Свободный депутатский мандат

Статус депутата в Конституции РФ

Статья 97

  • 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
  • 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • 3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98

  • 1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
  • 2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Гарантии депутатам Государственной думы и членам Совета федерации

  • неприкосновенность личности;
  • социальное обеспечение;
  • материально-финансовое обеспечение;
  • свидетельский иммунитет
  • гарантии, обеспечивающие непосредственную работу парламентария.

Члены Совета федерации и депутаты Государственной думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к уголовной ответственности или административной ответственности, не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу, кроме случаев задержания на месте совершения преступления. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палате Федерального Собрания в порядке, предусмотренном в регламенте соответствующей палаты. Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение неприкоснованности депутата Государственной думы или члена Совета федерации является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и по делу об административном правонарушении.

Правовой статус депутата в зарубежных странах

Правовое положение парламентария в зарубежных странах определяется Конституциями, законами, регламентами, правовыми обычаями. Депутат считается представителем всего народа, а не только того избирательного округа от которого он избран.

В большинстве зарубежных стран депутаты имеют свободный мандат, однако в некоторых странах (обычно стоящих на пути построения социализма) депутаты обладают императивным мандатом. Это означает что депутат представляет избирателей своего округа. Избиратели могут давать депутатам обязательные наказы. В случае невыполнения этих наказов может последовать отзыв депутата.

Депутат провозглашается абсолютно независимым, однако это не так, потому что обычно депутат связан партийной дисциплиной. Более того в парламенте существуют фракции, которые также имеют свою особую дисциплину. Так же имеет место такое явление, как лоббизм

Правовой статус депутата в зарбежных странах:

  • Депутатские привилегии:
    • парламентский индемнитет
    • парламентский иммунитет
  • Специальные права депутата:
    • право на вознаграждение и возмещение служебных расходов
    • пенсионные льготы
    • право на участие в деятельности парламента
    • право депутатского запроса
    • право на внеочередной прием у должностных лиц
    • право законодательной инициативы
    • и др..
  • Обязанности депутутата:
    • посещать все заседания парламента
    • соблюдать парламентскую дисциплину
    • работать в составе комитетов и комиссий
    • и др…
  • Запреты для депутата:
    • участие в сделках с государственным имуществом
    • участие в руководстве юридических лиц
    • заниматься иной оплачиваемой деятельностью
    • и др…

> См. также

  • Конституционное право
  • Депутат
  • Государственная Дума
  • Совет Федерации

Ретроспективный анализ статуса депутата в Советский период

Первая Конституция РСФСР 1918 года своей основной задачей ставила полное подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком и водворение социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

Она провозглашала, что вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.

Высшей властью Российской Социалистической Федеративной Республики был Всероссийский съезд Советов.

Конституция определяла порядок формирования, полномочия и состав центральных органов государственной власти, определяла порядок взаимодействия между ними. Анализируя текст конституции 1918 года, можно прийти к выводу, что в ней не закреплено каких-либо положений о полномочиях или статусе депутата.

Конституция устанавливает, что активным и пассивным избирательным правом обладают граждане, независимо от национальности, вероисповедания, оседлости, достигшие возраста 18 лет. Также в конституции закреплен порядок выборов, порядок определения их результатов и разрешения споров. Важным является закрепление положения, согласно которому избиратели, пославшие в совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы. Ким А.И. Народное представительство в СССР. Томск, 1982г. С.142

Следующая Конституция Российской Социалистической Федеративной Республики 1925 года не вводит новых существенных условий, касающихся правового положения депутатов.

Конституция РСФСР 1937 года вводит новую, важную норму, затрагивающую статус депутата. Согласно статье 36 депутат Верховного Совета РСФСР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета РСФСР.Конституции РФ

Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам. Право выставления кандидатов обеспечивается общественными организациями и обществами трудящихся.

Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся. Он может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

В конституции 1978 года указывалось, что основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества.

Также она закрепляет положение о том, что деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе. Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях. Страшун Б.А. Социализм и демократия. Социалистическое народное представительство. М., 1979. С.76

Во всех конституциях РСФСР закреплено кто обладает активным и пассивным избирательным правом при выборе депутатов различных уровней, закреплен срок депутатских полномочий.Конституции РФ

В Конституциях 1937 и 1978 годов закреплено, что выборы депутатов является всеобщими, равными и прямыми. Голосование на выборах, согласно всем конституциям, является тайным. Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, имеет один голос. Все избиратели учувствуют в выборах на равных основаниях.

Конституция 1978 года отводит целую главу правовому статусу депутата — глава 12 «Народный депутат».

В ней закреплено, что депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов. В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.

Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью. На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы. Конституции РФ

Согласно статье 102 депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и автономных республик. Там же.

Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.

Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке. Страшун Б.А. Социализм и демократия. Социалистическое народное представительство. М., 1979. С.94

Проанализировав становление и развитие статуса депутата в советский период, можно увидеть, как постепенно он приближался к тому правому статусу, каким обладают депутаты сегодня.

В основном в данных конституциях закреплялись обязанности депутатов, но постепенно вводились и некоторые права. Немаловажным является введение такого права, как право на неприкосновенность. Последние Конституции РСФСР так же предусматривают набор определенных социальных гарантий для депутатов.

Можно проследить, что первая Конституция РСФСР практически не закрепляла правого статуса депутата и определяла лишь общие начала его деятельности, а в Конституции 1978 года правовому статусу депутата отводится целая глава. Также Конституция 1978 года отсылает к другим нормативно-правовым документам, регулирующим данный вопрос.

Все это свидетельствует о постоянной динамике и развитии, как самого статуса депутата, так и его законодательного закрепления.

ИМПЕРАТИВНЫЙ МАНДАТ

Смотреть что такое «ИМПЕРАТИВНЫЙ МАНДАТ» в других словарях:

  • Императивный мандат — Императивный мандат ограничение в действиях депутата парламента какими либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом … Википедия

  • Императивный мандат — правило ответственности депутата представительного органа власти за выполнение наказов своих избирателей; при этом законодательно закреплена возможность досрочного отзыва депутатов, не оправдавших доверие избирателей. Императивный мандат… … Политология. Словарь.

  • ИМПЕРАТИВНЫЙ МАНДАТ — наказ избирателей депутату представительного органа. Депутат обязан следовать наказу, в противном случае он может быть отозван. Во многих современных государствах депутаты, как правило, не связаны волей избирателей; они считаются представителями… … Большой Энциклопедический словарь

  • ИМПЕРАТИВНЫЙ МАНДАТ — в конституционном праве правило, согласно которому депутат представительного органа власти связан наказами избирателей и во всей своей деятельности ответственен перед ними. При этом законодательно закреплена возможность досрочного отзыва… … Юридическая энциклопедия

  • императивный мандат — наказ избирателей депутату представительного органа. Депутат обязан следовать наказу, в противном случае он может быть отозван. Во многих современных государствах депутаты, как правило, не связаны волей избирателей; они считаются представителями… … Энциклопедический словарь

  • Императивный мандат — обязательный наказ избирателей своему депутату в представительный орган. В социалистических странах И. м. основной фактор, определяющий взаимоотношения между депутатами и избирателями. Если депутат не следует наказу своих избирателей и… … Большая советская энциклопедия

  • ИМПЕРАТИВНЫЙ МАНДАТ — обязательный наказ избирателей своему депутату в представительный орган власти. При И.м. депутат связан волей и поручениями своих избирателей: а) при избрании он получает от них наказы; б) в ходе работы обязан перед ними регулярно отчитываться… … Энциклопедия юриста

  • ИМПЕРАТИВНЫЙ МАНДАТ — в конституционном праве правило, согласно которому депутат представительного органа власти связан наказами избирателей и во всей своей деятельности ответственен перед ними. При этом законодательно закреплена возможность досрочного отзыва… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • ИМПЕРАТИВНЫЙ МАНДАТ — см.: Депутат … Энциклопедический словарь конституционного права

  • императивный мандат — правило, согласно которому депутат представительного органа власти связан наказами избирателей и во всей своей деятельности ответствен перед ними; при этом законодательно закреплена возможность досрочного отзыва депутатов, не оправдавших доверие… … Большой юридический словарь

В истории

Императивный мандат применялся во Франции при выборах депутатов Генеральных штатов (см. Наказы). Развитие Французской революции привело к отмене императивного мандата и провозглашению Генеральных штатов не собранием депутатов от отдельных избирательных округов, а собранием представителей всей французской нации, тем самым Генеральные штаты были преобразованы в Национальное собрание.

В избирательном праве всех социалистических стран присутствовал императивный мандат. Сейчас в большинстве стран мира императивный мандат отсутствует, декларируется, что депутат руководствуется только совестью и своими внутренними убеждениями, а процедура отзыва депутата отсутствует. Кроме того, использование императивного мандата невозможно при пропорциональной избирательной системе: избиратели голосуют по партийным спискам, поэтому связать какого-то одного депутата личной ответственностью не представляется возможным. Вообще история не знает случая, когда депутат какого-либо уровня был отозван своими избирателями, хотя попытки такие были.

> Современное применение

Императивный мандат продолжает применяться в КНР, Северной Корее и на Кубе. С недавнего времени используется на территории Федерации Северной Сирии.

> Россия

Депутат регионального парламента не может быть лишен мандата за выход из партии, от которой избран, согласно правовой позиции Конституционного суда.

> См. также

  • Мандат (политика)

Примечания

  1. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. — С. 12.504. — ISBN 978-59989-13648.
  2. Екатерина Шульман. Как стать хорошим депутатом. Не личность, но процедура должна быть в фокусе публичного интереса, Vedomosti (24.06.2014). Дата обращения 7 сентября 2014.
  3. 28 февраля 2012 года Конституционный Суд РФ постановил, что депутат регионального парламента не может быть исключен из фракции и лишен мандата за выход из партии, по списку которой он был избран Конституционный суд Российской Федерации 2012

Императивный мандат // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Законодательство СССР

  • ЗАКОН СССР ОТ 30.10.1959 О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
  • Закон СССР от 3 июня 1991 года N 2220-1 О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА НАРОДНОГО ДЕПУТАТА СССР

Законодательство РСФСР

  • Закон РСФСР от 27 октября 1960 года «О порядке отзыва депутата местного Совета народных депутатов РСФСР»
  • Закон РСФСР от 26 ноября 1959 года «О порядке отзыва депутата Верховного Совета РСФСР»
  • Закон РСФСР от 15 мая 1991 года «О порядке отзыва народного депутата РСФСР»

Законопроекты

  • Проект Закона Российской Федерации от 5 июня 1992 года «Об основах избирательного процесса»: статья 36 «Система отзыва лиц находящихся на выборных должностях»
  • Проекты федеральных законов от 31 мая 2000 года (недоступная ссылка) и 25 апреля 2001 года (недоступная ссылка) «Об отзыве депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  • Проект федерального закона от 18 октября 2001 года «Об отзыве депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранного по одномандатному избирательному округу» (недоступная ссылка)

В других странах

  • (укр.) Закон Украины от 2 ноября 1995 года «Об отзыве народного депутата Украины» (недоступная ссылка) (отменён в 2001 году)
  • (англ.) Проект поправки к Конституции США, вводящий институт отзыва депутатов Конгресса

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *