Стратегия развития 2030

Во время XIV форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» нашим корреспондентам в руки попала так называемая «визуализация» стратегического документа. И сегодня мы готовы поделиться ее содержанием с нашими читателями.

Итак, «Стратегия 2030», созданная петербуржцами в сопровождении ведущих международных экспертов по стратегированию, определяет будущее города на ближайшие 15 лет. Какой он, Санкт-Петербург — 2030? Каковы приоритеты его развития? Каковы наши конкурентные преимущества?

Виды и программы государственной поддержки малого бизнеса

Каким петербуржцы видят будущее своего города? Какими ресурсами развития мы располагаем? Как достичь заявленных целей и приоритетов?

Стратегия — это комплексный документ, содержащий обоснование сценария развития Санкт-Петербурга, описывающий приоритеты долгосрочного развития города на основании приоритетов Российской Федерации, определяющий миссию и систему целей экономического и социального развития города на период до 2030 года.

По мнению многих привлеченных к работе над стратегией международных экспертов, Санкт-Петербург провел одно из самых масштабных обещественных обсуждений подобного документа в мире.

Миссия Санкт-Петербурга в современных терминах:

Создание ценностных ориентиров, генерация и внедрение передовых идей, развитие Санкт-Петербурга как центра мировой культуры и международного сотрудничества.

Санкт-Петербург 2030 — самый комфортный в стране мегаполис для проживания, образец высокоразвитого европейского города современного уклада, «Разумный город».

Измерения умного города:

  • Умное население
  • Умная среда обитания
  • Умная экономика
  • Умное управление

Умное население

В центре «умных городов» — интересы обычных людей

Умная среда обитания

«Умному городу» необходимы умные решения, которые обеспечивают качественно новое развитие

Умная экономика

Развитие человеческого капитала и улучшение качества городской среды невозможно без устойчивого экономического роста, особенно актуального в условиях существующих вызовов и ограничений.

Умное управление

Одним из признаков стабильного положения города с конкурентноспособной экономикой является наличие сильного гражданского общества.

Сантк-Петербург 2030 — город для людей

Санкт-Петербург сегодня и завтра

Title

Подпрограмма № 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону» муниципальной программы «Стимулирование экономической активности, содействие развитию предпринимательства в городе Ростове-на-Дону», утвержденная постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 11.03.2015 N 138,  разработана на основании федеральных и областных законов о развитии малом и среднего предпринимательства.

При разработке подпрограммы учитывались тенденции развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП), а также наиболее актуальные проблемы в данной сфере.

Целями Программы являются: 

— стимулирование развития деловой и инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства города Ростова-на-Дону; 

— обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.   

Для достижения цели намечается решить следующие задачи: 

— расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;

— развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в городе;

— оказание содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и промышленного производства;

— развитие международного и межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства города;

— совершенствование информационно-консультационной поддержки субъектов МСП;

— содействие предпринимателям в повышение уровня их профессионального образования;

— популяризация предпринимательской деятельности;

— оказание содействия развитию молодежного предпринимательства;

— обеспечение взаимодействия городского бизнес-сообщества, объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, общественных и иных объединений с органами местного самоуправления;

— оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне.

Основными направлениями реализации мероприятий программы является:

1. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования.

2. Содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и промышленного производства.

4. Содействие развитию международного и межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства.

5.

Региональные программы поддержки субъектов малого предпринимательства

Информационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.

6. Методическое, аналитическое, организационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информация о реализации муниципальной программы «Стимулирование экономической активности, содействие развитию предпринимательства в городе Ростове-на-Дону», в том числе подпрограммы № 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону».

Самые интересные положения Стратегии развития малых и средних предприятий на период до 2030 года: финансирование деятельности, установление единых Стандартов работы во всех субъектах федерации, «амнистия» для теневого бизнеса.

В июне Правительством России была окончательно утверждена Стратегия развития малого бизнеса до 2030 года (распоряжение № 1083-р от 2.06.2016). Сам факт появления такого документа говорит, что отношение к МСП меняется. Цитата из него: «Первый принцип — малый бизнес прежде всего». Вот так: не меньше, ни больше — определяются приоритеты. Действительно, трудно игнорировать реальные цифры: располагая всего 5-6% основных производственных средств, субъекты МСП формируют 20% национального валового продукта. Этот показатель в два раза ниже мирового, и главная цель реформы — увеличить его вдвое (рис.1).

К Стратегии прилагается «дорожная карта» — план мероприятий с указанием срока исполнения, наименования ответственного ведомства и конкретными целевыми показателями. Ежегодно в декабре Минэкономразвития будет представлять Правительству отчетный доклад, и затем публиковать его на своем официальном сайте.

Рисунок 1. Целевые индикаторы роста оборотов МСП на 2016-2030 годы.

Все субъекты СМП поделены на 2 целевых сектора, для каждого предусмотрены разные меры поддержки:

  • массовый — предприятия, ИП, занятые в сферах предоставления услуг, розничной торговли, сельском хозяйстве, производстве бытовых изделий;
  • высокотехнологичный — организации, обеспечивающие внедрение инноваций, производящие экспортную продукцию, задействованные в обрабатывающих отраслях.

Предполагается, что целевые показатели будут достигнуты через систему взаимосвязанных мероприятий, самые масштабные из них отражены в «Дорожной карте».

Предоставление грантов предприятиям, реализующим инновационные проекты, будет осуществляться через ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере". Регулировать эту деятельность государство собирается через федеральные законы. Их принятие планируется в июне 2016 и июле 2017 года.

Всего в документе отражено 8 направлений, по которым предусмотрены конкретные меры поддержки. Проведение реформы, координация всех действий возложены на Министерство экономического развития и «Корпорацию МСП». Общее руководство осуществляет Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого, среднего бизнеса. Мы выбрали самые (на наш взгляд) значимые сферы для большинства предпринимателей, и рассмотрим их подробнее.

Расширение ниш, повышение спроса на продукцию

Стратегия развития предусматривает освобождение отдельных рыночных ниш для малого предпринимательства. Предполагается, что субсидии из федерального бюджета будут предоставляться в зависимости от достигнутых целевых индикаторов «дорожной карты» в каждом регионе.

  • Повышение конкурентоспособности МСП должно быть обеспечено введением «Единого стандарта развития конкуренции» для всех 85 субъектов Федерации. Действующий документ утвержден в сентябре 2015 года, ежегодно в него будут вносить поправки (Расп. Прав. № 1738-р). Он содержит конкретные показатели участия малых предприятий в каждой сфере (транспортные, медицинские, образовательные услуги т.д.), которые должны обеспечить региональные власти. Например, на рынке розничной торговли — их доля должна не меньше 20% от общего оборота, а ежегодный рост — не меньше 5%.
  • В сентябре 2016 года предполагается принятие федерального закона о нестационарной (мобильной торговле). Проект разрабатывает Минпромторг РФ, цель: вывести из тени нелегальную торговлю (рис.2). Кроме того, Правительство обещает принять решения, сокращающие число государственных, муниципальных унитарных учреждений на конкурентных рынках и ограничивающие право создания новых (!).

  • Каждый год будут постепенно увеличивать квоту для малых и средний предприятий по участию в госзакупках. Оборот рынка государственных заказов составляет в год около 12 трлн. рублей (почти 30% ВВП). На 2015 году квота составила 15%, с 2016 — это будет уже 18%, и начиная с 2018 года — не меньше 25% (рис.3). В сентябре и декабре 2016 года должны утвердить исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке от МСП.

Повышение доступности финансирования

Один из «больных» вопросов для малых и средних предприятий — недостаток средств на развитие бизнеса. Торговые организации испытывают дефицит оборотного капитала. С наступлением кризиса банки резко сократили «кредитные фабрики», ужесточили условия для заемщиков. Что предусматривает Стратегия развития для улучшения ситуации?

  • Повышение доступности лизинга оборудования для малых предприятий. С одной стороны собираются ввести налоговые льготы для лизинговых компаний, заключающих договоры с представителями малого и среднего бизнеса. С другой стороны, государство намерено внести специальный взнос в «Корпорацию МСП» с целью «докапитализации» региональных лизингодателей и расширения льготных программ поставщиков. Принятие соответствующего федерального закона планируется на июнь 2017 года.
  • В августе 2016 года Правительству должен быть представлен доклад о развитии Стандартов кредитования МСП от Минэкономразвития. Банк России в 2016 году продолжит льготное кредитование кредитных организаций по ставке 6,5%, а фонд увеличен до 75 млрд. рублей, что на 25% больше прошлогоднего. Будет максимально упрощена схема получения кредита на обеспечение заявок для участия в конкурсах и тендерах, банковской гарантии при получении госзаказа.
  • АО «Корпорация МСП» увеличит максимальные размеры финансирования из расчета на один проект. На 2016 год планируется довести общий объем кредитования МСП под гарантийное поручительство Корпорации до 117 млрд. рублей, а на 2017 — 156 млрд. рублей. В июле 2016 года должен быть принят федеральный закон, устанавливающий единые требования к работе всех региональных гарантийных фондов. По мнению Правительства, эти меры помогут увеличить долю кредитов для малого бизнеса (рис.3).

Рисунок 3. Прогнозируемый рост отдельных показателей развития МСП до 2030 года.

Налогообложение и государственное регулирование

Планируется ввести много поправок в законы, регулирующие налоговую политику и другие сферы хозяйствования. Их основная задача: увеличить количество малых предприятий, ИП, уменьшить число «теневиков». Если на начало 2016 года их было 39 на 1 тысячу населения, то к 2030 году должно стать — 46 единиц.

  • Должны быть утверждены «Правила недескриминированного доступа …» к инженерно-техническим сетям (вода, тепло, газ) и формы типовых договоров. Документ направлен на снятие административных барьеров при подключении малых и средних предприятий к ключевым ресурсам. Правда, в «дорожной карте», конкретные даты не указаны.
  • Налоговую нагрузку на малые и средние предприятия обещают не увеличивать как минимум 3 года, рассматривается предложение о продлении моратория.

    Программа по развитию малого и среднего предпринимательства

    Будет расширен список ОКВЭД, подпадающих под патентную систему налогообложения. Самозанятое население, получающее доходы нелегально, получит возможность подать добровольное уведомление с последующей регистрацией в качестве ИП и освобождением от уплаты налогов на 3 года. Такие граждане будут освобождены от ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.

  • Предполагается снижение административной нагрузки за счет запрета проведения проверок у субъектов МСП в течение 3 лет. Будет утвержден перечень документов, которые контролирующие органы будут запрашивать сами, и не требовать от организации. Обещают ввести налоговые вычеты на приобретение оборудования для фиксации данных в различных информационных системах, «коих развелось» уже достаточно. А для тех, кто подает сведения об обороте спиртсодержащей продукции в ЕГАИС — обещают отменить подачу декларации.
  • Субъекты МСП до 1 июля 2018 года имеют право преимущественного выкупа арендуемых государственных и муниципальных помещений. После этой даты будут внесены поправки, устанавливающие преференции для малого бизнеса на постоянной основе. Для этого собираются ввести их регулярную инвентаризацию, обновлять реестр реестры доступной недвижимости, разработать варианты снижения арендных ставок, ввести для субъектов федерации обязательные «Стандарты оказания имущественной поддержки» малому и среднему предпринимательству.

Выводы

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года должна, как считает Правительство, резко увеличить долю самозанятого населения в экономике. Строятся большие планы по развитию системы обучения, информирования, в том числе — создание специальных МФЦ по оказанию услуг предпринимателям. Интересно, что большинство из отраженных в «дорожной карте» мероприятий, не предусматривают дополнительного финансирования. Бюджетные средства будут выделены только «Корпорации МСП» на развитие лизинга, гарантийных фондов, а также на поддержку инновационных проектов и территорий моноразвития.

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАЛЕНИЯ И ПРАВА

(г. КАЗАНЬ)

Факультет менеджмента и маркетинга

Кафедра гостиничного и туристического бизнеса

Реферат

По дисциплине : «Экономика предприятия»

На тему: «Развитие малого и среднего бизнеса в России»

Выполнила

Галлямова А.А.

Студент 4 курса 561 группы

Проверила:

Гумилевская Е.П.

Казань 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. История развития, понятие и сущность

малого бизнеса в России…………………………………………………………4

Программа "Экономическое развитие"

История развития малого и среднего бизнеса в России………………….4

1.2. Понятие и сущность малого бизнеса в России……………………………7

Глава 2. Современные проблемы развития

малого и среднего бизнеса в России………………………………………….10

Глава 3. Основные направления государственной
поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации…………….13
Заключение……………………………………………………………………..16

Список используемой литературы…………………………………………….19

Введение

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

В первой части работы я предлагаю рассмотреть истоки и процесс развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также дать ему определение. Во второй части ознакомиться с опытом работы российских предприятий малого бизнеса, на основании чего провести анализ и выделить наиболее острые проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране и пути их решения. В третьей части данной работы отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России.

Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России

1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России

Российский малый бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Принципиальная схема управления предприятиями в условиях централизованного управления экономикой представлена на рисунке 1 (прил. 1). Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.

Централизованное управление экономикой имело своей целью обеспечение прогрессивных пропорций в развитии общественного производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого народного комплекса. Считалось, что это обеспечит более эффективное распределение ресурсов между отраслями и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий./1/

К 80-м годам двадцатого столетия экономика России оказалась в кризисной ситуации, что требовало проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений.

Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае я говорю об первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в 1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

1.2. Понятие и сущность малого бизнеса в России

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

в оптовой торговле – 50;

в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;

в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода. /2/

Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином. /2/

Малые и средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.

По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.

По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.

По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.

По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.

Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *