УПК допрос несовершеннолетнего

Текст статьи

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе .

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе .

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарий к статье 425 УПК РФ

1. Комментируемая статья содержит особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. За исключением этих положений допрос производится в общем порядке, установленном ст. 164, 166–167, 173, 187, 189–190 УПК РФ.

2. В ч. 1 комментируемой статьи установлена максимальная продолжительность допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, которая в два раза меньше, чем при допросе совершеннолетнего лица (ч. 2–3 ст. 187 УПК РФ). Это служит дополнительной гарантией против психологических перегрузок, в результате которых несовершеннолетний может оговорить себя или иным образом навредить своим собственным интересам. Хотя в ч. 1 комментируемой статьи это и не оговорено, представляется, что перерыв между двумя допросами должен быть по крайней мере не меньшим, чем аналогичный перерыв при допросе совершеннолетнего лица (т.е. не менее одного часа).

3. Из содержания ч. 2 комментируемой статьи следует, что участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно. Если лицо приобретает статус подозреваемого (например, вследствие его задержания), то защитник должен иметь свидание с подзащитным еще до первого допроса, а также принимать участие в первом и последующих допросах этого лица. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 52 УПК РФ участие защитника в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого является обязательным.

4. Часть 2 комментируемой статьи, при ее буквальном толковании, сужает возможности защитника в сравнении с общими правами, установленными для данного участника уголовного судопроизводства. Поэтому следует признать, что при допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого защитник, как и во всех остальных случаях, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии следователя краткие консультации, задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемому лицу, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия. Следователь может отвести вопросы защитника, но обязан занести отведенные вопросы в протокол (ч. 2 ст. 53 УПК РФ).

5. В ч. 3 комментируемой статьи установлено требование об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Данное положение является обязательным как в случае, когда лицо не достигло 16-летнего возраста, так и в ситуации, когда лицо страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, хотя этого возраста и достигло.

6. Для приглашения педагога во втором случае вовсе не обязательно, чтобы на момент производства следственного действия была назначена и проведена судебная экспертиза. Если несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, но страдающий психическим расстройством или отстающий в психическом развитии, будет допрошен в отсутствие педагога или психолога и без формального производства в отношении него судебной экспертизы, это повлечет за собой признание собранных доказательств недопустимыми (ст. 75 УПК РФ).

7. Педагог или психолог принимает участие в допросе в качестве специалиста. Педагог – это педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся (п. 62 ст. 5 УПК РФ). На педагога или психолога распространяются права и обязанности специалиста (ст. 58 Кодекса). При этом в качестве педагога или психолога не может быть использован штатный сотрудник органов внутренних дел, даже и имеющий соответствующее профессиональное образование.

8. Педагог или психолог может быть приглашен для допроса лица как по ходатайству защитника, так и по инициативе должностных лиц уголовного судопроизводства. И в том, и в другом случае педагог или психолог должен создавать надлежащую психологическую атмосферу допроса, не допускать травмирования психики подростка. Следователь, дознаватель не вправе прямо или косвенно использовать данное лицо для изобличения несовершеннолетнего либо ущемления его прав.

9. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать допрашиваемому лицу вопросы (ч. 5 комментируемой статьи). Основная цель данных вопросов состоит в том, что педагог или психолог выясняет, добровольно ли несовершеннолетний дает показания, не было ли на него оказано незаконное давление и т.п. Должностные лица, проводящие допрос, вправе отвести вопросы педагога или психолога, если они не имеют отношения к существу уголовного дела или являются наводящими (т.е. содержат ответ, часть ответа либо подсказку).

10. После участия педагога или психолога в допросе или ином следственном действии производится его допрос. Нецелесообразно, чтобы в ходе допроса лицо пересказывало показания несовершеннолетнего, поскольку данные сведения самостоятельными доказательствами не признаются. Предметом показаний педагога или психолога являются сведения о том, в какой обстановке и при каких условиях производился допрос, а также в каком психологическом состоянии во время допроса находился несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый.

11. Часть 6 комментируемой статьи распространяет основные положения, касающиеся допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, также и на случаи, когда лицо допрашивается в качестве подсудимого в ходе судебного следствия (ст. 275 УПК РФ).

12. Допрос подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет, в отсутствие педагога или психолога является основанием для последующей отмены приговора.

Другой комментарий к ст. 425 УПК РФ

1. В большинстве случаев под допросом здесь понимается именуемая так («допрос») разновидность следственного действия, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса. Допрос, о котором упоминается в чч.1-5 к.с., — это, прежде всего, допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на стадии предварительного расследования.

2. Не только требования к.с. должны учитываться при проведении подобного рода допросов. Все иные положения, регулирующие основания, условия, сроки, форму и процедуру производства допроса подозреваемого (обвиняемого), не оговоренные в к.с., касаются и допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

3. Участвуя в допросе, защитник несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) вправе задавать допрашиваемому вопросы. Между тем при наличии к тому фактических оснований данные вопросы следователем (дознавателем и др.) могут быть отведены.

4. Законодатель прямо не определил, какие вопросы защитник вправе задавать допрашиваемому несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), а какие нет. Между тем редакция ч.2 ст. 53 УПК позволяет говорить о том, что задаваемые защитником вопросы должны преследовать цель оказание юридической помощи его подзащитному. Именно заданный, бесспорно, не с этой целью вопрос подлежит отводу. И еще одно ограничение, касающееся содержания задаваемых защитником вопросов. Безусловно, требование запрета наводящих вопросов, закрепленное в ч.2 ст. 189 УПК, как одно из общих правил проведения допроса распространяется и на вопросы, исходящие от защитника.

________________
Об общих правилах проведения допроса см. подробнее: Рыжаков А.П. Общие требования к порядку производства допроса. Комментарий к ст. 189 УПК. — . — М., 2004.

5. Когда в материалах уголовного дела имеются доказательства того, что у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) имеется заболевание, нарушающее нормальные функции его мозговых центров и (или) нервной системы, допрос такого несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен проводиться с участием педагога или психолога.

6. Участие педагога или психолога обязательно также при допросе достигшего возраста 16 лет (как, впрочем, и не достигшего этого возраста) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), «отстающего в психическом развитии».

7. Для того чтобы участие педагога (психолога) по данному основанию было обязательным, достаточно, чтобы в материалах уголовного дела имелись какие-либо (любые) доказательства, указывающие на отставание несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в умственном развитии. Педагог (психолог) в этом случае должен приглашаться для участия в допросе и до того, как будет проведена специальная судебная экспертиза, которая с большей степенью вероятности установит факт отставания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в психическом развитии.

8. Наличие психического расстройства и отставание в психическом развитии — это самостоятельные разновидности недостатков (изъянов, определенного рода несовершенств), которые могут быть у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Из ч.3 к.с. следует, что следователь (дознаватель и др.) обязан обеспечить участие педагога или психолога в допросе достигшего 16-летнего возраста страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, в силу части 2 ст. 75 УПК являются недопустимыми доказательствами.

________________
См.: О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01 февраля 2011 года N 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2011. N 4.

9. Уголовно-процессуальное понятие «педагог» нами охарактеризовано в комментарии к ст. 191 УПК. Осталось выяснить, кто такой «психолог»? В качестве психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) может выступать лишь психолог по образованию, работающий по специальности все равно в каком учреждении. В законе отсутствует запрет приглашать для участия в следственном действии в качестве психолога, психолога по должности, работающего в правоохранительных органах. Между тем мы бы не рекомендовали приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) такого рода психологов.

10. Участие педагога (психолога) в случаях, перечисленных в ч.3 ст. 425 УПК, должно быть безусловным. Обязанность обеспечить участие педагога (психолога) в допросе соответствующего несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) возлагается на следователя (дознавателя и др.), а на судебных стадиях на суд вне зависимости от простоты или же сложности предварительного расследования, наличия или же отсутствия соответствующего ходатайства, а равно согласия на то подзащитного или же его законного представителя, а также, обычно, безотносительно от того, какова тяжесть совершенного подзащитным преступления (общественно опасного деяния).

11. Таким образом, закрепленное в ч.4 к.с. положение касается не случаев, когда допросу подвергается несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), не достигший возраста 16 лет либо достигший этого возраста, но страдающий психическим расстройством и (или) отстающий в психическом развитии, как считают некоторые процессуалисты. Правило, согласно которому «следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе», прежде всего, относится ко всем остальным случаям допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Для участия же в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста 16 лет, так же как и достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии, педагог (психолог) приглашается вне зависимости от поступления к следователю (дознавателю и др.) каких-либо ходатайств, не только по инициативе последнего, но и в связи с возложенной на него обязанностью.

________________
См., к примеру: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу… — М.: Экзамен 201, 2002. — С.584; и др.

12. Разъяснение педагогу (психологу) его прав обязательно должно иметь место. Однако в к.с. законодатель не уточнил, в каких формах должно осуществляться указанное разъяснение. В этой связи любую форму разъяснения, как письменную, так и устную, следует считать правомерной. Причем следует иметь в виду, какая бы форма разъяснения педагогу (психологу) его прав не имела место, факт осуществления таковой должен быть зафиксирован в протоколе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как об этом сказано во втором предложении ч.5 к.с.

13. Исходя из содержания закрепленных в чч.5 и 6 к.с. правил, педагог (психолог) наделен правом знакомиться с «протоколом». Данное правовое положение позволяет говорить о праве участвующего в допросе несовершеннолетнего подсудимого педагога (психолога), по крайней мере, на ознакомление с той частью протокола судебного заседания, в которой отражены показания допрошенного с его участием несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого). Хотя вполне резонно замечание, что в законе такое ограничение прав педагог (психолог) прямо не прописано. И трудно что-либо педагогу (психологу) возразить, если он, сославшись на чч.5 и 6 к.с., заявит требование об ознакомлении его со всем протоколом судебного заседания.

14. См. также комментарий ст. 9, 16, 46, 47, 50, 53, 92, 173, 187-191 УПК.

________________
Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Комментарий к статье 425 УПК. — . — М., 2005; Рыжаков А.П. Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого): Науч.-практ. руководство. — М.: Экзамен, 2007.

Процессуальные особенности и тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Фиксация хода и результатов допроса

Глава 50 УПК предусматривает производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Требования данной главы применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту’ совершения преступления возраста восемнадцати лет. Досудебное производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном частью второй УПК, с изъятиями, предусмотренными названной главой (ст. 420 УПК).

Закон (ст. 424 и 425 УПК) предусматривает особые правила вызова и допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних — через администрацию этого учреждения.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь, дознаватель обеспечивает участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

Педагог или психолог, участвующий в допросе, вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

В соответствии со ст. 426 УПК на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Законные представители — это родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, органы опеки и попечительства (п. 12 ст. 5 УПК).

Законный представитель вправе:

  • 1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  • 2) присутствовать при предъявлении обвинения;
  • 3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя, дознавателя — в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника (например, при проведении очной ставки, предъявления для опознания и др.);
  • 4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;
  • 5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;
  • 6) представлять доказательства.

Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ч. 4 ст. 426 УПК).

В целях избежания отстранения одного законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и замены его другим следователь, дознаватель до вынесения указанного постановления должен выяснить, какой законный представитель имеет положительное влияние на несовершеннолетнего. Имеют место случаи, когда один из родителей несовершеннолетнего обвиняемого уговаривает его не признаваться при допросе в совершенном преступлении. Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого наряду с изложенными выше правами должен, по нашему мнению, оказывать помощь следователю, дознавателю в установлении психологического контакта с допрашиваемым и получении от него правдивых показаний. Участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого также должно способствовать получению правдивых показаний от допрашиваемого.

Перед началом первого допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого желательно проинформировать педагога или психолога, а также законного представителя о предмете его допроса и, в случае необходимости, ознакомить их с отдельными материалами уголовного дела, имеющими отношение к данному допросу. Предварительное ознакомление указанных участников допроса с предметом допроса подозреваемого, обвиняемого позволит им выявить противоречия в даваемых показаниях и задать правильные вопросы допрашиваемому.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого имеет ряд особенностей. Они вытекают из возрастных особенностей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. В зависимости от этого, индивидуальных качеств и свойств личности подозреваемого, обвиняемого и его роли в преступлении, совершенном группой лиц, должна строиться тактика его допроса. При этом особое значение приобретают данные о личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и приемы установления с ним правильных взаимоотношений, чтобы вызвать доверие к следователю, дознавателю.

Сведения о личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого могут быть получены путем допроса свидетелей (близких лиц, соседей и др.), ознакомления с материалами, представленными инспекцией по делам несовершеннолетних (ИДИ), истребования характеристики из школы или с места работы. При этом следует иметь в виду, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого является неотложным следственным действием, поэтому сведения о его личности в полном объеме могут быть собраны после его допроса в ходе дальнейшего расследования. В частности, в соответствии со ст. 421 УПК по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, должны быть установлены условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности, а также влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

В обращении с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым, в том числе проявляющим невыдержанность, грубость, развязность и т.п., следователь, дознаватель должен быть корректным и абсолютно спокойным, но в то же время строгим, требовательным и настойчивым. Кроме этого, следователь, дознаватель в ходе допроса и при производстве других следственных действий должен говорить несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому не «ты», как это нередко бывает, а только «Вы», причем независимо от его возраста.

Прежде чем приступить к допросу несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, в соответствии со ст. 421 УПК необходимо точно установить его возраст, число, месяц и год рождения, чтобы исключить привлечение к уголовной ответственности лица, не достигшего возраста, установленного УК*. В анкетной части протокола допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого должен быть указан паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность. В тех случаях, когда документы, подтверждающие возраст подозреваемого, обвиняемого отсутствуют или вызывают сомнение, то обязательно назначается и производится судебная экспертиза (п. 5 ст. 196 УПК).

Поскольку допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является непродолжительным, то следователь, дознаватель должен составить план допроса. Планирование допроса необходимо не только для соблюдения установленной законом его продолжительности, но и для того, чтобы первый допрос был полным, исключающим производство дополнительного допроса.

В плане допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого следует предусмотреть:

  • 1) время вызова на допрос подозреваемого, обвиняемого и участвующих в допросе лиц (педагога или психолога и законного представителя);
  • 2) предмет допроса;
  • 3) вопросы, которые необходимо задать подозреваемому, обвиняемому;
  • 4) доказательства, которые целесообразно предъявить допрашиваемому;
  • 5) последовательность предъявления доказательств и другие тактические приемы допроса.

Вызывать на допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого желательно на утреннее время, которое благоприятно влияет на психофизическое состояние допрашиваемого, он более спокоен и не так быстро устает в ходе допроса. Допрос должен производиться в служебном кабинете следователя, дознавателя, т.е. в официальной обстановке.

Задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому можно лишь тогда, когда он уяснил содержание предмета

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, предусмотрен ст. 20 УК.

допроса. Вопросы, задаваемые ему, должны быть конкретными, краткими, понятными и касаться обстоятельств, составляющих предмет допроса. Недопустимо задавать несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, как и взрослому, наводящие, двусмысленные и так называемые улавливающие вопросы.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого производится в соответствии со ст. 46, 189, 190 и 425 УПК.

Перед началом допроса следователь, дознаватель удостоверяется в личности несовершеннолетнего подозреваемого, получая от него анкетные сведения, которые записываются в вводной части протокола допроса. Уже при получении этих сведений следователь, дознаватель должен стремиться к установлению психологического контакта с допрашиваемым. Затем нужно не торопясь, четко, ясно и последовательно разъяснить несовершеннолетнему подозреваемому его права, предусмотренные ч. 4 ст. 46 УПК.

Ему также должно быть разъяснено, что в соответствии с ч. 1 ст. 51 Конституции РФ он не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК. Здесь же следует разъяснить несовершеннолетнему подозреваемому, ссылаясь на п. 2 ч. 4 ст. 46 УПК, что он вправе давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК, о котором упоминалось выше.

После разъяснения несовершеннолетнему подозреваемому его прав ему должно быть объявлено, в совершении какого преступления он подозревается, о чем делается запись в протоколе допроса. Затем несовершеннолетнему подозреваемому предлагается дать правдивые показания по существу имеющегося в отношении его подозрения. Если он согласился дать показания, то ему нужно в лаконичной форме предложить, чтобы он последовательно рассказал об обстоятельствах преступления, в совершении которого он подозревается. Лишь после свободного рассказа следователь, дознаватель может задать допрашиваемому вопросы. Если рассказ подозреваемого оказался непоследовательным, сбивчивым и недостаточно полным, но в целом его содержание соответствует действительности, то следователь, дознаватель должен снять эмоциональное напряжение допрашиваемого и в целях уточнения его показаний предложить ему рассказать подробнее о месте совершения преступления, о своих действиях на этом месте и других обстоятельствах, относящихся к событию преступления. Ему целесообразно задать также дополняющие и контрольные вопросы, а в случае совершения преступления группой лиц, то следует выяснить у него, договаривались ли они заранее о совместном совершении преступления и какова роль того или иного соучастника.

Несовершеннолетний подозреваемый, задержанный в порядке, установленном ст. 91 УПК, должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК). В этом случае предметом допроса несовершеннолетнего подозреваемого должны быть обстоятельства, послужившие основанием для его задержания. Например, если он был застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения (и. 1 ч. 1 ст. 91 УПК), т. е. с поличным, то при допросе у него прежде всего необходимо выяснить, как и с кем он оказался на месте происшествия, какие действия были им совершены, каким способом, орудием или средством.

Как показывает следственная практика, несовершеннолетние подозреваемые, совершившие преступления, особенно против личности, и задержанные непосредственно после их совершения, находятся в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Поэтому немедленный допрос таких подозреваемых, сопряженный с их успокоением, снятием нервного напряжения и с применением метода убеждения, направленного на стимулирование дачи правдивых и полных показаний, обычно дает положительные результаты.

Следственная практика свидетельствует и о том, что в ином психическом состоянии находятся несовершеннолетние подозреваемые, которые не задержаны в порядке, установленном ст. 91 УПК, либо задержаны, но спустя некоторое время после совершения преступления. Их первоначальные эмоции (волнение, боязнь, страх и т. п.), вызванные преступными действиями и последствиями совершенного преступления, переходят в другую противоположность. Они успокаиваются, бравируют, не испытывают каких-либо сожалений и при допросах дают ложные показания или отрицают свою причастность к совершению преступлений. Однако следует при этом отметить, что подозреваемые при изложении мотивов и некоторых обстоятельств своей непричастности к совершению преступлений дают, по существу, ложные показания. Чтобы получить правдивые показания, тактика допроса таких несовершеннолетних подозреваемых должна включать в себя следующие основные приемы:

  • 1) использование положительных качеств и свойств личности допрашиваемого;
  • 2) применение метода убеждения;
  • 3) предъявление доказательств;
  • 4) постановку вопросов после предъявления каждого доказательства.

Убедившись в том, что свободный рассказ несовершеннолетнего подозреваемого по своему содержанию является ложным, следователь, дознаватель должен сказать подозреваемому, что его показания не соответствуют установленным обстоятельствам уголовного дела, поэтому их нужно уточнить и получить дополнительные объяснения. Затем, отметив положительные качества и свойства личности допрашиваемого, содержащиеся в материалах уголовного дела, следователь, дознаватель должен убедить его в том, чтобы он осознал противоправность совершенного деяния и необходимость дачи правдивых показаний по существу объявленного ему подозрения. Одновременно следует разъяснить ему, что активное способствование раскрытию и расследованию преступления является обстоятельством, смягчающим наказание.

Если субъективная позиция несовершеннолетнего подозреваемого остается прежней, то ему необходимо предъявить изобличающие его доказательства. Предъявлять доказательства нужно в строгой последовательности: от менее значимого к более вескому доказательству. Предъявляемые доказательства должны относиться, прежде всего, к событию преступления и быть связанными между собой. После каждого предъявленного доказательства следует выяснить у подозреваемого, оспаривает или не оспаривает он данное доказательство. При этом важно разъяснить ему значение вещественных доказательств, обнаруженных, закрепленных и изъятых при содействии специалиста и с применением технических средств. Допрашиваемому ставятся также уточняющие и контрольные вопросы.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого производится в соответствии со ст. 47, 173, 174, 189, 190 и 425 УПК. Перед началом допроса обвиняемому разъясняются права, предусмотренные ч. 4 ст. 47 УПК. Кроме того, ему должно быть разъяснено, что в соответствии с ч. 1 ст. 51 Конституции РФ он не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен и. 4 ст. 5 УПК. После этого ему необходимо также разъяснить, что в соответствии с и. Зч. 4 ст. 47 УПК он вправе возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний.

При согласии обвиняемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК, о котором нами уже говорилось.

В соответствии со ст. 173 УПК следователь, дознаватель допрашивает несовершеннолетнего обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения с соблюдением требований п. 9 ч. 4 ст. 47 и ч. Зет. 50 УПК. В начале допроса следователь, дознаватель выясняет у обвиняемого, признает ли он себя виновным, желает ли дать показания по существу предъявленного обвинения и на каком языке. В случае отказа несовершеннолетнего обвиняемого от дачи показаний следователь, дознаватель делает соответствующую запись в протоколе. Повторный допрос несовершеннолетнего обвиняемого в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может проводиться только по просьбе самого обвиняемого.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого не является простым следственным действием. Сложность допроса обусловлена уголовно-процессуальными особенностями его производства и возрастными особенностями допрашиваемого. Установление с ним психологического контакта происходит значительно труднее, чем со взрослым обвиняемым. Предъявление ему обвинения оказывает определенное влияние на его своеобразную психологию и вызывает соответствующую реакцию. Он не может не понимать, что наступил момент в его поведении, когда нужно отвечать за содеянное. Поэтому несовершеннолетний обвиняемый может признать себя виновным в совершении преступления, предусмотренного соответствующими пунктом, частью, статьей УК. В то же время у него есть и другое право: он может не признать себя виновным и отказаться от дачи показаний или может признать свою виновность частично, т.е. в части предъявленного обвинения, а в остальной части оспаривать его.

Несовершеннолетнему обвиняемому необходимо не только разъяснить в ясных и понятных выражениях сущность предъявленного обвинения, но и объяснить ему, что его правдивые показания имеют важное значение для раскрытия данного преступления, а активное способствование раскрытию и расследованию преступления является, согласно уголовному закону, смягчающим ответственность обстоятельством.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого следователь, дознаватель должен установить с ним психологический контакт, вызвать к себе и участвующим в допросе лицам доверие и уважение.

Для установления такого контакта нужно умело использовать положительные качества несовершеннолетнего обвиняемого, имеющиеся сведения о чертах его характера. Допрос следует производить спокойно, не торопясь, вежливо и объективно.

Если несовершеннолетний обвиняемый изъявил желание дать правдивые показания по существу предъявленного обвинения, то следователь, дознаватель должен разъяснить ему, чтобы он давал показания в форме свободного рассказа, сообщал обо всех известных ему обстоятельствах в той последовательности, в какой они происходили в действительности. При этом желательно объяснить обвиняемому, чтобы в указанной последовательности он излагал обстоятельства подготовки, совершения и сокрытия преступления.

Проанализировав сведения, сообщенные несовершеннолетним обвиняемым, следователю, дознавателю при продолжении допроса целесообразно применить такие тактические приемы, как:

  • 1) постановка дополнительных и уточняющих вопросов для конкретизации и детализации обстоятельств совершенного преступления и роли каждого соучастника, если оно совершено группой лиц;
  • 2) получение показаний относительно имеющихся в уголовном деле доказательств и ознакомление обвиняемого с отдельными доказательствами, в том числе вещественными, с целью устранения противоречий;
  • 3) постановка напоминающих вопросов для оказания помощи обвиняемому в восстановлении в памяти забытых им обстоятельств, относящихся к событию преступления и действиям соучастников по сокрытию предметов, которые служили орудиями преступления, похищенного имущества и т. д.

В случаях, когда несовершеннолетний обвиняемый не признает себя виновным в предъявленном ему обвинении и отказывается давать показания, то кроме тех тактических приемов, которые были рекомендованы при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, целесообразно использовать тактику предъявления доказательств при допросе взрослого обвиняемого.

Если несовершеннолетний обвиняемый виновным себя в совершении преступления признает частично, то при допросе у него необходимо подробно выяснить, какую часть предъявленного обвинения он признает, а какую часть обвинения не признает и по каким мотивам.

Составление протокола допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого имеет некоторые особенности.

В вводной части протокола допроса должно быть указано, с участием кого производился допрос: защитника (фамилия, инициалы, номер представленного им ордера), педагога или психолога (фамилия, имя, отчество, место жительства и место работы), законного представителя (фамилия, имя, отчество, место жительства). В анкетную часть протокола допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вносятся одинаковые сведения, предусмотренные ст. 174 УПК, а также в ней указываются паспорт или иной документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, и иные данные о его личности. Описательная часть протокола допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого составляется в соответствии с требованиями ст. 190 УПК. Но кроме требований, указанных в данной статье, при записи в протоколе допроса показаний несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого нужно сохранять речевые особенности допрашиваемого. Следователь, дознаватель не должен записывать в протокол допроса выражения, которые не свойственны оборотам речи несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Дополнительным способом фиксации показаний несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является аудио- или видеозапись. Согласно ч. 4 ст. 189 УПК она может быть применена по инициативе следователя, дознавателя или по ходатайству допрашиваемого лица. Аудио- или видеозапись желательно применять при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, который под воздействием заинтересованных лиц, в том числе соучастников преступления (старших по возрасту или взрослых), может отказаться от дачи показаний или изменить свои правдивые показания в суде.

Протокол допроса несовершеннолетнего подозреваемого (образец заполнения)

ПРОТОКОЛ допроса несовершеннолетнего подозреваемого

г. Энск

15 августа 201* г.

Допрос начат в 10 час. 15 мин.

Допрос окончен в 11 час. 45 мин.

Следователь следственного отделения Центрального РУВД г. Энска капитан юстиции Чернова В.Н. в каб. N 21 помещения Центрального РУВД с участием защитника Якушина А.А., предоставившего ордер N 12, а также законного представителя подозреваемого Карташовой Александры Васильевны, прож.: г. Энск, пр. Ленина, д. 53, кв. 9 и педагога Вертинской Аллы Олеговны, прож.: г. Энск ул. К. Цеткин, д. 4, кв. 66, в соответствии с ч. 2 ст. 46, ст. 189, 190 и 425 УПК РФ допросил по уголовному делу N 265432 в качестве подозреваемого несовершеннолетнего:

1. Фамилия, имя, отчество: Карташов Игорь Викторович 2. Дата рождения: 23 апреля 1991 г. 3. Место рождения: г. Энск 4. Место жительства и (или) г. Энск, пр. Ленина, регистрации: д. 53, кв. 9, тел. соседей: 31-68-98 5. Гражданство: гражданин РФ 6. Образование: среднее 7. Семейное положение, проживает с родителями состав семьи: и старшим братом 8. Место работы или учебы: учащийся 1-го курса Энского электромеханического колледжа тел. директора 20-85-09 9. Наличие судимости: не судим, на учете в ПДН не состоял, в комиссии по делам несовершеннолетних не рассматривался 10. Паспорт или иной документ, паспорт 70 0* N 234890 удостоверяющий личность выдан Центральным РОВД несовершеннолетнего: г. Энска 16.11.201* г. 11. Иные данные о личности родители обвиняемого: несовершеннолетнего: отец — Карташов Виктор Федорович; мать — Карташова Александра Васильевна, старший брат — Карташов Иван Викторович, проживают там же

Участвующим лицам объявлено о применении технических средств: магнитофона «Sony M-529V» следователем Черновым В.Н.

В самом начале допроса участвующим лицам разъяснены права, обязанности, ответственность и порядок производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого.

Законный представитель: А.В. Карташова Педагог: А.О. Вертинская Подозреваемый: И.В. Карташов Защитник: А.А. Якушин

В то же время мне разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 48, 58, 168, 426 и 428 УПК РФ. Права и обязанности мне понятны.

Законный представитель: А.В. Карташова Педагог: А.О. Вертинская

В самом начале допроса мне разъяснены права, предусмотренные ч. 4 ст. 46 УПК РФ, а именно:

1) знать, в чем я подозреваюсь, и получить копию постановления о возбуждении против меня уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении ко мне меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении меня подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии дать показания быть предупрежденным о том, что мои показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при моем последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ;

3) пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного п. 2 и 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ, в том числе свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса;

4) представлять доказательства;

5) заявлять ходатайства и отводы;

6) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым я владею;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

8) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с моим участием, и подавать на них замечания;

9) участвовать с разрешения следователя (дознавателя и др.) в следственных действиях, проводимых по моему ходатайству, ходатайству моего защитника либо законного представителя;

10) приносить жалобы на действия (бездействие) и (или) решения суда, прокурора, следователя (дознавателя и др.);

11) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.

Мне также разъяснено, что в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации я не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других своих близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ.

Подозреваемый И.В. Карташов

Подозреваемому Карташову Игорю Викторовичу объявлено, что он подозревается в совершении в ноябре 201* г. кражи денег из киоска «Мороженое», расположенного у дома N 3 по ул. Бутырской в г. Энске, т.е. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 158 УК РФ.

Подозреваемый И.В. Карташов

По существу подозрения могу показать следующее: действительно я подговорил своих друзей Кузьмина А.Б., Петрова Г.В., Корнеева А.Л. и Артемова Б.Н. совершить в период с ноября 201* года по май 201* года несколько краж. Однако в кражах никогда не участвовал Грибов А.В. Мы с друзьями перед каждой кражей распределяли роли, кто что будет делать, после чего из корыстных побуждений проникали в помещения различных киосков, откуда совершили четыре кражи чужого имущества. А именно:

В середине ноября 201* г. утром совместно с Кузьминым А.Б. и Петровым Г.В. я проник в помещение киоска «Мороженое», расположенного у дома N 3 по ул. Бутырской в г. Энске, откуда, пока нас никто не заметил, изъял деньги в сумме больше 1000 руб. Точное количество денег я не помню. Мне из них досталось 500 руб.

Больше я ни в каких кражах и других преступлениях участия не принимал.

С моих слов записано правильно, мною прочитано.

Подозреваемый И.В. Карташов

В ходе допроса проводилась аудиозапись.

К протоколу допроса прилагается аудиокассета «Sony».

Перед началом, в ходе либо по окончании допроса подозреваемого от участвующих лиц: подозреваемого Карташова И.В., его защитника А.А. Якушина, законного представителя Карташовой А.В. и педагога Вертинской А.О. заявления не поступили.

Подозреваемый: И.В. Карташов Защитник: А.А. Якушин Законный представитель: А.В. Карташова Педагог: А.О. Вертинская

По окончании допроса протокол следственного действия предъявлен его участникам для прочтения, а соответствующие материалы аудиозаписи для ознакомления.

Протокол прочитан следователем вслух, материалы аудиозаписи воспроизводились. Замечания к протоколу и аудиозаписи отсутствуют.

Подозреваемый: И.В. Карташов Защитник: А.А. Якушин Законный представитель: А.В. Карташова Педагог: А.О. Вертинская

Настоящий протокол составлен в соответствии со ст. 166, 190, ч. 2 и 5 ст. 425 УПК РФ.

Следователь следственного отделения Центрального РУВД г. Энска капитан юстиции В.Н. Чернов

Работа психолога на следственных действиях с несовершеннолетними

Копосова Екатерина Викторовна

Повышенная доверчивость несовершеннолетних, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, нередко приводит к тому, что они часто становятся жертвами различных преступлений, а отсутствие жизненного опыта, в свою очередь, делает детей более уязвимыми перед рядом иных факторов внешней угрозы. При работе с детьми, ставшими невольными заложниками подобных стрессовых ситуаций, основополагающей является помощь педагога-психолога, который, находясь в тесном контакте с детьми, имеет возможность раньше остальных заметить неладное как в физическом, так и в психологическом самочувствии детей, и предпринять все необходимые меры для устранения проблемы. Поэтому очень важно специалисту в работе с детьми установить доверительные отношения, искренне сопереживать, но не жалеть, а также приложить немало сил и проявить терпение.

Ведь работа педагога-психолога заключается в том, чтобы слушать, слышать, понимать…

Право на детство – одно из самых охраняемых прав не только в России, но и во всем остальном мире, соблюдение которого призваны оберегать как органы правопорядка, так и представители социальных структур. В данном случае речь идет о детском педагоге-психологе, без работы которого сегодня немыслимо ни одно из расследований преступлений «против детства», бытовых трагедий и катастроф, жертвами которых становятся дети.

В этой статье мы расскажем о значимости, целях и смысле работы педагога-психолога на следственных действиях с несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями, а также опишем в деталях процесс взаимодействия специалиста с ребенком, родителем и следователем.

На всех этапах следственных действий важно уделять внимание обеспечению интересов ребенка. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

Чтобы наилучшим образом обеспечить защиту прав несовершеннолетнего с 1 января 2015 года в статью 191 УПК РФ (Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля) были внесены изменения и дополнения в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-Ф3.

«1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» .

Таким образом, участие педагога-психолога в следственных действиях (на допросах, опросах, опознаниях, очных ставках, опросах на месте, в судах) обусловлено законом Российской Федерации.

«Педагог-психолог участвует в следственных действиях как Специалист.

Специалист — лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом (УПК РФ, ст.58), для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Специалист осуществляет меры, облегчающие дачу детьми свидетельских показаний или представление иных доказательств, путем налаживания процесса общения и разъяснения ребенку процесса и процедур расследования.

Вызов специалиста и порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются статьями 168 и 270 настоящего УПК.

Специалист вправе:

  1. отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;
  2. задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда;
  3. знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;
  4. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.

Федеральным законом РФ от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ в часть четвертую внесены дополнения:

Специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования специалист несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации» .

Педагог-психолог должен обратить внимание следователя на те психологические особенности допрашиваемого, которые могут обусловить трудности в получении показаний, а также предоставить следователю информацию о типичных особенностях восприятия, памяти, мышления несовершеннолетних потерпевших или свидетелей определенного возраста, которая будет способствовать дальнейшему правильному выбору следователем тактических приемов допроса.

Профессиональная деятельность специалиста-психолога на следственных действиях направлена, с одной стороны, на обеспечение психологической защищенности потерпевшего или свидетеля как лица, оказавшегося в чрезвычайно сложной жизненной ситуации, а с другой – на помощь следователю в устранении эмоциональных и когнитивных барьеров в ходе его взаимодействия с несовершеннолетним и законным представителем несовершеннолетнего.

Работая на следственных действиях с потерпевшими и свидетелями педагог-психолог, должен стараться выполнять следующие функции:
Организация времени и безопасного пространства.

В основном эта функция принадлежит следователю, так как обычно следователь предоставляет помещение. Педагогу-психологу в данном случае следует сообщить следователю, что желательно исключить присутствие посторонних лиц в помещении во время допроса, так как это будет усиливать эмоциональное напряжение несовершеннолетнего. Если допрос проходит в незнакомом несовершеннолетнему месте, то необходимо дать ребенку время освоиться в новом пространстве, осмотреться, выбрать удобное для себя место. Такая возможность позволит ребенку почувствовать себя комфортно и расслаблено. Вдобавок важно определиться со временем, когда будет проходить следственное действие. Допрос несовершеннолетнего должен быть произведен как можно раньше после восприятия обстоятельств, связанных с событием преступления. Также при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей и их распорядок дня, рекомендуется назначать следственные действия в такое время, которое бы соответствовало периоду активного бодрствования ребенка.

Если педагог-психолог присутствует на опознании, важно сообщить следователю о важности проведения данного следственного действия в помещении, где имеется зеркало А. Гезелла. Это позволит уменьшить травмирующее воздействие данного мероприятия на психологическое состояние несовершеннолетнего.

Обеспечение связи между участниками допроса.

Данная функция предполагает, переформулирование вопросов следователя в более понятную для несовершеннолетнего форму, в случае, если он не понял вопроса. При формулировании вопросов необходимо избегать сложных конструкций, специальных терминов и пр. Вместо местоимений (он, они, там и тут и пр.) рекомендуется использовать имена собственные и конкретные названия мест (в ванной, в парадной, на … этаже и пр.). Вопросы желательно задавать не более одного за раз, а также между вопросами делать паузы, чтобы несовершеннолетний мог подумать, сформулировать свою мысль и ответить. Если задавать по несколько вопросов сразу, то ребенок может запутаться, на какой вопрос отвечать. При допросе по поводу сексуального насилия нужно определить вместе с ребенком, как он называет различные части тела, включая половые органы, и в дальнейшем в вопросах надо использовать его обозначения.

Эмоциональная поддержка несовершеннолетнего, его родителей и, в случае, если это необходимо, следователя в процессе следственных действий.

В процессе следственных действий важно поддерживать несовершеннолетнего и его родителей, проявлять терпение и понимание. Уважительно относиться к тому темпу, в котором ребенок рассказывает о случившемся с ним, не торопить его, быть эмоционально включенным, проявлять эмпатию. Важно оказывать помощь родителям в отреагировании чувств, которые они проявляют в процессе допроса их детей. А также в случае необходимости при взаимодействии со следователем оказывать ему поддержку в преодолении неуверенности и смущения, возникающих в процессе следственного действия с несовершеннолетним.

Наблюдение за психоэмоциональным состоянием несовершеннолетнего в процессе допроса.

Наблюдая за психоэмоциональным состоянием ребенка, важно своевременно сообщать следователю о том, что состояние несовершеннолетнего ухудшилось. Поэтому желательно сделать перерыв или в ситуации, когда эмоциональное состояние ребенка не позволяет продолжать допрос, необходимо сообщить следователю о том, что желательно остановить и перенести следственное мероприятие на другой день.

Выполняя свои функции на следственных действиях, педагог-психолог работает по нескольким направлениям:

Психологическая работа со следователем.

Следователь является лицом, которое руководит процессом следственного действия. Контакт со следователем очень важен для того, чтобы следственные действия прошли эффективно и с наименьшей «нагрузкой» на ребенка. Поэтому, перед началом допроса, психологу необходимо, установить контакт со следователем, прояснить цель и план его работы с несовершеннолетним, уточнить, имеются ли у следователя как-либо трудности в общении с ребенком. При необходимости, специалист может переформулировать вопросы следователя, задаваемые ребенку, в более понятную для несовершеннолетнего форму, в случае, если он не понял вопрос. Или помочь следователю и ребенку в назывании интимных подробностей, это касается допросов, где несовершеннолетние пострадали от сексуального насилия или иных действий сексуального характера.
Психологическая работа с родителями (законными представителями), присутствующими на следственных действиях.

Перед началом следственных действий педагогу-психологу необходимо установить контакт с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, участвующего в допросе. Следует рассказать родителям о том, как важно поддерживать своего ребенка, быть для него опорой во время следственных действий, в стрессовой для него ситуации. Нельзя допустить, чтобы родитель давил на своего ребенка, торопил его или отчитывал за произошедшее с ним, иначе, это только усилит эмоциональное напряжение несовершеннолетнего. Для того, чтобы родитель смог стать дополнительным ресурсом для своего ребенка и смог принять его сторону, ему самому необходимо быть собранным и эмоционально устойчивым. Поэтому важно отражать те чувства, которые испытывает родитель. Это могут быть такие чувства как, страх, гнев, тревога, сильное волнение.

Психологическая работа в процессе следственных действий с несовершеннолетними.

Самое важное в работе педагога-психолога на следственных действиях – поддержка и оказание психологической помощи несовершеннолетнему потерпевшему или свидетелю. Поэтому необходимо установить контакт с несовершеннолетним и подготовить ребенка к следственным действиям. Важно оказывать ему психологическую поддержку на протяжении всего времени, пока длится допрос, отслеживать его эмоциональное состояние и создать, насколько это будет возможным, наиболее комфортные условия. Например, ребенку дошкольного и младшего школьного возраста предложить лист бумаги, карандаши или игрушку, таким образом, несовершеннолетний сможет снять напряжение, возникшее с необходимостью погружаться в травмирующие для него воспоминания во время допроса. Для несовершеннолетнего более старшего возраста, предметом, помогающим снять эмоциональное напряжение, может стать мячик, который можно вертеть или сжимать в руках.

Рассмотрим работу педагога-психолога с несовершеннолетним потерпевшим и свидетелем поэтапно:

Установление контакта – это самая важная часть работы педагога-психолога, поскольку является основой для успешного взаимодействия и эффективной помощи несовершеннолетнему. Еще перед началом следственного действия важно сразу обратить на ребенка свое внимание, поздороваться, представиться самому и спросить имя ребёнка. Необходимо объяснить несовершеннолетнему, что психолог нужен для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, помочь, если вдруг ему будет тяжело о чем-то говорить или если он почувствует себя плохо.

Заинтересованная беседа. После установления контакта, желательно продолжить беседу с ребёнком на отвлеченные темы. Например, можно спросить несовершеннолетнего о его друзьях, увлечениях, интересах, об успехах в школе. Но если известно, что ребенок плохо учиться или конфликтует с учителями, то тему школы лучше не затрагивать.

Подготовительный этап. Знание о том, что будет происходить на допросе, может несколько снизить тревогу несовершеннолетнего. Поэтому подготовку к следственному действию можно начать с вопроса: «Ты знаешь, почему ты здесь находишься?». Если ребенок не знает или не понимает, для чего его пригласили, то нужно объяснить, что будет происходить на допросе, и о чем его будут спрашивать. Если ребенок знает, что ему предстоит рассказать о неприятных событиях, то необходимо поддержать его, постараться снизить его тревогу и объяснить, что его показания, возможно, помогут наказать преступника.

В том случае, если тревога ребенка велика, то необходимо отразить его состояние, например: «Ты стесняешься…», «Ты переживаешь…», затем поддержать, сказав ему: «Я вижу, что ты волнуешься, тебе тяжело, но вместе мы постараемся справиться». Если специалисту удалось установить доверительный контакт, и подготовить несовершеннолетнего к следственным действиям, то, чаще всего, дети сами начинают рассказывать о случившемся, а также говорить педагогу-психологу о своем самочувствии и трудностях, которые могли у них возникнуть при рассказе. Случается, что ребенок не может подобрать подходящие слова для ответа на вопрос, тогда психолог может ему помочь.

После доверительной беседы и подготовки несовершеннолетнего к следственным действиям можно спросить, готов ли он отвечать на вопросы и после этого приступать к самому допросу.

Пример мотивационной беседы, состоявшейся между психологом и потерпевшим.

Беседа проходила перед допросом несовершеннолетнего в кабинете следователя. Имена участников беседы изменены.

В допросе участвовал мальчик «Сережа», 7 лет, в качестве законного представителя выступал его отец «Борис Иванович», а также педагог-психолог «Светлана Павловна».

Описание случая:

Сережа неоднократно подвергался развратным действием со стороны соседа по коммунальной квартире. Мама мальчика, застав их соседа в своей комнате, и выяснив у мальчика подробности произошедшего, обратилась в полицию.

На момент вызова педагога-психолога в следственный отдел, Сережа и его папа уже давно ожидали начала следственного действия. Следователь ввел психолога в курс дела, пояснив, что мальчик готов дать показания, но очень переживает, что не может рассказать на камеру интимные подробности случившегося, т.к. ему очень стыдно и страшно. Папа мальчика сам предложил психологу поговорить с Сережей наедине, предположив, что тот стесняется отца. Допрос несовершеннолетнего под видео никак не начинался по техническим причинам. Поэтому у психолога было достаточно времени для общения с ребенком:

Психолог: Здравствуй. Меня зовут Светлана Павловна и я психолог. Я буду участвовать с тобой в допросе. И буду тебе помогать, и поддерживать тебя, если это тебе потребуется. А как тебя зовут?

Сережа: Сережа.

Психолог: Ты давно уже здесь?

Сережа: С самого утра.

Психолог: Ты, наверное, устал?

Сережа: Очень устал.

Психолог: Как ты себя чувствуешь?

Сережа: Нормально.

Психолог: Если ты захочешь порисовать, то здесь есть цветные карандаши и бумага.

Сережа: Угу. Я потом.

Психолог: Сережа, ты знаешь, зачем ты здесь?

Сережа: Да.

Психолог: Хорошо. Сейчас следователь будет задавать тебе вопросы, возможно, что некоторые из них тебе будут неприятны, но нам очень важно, чтобы ты ответил на них очень подробно. Если ты не поймешь вопроса, то можешь сказать об этом нам, и мы сформулируем его по-другому. Если во время допроса ты почувствуешь себя плохо, то также скажи об этом, и мы сможем сделать перерыв.

Сережа: Хорошо.

Психолог: Сережа, я вижу, что ты играешь с бумагой, а что ты делаешь?

Сережа: Просто держу в руках.

Психолог: Тебе так спокойнее?

Сережа: Да.

Психолог: А что тебя беспокоит прямо сейчас?

Сережа: Я боюсь.

Психолог: Боишься? Чего ты боишься?

Сережа: Я боюсь говорить…на камеру боюсь говорить…

Психолог: Ты боишься все рассказать на камеру?

Сережа: Нет, рассказывать на камеру не боюсь… не могу… не знаю, как сказать… что делал дядя Коля…

Психолог: Ты боишься назвать действия, которые делал дядя Коля?

Сережа: Да (опустил голову).

Психолог: Тебе неприятно вспоминать об этом?

Сережа: Да.

Психолог: Тебе сейчас стыдно?

Сережа: Да.

Психолог: Сережа, я хочу, чтобы ты знал, что в том, что с тобой произошло, нет твоей вины, и мы, все кто сейчас находится рядом с тобой, полностью на твоей стороне. Я понимаю, что тебе сейчас стыдно и страшно, но я постараюсь помочь тебе. Давай вместе попробуем придумать способ, как можно рассказать следователю о случившемся с тобой?

Сережа: Давайте.

Психолог: Смотри, у нас есть карандаши и бумага. Может, тебе было бы удобнее нарисовать то, что делал дядя Коля?

Сережа взял бумагу и карандаши, начал что-то рисовать.

Психолог: А еще ты можешь своими словами описывать то, что с тобой произошло. И называть все части тела так, как ты знаешь или как тебе удобно. Ты можешь даже использовать слова, которые тебе кажутся неприличными.

Сережа молча, что-то рисует.

Допрос все не начинается и психолог, сидя неподалеку от рисующего мальчика, не отвлекает его разговорами. Через какое-то время, мальчик поднимает голову и откладывает в сторону лист бумаги.

Сережа: Я знаю, как сказать мне трудные слова.

Психолог: И как же?

Сережа: Я закрою глаза и заткну уши. Вот так (затыкает уши указательными пальцами). И все скажу. Быстро.

Психолог: Сережа, какой ты молодец. Ты смог найти выход из трудной для тебя ситуации. Тебе было нелегко. Но ты справился. Преодолел страх и стыд и придумал такое хорошее решение.

Таким образом, затянувшееся ожидание перед допросом, дало психологу возможность для установления контакта и неторопливой беседы с ребенком, позволила мальчику и остальным участникам следственного действия успешно завершить допрос.

Поддержка в ходе следственного действия. В процессе всего следственного действия важно поддерживать несовершеннолетнего, проявлять терпение и понимание. В ходе допроса необходимо продолжать отражать чувства несовершеннолетнего, отслеживать его эмоциональное состояние, поддерживать и хвалить его: «Ты молодец», «Тебе было тяжело, но ты справился», «У тебя все получается» и т.п. Необходимо поощрять рассказ ребенка, т.к. он может замолчать и закрыться. В случае если ребенок пострадал от жестокого обращения или сексуального насилия важно сказать несовершеннолетнему: «В том, что произошло, нет твоей вины…», «На тот момент ты сделал все, что от тебя зависело…».

Таким образом, педагог-психолог на следственных действиях может являться опорой и поддержкой для несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, но главное для специалиста это предотвращение у несовершеннолетнего вторичной травматизации, которая может возникнуть в ходе следственных действий.

«Созданные комфортные и отвечающие потребностям несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля условия во время проведения следственных действий в сочетании с адекватной возрасту и уровню развития ребенка тактикой допроса, способствуют, с одной стороны, снижению рисков повторной травматизации ребенка в процессе работы, а с другой — повышению эффективности следственных действий (чем ниже уровень эмоционального дискомфорта, переживаемого ребенком, тем выше вероятность того, что ребенок в процессе допроса даст четкие и адекватные показания)» .
Список литературы:

  1. Методические рекомендации по организации и ведению допроса несовершеннолетних в специализированном помещении на этапе следствия. – СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи Детям», 2014. — 66 с.
  2. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: учебное пособие / под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011. — 384 с.
  3. Организация работы учреждения по оказанию помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия. На примере Службы межведомственного взаимодействия СПб ГБУ социальный приют для детей «Транзит». Методические материалы / под ред. М.П. Рябко, Е.В. Копосовой. – 2-е. изд., испр. и доп. – СПб.: СПб ГБУ Городской информационно-методический центр «Семья», 2015.- 172 с.
  4. Психолог – помощник следователя. Работа психолога на следственных действиях с детьми, пострадавшими от сексуального насилия и иных действий сексуального характера; Психологическая реабилитация потерпевших несовершеннолетних и членов их семей (методическое пособие). – СПб.: Изд-во «Лема», 2015. — 150 с.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) http://www.base.consultant.ru/cons. (дата обращения 06.03.2016)
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российский Федерации (УК РФ) от 18.12.2001 № 174-Ф3 http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения 06.03.2016)

Опубликовано 18 июля 2016

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *