Требования охраны труда

Содержание

Документооборот по охране труда. Обязательный минимум

Требования о наличии этих документов, их типовые формы предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами:

  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

  • Федеральный закон от 21.06.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

  • Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

  • Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №195-ФЗ «Об административных правонарушениях».

  • Федеральный закон от 26.12..2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”

Другая часть документооборота создается юридическим лицом в процессе своей деятельности по реализации норм и правил по охране труда по собственной инициативе, с учетом специфики производственной деятельности, актуальных проблем безопасности на производстве. К таким документам предъявляется два основных требования – они должны соответствовать требованиям действующего законодательства и не должны ухудшать права работников, по сравнению с установленными законом.

Документационное обеспечение по охране труда среди прочего преследует несколько целей:

  • соответствие системы охраны труда компании действующему законодательству РФ

  • преемственность процесса внедрения мероприятий по охране труда на всех этапах работы юридического лица

  • документальное подтверждение выполнения требований закона юридическим лицом

  • упорядочивание системы охраны труда компании

  • контроль за выполнение мер по охране труда, планирование мероприятий по реализации процедур, установление лиц, ответственных за разработку и утверждение документов по охране труда.

Наличие документов, их надлежащее оформление, актуальность – первое, что проверяется представителями государственных органов при проведении проверки юридического лица.

Основные документы

Итак, следующие документы необходимо оформить каждому юридическому лицу в целях соблюдения действующих нормативных требований охраны труда:

Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР)

В типовых ПВТР закреплены основные права и обязанности работника и работодателя:

  • право работника на обеспечение рабочим местом, соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором (при его наличии);

  • право работодателя требовать от работников соблюдения правил охраны труда и пожарной безопасности.

  • обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (статья 212 Трудового Кодекса РФ).

Трудовой договор работника

Трудовой договор работника содержит права и обязанности сторон договора.

В силу прямого указания закона — Трудового Кодекса РФ, договор обязательно должен содержать:

  • гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия труда на рабочем месте (абзацы 12 и 14 статьи 57 Трудового Кодекса РФ);

  • условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда (статья 220 Трудового Кодекса РФ).

Именно с целью предоставления работнику объективной информации об условиях труда на рабочем месте проводилась аттестация рабочих мест, а с 1 января 2014 года ей на смену введена специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Новое!

С 01.01.2017 года, согласно статье 309.2 Трудового кодекса РФ трудовой договор компаний, отнесенных к категории микропредприятий, может быть заключен в соответствии с типовой формой.

Таким образом, работодатель имеет право полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы охраны труда.

Эти нормы закрепляются непосредственно в тексте трудового договора (в типовой форме — раздел VI Охрана труда): на рабочем месте работника установлены следующие условия труда. В частности должны быть указаны условия труда (класс и/или подкласс) условий труда на рабочем месте, номер карты специальной оценки условий труда, проводится ли с работником первичный инструктаж и его причины, предусмотрены для данного рабочего места медицинские осмотры, их вид, какие средства индивидуальной защиты выдаются, основания их выдачи.

Это право, а не обязанность микропредприятия, решение принимается руководителем самостоятельно – в зависимости от особенностей производственной деятельности микропредприятия.

Положение о системе управления охраной труда (СУОТ)

Положение разрабатывается работодателем на основании типовой формы, самостоятельно или с привлечением организаций и специалистов извне, утверждается приказом работодателя.

В Положении отражается специфика деятельности компании, определяется организация управления системой охраной труда (распределение обязанностей должностных лиц), процедура и порядок функционирования СУОТ, устанавливается система локальных нормативных актов, фиксирующей (журналы, акты, записи) документации (Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»).

Должностные инструкции профильных специалистов

В должностной инструкции специалиста по охране труда, должностных инструкциях по охране труда руководителей и специалистов, а также в Положении о службе охраны труда устанавливаются непосредственно права и обязанности, ответственность руководителей и специалистов компании, положение разрабатывается на основании Постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 №14 и статьи 217 Трудового Кодекса РФ (в зависимости от того, каким образом распределены обязанности по охране труда в организации).

Приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за охрану труда на предприятии

Подпись ответственного лица об ознакомлении с этим приказом обязательна, назначение возможно только после прохождения обучения и получения удостоверения (статья 217 Трудового Кодекса РФ).

Программа вводного инструктажа по охране труда

Программа разрабатывается специалистом по охране труда, как правило, она общая для всех категорий работников, работников подрядчиков, гостей компании. Вводный инструктаж проводится абсолютно для всех новых сотрудников компании, вне зависимости от их опыта, квалификации, занимаемой должности. Вводный инструктаж носит ознакомительный характер, содержит описание основных корпоративных положений охраны труда, ссылки на локальные нормативные акты. Инструктаж проводят лично, при поступлении на работу, в устной форме либо путем демонстрации видеоматериалов (Постановление Минтруда и социального развития РФ и Министерства образования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации»).

Программы проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте

Программа разрабатывается специалистом по охране труда, руководителями соответствующих подразделений. Цель проведения первичного инструктажа – ознакомление с безопасными методами работы непосредственно на рабочем месте (используемые СИЗ, правила, требования, инструкции). Программы разрабатываются на основании ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда», постановлении Минтруда и социального развития РФ и Министерства образования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации».

Журналы инструктажей

Журналы регистрации вводного инструктажа, регистрации первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, регистрации несчастных случаев (статья 230.1 ТК РФ) можно приобрести типографского изготовления, либо распечатать самостоятельно. Их страницы пронумеровываются, прошнуровываются, сшивки подписываются ответственным лицом, заверяются печатью юридического лица. Подпись работника в журнале – основное доказательство надлежаще проведенного инструктажа (ГОСТ 12.0.004-90. «ССБТ. Организация обучения безопасности труда»).

Приказ об утверждении Перечня профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте

Законом предусмотрена возможность, когда сотрудники могут не проходить первичный инструктаж на рабочем месте, если такой перечень утвержден работодателем (Постановление Минтруда и социального развития РФ и Министерства образования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации»).

Приказ об утверждении Перечня инструкций по охране труда и Инструкции по охране труда для всех профессий и рабочих мест компании

Порядок разработки инструкций определяется юридическим лицом самостоятельно, для создания инструкций используются межотраслевые или отраслевые требования к безопасным условиям работы, типовые инструкции. Необходимо вести журналы учета и выдачи инструкций.

Результаты проведенной аттестации рабочих мест, специальной оценки условий труда

Результаты специальной оценки условий труда должны быть оформлены в виде отчета (Приложение № 3 к Методике проведения СОУТ, которая утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н) в строгом соответствии со статьей 15 закона 426-ФЗ. Отчет составляется организацией, проводившей СОУТ, должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем комиссии.

Дополнительные документы

Параллельно с разработкой и утверждением документов в соответствии со списком выше, необходимо систематизировать или разработать документы по следующим тематическим разделам:

Обучение и проверка знаний по охране труда

  • Программа обучения работников по охране труда. Программа составляется в произвольной форме, утверждается перечень работников, которых необходимо обучить, тематика обучения, сроки имеющихся удостоверений, протоколов, график направления на обучение, годовой план проведения повторных и периодических инструктажей).

  • Приказ о назначении внутренней комиссии для проверки знаний по охране труда. Постоянно действующая комиссия, состоящая из обученных в учебном центре сотрудников, полномочная осуществлять проверку знаний по охране труда работников компании с составлением соответствующих протоколов проверки знаний.

  • Приказы о назначении ответственных лиц (наставников), под руководством которых проходят стажировку новые работники. Все вновь принятые работники после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2–14 смен пройти стажировку на рабочем месте. В случаях, установленных законом, работники могут быть допущены к самостоятельной работе только после ее прохождения, проверки теоретических знаний и приобретения навыков безопасных способов работы, то есть при наличии протокола об успешном прохождении проверки и распоряжения о допуске к самостоятельной работе (ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда»).

  • Копии действующих удостоверений, протоколов проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и ИТР, рабочего персонала

Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

  • Приказ о работе со средствами индивидуальной защиты в организации упорядочивает процессы закупки, выдачи, обслуживания спецодежды и других средств индивидуальной защиты, ответственных лиц)

  • Перечень работ и профессий, по которым должны выдаваться средства индивидуальной защиты разрабатывается на основании Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н, статья 221 ТК РФ).

  • Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты. Карточки ведутся индивидуально, цель – зафиксировать факт выдачи работнику СИЗ (Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»).

  • Копии сертификатов (деклараций) соответствия средств индивидуальной защиты техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, утвержденному Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 и сертификатов (деклараций) соответствия тканей, трикотажных полотен и нетканых материалов, использованных для изготовления специальной одежды, техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 876. В сертификатах (декларациях) указан адрес места нахождения производства, что имеет решающее значение для возмещения затрат за счет ФСС.

Медицинские осмотры, оказание первой доврачебной помощи, аптечки

  • Приказ о назначении лица, ответственного за оказание первой помощи пострадавшим при несчастном случае на производстве и хранение аптечки.Приложениями к приказу являются план-график проведения ревизии аптечек, контроля сроков годности изделий медицинского назначения, инструкции. Мероприятия проводятся с целью обеспечения лечебно-профилактического обслуживания работников (статья 223 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказ Минздравсоцразвития от 05.03.2011 N169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»).

  • Копии удостоверений лиц, прошедших обучение оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, журналы проверки аптечки (в произвольной форме с отметками о ревизии, об использовании ее содержимого).

  • Список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам. Разрабатывается на основании приказа от 14.03.1996 №90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» и приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 №83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)». Другие документы, в зависимости от специфики работы компании: положение об организации предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей автомобилей, перечень профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр.

  • Программа производственного контроля (разрабатывается на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ, типовых программ производственного контроля в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 13.04.2009 N 01/4801-9-32)

Другое

Существуют различные мнения по поводу включения в состав должностных обязанностей специалиста по охране труда обязанностей по пожарной безопасности, электробезопасности, работы по экологии. Теоретически, каждое из этих направлений отдельная сфера деятельности, требующая специальных знаний и квалификации. Однако, на практике, в связи с оптимизацией расходов, кризисными явлениями в экономике, особенностями производственной деятельности компании, тем не менее, работа по перечисленным выше направлениям также возложена на специалиста (отдел) по охране труда.

Документооборот по охране труда может содержать специфические положения, приказы, инструкции в зависимости от особенностей производственной деятельности компании, речь идет о работе с грузоподъемными кранами, тепловыми энергоустановками, котлами, сосудами под давлением, химическими веществами и так далее.

Отдельным направлением по охране труда является деятельность по безопасному проведению работ подрядчиками, для них также разрабатывают инструкции, правила и требования включают в текст договора на выполнение работ, оказание услуг. Существует система выдачи нарядов-допусков для производства огневых, сварочных работ, работ повышенной опасности. Особое место в системе документооборота по охране труда занимает работа по антитеррористической защите, документы по ГО и ЧС.

Таким образом, документооборот по охране труда является сложноорганизованной системой, полный перечень документов всегда будет отличаться в зависимости от особенностей производственной деятельности различных компаний. Корпоративные документы по охране труда закрепляют нормы и правила охраны труда, обязательные для всех работников компании, фиксируют сложившиеся на определенный момент времени события, факты по охране труда.

СанПиН для офисных работников

Требования к температуре и влажности воздуха, освещенности офисного помещения, а иногда даже к мебели жестко регламентированы. Так, если среднесуточная температура за окном выше 10°С, в офисе должно быть по общему правилу 23-25°С, а если ниже этой границы – 22-24°С. Определено также, как сокращается рабочий день, если в помещении холоднее допустимого или наоборот, очень жарко. К примеру, если температура воздуха в офисе составляет 19°С, то находиться в нем можно не более семи часов, а если 18°С – не более шести часов и т. д. (СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 г. № 81).

Отдельные нормы существуют для тех, кто использует в работе компьютеры. Площадь рабочего места таких сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.).

Некоторые ситуации прямо санитарными нормами не урегулированы, но на практике встречаются регулярно. К ним относится, например, неисправность туалетов в здании. В таком случае, по мнению Роструда, работник вправе отказаться от работы, а работодатель должен до устранения проблемы предоставить ему другую работу – не угрожающую здоровью. Если же это невозможно, объявляется простой, причем работник может рассчитывать во время простоя на оплату труда в размере не менее 2/3 его средней зарплаты (ст. 157 Трудового кодекса).

О том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Требования охраны труда

Охрана труда возлагается на руководителя предприятия и другие специальные органы работодателя – это может быть отдел охраны труда или отдельное уполномоченное лицо.

Каждый работник обязан:

  • исполнять требования охраны труда;
  • обучаться безопасности выполнения работ;
  • безошибочно применять средства защиты;
  • своевременно извещать работодателя об угрозе жизни или здоровью, несчастных случаях, ухудшении состояния здоровья (о проявлении признаков профзаболевания или отравления);
  • проходить все установленные медицинские осмотры.

Каждый работник, кроме обязанностей, имеет права на безопасные условия труда.

К таким правам относятся:

  • условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда;
  • государственная гарантия защиты трудовых прав;
  • при нарушении требований охраны труда, которые произошли не по вине работника, за ним обязательно сохраняется рабочее место и средний заработок на период приостановления работ;
  • нельзя требовать от сотрудника выполнения трудовых обязанностей при несоответствующем обеспечении его средствами защиты;
  • вред здоровью, причиненный работнику во время осуществления им трудовых обязанностей, гарантирует возмещение вреда;
  • при опасности для жизни и здоровья сотрудника работодатель обязан заменить ему работу до устранения опасности. При невозможности предоставления работы взамен, время простоя оплачивается работодателем;
  • невыполнение работ, которые не предусмотрены трудовым договором, не может повлечь применение дисциплинарного наказания.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, нарушающие требования охраны труда, предусмотренные трудовыми договорами, или создающие препятствия деятельности органов госконтроля или общественного контроля за соблюдением требований охраны труда, несут уголовную, административную и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

За грубое несоблюдение требований охраны труда предусмотрены определенные виды уголовной ответственности:

  • лишение свободы
  • лишение права на установленный срок занимать определённые должности, заниматься определённой деятельностью
  • исправительные работы
  • штраф

К административным взысканиям за нарушение таких требований относятся дисквалификация и штраф.

К дисциплинарным взысканиям относятся:

  • замечание
  • выговор
  • расторжение трудового договора

Вместе с тем, никакое наказание не идет в сравнение с последствиями для жизни и здоровья, которые могут повлечь нарушения требований охраны труда. Работникам следует всегда помнить выражение: «каждое правило охраны труда написано чьей-то кровью», возможно, в этом случае не придется обращаться в суд с исковым заявлением о возмещении вреда здоровью.

Государственные нормативные требования в сфере охраны труда: по букве закона

Понятие охраны труда приведено в Трудовом кодексе РФ, однако данная сфера регулируется не только этим документом, но и многими другими законодательными актами и нормативами. Согласно законодательству, в каждой компании должен быть ответственный сотрудник, занимающийся вопросами безопасности труда. Требования охраны труда устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Управление данной сферой на федеральном уровне осуществляется как минимум десятью министерствами, федеральными службами и прочими органами, основными из которых являются Министерство труда и социальной защиты и Федеральная служба по труду и занятости. Федеральная инспекция труда, в свою очередь, осуществляет контроль над исполнением требований охраны труда.

Ключевые положения и требования охраны труда прописаны в Трудовом кодексе РФ (Раздел X. Охрана труда). Согласно ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

  • Безопасность работников предприятия при эксплуатации зданий, оборудования, инструментов и т.д., применяемых в производстве.
  • Функционирование системы управления охраной труда.
  • Применение средств защиты, прошедших сертификацию и декларирование (покупка и выдача которых осуществляется за счет работодателя).
  • Условия труда на рабочих местах, режим труда и отдыха, соответствующие законодательным требованиям трудового права.
  • Проведение обучения, инструктажа и проверку знаний охраны труда.
  • Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ).
  • Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Обязательное социальное страхование работников, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.

Полный список требований охраны труда по отношению к работодателям можно найти в статье 212 ТК РФ.

В связи с тем, что перечень законодательных актов в данной сфере велик, приведем лишь некоторые Федеральные законы и последние законодательные акты Минтруда РФ, относящиеся к охране труда:

  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  • Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
  • Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».
  • Письмо Минтруда России от 13 сентября 2013 г. № 15-3-2597 «О Методических рекомендациях по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации».
  • Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

Обязанности работников

Работник несет определенные обязательства по соблюдению требований охраны труда. Например, сотрудники должны правильно применять средства индивидуальной защиты, проходить обязательные медицинские осмотры и другие необходимые мероприятия в соответствии с законодательными требованиями. Кроме того, работники должны немедленно сообщать руководству компании о несчастных случаях и других опасных ситуациях на производстве, которые могут нанести вред здоровью людей.

Мероприятия по соблюдению мер охраны труда: от права на обучение до проведения специальной оценки условий труда

Согласно статье 212 ТК РФ, каждая компания обязана проводить инструктаж и проверку знаний работников по охране труда, а также обучать безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Зачастую для выполнения данной функции работодатель привлекает специализированные учебно-сертификационные центры, проводящие обучение и инструктажи по безопасности на производстве. Услуги таких центров широко востребованы и включают в себя не только обучение, но также аудит, помощь в оформлении материалов расследования несчастных случаев и прохождении плановых проверок со стороны контролирующих органов. Наконец, обучающие центры подготавливают и внедряют в организации соответствующую документацию по охране труда и полученные результаты СОУТ.

Проведение СОУТ является обязательным требованием для всех работодателей и регулируется Законом № 426-ФЗ. В процессе СОУТ оценивается степень воздействия вредных веществ и опасных факторов, влияющих на здоровье и безопасность работника в процессе трудовой деятельности. СОУТ проводится не реже чем один раз в пять лет и представляет собой единый комплекс мероприятий, во время которых производится идентификация вредных или опасных производственных факторов и оценка уровня их воздействия на работников. Каждый такой фактор оценивается с точки зрения отклонения от установленных законом норм. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы условий труда на рабочих местах.

Компании, осуществляющие СОУТ, должны соответствовать требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ и входить в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (реестр можно найти на официальном сайте Минтруда). Кроме того, до 31 декабря 2018 года СОУТ имеют право проводить организации, имеющие аккредитацию на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда. Эксперты, проводящие оценку, с 1 января 2019 года должны иметь сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. До 1 января 2019 года они могут работать по переходным положениям, и для осуществления деятельности достаточно повышения квалификации в объеме 72 часов. Организация обязана располагать собственной испытательной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию в области проведения исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Согласно ТК РФ работодатель обязан проводить расследование и вести учет всех несчастных случаев, произошедших во время исполнения работником своих трудовых функций. Данная обязанность закреплена в статье 212 ТК РФ. Расследованию подлежат события, в результате которых были получены любые телесные повреждения, включая тепловой удар, ожог, обморожение, поражение током и т.д. Повреждение может быть нанесено другим лицом, животными или насекомыми либо получено в результате любых чрезвычайных обстоятельств. Все случаи, приведшие к временной или стойкой утрате работоспособности или к смерти, расследуются специально сформированной комиссией в составе не менее трех человек. При получении тяжелых повреждений и при несчастных случаях со смертельным исходом в комиссию должен быть включен государственный инспектор труда, представитель территориального объединения организаций профсоюзов, представитель органа местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ, представители исполнительного органа страховщика. Если работник был направлен другим работодателем, то в комиссию также включается представитель направляющей стороны. Если несчастный случай произошел в результате аварии или иного повреждения транспортного средства, расследование проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Если были получены легкие повреждения, то расследование длится до 3-х дней, в случае смерти и тяжелых повреждений — до 15-ти дней. При этом комиссия опрашивает очевидцев происшествия и работников, ответственных за организацию охраны труда на предприятии. По итогам расследования произошедшее событие квалифицируется как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. При выявлении сокрытого несчастного случая и поступлении жалобы расследование проводит государственный инспектор труда, который может быть привлечен также при несогласии пострадавшего или его родственников с результатами расследования комиссии.

Согласно статье 228.1 ТК РФ работодатель обязан в течение суток известить о произошедшем несчастном случае в прокуратуру, Федеральную инспекцию труда, в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов, в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Извещение осуществляется в форме, установленной в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». Данные требования касаются тяжелых несчастных случаев, случаев со смертельным исходом и групповых случаев. Особенности проведения расследования также прописаны в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

Виды и меры ответственности за нарушение требований охраны труда

К ответственности за нарушение требований охраны труда могут привлекаться как работники, так и работодатель. Что касается ответственности юридических лиц за нарушение требований охраны труда, то она предусмотрена статей 5.27.1 Ко АП РФ, согласно которой нарушение требований охраны труда влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц и от 2000 до 5000 рублей для должностных лиц. Если компания или физлицо занимаются предпринимательством без регистрации юрлица, то размер штрафа может составить от 2000 до 5000 рублей.

Нарушение порядка проведения СОУТ также карается штрафами в размере от 60 000 до 80 000 рублей — для юрлиц, и от 15 000 до 25 000 рублей — для должностных лиц. Кроме того, предусмотрены штрафы за допуск работника к трудовым обязанностям без прохождения обучения по безопасности: от 60 000 до 80 000 рублей — для юрлиц, и от 15 000 до 25 000 рублей — для должностных лиц.

Допуск к трудовым обязанностям новых работников без прохождения обучения по охране труда, обязательного медосмотра или психиатрического освидетельствования карается штрафом от 15 000 до 25 000 рублей. Если работник не обеспечен средствами индивидуальной защиты, это может привести к штрафу от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей, а для юридических лиц — к штрафу от 130 000 до 150 000 рублей. В целом любое нарушение охраны труда, для которого не установлена специальная ответственность, карается штрафом от 2000 до 5000 рублей как для предпринимателей, так и должностных лиц, а для юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей. Повторные нарушения повышают суммы штрафов: для предпринимателей и должностных лиц они будут составлять уже от 30 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей. Также в случае повторных нарушений возможно приостановление деятельности предпринимателя или юрлица на срок до 90 суток.

Требования охраны труда обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами и являются особенно важными для опасных производств, на которых повышен риск получения травм. Для некоторых видов предприятий законом установлены особые правила и нормативы по безопасности. Кроме того, не стоит забывать о регулярном проведении СОУТ. Помните, что внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Согласно пункту 2.3 постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится самой организацией или учебными центрами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности в области охраны труда. Однако самостоятельное обучение компания может проводить только при наличии комиссии по проверке знаний требований охраны труда, члены которой прошли соответствующие обучение.

Где заказать услуги по охране труда?

Итак, для соблюдения требований законодательства по охране труда периодически возникает необходимость в привлечении тех или иных специалистов. Мы попросили дать комментарий для наших читателей Коновалову Марию, заместителя руководителя департамента охраны труда EcoStandard group:

«Наша компания занимается инженерным и экологическим консалтингом уже 20 лет. Мы обслуживаем клиентов по всей России, располагая представительствами в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и на Дальнем Востоке. По направлению «Охрана труда» оказываем такие услуги, как специальная оценка условий труда, аудит, аутсорсинг, разработка документации по охране труда, производственный контроль, индивидуальный дозиметрический контроль, оценка рисков. Наша миссия — помочь клиенту реализовать правила безопасности, заложенные в российское законодательство в сфере охраны труда, и одновременно снизить административную нагрузку на его бизнес. Мы выполняем все работы оперативно: например, комплекс работ по СОУТ займет не более 20 рабочих дней. За счет больших объемов (мы оцениваем более 415 000 рабочих мест в год), EcoStandard group может себе позволить выставлять низкие цены: от 770 рублей за рабочее место. При необходимости мы готовы взять на себя все функции штатного специалиста по охране труда: полный пакет для компаний со штатом до 50 человек будет стоить от 25 000 рублей в месяц, для штата более 50 человек — от 35 000 рублей в месяц. Можно заказать комплексное обслуживание по охране труда, пожарной безопасности и экологии».

P. S. Ознакомиться со всей разрешительной документацией, на основании которой EcoStandard group ведет деятельность по охране труда, можно на сайте.

*Цены актуальны на январь 2019 года, не являются публичной офертой

Требования, которым должны соответствовать выполняемые работы.

Поиск Лекций

12

Техническое задание на открытый конкурс

на выполнение

название работ

Перечень документов, предоставляемых участником размещения заказа в составе заявки.

Участник размещения заказа должен предоставить в составе заявки копии следующих документов:

Копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом данной закупки:

Не требуется

0.2. Копии документов, подтверждающих обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением Договора заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев размещения заказа на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для ЭВМ, баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма:

Не требуется

0.3. Копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товарам, работам, услугам, и если в соответствии с законодательством РФ такие документы не передаются вместе с товаром:

Не требуется

Непредставление копий данных документов в составе заявки является основанием для отстранения заявки участника размещения заказа от участия в данных торгах на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

1. Общие положения.

1.1. Все работы должны быть выполнены своевременно, материалами исполнителя Договора. Работы должны быть выполнены качественно, с соблюдением всех принятых норм и правил в соответствии с законодательством РФ.

1.2. Все работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями промышленной безопасности, охраны труда, техники безопасности и электробезопасности законодательства РФ.

1.3. Поставляемые используемые материалы должны быть новые, не бывшие в использовании, не из ремонта.

1.4. Материалы по своим характеристикам должны соответствовать параметрам, приводимым в требованиях, перечисленных ниже.

1.5. В цену работы должны быть включены все расходы Участника размещения заказа по проведению работ, доставке, упаковке, маркировке, погрузке, транспортировке, разгрузке материалов, а также прочие расходы и налоги, уплаченные или подлежащие уплате. Цена Договора должна оставаться неизменной до момента исполнения обязательств по Договору.

Характеристики выполняемых работ, а также используемых товаров и материалов.

Описание выполняемых работ.

№ п/п Наименование работ Ед. изм. Кол-во
2.2.1.
2.2.1.1.
2.2.1.2.
2.2.2.
2.2.2.1.
2.2.2.2.

Описание используемых товаров и материалов.

№ п/п Наименование товара или материала Наименование параметра указанного товара или материала Значение № пункта технического задания, для выполнения которого нужен товар или материал
2.3.1.
2.3.1.1.
2.3.1.2.
2.3.1.3.
2.3.2.
2.3.2.1.
2.3.2.2.
2.3.2.3.
2.3.2.4.

Сертификация.

При поставке товара (если в ходе выполнения работ поставляются товары) должны быть предоставлены следующие документы на каждую позицию:

3.1 Сертификат соответствия (называемый также сертификат качества), выданный официальным сертификационным органом РФ.

3.2 Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии поставляемого товара нормам, предъявляемым к данному оборудованию на территории РФ.

В случае если товар не подлежит сертификации, то при поставке товара должно быть предоставлено отказное письмо (или его копия, заверенная участником размещения заказа) от организации, уполномоченной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, свидетельствующее, что данный товар не включен в перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации на территории РФ.

Требования, которым должны соответствовать выполняемые работы.

Результат выполненной работы должен отвечать следующим условиям:

-объем и виды выполненных работ должны строго соответствовать объемам и видам работ, указанным в приложении

— результат выполненных работ должен позволять осуществлять нормальную эксплуатацию объекта (административного здания), на котором выполнялись работы;

— результат работ должен соответствовать определенному стилю, установленную в характеристиках.

5. Минимальный гарантийный срок(лет, месяцев).

6. Объем и порядок предоставления гарантии качества(виды работ, на которые предоставляется гарантия качества, что в нее должно входить и порядок ее предоставления).

>Каким требованиям должна соответствовать контрольно-кассовая техника

Из статьи Вы узнаете:

1. Какие требования установлены законодательством РФ к контрольно-кассовой технике, применяемой организациями и индивидуальными предпринимателями.

2. Какими техническими и функциональными характеристиками должна обладать ККТ.

3. Какие законодательные и нормативные акты устанавливают единые требования к ККТ.

В предыдущей статье мы рассмотрели сферу применения контрольно-кассовой техники в РФ: в каких случаях применение ККТ обязательно, а какие организации и индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности применять ККТ. В этой статье предлагаю рассмотреть требования, которым должна соответствовать ККТ в тех случаях, когда ее использование является обязательным.

Общие требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, установлены в ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно данной норме закона контрольно-кассовая техника должна быть:

— зарегистрирована в налоговом органе;

— исправна и опломбирована;

— оснащена фискальной памятью и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Более детальные требования к контрольно-кассовой технике, ее техническим характеристикам и функциональным возможностям, содержатся в Постановлении Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями».

Требование о регистрации ККТ в налоговом органе

Контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговых органах, в которых организация или индивидуальный предприниматель поставлены на учет в качестве налогоплательщика (абз. 3 п. 1 ст. 4 Закона № 54-ФЗ). При этом налоговые инспекции осуществляют регистрацию ККТ:

  • организации — по месту нахождения организации (по месту ее государственной регистрации);
  • индивидуального предпринимателя — по месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • используемой обособленным подразделением — по месту нахождения обособленного подразделения.

! Обратите внимание: Если организация имеет несколько обособленных подразделений, расположенных в пределах одного муниципального образования, но на территориях, относящихся к разным налоговым инспекциям, то в отношении этих обособленных подразделений организация имеет право встать на учет только по месту нахождения одного из них по своему усмотрению (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ). При этом ККТ, используемые в этих обособленных подразделениях, должны быть зарегистрированы в той налоговой инспекции, в которой организация поставлена на учет в отношении обособленных подразделений (Письмо Минфина России от 18.08.2010 № 03-01-15/7-183, п. 5 письма ФНС России от 10.06.2011 № АС-4-2/9303@).

Требование об исправности ККТ и опломбировке

Для того чтобы понять, какая контрольно-кассовая техника считается исправной, воспользуемся методом «от противного». В п. 8 «Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 № 745) определены критерии, когда ККТ считается Неисправной. Итак, неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая:

  • не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке необходимые реквизиты;
  • не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;
  • не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;
  • не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;
  • применяет прикладные программы, не допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины;
  • другие неисправности, если они предусмотрены правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин, при наличии которых указанные машины не должны применяться.

Соответственно, если у ККТ отсутствуют перечисленные выше неисправности, она является исправной.

Помимо того, что ККТ должна быть исправной, законодательством установлено требование целостности ее корпуса, на котором в обязательном порядке должны присутствовать: марка-пломба, знак «Сервисное обслуживание», идентификационный знак.

! Обратите внимание: С 01.01.2013 знак «Государственный реестр», который ранее в обязательном порядке должен был присутствовать на корпусе ККТ, отменен. Это связано с вступлением в силу Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1319 «О внесении изменений в Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями». Таким образом, в настоящее время ККТ, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, не должна иметь знак «Государственный реестр» установленного образца.

А вот наличие марки-пломбы установленного образца на корпусе ККТ обязательно. Марка-пломба представляет собой защищенную от подделок полиграфическую продукцию, позволяющую выявить вскрытие или удаление корпуса ККТ. Марку-пломбу на корпус ККТ наклеивает поставщик или центр технического обслуживания после проверки исправности, замены, ремонта или техобслуживания ККТ. Образец марки-пломбы ККТ утвержден Приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 № 351.

Наличие знака «Сервисное обслуживание» на корпусе ККТ также является обязательным. Этот знак представляет собой средство визуального контроля, наносится на корпус ККТ поставщиком или центром технического обслуживания, осуществляющим ее техническую поддержку, при ежегодном подтверждении осуществления такой поддержки. Знак должен быть размещен на той стороне корпуса, которая обращена к покупателю, клиенту. Действующий в настоящее время (с 11.01.2014г.) образец знака «Сервисное обслуживание» утвержден Приказом Минфина России от 09.08.2013 № 77н. «Об утверждении образца знака «Сервисное обслуживание».

И, наконец, ККТ должна иметь идентификационный знак установленного образца, который содержит наименование модели ККТ и ее заводской номер. Образец такого знака утвержден Приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 № 352.

Требование наличия у ККТ фискальной памяти и возможности эксплуатации в фискальном режиме

В соответствии со ст. 1 Закона № 54-ФЗ:

Фискальная память — это комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ, который обеспечивает некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением ККТ, в целях правильного исчисления налогов.

Фискальный режим — это режим функционирования ККТ, обеспечивающий регистрацию в фискальной памяти данных о наличных денежных расчетах или расчетах с использованием платежных карт.

Помимо фискальной памяти все ККТ в обязательном порядке должны быть оснащены ЭКЛЗ для более надежного хранения информации. Электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ) представляет собой программно-аппаратный модуль в составе ККМ, обеспечивающий контроль функционирования ККМ путем:

  • некорректируемой (защищенной от коррекции) регистрации в нем информации обо всех оформленных на ККМ платежных документах и отчетах закрытия смены, проводимой в едином цикле с их оформлением;
  • формирования криптографических проверочных кодов для указанных документов и отчетов закрытия смены;
  • долговременного хранения зарегистрированной информации в целях дальнейшей ее идентификации, обработки и получения необходимых сведений налоговыми органами.

Для того чтобы ЭКЛЗ выполняла все вышеперечисленные функции, необходимо своевременно осуществлять её замену в случаях:

  • заполнения ЭКЛЗ;
  • истечения установленного срока эксплуатации ЭКЛЗ (12 месяцев от момента ее активизации);
  • перерегистрации ККТ;
  • неисправности ЭКЛЗ.

Замену ЭКЛЗ выполняет центр технического обслуживания ККМ, с которым у вас заключен договор. Снятые ЭКЛЗ хранятся у пользователей ККТ в течение пяти лет с момента снятия. При этом пользователь должен обеспечить сохранность ЭКЛЗ с зарегистрированной в ней информацией в течение указанного срока.

! Обратите внимание: Замена фискальной памяти и ЭКЛЗ является основанием для перерегистрации ККТ в налоговом органе.

О порядке проведения процедур регистрации, перерегистрации контрольно-кассовой техники и снятия ее с учета в налоговом органе читайте в следующей статье.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты по теме статьи

1. Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

2. Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) (п. 3.1.1 Нормативов численности работников, Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2017 г. N 15-2/ООГ-2693).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ).

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в письме Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. «О применении профессиональных стандартов в сфере труда».

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право»
Оставить заявку

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (ч. 4 ст. 217 ТК РФ), предлагаем пошаговую инструкцию:

1

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

2

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

3

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

4

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

5

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (абз. 2 преамбулы Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом (ч. 3 ст. 68 ТК РФ);
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (п. 5.2 Методических рекомендаций). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена типовая инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля, постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – типовая инструкция по охране труда для повара.
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»);
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, абз. 5 ч. 3 ст. 229.2 ТК РФ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.2, п. 2.1.8 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций);
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. 3 п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты);
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными (приказ Минздрава России от 12 апреля 2011 г. № 302н).
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ).
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Методика проведения спецоценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.№ 33н. По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( ч. 2 ст. 3 , ч. 1-2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Так, согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете (ч. 5-6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Также согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Перечень вредных или опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а на юридических лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Кроме того, повторное нарушение может привести к дисквалификации на срок до 3 лет или административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 ТК РФ).

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб (ч. 3-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Статьей 15.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ).

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Кодекс об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»
  • Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»
  • Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»
  • Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»
  • Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *