Таможенные органы

Таможенные органы — подробно о системе таможенных органов

Таможенные органы – это органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории. Подчиняются высшему органу исполнительной власти, в нашей стране им является Правительство Российской Федерации. Таможенные органы принимают участие в выработке государственной политики в области таможенного дела, нормотворчестве и практической реализации и применении принятых нормативно-правовых актов на всей подведомственной территории. Таможенные органы осуществляют свою деятельность руководствуясь:

  • основным законом – Конституцией
  • таможенным кодексом
  • иными законами

а также:

  • указами и распоряжениями главы государства
  • распоряжениями и постановлениями правительства страны
  • нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти
  • нормативными актами Центрального банка
  • нормативно-правовыми актами руководящих органов таможенной службы
  • ратифицированными международными договорами и соглашениями.

Функции, деятельность и задачи таможенных органов

Осуществляя свою деятельность, таможенные органы руководствуются задачами и функциями, которые на них возложены.

Правоприменительная — таможенные органы являются органом исполнительной власти и участвуют в реализации государственной таможенной политики, а также реализации международных договоров и соглашений в области таможенного дела, ратифицированных правительством страны.

Законотворческая — таможенные органы разрабатывают и инициируют принятие законодательных актов, регулирующих таможенное дело, или вносят изменения в уже существующие. Также они наделены правом издавать собственные нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции.

Таможенное оформление товаров и транспортных средств. — таможенные органы, будучи органом государственной власти, наделены монопольным правом на осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Фискальная — в обязанности таможенных органов входит сбор с участников ВЭД таможенных пошлин, налогов, акцизов и сборов в пределах своей компетенции.

Защита прав интеллектуальной собственности — таможенные органы ведут собственный Реестр объектов интеллектуальной собственности и защищают законные интересы правообладателей.

Борьба с контрабандой — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, борьба с международным терроризмом.

Валютный контроль — перемещение крупных денежных средств через таможенную границу должно осуществляться под строгим контролем таможенных органов с заполнением таможенной декларации.

Ведение таможенной статистики — на таможенные органы возложена обязанность по ведению статистики об объемах внешней торговли, объемах экспорта и импорта товаров. Эти данные находят широкое применение, например, при разработке внешнеэкономической стратегии государства, принятии законов, новых видов таможенных ставок и пошлин.

Информационная — на таможенные органы возложена обязанность по информированию и консультированию населения по вопросам таможенного дела.

Научная — таможенные органы проводят или участвуют в проведении научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

Задачи и обязанности таможенных органов:

  • производство таможенного оформления товаров и транспортных средств
  • обеспечение правильности исчисления и своевременности оплаты таможенных платежей, пошлин и сборов, соблюдения запретов и ограничений
  • обеспечение соблюдения таможенного законодательства на вверенной территории
  • борьба с контрабандой
  • ведение статистики внешнеторговых операций
  • валютный контроль
  • возврат (зачет) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога
  • регистрация участников ВЭД
  • регистрация объектов интеллектуальной собственности
  • информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела;
  • проведение экспертиз и исследований декларируемых товаров и транспортных средств, документов к ним, проведение криминалистических экспертиз
  • производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел, анализ правоприменительной и судебной практики, анализ правоохранительной деятельности
  • оперативно-розыскная деятельность, дознание и производство неотложных следственных действий

Права таможенных органов

Согласно статье 19 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы обладают следующими правами:

  • принимают меры, предусмотренные законодательством
  • требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства
  • проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность
  • требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела
  • осуществляют оперативно-розыскную деятельность, производство следственных действий и дознания
  • осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции
  • привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством
  • используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении
  • задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела
  • производят документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров и их вывозом

предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:

  • а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
  • б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
  • в) о признании имущества бесхозяйным;
  • разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.

Система таможенных органов

Система таможенных органов Российской Федерации находится в подчинении Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

Структура таможенных органов России:

  • Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела
  • Региональные таможенные управления (РТУ) – территориальный орган исполнительной власти, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации. РТУ ответственны в области реализации таможенного дела в пределах определённой территории. Находятся в непосредственном подчинении ФТС России. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 8 РТУ (по числу Федеральных округов РФ):
  • Дальневосточное таможенное управление
  • Приволжское таможенное управление
  • Северо-Западное таможенное управление
  • Северо-Кавказское таможенное управление
  • Сибирское таможенное управление
  • Уральское таможенное управление
  • Центральное таможенное управление
  • Южное таможенное управление
  • Таможни – территориальные таможенные органы, входящие в единую систему таможенных органов. Находятся в прямом подчинении таможенного управления своего региона.
  • Таможенные посты – территориальные таможенные органы. Подчиняются напрямую таможням.

Федеральная таможенная служба

Федеральная таможенная служба

(ФТС России)


Эмблема ФТС России


Флаг ФТС России, 1994

Общая информация

Страна

  • Россия

Дата создания

2004 год

Предшествующее ведомство

Государственный таможенный комитет Российской Федерации

Руководство деятельностью осуществляет

Министерство финансов Российской Федерации

Вышестоящее ведомство

Министерство финансов Российской Федерации

Штаб-квартира

121087, г. Москва, Новозаводская ул., д. 11/5
55°43′53″ с. ш. 37°36′42″ в. д.HGЯOL

Руководитель

Булавин Владимир Иванович

Подведомственный орган

Региональные таможенные управления, специализированные таможенные управления, таможни, таможенные посты

Ключевой документ

Положение о Федеральной таможенной службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809)

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Комплекс зданий ФТС России

Федеральная таможенная служба (сокр. ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий контроль и надзор в области таможенного дела. Также имеет широкие функции в области валютного контроля, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, международного транспортного и санитарного надзора.

Военизированная организация с присущими атрибутами — табельное оружие, специальные звания, централизованная военизированная логистика и снабжение. Имеет собственные надзорные органы и органы дознания для выявления уголовных и административных правонарушений в своей и смежных областях. Тесно сотрудничает с налоговой инспекцией при помощи синхронизации баз данных.

Функции

Функции и полномочия таможенных органов определены международными договорами (правом ЕАЭС), таможенным законодательством, валютным законодательством, уголовным законодательством (УПК РФ), административным законодательством (КоАП РФ) и другими видами законодательства.

Так, согласно «Положению о Федеральной таможенной службе» таможенные органы:

  • проводят таможенный контроль;
  • взимают таможенные пошлины, налоги;
  • ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли с государствами — членами ЕАЭС;
  • обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимых и вывозимых товаров;
  • защищают права на объекты интеллектуальной собственности;
  • обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • выявляют и пресекают административные правонарушения и преступления (нарушения таможенных правил, незаконный оборот объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов);
  • осуществляют контроль за валютными операциями, противодействуют легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Кроме того, таможенные органы:

  • содействуют развитию внешней торговли, содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала России, защищают интересы отечественных товаропроизводителей
  • содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
  • оказывают содействие участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав;
  • обеспечивают выполнение международных обязательств России в сфере таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями;
  • обеспечивают доступ к информации по вопросам таможенного дела;
  • проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

Ряд функций и полномочий определены иными правовыми актами (проведение административного расследования, проведение дознания по уголовным делам, оперативно-розыскная деятельность, транспортный контроль, санитарно-карантинный контроль, карантинный фитосанитарный контроль, государственный ветеринарный надзор и др.).

Структура Федеральной таможенной службы

Центральный аппарат Федеральной таможенной службы включает Главные управления (организационно-инспекторское управление; организации таможенного оформления и таможенного контроля; федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования; таможенного контроля после выпуска товаров; информационных технологий; по борьбе с контрабандой и др.) и Управления (торговых ограничений, валютного и экспортного контроля; таможенных расследований и дознания; правовое; аналитическое; государственной службы и кадров; по связям с общественностью; по противодействию коррупции; таможенного сотрудничества; таможенной статистики и анализа; товарной номенклатуры и др.)

ФТC России подчинены региональные таможенные управления (территориальные и специализированные) и таможни непосредственного подчинения.

  • Есть восемь территориальных региональных таможенных управлений (РТУ), сфера деятельности которых совпадает с одноименным федеральным округом: Дальневосточное таможенное управление, Приволжское таможенное управление, Северо-Западное таможенное управление, Северо-Кавказское таможенное управление, Сибирское таможенное управление, Уральское таможенное управление, Центральное таможенное управление, Южное таможенное управление. Им подчинены таможни, в состав которых входят таможенные посты.
  • Специализированные таможенные управления осуществляют деятельность на всей территории Российской Федерации: Центральное информационно-техническое таможенное управление, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление и др.
  • Таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, можно разделить на авиационные (Внуковская таможня, Домодедовская таможня, Шереметьевская таможня), специализированные (Центральная акцизная таможня, Центральная энергетическая таможня), территориальные (Калининградская областная таможня, Крымская таможня, Московская областная таможня, Севастопольская таможня), обеспечивающие (Центральная базовая таможня, Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России).

В рамках осуществления международного таможенного сотрудничества ФТС России имеет представительства и представителей в 20 странах мира.

ФТС России имеет в ведении Российскую таможенную академию, имеющую филиалы во Владивостоке, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге, а также ряд иных подведомственных организаций.

История таможенных органов России

Форменная одежда таможенной службы

История российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из них — Мыт или Мыто, упоминаемая в Русской правде Ярослава Мудрого (XI век). Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заставах «мытниками» или «мытчиками». Сборщики мыта — предшественники таможенников, а заставы — таможен.

В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину — тамгу. Тамга (с тюркского) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие наименование таможенных, и на место их сбора, таможню.

В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.

После октябрьской революции 1917 г. в Советской России была объявлена государственная монополия внешней торговли. Таможенная служба перешла под контроль созданного в 1918 г. Главного управления таможенного контроля Народного комиссариата (наркомата) торговли и промышленности. В 1920 г. ведомство было преобразовано в Наркомат внешней торговли. С 1946 г. по 1988 г. входило в систему Министерства внешней торговли СССР.

12 февраля 1986 г. впервые в отечественной истории было создано самостоятельное таможенное ведомство — Главное управление государственного таможенного контроля при Совете министров СССР. В 1986-1989 гг. его возглавлял Владимир Базовский.

25 октября 1991 г. был образован Государственный таможенный комитет РСФСР (с 25 декабря 1991 г. РФ), который функционировал вплоть до 2004 г. Пост его руководителя в 1991-1998 г. занимал Анатолий Круглов. В 1994 г. за комитетом была закреплена функция федерального органа исполнительной власти, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в России.

Образована Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», при этом был упразднен Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

15 января 2016 года указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Министерству финансов Российской Федерации.

Ранее ФТС России была в ведении Правительства Российской Федерации (2006-2016). В 2004-2006 годах ФТС России подчинялась Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, до 2004 года ГТК подчинялся Правительству Российской Федерации напрямую.

(Полностью об истории российской таможни см. сайт ФТС России).

Служба и звания в таможенных органах

Служащие таможенных органов имеют форменную одежду с погонами, специальные воинские звания и классные чины. На основании Приказа от 19.03.2010 № 525 «Об утверждения правил ношения форменной, специальной одежды и обуви должностными лицами таможенных органов РФ» и статьи 5 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ». Классные чины присваиваются по группам 1, 2 и 3 классов на основании статьи 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Возрастные ограничения младшего состава 50 лет устанавливает статья 49 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ».

Описание Погоны среднего, старшего и высшего начальствующего состава Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Рисунок
погона
Спец.
звание
Прапорщик
таможенной
службы
Старший прапорщик
таможенной
службы
Младший лейтенант
таможенной
службы
Лейтенант
таможенной
службы
Старший лейтенант
таможенной
службы
Капитан
таможенной
службы
Майор
таможенной
службы
Подполковник
таможенной
службы
Полковник
таможенной
службы
Генерал-майор
таможенной
службы
Генерал-лейтенант
внутренней
службы
Генерал-полковник
внутренней
службы
Действительный
государственный
советник
Действительный
государственный
советник
(парадный)

Деятельность

Итоги работы ФТС России в 2017 году

В 2017 году Федеральная таможенная служба перечислила в федеральный бюджет 4,575 трлн рублей.

Среднее время стандартной таможенной операции составило 1 час 31 мин. при импорте, 46 мин. при экспорте (в 2014 году – соответственно 5 часов 2 минуты и 1 час 40 минут).

Среднее время автоматической регистрации деклараций на товары составило 3 минуты, а их автоматического выпуска – 5 минут. За период с 2015 года по 2017 год количество автоматически зарегистрированных деклараций увеличилось почти в 9 раз (с 110 тысяч в 2015 г. до 963 тысяч в 2017 г.), а автоматически выпущенных деклараций – в 56 раз (с 1,5 тысяч в 2015 г. до 84 тысяч в 2017 г.).

В 2017 году таможенными органами возбуждено более 2 тысяч уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более 2,7 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих препаратов.

Подробнее о результатах деятельности ФТС России за 2017 год можно посмотреть

Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года принятая в мае 2017 года для обеспечения простоты и удобства для бизнеса, эффективности и безопасности для государства.

Запланированным результатом должна стать существенная поддержка бизнеса благодаря автоматизации бизнес-процессов, связанных с таможенным администрированием, и взаимодействию государственных органов и бизнеса преимущественно в электронном виде.

Комплексная программа развития Федеральной таможенной службы на период до 2020 года доступна

Понятие, система таможенных органов РФ

Таможенные органы РФ занимают одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, осуществ­ляющих защиту экономической безопасности государства.

Современные таможенные органы РФ созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1147 «О системе центральных органов исполнительной власти». Этим же Указом был учрежден Государственный таможенный комитет РФ (именно так ранее именовалась ФТС России) как орган межотраслевого регулирования. Последние двадцать лет на территории РФ были приняты и действовали два таможенных кодекса от 18 июня 1993 г. № 5221-1 и от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (нормы последнего утратили силу с 29 декабря 2010 г.).

С 6 июля 2010 г. на единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяется Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), принятый на Межгосударственном Совете ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г., утвердившим своим решением Договор о ТК ТС. Указанный Договор был ратифицирован в Российской Федерации Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ.

Новый ТК ТС создает необходимые условия для формирования соответствующей общемировым стандартам нормативно-правовой базы таможенного дела в рамках сформированного Таможенного союза названных выше государств. Кроме того, ТК ТС осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Данное правовое регулирование в рамках осуществляется таможенными органами названных стран Таможенного союза. Сами по себе таможенные органы членов Таможенного союза представляют собой органы, которые обеспечивают на таможенной территории Таможенного союза решение следующих основных задач:

— содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

— обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

— совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

— взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

— обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

— обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

— обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств — членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

— выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза;

— обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

— ведение таможенной статистики (ст. 6 ТК ТС).

Таможенные органы Таможенного союза могут осуществлять правоохранительную деятельность, суть которой заключается в производстве дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, а так же могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством государств, входящих в Таможенный союз, преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Во всех этих случаях таможенные органы выступают в качестве органа дознания (ч. 1 ст. 7 ТЗ ТС). Таможенные органы таможенного союза осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности (ч. 3 ст. 7 ТЗ ТС).

Таможенное регулирование на территории РФ осуществляется в соответствии с Законом о таможенном регулировании. Все правоотношения, связанные с таможенным регулированием на территории РФ осуществляют таможенные органы РФ.

Таможенные органы РФ составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела — ФТС России;

— региональные таможенные управления;

— таможни;

— таможенные посты (ст. 10 Закона о таможенном регулировании).

Любые правоотношения, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ.

Все таможенные органы РФ в своей деятельности основывается на следующих принципах:

— законности;

— равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

— единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

— профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

— ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве РФ о таможенном деле;

— единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

— недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

— совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах РФ (ст. 11 Закона о таможенном регулировании).

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции (обязанности):

— проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

— содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота;

— ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

— взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

— обеспечивают на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

— обеспечивают, если иное не установлено законодательством РФ, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и законодательством РФ запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

— обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

— выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу РФ;

— содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

— осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

— содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала РФ, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

— обеспечивают в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

— разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

— обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

— осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;

— проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела

Федеральными законами на таможенные органы РФ могут быть возложены иные функции (обязанности) (ст. 12 Закона о таможенном регулировании).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела в Российской Федерации, является Федеральная таможенная служба (ФТС России). Правовую основу ФТС России составляет постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» (п. 1 Положения о ФТС России).

Основными полномочиями ФТС России являются:

— внесение в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

— принятие на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

— обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

— осуществление таможенного оформления и таможенного контроля

— производство по делам об административных правонарушениях проведение оперативно-розыскной деятельности и дознания;

— осуществление валютного контроля операций, связанных с пере­мещением товаров и транспортных средств через границу;

— ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в системе таможенного дела;

— обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль над исполнением которого возло­жен на таможенные органы;

— осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы;

— обеспечение участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам (п. 5 Положения о ФТС России).

В соответствии с задачами, возложенными на ФТС России, данная Служба выполняет и другие функции, связанные с совершенствованием экономических и организационных механизмов таможенной политики, повышением эффективности таможенного контроля; организацией борьбы с кон­трабандой и иными преступлениями и правонарушениями, посягающи­ми на деятельность таможенных органов; принятием мер по защите прав и интересов граждан, предприятий и организаций при осуществ­лении таможенного дела; с участием в деятельности международных организаций и развитием сотрудничества с таможенными органами иностранных государств; созданием и развитием сети таможенных органов и обеспечением подготовки и переподготовки кадров и др.

Для осуществления своих функций ФТС России вправе:

— создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные по­сты, специализированные таможенные органы;

— определять регион деятельности таможенных органов;

— утверждать общие или индивидуальные положения о таможен­ных органах;

— взаимодействовать с государственными органами, предприятия­ми, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами как в России, так и за границей; запрашивать и полу­чать у них документы и сведения, необходимые для выполнения воз­ложенных на него функций;

— образовывать координационные и экспертные советы, привле­кать на договорной основе ученых и специалистов, включая зарубеж­ных, для решения проблем организации таможенного дела, а также осуществлять издательскую деятельность (п. 6 Положения о ФТС России).

Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство РФ. Данную Службу возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель ФТС России самостоятельно распределяет обязанности между заместителями, назначает должностных лиц централь­ного аппарата, утверждает штатное расписание в пределах выделен­ных ассигнований, выполняет другие полномочия в соответствии с функциями ФТС России.

Руководитель ФТС России имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством РФ.

Заместители руководителя ФТС России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению руководителя Федеральной таможенной службы.

Заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов, вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю ФТС России, а по вопросам оперативно служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.

Руководитель ФТС России:

— распределяет обязанности между своими заместителями;

—вносит в Правительство РФ:

проект положения о Службе;

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников федерального аппарата Службы и таможенных органов;

предложении назначении на должность и освобождении от должности заместите руководителя Службы;

проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

— вносит в Минфин России приложения по формированию проекта федерального бюджета в части; финансирования деятельности Службы;

— назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц центрального аппарата Службы, начальников региональных таможенных управлений и таможен, а также иных должностных и работников таможенных органов РФ, включая должностных лиц и работников представительств Службы за рубежом;

— решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе вопросы, связанные с прохождений федеральной государственной службы в Федеральной таможенной службе;

— утверждает структуру и штатное расписание центрального ап­парата Службы в пределах установленной Правительством РФ численности должностных лиц и работников, смету
доходов и расходов на содержание Службы в пределах утвержденных в соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

— утверждает численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников региональных таможенных управлений, таможен и ор­ганизаций, находящихся в ведении Службы, и представительств Службы за рубежом в пределах показателей, установленных Прави­тельством РФ;

— утверждает положения о структурных подразделениях цент­рального аппарата Службы;

— определяет порядок расходования средств, выделенных на про­ведение мероприятий, связанных с осуществлением таможенными органами оперативно-розыскной деятельности;

— организует в таможенных органах в установленном порядке оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия;

— утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы и положение о Почетной грамоте ФТС России;

— награждает в порядке, предусмотренном законодательством РФ, именным оружием, а также применяет дру­гие предусмотренные нормативными правовыми актами виды поощ­рений;

— определяет правомочия таможенных органов и их должност­ных лиц по решению организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов;

— издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

— представляет в Правительство РФ в уста­новленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликви­дации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Службы (п. 9 Положения о ФТС России).

Финансирование расходов на содержание ФТС России осуществляется за счет средств, предусмотренных в фе­деральном бюджете, а также средств иных источников, установлен­ных законодательством Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба является юридическим лицом,имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки ус­тановленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак, эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.

Место нахождения Федеральной таможенной службы — г. Москва.

Структура ФТС России с учетом основных направлений деятель­ности центрального аппарата включает в себя:

—главные управления — организационно-инспекторское, финансо­во-экономическое, организации таможенного контроля, федеральных таможенных доходов, товарной номенклатуры и торговых организа­ций, по борьбе с контрабандой, таможенных расследований и дозна­ния, тылового обеспечения, информационных технологий;

— управления — кадров, организации силового обеспечения, собст­венной безопасности, валютного контроля, таможенных расследова­ний и дознания, контрольно-ревизионное, правовое и др.

Структура таможенных органов РФ утверждена приказом Минэкономразвития России от 4 октября 2004 г. № 270. Она включает: региональные таможенные управления, таможни, специализированные тамож­ни и таможенные посты. Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов, непосредственно подчинены ФТС России и осуществляют свою деятельность на части территории РФ, не всегда совпадающей с ее административно-территориальным делением.

В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений находятся расположенные на территории их деятельности таможни и таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Региональное таможенное управление — орган управленческий исам непосредственно таможенными процедурами не занимается. Он осуществляет реализацию таможенной практики и контроль на региональном уровне; разрабатывает меры, направленные на сохранение! единства таможенной территории; применение в регионе ограничений! и запретов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу; кадровое, социально-бытовое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности подчиненных ему таможенных органов, взаимодействует с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления и осуществляет другие функции, аналогичные функциям ФТС России, с учетом объема предоставленных ему полномочий. Штатную численность региональных таможенных управлений утверждает руководитель ФТС России в пределах выделенных ассигнований. Начальников региональных таможенных управлений назначает руково­дитель ФТС России, которому поручено утверждать положения о соответствующих подразделениях.

Региональные территориальные управления являются правоохра­нительными органами и обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение уголовного, уголовно-процессуального, административно­го и таможенного законодательства.

Помимо региональных таможенных управлений в системе таможен­ных органов функционируют специализированные региональные тамо­женные управления. Они решают задачи всех таможенных органов, но не входят в структуру центрального аппарата ФТС России. К ним отно­сятся управления оперативно-поисковое, радиоэлектронной безопасно­сти, специальных операций и центральное экспертно-криминалистическое.

Таможни являются нижестоящим звеном по отношению к регио­нальным таможенным управлениям. Территория их деятельности оп­ределяется ФТС России и может не совпадать с административными границами субъектов РФ. В непосредственном подчинении та­можен находятся таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Таможни возглавляются начальником, назначаемым на должность руководителем регионального таможенного управления. Обычно в ре­гиональное таможенное управление входит несколько таможен. Та­можня — юридическое лицо и осуществляет весь объем операций в соответствии установленными полномочиями, включая в себя тамо­женное оформление и контроль, борьбу с нарушениями таможенных правил и т.д.

В зависимости от расположения таможни подразделяют на внут­ренние и пограничные. С учетом специфики проводимых операций их классифицируют как сухопутные, морские, речные, воздушные.

Некоторые таможни являются специализированными и подчинены непосредственно ФТС России: Внуковская, Домодедовская централь­ная базовая, Центральная энергетическая и Шереметьевская.

Таможенный пост— низовое звено системы таможенных органов. Оп­ределение территории его деятельности, создание, реорганизация, лик­видация, а также назначение начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководителя регионального таможенного управления, кроме тех случаев, когда таможенный пост подчинен непосредственно ФТС России. Таможенный пост является правоохранительным органом и может быть наделен статусом юридического лица. Таможенный пост уполномочен осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории, и в тех случаях, когда получил статус юридического лица, является структур­ным элементом таможни. Распределение полномочий и особенности де­ятельности таможенных органов разного уровня определяются положе­ниями, утвержденными руководителем ФТС России.

Характер деятельности таможенных органов, подчеркивающий их правоохранительную функцию, установлен Законом о службе в таможенных органах РФ. В соответствии с указанным Законом служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществля­ющих профессиональную деятельность по реализации полномочий та­моженных органов, входящих в систему правоохранительных органов (ст. 1).

Закон регламентирует условия поступления на службу, устанав­ливает ограничения в приеме отдельных лиц, определяет права, обя­занности и ответственность сотрудников таможенных органов, поря­док присвоения им специальных званий, материальные и социальные гарантии, их бытовое и медицинское обслуживание и др. Правитель­ство РФ, руководитель ФТС России осуществляют контроль над про­хождением и соблюдением условий службы в таможенных органах.

Таможенные органы РФ

Учебные задачи:

  • – формирование общих теоретических знаний о таможенных органах РФ:
  • – усвоение основных понятий, используемых законодателем при регулировании правового статуса и деятельности таможенных органов в Российской Федерации;
  • – усвоение правового статуса, структуры и системы деятельности таможенных органов РФ;
  • – усвоение направлений деятельности таможенных органов РФ.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны:

знать

  • – правовой статус таможенных органов, а также сотрудников таможенных органов РФ;
  • – основные понятия, раскрывающие правовые основы формирования и деятельности таможенных органов РФ и правовой статус сотрудников данных органов;
  • – полномочия и деятельность таможенных органов РФ и сотрудников этих органов;
  • – систему и структуру таможенных органов РФ;

уметь

  • – анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовые основы деятельности таможенных органов РФ;
  • – оперировать юридическими понятиями и категориями, используемыми для раскрытия правового статуса таможенных органов РФ;
  • – анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью таможенных органов РФ;
  • – принимать решения, определяющие порядок деятельности таможенных органов РФ и их сотрудников;

владеть

  • – юридической терминологией;
  • – навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовой статус, порядок формирования и деятельность таможенных органов и сотрудников таможенных органов РФ;
  • – навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью таможенных органов и сотрудников таможенных органов РФ.

Ключевые слова: таможенные органы; таможенная граница; правоохранительные органы исполнительной власти; Таможенный союз; таможенные пошлины; налоги; противодействие преступности; обеспечение безопасности; государственная служба; оперативно-розыскная деятельность; правопорядок; дисциплина; безопасность; управления; отделы; государственная служба; поощрения; увольнение.

Второй учебный вопрос «Экономическая деятельность таможенных органов как составная часть экономики таможенного дела»

СЛАЙД 13

Экономику таможенного дела отождествляют с экономической деятельностью таможенных органов (ЭДТО).

Как показали проведенные исследования, это мешает развитию теории и практики ЭТД. Поэтому это понятие необходимо всесторонне рассмотреть.

Для этого обратимся к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, (ОКВЭД)1 в котором указано, что экономическая деятельность «как процесс, есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг».

Опираясь на данное утверждение и на то, что таможенные органы осуществляют (производят) услуги, целесообразно предложить следующее определение ЭДТО:

экономическая деятельность таможенных органов – это сочетание действий, которые объединяют ресурсы с процессом реализации таможенными органами своих функций и обеспечивают таким образом получение определенного перечня таможенных услуг участниками внешнеэкономической деятельности (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структурно-логическая схема взаимосвязи экономики таможенного дела с экономической деятельностью министерств и ведомств в части формирования и реализации таможенной политики

СЛАЙД 14

Экономическую деятельность таможенных органов структурно можно представить в виде 3-х составляющих:

  1. Ресурсного обеспечения,

  2. Реализуемых на его основе функций

  3. Производства (предоставления) услуг.

Основные структурные элементы, составляющие ЭДТО, приведены на схеме слайда 15. Рассмотрим их более подробно.

Рис. 1.3. Структура экономической деятельности таможенных органов

СЛАЙД 15

Ресурсное обеспечение таможенных органов:

  1. основные фонды;

  2. тыловое обеспечение таможенных органов;

  3. кадровое обеспечение;

  4. финансовое обеспечение;

  5. информационное обеспечение;

  6. организационно-правовое обеспечение.

Основные фонды.

В соответствии с утвержденной в «Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/01» классификации к основным фондам таможенных органов относятся:

  1. здания;

  2. сооружения;

  3. рабочие и силовые машины и оборудование;

  4. измерительные и регулирующие приборы и устройства;

  5. вычислительная техника; транспортные средства;

  6. инструмент;

  7. производственный и хозяйственный инвентарь,

  8. принадлежности и бытовая техника; рабочий,

  9. продуктивный и племенной скот;

  10. многолетние насаждения;

  11. внутрихозяйственные дороги;

  12. прочие соответствующие объекты.

Тыловое обеспечение — снабжение таможенных органов необходимым:

  • топливом,

  • материалами,

  • продовольствием,

  • вещевым обеспечением,

  • создание (строительство) основных фондов,

  • организацию ремонта зданий и сооружений.

Эта часть деятельности таможенных органов находится в компетенции Главного управления тылового обеспечения ФТС РФ (ГУТО).

Обеспечение таможенных органов указанными средствами осуществляется на плановой основе посредством выполнения установленных нормативных показателей.

Обеспечение таможенных органов основными фондами и их тыловое обеспечение создают необходимые условия для работы персонала.

Кадровое обеспечение таможенных органов — деятельность таможенных органов, направленная на подбор, подготовку, расстановку кадров, контроль их работы в части инспектирования.

Исследованию этой категории посвящено множество работ. Обусловлено это тем, что она охватывает широкий круг вопросов, начиная с подбора и подготовки и заканчивая социальным обеспечением и охраной труда.

В последнее время очень активно изучаются вопросы качества труда должностных лиц таможенных органов, а также способы его оценки.

Вопросы кадрового обеспечения:

— организуются Управлением государственной службы и кадров ФТС России,

— осуществляются системой кадровых подразделений таможенных органов.

Финансовое обеспечение.

Согласно Большой советской энциклопедии, финансы – это «совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств».1

В отличие от промышленных предприятий ФТС России осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета при условии их целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств.

В практике работы ФТС РФ:

— финансовая деятельность — обеспечение финансами работы таможенных органов,

— экономическая деятельность – перечисления денежных средств.

Финансовая и экономическая деятельность:

— организуется главным финансово-экономическим управлением ФТС России (ГФЭУ).

— осуществляется системой финансовых и экономических подразделений таможенных органов.

Информационное обеспечение

включает:

— информацию, хранящуюся в базах данных

— процесс создания условий, необходимых для эффективного управления экономическими процессами (т.е. обеспечение таможенных органов необходимой информацией, средствами поиска, накопления, хранения, обработки, передачи).

Сегодня это одно из наиболее перспективных направлений повышения эффективности деятельности таможенных органов.

Информационное обеспечение:

— организуется:

Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ)

Главное управление информационных технологий (ГУИТ) ФТС России,

— осуществляется региональным техническим управлением (ГУИТ) и системой структурных информационно-технических подразделений таможенных органов.

Организационно-правовое обеспечение:

— организуется правовым управлением ФТС России и управлением по законотворческой деятельности,

— обеспечивается посредством подготовки нормативно-правовых актов (приказов, распоряжений и др.).

Практика показывает, что

1) в организационное обеспечение целесообразно включить делегирование полномочий (например, получение или передача полномочий на уровень РТУ по принятию предварительного классификационного решения).

2) важна правовая поддержка, например, в форме консультирования, разъяснения проблемных вопросов, рассмотрения проблем, возникающих при применении приказов и распоряжений и подготовка предложений о внесении изменений, рассмотрение жалоб.

СЛАЙД 16

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *