Субъекты и объекты рынка

Субъекты и объекты рыночных отношений. Их специфика

1.3 Субъекты и объекты рыночных отношений. Их специфика

Субъекты рыночных экономических отношений – те, кто есть их носителями, то есть, кто продаёт и покупает: практически каждое физическое лицо, которое не ограничено законом в правоспособности и дееспособности, группы граждан, трудовые коллективы, юридические лица всех форм собственности, государство.

Носители рыночных отношений – это те, кто занимается индивидуально-трудовой деятельностью, государственные предприятия, кооперативы, арендные предприятия, фермерские хозяйства, коллективные хозяйства и т. д.

В то же время субъектов рыночных отношений разделяют на производителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Кроме того, выделяют посредников, которые «сводят» продавцов и покупателей. Такими посредниками являются коммерсанты, банки, биржи, торговые филии, торгово-промышленные палаты, страховые компании. Самый крупный посредник – государство. Принято выделять четыре крупные субъекты рыночного хозяйствования: домашние хозяйства, фирмы, банки и государство.

Если рассматривать эволюцию рынка с точки зрения субъектов рыночных отношений, то мы увидим, что сначала это были непосредственно производители потребители товарной продукции. Потом по мере его развития и разделения в самостоятельные отрасли торговли и денежного обращения, активными участниками рыночных отношений становятся торговые и финансовые посредники: коммерческие агенты, консигнаторы, брокеры, дилеры, коммивояжеры и др.

Названные субъекты, действуя на правах физических либо юридических лиц, играют всё большую роль в рыночной экономике, и не случайно. Рынок представляет собой сложный механизм выявления и согласования экономических интересов. Именно этим и занимаются торговые и финансовые посредники. Они изучают состояние спроса и предложения тех или иных товаров, динамику цен, устанавливают деловые контакты, прогнозируют рыночную ситуацию и т. д.

Их деятельность считается крайне необходимой и высоко оценивается общественностью. Бытует даже мнение, что посреднические звенья в рыночном механизме играют роль управляющей системы.

В условиях командной экономики, наоборот, посредническая деятельность рассматривается как второстепенная, а то и вовсе нежелательная. Это обусловлено тем, что здесь всеохватывающим регулятором общественной жизни выступает государственный аппарат. Посредник же, который обеспечивает независимое функционирование хозяйств, своей деятельностью объективно противостоит госаппарату, угрожая самому его существованию.

Объектами рыночных отношений является то, для чего они существуют: в первую очередь это товары и услуги (предметы потребления и средства производства), капитал, труд, земля и другая недвижимость, ценные бумаги, интеллектуальные достижения (идеи, открытия и т. д.), информация (в том числе реклама). То есть объектами рыночных отношений является всё то, что продаётся и покупается.

1.4 Сущность рынка. Общность черт

Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?

Обмен можно рассматривать с двух сторон:

v как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;

v как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.

Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

Товарное обращение – более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т – Д – Т) на основе взаимозаменяемости и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли – продажи. Торговые сделки товаровладельцев – продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляют суть торговой деятельности.

Торговые услуги – отношения посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю – продажу товаров.

К основным торговым услугам относятся такие торговые операции, как изучение покупательского спроса товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров (прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров; оформление различных документов; учет и контроль за движением товарной массы и многие другие).

К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), существование которого обусловлено полным обособлением производства от сферы обращения.

Ещё бы хотелось остановиться на понятии торговый капитал. Торговый капитал – капитал, функционирующий в сфере обращения (по Марксу), представляет собой обособившуюся часть промышленного (товарного) капитала. Практически это означает, что промышленник, вкладывающий свой капитал в производство товаров, сам не занимается их реализацией, а передает эту функцию специальным торговым предприятиям. Торговый капитал становится как бы агентом промышленного, осуществляет его торговое обслуживание. Экономический смысл такого обособления состоит в том, что торговец экономит промышленнику время и деньги, ибо осуществляет реализацию товаров быстрее (лучше знает условия реализации, спрос покупателей и т.д.) и с меньшими затратами.

Первоначальной формой торгового капитала был купеческий капитал, объективной основой возникновения которого послужили отделение ремесла от земледелия, а затем города от деревни. С возникновением денег и образованием местных рынков происходит выделение особой группы лиц – купцов, специализировавшихся на посреднических операциях в сфере товарного обмена.

В эпоху свободной конкуренции торговый капитал обособляется от промышленного довольно сильно. Крупные промышленные компании создают часто собственную сбытовую сеть, стараясь держать под контролем реализацию и потребление своих товаров.

Рынок – это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он.

Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Единство всех вышеназванных категорий заключается в том, что они выражают единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения товаров.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентоспособности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции) позволяет говорить о киевском, украинском, американском, японском и других рынках.

Информация о работе «Системная структура, экономическая роль и функции рынка в процессе общественного воспроизводства» Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 72080
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 3

Похожие работы

394125 9 10

… образования не в полной мере нацелено на цели и задачи экономических реформ, и вместе с тем, в недостаточной мере предпринимаются шаги для совершенствования управления образовательным фактором экономического роста Павлодарской области. В частности, из данных, приведенных в подразделе 2 раздела 2, мы видим, что для Павлодарского региона характерна проблема снижения численности населения, и только …

92043 2 0

… , Постановление Правительства РФ 29 декабря 1994 ”Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого региона РФ» §2. ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБРЕГИОНА И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Экономические интересы субъектов хозяйствования весьма разнообразны и разнокачественны, как в связи с их разноуровневой принадлежностью, функциональной ориентированностью, так и приоритетностью. …

479112 4 1

… функция общей экономической теории – прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития. Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в формировании экономической среды в определении масштабов и направлений экономической динамики, в …

184884 0 0

… обеспечивает единство исторического и логичес­кого подходов. Это необходимо не только для выяснения происхождения системы и ее элементов, но и для обосно­вания тенденций развития, его этапов. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. Вместе с тем она рассматривает экономи­ческие процессы, освобожденные от случайностей истори­ческого развития, т.е. …

Государство как субъект экономики (стр. 1 из 4)

Центросоюз Российской Федерации

Московский Университет потребительской кооперации

Кафедра экономической теории

Курсовая работа по экономической теории на тему:

«Государство как субъект экономики.

Собственность; экономические интересы»

Москва 2002

ПЛАН.

Введение стр.3

1. Государство как субъект экономики. Функции

государства в рыночной экономике. стр.4

2. Государство как предприниматель. Государственный

сектор в экономике. стр.6

3. Разгосударствление и приватизация: понятие, формы,

способы. стр.12

4. Особенности приватизации в России. стр.25

Заключение. стр.34

Список литературы стр.36

Приложение стр.37

Введение

Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Ими занимается государство.

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики.

Необходимость в деятельности государства вызывалась потребностями развития самой рыночной системы, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования. Рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство через свои функции.

Современное рыночное хозяйство индустриально развитых стран – это смешанная экономика. Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности. В развитых странах наряду с частной собственностью существует и государственная собственность. Государство в современной рыночной экономике – это еще и предприниматель, который распоряжается своей собственностью через разгосударствление и приватизацию. Приватизация особенно актуальна для нашей страны.

1. Государство как субъект экономики. Функции государства в рыночной экономике.

Экономические функции государства определялись потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частичного предпринимательства. Функции государства развивались в двух направлениях: поддержание и облегчение функционирования рыночного механизма; усиление и модификация рыночной системы в соответствии с изменением условий развития.

Функции государства по поддержанию рыночного механизма состоят в следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.) и защита от конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителя).

Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:

а) в перераспределительной политике. Перераспределение доходов в обществе реализуется через трансфертные платежи (бедным, безработным) и модификацию цен (гарантированные цены фермерам, минимум заработной платы). Корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ (строительство школ, больниц), экологической защите, превращая затраты на загрязнение окружающей среды во внутренние издержки самих предприятий (химических, например);

б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации. С помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост;

в) в проведении эффективной внешнеэкономической политики.

Государство как сознательный субъект должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночной механизме не было сбоев. Оно должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий. Следовательно, государственная деятельность не должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму.

Государство интегрируются в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, её социальной ориентацией, направляемой государством. Современное рыночное хозяйство индустриально развитых стран – это смешанная экономика.

2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.

Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности. В развитых странах наряду с частной собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах различен. Он крайне мал в США и Японии. «На европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30 % (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около 1/3 всей земли находится в собственности федерального правительства.

Следовательно, государство в современной рыночной экономике – это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

В государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; второй – когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.

В результате государственная собственность реализуется по следующим каналам:

создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь);

развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом (электроника, авиация);

национализация убыточных предприятий (например, предприятия угольной промышленности).

В результате в орбите государственного предпринимательства оказываются не только инфраструктура, добывающая промышленность, но и некоторые ведущие отрасли промышленности.

Государственные предприятия бывают двух видов: государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, и государственные предприятия, не являющиеся юридическими лицами. Если государственные предприятия не обладают статусом юридического лица, то они являются подразделением государственных органов и учреждений и находятся на балансе и под контролем государственных ведомств.

Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия публичного права. Предприятия частного права – это, как правило, акционерные общества. Государству в таких обществах принадлежат все акции или их часть. В последнем случае образуются смешанные (государственно-частные) предприятия.

Предприятия частного права – это юридически самостоятельные, хозяйственно автономные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа (публичные корпорации). Их капитал не разделен на акции и целиком принадлежит государству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, а не правительству, хотя через определенные формы (назначение директоров, предоставление субсидий) правительство может контролировать их деятельность.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии (где велика доля смешанных предприятий)они объединены в холдинговые структуры.

Государственные предприятия отличаются от частных предприятий тем, что они, как правило, зависимы от государственных структур. Поэтому в их деятельности просматривается двойственность – нацеленность не только на рыночные но и на не рыночные мотивы. Это выражается в том, что, во-первых, государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по государственным твердым ценам). У государственных предприятий нет обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротств. В то же время правительство контролирует лишь определенные области деятельности государственных предприятий (например, сбыт продукции), не имея возможности воздействовать на другие (например, на конкурентоспособность предприятий).

Во-вторых, государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов). В-третьих, на государственных предприятиях, с одной стороны, несколько выше заработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но, с другой стороны, на рабочих государственных предприятий могут обрушиться политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией (например, запрет на забастовки).

Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантированное правительством финансовой поддержки делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоёмкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так в Англии издержки производства не государственных предприятиях в среднем на 30%, а в США на 20% выше, чем на частных предприятиях.

Субъекты исполнительного производства: понятие, классификация

Субъекты исполнительного производства — это граждане, организации и должностные лица, принимающие участие в процессе исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов.

гл 6 закона об исполнительном производстве.

Классификация. В законе:

1. Субъекты, исполняющие требования исполнительный документов. Это судебные приставы исполнители, иные субъекты — органы не принудительного исполнения ( загс, финансовые органы, банки, работодатели)

2. Лица, участвующие в исполнительном производстве. Ст 49 закона, это взыскатель и должник и их представители. Взыскатель — лицо, в чью пользу выдан исполнительный документ, выгодоприобретатель в результате исполнительного производства либо лицо, подающее документы в фссп. Должник — это лицо, обязанное по исполнительному документу передать денежные средства, иное имущество, либо совершить иные действия или воздержаться от их совершения. Представителям посвящена ст 53 закона об исполн производстве.

3.Лица, содействующие совершения исполнительных действий. Переводчики, специалисты, понятые, хранители арестованного имущества, реализаторы арестованного имущества, органы внутренних дел.

4. Лица, осуществляющие предварительный и последующие контроль, Либо разрешающие отдельные вопросы принудительного исполнения. Суды , старшие судебные приставы, главные судебные приставы субъекта рф, главный судебный пристав рф.

II. Другие авторы предлагают разделить субъектов правоотношений в исполнительном производстве на две группы:

1) основные участники исполнительного производства;

2) лица, содействующие исполнению

II. Решетникова предлагает разделить субъекты исполнительного производства на три группы:
1)властные органы, осуществляющие исполнение;

2) лица, в отношении которых совершаются исполнительные действия;

3) лица, содействующие исполнительному производству

Взависимости от целевой направленности их деятельности и роли, предлагается подразделить на четыре группы:
1)органы принудительного исполнения;
2)суд (судья);
3)стороны;
4) другие участники исполнительного производства

7. Федеральная служба судебных приставов: организация и компетенция(по указу президента)

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

П.13 указа президента РФ от 09.03.2014 №314 О системе и структуре фед орг исп власти.

Организация деятельности

. ФССП России возглавляет директор — главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий.

Директор имеет заместителей — заместителей главного судебного пристава РФ, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом. Количество заместителей директора устанавливается Президентом.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета.

ФССП России имеет геральдический знак — эмблему и флаг, учреждаемые Президентом.

Местонахождение ФССП России — г. Москва.

Служба судебных приставов субъектов РФ, возглавляется главным судебным приставом субъекта РФ.

Районные (межрайонные) или соответствующие им согласно адм.-террит. делению подразделения судебных приставов, которые возглавляются старшими судебными приставами и состоят из:

1. судебные приставы – исполнители;

2. судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Создаются специализированные подразделения судебных приставов (например, для взыскания административных штрафов, по налоговым взысканиям).

ФССП России осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

установленный порядок деятельности судов;

осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

2) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);

участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

3) руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;

4) проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

5) создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства;

6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;

15) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

17) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России; осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Понятие рынка и рыночных отношений сегодня – это довольно близкие понятия. Это объясняется тем, что многие страны сейчас перешли на рыночную экономику. Вся совокупность отношений, которые создаются между продавцами и покупателями в процессе покупки и продажи товаров теперь имеет один и тот же смысл.

Анализ рыночных отношений

Если анализировать рынок и рыночные отношения, то нужно выделять такие типы субъектов, как домохозяйство и предприятие. Оба они являются частью чистой рыночной экономики. Этим субъектам подвластна одна особенность.

Дело в том, что государство в их экономических отношениях сводится к минимуму.

Внедрение рыночных отношений в стране обуславливает необходимость реформирования и укрепления финансового сектора экономики. Это делается с целью усиления его влияния на активизацию инвестиционных процессов, структурную перестройку и дальнейшее экономическое развитие страны.

В связи с этим совершенствование деятельности финансовых учреждений требует решения целого комплекса проблем. Прежде всего, подобные проблемы связанны с расширением номенклатуры финансовых услуг или переходом на международные стандарты. Решение подобных задач требует использования новых подходов к организации подготовки специалистов соответствующего уровня и кардинальные обновления содержания финансово-экономического образования в целом.

Рыночным отношениям внутренне присущи объективные тенденции, которые периодически вызывают кризисное состояние структурных элементов и системы образующих принципов. Исходя из этого, рыночные отношения внешне проявляются как взаимодействие равноправного обмена товарами, продуктами, произведенными для продажи между странами мира и владельцем товара.

Субъекты и объекты рынка

Товарное хозяйство, развиваясь и совершенствуясь как способ организации хозяйственной деятельности, становясь все более всеобщим, перерастает в рынок. Таким образом, рынок – это особая, исторически сложившаяся, форма организации экономических взаимосвязей между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров по поводу обмена этими товарами путем купли-продажи.

Различают понятие рынка в узком и широком смысле. В узком смысле рынок – это отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже товаров в определенное время и в конкретном месте. В широком смысле рынок – это система воспроизводства, осуществляемая под воздействием столкновения экономических интересов производителей и потребителей товаров.

Рынку присущи следующие основные черты:

1. Рынок предполагает наличие товарной массы, то есть огромного количества товаров. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. Чем больше по ассортименту товарная масса количественно и качественно, тем более развит и рынок.

2. Рынку присуще наличие развитой и устойчивой денежной системы. Классический рынок – не бартер, не обмен по цепочке Т-Т, а товарно-денежное обращение по схеме Т – Д – Т — Д и так далее – до бесконечности.

3. Рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. Но эта самостоятельность агентов рынка относительна, потому что все их действия обусловлены правилами рыночной игры.

4. При всей своей стихийности рынок подчиняется действию экономических законов, прежде всего таких, как законы конкуренции, стоимости, спроса и предложения.

5. В основе действий двух основных агентов рынка (продавцов-производителей и покупателей-потребителей) лежит личный экономический интерес.

6. Рынок предполагает полную материальную ответственность его участников за результаты их хозяйственной деятельности.

7. Рынок обладает развитой инфраструктурой, которая повышает эффективность его функционирования.

8. Рынку свойственна открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает как часть национального, а национальный – как часть мирового.

Историческое развитие рынка привело к тому, что он стал выполнять ряд функций, важнейшими из которых являются следующие:

· информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых его участникам. Данная функция позволяет учитывать меняющиеся условия рынка;

· регулирующая. Рынок регулирует общественное производство, так как показывает, что выгодно производить, как производить и для кого нужно производить (кто сможет купить);

· стимулирующая. Рынок побуждает к освоению достижений научно-технического прогресса, что ведет к снижению затрат на производство, повышению качества и расширению ассортимента производимой продукции;

· посредническая. Рынок дает возможность покупателю выбрать оптимального продавца, а продавцу – наиболее подходящего покупателя;

· ценообразующая. В результате взаимодействия товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции, рынок устанавливает цены на товары и услуги;

· санирующая (оздоровительная). Рынок «очищает» общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и поощряет развитие эффективных и перспективных;

· дифференцирующая. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, то есть обогащает одних и разоряет других;

· воспитательная. Рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия.

Рынок осуществляет свои функции благодаря деятельности его участников. Их еще называют экономическими агентами, или субъектами рынка. Субъекты рынка – это те, кто принимает экономические решения и осуществляет рыночные действия. Основными субъектами рынка являются продавцы (производители товаров и услуг) и покупатели (потребители товаров и услуг), в роли которых выступают домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство.

Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

· обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала (заботится о здоровье, воспитании и образовании своих членов);

· самостоятельно принимает решения;

· является собственником какого-либо фактора производства и может извлекать из этого пользу, получая доходы (за фактор «земля» — ренту, за фактор «капитал»- арендную плату или процент, за фактор «труд» — заработную плату);

· стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

В функционировании домашнего хозяйства велика роль рутины. Рутина (от фр. routine) – это следование шаблону, устоявшимся правилам и навыкам.

Основополагающая роль рутины в домашнем хозяйстве объясняется следующим:

1) человеку свойственна потребность в создании вокруг себя предсказуемой среды без радикальных изменений;

2) в условиях постоянно изменяющейся внешней среды у человека возникает потребность оставаться самим собой, в своей семье. Рутина, созданная самим человеком под его потребности, ему в этом помогает.

Следующим субъектом рынка являются предприятия (фирмы), представляющие собой экономические единицы, которые:

· используют факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

· стремятся к максимизации прибыли;

· самостоятельно принимают решения.

Еще один субъект рынка – государство. Государство – это особая организация, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной целостности, способствующая его развитию и выступающая при этом официальным представителем всего данного общества.

Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Основной экономической задачей государства является обеспечение взаимодействия между всеми участниками хозяйственной деятельности.

Домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство вступают в экономические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка. Объекты рынка – это все то, на что направлены рыночные отношения и действия субъектов рынка. Объектами рынка являются экономические ресурсы, товары и услуги, деньги, ценные бумаги и т. п.

В современных условиях рыночная система из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению субъектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектная структура рыночного хозяйства — это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг, торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: домашние хозяйства; предприятия (фирмы), банки и государство (правительство).

См. также: Понятие рынка Сущность и условия существования рынка

Домашнее хозяйство — это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, может состоять из одного или нескольких лиц. Оно обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства в рыночной экономике, стремится к максимальному удовлетворению личных потребностей (а не к наращиванию прибыли).

Предприятие (фирма) — экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Оно предполагает вложение собственного или заемного капитала, что влечет за собой риск и ответственность. Полученный доход предприятие (фирма) расходует не просто на личное потребление, а для расширения производства.

См. также: Функции рынка Структура и инфраструктура рынка

Банк — финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

Государство (правительство) — представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

См. также: Типы рынков Преимущества и недостатки рынка

От государственных организаций, предприятий (фирм), домашних хозяйств и банков следует отличать экономические институты. Под последними понимается набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены общества, ибо они оказывают непосредственное влияние на организацию и экономическое поведение людей.

Институты и организации имеют существенные различия. В то время как институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие отдельных лиц, организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений.

Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, учреждающие взаимодействие индивидов, составляющих организации. Некоторые коллективные объединения могут быть как институтами, так и организациями. Например, фирма, правительственная бюрократия … читать далее …

Субъекты, объекты и функции рынка

Субъекты рынка – это физические, юридические лица, вступа­ющие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, других – как производители.

Субъекта­ми являются: индивидуальные товаропроизводители, фирмы, семьи, государство, организации и т. д.

Субъектами рыночного хозяйства выступают:

1. Домашнее хозяйство – представляет собой экономичес­кую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая: обеспечивает производство товаров и воспроизводство челове­ческого капитала; самостоятельно принимает все решения; является собственником какого-то фактора производства; стремится к максимальному удовлетворению своих потребнос­тей.

2. Предприятие (фирма) –это экономическая единица кото­рая: использует факторы производства для изготовления про­дукции с целью ее продажи; стремится к максимизации при­были; самостоятельно принимает решения.

3. Банки –кредитно-финансовые учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального фун­кционирования рынка.

4. Государствопредставлено правительственными учрежде­ниями, осуществляющими юридическую и политическую власть направленную на обеспечение контроля над хозяйственными субъектами и рынком для достижения общественных целей.

Субъекты рынка находятся в постоянном взаимодействии. Недопустимо в реальной практике исключение из системы одного из указанных субъектов, в противном случае будет нарушена система рыночных отношений.

Объекты рынка – это специфические группы товаров или услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок и различающиеся по характеру, способу и целям потребления. Объ­ектами рынка являются товары, услуги, технология, информация.

Рынок выполняет следующие функции:

1) регулирующую – регулирует производство товаров и услуг;

2) контролирующую – определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его изготовление труда;

3) распределительную – устанавливает необходимые воспроиз­водственные пропорции, обеспечивает сбалансированность эконо­мики;

4) стимулирующую – побуждает снижать индивидуальные за­траты труда, повышать производительность труда, использовать новую технику;

5) информационную – информирует о состоянии дел в хозяйст­венной жизни.

Структура рынка

Рыночная экономика характеризуется тем, что она проникает во все сферы хозяйственной деятельности и во все регионы государства. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений.

Экономика в целом становится совокупностью рынков, различающихся только степенью, мерой и глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок в виде рыночных отношений проникает во все клетки экономического организма.

Виды рынков

Имеется множество рынков действующих на разных уровнях.

1. По географическому принципу (определение террито­рии):

а) региональные (они могут быть в масштабах страны и в масштабах области);

б) районные;

в) городские;

г) по зоне расположения: север, юг, восток, запад;

д) мировой рынок (могут участвовать все или большинство стран, но на практике – чаще выступает региональный мировой рынок как несколько государств.

2. По размерам рынков:

а) рынки первичного оборудования;

б) рынки возмещения оборудования;

в) рынки товаров заменителей товаров.

3. По типу потребителей:

а) рынок для потребителей с высоким достатком;

б) рынок для потребителей со средним достатком;

в) рынок для потребителей с низким достатком.

4. По форме функционирования:

а) монопольный рынок (обычно один или два монополиста);

б) олигопольный (три-пять крупных концернов);

в) полипольный (множество продавцов).

5. По содержанию рыночной структуры (по назначению):

а) рынок товаров промышленного назначения;

б) рынок товаров потребительского назначения;

в) рынок оказания услуг;

г) товарный рынок;

д) рынок труда;

е) рынок ценных бумаг и др.

6. По условиям работы:

а) регулируемый рынок (государство оказывает влияние на рынок экономическими методами, принимаются специальные законы, указы, распоряжения, постановления);

б) рынок свободный (освобожденный от государственного вмешательства. Здесь, в полной мере, действуют рыночные зако­ны, свободная конкуренция, цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения).

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка – это система составляющих рын­ка, обеспечивающих функционирование экономики страны в целом (банки, биржи, аудиторские конторы, страховые компании, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы).

Инфраструктура рынка:

1)предприятия оптовой и розничной торговли;

2)торговые дома;

3)аукционы;

4)аудиторские компании;

5)страховые компании;

6)банки;

7)биржи.

Банк – кредитно-финансовое учреждение, которое аккумулирует свободные денежные средства предприятий, населения, бюджетных организаций и предоставляет их в кредит своим клиентам, обслуживает денежное обращение.

Виды банков:

1. Национальный (центральный, государственный) банк Украины.

2. Коммерческие банки – депозитные.

3. Инвестиционные.

4. Сберегательные.

5. Специальные (внешнеторговые, страховые, пенсионные фонды).

Функции банков:

1. Кредитование юридических и физических лиц.

2. Регулирование денежного обращения.

3. Совершение денежных расчетов и платежей.

4. Выпуск кредитных средств обращения.

5. Консультирование по экономическим и финансовым вопросам.

Функции НБУ:

1. Эмиссия денежных средств и изъятие денег из обращения.

2. Сохранение официальных золото-валютных резервов.

3. Регулирование денежно-кредитного обращения.

4. Выдача лицензий на банковскую деятельность.

5. Обслуживание государственного долга страны и т.д.

Биржа – институт, благодаря которому оперативно и взаимовыгодно для партнеров осуществляются операции купли-продажи, реализуется единая стратегия поведения агентов данной структуры.

Биржа представляет собой особую форму оптового рынка, на котором в качестве товаров выступают:

— средства производства и предметы потребления (товарная биржа);

— ценные бумаги (фондовая биржа); иностранная валюта (валютная биржа);

— здания, где проходят торги.

Особенностью бирж является то, что оптовая торговля (купля-продажа) здесь ведется без наличия самого товара (могут быть, представлены лишь образцы определенных видов товаров).

Виды бирж.

Товарная биржа – организация предприятий торговли, сбыта, обмена, цель которой – заключение сделок, выявление цен, спроса и предложения.

Товарная биржа– это форма оптового рынка средств производства, сырья, материалов, предметов потребления. Она оказывает посреднические услуги при заключении торговых сделок, улаживает торговые споры, собирает и публикует информацию о ценах и состоянии рыночной коньюктуры.

Биржа труда – содействует проведению государственной политики в области занятости и выполняет следующие функции:

Ú анализирует состояние рынка труда;

Ú прогнозирует спрос и предложение рабочей силы;

Ú ведется учет граждан, обращающихся за трудоустройством;

Ú содействуют трудоустройству безработных;

Ú осуществляют профориентацию молодежи;

Ú занимаются обучением и переобучением безработных;

Ú выплачивает пособие по безработице.

Фондовая биржапредставляет собой организацию закры­того типа, где операции совершают только члены биржи или лица, купившие места на бирже.

Здесь действуют такие участники биржи:

— диллеры (покупатели и продавцы ценных бумаг за свой счет);

— брокеры, которые выступают от лица своих клиентов.

Валютные биржиосуществляют торговлю валютой в крупных размерах на основе складывающегося спроса и пред­ложения на нее.

В инфраструктуру рынка входят также предприятия опто­вой и розничной торговли. В зависимости от того, кому принадлежат магазины, торговля бывает корпоративная, коопе­ративная, частная.

Торговые дома– это специализированные фирмы, торгую­щие одним товаров или группой однородных товаров по пору­чению клиентов (или за их счет). Их сфера деятельности обширна: операции по внутренней оптовой и розничной торговле, экспортно-импортные и другие операции, участие в производстве внешнеэкономические продукции.

Торговые домаимеют сеть магазинов, складские помеще­ния, транспортные средства, средства связи и др.

Аукционная торговля– форма рыночной торговли. Это разновидность периодически открытых торгов, где идет тор­говля товарами (редкими, особо ценными).

Цивилизованный аукцион(в странах с развитыми рыноч­ными отношениями) – это реализация редкого ценного меха, антиквариата, изделий из редких металлов, ценных камней, произведений искусства, породистого скота, скакунов и племен­ных лошадей, быков и др.

В странах СНГ на аукционах предлагаются:

ü предприятия, организации (фонды, здания, оборудова­ние);

ü промышленные и гражданские здания;

ü магазины, столовые, кафе, рестораны, парикмахерские и др.

Существуют два вида аукционов:

а) аукционы на повышение цен (товар, объект покупает тот, кто дает наивысшую цену из лиц, привлеченных на аукцион);

б) аукционы на снижение цен (голландские аукционы: вначале на товар назначается искусственно завышенная цена, а потом в ходе аукциона цена постепенно снижается, покупает товар тот, кто остановит снижение цены).

Аудиторские конторы – оказывают аудиторские услуги (проверки, ревизии бухгалтерской отчетности предприятий (фирм) квалифицированными специалистами на предмет их соответствия установленным правилам и стандартам; состав­ление сводных счетов и балансов, проводят консультации).

Оптовая торговляпредставляет собой сбыт, закупку, формирование торгового ассортимента, складирование, транс­портировку, она является самостоятельной отраслью экономики рыночных отношений.

Лизинг –специфическая форма финансирования вкладов на приобретение машин, оборудования, помещений при посред­ничестве специализированной лизинговой компании (получив право на имущество, посредники передают его в аренду третьему лицу (использующему технику, оборудование и др.).

Продавцу средств производства лизинговая компания платит наличными.

Финансовый лизинг– это финансирование банками аренды средств производства.

Активными работникамибирж, аукционов, аудиторских контор, страховых фирм являются: агенты, брокеры (маклеры), дилеры.

Агент– оптовый торговец, представляющий продавца или покупателя на относительно самостоятельной основе, выпол­няет небольшое количество функций и не принимает на себя прав собственности на товар.

Брокер – посредник (отдельное лицо или организация) при заключении сделок между продавцами и покупателями товаров, валюты, ценных бумаг и др. Обычно брокер специализируется на узком ассортименте товаров. Брокеры, как правило, объединяются в брокерские конторы, фирмы, которые монополизируют рынки по отдельным товарам (ценных бумаг, валюты, товаров). Старший брокер называется гофброкером.

Дилер– (от англ. dealer – торговец, агент) – физическое или юридическое лицо организующее реализацию (перепродажу) от своего имени или за счет своих финансовых средств. Доход дилера образуется за счет разницы между ценами продажи и приобретения товаров (ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов), а также за счет изменения курса валюты и ценных бумаг.

«Бык» – спекулянт, играющий на биржевом повышении цен и скупающий контракты.

Маклер – (нем. makler) – физическое или торговое лицо – торговый посредник при заключении различного рода сделок на фондовых, товарных, валютных биржах и получающий за свою деятельность плату в виде процентов от суммы сделки.

«Медведь» – спекулянт, играющий на биржевом понижении цен и продающий контракты.

Модели рынка

Имеется множество моделей рынка (по существу, в боль­шинстве стран своя модель).

Зависит это от условий каждой страны:

— экономических;

— политических;

— социальных;

— демографических;

— географических и др.

Назовем наиболее характерные из них, показательные и специфические для народов (наций, стран): французская, польская, германская, шведская, японская, американская, южнокорейская (это страны с установившимися рыночными отношениями).

1. Французская модельхарактеризуется большим разно­образием экономических инструментов хозяйствования: страте­гическое планирование; стимулирование конкуренции; регули­рование объемов производства; гибкая система налогообло­жения.

Эта модель исходит из того, что рынок сам по себе не решает многих проблем, особенно удовлетворения нужд об­щества. Не решает проблем социальной защиты населения; не обеспечивает проведения фундаментальных научных иссле­дований; не обеспечивает социальной инфраструктуры.

Особо надо отметить об осуществляемом в стране страте­гическом планировании. Оно прошло несколько этапов от жест­кого государственного регулирования до индикативного пла­нирования (прогноз, рекомендации), Планирование в стране проводится Генеральным комитетом по заранее разработанному плану.

Открытый характер французской экономики дает доступ иностранным фирмам на внутренних рынках. В основе полити­ки ценообразования лежат три следующих фактора; инфляция, конкуренция, баланс между спросом и предложением на потребительском рынке.

2. Польская модель представляет собой большой интерес своей революционностью и быстрыми действиями. Здесь был принят вариант «шоковой терапии». Суть его заключается в развитии многоукладности экономики (формы осуществля­лись в условиях экономического кризиса).

Данный вариант реформирования готовился заранее, еще в 1982 году, в связи, с чем были введены рыночные цены (доминировали договорные цены).

Начался рост цен, особенно на продукты питания. Цены росли в два с половиной раза быстрее, чем росла заработная плата. Это вызвало шок у населения из-за резкого снижения уровня жизни.

Государство приняло срочные меры по:

ü прекращению дотаций убыточным предприятиям;

ü введению статуса «предприятие-банкрот»;

ü сокращению числа безработных.

Один из последних периодов реформы – осуществление плана Бальцеровича, в два этапа:

I этап – ускорение переходного периода (стабилизация экономики);

II этап – проведение приватизации, структурные изменения в производстве.

Международный валютный фонд оказал Польше помощь в 1990 году в размере 3 млрд. долларов.

3. Германская модель. Преобразование экономики исходит из того, что в центре государственных преобразований находит­ся человек с его интересами (как свободная личность), осознаю­щего свою ответственность перед обществом.

Государство не стоит в стороне от проблем общества. Оно всемерно развивает конкуренцию, создает необходимые условия предпринимателям и защищает (социально) рыночное хозяйство.

В Германии каждый работает тем лучше, чем очевиднее результаты на развитие его материального и духовного благо­состояния. Модель рыночных отношений во многом способ­ствует этому.

4. Шведская модель– социал-демократический вариант экономического и общественного развития, главной целью которого является улучшение жизни людей. Швеция – капиталистическая страна. Но она доказала, что в этих условиях можно обеспечить «богатый социализм» (с высо­ким уровнем и качеством жизни). В этой стране огромные суммы изымаются у предпринимателей и через госбюджет направляются на социальные нужды людей.

Началом создания модели можно считать 1932 год, когда социал-демократическая партия стала самой влиятельной силой страны.

Теоретической основой данной модели является функцио­нальный социализм (без национализации средств производства, но с сохранением всех основных способов производства в личном владении). Элементы социализма имеются во многих странах, но в Швеции они имеют ярко выраженный характер.

В настоящее время в Швеции используются такие формы собственности: государственная, частномонополистическая, коммунальная, кооперативная, частная (она составляет 85-90 % от всех форм собственности).

5. Японская модель.Спецификация ее концепции заключается в следующем: мобилизировать сознание людей на постоянное повышение производительности труда и на этой основе – снижение себестоимости продукции, резкое повы­шение конкурентоспособности на мировом рынке. Уровень жиз­ни людей отстает от темпов роста производительности труда.

Воспитание у населения страны высочайшего самосознания (национальные приоритеты), интересы нации – выше всего и другое возведено в Японии в ранг государственной политики. Поэтому ради интересов страны люди идут на любые жертвы.

6. Американская модельпостроена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения.

Для уменьшения социальной напряженности, малообес­печенным группам населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода страны. Задача достижения «социального равенства» здесь вообще не стоит.

Американская модель основана на социально-культурных особенностях нации, массовой ориентации на достижение личного успеха, а также на высокий уровень экономического благосостояния народа.

7. Южнокорейская модель.

Она сочетает в себе план и рынок: система жесткого госу­дарственного планирования и действия рыночного механизма.

Буквально за один год были приняты необходимые для реформирования экономики законы: по приватизации собствен­ности; по денежному обращению; по регулированию внешней торговли; по контролю за ценами; по изменению курса валюты; о продолжительности рабочего дня; только по малому бизнесу было принято 12 законов.

В этой стране очень популярным является лозунг «малый бизнес – движущая сила экономического роста». Частный сек­тор полностью отдан во власть рынка.

Государство частично распределяет капитал. Оно взяло на себя такие отрасли экономики, которые были «не подъемные» для частного сектора, так как требовали больших капиталовложений: энергетика, транспорт, добывающая промышленность, тяжелое машиностроение и др.

8. В Украинееще нет четко определенной модели, хотя выбор сделан в пользу рыночных отношений.

Стране, естественно, нужна своя, особая модель, которая учитывала бы все особенности нынешнего положения общества:

ü кризисное состояние экономики;

ü разрыв связей с ближним и дальним зарубежьем;

ü психологические и национальные особенности людей;

ü политическую ситуацию:

ü отсутствие единства действий властных структур и множества партий;

ü наличие природных ресурсов;

ü зарубежную помощь (ЕС, МВФ и др.);

ü приверженность многих людей к прежней системе хозяйствования.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *