Судья третейского суда

Виды третейских судов

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

  1. Общеевропейский (Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже»)
  2. Федеральный (Федеральный закон РФ № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»; при рассмотрении споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов также регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.)
  3. Местный (Регламент постоянно действующего арбитражного учреждения).

Постоянно действующее арбитражное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами арбитража. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе иметь более чем одни правила арбитража, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров.

В арбитражном соглашении стороны также могут записать свои правила, являющиеся обязательными для арбитража (Третейского разбирательства).

Учреждение третейского суда

В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях. Создание постоянно действующих арбитражных учреждений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой не допускается. Запрещается создание в Российской Федерации постоянно действующих арбитражных учреждений, наименования которых включают в себя словосочетания «арбитражный суд» и «третейский суд», если полное наименование учреждения сходно до степени смешения с наименованиями судов Российской Федерации или иным образом способно ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий постоянно действующего арбитражного учреждения.

Арбитр (третейский судья), физическое лицо достигшее возраста 25 лет, если он председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то обязан иметь высшее юридическое образование, не должен иметь не снятую или не погашенную судимость. Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Не требуется получение права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации Международному коммерческому арбитражному суду и Морской арбитражной комиссии при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации).

Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным законом РФ № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской федерации». До вступления в силу 01.09.2016 года (Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г (до принятия этого закона — «Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров» (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.)).

Третейское соглашение

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон.

Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в договоре (раздел «Порядок разрешения споров») или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

  1. безальтернативная: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в <название третейского суда>»,
  2. альтернативная: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в <название государственного суда>, или в <название третейского суда>»,
  3. конкретизирующая: «Споры, связанные с <вид нарушения> передаются на разрешение в <название третейского суда>. Все остальные споры передаются на разрешение в <название государственного суда>».

Сравнительная характеристика разбирательства в третейском и в государственном судах

  1. Право на обжалование решений в третейском суде принадлежит только сторонам (ст. 40 ФЗ «О третейских судах в РФ»). В государственном суде обжаловать решение могут стороны и другие лица, участвующие в деле (часть 2 ст. 320 ГПК РФ)
  2. Срок на обжалование. В третейском суде — 3 месяца со дня получения стороной решения третейского суда (ст. 40 ФЗ «О третейских судах»), в государственном суде апелляционная жалоба или представление могут быть поданы в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ)
  3. Основания для обжалования решений третейского суда определяются соблюдением процедурных требований, а не на защиту материальных или процессуальных прав (ст. 42 указанного ФЗ), пересмотр дела по существу возможен только если дело рассматривалось в государственном суде (ч. 1 ст. 327 ГПК)
  4. Окончательность решения. Если стороны в третейском соглашении предусмотрели, что решение третейского суда является окончательным, то его оспаривание невозможно (ст. 40 ФЗ). . Решения государственного суда первой инстанции можно обжаловать в апелляционном порядке всегда (ч. 1 ст. 320 ГПК РФ)
  5. Отсутствие обеспечения иска. Третейский суд может принимать решение об обеспечении иска, однако для принудительного исполнения такого определения заинтересованной стороне необходимо обратиться с этим заявлением в компетентный суд (ч. 4 ст. 25 ФЗ). Государственный суд может принимать меры по обеспечению иска самостоятельно (ст. 139 ГПК). И такие определения государственного суда исполняются непосредственно. По общему правилу, решение третейского суда исполняется добровольно (ч. 1 ст. 44 ФЗ). Для его принудительного исполнения необходимо подать заявление о выдаче исполнительного листа в компетентный суд (ст. 45 ФЗ).На решение государственного суда исполнительный лист выдается по простому заявлению взыскателя после вступления соответствующего судебного акта в законную силу (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ)
  6. Отсутствие возможности истребования доказательств. Государственный суд, в отличие от третейского, может истребовать доказательства по делу (ч. 2 ст. 57 ГПК РФ) и при их непредставлении накладывать штраф (ч. 3 ст. 57 ГПК)
  7. Формирование состава. В третейском суде стороны вправе формировать состав по своему соглашению для разрешения конкретного спора (ч. 3 ст. 10 ФЗ). В постоянно действующих третейских судах формирование состава происходит в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда (ч. 2 ст. 10 фз). Состав государственного суда формируется с учётом нагрузки и специализации судей (ч. 3 ст. 13 ГПК РФ) без учёта воли сторон спора.
  8. Место проведения третейского разбирательства определяется соглашением сторон или с учётом всех обстоятельств дела, включающих фактор удобства для сторон (ст. 20 ФЗ). В государственном суде место — императивно по месту нахождения суда, которому подсудно дело (гл. 3 ГПК РФ)
  9. По общему правилу третейское заседание — закрытое (ч. 4 ст. 27 ФЗ). Разбирательство в государственном суде по общему правилу открытое (ст. 10 ГПК РФ)
  10. Ведение протокола заседания третейского суда может быть отменено соглашением сторон (ст. 30 ФЗ). В государственном суде установлена обязательность ведения протокола (ст. 228 ГПК РФ).
  11. конфиденциальность участников судебного процесса
  12. немедленное вступление решения в силу
  13. Обеспеченность международным законодательством. В отличие от решений государственных судов, исполнение решений третейских судов по спорам с участием иностранных лиц обеспечено международным законодательством (международные коммерческие арбитражи; эти решения исполнимы в рамках Нью-Йоркской Конвенции 1958 г., в которой участвует большинство государств мира)

Порядок третейского судопроизводства

В Третейский суд с иском может обратиться любое юридическое или физическое лицо. Иск может быть в отношении любого юридического или физического лица.

Основанием для принятия иска к рассмотрению Третейским судом является третейское соглашение — письменное соглашение сторон о передаче спора по заключенному между ними договору в конкретный Третейский суд.

Истец уплачивает Третейскому суду третейский сбор, в порядке и размере установленном Регламентом.

Рассмотрение иска чаще всего проходит в одно судебное заседание.

Состав Третейского суда для разрешения иска может определяться либо Регламентом Третейского суда, либо третейским соглашением. Он может быть единоличным или коллегиальным. В первом случае судья выбирается сторонами либо назначается председателем суда. Во втором случае стороны предлагают своих арбитров, которые затем выбирают председательствующего Третейского судью (из списка судей Третейского суда), однако регламентом конкретного третейского суда может быть предусмотрен и иной порядок назначения судей. Председательствующий может иметь полномочия суперарбитра, которому принадлежит право принятия окончательного решения в случае разногласия между третейскими судьями, входящими в состав конкретного Третейского суда.

Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

Решение Третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению. Если решение Третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению. В этом случае государственный суд вызывает стороны третейского разбирательства и предлагает им заявить о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа (исчерпывающий перечень оснований установлен ст. 239 АПК РФ и 426 ГПК РФ). Если оснований нет, то выдаётся исполнительный лист, который взыскатель имеет право направить в Федеральную службу судебных приставов либо в определённых законом случаях осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

За неисполнение решения Третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или Регламентом может быть предусмотрен штраф.

Обжалование решений третейского суда

Гражданским процессуальным (глава 46 ГПК РФ) и арбитражным процессуальным (глава 30, параграф 1 АПК РФ) законодательством определен порядок оспаривания решений третейских судов.

Принудительное исполнение решений третейского суда осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого компетентным судом по заявлению стороны спора, после процедуры судебной проверки при отсутствии основания для отказа в его выдаче (глава 47 Гражданского процессуального кодекса (ГПК)РФ и глава 30, параграф 2 АПК РФ), в частности:

  1. если третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
  2. сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
  3. решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением;
  4. состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону;
  5. решение ещё не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда;
  6. спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;
  7. решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Оспариванию подлежит и правомерность выдачи исполнительного листа третейским судом.

Претензии сторон по существу третейского разбирательства основаниями для отказа в выдаче исполнительного листа не являются.

Отмена решения Третейского суда невозможна, если в третейском соглашении или в Регламенте суда имеется указание на его окончательность.

Зарубежная практика

Практика рассмотрения споров третейскими судами применяется во многих западных странах.

США

В США около 60 % коммерческих споров рассматриваются третейскими судами. В США третейское разбирательство — арбитраж, который регулируется на федеральном уровне Федеральным арбитражным актом США 1925 года (United States Federal Arbitration Act 1925). На уровне штатов США третейское разбирательство — арбитраж, который регулируется законами или статутами конкретных штатов. Ведущей некоммерческой негосударственной организацией в США ведущей третейское разбирательство является Американская арбитражная ассоциация, которая в соответствии со своими правилами рассматривает споры как внутреннего характера, так и международного.

Республика Беларусь

Эта статья или раздел носит выраженный рекламный характер. Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту, исправив текст согласно стилистическим рекомендациям Википедии.

В Республике Беларусь институт третейского разбирательства существовал с момента, когда «Положение о третейском суде», как приложение к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР, было постановлением III сессии ЦИК БССР от 26.07.1923 года введено в действие на территории Белорусской ССР с 01.09.1923 года.

В современной Республике Беларусь, деятельность третейских судов была регламентирована как «Положением о третейском суде», являвшегося приложением к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь от 11.06.1964 года, так и пришедшем ему на смену «Положением о третейском суде», являвшегося приложением к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь от 11.01.1999 года, и наиболее детально урегулировавшим все вопросы, связанные с существованием института третейских судов, Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 года «О третейских судах».

Принятие Закона «О третейских судах» ознаменовало новый этап развития института третейского разбирательства в Республике Беларусь, в ходе реализации которого Министерством юстиции Республики Беларусь было зарегистрировано 27 третейских судов. Из 27 судов три созданы в качестве некоммерческих организаций, в числе которых лишь Выездной третейский суд на постоянной основе осуществляет выездное рассмотрение всех поступающих в него материалов в любом месте Республики Беларусь.

Третейское соглашение

Третейское соглашение — соглашение сторон о передаче на рассмотрение третейского суда конкретного спора, определенных споров или всех споров, которые уже возникли или могут возникнуть между ними в будущем в связи с каким-либо правоотношением, независимо от того, носило ли оно договорный характер. Такое соглашение о передаче спора на рассмотрение международного коммерческого арбитража, а также иностранного арбитража называется арбитражным соглашением.

Третейское соглашение должно заключаться в письменной форме. С введением в действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» в основном унифицированы требования к письменной форме третейского соглашения и арбитражного соглашения в международном коммерческом арбитраже. Третейское (арбитражное) соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия передачи спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора. Кроме того, в международном коммерческом арбитраже считается заключенным в письменной форме арбитражное соглашение, если оно заключено путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает (ст.7 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»; ст.7 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже»).

Представляется что практика применения ст.7 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» может формироваться на основе расширительного толкования такого способа заключения третейского соглашения в письменной форме, как «обмен письмами, сообщениями». Имелось в виду*(362), что «обмен письмами, сообщениями» подразумевает «обмен исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает».

Виды третейских соглашений

Третейское соглашение относительно споров, которые могут возникнуть в будущем, заключенное путем включения его в текст основного договора, называется третейской (арбитражной) оговоркой (arbitration clause).

Договоренность о третейском суде применительно к уже возникшим спорам в виде отдельного от основного договора соглашения называется третейской записью (submission).

В современном законодательстве большинства государств различие между арбитражной оговоркой и третейской записью не проводится, употребляется общее понятие «арбитражное соглашение» («условие об арбитражном разбирательстве споров»).

Согласно Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации» заключение третейского соглашения в отношении «спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения», под угрозой недействительности, допускается только «после возникновения основания для предъявления иска» (ч.3 ст.5 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»). В Законе РФ «О международном коммерческом арбитраже» аналогичное положение отсутствует.

В зависимости от числа участников договорных отношений существуют двусторонние, многосторонние, односторонние оговорки.

Третейская (арбитражная) оговорка может включаться в двусторонние и в многосторонние договоры, в том числе в учредительные договоры совместных предприятий, ассоциаций.

Теоретическое обоснование таких многосторонних оговорок исходит из признания смешанной правовой природы третейского суда (sui generis), согласно которой вопросы действительности, формы соглашения о передаче спора на рассмотрение третейского суда решаются с применением норм материального (гражданского) права. Следовательно, включая в Учредительный договор, Устав организации — учредителя постоянно действующего третейского суда условие договорного характера, фиксирующее соглашение между всеми членами организации о третейском разбирательстве всех или какого-то круга споров между членами организации, стороны заключают многосторонний договор, оформляемый подобно третейской оговорке в договоре.

Несмотря на то, что это теоретическое положение не было никем оспорено, в практике третейского разбирательства при возникновении спора между сторонами — членами организации, в учредительных (уставных) документах которой есть многосторонняя третейская оговорка, во избежание отказа государственного суда в основанном на такой оговорке принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву отсутствия между сторонами письменного третейского соглашения на практике часто повторно заключают двустороннее соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда.

Соглашением о третейском разбирательстве может быть признана односторонняя арбитражная оговорка в агентском соглашении.

Стороны агентского соглашения подписали протокол, в котором зафиксировали факт выполнения агентом своих обязанностей, а также срок, в пределах которого принципал обязался уплатить предусмотренное агентским соглашением вознаграждение. Протокол содержал, кроме того, условие, согласно которому в случае неуплаты в срок вознаграждения агент вправе обратиться с иском в арбитраж по своему выбору. Принципал отказался уплатить вознаграждение, и агент обратился с иском к нему в арбитражное учреждение (т.е. в постоянно действующий третейский суд) третьей страны, известное своей высокой репутацией. Принципал отрицал компетенцию этого учреждения и действительность арбитражной оговорки, ссылаясь, в частности, на ее «односторонность». По мнению описавшего этот случай профессора B.С. Позднякова, «возражения принципала подлежали отклонению, поскольку «односторонность» арбитражной оговорки была обусловлена «односторонностью» правоотношения, ставшего предметом спора»*(365).

В зависимости от содержания третейских (арбитражных) оговорок могут быть выделены альтернативные третейские (арбитражные) оговорки двух видов:

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 N 102-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу С 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (часть седьмая статьи 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ). 24 июля 2002 года N 102-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 194-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 29.12.2015 N 382-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов
    • Статья 4. Получение документов и иных материалов
    • Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда
    • Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров
    • Статья 6.1. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде
  • Глава II. Третейское соглашение
    • Статья 7. Форма и содержание третейского соглашения
  • Глава III. Состав третейского суда
    • Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому судье
    • Статья 9. Число третейских судей
    • Статья 10. Формирование состава третейского суда
    • Статья 11. Основания для отвода третейского судьи
    • Статья 12. Порядок отвода третейского судьи
    • Статья 13. Прекращение полномочий третейского судьи
    • Статья 14. Замена третейского судьи
  • Глава IV. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде
    • Статья 15. Состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде
    • Статья 16. Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде
  • Глава V. Третейское разбирательство
    • Статья 17. Компетенция третейского суда
    • Статья 18. Принципы третейского разбирательства
    • Статья 19. Определение правил третейского разбирательства
    • Статья 20. Место третейского разбирательства
    • Статья 21. Язык (языки) третейского разбирательства
    • Статья 22. Конфиденциальность третейского разбирательства
    • Статья 23. Исковое заявление и отзыв на исковое заявление
    • Статья 24. Встречный иск и зачет встречных требований
    • Статья 25. Полномочия третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер
    • Статья 26. Представление доказательств
    • Статья 27. Участие сторон в заседании третейского суда
    • Статья 28. Последствия непредставления сторонами документов и иных материалов или неявки сторон
    • Статья 29. Назначение и проведение экспертизы
    • Статья 30. Протокол заседания третейского суда
  • Глава VI. Решение третейского суда
    • Статья 31. Обязательность решения третейского суда
    • Статья 32. Принятие решения третейским судом
    • Статья 33. Форма и содержание решения третейского суда
    • Статья 34. Дополнительное решение
    • Статья 35. Разъяснение решения
    • Статья 36. Исправление описок, опечаток, арифметических ошибок
    • Статья 37. Определение третейского суда
    • Статья 38. Прекращение третейского разбирательства
    • Статья 39. Хранение решений и дел
  • Глава VII. Оспаривание решения третейского суда (статья 40, статья 41, статья 42, статья 43). — Утратила силу
  • Глава VIII. Исполнение решения третейского суда (статья 44, статья 45, статья 46). — Утратила силу
  • Глава IX. Заключительные положения
    • Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *