Уставный капитал некоммерческой организации

Содержание

Уставный капитал некоммерческой организации (НКО): благотворительного фонда, ассоциации, общественного объединения

Некоммерческие организации — это хозяйствующие субъекты экономики страны, которые осуществляют деятельность, не связанную с получением прибыли. В таком случае они не обязаны формировать уставный капитал, но вместо этого могут иметь уставный фонд или имущественную базу для осуществления своей деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.

1996 №7-ФЗ некоммерческими организациями признаются хозяйствующие субъекты, основной целью которых является не получение материальной выгоды (прибыли), а достижение иных результатов.

К ним относятся различные направления деятельности, которые имеют некоммерческий характер, то есть осуществляются с целью благотворительной помощи нуждающимся или достижения совместных интересов.

Поскольку уставный капитал — это средства, необходимые для обеспечения деятельности в целях получения прибыли, то некоммерческая организация не может им обладать. Но на основании чего тогда осуществляется деятельность некоммерческой организации, ведь она должна иметь какие-то ресурсы для оказания помощи?

Для этого у нее имеются источники финансирования от спонсоров, которые вкладывают средства или имущество, но не получают от этого какого-либо материального дохода. Такие доходы являются уставным фондом или имущественной базой, к которому относятся средства, переданные с целью оказания благотворительной помощи.

Отметим важный момент: в некоторых случаях некоммерческая организация может осуществлять деятельность, приносящую доход, и, как следствие, иметь зарегистрированный уставный капитал. Однако эта деятельность должна осуществляться только для того, чтобы достигать главную цель создания некоммерческой организации — оказание благотворительной помощи.

Об этом указано в ст. 50 Гражданского кодекса РФ, в которой также говорится и о том, что минимальный размер уставного капитала такой организации должен быть не ниже величины, указанной для обществ с ограниченной ответственностью — и конкретно 10 тыс. руб. Но этот пункт не касается государственных организаций — они не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью.

Уставный (паевой) фонд некоммерческой организации представляет собой имущественный фонд, который по законодательству не обязателен к формированию и оплате, однако может быть создан при возникновении необходимости. Данный фонд имеет строго целенаправленное назначение, то есть входящее в него имущество должно использоваться только по тому назначению, для чего оно передано.

Согласно ст. 26 Закона №7-ФЗ источниками финансирования НКО могут быть разовые или регулярные поступления от физических и юридических лиц (учредителей), государственные поступления, добровольные взносы, пожертвования, членские взносы, доходы от пользования собственностью.

Порядок формирования уставного фонда некоммерческой организации обязательно закрепляется в учредительной документации.

Если же в процессе своей деятельности некоммерческая организация получила прибыль, она остается в уставном фонде, а не подлежит перераспределению между учредителями.

Учет уставного фонда некоммерческой организации осуществляется в соответствии с российским бухгалтерским законодательством, а потому к нему применяются те же принципы и методы, как при учете уставного капитала коммерческой организации. Для учета используются сч.80 «Уставный фонд» и сч.

75 «Расчеты с дебиторами и кредиторами». Оценка передаваемого неденежного имущества осуществляется в соответствии с методикой денежной оценки материальных активов. Если средства поступают в качестве целевого финансирования, то для их учета используется специальный сч.

86 «Целевое финансирование».

Общественной организации или объединения

Уставный фонд общественной организации формируется за счет различных источников финансирования, в том числе вкладов учредителей, членских взносов, пожертвований, государственного финансирования и др. Кроме того, доходы могут быть получены от коммерческой деятельности, к примеру, при проведении развлекательных и познавательных мероприятий, лекций, лотерей.

Порядок формирования уставного фонда регламентируется учредительными документами, в которых также содержится информация о том, куда эти средства могут быть израсходованы. К затратным направлениям относятся, к примеру, заработная плата привлекаемых сотрудников, оплата сторонних услуг или товаров при оказании благотворительной помощи, коммунальные или административные расходы.

Благотворительного фонда

Уставный фонд такой организации формируется за счет многих источников, но только не за счет членских взносов, поскольку благотворительный фонд не предполагает членства в этой некоммерческой организации. Имущество, передаваемое в фонд, становится его собственностью, а потому вкладчики теряют на него все права. Соответственно, и отвечать по долгам благотворительного фонда они не обязаны.

Отметим, что учредители имеют право контролировать деятельность фонда и соблюдение целевого использования переданных средств. В этих целях создается специальный попечительский совет, в состав которого как раз и входят учредители фонда. Если по каким-либо причинам благотворительный фонд объявляется банкротом, то его уставный фонд не возвращается вкладчикам, а передается в доход государства.

Союзов и ассоциаций

Для союзов или ассоциаций законодательством не предусмотрено формирование уставного фонда, а вся деятельность осуществляется за счет периодических членских взносов. Каждый, кто вносит членский взнос, становится участником ассоциации или союза.

Эти взносы являются основной статьей дохода таких организаций, и как раз именно эти средства используются для покрытия расходов, которые возникают в процессе осуществления деятельности.

Некоммерческого партнерства

При формировании некоммерческого партнерства все вступающие в него члены оплачивают вступительный взнос, который формирует имущественную базу организации. Кроме того, они обязаны платить регулярные взносы, которые идут на обеспечение деятельности некоммерческого партнерства.

При выходе участника из некоммерческого партнерства ему возвращается первоначальный вступительный взнос в полном объеме. Все регулярные членские взносы, которые он оплачивал при участии в партнерстве, возвращаться не будут.

Религиозной организации

Уставный фонд религиозной организации может формироваться для обеспечения ее религиозной деятельности, и источниками ее финансирования могут быть самые разнообразные ресурсы, в том числе государственная поддержка, благотворительная помощь физических и юридических лиц, пожертвования.

На сегодняшний момент многие религиозные организации осуществляют деятельность, приносящую доход. К ней относятся издание и продажа типографской продукции, получение дохода при осуществлении религиозных обрядов, сельское хозяйство, продажа собственной продукции.

В соответствии с этим религиозные организации, получающие какой-либо коммерческий доход, обязаны иметь уставный капитал, который не может быть ниже 10 тыс. руб.

Формирование Уставного фонда по коммерческой деятельности для НКО рассмотрено в видео ниже:

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Уставный фонд коммерческой организации (ООО, ОДО, ЧУП) в вопросах и ответах | Юридические услуги Шамкин О.В

В данной публикации отражены наиболее часто встречающиеся вопросы связанные с формированием уставного фонда коммерческих организаций (унитарных предприятий (УП), хозяйственных обществ (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО).

Вопрос 1: Что такое уставный фонд, коммерческой организации?

Для чего нужен уставный фонд?Что означает для коммерческой организации размер уставного фонда, указанный в учредительных документах?

Ответ: Формирование уставного фонда является обязательным для коммерческой организации, любой организационно – правовой формы, (унитарное предприятие или хозяйственное общество (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО). Основная функция уставного фонда — обеспечение гарантии прав кредиторов.

Коммерческая организация обязана поддерживать стоимость чистых активов (стоимость имущества за вычетом долгов) в размере не менее объявленного уставного фонда. По окончании финансового года чистые активы организации должны быть не менее объявленного уставного фонда.

Это не значит, что необходимо «держать» на расчетном счете денежные средства, эквивалентные уставному фонду. Активы могут быть любыми – недвижимость, имущественные права, дебиторская задолженность и т.д.

Если чистых активов не хватает, коммерческая организация обязана провести процедуру уменьшения уставного фонда, но не ниже минимального размера, установленного законодательством (для организаций, которым определен минимальный уставный фонд).

Размер уставного фонда это тот минимум имущества (денежных средств, имущества, имущественных прав, иных активов), которым должна обладать коммерческая организация, в случае выплаты всех своих долгов.

https://www.youtube.com/watch?v=R52JEKGpPM0

Любое лицо на основании данных о размере уставного фонда может сделать вывод об обязательном наличии у коммерческой организации имущества (денежных средств, иных активов) в размере не менее уставного фонда.

Размер уставного фонда позволяет потенциальному контрагенту принять правильное решение о сотрудничестве. Так, если уставный фонд сформирован в размере 100 000 белорусских рублей, то это означает что организация должна иметь чистые активы в сумме не менее 100 000 белорусских рублей.

Если размер уставного фонда — несколько миллиардов, то и чистые активы коммерческой организации должны составлять указанную сумму.

Вопрос 2: Какой минимальный уставный фонд для коммерческой организации (ООО, ОДО, ЧУП и т.д.) в Республике Беларусь?

Ответ: Законодательством для коммерческих организаций, за исключением акционерных обществ и организаций с иностранными инвестициями, банковских, кредитных и страховых организаций, не установлен минимальный размер уставного фонда.

Основным документом, регулирующим размер уставного фонда коммерческой организации (унитарного предприятия, ООО, ОДО, акционерных обществ), является Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 16.01.

2009 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение о государственной регистрации).

В соответствии с пунктом 7 Положения коммерческие организации, за исключением акционерных обществ, организаций с иностранными инвестициями, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, самостоятельно определяют размеры уставных фондов.

Таким образом размер уставного фонда унитарных предприятий, ООО, ОДО (кроме страховых, банковских, кредитных организаций, организаций с иностранными инвестициями) минимальными размерами не ограничен, и может составлять минимальную величину — один рубль (при внесении наличных денежных средств – пятьдесят белорусских рублей). Уставный фонд не может быть «нулевым» (сформированным в размере 0 рублей).

Для акционерных обществ (ОАО, ЗАО) установлен следующий минимальный размер уставного фонда:

  • для закрытых акционерных обществ — 100 базовых величины;
  • для открытых акционерных обществ — 400 базовых величины.

Частью третьей ст. 77 Инвестиционного Кодекса предусмотрено, что для получения статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями вклад иностранного участника в уставный фонд должен быть не менее чем 20 000 долларов США.

Таким образом, минимальный размер уставного фонда предусмотрен только для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, акционерных обществ (ОАО, ЗАО), банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров. Иные коммерческие организации (унитарные предприятия, ООО, ОДО) самостоятельно определяют размер уставного фонда.

Вопрос 3: Какой размер уставного фонда лучше выбрать в Республике Беларусь?

Ответ: Размер уставного фонд необходимо определять с учетом ряда факторов.

Во – первых необходимо учитывать финансовые возможности учредителей по внесению вкладов в уставный фонд.

Род занятий будущей организации также имеет значение – розничной торговой фирме с одной точкой нет смысла формировать миллионный уставный фонд, и наоборот – промышленное предприятие с уставным фондом в пятьдесят тысяч белорусских рублей будем смотреться, по меньшей мере, не солидно.

Привлекательность организации в глазах инвесторов не в последнюю очередь зависит от размера уставного фонда, Например, иностранные инвесторы придают гораздо большее значение размеру уставного фонда, нежели отечественные предприниматели.

Необходимо рассчитать – сможет ли организация в будущем поддерживать активы на уровне уставного фонда, либо ей придется прибегнуть к уменьшению уставного фонда и потратить время и средства на связанные с данной процедурой, формальности.

Следует учесть, что уставный фонд – это те средства, которые будут перечислены на расчетный счет организации в самом начале ее деятельности и могут использоваться для первоначальных платежей, как связанных с коммерческой деятельностью, так и необходимых – покупка ТТН, кассовых ордеров, чековой книжки и т.д.

Из практики – наиболее часто встречающийся размер уставного фонда субъектов малого предпринимательства колеблется в диапазоне от 100 000 до 300 000 белорусских рублей. Эта сумма посильна практически для каждого учредителя и позволяет оплатить первоначальные расходы юридического лица.

Вопрос 4: На какую дату должен быть сформирован уставный фонд в соответствии с белорусским законодательством?

Нужно ли формировать уставный фонд до регистрации коммерческой организации? Какой срок формирования уставного фонда?

Ответ: Обязанность по формированию уставного фонда коммерческой организации (ООО, ОДО, ЧУП, ОАО, ЗАО) предусмотрена рядом нормативных правовых актов (Гражданским Кодексом, Законом «О хозяйственных обществах», Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования).

В редакции Положения о государственной регистрации действовашей до 30.04.2013 года, предусматривалась обязанность учредителей коммерческой организации (за исключением организаций с иностранными инвестициями) формировать уставный фонд в размере, объявленном в учредительных документах до государственной регистрации коммерческой организации.

Есть ли уставный капитал у некоммерческих организаций

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ некоммерческими организациями признаются хозяйствующие субъекты, основной целью которых является не получение материальной выгоды (прибыли), а достижение иных результатов. К ним относятся различные направления деятельности, которые имеют некоммерческий характер, то есть осуществляются с целью благотворительной помощи нуждающимся или достижения совместных интересов.

Поскольку уставный капитал — это средства, необходимые для обеспечения деятельности в целях получения прибыли, то некоммерческая организация не может им обладать. Но на основании чего тогда осуществляется деятельность некоммерческой организации, ведь она должна иметь какие-то ресурсы для оказания помощи?

Для этого у нее имеются источники финансирования от спонсоров, которые вкладывают средства или имущество, но не получают от этого какого-либо материального дохода. Такие доходы являются уставным фондом или имущественной базой, к которому относятся средства, переданные с целью оказания благотворительной помощи.

Отметим важный момент: в некоторых случаях некоммерческая организация может осуществлять деятельность, приносящую доход, и, как следствие, иметь зарегистрированный уставный капитал. Однако эта деятельность должна осуществляться только для того, чтобы достигать главную цель создания некоммерческой организации — оказание благотворительной помощи.

Об этом указано в ст. 50 Гражданского кодекса РФ, в которой также говорится и о том, что минимальный размер уставного капитала такой организации должен быть не ниже величины, указанной для обществ с ограниченной ответственностью — и конкретно 10 тыс. руб. Но этот пункт не касается государственных организаций — они не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью.

>Уставной капитал некоммерческой организации

Особенности формирования уставного фонда

Уставный (паевой) фонд некоммерческой организации представляет собой имущественный фонд, который по законодательству не обязателен к формированию и оплате, однако может быть создан при возникновении необходимости. Данный фонд имеет строго целенаправленное назначение, то есть входящее в него имущество должно использоваться только по тому назначению, для чего оно передано.

Согласно ст. 26 Закона №7-ФЗ источниками финансирования НКО могут быть разовые или регулярные поступления от физических и юридических лиц (учредителей), государственные поступления, добровольные взносы, пожертвования, членские взносы, доходы от пользования собственностью. Порядок формирования уставного фонда некоммерческой организации обязательно закрепляется в учредительной документации. Если же в процессе своей деятельности некоммерческая организация получила прибыль, она остается в уставном фонде, а не подлежит перераспределению между учредителями.

Учет уставного фонда некоммерческой организации осуществляется в соответствии с российским бухгалтерским законодательством, а потому к нему применяются те же принципы и методы, как при учете уставного капитала коммерческой организации. Для учета используются сч.80 «Уставный фонд» и сч.75 «Расчеты с дебиторами и кредиторами». Оценка передаваемого неденежного имущества осуществляется в соответствии с методикой денежной оценки материальных активов. Если средства поступают в качестве целевого финансирования, то для их учета используется специальный сч.86 «Целевое финансирование».

Уставный фонд общественной организации формируется за счет различных источников финансирования, в том числе вкладов учредителей, членских взносов, пожертвований, государственного финансирования и др. Кроме того, доходы могут быть получены от коммерческой деятельности, к примеру, при проведении развлекательных и познавательных мероприятий, лекций, лотерей.

Порядок формирования уставного фонда регламентируется учредительными документами, в которых также содержится информация о том, куда эти средства могут быть израсходованы. К затратным направлениям относятся, к примеру, заработная плата привлекаемых сотрудников, оплата сторонних услуг или товаров при оказании благотворительной помощи, коммунальные или административные расходы.

Уставный фонд такой

Некоммерческие организации нередко выбирают форму АНО. Этот правовой статус рассчитан на определенные сферы деятельности.

Какими нюансами по ГК РФ отличается автономная некоммерческая организация в 2019 году? За последние несколько лет увеличилось количество некоммерческих организаций с формой АНО.

Эта правовая форма обеспечивает льготы при налогообложении. Но в чем выражены особенности автономной НКО в 2019 году?

Общие моменты

Некоммерческая организация это юрлицо, целевым предназначением которого не является получение прибыли. Основная задача НКО это оказание общественных и социальных услуг.

НКО признаются профсоюзы, общественные и молодежные объединения, социальные и культурные фонды, религиозные общества, правозащитные общественные организации и подобные объединения.

Регулируются НКО гражданским законодательством РФ. В частности можно отметить деление на разнообразные партнерства и автономные организации некоммерческого типа.

И если в партнерствах имеются участники или учредители, то в АНО таковые отсутствуют.

Имущественные активы изначально принадлежат автономной организации. Финансируются такие общества за счет добровольных пожертвований и благотворительных взносов.

Регистрация АНО сопряжена с некоторыми сложностями, обусловленными особенностями правовой формы.

Для официального оформления потребуется соблюсти определенный ряд действий и соответствовать установленным требованиям.

Что это такое

АНО это объединение унитарное, которое:

  • не имеет членства;
  • образовано для представления услуг в определенных сферах деятельности некоммерческого характера;
  • образовано на основании имущественных взносов участников.

Правовая природа АНО схожа с иными типами некоммерческих организаций. Но существуют и определенные отличия.

Среди основополагающих особенностей стоит выделить следующие:

Единоличным владельцем имущества Выступает АНО
Организация не отвечает за учредителей Равно как и учредители не отвечают по обязательствам организации
Контролируют деятельность АНО Учредители, руководствуясь Уставом
Система управления требует непременного наличия высшего органа Который осуществляет управление коллегиально (не меньше двух членов), и исполнительного органа

Разрешенный вид деятельности

Формируются АНО для оказания услуг в таких сферах, как:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • спорт;
  • физическая культура;
  • иные сферы общественной жизни.

Как пример, возможных направлений:

  • автономная некоммерческая организация дополнительного профобразования;
  • автономная некоммерческая организация высшего образования;
  • АНО «Лига школьного и дворового спорта».

Объединяющий фактор всех разрешенных для АНО видов деятельности это некоммерческий характер оказываемых услуг. Воспользоваться данными услугами вправе любые заинтересованные лица.

На 2019 год в России в виде АНО зарегистрировано множество учебных заведений дополнительного образования, частных школ, детских садов, организаций культуры и спортивного профиля, медицинских учреждений и т. д.

Законодательная база

Определяется статус АНО ФЗ № 7 от 12.01.1996 и ст.123.24 ГК РФ, где приводится определение автономной некоммерческой организации. Ст.10 ФЗ № 7 регулирует правовые нормы осуществления деятельности АНО.

По нормам ГК РФ в АНО могут преобразовываться некоторые некоммерческие организации. Например, частные учреждения, ассоциации, общественные организации, потребительские кооперативы и т. д.

По п.3 ст.17 ФЗ № 7 и ст.123.24 ГК РФ АНО может преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании принимается органом управления при учете положений Устава.

Имущество НКО

Под уставным капиталом (далее — УК), как правило, понимается имущество, размер которого закреплен в учредительных документах субъекта гражданского права, занимающегося коммерческой деятельностью, в целях обеспечения интересов его кредиторов.

Ввиду того, что согласно ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК) занятие коммерцией не является характерным для некоммерческой организации (далее — НКО), действующее законодательство по общему правилу не предусматривает требования по формированию УК для НКО.

Однако в процессе деятельности у НКО обычно появляется имущество, которое часто именуется уставным или имущественным фондом, например здания, финансовые средства и др. (ст. 25 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее — закон № 7-ФЗ).

Данное имущество может формироваться за счет (ст. 26 закона № 7-ФЗ):

  • систематических и однократных взносов участников;
  • необязательных имущественных поступлений и подаяний;
  • дохода от продажи товаров;
  • прибыли по ценным бумагам;
  • выручки от имущества НКО;
  • иных разрешенных законом источников.

Дополнительно о том, что представляют собой финансы в НКО, рассказывается в статье Финансы в некоммерческих организациях (нюансы).

Регистрация ассоциаций (союзов)

Внимание ФНС РФ производит внесение сведений об открытии ассоциации (союза) в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Срочная регистрация ассоциации (союза) может быть осуществлена в течение одного месяца.

Сроки государственной регистрации ассоциации (союза) составляют период от 1 до 1,5 полтора месяцев при условии, что в учредительных и иных документах ассоциации (союза) отсутствуют нарушения действующего законодательства. В ассоциациях и союзах предусмотрено членство, т.е. учредители ассоциаций или союзов становятся их членами после регистрации данной некоммерческой организации в Министерстве юстиции и Федеральной налоговой службе.

Доходами ассоциации (союза) по этой причине также могут быть суммы, принимаемые объединением от своих членов в форме членских взносов.

  • Главная
  • Услуги в РФ
  • Регистрация ассоциаций (союзов)

Компания «ЮрХаус» оказывает услуги по регистрации некоммерческих организаций — ассоциаций и союзов. В услуги входит:

  • разработка Устава;
  • подготовка комплекта регистрационных документов;
  • уплата регистрационной пошлины;
  • подача документов и взаимодействие с Министерством юстиции РФ и другими регистрационными органами;
  • получение и доставка свидетельства о регистрации и других учредительных документов;
  • постановка на учет в налоговых органах;
  • изготовление печати и получение кодов статистики;
  • консультации по налогам и юридическим вопросам.

Стоимость комплекса услуг: 25 000 рублей. Срок регистрации – до двух месяцев (с учетом подготовки комплекта документов).

Какой уставной капитал для регистрации ассоциации

Запись в ЕГРЮЛ проводится налоговыми органами РФ при постановке организации на учет. Если процедура прошла успешно, Министерство Юстиции выдает регистрационные документы, среди которых есть свидетельство о регистрации юридического лица и свидетельство о регистрации НКО.

В них содержится ОГРН и другие сведения об организации. Комплект документов для регистрации

  • заявление о регистрации ассоциации;
  • устав ассоциации;
  • решение о создании ассоциации;
  • сведения об учредителях (паспортные данные и ИНН для физических лиц, регистрационные данные и ИНН для юридических лиц и ИП);
  • подтверждение уплаты государственной пошлины;
  • подтверждение юридического адреса компании;
  • паспортные данные и контакты главного бухгалтера ассоциации;

Важно: компания «ЮрХаус» берет на себя весь процесс подготовки документов.

Ассоциации (союзы), уставом которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должны иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью – 10000 рублей. Ответственность ассоциации (союза) и ее членов по взаимным обязательствам предусмотрена п.

3 ст. 123.8 ГК РФ: — ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом; — члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, когда законом и (или) уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.
Важно Союзов и ассоциаций Для союзов или ассоциаций законодательством не предусмотрено формирование уставного фонда, а вся деятельность осуществляется за счет периодических членских взносов. Каждый, кто вносит членский взнос, становится участником ассоциации или союза.
Эти взносы являются основной статьей дохода таких организаций, и как раз именно эти средства используются для покрытия расходов, которые возникают в процессе осуществления деятельности. Некоммерческого партнерства При формировании некоммерческого партнерства все вступающие в него члены оплачивают вступительный взнос, который формирует имущественную базу организации.

Кроме того, они обязаны платить регулярные взносы, которые идут на обеспечение деятельности некоммерческого партнерства. При выходе участника из некоммерческого партнерства ему возвращается первоначальный вступительный взнос в полном объеме.

Если же в процессе своей деятельности некоммерческая организация получила прибыль, она остается в уставном фонде, а не подлежит перераспределению между учредителями. Учет уставного фонда некоммерческой организации осуществляется в соответствии с российским бухгалтерским законодательством, а потому к нему применяются те же принципы и методы, как при учете уставного капитала коммерческой организации. Для учета используются сч.80 «Уставный фонд» и сч.75 «Расчеты с дебиторами и кредиторами». Оценка передаваемого неденежного имущества осуществляется в соответствии с методикой денежной оценки материальных активов. Если средства поступают в качестве целевого финансирования, то для их учета используется специальный сч.86 «Целевое финансирование».

Регистрация фонда: пошаговая инструкция в 2018 году

Фонд представляет собой одну из форм унитарной НКО, деятельность которой направлена не на получение прибыли, а на достижение определенных общественно или социально значимых целей. Учреждение фонда может производиться как физическими, так и юридическими лицами, на основании добровольных имущественных взносов.

В качестве юридических лиц могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие российские или иностранные предприятия.

Фонд имеет право:

  • открывать представительства на всей территории России;
  • иметь фирменную символику (бланки, эмблему и пр.);
  • иметь счета в банках;
  • участвовать в деятельности других НКО со схожими целями;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения указанных в уставе фонда целей.

Фонд в обязательном порядке должен:

  • вести собственную смету и баланс;
  • иметь уставную печать с полным наименованием;
  • вести полный учет доходов и расходов, а также имущества, полученного или приобретенного в период существования фонда;
  • предоставлять актуальную информацию о деятельности организации учредителям и налоговым органам.

Виды и особенности

Самыми распространенными видами фондов являются общественные, благотворительные и автономные некоммерческие организации.

Под благотворительным фондом подразумевается НКО, созданная посредством соединения добровольных имущественных взносов и направляющая эти средства на осуществление той или иной благотворительной деятельности.

Денежные средства на благотворительность фонды изыскивают одним из следующих методов:

  1. Ищут спонсора или назначают учредителем благотворителя, в роли которого может быть как физическое лицо, так и организация или государство.
  2. Самостоятельно зарабатывают средства на осуществление уставной деятельности.
  3. Получают гранты или финансирование от других некоммерческих организаций.
  4. Инвестируют средства фонда в ценные бумаги и др.

Устав фонда должен отражать, что он создан непосредственно для реализации социально значимых целей посредством осуществления благотворительной деятельности. К таким действиям нельзя отнести помощь и поддержку политическим партиям и коммерческим организациями.

Кроме того, устав определяет процедуру распределения имущества, если в отношении фонда будет запущена процедура ликвидации. Если данная процедура не отражена в уставе, решение о порядке использования имущества остается за ликвидационной комиссией.

Основное отличие благотворительного фонда от остальных заключается в том, что его невозможно преобразовать в хозяйственное общество или товарищество. Важно также отметить следующие пункты, касающиеся финансов благотворительной организации:

  • запрещено тратить более 20% всех расходуемых за год средств на зарплату административно-управленческому персоналу фонда (ограничение не касается зарплаты сотрудников, непосредственно реализующих благотворительные программы);
  • от 80% пожертвований фонда подлежат распределению на благотворительные цели в течение периода, не превышающего срок в один год, с момента поступления денежных средств на счет фонда.

Возможность учреждения фонда есть как у граждан, так и у юридических лиц, поскольку Гражданским кодексом не регламентированы какие-либо специальные требования. Единственное ограничение заключается в том, что участниками благотворительных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Образец заполнения формы №РН0001
  • Форма №PH0001

Процесс регистрации благотворительного фонда целиком осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России, на основании следующих поданных документов:

  1. Заявления по форме №РН0001.
  2. Учредительных документов, в частности, устава (в трех экземплярах), протокола об учреждении и учредительного договора.
  3. Квитанции об оплате государственной пошлины в размере 4000 тыс. руб.

Общественный фонд, в отличие от благотворительного, является добровольной, самоуправляемой, некоммерческой организацией, созданной для реализации закрепленных в уставе целей и задач.

Другие характерные особенности:

  • не менее трех учредителей в составе, причем это могут быть и физические, и юридические лица (преимущественно общественные объединения);
  • участниками и учредителями общественных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.
  • возможность приступить к осуществлению своей уставной деятельности с момента принятия учредителями решения об основании фонда, утверждения устава и определения руководящих органов (при этом он не будет являться юридическим лицом);
  • юридическая правоспособность возникает по завершении процесса государственной регистрации (который несколько отличается от процесса регистрации юридического лица).

Типы фондов по территориальному признаку:

  • международного уровня (в иностранных государствах должно быть создано и должно функционировать как минимум один филиал или подразделение);
  • общероссийского уровня (при создании филиалов или подразделений на большей территории регионов Российской Федерации);
  • межрегионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории некоторых регионов Российской Федерации);
  • регионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории одного региона Российской Федерации);
  • местного уровня (при создании филиалов или подразделений на территории органа местного самоуправления).

Порядок регистрации общественного фонда происходит практически таким же образом, как и регистрация благотворительного фонда.

Процесс осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России на основании нотариально заверенного заявления РН0001, а также пакета обязательных документов, включающих решение об основании организации, учредительные документы, сведения о видах осуществляемой деятельности, сведения о юридическом адресе и квитанцию об оплате госпошлины.

Автономный некоммерческий фонд учреждается группой лиц, действующих на основании объединения добровольных имущественных взносов, целью которых является предоставление культурных, образовательных, медицинских, спортивных или иных услуг.

Имущество, передаваемое участниками организации, становится ее собственностью. Учредители фонда освобождены от взаимных обязательств и вправе пользоваться услугами организации на равных с другими лицами.

Учредительные документы фонда:

  • устав;
  • учредительный договор.

Допустимо осуществление предпринимательской деятельности автономным некоммерческим фондом в случае, если данная деятельность соответствует целям его создания. При его ликвидации оставшееся имущество распределяется между участниками организации; при этом действуют те же правила, что и в отношении выхода из фонда.

Порядок регистрации и необходимые документы

Пошаговая инструкция регистрации фонда состоит из следующих шагов:

  1. Подготовка, заполнение и подписание требуемых документов.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Нотариальная заверка заявления о регистрации.
  4. Подача пакета документов в местный уполномоченный орган Министерства юстиции.
  5. Принятие решения органом регистрации.
  6. Выдача документов, являющихся официальным подтверждением о государственной регистрации.

Длительность процедуры в среднем составляет один месяц. Сумма пошлины, взимаемой за регистрацию, составляет 4000 руб.

Пакет документов, требуемых для регистрации фонда:

  1. Заявление РН0001 с подписью, ФИО, адресом постоянного места жительства и номером телефона заявителя (два экземпляра). Один экземпляр должен быть заверен нотариально, второй необходимо прошить и заверить у учредителя. Поскольку основной вид деятельности фонда заключается в получении и направлении денежных средств на уставные цели, код ОКВЭД в заявлении указывается 65.23.
  2. Учредительная документация фонда (устав) в трех экземплярах. Устав регистрируемого фонда, помимо основных сведений, должен включать название (непосредственно с использованием слова «фонд»), цели создания организации, информацию об управляющих органах фонда, отражающую порядок назначения на управляющие должности и порядок освобождения от них, о местонахождении регистрируемого фонда. о распределении имущества в случае, если будет запущена процедура ликвидации, Протокол об основании организации (два экземпляра): при наличии двух и более учредителей необходимо оформить как протокол собрания учредителей, при одном учредителе необходимо оформить как решение единственного учредителя.
  3. Адрес организации (два экземпляра) – в форме договора аренды с приложением копий свидетельства о праве собственности или гарантийного письма.
  4. Данные об учредителях организации (два экземпляра), включая следующую информацию для физического лица — ФИО, адрес регистрации и телефон, для юридического лица — ОГРН, ИНН, полное наименование, адрес местонахождения и телефон.
  5. Оригинал и копия квитанции об оплате пошлины.

Всю документацию, подаваемую в Министерство на регистрацию, нужно прошить, пронумеровать и подписать на прошивке заявителем. Подача документов может осуществляться как лично заявителем, так и через доверенное лицо (по оформленной в соответствии с действующим законодательством доверенности).

Процесс регистрации фонда занимает около 30 дней. По истечении этого периода, соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, выдается свидетельство и фонд официально считается зарегистрированным.

Дальнейшие шаги заключаются в постановке на учет во внебюджетных фондах, решении вопросов с открытием счетов, получением печати и статистических кодов и осуществлением других организационных мероприятий.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *