Статус безработного

Бюджетное учреждение ХМАО-Югры 
«Когалымская городская больница»

ПЕРЕЧЕНЬ
категорий неработающего населения, подлежащего обязательному медицинскому страхованию на территории ХМАО-Югры

Категории неработающего населения

Перечень документов, необходимых для получения страхового медицинского полиса

Дети и подростки до 18 лет

свидетельство о рождении ребенка и паспорт гражданина РФ родителя (или лица его заменяющего) (для детей до 14 лет), паспорт гражданина РФ (для детей 14-18 лет), с отметкой о регистрации по месту жительства или регистрации по месту пребывания (при отсутствии регистрации по месту жительства, при этом полис выдается на срок регистрации по месту пребывания); страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (для детей 14-18 лет).

Студенты дневных отделений средних специальных и высших учебных учреждений

паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства или по месту пребывания (при отсутствии регистрации по месту жительства, при этом полис выдается на срок регистрации по месту пребывания), справка из учебного заведения и/или студенческий билет, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Неработающие пенсионеры

паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства или по месту пребывания (при отсутствии регистрации по месту жительства при этом полис выдается на срок регистрации по месту пребывания), пенсионное удостоверение, трудовая книжка, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Неработающие инвалиды

паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства или по месту пребывания (при отсутствии регистрации по месту жительства при этом полис выдается на срок регистрации по месту пребывания), пенсионное удостоверение, справка МСЭК о группе инвалидности, трудовая книжка; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Безработные и временно неработающие граждане

Паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства или по месту пребывания (при отсутствии регистрации по месту жительства; при этом полис выдается на срок регистрации по месту пребывания), трудовая книжка и /или документ о регистрации безработного в центре занятости; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Безработные беженцы (вынужденные переселенцы) и члены их семей, не достигшие возраста 18 лет

документы, удостоверяющие личность и статус, выданные уполномоченными органами (удостоверение беженца или вынужденного переселенца), страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Неработающие иностранные граждане, лица без гражданства и члены их семей, постоянно проживающие на территории РФ

вид на жительство в РФ с отметкой о регистрации по месту жительства или по месту пребывания (при отсутствии регистрации по месту жительства) полис выдается на срок действия разрешения на проживание в РФ (вид на жительство) и регистрации по месту жительства. Полис членам семей выдается только при условии внесения их в «вид на жительство в РФ»

Лица, без определенного места жительства, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, зарегистрированные в учреждениях социального обслуживания, реабилитации и адаптации, воспитанники учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, социально-реабилитационных центров и т.д.

свидетельство о рождении (до 14 лет) или паспорт гражданина РФ (старше 14 лет), списки учреждений* (при этом полис выдается на срок пребывания или регистрации в учреждении).

Лица, не вошедшие в вышеуказанные группы

по согласованию со Страхователем

Под регистрацией по месту жительства и регистрацией по месту пребывания понимается регистрация на территории ХМАО-Югры в установленном законом порядке.

* Списки должны содержать следующую информацию о лице, подлежащему ОМС: ФИО, дата рождения, срок пребывания или регистрации в учреждении, — должны быть заверены подписью руководителя учреждения и скреплены печатью.

Льготная категория граждан

  1. Ветераны ВОВ, участники ВОВ, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, инвалиды войны
    (Закон «О ветеранах» №5 – ФЗ от 12.01.95г.)

  2. Жертвы политических репрессий
    (Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» №1761-1 от 18.10.91г.)

  3. Герои социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы
    (Закон «О предоставлении социальных гарантий Героям труда полным кавалерам ордена трудовой Славы» №5-ФЗ от 09.01.97г.)

  4. Инвалиды
    (Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.95г.)

  5. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
    (Закон «О социальной защите Граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» №179-ФЗ от 24.11.95г.)

Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой
в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований, а также консультаций врачей-специалистов

4.1. В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи предельные сроки ожидания составляют:

  • не более 2 часов с момента обращения — для оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме;

  • не более 10 рабочих дней с момента обращения — для приема врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме;

  • не более 10 рабочих дней с момента обращения за проведением диагностических исследований — для проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме;

  • не более 30 рабочих дней с момента обращения за проведением диагностических исследований — для проведения компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме;

  • не более 30 дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки) — для оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме.

4.2. В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме, о чем информируются граждане в доступной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Обучение населения вопросам ГО

В основу подготовки россиян положен принцип обязательного комплексного обучения вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. При обучении применяются все возможные виды и формы занятий: лекции, семинары, групповые упражнения, самостоятельная работа. Кроме этого, периодически, должны проводиться командно-штабные учения и тактико-специальные занятия. Все население России условно разделено на 6 групп:

— руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций;

— должностные лица и работники ГО и РС и ЧС;

— личный состав формирований и служб;

— работающее население;

— неработающее население;

— обучающиеся.

Представители каждой из этих 6 групп должны проходить обучение по вопросам гражданской обороны по своей форме. Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций обязаны:

— проводить самостоятельную работу с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

— изучать свои функциональные обязанности;

— принимать личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.

Должностные лица и работники ГО и РС и ЧС также проводят самостоятельную работу с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне, проходят переподготовку и повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС или образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, участвуют в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.

Руководители личного состава формирований и служб проходят программу повышения квалификации в учебно-методических центрах, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию и на курсах гражданской обороны, проводят занятия с личным составом формирований и служб по месту работы, участвуют в учениях и тренировках по гражданской обороне.

Работающее население проходит занятия по месту работу, участвует в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне и индивидуально изучает способы защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствие этих действий.

Неработающее население посещает мероприятия, проводимые по тематике гражданской обороны по месту жительства. Это могут быть беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и т.д. Участвует в учениях и тренировках по гражданской обороне. Самостоятельно изучает памятки, листовки и пособия по гражданской обороне. Прослушивает радиопередачи и просматривает телепрограммы по тематике гражданской обороны.

Обучающиеся проходят обучение в учебное время по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Участвуют в учениях и тренировках по гражданской обороне. Самостоятельно изучают памятки, листовки и пособия по гражданской обороне. Прослушивают радиопередачи и просматривают телепрограммы по тематике гражданской обороны.

Проблема безработицы в Российской Федерации



Keywords: unemployment, types of unemployment, social protection, unemployment benefits.

На современном этапе развития экономики России, проблема безработицы является одной из глобальных. Безработица наносит немалый урон жизненным интересам людей, не давая им использовать свои умения в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя, ухудшает материальное положение людей, способствует росту преступности и заболеваемости, увеличивает уровень эмиграции.

Следует отметить, что безработица — это социально-экономическое явление, заключающееся в том, что определенная часть трудоспособного населения не находит себе работу.В соответствии с ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации»1 (далее- Закон о занятости),безработными признаются трудоспособные граждане, которые:

‒ не имеют работы и заработка;

‒ зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

‒ ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Безработица, как и вся экономика в целом носит цикличный характер — до тех пор, пока не будет придумано средство для предотвращения экономического кризиса, мы постоянно будем сталкиваться с проблемой безработицы. Есть множество факторов, влияющих на уровень безработицы, они могут быть политическими, экономическими и социальными. Среди них можно выделить основные:

‒ производительность труда;

‒ темпы роста экономики;

‒ кризис;

‒ спрос на тот или иной вид занятости;

‒ социальные причины (беременность, отсутствие образования, алкогольная или наркотическая зависимость);

‒ желание сменить место работы на более лучшую.

Что касается классификации безработицы, то выделяют следующие типы:

‒ сезонная;

‒ структурная;

‒ институциональная;

‒ фрикционная;

‒ циклическая.

Сезоннаябезработица — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей.

Структурнаябезработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).

Институциональнаябезработица — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников.

Фрикционнаябезработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1–3 месяца.

Циклическаябезработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.

Экономические трудности и потрясения в России на протяжении последних двух лет не могут не отражаться на уровне занятости. Санкции, падение курса рубля, экономические меры международной политики сильно влияют на уровень безработицы в нашей стране. Начиная с 2014 года, уровень безработицы только растет, увеличивая обострение социальных проблем и общественной напряженности в обществе, снижая потенциальный валовой продукт и национальный доход страны.

От безработицы страдают все без исключения граждане России. Наименее защищенными оказываются женщины, особенно те, которые выходят на работу, имея маленьких детей. Т. Л. Адриановская 2, с.115–116 отмечает, что представляется целесообразным обязать каждого работодателя разрабатывать и осуществлять специальную целевую программу, в содержании которой были бы предусмотрены конкретные меры по восстановлению трудовых навыков женщин, повышению их квалификации и переквалификации в рамках данных правоотношений, и хотя в экономике страны достаточно трудностей, многое можно было бы улучшить в положении российских женщин.

В России существуют меры социальной защиты безработных, одно из направлений социальной защиты населения — разработка комплекса мер по обеспечению гарантий в области занятости. Для регулирования и организации занятости населения на территории Российской Федерации 9 марта 2004 года была создана Федеральная служба по труду и занятости населения 3 — это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в веденииМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Безработные граждане обладают определенными правами, в частности, одним из важнейших является право на выплату пособий по безработице. Пособие по безработице — денежная выплата гражданам, которые были признаны безработными в установленном порядке. Для получения статуса безработного необходимо зарегистрироваться в государственной службе занятости и подождать 11 дней. Если, после окончания этого срока служба занятости не трудоустроит обратившегося, то гражданин приобретает статус безработного и получает право на пособие по безработице. Согласно статье 30 Закона о занятости, пособия устанавливаются в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если уволенные в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу в течение не менее 26 календарных недель. Минимальная величина пособия на сегодняшний день составляет 850 рублей, максимальная же 4 900 рублей 4.

Какова же ситуация с безработицей на данный момент? Уровень безработицы в разных регионах России очень отличается. Рост процентов в 2016 году характерен для республики Ингушетия — здесь показатель достигает 29 %, не очень благоприятная ситуация и у Забайкальского края, Севастополя, Северо-Кавказских республик. Там процент безработицы равен 10 5.

Зато безработица не характерна для центральных регионов. Например, Москва и Санкт-Петербург имеют самый низкий показатель — меньше 3 %, это говорит о том, что если брать средние показатели, то причин для паники нет.

Если говорить о безработице в общем, то по итогам августа «безработица в России сократилась на 0,1 процентного пункта по сравнению с июлем, до 5,2 %. В августе 2016 года, по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы, 4 млн человек классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда), уровень безработицы составил 5,2 %» — говорится в сообщении статистического ведомства6.

Отмечается, что с декабря 2015 года по февраль 2016-го уровень безработицы в стране оставался неизменным — 5,8 %, но в марте он вырос до 6 %. С апреля данный показатель демонстрирует снижение.

В государственных учреждениях службы занятости по состоянию на август было зарегистрировано 0,9 млн безработных, из них 0,7 млн человек получали пособие по безработице.

По предварительным данным, число экономически активного населения России в августе достигло 77,5 млн человек, или 53 % общей численности населения страны 7.

Что касается, прогнозов на будущее относительно России у Международной организации труда (МОТ) довольно неплохие (см. рис. 1).

Рис. 1 8

В России также активно проводят исследования по поводу того, каких специалистов на рынке труда много, но их специальность не пользуется спросом за счет слишком большого числа работников или сокращений таких должностей. Примечательно, что в России в 2015 году возросло число тех граждан, которые ищут не основную работу, а дополнительную. То есть растет уровень недовольства зарплатами, а не условиями труда.

Статистика предсказывает, какие отрасли ждут притока рабочей силы:

‒ автомобильные перевозки;

‒ сельское хозяйство;

‒ строительство;

‒ санаторно-оздоровительная сфера;

‒ информационные технологии.

Хотелось бы отметить, что для предотвращения безработицы в стране необходимо создавать новые и развивать уже существующие службы занятости, биржи труда, распространять информацию о вакантных рабочих местах, создавать новые рабочие места, усовершенствовать систему образования, включить в образовательную систему курсы повышения профессиональной квалификации для людей с высшим образование.

Можно провести ужесточенную политику протекционизма, чтобы мотивировать российское производство создавать конкурентоспособные товары, финансировать слабо развитые районы страны, содействовать мелкому и семейному бизнесу.

Необходимы меры по выравниванию положения мужчины и женщины на рынке труда. Не имея традиционных для женщины домашних и физиологических обременений, российский мужчина-работник оказывается в сфере труда практически более свободен, нежели женщина: для него практически нет ограничений, есть только общие пределы использования труда работника и границы дозволенного поведения в части реализации трудовых прав, в рамках которых он и реализует свою трудоспособность2, с.120.

Таким образом, при выполнение вышеперечисленных мной предложений можно сократить уровень безработицы и прийти к результатам, которые удовлетворят, как государство, так и население.

Литература:

  1. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 (ред. от 09.03.2016) //СЗ РФ.1996. № 17. Ст.1915.
  2. Адриановская Т. Л. Современные проблемы правовой защиты женщин в сфере трудовых отношений: дисс. канд. юрид. наук. СПб.2005.
  3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 12.05.2016) //СЗ РФ. 2004. № 11. Ст.945.
  4. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год: Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 N 1223//СЗ РФ. 2015. № 47. Ст. 6588.

5. Безработица в России 2016 Электронный ресурсURL.: http://rusdni.ru/obschestvo/bezrabotica/bezrabotica-v-rossii-2015.html (дата обращения 29.09.2016 г.).

  1. Уровень безработицы в России в августе снизился до 5,2 % Электронный ресурсURL.: http://xn——dlcblcx2befb4ago3r.xn--p1ai (дата обращения 02.10.2016 г.).

7. Безработица в России продолжает падать Электронный ресурсURL.: // https://www.gazeta.ru/business/news/2016/09/19/n_9127289.shtml (дата обращения 29.09.2016 г.).

8. М.Волков Число «ненужных» людей растет Электронный ресурсURL.: http://rusrand.ru/sociology/chislo-nenujnyh-lyudey-rastet (дата обращения 02.10.2016 г.).

Какие преимущества, кроме пособия, дает статус безработного

Помимо пособия по безработице, региональные законы могут предусматривать и другие меры поддержки безработных. Например, в Москве можно рассчитывать на льготы при оплате проездного билета на общественный транспорт.

Если поиски работы оказались бесперспективными, с помощью статуса безработного можно изменить свой профессиональный вектор, а людям в возрасте — раньше получить статус пенсионера.

1. Досрочная пенсия

Когда человек предпенсионного возраста лишается работы в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности штата и у него не получается найти новую работу, по предложению центра занятости ему могут оформить пенсию досрочно. А именно — на два года раньше (ст. 32 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). В 2019 году такая возможность есть у мужчин в возрасте от 58,5 года и у женщин в возрасте 53,5 года.

По достижении пенсионного возраста можно переоформить вместо досрочной обычную пенсию по старости.

Получение досрочной пенсии возможно при соблюдении ряда условий:

  • после увольнения человек встал на учет в центре занятности в качестве безработного, и там возможностей для его трудоустройства не нашлось;
  • накоплены достаточный трудовой стаж (25 лет — для мужчин и 20 лет — для женщин) и достаточное количество пенсионных баллов.

2. Бесплатное переобучение или повышение квалификации

Безработные имеют право получить в центре занятости направление на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по профессиям и специальностям, которые пользуются спросом на рынке труда (ст. 12 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

Для направления на обучение есть четыре основания (ст. 23 закона о занятости населения):

  • у человека нет никакой квалификации;
  • ему невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой квалификации;
  • нет работы, которая соответствует имеющейся квалификации, поэтому необходимо изменить профессию (род занятий);
  • утрачена способность выполнять работу по имеющейся квалификации.

Приоритетное право на профессиональное обучение предоставлено безработным, которые числятся в этом статусе уже полгода.

Для безработных применяются интенсивные и краткосрочные образовательные программы сроком от 6 до 12 месяцев.

Не стоит думать, будто речь идет только об обучении дефицитным сейчас рабочим специальностям. Например, в Московском центре занятости перечень приоритетных направлений обучения в 2018 году включал также веб-программирование и создание веб-сайтов, веб-дизайн, интернет-маркетинг, компьютерную графику, кадровое делопроизводство и кадровый менеджмент, финансовый менеджмент, логистику, бухгалтерский учет. Кроме того, в перечень входило обучение медицинскому массажу, профессиям парикмахера, кондитера, швеи — всё это навыки, полезные независимо от того, будете ли вы потом работать по данному направлению.

Кстати, предпенсионерам не обязательно вставать на учет в качестве безработных ради бесплатного переобучения. Специально для них разработана особая программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, она утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 3025-р. Правда, субъекты Российской Федерации должны будут еще принять собственные программы на ее основе. Поэтому стоит уточнить про програмы обучения в своем центре занятости.

Кому какой размер пособия полагается и как долго его платят

Тех, кто встает на учет в службу занятости в качестве безработного, закон о занятости населения делит на три группы.

К первой группе относятся те, кто еще не достиг предпенсионного возраста и:

  • в течение года до начала безработицы официально где-то работал в общей сложности не меньше 26 недель, причем был уволен не «по статье» (не за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия);
  • либо в течение года до начала безработицы был уволен с военной службы по призыву по окончании ее срока, а до того, как был призван на военную службу, где-то проработал не менее 26 недель.

В этом случае пособие платят максимум шесть месяцев в течение года. Формально размер ежемесячного пособия считается в процентах от среднего заработка по последнему месту работы. Но фактически применяется верхний предел — это и есть максимальный размер пособия. Проще говоря, даже если ваша официальная зарплата на последнем месте работы превышала 100 тыс. рублей, максимальный размер пособия будет 8 тыс. рублей.

Ко второй группе относятся граждане предпенсионного возраста, которые в течение года до начала безработицы официально где-то работали в общей сложности не меньше 26 недель и были уволены не «по статье».

У них тоже размер ежемесячного пособия считается в процентах от среднего заработка по последнему месту работы, но фактически применяется максимальный предел — 11 280 рублей. Эта категория безработных может получать пособие максимум в течение 12 месяцев. В некоторых случаях — даже дольше, но не более 24 месяцев суммарно в течение трех лет (только для предпенсионеров с большим страховым стажем: у женщин — от 20 лет, у мужчин — от 25 лет).

К третьей группе относятся все остальные случаи. Например, если вы ищете работу впервые или у вас перерыв в работе больше года, либо вы отработали в течение года меньше 26 недель или вас уволили «по статье». В подобных ситуациях даже предпенсионеры могут рассчитывать только на минимальный размер пособия — 1500 рублей.

Особая категория — люди, недавно уволенные по сокращению штата. Им важно встать на учет в качестве безработных в течение двух недель после увольнения. Тогда, если подходящая работа не найдется через два месяца, можно будет получить от бывшего работодателя третью выплату в размере среднего заработка, сверх двух уже полученных (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

Какие обязанности и ограничения предполагает статус безработного

После получения статуса безработного нужно регулярно посещать центр занятости для перерегистрации в сроки, которые вам назовут (обычно — два раза в месяц). Если в очередной раз не придете, оправдаться можно только официальным больничным листом или другими столь же убедительными доказательствами уважительных причин. Иначе потеряете пособие.

Центры занятости существуют не только для назначения безработным пособия, но в первую очередь для того, чтобы помочь им трудоустроиться. В течение 10 дней после обращения в центр с необходимыми документами вам должны предложить работу. И только если подходящей работы не найдется, не позднее 11-го дня вас признают безработным и назначат пособие. Но дальше вам будут снова предлагать подходящие вакансии. И вы не вправе отвергать их необоснованно, иначе тоже можете лишиться пособия.

Вы обязаны сходить на собеседование по направлению центра занятости, даже если уже по описанию вакансии видите, что это не ваш вариант. В случае неявки вам снизят размер пособия на 25%.

А если вы дважды откажетесь от предлагаемых подходящих вакансий — подходящих по смыслу закона, а не по вашим предпочтениям, — то вам приостановят выплату пособия.

Это не значит, что сразу встает выбор: пойти на вторую же предложенную работу, даже если она не нравится, либо потерять пособие. Если вам предложат вакансию, но она вас не устроит, главное — прийти на собеседование с потенциальным работодателем и получить от него на вашем направлении письменный отказ. Ведь не факт, что они готовы будут вас принять.

Проще говоря, вам, возможно, придется реагировать на те варианты, на которые вы при обычном поиске работы по своим каналам не обратили бы внимания. Дело не в том, что у центров занятости не бывает хороших вакансий — вакансии вполне обычные. Проблема в том, что «подходящая работа» в понимании закона о занятости — совсем не то же самое, что считаете для себя подходящей работой вы сами.

Какую работу предлагают безработным в центрах занятости

У центров занятости нет особенных вакансий, которых больше нигде не найдешь и нет «волшебных кнопок» для воздействия на потенциальных работодателей, чтобы те взяли именно вас. Трудоустройство людей в возрасте и, наоборот, молодых без опыта работы для центра занятости — такая же трудная задача, как и для самих соискателей. Центр занятости может стать одним из каналов поиска работы, но в любом случае залог успеха — ваша собственная активность в поиске.

Пожалуй, самое большое опасение, удерживающее тех, у кого не получается найти работу, от обращений в центры занятости — что человеку с высшим образованием и солидным опытом работы по его специальности будут предлагать вакансии, например дворника или уборщицы. Такое действительно может случиться, но лишь в определенных случаях.

Согласно статье 5 закона о занятости есть три критерия подходящей работы:

1. Работа соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы).

Этот критерий действует при условии, что вы встали на учет в течение 12 месяцев после последнего увольнения и уволили вас не «по статье» (то есть не за виновные нарушения). Бывают ситуации, когда независимо от вашей квалификации и предыдущего опыта подходящей для вас будет считаться любая работа, в том числе общественная, не требующая предварительной подготовки. В частности, так происходит, если у вас перерыв в работе уже больше года или вы были не наемным работником, а индивидуальным предпринимателем либо вас в течение последнего года больше одного раза увольняли за нарушения (ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

Рассказывает Ольга Л.: «Я по образованию юрист, больше десяти лет работала в юрдепартаменте крупной компании. А потом засела дома с детьми на семь лет. После этого найти работу самостоятельно я не смогла — к бывшим однокурсникам и коллегам за помощью обращаться стеснялась, а незнакомых работодателей смущало, что я давно не в теме, многие новшества прошли мимо меня, плюс возраст — 42 года. Но и, например, секретарем в районный суд за 18 тыс. рублей, с нагрузкой с утра до ночи я не хотела, даже не открывала такие вакансии, когда искала работу сама. Ирония судьбы: когда я встала на учет в центре занятости, первое, что мне предложили, — как раз вакансия секретаря суда. Другие вакансии по юридической специальности тоже были, но там знакомая история — работодателей не устраивал мой перерыв в опыте и, подозреваю, возраст. Всё это я уже и сама проходила. Тем, кто ищет работу после значительного перерыва, можно предлагать работу не по профилю, и очень скоро мне предложили поработать библиотекарем. Я отказалась, и на этом моя история с центром занятости закончилась. Работу я в итоге нашла сама».

2. Работа отвечает требованию транспортной доступности.

Максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного центры занятости определяют с учетом развития сети общественного транспорта в конкретной местности. Если это полтора часа езды на общественном транспорте в одну сторону, то аргумент, что лично вы привыкли работать в шаговой доступности от дома, в расчет не принимается.

3. Работа предполагает заработок не ниже величины прожиточного минимума в вашем регионе.

Иными словами, нельзя отказываться от предлагаемой работы только потому, что зарплата там в разы меньше того уровня, к которому вы привыкли.

Получается, что официальный статус безработного может быть выгоден следующим категориям:

  • Тем, кого совсем недавно уволили по сокращению штата. Вовремя установленный безработный статус помогает получить средний заработок за третий месяц без работы.
  • Тем, кто остался без работы меньше года назад, проработал в течение последнего года не меньше 26 недель, при этом не был уволен за виновное поведение. Можно получить максимальный размер пособия и другие меры поддержки, не опасаясь, что вам будут предлагать неквалифицированный труд.
  • Тем, кто отчаялся найти работу по прежней специальности и хочет переучиться бесплатно.
  • Предпенсионерам, которые хотели бы воспользоваться возможностью уйти на пенсию раньше.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *