогательные.

Конститутивные –это нормы, закрепляющие в наиболее общем виде систему общественных отношений и основные начала их правового регулирования. Конститутивные нормы, в свою очередь, могут быть разделены на общеустановительные (общезакрепительные) и декларативные.

К общеустановительным(по терминологии некоторых авторов – общезакрепительным) относятся правовые нормы, закрепляющие основы государственного и общественного строя (форму правления, форму государственного устройства, политический режим и т. д.) и другие исходные положения (например, действие нормативных правовых актов во времени и в пространстве). В качестве примера можно привести норму, содержащуюся в части 1 ст. 1 Конституции РФ и закрепляющую основы государственного строя в нашей стране. Данная норма гласит: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».


К декларативным относятся нормы, закрепляющие принципы права (например, нормы главы 2 УПК РФ закрепляют принципы уголовного судопроизводства), а также цели и задачи правового регулирования соответствующих общественных отношений (например, норма ст. 2 ГПК РФ определяет задачи и цели гражданского судопроизводства).

Регулятивные –это нормы, устанавливающие юридические права и обязанности участников общественных отношений, регулируемых правом. Данные нормы определяют, как могут, должны или не могут вести себя участники общественных отношений в той или иной ситуации. Регулятивные нормы в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

К управомочивающим относятся нормы, устанавливающие юридические права. Эти нормы говорят о том, какие действия могут совершать участники общественных отношений, что им дозволено, разрешено. Управомочивающие нормы обычно содержат такие термины, как: «вправе», «имеет право», «может», «разрешено», «дозволено». Так, в ст. 3 ГПК РФ говорится: «Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок».

К обязывающимотносятся нормы, устанавливающие так называемые позитивные юридические обязанности, т. е. обязанности совершить те или иные действия (выполнить работу, уплатить долг, передать вещь и т. п.). В содержании таких норм обычно присутствуют термины «должен», «обязан». Так, в части 1 ст. 162 УПК РФ говорится: «Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела».

Запрещающие–это нормы, устанавливающие юридические запреты. Запреты – это тоже обязанности, но обязанности воздерживаться от совершения тех или иных действий. В запрещающих нормах можно встретить следующие термины: «запрещено», «нельзя», «не вправе», «не имеет права», «не может», «не дозволено», «не разрешено», «не должен» (например, в части 7 ст. 49 УПК РФ говорится о том, что адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого).

Охранительные (некоторые авторы называют их правоохранительными) – это нормы, направленные на обеспечение действия конститутивных и регулятивных норм. Они предусматривают меры государственного принуждения, иные неблагоприятные последствия, которые может повлечь за собой нарушение конститутивных и регулятивных норм. Охранительные нормы могут быть подразделены на карательные и правовостановительные.

Карательные нормы предусматривают различные меры наказания (лишение свободы, штраф, лишение каких-либо прав и т. д.), которые могут быть применены в связи с совершением определенных противоправных деяний. Так, например, часть 1 ст. 126 УК РФ предусматривает наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок за похищение человека.

Правовостановительные нормы предусматривают не меры наказания, а защиту и восстановление нарушенных прав (например, принудительное взыскание долга, принудительное взыскание алиментов и т. д.). Так, пункт 2 ст. 80 СК РФ гласит: «В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке».

Вспомогательные– это нормы, которые, так или иначе, обеспечивают (обслуживают) действие и конститутивных, и регулятивных, и охранительных норм. К ним следует отнести дефинитивные, коллизионныеи оперативные нормы.

Дефинитивныенормы – это нормы-определения, т. е. нормы, содержащие определения тех или иных понятий (слово «дефиниция» в переводе с латинского означает «краткое определение», «толкование слова»). Государство устанавливает подобные нормы в целях единообразного понимания тех или иных терминов, понятий, встречающихся в законодательстве. При этом данные термины, понятия при решении юридических вопросов, как правило, не могут определяться иначе, чем это установлено дефинитивной нормой. Примером может, в частности, служить часть 1 ст. 14 УК РФ, норма которой гласит: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Коллизионные–это нормы, призванные устранять противоречия, которые могут возникнуть между другими, чаще всего регулятивными нормами права (слово «коллизия» в переводе с латинского означает «столкновение»). Так, согласно части 4 ст. 15 Конституции РФ, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Оперативные–это нормы, с помощью которых другие нормы права либо вводятся в действие, либо отменяются, либо пролонгируются (продлеваются в своем действии), либо распространяются на новый круг общественных отношений. Например, в ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» говорится: «Ввести в действие Жилищный кодекс Российской Федерации с 1 марта 2005 года».

По предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности) правовые нормы подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовныеи т. д. В этой классификации выделяется столько видов правовых норм, сколько выделяется отраслей права, поскольку у каждой отрасли права свой предмет правового регулирования.

Близким к этому является деление правовых норм с учетом их характера. По данному основанию нормы права принято делить на нормы материального и нормы процессуального права. Нормы материального права – это нормы, которые определяют содержание юридических прав и обязанностей участников общественных отношений, их правовое положение и т. п. Нормы процессуального права – это нормы, которые определяют порядок реализации, применения норм материального права.

По степени обязательностиправовые нормы обычно подразделяют на императивные, диспозитивныеи рекомендательные.

К императивнымотносятся нормы, содержащие категорические предписания, т. е. предписания, которые не могут быть изменены участниками общественных отношений по своему усмотрению. Так, ст. 196 ГК РФ гласит: «Общий срок исковой давности устанавливается в три года». Это правило носит императивный характер, поскольку сроки исковой давности не могут быть изменены соглашением участников общественных отношений (ст. 198 ГК РФ). Позитивное право состоит преимущественно из императивных норм, так как нормы позитивного права – это в подавляющем своем большинстве безоговорочный приказ государства. Вместе с тем в позитивном праве встречаются также диспозитивные и рекомендательные нормы.

К диспозитивнымотносятся нормы, предоставляющие участникам общественных отношений возможность самостоятельно определить свои юридические права и обязанности договором или соглашением. В то же время такие нормы содержат и императивное предписание, которое действует только в том случае, если участники общественных отношений не воспользовались предоставленной им возможностью и самостоятельно не определили в договоре или соглашении свои юридические права и обязанности. Диспозитивные нормы чаще всего встречаются в гражданском праве и, как правило, содержат слова: «если иное не предусмотрено договором (соглашением)». Например, в ст. 135 ГК РФ говорится: «Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное». В этой норме императивное предписание выражено в словах: «Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи». Вместе с тем заключительная часть этой нормы говорит о том, что договором можно предусмотреть иное предписание.

К рекомендательным относят нормы, исполнение которых не обязательно, но желательно. Наибольшее распространение, как принято считать, такие нормы имеют в международном праве, но встречаются они и в национальных правовых системах. Например, в 90-е гг. прошлого столетия в российском праве действовали нормы, которые рекомендовали высшим учебным заведениям переходить на двухуровневую систему подготовки специалистов: бакалавров и магистров. В настоящее время эти нормы носят уже императивный характер.

В данной классификации нередко выделяются также поощрительные нормы – нормы, устанавливающие определенные поощрения, льготы за те или иные действия. Однако в этом случае в качестве классификационного критерия используется не степень обязательности правовых норм, а метод правового регулирования.

По юридической силе правовые нормы принято делить на нормы законов и нормы подзаконных нормативных актов. Нормы законов – это нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, обладающих высшей юридической силой, т. е. в законах. Нормы подзаконных нормативных актов – это нормы, содержащие в нормативных правовых актах, не являющихся законами. Следует заметить, что данной классификацией охватываются нормы, выраженные не во всех источниках права, а только лишь в нормативных правовых актах.

С учетом действия во времени нормы права традиционно подразделяются на постоянные и временные. Постоянные – это нормы неопределенно длительного времени действия, временные – это нормы, действие которых ограничено временными рамками.

В зависимости от действия в пространстве нормы права подразделяются на общие и местные. Общие – это нормы, действующие на всей территории государства, местные – нормы, действующие на территории соответствующих административно-территориальных образований. Деление правовых норм на общие и местные характерно только для унитарных государств. В федеративных государствах в зависимости от действия в пространстве нормы права принято подразделять на федеральные (действуют на территории всей федерации), региональные (действуют на территории только субъектов федерации) и местные (действуют на территории соответствующих административно-территориальных образований).

В зависимости от действия по кругу лиц нормы права делятся на общие,специальные и исключительные. Общие– это нормы, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих или находящихся на территории государства. Специальные– это нормы, распространяющие свое действие на определенные категории лиц (например, пенсионеров). Исключительные – это нормы, устанавливающие исключения из общих и специальных норм и распространяющие свое действие на особые категории лиц (например, дипломатов).

В научной и учебной литературе встречаются классификации правовых норм и по некоторым другим основаниям.

Структура норм права

3.1. Структурные элементы правовых норм. Несмотря на то, что нормы права являются первичными элементами позитивного права, они сами могут состоять из определенных элементов. Обычно в качестве структурных элементов правовых норм выделяют гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотезой(происходит от греч. «hypothesis» – основание, предположение) правовых норм является та их часть, где говорится об обстоятельствах, с наличием или отсутствием которых связывается реализация правовых норм. Реализация правовых норм может связываться с определенной категорией субъектов, их действиями, теми или иными событиями (например, стихийными бедствиями) и т. д. Часто гипотезы правовых норм начинаются со слова «если», хотя это не является обязательным условием.

Гипотезы правовых норм принято подразделять на простые, сложные и альтернативные. Простыми называютсягипотезы, указывающие только на одно обстоятельство, с которым связывается реализация правовых норм. Например, норма, закрепленная в пункте 1 ст. 463 ГК РФ, гласит: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи». Данная норма имеет простую гипотезу, так как возможность покупателя отказаться от исполнения договора купли-продажи связывается только с одним обстоятельством – отказом продавца передать покупателю проданный товар.

Сложными являются гипотезы, указывающие на два и более обстоятельства, с которыми связывается реализация норм права. Так, в пункте 3 ст. 59 СК РФ говорится: «Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой». Норма, содержащаяся в этом пункте, имеет сложную гипотезу, поскольку орган опеки и попечительства может разрешить ребенку изменить его фамилию на фамилию матери при наличии двух условий: 1) если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и 2) если отцовство в законном порядке не установлено.

Альтернативная гипотеза тоже указывает на несколько обстоятельств, но для реализации правовой нормы достаточно любого из них. Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 578 ГК РФ даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения. По смыслу нормы, содержащейся в пункте 1 данной статьи ГК, даритель вправе отменить дарение при наличии любого из перечисленных в гипотезе этой нормы обстоятельств.

Диспозицией (происходит от лат. «dispositio» – расположение) принято называть ту часть правовых норм, в которой содержится само правило поведения, определяющее, как могут, должны или не должны поступать участники общественных отношений при обстоятельствах, указанных в гипотезе правовой нормы. Иными словами, диспозиция – это часть правовой нормы, говорящая о юридических правах и обязанностях, которые могут возникнуть у участников общественных отношений при обстоятельствах, указанных в гипотезе правовой нормы. Диспозиции целесообразнее всего подразделять на предоставительные, предоставительно-обязывающие, обязывающие и запрещающие, хотя встречаются и другие классификации (например, их делят также, как и гипотезы, на простые, сложные и альтернативные).

Предоставительные – это диспозиции, предоставляющие участникам общественных отношений определенные права, дозволяющие совершить им те или иные действия. Например, предоставительной является диспозиция нормы, закрепленной в пункте 1 ст. 152 ГК РФ. В нем говорится: «Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности».

Предоставительно-обязывающие – это диспозиции, которые предоставляют участникам общественных отношений определенные права и одновременно возлагают на них определенные обязанности. Так, в пункте 1 ст. 63 СК РФ говорится: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей».

Обязывающими являются диспозиции, возлагающие на участников общественных отношений определенные обязанности. Согласно пункту 2 той же ст. 63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Запрещающими считаются диспозиции, не дозволяющие участникам общественных отношений совершение определенных действий. Например, норма, закрепленная в пункте 3 ст. 426 ГК РФ, гласит: «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Диспозиция этой нормы, выраженная словами «отказ коммерческой организации от заключения публичного договора … не допускается» является запрещающей.

Санкцией (происходит от лат. «sanctio» – строжайшее постановление) обычно называется та часть правовых норм, в которой говорится о неблагоприятных последствиях (мерах юридической ответственности, наказании и т. п.), которые могут наступить в случае совершения участниками общественных отношений нежелательных для государства действий (или бездействия). Нередко санкции тоже делят на простые, сложные и альтернативные. Однако бόльшего внимания заслуживают две классификации: по степени определенности и цели применения. По степени определенности санкции принято подразделять на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

Абсолютно определенные – это санкции, в которых размер неблагоприятных последствий является строго определенным. Так, согласно части 2 ст. 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Относительно определенные – это санкции, определяющие размер неблагоприятных последствий от минимального до максимального или только до максимального. Например, часть 3 ст. 8.4 КоАП РФ устанавливает наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Альтернативными являются санкции, определяющие несколько видов неблагоприятных последствий, из которых применению подлежит только один, наиболее целесообразный для данного случая. Так, согласно части 1 ст. 158 УК РФ кража, т. е. тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

По цели применения санкции подразделяются на штрафные (карательные) и правовосстановительные. Штрафные (карательные) санкции имеют целью наказать, покарать правонарушителя. К ним относятся такие меры наказания, как штраф, лишение свободы и т. п. Правовосстановительные санкции преследуют иную цель – восстановить нарушенный правопорядок, обеспечить защиту нарушенных прав и законных интересов. К ним относятся такие меры воздействия, как принудительное исполнение неисполненной обязанности, признание сделки недействительной, возложение обязанности возместить причиненный вред и т. д.

Кроме гипотез, диспозиций и санкций иногда выделяют и другие структурные элементы правовых норм. Так, применительно к коллизионным нормам выделяют такие элементы, как объем и привязка. При этом объемом считается та часть коллизионной нормы, которая указывает на коллидирующие нормы, а привязкой – часть, определяющая закон, подлежащий применению при наличии коллизии, указанной в объеме. Правда, некоторые авторы называют объем коллизионной правовой нормы гипотезой, а привязку – диспозицией, с чем едва ли можно согласиться, так как привязка не указывает на юридические права и обязанности участников общественных отношений.

3.2 Дискуссия о структуре норм права. В учебной литературе обычно всегда отмечается, что вопрос о структуре норм права носит дискуссионный характер. И это действительно так. Не вдаваясь в анализ всех высказанных по данному вопросу мнений, в качестве основных отметим три точки зрения.

Согласно одной из них (ее разделяют многие исследователи) каждая правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. При этом норма права не совпадает с нормативно-правовым предписанием, поскольку элементы правовой нормы закрепляются не в одном, а в разных предписаниях либо одного, либо двух и более нормативных правовых актов. По мнению сторонников данной точки зрения, схематично норма права выглядит так: «если – то – иначе (в противном случае)», где «если» – это гипотеза, «то» – диспозиция, «иначе (в противном случае)» – санкция.

Согласно другой точке зрения нормы права состоят не из трех, а из двух элементов. Регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные – из гипотезы и санкции. При этом сторонники данной точки зрения исходят из того, что нормами права являются не какие-то абстрактные правила поведения, а конкретные нормативно-правовые предписания, содержащиеся в нормативных и иных правовых актах и построенные по схеме «если – то», где «если» – гипотеза, а «то» – диспозиция или санкция.

Наконец, согласно третьей точке зрения следует различать структуру так называемой логической нормы права и нормы-предписания. Логической нормой предлагается считать правило поведения, сконструированное логическим путем из различных нормативных предписаний, расположенных в статьях одного или нескольких правовых актов, а нормой-предписанием – закрепленное в статьях, пунктах, параграфах и т. п. государственно-властное веление. При этом в структуре логической нормы выделяются гипотеза, диспозиция и санкция, а в структуре нормы-предписания – гипотеза и диспозиция или санкция.

3.3. Структура нормы права как нормативно-правового предписания. Нетрудно заметить, что решение вопроса о структуре норм права во многом связано с понятием нормы права. В то же время понимание нормы права как правила поведения, состоящего из гипотезы, диспозиции и санкции, носит умозрительный, отвлеченный характер. В официальных источниках права, по крайней мере современных, мы не найдем норм, одновременно содержащих гипотезу, диспозицию и санкцию. Такие нормы можно сконструировать только логическим путем из связанных между собой нормативно-правовых предписаний. Как было сказано при освещении вопроса о понятии нормы права, под нормами права следует понимать установленные или санкционированные государством правила поведения, которые внешне выражены в форме нормативно-правовых предписаний, носящих общеобязательный характер. Следовательно, нормы права – это и есть нормативные предписания, установленные или санкционированные государством и получившие внешнее выражение в соответствующих источниках права.

Кроме того, понимание норм права как правил поведения, состоящих из гипотезы, диспозиции и санкции, создает немало проблем при классификации норм права. Так, даже самая простая классификация правовых норм по предмету правового регулирования оказывается проблематичной, поскольку согласно данной точке зрения отдельные элементы правовой нормы могут оказаться в нормативных актах, содержащих нормы разных отраслей права. Да и само выделение тех или иных отраслей права ставится в таком случае под сомнение.

В этой связи ближе к истине находится точка зрения сторонников двухэлементной структуры правовых норм, поскольку она основывается на понимании норм права как исходящих от государства нормативно-правовых предписаний. Вместе с тем и эта точка зрения представляется не вполне состоятельной, поскольку касается, в основном, только регулятивных и охранительных норм права, оставляя в стороне другие их разновидности.

На наш взгляд, вопрос о структуре правовых норм может быть решен следующим образом. Во-первых, при решении этого вопроса необходимо исходить из понимания норм права как установленных или санкционированных государством правил поведения, внешне выраженных в форме нормативных предписаний. Такие правила поведения не имеют строго определенной структуры. В частности, в конститутивных, дефинитивных и оперативных нормах права нет ни гипотез, ни диспозиций, ни санкций. Они не имеют четко выраженной структуры и не состоят из каких-либо элементов. По два элемента содержат регулятивные, охранительные и коллизионные нормы. В регулятивных нормах – это гипотеза и диспозиция, в охранительных – гипотеза и санкция, в коллизионных – объем и привязка.

Во-вторых, правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, следует рассматривать не в качестве реально существующей нормы права, а в качестве ее теоретической модели, юридической конструкции, которая играет немаловажную роль в правотворчестве при создании норм права. Так, сконструировав регулятивную норму, правотворческий орган обязательно должен подкрепить ее охранительной нормой, т. е. нормой, содержащей санкцию и рассчитанной на случай нарушения регулятивной нормы. Иначе регулятивная будет обречена на бездействие.

Говоря о структуре правовых норм, нельзя не отметить точку зрения представителей науки уголовного права, многие из которых считают, что нормы Особенной части Уголовного кодекса (это нормы, предусматривающие уголовную ответственность за конкретные виды преступлений) состоят из двух элементов: диспозиции и санкции. При этом диспозицией они называют ту часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание соответствующего вида преступления. По мнению сторонников данной точки зрения в нормах Особенной части Уголовного кодекса гипотеза и диспозиция сливаются, поскольку указание на тот или иной вид преступления свидетельствует о том, что такого рода деяния запрещаются.

Как представляется, подобная точка зрения вносит лишь путаницу в вопрос о структуре правовых норм. В теории государства и права та часть правовой нормы, где дается описание условий, обстоятельств, фактов, при которых норма будет действовать, применяться, традиционно именуется гипотезой. Поэтому едва ли правильно именовать диспозицией ту часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание преступления. К тому же о запрете преступлений говорят не столько гипотезы, сколько санкции уголовно-правовых норм, устанавливая за совершение преступлений соответствующие меры ответственности. А так как нормы Особенной части Уголовного кодекса – это охранительные нормы, то они состоят не из диспозиции и санкции, а из гипотезы и санкции.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под нормой права, и каковы ее признаки?

2. По каким основаниям можно классифицировать нормы права, и какие их виды можно при этом выделить?

3. Из каких структурных элементов могут состоять нормы права и все ли из этих элементов присущи каждой правовой норме?

Литература

Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права / В. М. Баранов; под ред. М. И. Байтина. – Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1978. – 148 с.

Власенко Н. А. Коллизионные нормы в советском праве / Н. А. Власенко. – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1974. – 99 с.

Давыдова М. Л. Нормативно-правовые предписания в российском законодательстве : учеб. пособие. – Волгоград : Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2001. – 92 с.

Кулапов В. Л. Рекомендательные нормы советского права / В. Л. Кулапов. – Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1987. – 112 с.

Рыбушкин Н. Н. Запрещающие нормы в советском праве / Н. Н. Рыбушкин. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1990. – 112 с.

Сенякин И. Н. Специальные нормы советского права / И. Н. Сенякин. – Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1987. – 97 с.

13. Классификация норм права.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера — на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций — на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, — на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц — пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания — лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия — на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ — в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы — на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования — на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества — на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *