Вид земельного участка

Содержание

Обзор понятий

В законодательстве содержится несколько правовых категорий, которые определяют правила поведения гражданина в отношении земельного участка.

В первую очередь следует разобраться с самим понятием данного имущества. Земельный участок – это объект недвижимости, который представляет собой часть земной поверхности с определёнными границами. В отношении каждого надела формируется информация о месте расположении, предназначении, правовом статусе и иных характеристиках. Сведения фиксируются в ЕГРН.

Каждый надел находится в чьей-либо собственности. До момента передачи участка организации или гражданину, права на них принадлежат РФ или местной административной единице.

Виды прав физического лица также могут быть различными. Надел может быть предоставлен в аренду или в собственность. Ранее также граждане получали участки на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. Каждый правовой режим имеет свои особенности и ограничения. Так, например, дарение возможно только в отношении земли в частной собственности.

Целевое назначение – это строгое установление основной сферы деятельности, которая может осуществляться на определённом участке. Например, если земля выделяется для возведения индивидуального жилого дома (ИЖС), то целевое назначение – это строительство такого объекта. Во вторую очередь гражданин может разбить сад, организовать огород и т.д.

Вид разрешённого использования – деятельность, которой гражданин вправе заниматься на выделенном ему участке. Например, садоводством. Если физическое лицо получило землю для ведения садоводства, то оно не вправе использовать его для других задач, например, для организации выпаса скота. Хотя целевое назначение самого надела при этом сохраняется.

Как и по каким требованиям определить

Чтобы определить, к какой именно категории относится участок, проводятся научные исследования. Специалисты Росреестра изучают ценность почвы, виды объектов, которые расположены на участке, близость коммуникаций и т.д. По результатам работы составляется акт обследования.

Определение категории земель происходит по решению органов власти, имеющих полномочия на это. Это могут быть федеральные министерства и ведомства, местные органы самоуправления. Решение по данному вопросу принимается в виде правового акта, обязательного к исполнению.

Например, если участок вблизи города имеет сельскохозяйственное предназначение, но на нём не выращиваются какие-либо ценные культуры, то он может быть переведён в категорию земель населённых пунктов. После чего надел будет использован для строительства на нём жилья, объектов торговли, социальной инфраструктуры и т.д.

На данный момент виды назначения земельных участков определены в отношении всех наделов, расположенных на территории РФ. Вся необходимая информация содержится в кадастровых паспортах и в ЕГРН. Если гражданину нужно узнать целевое предназначение определённого объекта, то ему следует сделать запрос в территориальное управление Росреестра.

Встать в очередь на земельный участок необходимо со всем пакетом документов, которые будут представлены и в оригинале, и в копии.

Что гласит закон о земельных участках — мы расскажем .

Основные факты

Целевое назначение земельных участков напрямую соотносится с характеристиками участка, его нынешним и предполагаемым использованием. Определяется органами исполнительной власти.

Существующие виды и их отличия

В законодательстве РФ выделяются следующие типы земель по их назначению:

  • сельхозназначения;
  • водного фонда;
  • лесного фонда;
  • городов;
  • промышленного назначения, обороны, энергетики и т.д.;
  • земли под особо охраняемыми объектами;
  • фонда запаса.

Главное отличие – это функциональное назначение каждой из категорий. Присвоение титула определённому участку производится с учётом многих факторов. Так, например, лесистая местность вдоль границы РФ будет отнесена к категории земель обороны. Важность зелёных насаждений в этом случае уступает более приоритетной цели – обеспечению государственной безопасности.

Целевое предназначение определяет, как владелец (гражданин или организация) может использовать участок. Внутри каждого типа есть разделение участков.

Так, например, сельхозугодья включают в себя участки, предназначенные для:

  • участков дачников (ДНП);
  • участков садоводов (СНТ);
  • территории, отведённые под дороги и коммуникации;
  • зданий и сооружений, предназначенных для переработки и хранения продукции;
  • выращивания сельхозкультур;
  • иных целей.

Каждый участок выделяется землепользователю для конкретной цели. Так промышленное назначение участка не даёт право владельцу строить на нём любой производственный объект. Целевое использование может быть основным, вспомогательным и условно разрешёнными.

Например, участок выделен гражданину под ИЖС. Когда частный дом построен, его владельцу может понадобиться возведение ещё одного строения, например, гаража. Для этого гражданину стоит получить разрешение в муниципальном органе власти. Если чиновники посчитают строительство допустимым, то человек может приступать к работам. Это и есть условно разрешённое использование.

В качестве примера вспомогательного использования можно привести прокладку коммуникаций или дорог. Без подведённой электросети или газовой трубы многие объекты невозможно эксплуатировать. Поэтому размещение таких объектов, как трансформаторные подстанции, происходит на землях любого назначения.

Таким образом, строительство жилого дома на участке для ИЖС является главной целью. Прокладка коммуникаций – вспомогательная цель, реализация которой возможна без дополнительных согласований. Постройка иных объектов – только после получения официального разрешения.

Подробная классификация

В 2019 году земельные угодья разделяются на следующие виды:

Категория Описание Состав Предназначение
Земля сельхозназначения Наделы, находящиеся за пределами населённых пунктов и используемые для нужд сельского хозяйства и сходных целей.
  • сельхозугодья;
  • земли под дорогами и коммуникациями;
  • участки с лесными насаждениями;
  • земля под водными объектами;
  • участки под зданиями и сооружениями.
Ведение ЛПХ, садоводство, животноводство, растениеводство, пчеловодство, хранение и переработка выращенной продукции, рыбоводство, размещение питомников.
Земли населённых пунктов Участки, используемые для застройки жилыми и нежилыми зданиями, сопутствующей инфраструктурой. Находятся в пределах соответствующих населённых пунктов. Состав определяется градостроительным регламентом и включает в себя участки:

  • жилой застройки;
  • производственной;
  • общественной;
  • транспорта и коммуникаций;
  • для военных объектов;
  • рекреационные зоны;
  • сельскохозяйственные;
  • иные категории.
Земли могут использоваться для строительства жилья, общественно-деловых объектов, производственных помещений, транспортных и коммуникационных сооружений и т.д.
Лесной фонд Территория, покрытая лесов или предназначенная для восстановления растительности, например, после вырубки.
  • земли, покрытые лесом;
  • участки, где ведётся восстановление лесных насаждений;
  • иные категории (просеки, болота, дороги и т.д.).
Заготовка древесины, лесных ресурсов (грибов и ягод), создание лесных плантаций, размещение резервных лесов.
Водный фонд Территории, где поверхность земли покрыта водой или где размещены специальные сооружения. Участки с водными объектами и наделы с гидротехническими сооружениями (например, ГЭС или дамбы). Общее и специальное водопользование, размещение гидротехнических сооружений.
Земли промышленности и транспорта Участки, расположенные вне границ населённых пунктов и используемые для размещения и обслуживания соответствующих объектов. К данной категории относятся следующие земли:

  • энергетики;
  • промышленности;
  • обороны;
  • транспорта;
  • для организации космической деятельности;
  • связи (телевидения и радиовещания).
Целевое назначение определяется характеристиками объекта, который на нём расположен.
Запас Земли, которые не предоставлены в пользование гражданам или организациям. Участки не разделены по целевому назначению. Использование данных земель возможно только после изменения их целевого назначения.
Особо охраняемые земли Земли, которые имеют особенное историко-культурное, научное или рекреационное назначение.
  • территории природоохранного назначения;
  • участки охраняемых природных территорий;
  • земли с объектами историко-культурного назначения;
  • рекреационные территории;
  • особо ценные земли.
В зависимости от характеристик объектов, земли могут использоваться для научной деятельности, просвещения и образования, отдыха, природоохранной деятельности и т.д.

Общие вопросы и дополнения

Каждая категория земель имеет ограничения по обороту. Порядок реализации каждого участка определяется ЗК РФ или специальными нормативными актами. Так, например, купить земли запаса невозможно. Продажа таких земель запрещена, так как они полностью исключены из оборота.

Продажа земельных участков чаще всего организуется через аукцион. Торги позволяют наиболее честно выбрать покупателя.

Использование участков не по назначению влечёт за собой административную ответственность. Владелец обязан будет выплатить штраф и прекратить противоправную деятельность.

Присвоение чужого участка будет считаться самоуправством или нарушением строительных норм, если на территории было возведено строение. Владельцу здания придётся его снести за свой счёт, чтобы восстановить изначальное положение.

Раздел участков по решению собственника возможен не во всех случаях. Это связано как с целевыми ограничениями, так и с размерами объектов. Например, наделы для ИЖС часто не могут быть поделены на 2 из-за пространственных габаритов.

Количество видов и их описание

Категории, к которым относят земли в России по их целевому назначению, перечислены в ст. 7 Земельного кодекса. Распределение земельного фонда по категориям выглядит так:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленного и иного специального назначения (транспорта, разных видов связи, обороны и безопасности и т. д.);
  • особо охраняемых природных и историко-культурных объектов и территорий;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • земли запаса.

Рассмотрим их для наглядности не в виде таблицы, а на диаграмме.

Номер категории ни в коей мере не означает преимущества одних земель перед другими. Хотя сельскохозяйственные угодья, без сомнения, имеют весьма важное значение.

Для каждой категории предусмотрен особый правовой режим и способы использования.

Сельскохозяйственного назначения

Главным назначением земель сельхозназначения является:

  • производство разнообразной сельхозпродукции;
  • размещение необходимой для этого инфраструктуры;
  • ведение учебной и научной работы в сфере сельского хозяйства.

Основная ценность участков сельскохозяйственного назначения заключается в их плодородии.

По этому качеству они подразделяются на:

  • пашни;
  • многолетние насаждения (например, плодовые сады или виноградники);
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • дороги и скотопрогонные полосы;
  • лесополосы, не относящиеся к землям лесного фонда;
  • площади под дворами и хозпостройками;
  • неиспользуемые наделы.

Для этих земель допускается исключительно целевое использование. К таковому относятся:

  • собственно ведение сельского хозяйства, всех его видов;
  • личное подсобное хозяйство граждан;
  • садоводство и огородничество;
  • дачное строительство (сезонное);
  • организация фермерского хозяйства;
  • сооружение необходимой инфраструктуры для обслуживания сельхозпроизводителей.

При необходимости отвести участки данной категории под постройку различных сооружений или прокладку коммуникаций стараются выделять земли, имеющие наименьшую ценность для сельхозпроизводства, то есть с низким плодородием или неудобные для обработки.

Возможно на таких участках и возведение жилых строений, но только для сезонного проживания: дачного или садового домика.

Населенных пунктов

Земли поселений делятся так же как и сами населенные пункты: на городские и сельские.

Вне зависимости от размера поселения подразделяются на территориальные зоны, число которых может достигать девяти:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые;
  • инженерные;
  • рекреационные;
  • сельскохозйственные;
  • спецназначения;
  • военные;
  • иные.

Каждая из них имеет свое назначение и свой градостроительный регламент.

Именно этот документ определяет разрешенные виды использования для каждого участка внутри зоны.

Границами земель поселений служат административные границы населенных пунктов.

Основное назначение таких земель — застройка и развитие городов и сел.

Участки под строительство многоэтажных домов и кварталов, а также под ИЖС и ЛПХ чаще всего относятся именно к этой категории.

Однако необходимо помнить, что, помимо разрешенного использования участка, для возведения на нем дома потребуются и иные правовые основания. Например, разрешение на строительство.

Промышленности

Данная категория включает в себя, прежде всего, участки, занятые различными промышленными предприятиями, а также другими объектами, в том числе:

  • транспортными магистралями;
  • линями связи и электропередач;
  • трубопроводами;
  • объектами оборонного комплекса и т. д.

Их основное назначение — обеспечение деятельности наиболее важных отраслей хозяйства.

Согласно ст. 87 ЗК РФ эти земли не входят в состав земель поселений и выделяются в самостоятельную категорию.

Входящие в нее участки, в свою очередь, делятся на подгруппы:

  • промышленности;
  • энергетической отрасли;
  • транспортной инфраструктуры;
  • телекоммуникационной сферы;
  • космической отрасли;
  • обороны и обеспечения безопасности;
  • иного спецназначения.

Как правило, вокруг участка, непосредственно занятого промышленным предприятием, транспортной магистралью и т.д., формируется охранная или санитарная зона.

В назначение этой зоны входит защита населения от возможного негативного воздействия объектов, а также обеспечение бесперебойной эффективной работы предприятий.

В таких зонах, как правило, запрещены почти все виды хозяйственной деятельности и перевод участков в другие категории.

Особо охраняемых территорий и объектов

Особенность этой категории земель заключается в их частичном или полном изъятии из хозяйственного оборота и использования.

Одновременно установлено и ограничение на их изъятие или перевод в иную категорию.

Такие меры охраны обусловлены тем, что на этих земельных участках расположены территории или объекты, имеющие важное назначение:

  • природоохранное;
  • культурно-историческое;
  • рекреационное;
  • эстетическое;
  • иные, сходные назначения.

Земельные участки, отнесенные к этой категории, могут находиться только в публичной собственности.

Иными словами, их собственник — государство или муниципалитет.

Типом данной территории определяется и разрешенная деятельность на ней.

К разрешенным видам деятельности на землях этой категории можно отнести:

  • научную;
  • исследовательскую;
  • просветительскую;
  • экомониторинг;
  • туризм;
  • традиционные виды хозяйства коренных народов.

Наиболее крупными земельными участками в данной категории будут заповедники.

В заповедных зонах запрещена практически любая деятельность человека, кроме той, которая направлена на сохранение природного ландшафта.

Одновременно к этой же категории относятся:

  • городские скверы и парки;
  • ботанические сады и дендрарии.

Объекты культурного наследия, а точнее — занимаемая ими территория, также включены в эту категорию земель.

Лесного фонда

В эту категорию входят:

  • участки, занятые непосредственно лесом, то есть древесно-кустарниковой растительностью;
  • земли нелесного массива, но используемые в целях ведения лесного хозяйства (территории лесничеств, питомников и т. д.).

Целевое использование этих земель определяется уже не Земельным, а Лесным кодексом.

Лесные угодья изъяты из гражданско-правого оборота. Возможно только временное использование на условиях:

  • аренды;
  • концессии;
  • бесплатного пользования.

Все леса делят на три категории, с отнесением к которым связывают возможность той или иной хозяйственной деятельности на их территории.

Водного фонда

К землям водного фона отнесены участки, на которых размещаются:

  • непосредственно сами водные объекты;
  • их охранные зоны;
  • полосы отвода;
  • охраняемые водозаборные зоны;
  • разнообразные гидротехнические сооружения.

Правовой режим таких территорий устанавливается Земельным и Водным кодексами. Отведение участков, занятых водоемами, не предусмотрено.

Для примыкающих в ним участков дозволенными способами использования будут:

  • строительство сооружений, обеспечивающих потребность в воде населения и хозяйства;
  • их эксплуатация.

Запаса

В запас попадают те земли, для которых:

  • не установлено целевое назначение;
  • право на использование было прекращено по соответствующим основаниям.

Собственниками таких участков является государство или муниципалитет.

По заявкам граждан или организаций эти земли могут быть:

  • переведены в одну из других категорий;
  • переданы в собственность или аренду.

Коды

Каждый земельный участок, прошедший кадастровый учет, имеет уникальный код, которым зашифрованы его категория и целевое назначение. Существует специальный справочник, оформленный в виде таблицы, где каждая категория и подкатегория обозначена соответствующим цифровым кодом:

  1. Так, земли сельхозназначения имеют код 003001000000. Для того, чтобы выделить внутри этой категории отдельные виды, вместо двух последний нулей ставится номер подкатегории.
  2. Пашни, сенокосы, сады и прочие сельхозугодия имеют код 003001000010.
  3. Земли поселений скрываются за обозначением 003002000000. А участки, выделяемые под жилищное строительство гражданам (ИЖС) зашифрованы как 003002000050.
  4. А вот такой код как 003002000100 обозначает прочие земельные участки, не отнесенные явно к одной из своих категорий.
  5. Используются коды, в частности, при налогообложении. Для земель разных категорий предусмотрен разный размер земельного налога.
  6. Зная к какой категории относится участок, можно определить его код, равно как и наоборот.

Чтобы узнать, к какой именно категории отнесен каждый конкретный участок, можно воспользоваться Публичной кадастровой картой или заказать в Росреестре кадастровую выписку на интересующий земельный участок.

Перевод земель

Земли можно переводить из одной категории в другую.

Сделать это может не сам собственник, а только компетентный орган власти, и только если в законе нет прямого запрета на такое действие. Например, как случае с землями ООПТ.

Собственник земли, желающий изменить ее целевое назначение, обращается в местный орган исполнительной власти с ходатайством.

При отсутствии препятствий к выполнению перевода такая просьба будет удовлетворена, а в земельный кадастр будут внесены необходимые изменения.

Типичным примером такой процедуры является выделение земель под ИЖС из муниципальной собственности.

Граждане могут просить передать им как уже существующий, то есть выделенный участок, так и часть сельхозугодий.

При положительном решении выбранный участок переводится в пригодную для индивидуального строительства категорию и уже в таковом качестве ставится на кадастровый учет.

Иногда для изменения назначения земель такое ходатайство не требуется. Так происходит, например, при расширении населенных пунктов, когда в категорию земель поселений попадает часть сельхозугодий или лесных насаждений.

Но, в любом случае, необходим нормативный акт органов местной или федеральной власти, которым данный переход фиксируется и легализуется.

Что такое категория земель (целевое назначение)

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий земель:

  1. Населенных пунктов (поселений);
  2. сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. лесного фонда;
  6. водного фонда;
  7. государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Что такое вид разрешенного использования земель (ВРИ)

Понятие разрешенного использования земельного участка носит уточняющий характер в рамках целевого назначения. Введение этого понятия является следствием более детального зонирования территории в масштабах субъекта федерации, региона или иного территориального деления. Однако, земельный участок, находящийся в собственности фермера, в рамках одного и того же целевого назначения может иметь иное разрешенное использование.

Кроме того, существует деление разрешённого вида использования на следующие типы:

  1. основные;
  2. условно разрешённые;
  3. вспомогательные.

Условно разрешенный вид использования земельного участка

Условно разрешенный вид использования земельного участка выполняет функцию дополнения в рамках категории и разрешенного использования. Такое дополнении возникает когда нет возможности составить классификатор на все случаи жизни.

Для того, чтобы установить дополнительную норму, необходимо пройти специальную процедуру согласований и публичных слушаний в Комиссии по землепользованию и застройки. Такое расширение ВРИ возможно только в случае, если оно предусмотрено местными градостроительными нормами.

Вспомогательные виды разрешенного использования

Вспомогательные виды разрешенного использования уточняют действия, производимые в рамках других типов использования. Уточняющий характер может заключаться, например, в размещении каких-нибудь мелких объектов — гаражей, трансформаторной будки, забора и т.п. Таким образом, потенциальному застройщику необходимо вписаться в целевое назначение и основной вид разрешенного использования своей территории.

Другие типы разрешенного использования можно изменить в официальном диалоге потенциального и состоявшегося владельца участка с органами государственной или муниципальной власти.

Земли населенных пунктов

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Земли сельхозназначения

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Подкатегории земель сельхозназначения

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

  1. сельскохозяйственные;
  2. и не сельскохозяйственные угодья.

Несмотря на кажущееся противопоставление, оба вида угодий подчинены одной цели — обеспечению условий для ведения сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственные угодья

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Не сельскохозяйственные угодья

Не сельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот не сельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Отличия первого от второго

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором — находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Таблица основных видов разрешенного использования

Номер в классификаторе ВРИ
1.0-1.18 Сельское хозяйство Сюда относят земли, находящиеся вне населенных пунктов, которые предназначены для выращивания сельскохозяйственных культур, скота, пушных зверей, разведения птиц, рыб, насекомых. Разрешено возводить здания, необходимые для нужд сельского хозяйства.
2.0-2.7.1 Жилая застройка На этих землях можно возводить здания, как одноэтажные, так и многоэтажные, которые используются для проживания, а также объекты инфраструктуры, необходимые для их содержания.
3.0-3.10.2 Общественное использование объектов капитального строительства На землях можно размещать объекты капитального строительства, которые необходимы для удовлетворения социальных и духовных потребностей — коммунальные предприятия, объекты здравоохранения, школы, ДОУ и т.д.
4.0-4.10 Предпринимательство Земли предназначены для объектов капитального строительства, которые используются с целью получения выгоды.
5.0-5.5 Отдых Участки выделяют под размещение спортивных, туристических объектов, баз отдыха, конных прогулок и т.д.
6.0-6.11 Производственная деятельность На землях разрешено размещать добывающие и производственные объекты.
7.0-7.5 Транспорт На участках размещают различные пути сообщения и строения, необходимые для их обслуживания.
8.0-8.4 Обеспечение обороны и безопасности Размещают объекты, предназначенные для Вооруженных сил, а также таможни.
9.0-9.3 Деятельность по особой охране и изучению природы Земли, на которых располагаются особо охраняемые природные территории.
10.0-10.4 Использование лесов Разрешена деятельность, связанная с выращиванием, рубкой, заготовкой леса, охраной лесов.
11.0-11.3 Водные объекты На землях размещаются водные объекты и гидротехнические сооружения.
12.0-12.3 Земли общего пользования На участках размещены дороги, кладбища, парки, скверы и т.д. Сюда же относят земли запаса.
13.1 Огородничество На ЗУ разрешена деятельность, связанная с выращиванием с/х культур, а также строительство жилых дачных домов и вспомогательных построек.
13.2 Садоводство
13.3 Ведение дачного хозяйства

Полный перечень ВРИ является исчерпывающим, содержится в специальном классификаторе и не подлежит изменению в произвольном порядке. Если устанавливается новый для данной территории ВРИ, то он должен соответствовать перечню данного классификатора.

Что будет, если использовать землю не по назначению

Правовой режим — это система запретов, ограничений, разрешений и обязанностей. Владельцы земель сельскохозяйственной категории обязаны:

  1. использовать землю в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;
  2. принимать меры по недопущению любых воздействий на земельный участок, которые могут привести к существенным потерям плодородия и других значимых свойств;
  3. поддерживать оптимальное состояние мелиорированных земель;

Владельцы земель сельскохоз назначения имеют право:

  1. приобретать, продавать, дарить, передавать в наследство принадлежащие им участки;
  2. получать от государства бесплатно или на возмездной основе земли данной категории в собственность или в пользование;
  3. выходить с ходатайством об изменении статуса, категории и разрешенного использования земель.

Основные ограничения и запреты можно свести к следующему:

  • Не использование земель с/х назначения запрещено. Это требование распространяется на любые участки, находящиеся во владении физических и юридических лиц. Не использовать землю может только государство, которое владеет землями ГосЗемЗапаса и участками резерва;
  • Иностранные граждане в обороте сельскохозяйственной земли участвовать не могут. Однако они могут брать землю в аренду и использовать её по назначению, выполняя все обязанности по поддержанию участков в надлежащем состоянии;
  • Произвольный перевод с/х земель в другую категорию или разрешенное использование запрещен и наказуем;
  • Существуют ограничения по срокам и содержанию аренды. Законом определяются максимальные и минимальные сроки, а также режим использования участков;
  • При территориальном зонировании определяются особо ценные земельные участки, изъятые из оборота. Они находятся в списках территорий, запрещенных к приватизации. Изымают из оборота и нарушенные земли, которые переводятся в залежь до момента восстановления плодородия и иных значимых свойств.

Обратите внимание, что не выполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей влечёт за собой предусмотренное законом наказание в виде, штрафов, уголовной ответственности и иных мер, включая материальную ответственность, носящую компенсационный характер. Летом 2016 года был упрощен порядок изъятия земли, которая не используется вовсе или с какими-либо нарушениями. По данным министерства с/х хозяйства, после введения этих поправок в оборот было возвращено более 120 тыс. гектар земель.

Право и частная собственность на земельный участок

В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно.

Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.

Субъектами права частной собственности на землю выступают также иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ. Чтобы стать объектом собственности гражданина, земельные участки перечисленных целевых назначений должны быть переведены в установленном порядке в иную категорию, из которой возможно предоставление земель в собственность гражданам и их организациям.

Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности граждан или юридических лиц, но с требованием соблюдения особого режима их использования.

Право и государственная собственность на земельный участок

Положения, касающиеся основ и виды прав на земельный участок государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных.

Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.

Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю индивидуально и совместно.

Земельные участки как муниципальная собственность

Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

С точки зрения гражданского законодательства и прав на имущество вообще два вида прав — постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение — являются исключительно земельно-правовыми, поскольку применяются только в отношении земельных участков, а не иного имущества. Определенной спецификой обладает также право безвозмездного срочного пользования земельным участком. В части второй ГК РФ регулируются вопросы безвозмездного пользования (договор ссуды), и даже используется термин «безвозмездное временное пользование». В связи с этим представляется, что нормы ГК РФ подлежат применению к праву безвозмездного срочного пользования земельным участком (в части, не противоречащей земельному законодательству). Но все же непосредственно о безвозмездном срочном пользовании в гражданском законодательстве речь не идет.

Право пожизненного пользования или владения земельным участком

Ст. 265 ГК РФ предусматривает, что основания приобретения виды прав на земельный участок пожизненного наследуемого владения устанавливаются земельным законодательством.

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству (ст. 266 ГК РФ). То есть распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается (отсутствует правомочие распоряжения), за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, в отличие от права собственности, не могут переходить по наследству к юридическим лицам ни по закону, ни по завещанию. Субъектами наследования таких земель могут быть только граждане.

Право Пожизненное наследуемое владение Постоянное (бессрочное) пользование
Собственник государство, муниципальные образования (ст. 39.9 ЗК, ст. 265 ГК)
Субъекты права (лица, получающие права) гражданин (физическое лицо) (ст. 265 ГК РФ) Ст. 39.9 ЗК РФ:

  1. орган государственной власти или орган местного самоуправления;
  2. государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные);
  3. казенные предприятия;
  4. центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Объекты права земельные участки (ст. 6 ЗК РФ)
Основания возникновения (приобретения) права Предусмотрены земельным законодательством (ст. 265 ГК РФ):

  1. наследование (только права пользования и владения – ст. 266 ГК РФ);
  2. раздел исходного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, объединение или перераспределение вновь образованных из него участков (ст. 11.8 ЗК РФ)
Предусмотрены гражданским и земельным законодательством:

  1. решение уполномоченного органа (исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления) (ст. 39.9 ЗК РФ);
  2. реорганизация юридического лица (в порядке правопреемства) (ст. 268 ГК РФ);
  3. раздел исходного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, объединение или перераспределение вновь образованных из него участков (ст. 11.8 ЗК РФ)

Сервитут или право ограниченного пользования чужим земельным участком

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Согласно ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для:

    1. прохода или проезда через земельный участок;
    2. использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
    3. размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
    4. проведения дренажных работ на земельном участке;
    5. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
    6. прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
    7. сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
    8. использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
    9. временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
    10. свободного доступа к прибрежной полосе.

Срочный сервитут устанавливается для проведения временных работ, например осуществления прокладки трубопровода на территории участка, находящегося в собственности.

Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

После установления сервитута он считается неотъемлемой принадлежностью земельного участка и не может быть отчужден отдельно от участка.

Следует также указать, что несмотря на имеющееся в Гражданском кодексе РФ указание на иные виды вещных прав на имущество — право хозяйственного ведения и право оперативного управления, данные виды виды прав на земельный участок не могут применяться в отношении площадей как не предусмотренные в земельном законодательстве.

Формы собственности на землю закреплены Конституцией РФ и федеральным законодательством. Их разграничение проводится по назначению земель, субъектному составу и основаниям перехода из одной формы собственности в другую.

Права и обязанности землепользователей также отличаются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок.

Формы собственности на участки

Формы собственности на земли в России различаются по субъектному составу.

  1. Государственная – принадлежит исключительно России или федеральным субъектам.
  2. Муниципальная – находится в собственности административно-территориальных единиц. Она находится в ведении органов местного самоуправления и ограничивается пределами посёлка, города, района. Эта земля должна использоваться строго по назначению, основной задачей является удовлетворение социально-культурных и коммунально-бытовых нужд населения административного пункта.
  3. Частная – принадлежит гражданам и коллективным субъектам. Земля переходит к ним на различных основаниях. Юридические и физические лица имеют право владения, использования и распоряжения своим наделом. Так как земля – особо ценный ресурс, все пользователи должны нести определённый круг обязанностей друг перед другом и перед государством.

Формы и виды собственности на землю часто отождествляют. Но также встречается мнение у теоретиков о выделении видов собственности в рамках вышеуказанных форм.

Так, государственная форма собственности включает землю федеральную и ту, которая принадлежит субъектам РФ.

Такая форма собственности земельного участка, как частная, делится на индивидуальную и общую.

Формы и виды собственности на земельные участки выделены на законодательном уровне на основании субъектного состава. Каждый из них имеет особенности. Отличаются также правила перехода во владение, целевое назначение участков, права и обязанности собственников.

Частная собственность на землю

Особенностью частной собственности на землю является её целевое назначение.

Надел предоставляется в собственность для следующих целей:

  • ведение хозяйства;
  • строительство и обслуживание дома и хозяйственных построек;
  • садоводство;
  • дачное или гаражное строительство;
  • осуществление хозяйственной деятельности.

У индивидуальных и коллективных субъектов возникают следующие правомочности относительно собственности на земельный участок.

  1. Право на владение землёй означает её правовой статус, как принадлежащей лицу на законных основаниях вследствие регистрации в Росреестре недвижимости. Владение распространяется на верхний плодородный шар, на природные объекты, которые находятся на участке и на пространство под и над участком, необходимое для её освоения.
  2. Право на пользование участком — это право удовлетворять свои потребности с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению.
  3. Распоряжение подразумевает под собой возможность определения дальнейшей юридической или фактической судьбы земельного надела.

Земля может находиться в собственности у физических, юридических лиц, а также в общем владении.

Рекомендуем ознакомиться:

Круг юридических лиц достаточно широкий: от хозяйственных обществ до религиозных организаций. Все они должны иметь землю на балансе и должны быть зарегистрированы в Реестре недвижимости.

В случае, когда физическое или юридическое лицо не зарегистрировано в Росреестре, оно имеет право пользоваться земельным наделом на следующих основаниях.

  1. Безвозмездное пользование — этот вид пользования появился в 2015 году. Граждане и юридические лица имеют право реализовывать свое право на землю, заключив договор с её собственником.
  2. Аренда – требует также договора с собственником.

Общая собственность на земельные участки означает коллективное целевое их использование по назначению, не ущемляя интересы и права друг друга. Доходы и расходы на поддержание участка в надлежащем виде, пригодном к использованию, равномерно распределяются между собственниками поровну или зависимо от их доли в собственности.

Общая собственность подразделена на следующие группы.

  1. С выделением доли каждому из совладельцев — при определении части имущества каждого владельца. Каждый собственник несёт ответственность, платит налог и имеет право на урожай только в пределах своей доли.
  2. Без выделения долей — проявляется в совместном землепользовании. Она актуальна, когда невозможно определить долю каждого владельца по решению судебного органа или на условиях договора. Это земли супругов, крестьянские хозяйства, добровольные объединения индивидуальных собственников и т. д.

В случае совместного владения собственниками выступают в кадастре недвижимости несколько субъектов. Кроме того, право владения подразумевает оплату налогов за землю, освоение ресурсов, установку границы, которая проводится совместно всеми владельцами в различных или в одинаковых долях. Совместное владение предполагает и защиту земли от незаконных посягательств.

Право частной собственности на землю возникает вследствие проведения законных сделок, а также в результате решений органов власти. Основным условием является регистрация прав на землю в Реестре недвижимости, так как без неё распоряжение участком невозможно.

Муниципальная форма собственности

Муниципальная форма собственности возникает, когда земля переходит административным единицам в следствие следующих юридических фактов:

  • специальное отнесение земель к муниципальным, что отображено в нормативном акте государства;
  • передача земли из государственной собственности;
  • судебные акты о разграничении участков;
  • приобретение земель на основании сделок у различных субъектов.

Земельный кодекс относит этот вид собственности к государственной, но его принято отграничивать в силу различия субъектов управления. От имени административной единицы участком распоряжается орган местного самоуправления. В его полномочия входят резервирование участков, их изъятие из частной собственности для нужд города или другого поселения, установление правил пользования участками, утверждение условий застройки, разработка и воплощение в жизнь местных программ землепользования, принятие охранных и защитных мер в отношении земель.

К землям, которые находятся в собственности муниципалитета относятся:

  • участки под муниципальными зданиями и постройками;
  • наделы, переданные с федеральной собственности органам самоуправления (допустим, земля в собственности субъекта РФ города Москвы может быть передана местными актами в муниципальную собственность);
  • земли казённых предприятий, созданных муниципалитетом;
  • земли, находящиеся в пределах управления местного органа, от которых собственник отказался (кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга)
  • иные участки в соответствии с федеральным законодательством.

Земля от государства в право собственности муниципалитета может также переходить по заявлению о безвозмездной передаче в таких случаях:

  • утверждён генеральный план и приняты условия землепользования Градостроительным кодексом, когда участок находится на территории соответственного поселения или округа;
  • земли находятся в пространстве между поселениями, относительно которых предоставлена схема муниципального устройства.

Землями, которые принадлежат к муниципальным, управляет орган местного самоуправления. Порядок перехода земель в эту форму собственности регулируется федеральными и местными нормативными актами.

Государственные земли

В государственную собственность входят земли, которые не принадлежат ни гражданам, ни их объединениям, ни юридическим лицам, ни муниципалитетам.

Субъектами собственности являются федерация и субъекты РФ (края, республики и т. д.). От их имени действуют органы государственной власти. Законодательными актами может быть предусмотрено, что осуществление полномочий землепользователя будут осуществлять отдельные муниципалитеты, граждане или организации.

Рекомендуем ознакомиться:

Государство выступает в качестве не только собственника земли, оно ещё и устанавливает нормы в сфере земельных отношений и осуществляет контроль над выполнением функций, возложенные на всех землепользователей. Это означает, что нарушение установленных правил поведения от имени государства будет подлежать наказанию, зачастую, в виде административного штрафа.

К федеральным землям относятся:

  • земля, на которой возведены сооружения и постройки РФ;
  • земельные наделы, предоставленные казённым и некоммерческим организациям, органам госвласти, переданные государством;
  • участки, которые принадлежат на праве пользования научным академиям;
  • земли, которые находятся в ведении госкомпании Росавтодор;
  • иные участки.

Ни при каких обстоятельствах не подлежат передаче в иную собственность следующие категории земель:

  • с расположенными на них объектами недвижимости, построенными по указанию государства;
  • природные участки под особой охраной государственного значения;
  • леса и территории в пределах особых экономических зон;
  • земли, находящиеся в резерве для госнужд;
  • территории, на которых размещены здания федерального значения или планируется их возведение;
  • находящиеся в ведении государственных органов;
  • земли, предназначенные для субъектов природных монополий;
  • земли с железнодорожными объектами;
  • сельскохозяйственные земли, предоставленные для деятельности госучреждений.

К землям федеральных субъектов принадлежат:

  • земли, на которых построены сооружения субъектов РФ;
  • земельные наделы, предоставленные органам и организациям субъектами федерации;
  • сельскохозяйственные земли под дорогами и другими средствами связи, лесными и водными объектами, кроме тех, которые находятся в муниципальной и частной собственности;
  • иные наделы.

Особый статус имеют города Севастополь, Москва и Санкт-Петербург. В их ведение, кроме вышеуказанных, относятся и земли муниципальной собственности.

К государственным можно отнести землю, не принадлежащую к частной или муниципальной собственности. Законом установлены случаи передачи земли другим владельцам, но есть категории земель, которые принадлежат федерации и другим субъектам не переходят ни при каких обстоятельствах.

Перераспределение участков

Между органами госвласти и местного самоуправления возможно перераспределение земель в определённых случаях.

  1. Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, права третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
  2. Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
  3. Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.

Основаниями являются соглашение между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.

Случаи, когда может происходить перераспределение участков, принадлежащих федерации, муниципалитету и находящихся в частной собственности:

  • приведение границ наделов в соответствие с проектами межевания;
  • перераспределение наделов с целью выравнивания их границ – производится только при расширении участков, что принадлежат частным владельцам;
  • распределение земель между частными владельцами – осуществляется также с условием расширения границ наделов вплоть до максимального размера;
  • необходимость изъятия земель для федеральных или местных нужд.

Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, в которые должна быть включена информация о праве на этот надел и причинах изменения в праве собственности, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.

Для осуществления перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.

Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий.

Получить участок без оплаты, к примеру, могут многодетные граждане, религиозные и благотворительные организации .

Переход права собственности урегулирован законодательством. Перераспределение земель допускается только при соблюдении всех условий и на законных основаниях, подтверждённых необходимыми документами.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *