Таможенная операция

1.2. Таможенные операции: сущность и содержание

Tаможенные операции — действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

Существуют следующие виды таможенных операций:

а) Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, к ним относятся:

1. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза

2. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза

3. Временное хранение товаров

б) Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру

1. Таможенное декларирование

2. Выпуск товаров

В соответствии с п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством ТС и законодательством государств — членов ТС.

Прибытие товаров на ТТ ТС осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее — места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах (п. 1 ст. 156 ТК ТС).

Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается законодательством государств — членов ТС (п. 1 ст. 158 ТК ТС).

При прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:

1) при международной перевозке автомобильным транспортом:

документы:

документы на транспортное средство международной перевозки;

транспортные (перевозочные) документы;

документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;

имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

сведения:

о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;

наименование и адрес перевозчика товаров;

наименование страны отправления и страны назначения товаров;

наименование и адрес отправителя и получателя товаров;

о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;

вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;

о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен;

о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;

В местах прибытия могут совершаться следующие таможенные операции (ст. 160 ТК ТС):

— разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, а также замена транспортного средства, доставившего товар на ТТ ТС, на другое транспортное средство (п. 1);

— операции, связанные с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. 3). Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить их в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (если иной срок не установлен таможенным законодательством ТС или законодательством государств — членов ТС в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом (п. 4 ст. 160 ТК ТС)).

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, а завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. п. 1, 3 ст. 174 ТК ТС).

Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются ТК ТС. Документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в электронной форме (п. п. 2, 4 ст. 176 ТК ТС).

Согласно ст. 156 TK TC Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее — места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств — членов таможенного союза.

Товары могут прибывать на таможенную территорию таможенного союза в иных местах, не являющихся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств — членов таможенного союза.

Перечень мест прибытия направляется таможенными органами в Комиссию таможенного союза для опубликования, в том числе с использованием информационных технологий.

После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные выше (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах прибытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий.

Так же нужно отметить статью 165 ТК ТС, в которой описаны меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах.

Если доставка товаров из места убытия до места фактического пересечения таможенной границы прерывается вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих такой доставке товаров, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если их транспортное средство международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

В местах непосредственного прибытия груза, в соответствии со статьей 160 ТК TC, могут осуществляться Таможенные операции:

1. В местах прибытия может осуществляться разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, а также замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию таможенного союза, на другое транспортное средство.

2. Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию таможенного союза, на другое транспортное средство осуществляются во время работы таможенного органа и в местах, специально предназначенных для этих целей, с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица.

3. В местах прибытия допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

4. Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

5. Доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место, если такие товары в месте прибытия не помещены под иную таможенную процедуру или в отношении них не совершены иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее — места убытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Отдельные категории товаров могут убывать с таможенной территории таможенного союза только в местах убытия, определенных законодательством государств-членов таможенного союза.

Товары могут убывать с таможенной территории таможенного союза в иных местах, не являющихся местами убытии, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств-членов таможенного союза.

Перечень мест убытия направляется таможенными органами в Комиссию таможенного союза для опубликования, в том числе с использованием информационных технологий. Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий.

Статья 163 ТС ТК регламентирует, какие таможенные операции совершаются в местах убытия.

Для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа. Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

Требования к товарам при их убытии с таможенной территории таможенного союза (статья 164).

1. Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру либо на момент прибытия на таможенную территорию таможенного союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта. Допускаются изменения количества и (или) состояния товаров, вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

2. Лица не несут ответственность за несоблюдение положений настоящей статьи в случае, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в государствах членах таможенного союза, — при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

3. Товары таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

Понятие и виды таможенных операций. Таможенные операции и таможенное оформление: соотношение понятий

Таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС Виды таможенных операций:1) Таможенные операции перед подачей ТД — Прибытие; — Убытие; Хранение;2) Таможенные операции, связанные с помещением под процедуру – Декларирование — Выпуск товаров3) Таможенные операции, совершаемые в отношении отдельных категорий товаров — Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях- Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц особенности совершения таможенных операций в отношении товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности; — Перемещение товаров трубопроводным транспортом и ЛЭП; — Перемещение ТС международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров, багажа; — Особенности перемещения товаров для личного пользования; — Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.Таможенные операции предшествующие подаче декларации Основные положения:1) все лица на равных имеют право на перемещение товаров;
2) Товары перемещаются через границу ТС по законодательству ТС; 3) Перемещаемые товары подлежат таможенному контролю; 4) Совершение таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации в первоочередном порядке в отношении: — Военных товаров — Товаров необходимых для ликвидации стихийных бедствий — Скоропортящихся товаров. 5) местами перемещения товаров через таможенную границу являются: пункты пропуска через таможенную границу либо иные места 6) Перемещение товаров осуществляется с соблюдением запретов и ограничений;
7) Товары, запрещенные к ввозу, и ввезенные на таможенную территорию подлежат вывозу 8) Товары запрещенные к вывозу не вывозятся 9) пользование и распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу:Таможенные операции предшествующие подаче таможенной декларации: Прибытие 1) Место и время прибытия (общее правило) — в местах перемещения товаров через таможенную границу; — время работы таможенных органов 2) Уведомление о прибытии товаров: — Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии 3) Таможенные операции, совершаемые в местах прибытия — Разгрузка и перегрузка а также замена ТС Убытие
1) Место и время убытия (общее правило) — в местах перемещения товаров через таможенную границу; — время работы таможенных органов 2) Требования к товарам при их убытии: — Товары должны быть фактически вывезены в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под таможенную процедуру — Допускаются изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли, либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров в следствие наличия несливаемых остатков в ТС. Временное хранение 1) Временное хранение – хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом 2) Временное хранение не применяется для товаров перемещаемых трубопроводным транспортом и по ЛЭП и т.д. 3) Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения либо иные места 4) Срок временного хранения — Общий — 2 месяца — Специальный 4-6 месяцев Таможенные операции связанные с помещением товаров под таможенную процедуру Общие положения:1) помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи Декларации или документов на товары; 2) Товары подлежащие ветеринарному фитосанитарному и другому виду контролей помещаются под процедуру только после проведения контроля
3) помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров;
4) Таможенные операции связанные с помещением товаров под таможенную процедуру совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы
5) При помещении товаров под ТП лица обязаны предоставить документы и сведения
6) Соблюдением первоочередного порядка помещения отдельных категорий товаров под таможенную процедуруТаможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру:- Таможенное декларирование — Выпуск товаровТаможенное декларированиеТД – заявление декларантом таможенному органу об избранной таможенной процедуре или иных сведениях, необходимых для выпуска товаровСубъекты– Декларант — Таможенный представитель Формы:- Письменная
— Электронная


Выпуск товаров

Выпуск товаров – действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.

Условия выпуска:

— Таможенному органу представлены документы необходимые для выпуска;
— Соблюдение необходимых требований;
— Уплачены платежи и пошлины.

Срок выпуска:

— Не позднее 1 рабочего дня следующего за днем регистрации таможенной декларации Таможенное оформление (таможенная очистка, декларирование груза) — выполнение необходимых формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в случае смены таможенной процедуры. Таможенное оформление включает: Предъявление таможенному органу товаросопроводительных, разрешительных документов, таможенной декларации и декларируемых товаров, уплату таможенных платежей. Таможенное оформление является необходимым условием при пересечении таможенной границы или смене таможенной процедуры. Термин таможенная очистка чаще применяется при ввозе (импорте) товаров. Обычно таможенное оформление может проводить либо владелец товаров непосредственно, либо таможенный представитель — организация, осуществляющая декларирование и оформление груза на основании договора. Таможенное оформление состоит из пяти этапов : Приём,регистрация и учёт декларации на товары; Контроль правильности определения кода ТНВЭД и соблюдения правил нетарифного регулирования; Валютный контроль и контроль правильности определения таможенной стоимости; Проверка правильности прохождения таможенных платежей; Таможенный контроль товаров и транспортных средств. Далее следует выпуск товара. При перемещении товаров через границу применяется универсальный способ классификации товаров ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности)

ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрена сущность и значение таможенных платежей, проанализирована динамика их поступления в бюджет РФ, а также выявлены проблемы взимания таможенных платежей и определены пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: таможенные платежи, бюджет, государство, динамика поступления.

Внешнеэкономическая деятельность государства всегда была неразрывно связана с таможенной политикой и таможенной деятельностью, так как таможенное дело призвано осуществлять контроль за товарными и транспортными потоками через таможенную границу и регулировать порядок таможенного оформления внешнеторговых сделок и операций.

Таможенные платежи являются одним из основных инструментов государственного регулирования, как национальной экономики, так и международных экономических отношений. В связи с этим анализ таможенного администрирования и оценка его влияния на экономику приобретает все большее значение.

Одним из направлений деятельности таможенных органов является контроль за поступлением платежей, уплачиваемых на таможне и поступающих в федеральный бюджет, и соответственно улучшение качества таможенного администрирования их взимания. Одной из основных проблем сегодня является проблема занижения таможенной стоимости при декларировании товаров, которая по своим масштабам может являться опасной для экономической безопасности России.

1 января 2018 г. вступил в действие Таможенный кодекс Евразийского экономического союза . Новый кодекс направлен на усиление согласованности таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе. Среди новелл ТК ЕАЭС можно выделить расширение информационных технологий по совершению таможенных операций, электронному таможенному декларированию. Определенные преобразования затронули институт таможенных платежей, в частности внесены изменения в порядок уплаты таможенных платежей, уточнены вопросы исчисления таможенных платежей таможенным органом, определены вопросы, связанные с контролем и корректировкой таможенной стоимости товаров. Эти и другие изменения определили актуальность выбранной для исследования темы, а также объективно назревшую потребность изучения особенностей правового регулирования в новых условиях интеграции и возникающих в правоприменительной практике проблем исчисления и взимания таможенных платежей.

Таможенные платежи – это таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы, взимаемые в установленном порядке с юридических и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в доход федерального бюджета при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также в иных случаях, определенных законодательством Российской Федерации .

В соответствии с таможенным кодексом Евразийского экономического союза, к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; таможенные сборы.

Основой для исчисления сумм таможенных платежей является таможенная стоимость товара и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (такие характеристики, как количество, вес, объем и т.д.).

В 2017 году сумма поступлений составила 4469,5 млрд. руб., что на 2 % больше, по сравнению с 2016 годом.

На увеличение поступлений в 2017 г. по сравнению с 2016 г., оказало влияние значительных поступлений налогов (НДС и акцизов).

Сокращение объема экспортируемой продукции, связанное с проведением санкционной политики в отношении Российской Федерации со стороны стран запада, оказало влияние на снижение поступлений от вывозных таможенных пошлин.

Несмотря на общее снижение суммы таможенных платежей в анализируемом периоде, по сравнению с 2015 г., наблюдается увеличение поступлений от НДС и акциза.

К ключевым недостаткам существующей системы таможенного администрирования в России относятся:

— многоэтапность таможенного оформления с предоставлением на каждом этапе сведений и их дублированием в различных форматах, в том числе на бумажных носителях, что в условиях современных информационных технологий приводит к излишним издержкам для предпринимателей;

— разобщенность контрольных функций таможенных и налоговых органов, а в пунктах пропуска — таможенных и иных государственных органов, осуществляющих контроль трансграничного перемещения товаров, транспортных средств и лиц. Это влечет за собой дополнительные затраты государства и участников ВЭД на неоднократные проверки, позволяет недобросовестным лицам предоставлять в разные контролирующие органы неодинаковую информацию о товарах и сделках с ними;

— проведение основных проверочных мероприятий в фискальных целях, в том числе проверка правильности заявления таможенной стоимости, до выпуска товаров в оборот (их удержание до осуществления расчетов по таможенным платежам). Это создает предпосылки для административного давления, вынуждает выводить денежные средства из оборота компаний для их беспроцентного хранения на счетах Федерального казначейства в виде авансов и денежных депозитов. Причем на практике компаниям предлагается либо внести таможенные платежи с налоговой базы, сопоставимой по уровню таможенной стоимости с ценовым профилем риска, заложенным в информационной системе, либо внести залоговые платежи в размерах, существенно превышающих сумму платежей, которая может подлежать уплате после проведения всех дополнительных проверочных мероприятий;

— контроль товаров в рамках отдельной поставки (одной таможенной декларации). Данный подход препятствует осуществлению аудита сделки после выпуска товаров в контексте всей хозяйственной деятельности импортера и его контрагентов. Невозможность на официальном уровне сблизить таможенный контроль с методами налогового контроля и обеспечить сопоставимость данных в фискальной сфере не позволяет наладить контроль по документам учета компаний и обеспечить прослеживаемость движения товара для последующего налогового надзора. Этим же во многом объясняется скудность данных, которыми обмениваются таможенные и налоговые органы (таможенные используют данные о плательщиках, налоговые — об уплаченных суммах НДС при импорте за конкретную поставку);

— подмена системы управления рисками «тарифной сеткой» (стоимостными профилями риска) с указанием минимальной стоимости товаров для начисления таможенных платежей. Это блокирует развитие системы контроля таможенной стоимости, интегрированной с налоговым контролем;

— слабая аналитическая работа в рамках системы анализа рисков и управления ими. Современные возможности цифровой обработки данных позволяют обрабатывать широкий спектр сведений о производителях и технологиях производства товаров, путях их доставки, лицах, участвующих в цепи поставок, ценовых факторах и другую значимую информацию. Подобный анализ позволяет выявлять рисковые товары до их ввоза, предотвращать ввоз запрещенной продукции, противодействовать недостоверному декларированию и занижению таможенной стоимости, отслеживать деятельность импортеров и иных лиц, участвующих в обороте товаров на таможенной территории, за определенные периоды времени, чтобы своевременно выявлять противоправные действия и противодействовать их совершению. Нынешняя система управления рисками характеризуется креном в сторону ранжирования участников ВЭД по степени риска нарушения ими таможенного законодательства и выявления рисковых поставок на этапе декларирования (в основном за счет стоимостных профилей риска). На практике это проявляется в мелочном контроле с низкой эффективностью в отношении тех лиц, которые не попадают в «зеленый сектор» доверия со стороны таможенных органов;

— мотивированность на сбор таможенных платежей в максимально доступных размерах без учета других экономических факторов, влияющих на развитие предпринимательства и внешней торговли .

Такой подход выливается в принудительное удержание оборотных средств компаний на счетах Федерального казначейства в виде авансов и денежного залога, в чрезмерные меры административного давления. Кроме того, он создает искусственные препятствия для применения экспортно ориентированных таможенных процедур с экономическим содержанием — переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны и свободного склада. Действующие технологии предусматривают возможность выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей, если у таможенного органа есть сомнения в правильности исчисления соответствующих сумм. Однако такой выпуск осуществляется под разовые (на одну поставку) финансовые гарантии после предварительной оценки данных сумм. При этом величина финансовых гарантий определяется в максимальных размерах вне зависимости от истории деятельности, благонадежности и платежеспособности импортера, что приводит к непрогнозируемым задержкам выпуска товаров и незапланированным тратам на внесение денежного залога. Качество таможенного администрирования должно оцениваться в двух аспектах: затратность (для бизнеса и государства) и эффективность (уровень достоверности декларирования или собираемости таможенных платежей).

Затраты на таможенное администрирование в действующих технологиях т.н. субъектно-ориентированного подхода снижаются только для крупных компаний, включаемых в «зеленый сектор». К ним не применяется большинство профилей рисков на этапе декларирования и выпуска товаров, при этом сложившаяся система не предусматривает компенсацию таких послаблений путем дополнительного контроля после выпуска товаров. Для прочих импортеров технологии таможенного администрирования остаются непредсказуемыми и затратными.

Применение ценовых профилей риска при декларировании поставок компаниями, не включенными в «зеленый сектор», дополняется новыми требованиями, такими как маркировка товаров в соответствии с техническими регламентами, подтверждение правомерности получения сертификата соответствия и т. д.

Многоэтапность таможенного оформления, разобщенность таможенного и налогового администрирования образуют информационные дыры для фискального контроля. В морских пунктах пропуска при прибытии судов коносаменты представляются на бумажных носителях, что заведомо исключает сопоставление содержащейся в них информации с данными, представляемыми на последующих этапах оформления. Механизмов, позволяющих надежно сопоставить данные о таможенном декларировании и о реализации во внутреннем обороте, не внедряется (кроме уже существующего указания номера таможенной декларации в счете-фактуре) .

Таким образом, затратные технологии контроля не гарантируют его надежности, что проявляется в наличии на рынке запрещенных к ввозу т.н. санкционных товаров, возможности недекларирования или недостоверного декларирования.

Сосредоточенность на незыблемости сложившихся процессов не позволяет адекватно реагировать на новые вызовы — таможенное оформление товаров, подверженных высокому уровню налогообложения, в других странах — членах ЕАЭС; значительные темпы роста ввоза товаров без уплаты таможенных платежей через каналы интернет-торговли. Участие России в Евразийском экономическом союзе предполагает применение наднациональных правил в области таможенного дела .

Для целей решения проблемных вопросов, связанных с исчислением и уплатой таможенных платежей, можно предложить следующие возможные решения:

— в современных условиях все большее значение приобретает применение электронных способов записи и «фиксации» информации, что отражается во всех сферах деятельности (например, система электронной бухгалтерии «1С: Бухгалтерия», широко используемая многими организациями), так что развитие электронных автоматизированных систем типа «ЕАИСТ», способствует более быстрому и качественному определению различных характеристик каждого товара, а также значительно облегчает определение сумм таможенных платежей, подлежащих уплате, так что большее значение играет дальнейшее развитие такой автоматизированной системы;

— излишняя бюрократизация, необходимость поиска и заполнения огромного количества документов, влияет как на работу должностных лиц таможенных органов, так и на участников внешнеторговой деятельности, причем не в положительную сторону, что еще раз подтверждает необходимость наличия электронной базы документов, помогающей разрешить вопросы с предоставлением необходимой информации таможенному органу;

— как один из способов уменьшения количества участников внешнеторговой деятельности, предоставляющих должностным лицам таможенных органов неполную либо недостоверную информацию о перевозимых товарах – ужесточение мер юридической ответственности .

Однако комплексы проводимых мероприятий по улучшению работы государственных структур, а также личная сознательность и добросовестность участников внешнеторговой деятельности, помогут значительно ускорить внешнюю торговлю и обеспечить ее безопасность. В целом, можно сделать вывод о том, что использование таможенных платежей как одного из инструментов регулирования внешнеторговой деятельности является необходимым условием для поддержания рациональных пропорций экспорта и импорта, ведения внешнеторговой статистики, обеспечения наполнения федерального бюджета.

Список литературы:

  1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Режим доступа: . – Загл. с экрана
  2. Колумбекова, Т. Е. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей в современных условиях / Т. Е. Колумбекова. – М.: ЮРАЙТ, 2015. – 93 с.
  3. Свинухов, В. Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности / В. Г. Свинухов. – М.: РАГС, 2014. – 35 с.
  4. Тимофеева, Е. Ю. Таможенные платежи / Е. Ю. Тимофеева. – СПб.: Интермедия, 2018. – 371 с.
  5. Официальный сайт Казначейства Российской Федерации – Режим доступа: http://www.roskazna.ru.

Маркетинг и логистика

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: в статье рассматриваются современные проблемы перемещения товаров в рамках процедуры таможенного транзита по таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В результате анализа автором определены направления решения указанных проблем.

Таможенный транзит считается одной из основных таможенных процедур наряду с процедурами выпуска для внутреннего потребления и экспорта. В рамках процедуры таможенного транзита товары перевозятся от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных платежей при соблюдении следующих условий :

  • обеспечение в отношении иностранных товаров исполнения обязанности по уплате ввозных пошлин, налогов, а также особых пошлин;
  • обеспечение возможности идентификации товаров;
  • соответствие транспортного средства требованиям перевозки товаров в грузовых помещениях, на которые налагаются таможенные пломбы и печати;
  • соблюдение запретов и ограничений.

Таможенный транзит применяется при перевозке товаров :

1) от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

2) от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

3) от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

4) от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

5) между таможенными органами через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС.

На практике таможенный транзит в основном применяется при импорте товаров на территорию одной из стран ЕАЭС. По большому счету таможенный транзит является промежуточным звеном между фактическим прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС и их выпуском в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления (рис. 1).

Рисунок 1. Этапы совершения таможенных операций при импорте

Таким образом, таможенный транзит, как правило, применяется в комбинации с другими таможенными процедурам, в частности, с процедурой выпуска для внутреннего потребления. Данное положение обусловлено тем, что при транзите товары находятся под таможенным контролем, а также имеются жесткие ограничения по использованию товаров. При этом в случае помещения товаров после транзита под процедуру выпуска для внутреннего потребления указанные ограничения отменяются.

Учитывая льготный характер процедуры таможенного транзита, таможенные органы принимают следующие меры ее обеспечения :

а) обеспечение уплаты таможенных платежей;

б) таможенное сопровождение;

в) установление маршрута перевозки товаров.

Вместе с тем указанные меры не всегда носят обязательный характер и применяются по выборочному принципу в соответствии с системой управления рисками. В этой связи на практике нередки случаи нарушения условий процедуры таможенного транзита.

Результаты работы, проводимой таможенными органами, свидетельствуют о выявлении фактов нарушения таможенного транзита со стороны некоторых перевозчиков. Наиболее часто применяются следующие незаконные схемы:

  1. На одном из российских таможенных постов открывается процедура таможенного транзита на товары, следующих из стран Европы в страны ЕАЭС (например, в Казахстан или Киргизию) через территорию России. В установленный срок транспортные средства не прибывают в таможенный орган назначения. Спустя какое-то время транспортные средства обнаруживаются на внутренней территории России с пустыми грузовыми отделениями. Другими словами, транзит не завершается в установленном порядке, так как после ввоза на территорию России товары были выгружены на внутреннем российском рынке. По каждой подобной схеме сумма неуплаченных таможенных платежей составляет несколько миллионов рублей, что наносит серьезный экономический ущерб России.
  2. Согласно другой схеме лжетранзита на таможенную территорию ЕАЭС ввозится дорогостоящий товар известных брендов. В данном случае также применяется таможенный транзит по территории ЕАЭС, при этом товары следуют из Китая в страны Европы. В пути следования по территории ЕАЭС дорогостоящий товар заменяется на более дешевый «товар прикрытия» низкого качества, который прибывал для завершения транзита в приграничные таможенные органы. Впоследствии «товар прикрытия» из Европы вновь ввозится на территорию ЕАЭС для его дальнейшего использования в незаконной схеме.

При выявлении нарушений условий таможенного транзита в отношении перевозчиков возбуждаются уголовные дела по ч. 2 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) , а также дела об административном правонарушении (дела об АП) :

— по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ – недоставка части товаров, находящихся под таможенным контролем;

— по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ — сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, о наименовании и весе товаров;

— по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ — сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименовании товара при убытии с таможенной территории ЕАЭС путем предоставления таможенному органу недействительных документов.

Выявление указанных схем возможно только по результатам взаимодействия, в т. ч. информационного обмена, с таможенными органами стран ЕАЭС. В этой связи необходимо направить значительные усилия на повышение результативности действий таможенных органов России путем взаимодействия с коллегами из таможенных служб стран ЕАЭС по выявлению и пресечению используемых недобросовестными участниками ВЭД схем незаконного транзита товаров по территории ЕАЭС и уклонения от уплаты таможенных платежей.

Одним из инструментов повышения качества таможенных услуг является перспективная информационная технология развития пограничных таможенных органов, заключающаяся в декларировании процедуры таможенного транзита в электронном виде. ФТС России уделяет первостепенное внимание внедрению этой технологии. Внедрение технологии декларирования процедуры таможенного транзита в электронной форме способствует ускорению совершения таможенных операций в пограничных пунктах пропуска.

По данным ФТС России в 2017 г. около 55% транзитных деклараций было оформлено в электронном виде. Однако с учетом добровольного характера применения электронной формы декларирования процедуры таможенного транзита к проблемным вопросам принятия действенных мер, направленных на расширение практики применения указанной технологии, можно отнести ограниченный набор инструментов, использование которых позволяет продвигать среди перевозчиков электронную форму декларирования транзита.

На практике участились случаи принуждения таможенными органами участников ВЭД к электронному декларированию транзитных поставок путем усложнения таможенного оформления в случае подачи транзитной декларации на бумажном носителе. Такое принуждение недопустимо в силу положения п. 4 ст. 104 ТК ЕАЭС, согласно которому при транзите разрешена письменная форма декларирования.

Важно отметить, что переход перевозчиков к декларированию транзита в электронной форме накладывает на них определенный перечень дополнительных обязательств, связанных с необходимостью получения электронной подписи, формирования совместно с предварительной информацией дополнительного документа — электронной транзитной декларации (ЭТД). В ходе рабочих встреч перевозчиками отмечается наличие проблем с подачей транзитной декларации в электронной форме с использованием официального сайта ФТС России, связанных с имеющими место недоработками технологии, отсутствием возможности формирования ЭТД на основе сведений, указанных в предварительной декларации на товары, значительных временных затратах, связанных с формированием ЭТД. Использование альтернативных программных продуктов для формирования ЭТД сопряжено со значительными денежными вложениями, обусловленными необходимостью приобретения и сопровождения данных продуктов.

В связи с этим перевозчику более выгодно использовать в качестве транзитной декларации предварительную информацию и комплект уже имеющихся у него транспортных, коммерческих или иных документов, чем ЭТД.

В целях решения вышеизложенной проблемы необходимо создание льготных условий для участников ВЭД, которые смогут популяризировать применение электронного декларирования процедуры таможенного транзита. На наш взгляд, данные льготы должны быть направлены на:

1) освобождение перевозчика от необходимости предоставления при транзите обеспечения уплаты таможенных платежей, если декларант подал электронную транзитную декларацию в таможенный орган отправления и предварительную декларацию на товары в таможенный орган назначения;

2) неприменение к перевозчикам таких мер обеспечения транзита, как таможенное сопровождение и установление маршрута перевозки товаров;

3) отнесение участников ВЭД к категории среднего или зеленого уровня риска, если они все транзитные поставки оформляют в электронном виде.

Введение указанных льгот не создаст угрозы снижения эффективности проведения таможенного контроля, но при этом позволит значительно увеличить долю транзитных деклараций, оформленных в электронной форме.

Еще одной актуальной проблемой является применение таможенного транзита при мультимодальных (смешанных) перевозках. Если в силу логистических особенностей участникам ВЭД приходится использовать для перевозки товаров различные виды транспорта, происходит многократное помещение товаров под процедуру транзита.

Данная проблема обусловлена недоработанностью программного продукта таможенных органов «АС КТТ-2» — автоматизированной системы контроля таможенного транзита. АС КТТ-2 взаимодействует с автоматизированными системами, используемыми при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в пункте пропуска через государственную границу РФ, при учете обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, при анализе и управлении рисками, а также иными информационными системами таможенных органов России.

Если таможенный транзит осуществляется одним видом транспорта, а затем после перегрузки товаров на таможенной территории ЕАЭС – другим видом транспорта, программное средство АС КТТ-2 не позволяет перевозчику продолжать процедуру транзита. В этом случае необходимо до перегрузки товаров завершить процедуру транзита, а после нее открыть новую процедуру транзита на ту же партию.

Вместе с тем необходимо отметить, что положения ТК ЕАЭС не обязывают в подобной ситуации многократно применять процедуру транзита. Согласно положениям ст. 148 ТК ЕАЭС разгрузка, перегрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с процедурой таможенного транзита, допускаются с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого совершаются такие операции, и не требуют повторного помещения товаров под процедуру транзита.

В связи с этим в целях упрощения транзитных мультимодальных перевозок необходима срочная доработка программного средства АС КТТ-2 путем наделения его функциями оформления мультимодальных перевозок в рамках одной процедуры таможенного транзита. В таком случае перевозчику будет достаточно получить разрешение на перегрузку товаров, причем данное разрешение может оформляться в электронном виде без фактического присутствия перевозчика.

Подводя итоги, еще раз выделим актуальные проблемы применения таможенного транзита в рамках ЕАЭС: лжетранзитные перевозки с недоставкой товаров и применением «товаров прикрытия», неправомерное принуждение перевозчиков к подаче транзитной декларации в электронном виде, многократное применение таможенного транзита при мультимодальных перевозках. Решение указанных проблем приведено на рисунке 2.

Рисунок 2. Рекомендации по решению проблем применения транзита

В целом, развитие и реализация вышеизложенных направлений будет способствовать ускорению транзитных перевозок и упрощению оформления процедуры таможенного транзита в рамках Евразийского экономического союза.

Список использованной литературы:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
  2. Воротынцева Т.М. Таможенные операции: учебное пособие / СПб: Троицкий мост, 2018.
  3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.06.2018).
  4. Арский А.А. Информационно-технические аспекты профилактики контрабанды культурных ценностей // Маркетинг и логистика. – 2017. – №4 (12). – с. 5-10.
  5. Арский А.А. Фактор экономического потенциала таможенной территории в антикризисном управлении автотранспортным предприятием // Маркетинг и логистика. – 2017. – №5 (13). – с. 6-12.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.06.2018).
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.06.2018).
  8. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере исчисления и уплаты таможенных платежей // Маркетинг и логистика. 2017. № 2 (10). С. 173-181.
  9. Официальный сайт ФТС России: . – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php (дата обращения: 25.06.2018).
  10. Абрамов А.С. Проблемные вопросы и перспективы внедрения технологии декларирования процедуры таможенного транзита в электронной форме как инструмента повышения качества таможенных услуг // Управленческое консультирование. 2018. № 2 (110). С. 80-87.
  11. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного контроля // Маркетинг и логистика. 2017. № 4 (12). С. 91-100.
  12. Лаптев Р. А., Дюкарева А. С. Осуществление таможенного контроля за таможенным транзитом в рамках электронных технологий с введением системы слежения за товарами // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 95-97.
  13. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 N 170 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита» // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 15.12.2017.

УДК 339.5

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Current problems of application of the customs procedure of customs transit

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Актуальные проблемы применения таможенной процедуры таможенного транзита // Маркетинг и логистика. – 2018. – №3 (17). – с. 113-122.

Полная версия журнала в

О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры» в таможенном законодательстве ЕАЭС



В статье проводится сравнительный анализ терминов «таможенные операции» и «таможенные процедуры», раскрывается их содержание. Рассмотрен исторический аспект развития данных правовых институтов.

Ключевые слова: таможенные операции, таможенный процедуры, ТК ТС, Евразийский экономический союз

В Таможенном кодексе Таможенного союза (далее — ТК ТС или Таможенный кодекс) употребляются такие термины как «таможенные операции» и «таможенные процедуры». Необходимо отметить, что четкое разграничение данных понятий позволит определить их место и значение в таможенном законодательстве, действующем на территории Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз), а также избежать возможных проблем в правоприменительной практике, связанных с неверным толкованием правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Необходимо понимать, например, что «выпуск товаров» и «выпуск для внутреннего потребления» — это совершенно разные категории, так как выпуск товаров представляет собой таможенную операцию, а выпуск для внутреннего потребления — таможенную процедуру. Так в чем же принципиальное отличие между этими двумя институтами таможенного права?

Понятие «таможенная операция» является ключевым при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС. Под «операцией» в русском языке понимается отдельное действие в ряду других подобных , а также ряд действий, процессов по оформлению (документов, денежных расчетов и т. п.). В разговорной форме «операция» — это действие или ряд действий, предпринятых с определенной целью .

В соответствии с подпунктом 29 пункта 1 ст. 4 ТК ТС под таможенными операциями следует понимать действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Союза.

В ТК ТС отдельные главы посвящены таможенным операциям, которые законодатель классифицирует на таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, и таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.

При этом к первой группе законодатель относит:

‒ таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию;

‒ таможенные операции, связанные с убытием товаров с таможенной территории;

‒ таможенные операции, связанные с временным хранением товаров.

Вторая группа представляет собой самостоятельный административно-правовой институт, состоящий из совокупности юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе таможенного декларирования и выпуска товаров.

Правовой основой для определения «таможенные операции», используемого в Таможенном кодексе, стало содержание дефиниции Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее — Киотской конвенции) «таможенные формальности». В соответствии с главой 2 Генерального приложения к Киотской конвенции «таможенные формальности» представляют собой все операции, которые должны совершаться заинтересованными лицами и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства.

Необходимо указать на то, что глава 3 Генерального приложения к Киотской конвенции «Очистка и другие таможенные формальности» относит к таковым подачу, регистрацию и проверку декларации на товары, проверку товаров, выпуск товаров, а также их отказ или уничтожение. Таким образом, помещение товаров под таможенную процедуру согласно Киотской конвенции регулируется правовым институтом «очистка».

Нельзя не согласиться с мнением Кожанкова А. Ю., который справедливо отмечает, что в действующем ТК ТС идентифицировать конкретное действие как «таможенную операцию» представляется затруднительным, т. к., за редким исключением, при его упоминании прямое указание, является ли описываемое действие таможенной операцией или нет, отсутствует. Все это «затрудняет вычленение таможенных операций из всего перечня действий (операций), предусмотренных таможенным законодательством и совершаемых на практике» .

Анализируя нормы таможенного законодательства ЕАЭС, можно сделать вывод, что к таможенным операциям относятся действия, предписанные Таможенным кодексом и носящие обязательный характер, совершение которых связано с исполнением требований таможенного законодательства. Таможенная операция — это некая обязанность, возложенная таможенным законодательством на конкретного субъекта таможенных правоотношений. Можно подчеркнуть таким образом, что каждая таможенная операция является действием, но не каждое действие является таможенной операцией.

Действия, совершение которых не являются обязательными согласно положениям ТК ТС, но которые могут быть совершены с товаром по желанию заинтересованного лица, а не в связи с прямым указанием в Таможенном кодексе на их совершение, можно отнести к действиям, не являющимися таможенными операциями.

Следует отметить, что законодатель в ТК ТС помимо понятия «таможенные операции», использует также термины «грузовые операции» и «обычные операции». К обычным отнесены операции в отношении товаров, находящихся на временном хранении, и необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, в том числе осмотр и измерение, перемещение товаров в пределах места временного хранения, взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке . «Обычные операции» упоминаются и в связи с помещением товаров под таможенную процедуру таможенный склад .

В результате анализа норм таможенного законодательства ЕАЭС можно выделить четыре основные группы таможенных операций:

‒ таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации;

‒ таможенные операции, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру;

‒ таможенные операции, совершаемые в отношении отдельных категорий товаров;

‒ таможенные операции, непосредственно связанные с применением избранной декларантом таможенной процедуры.

Необходимо отметить, что в соответствии с ранее действующим Таможенным кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), «таможенные операции» (отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с ТК РФ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств) входили в более широкое по объему понятие «таможенные процедуры». Под таможенной процедурой понималась совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Институт таможенных процедур объединял в себе таможенное оформление, которое включало в себя совершение всех действий по перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации (легальное определение этого термина в ТК России 2003 года отсутствовало), таможенные режимы и специальные таможенные процедуры. До вступления в действие ТК ТС таможенный режим регламентировался Таможенным кодексом 2003 г. как особый вид таможенных процедур. В то же время в литературе он рассматривается как вид правового режима, действующего в таможенной сфере.

Традиционный и привычный для таможенного законодательства термин «таможенный режим» утратил свою актуальность при вступлении в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. ТК ТС заменяет понятие «таможенный режим» на понятие «таможенная процедура» и в ст. 4 определяет последнее как «совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами».

С точки зрения словаря иностранных слов, процедура (лат. procedere — продвигаться) — это «официально установленная последовательность действий для осуществления или оформления какого-либо дела»; процесс (лат. processus — движение вперед) — это «последовательная закономерная смена каких-либо явлений, состояний и т. п., ход развития чего-либо» . Правовая процедура в научной литературе определяется как система, ориентированная на достижение конкретного правового результата, состоящая из последовательно сменяющих друг друга актов поведения. Данная система внутренне структурирована правовыми отношениями, иерархически построенными и динамически развивающимися. Правовая процедура выступает средством реализации основного, главного для нее правоотношения . Обращают на себя внимание и другие толкования термина «процедура». Так, в толковом словаре под процедурой понимается «ряд последовательных действий, необходимых для выполнения чего-либо» . Однако согласно ТК ТС под действиями, совершаемыми лицами и таможенными органами, понимают, прежде всего, таможенные операции, а не таможенную процедуру.

Правильная регламентация и толкование термина «таможенная процедура» играет очень важную роль как в теории, так и на практике, в связи с тем, что категория «таможенная процедура» является одной их основных в таможенном законодательстве ЕАЭС.

В научных кругах сложилось мнение, что таможенную процедуру следует рассматривать в широком и узком смыслах. Таможенная процедура в широком смысле — это нормативно установленная система, ориентированная на достижение конкретного правового результата, состоящая из последовательно сменяющих друг друга таможенных операций, внутренне структурированная правовыми отношениями, иерархически построенная и динамически развивающаяся, посредством которой субъекты внешнеэкономической деятельности реализуют свои права и обязанности в сфере таможенного дела . Определение таможенной процедуры в узком смысле закреплено в ст. 4 Таможенного кодекса и приводилось выше.

Следует отметить, что целью общего порядка совершения таможенных операций является помещение товаров под таможенную процедуру. В целях таможенного регулирования в отношении товаров ТК ТС устанавливает 17 видов таможенных процедур . Существенных изменений в правовом регулировании таможенных процедур в связи с принятием Таможенного кодекса Евразийского экономического союза не ожидается, ведь согласно проекту ТК ЕАЭС в отношении товаров в зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории Союза, их вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза будут применяться все те же 17 знакомых нам таможенных процедур .

Таким образом, «таможенные операции» и «таможенные процедуры» являются основными элементами таможенного дела. Для того чтобы избежать проблем, связанных с неверным толкованием, отождествлением данных терминов, необходимо уметь их четко разграничивать. Термин «таможенная процедура» является достаточно широкой категорией, представляющей собой совокупность норм, определяющих порядок пользования и (или) распоряжения товарами, и включающей в себя таможенные операции, связанные непосредственно с применением таможенной процедуры. Таможенные операции — это определенные действия, совершение которых является основной задачей таможенных органов. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, основным содержанием которых является применение различных форм таможенного контроля, осуществляются, в первую очередь, с целью обеспечения экономической безопасности, соблюдения порядка перемещения товаров через таможенную границу, исполнения таможенного законодательства Союза и законодательства государств — членов Союза о таможенном регулировании. Таможенные процедуры же по своей сути отражают желание декларанта распорядиться товаром определенным образом. Возможность выбора декларантом таможенной процедуры при перемещении товаров через таможенную границу создает условия для развития внешнеторговой деятельности, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности.

Литература:

  1. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ», 1992.
  2. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.
  3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 50. Ст. 6615.
  4. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 32. Ст. 4810.
  5. Кожанков А. Ю. Развитие административно-правового института таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру: дис. … канд. юрид. наук. Российская таможенная академия, Люберцы, 2012.
  6. Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов. М., 1984. 352 с.
  7. Налоговый процесс: Учеб. пособие / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2007. 154 с.
  8. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл».; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935–1940.
  9. Суркичин Г. Ф. Теоретические аспекты таможенных процедур в РФ // Право. 2011. № 3. С. 75–86.
  10. Распоряжение от 12.08.2016 № 13 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01411004/ico_15082016_13 (дата обращения: 21.02.2017).

Согласно положениям пункта 1 статьи 222 ТК ТС к грузовым операциям относятся следующие действия: разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции.

Классификация, виды и описание таможенных операций.

Поиск Лекций

12

Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств международных перевозок через таможенную границу Таможенного союза – 2 часа.

Правовое регулирование перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Правовые основы ввоза товаров в Российскую Федерацию и вывоза их из Российской Федерации.

Глава 2 Киотской Конвенции содержит понятие «таможенная очистка».

Согласно стандарта E5./F9. «очистка» означает совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процедуру;

Согласно стандарта E9./F16. «таможенные формальности» означают все операции, которые должны совершаться заинтересованными лицами и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства;

Таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях соблюдения таможенного законодательства (п.29 ст. 4 ТК ТС.)

Таможенные операции – составляющая и необходимая часть таможенной очистки товаров. Сравнивая положения Киотской конвенции и ТК ТС, можно сделать вывод об идентичности понятий «таможенные формальности» (Глава2 и 3 Киотской Конвенции) и «таможенные операции» в тексте ТК ТС.

Правовая конструкция таможенной очистки товаров такова, что классификация таможенных операций, представленная в ТК ТС, связана с отношением той или иной операции к процессу декларирования, который рассматривается как центральный для таможенный очистки товаров.

Можно выделить следующие группы таможенных операций:

1. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации:

— прибытие

— помещение товаров на временное хранение

— убытие

2. таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру (иными словами, связанные с декларированием товаров)

— таможенное декларирование

— помещение товаров под определенную таможенную процедуру

— выпуск товаров.

Порядок перемещения товаров через таможенную границу ТС изложен в Главе 22 ТК ТС и в п.22 ст.4 ТК ТС.

Перемещение товаров через таможенную границу – это ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза;

Исходя из системного толкования понятий, товары перемещаются через таможенную границу путем совершения действий по ввозу товаров через таможенную границу или вывозу товаров с таможенной границы. Перемещение должно быть законным, т.е. должны соблюдаться требования, предъявляемые к: — месту перемещения (п\п или иные места), ко времени перемещения, к порядку предъявления для таможенного контроля, к порядку декларирования и предъявления соответствующих документов. Понятие «незаконное перемещение» изложено в п.19 ТК ТС.

Незаконное перемещение товаров через таможенную границу — перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение;

Понятие «перемещение товаров через таможенную границу ТС» в национальном законодательстве не встречается. Есть Раздел 4 ФЗ-311, содержащий положения о ввозе товаров и вывозе товаров с территории\ на территорию РФ. Поскольку перемещение товаров через таможенную границу – это ввоз и вывоз, то перемещение товаров через границу РФ – это ввоз и вывоз товаров на территорию\с территории РФ.

Перемещение, как ввоз и вывоз включает в себя следующие таможенные операции, т.е. действия:

— прибытие

— убытие

— временное хранение.

НПР: Раздел 4 ТК ТС и раздел 4 ФЗ.

Ввоз товаров на ТТ ТС – это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на ТТТС любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использованием трубопроводного транспорта и линий электропередач, до их выпуска таможенными органами.

Вывоз товаров с таможенной территории ТС – это совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории ТС любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач до фактического пересечения таможенной границы.

Порядок и условия перемещения товаров через ТТТС зависят от таких факторов как:

— характер товара

— таможенная процедура

— вид транспорта

— лица, которое перемешает и т.д.

Существуют общие для всех видов товаров и лиц, их перемещающих, фундаментальные правовые требования, сформулированные в гл.22 ТК и именуемые основными положениями о перемещении товаров через таможенную границу.

1. Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров

2. Товары, перемещаемые через ТТТС подлежат таможенному контролю

3. При ввозе на ТТТС и вывозе в первоочередном порядке совершаются таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, в отношении следующих товаров:

— товары для ликвидации последствий стихийных бедствий и ЧС

— продукция военного назначения для учений

— товары, подвергающиеся быстрой порче

— радиоактивные материалы

— взрывчатые вещества

— международные почтовые отправления

— экспресс-грузы

— гуманитарная и техническая помощь

— сообщения и материалы для средств массовой информации

— другие.

4. местами перемещения являются пункты пропуска через государственные границы

5. товары перемещаются с соблюдением запретов и ограничений. Товары, запрещенные к ввозу, прибывшие на ТТТС, подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и или международным договором. Товары, запрещенные к вывозу с территории ТС, не подлежат фактическому вывозу с ТТТС.

6. пользование и распоряжение до выпуска товаров ограничено, после выпуска в соответствии с условиями заявленной процедуры

7. товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действий непреодолимой силы, до помещения под процедуру, в период временного хранения, при перевозке под таможенной процедурой ТТ, в дальнейшем при совершении в отношении них операций, рассматриваются как ввезенные на ТТТС в негодном, испорченном, или поврежденном состоянии.

8. с разрешения заинтересованных лиц или контролирующих органов, возможно взятие проб и образцов. Отдельная декларация на эти товары не подается, если они указаны в декларации на товары.

Классификация, виды и описание таможенных операций.

85. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов

Перемещение припасов через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Таможенные операции в отношении припасов при ввозе на таможенную территорию таможенного союза производятся в местах прибытия, при вывозе с таможенной территории таможенного союза — в местах начала международной перевозки либо местах убытия.

Припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры. При таможенном декларировании припасов в качестве таможенной декларации могут использоваться декларация на товары, транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации при таможенном декларировании припасов, определяется решением Комиссии таможенного союза. Таможенные операции в отношении припасов совершаются одинаково вне зависимости от страны регистрации или национальности водных судов, воздушных судов или поездов.

Припасы, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей водных судов, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории таможенного союза в количестве, соответствую­щем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжитель­ности стоянки, в том числе во время ремонта водных судов, если экипажи на это время не покидают судна.

При совершении запланированной посадки воздушных судов в одном аэропорте или нескольких аэропортах, которые находятся на таможенной территории таможенного союза, припасы, предназначенные для обеспече­ния нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, и припасы, предназначенные для потребления членами экипажей и пассажирами во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними, могут использоваться во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними.

Припасы, предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов, могут продаваться во время нахождения воздушных судов на таможенной территории таможенного союза при условии, что их продажа осуществляется на борту этих судов.

Припасы, предназначенные для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих поездов, могут потребляться и использоваться в этих поездах в пути их следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки на таможенной территории таможенного союза в количестве, соответствующем численности пассажиров и работников поездных бригад, а также продолжительности стоянки и времени нахождения в пути.

Таможенные органы вправе обязать перевозчика принять меры, необходимые для обеспечения соблюдения условий использования припасов, во время нахождения водных судов, воздушных судов или поездов на таможенной территории таможенного союза. По решению таможенного органа место, в котором хранятся припасы, может быть опечатано путем наложения таможенных пломб и печатей.

Припасы могут с разрешения таможенного органа временно выгружаться, передаваться соответственно на другие суда или в другие поезда, осуществляющие международные перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа.

Использование припасов в целях, не предусмотренных ТКТС, допускается при их помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *