Создание рабочих мест

Содержание

Права и обязанности работодателей по реализации государственной политики занятости.

Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

  • 1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:
    соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
    оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
    создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих.
    разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
    соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
    трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
    2. При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
    3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
    сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
    информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
    4. В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год.
  • 5. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.
    В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

Классификация

Рабочее место портного

Рабочие места можно классифицировать по следующим признакам и категориям.

По степени автоматизации трудового процесса:

  • Рабочее место с ручной работой — трудовые процессы выполняются вручную.
  • Рабочее место ручной механизированной работы — рабочие пользуются механизированным инструментом с внешним приводом.
  • Рабочее место машинно-ручной работы — оснащено машиной ( станком, механизмом), которая работает при непосредственном участии работника.
  • Машинное рабочее место — основная работа выполняется машиной, а управление ею и вспомогательная работа осуществляются рабочим.
  • Автоматизированное рабочее место — основная работа выполняется машиной, вспомогательные работы механизированы частично или полностью.
  • Аппаратурное рабочее место — оснащено специальным оборудованием, в котором производственные процессы осуществляются путём воздействия на предмет труда тепловой, электрической или физико-химической энергии.

По степени специализации:

  • Специальные — за рабочим местом закреплено от 1 до 3 операций. Применяется в массовом типе производства, при поточных методах изготовления продукции.
  • Специализированные — за рабочим местом закреплено от 3 до 10 операций. Применяется в серийном производстве, при партионных методах обработки.
  • Универсальные — на рабочем месте может выполняется более 10 операций. Используется в единичном производстве, при индивидуальных методах изготовления продукции.

По выполняемым работником функциям:

  • Рабочее место руководителя.
  • Рабочее место специалиста.
  • Рабочее место служащего.
  • Рабочее место рабочего.
  • Рабочее место младшего обслуживающего персонала и т. д.

По условиям труда:

  • С нормальными условиями.
  • С тяжелым физическим трудом.
  • С вредными условиями.
  • С особо тяжелым физическим трудом.
  • С особо вредными условиями.
  • С высокой нервно-психической напряженностью.
  • С монотонным трудом.

По времени функционирования:

  • Односменные.
  • Многосменные.

По количеству обслуживаемого оборудования:

  • Без оборудования.
  • Одностаночные (одноагрегатные).
  • Многостаночные (многоагрегатные, многоаппаратные).

По степени подвижности:

  • Стационарные.
  • Передвижные.

По профессиональному признаку. Например, можно выделить рабочие места бухгалтера, врача-терапевта, делопроизводителя, плотника, водителя и т. д.

В зависимости от специфики трудового процесса могут быть выделены и другие признаки классификации.

Требования к организации рабочего места

Рабочее место водителя

Под организацией рабочего места понимается его оснащение и планировка. Полное и комплектное оснащение рабочего места, а также его рациональная планировка позволяют наилучшим образом организовать трудовой процесс и, как следствие, повысить его эффективность.

Эргономические требования

Общие эргономические требования к организации рабочего места определены в следующих стандартах:

  • ГОСТ 12.2.032-78 «ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования»,
  • ГОСТ 12.2.033-78 «ССБТ. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования».

Они устанавливают требования к рабочим местам при выполнении работ в положении сидя и стоя при проектировании нового и модернизации действующего оборудования и производственных процессов. К ним относятся следующие требования:

  • Конструкция рабочего места и взаимное расположение всех его элементов должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим требованиям, а также характеру работы.
  • Конструкцией рабочего места должно быть обеспечено выполнение трудовых операций в пределах зоны досягаемости моторного поля.
  • Выполнение трудовых операций «часто» и «очень часто» должно быть обеспечено в пределах зоны лёгкой досягаемости и оптимальной зоны моторного поля.
  • Конструкцией производственного оборудования и рабочего места должно быть обеспечено оптимальное положение работающего, которое достигается регулированием.
  • и проч.

Данные стандарты не устанавливают требования к рабочим местам транспортных средств, машин и оборудования, перемещающихся в процессе работы, а также на рабочие места для учащихся, проходящих производственную практику, и военнослужащих.

Более детально требования к организации рабочего места приводятся в соответствующих стандартах. К примеру:

  • ГОСТ 22269-76 «Система „человек-машина“. Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования»,
  • ГОСТ Р 50948-2001 «Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности»,
  • ISO 16121-1:2005 «Дорожный транспорт. Эргономические требования к рабочему месту водителя на маршрутных автобусах. Часть 1. Общее описание, основные требования».

Санитарно-гигиенические требования

Трудовой кодекс возлагает на работодателя обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда. Под санитарно-гигиеническими требованиями понимается система санитарно-технических, гигиенических и организационных мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на людей вредных производственных факторов. В этих целях по установленным нормам должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения для приёма пищи, оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха. Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

Для соблюдения санитарно-гигиенических требований необходим контроль за следующими параметрами:

  • Световая среда. Освещение на рабочем месте является важным параметром. В зависимости от назначения помещения, а также вида зрительных работ нормируются такие показатели освещённости, как естественное освещение или искусственное освещение, освещенность, коэффициент пульсации, освещенность поверхности экрана, неравномерность распределения яркости, нестабильность изображения и т. д.
  • Микроклимат. Нормы производственного микроклимата установлены едиными для всех производств и всех климатических зон. Параметры микроклимата в рабочей зоне должны соответствовать оптимальным или допустимым макроклиматическим условиям. К ним относят температуру, влажность воздуха, скорость его движения.
  • Производственный шум. Определяют как совокупность апериодических звуков различной интенсивности и частоты. Является распространённым негативным фактором на производстве и негативно влияет на организм человека.
  • Электромагнитные поля. Создаются различными источниками. На биологическую реакцию организма влияют такие параметры электромагнитных полей, как интенсивность и частота излучения, модуляция сигнала и сочетание частот электромагнитных полей, продолжительность облучения и периодичность действия. И т. д.

Требования к безопасности

Безопасные условия труда — это состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или их воздействие не превышает предельно допустимых значений. Обеспечение данных условий — одно из важнейших требований, предъявляемых к рабочему месту. Отдельно можно выделить следующие виды безопасности труда.

  • Пожарная безопасность. Предотвращение пожаров осуществляется главным образом путём исключения возможности образования горючих или взрывоопасных сред и источников зажигания. На случай пожара на предприятии должны находиться средства пожарной защиты и сигнализации для предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничения материального ущерба от него.
  • Электробезопасность. Любое современное рабочее место насыщено электрооборудованием, измерительной техникой, автоматикой. Это создаёт условия повышенной опасности поражения электрическим током, а в ряде случаев — особо опасные условия.
  • В зависимости от специфики к рабочему могут быть предъявлены дополнительные требования обеспечения безопасности труда, такие как взрывобезопасность, химическая безопасность, радиационная безопасность и т. д.

Активизация процесса создания новых рабочих мест в современных условиях

Активизация процесса создания новых рабочих мест в современных условиях

Важнейшим приоритетом социально-экономической политики государства является обеспечение высокопроизводительного труда, для чего необходимо активизировать процесс создания новых высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест. Потребность в создании новых рабочих мест приобретает актуальность вследствие необходимости снижения уровня безработицы, повышение эффективной занятости населения, о-продуктивности труда и капитала.

Однако вопросы активизации процесса создания новых рабочих мест остаются недостаточно изученными. Это диктует необходимость осуществления системного исследования современных тенденций и проблем создания новых рабочих мест, разработки мероприятий по активизации процесса создания высокопроизводительных рабочих мест.

Факторы-мотиваторы создания новых рабочих мест

Большое влияние на процесс создания новых рабочих мест поступают различного рода факторы. На наш взгляд, первостепенное значение имеет фактор спроса – повышение уровня совокупного спроса обусловливает экономический рост в масштабе национального хозяйства. Действенным мотиватором создание новых рабочих мест является развитие внутреннего производства и спроса на основе жестких протекционистских мер со стороны государства, реализации правительством инфраструктурных проектов, строительства новых предприятий. Стимулирование государством развития внутреннего рынка и поддержка отечественного товаропроизводителя позволит создавать новые высокотехнологичные рабочие места в экономике страны и ее секторах.

Мощным фактором-мотиватором создание новых рабочих мест может также быть расширение рынков сбыта для товаропроизводителей путем формирования зон свободной торговли с другими странами. В частности, положительно отразится на увеличении количества новых рабочих мест в стране создание зоны свободной торговли со странами СНГ, Турцией и другими странами.

Не менее значимым в деле создания новых рабочих мест является фактор демонополизации, который направлен на развитие конкуренции

Чрезмерная монополизация отечественного производства служит серьезным фактором, тормозящим создание новых рабочих мест.

Мультимиллионеры контролируют значительную часть национальной экономики: топливно-энергетический сектор, строительный рынок, горнодобывающий комплекс, всю тяжелую промышленность, автомобильную промышленность и транспортные услуги. Монополист не заинтересован вкладывать деньги в новую технику и прогрессивные технологии, поскольку ему выгоднее использовать дешевую рабочую силу. В таких условиях отсутствует конкуренция как главная движущая сила модернизации, в базовых отраслях катастрофически низкая.

Для того, чтобы у бизнеса было желание инвестировать в модернизацию, надо уменьшить масштабы монополий. Одним из основных инструментов демонополизации служит создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий, их модернизации.

Ключевое значение в процессе создания новых рабочих мест имеют факторы производительности труда и инвестиции в основной капитал. Отечественная экономика требует мощного платежеспособного спроса как внутри страны, так и за рубежом, для продукции отечественного производства. В этом отношении очень способствовали созданию новых рабочих мест инвестиции, привлекать которые необходимо в целях обеспечения развития высокотехнологичных базовых отраслей экономики, в частности аэрокосмической отрасли, внедрение информационно-коммуникационных технологий, био- и нанотехнологий, создание современных материалов, фармацевтической продукции и медицинской техники.

Огромное значение имеет государственная финансовая поддержка предприятий, в первую очередь – прямая

Жизнеспособные в других условиях предприятия, в частности, малые и средние, не только столкнулись с падением спроса к минимуму, но и испытывают кредитный голод. Малые и средние предприятия (МСП) могут обеспечить основное количество рабочих мест и поэтому им целесообразно оказывать адресную помощь в ситуации резкого падения спроса на их продукцию (услуги), мало зависящего от самих предприятий.

Важной формой государственной поддержки может стать расширение доступа предприятий к кредитам. Определяющей характеристикой кризисного периода является резкое сокращение объема кредитования предприятий, особенно МСП. Сохранение МСП в этот кризисный период – стратегия, нацеленная на сохранение и создание рабочих мест, и поэтому особое помощь необходимо оказать сектора малых предприятий. Важнейшей задачей является развитие сферы прямого инвестирования для МСП, облегчение для них доступа к финансированию.

Серьезной формой государственной поддержки является снижение налогов, которое ведет к росту реальных доходов предприятий, а также к уменьшению затрат на ведение бизнеса. Как показывает мировой опыт, поэтому сокращаются поступления в государственный бюджет, однако считается, что этот эффект компенсируется сохраненными рабочими местами.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в обосновании стоимостного подхода к оценке рабочих мест, политики создания новых рабочих мест в более общем контексте, во взаимосвязи ‘связи с динамикой рынка труда, реформами системы налогообложения и модернизацией экономики с целью обеспечения сбалансированного формирования структуры рабочих мест и эффективного управления персоналом потенциалом и производством.

Основные выводы и результаты исследования сводятся к следующему:

1. Определены факторы-мотиваторы процесса создания новых высокотехнологических рабочих мест: факторы спроса, демонополизации производства, наличия конкурентной среды, увеличение инвестиций в основной капитал, активизации инновационной деятельности, государственной поддержки создания новых рабочих мест.

2. Создание новых рабочих мест путем государственного стимулирования работодателей носит ограниченный характер и не дает должного экономического и социального эффекта. Важно не столько стимулировать со стороны государства работодателей по созданию новых высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест, сколько сформировать рыночный конкурентный механизм оптимизации количества рабочих мест. Такой механизм целесообразно формировать за счет ограничения монополизма и создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Это должно стать главным направлением мотивации процесса создания новых рабочих мест.

3. Создавать новые рабочие места в первую очередь целесообразно в приоритетных и конкурентоспособных отраслях экономики. Для развития высокотехнологичного производства в этих и других областях необходимо внедрять новейшие технологии, улучшать инвестиционный климат, осуществлять дерегуляции экономики, минимизацию вмешательства государства, особенно контролирующих организаций, в работу бизнеса и расширять рынки сбыта. Создание новых рабочих мест возможно с одновременным созданием благоприятных условий для развития экономики и ведения бизнеса.

4. Целесообразно ввести статистический учет количества рабочих мест, действующих и количества созданных новых рабочих мест. Для этого следует разработать методику статистического наблюдения по объемам, структуре и динамике действующих рабочих мест в экономике. Необходимо создать надежную статистическую базу, которая бы несла информацию о наличии, структуре и движение рабочих мест.

Движение рабочих мест имеет смысл включить в систему показателей занятости населения и размещать их на сайте Государственной службы статистики

Совершенствование учета рабочих мест, включение показателей движения рабочих мест к системе показателей занятости и использования труда персонала способно существенно улучшить контролируемость и управляемость использования труда на отечественных предприятиях, повысить эффективность занятости населения.

Новые рабочие места спасут экономику от кризиса

Глобальный финансовый кризис и «арабская весна» указали на важность формирования новых рабочих мест во всех странах мира. В России созданию новых рабочих мест могло бы способствовать проведение структурных реформ. Круглый стол по занятости на Гайдаровском форуме-2013

Директор проектной группы подготовки доклада о мировом развитии-2013 Всемирного банка (ВБ) Мартин Рама представил на Круглом столе доклад ВБ, посвященный проблеме занятости в мире. Новые рабочие места – это фундамент развития экономики любой страны, подчеркнул М. Рама. Увеличение количества рабочих мест влияет на показатели бедности и производительность труда граждан. Чем больше рабочих мест может предложить экономика, тем выше социальная сплоченность общества и чувства защищенности каждого его члена.

«Неэффективные рынки труда представляются центрами социальной напряженности. Одним из факторов, который спровоцировал «арабскую весну», являлся высокий уровень безработицы. Молодежь почувствовала себя обманутой: деньги в этих странах были потрачены на социальное обеспечение, а не на создание рабочих мест», – развил подход коллеги директор департамента глобальных индикаторов и анализа Всемирного банка Аугусто Лопес-Кларос.

Сейчас около 200 млн человек, 75 млн из которых младше 25 лет, не имеют работы. Еще большему числу – в основном женщинам – вообще закрыт доступ на рынки труда. В перспективе в ближайшие 15 лет для удовлетворения потребностей быстро растущего населения трудоспособного возраста, в основном в странах Азии и Африки к югу от Сахары, понадобится создать еще 600 млн рабочих мест.

Для определения специфики российского рынка труда, отметил М. Рама, подойдут два понятия: «страна с ресурсами» и «стареющая страна». Страны, обладающие сырьевыми ресурсами, часто не формируют новые рабочие места и не диверсифицируют экономику. К примеру, в государствах Персидского залива почти все население занято в нефтедобыче, а на других рабочих местах трудятся иностранцы.

В странах со стареющим населением снижается общая производительность труда, и необходимы дополнительные ресурсы для обеспечения трудоспособности населения. ВБ рекомендует таким странам обеспечивать «высококвалифицированную» занятость, позволяющую работникам дольше оставаться включенными в процесс труда. Кроме того, необходимо наращивать занятость в тех секторах, которые ориентированы на глобальные рынки, а не на господдержку рынка труда.

Из доклада ВБ можно сделать еще несколько выводов, сказал профессор НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон.

  • Рабочие места – один из ключевых факторов развития страны, и государство должно проводить политику, стимулирующую создание рабочих мест. Причем эти рабочие места должны быть «хорошими», то есть современными и высокотехнологичными.
  • Страна в значительно степени является такой, какие рабочие места она создает.
  • Ключевую роль в создании рабочих мест играет частный сектор.
  • Фундаментальные экономические показатели невероятно важны для рынка труда. Дело в том, что источник многих проблем на рынке труда находится вне этого рынка. То есть бесполезно настаивать на создании современных рабочих мест компаниями, если они не стремятся расширять производство в РФ из-за нерешенности проблем с защитой прав собственности, несовершенной судебной системой и распространенной коррупцией.

Статистический обман

Визитной карточкой российского рынка труда Владимир Гимпельсон называет стабильную занятость и крайне нестабильную зарплату. Другими словами, в России даже в самые тяжелые кризисные времена уровень занятости оставался высоким, в то время как на все кризисы реагировала зарплата.

«Безработица и другие статистические показатели российского рынка труда внушают не опасения, а гордость», – отметил он.

Действительно, по итогам 2012 года, безработица в России не превышает 6% от экономически активного населения. По сравнению со странами, например, южной Европы, где безработица превышает 25%, положение в РФ и правда не кажется плохим. Но позитивные статистические данные не отражают суть проблем российского рынка труда. Опасения у экспертов вызывает, к примеру, высокая скорость ликвидации рабочих мест в РФ. При этом новые рабочие места создаются все реже, особенно – в обрабатывающей промышленности. Есть и еще одна особенность: частные фирмы организуют меньше рабочих мест, чем государственные структуры. «Корпоративный сектор сжимается, как шагреневая кожа», – отметил Гимпельсон. Чаще всего рабочие места в России создаются в сфере торговли и строительстве.

Если занятость остается высокой, а занятость в корпоративном секторе снижается, то, получается, увеличивается число сотрудников, работающих в малых предприятиях, у частных предпринимателей, самозанятых, то есть в неформальном секторе экономики. Сейчас число занятых в этом секторе достигает 22 млн россиян, то есть трети от числа всего трудоспособного населения. И нет оснований полагать, что ситуация в ближайшее время может измениться в лучшую сторону.

Последствиями разрастания неформального сектора и сокращения занятости на крупных производственных предприятиях является снижение производительности труда и конкурентоспособности, увеличение неравенства доходов, увеличение числа работающих бедных и дальнейшей сегментации общества.

По словам Гимпельсона, глобальная причина происходящего давно известна – это плохой бизнес климат, и альтернативы проведению серьезных экономических реформ у страны просто нет.

Как создать рабочие места

Отсутствие механизма создания новых рабочих мест – основная проблема российского рынка труда, сказала профессор Российской экономической школы Ирина Денисова. Хотя в каком-то смысле экономический кризис поспособствовал большему проявлению интереса к рынку труда.

Экономисты привыкли преувеличивать роль экономического роста. Но экономический рост – это инструмент и средство для развития. А развитие идет через создание рабочих мест.

Качество рабочих мест зависит от взаимоотношений в обществе, уровне бедности, социальной сплоченности (на этот показатель влияет и место работы, и уровень зарплаты, и возможность доступа к страховым системам). Негативные изменения в этих сферах способствует снижению показателей на рынке труда, отрицательно сказывается на качестве рабочих мест и экономическом росте страны в целом.

В России структура рабочих мест не только не улучшается, но за 20 лет этот показатель прошел обратный путь. Раньше бОльшая часть рабочих мест была в формальном секторе, сейчас целая треть – в неформальном.

Изменить ситуацию на рынке труда можно лишь проводя серьезные реформы, соглашается Денисова с Гимпельсоном. В частности, улучшая инвестклимат, устанавливая верховенство права, поддерживая конкуренцию на рынке.

Социальная сплоченность влияет на производительность труда

Суть понятия социальной сплоченности объяснил проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Александр Сафонов. «Социальная сплоченность обеспечивает не только социальный мир в широком смысле этого слова, то есть понимание тех задач, которые ставит перед собой государство, – отметил он. – В значительной степени социальная сплоченность формирует отношение работника к тому, чем он занимается. Особенно это актуально для нашей страны. Это прямое влияние на производительность труда и эффективность рабочего места».

Без создания благоприятного инвестиционного климата что-то сделать будет сложно, однако и сам работник должен понимать, что те улучшения, которые предлагает государство, ведут к лучшему. «Принимаемые политические решения поддерживали социальную сплоченность с точки зрения самого работника», – пояснил Сафонов.

Между тем, иногда вроде бы позитивные для работника изменения в социальной политике имеют негативные результаты. «Мы проводили исследование, связанное с пенсионной реформой. Работники воспринимают информацию об изменении тарифной политики, которая обеспечит в будущем увеличение поступлений в Пенсионный фонд, негативно, – рассказал он. – Они видят, что сегодня повышение тарифной политики в пенсионной системе сокращает возможности работодателей повышать заработную плату. Они ставят под сомнение эту идеологию государства, что в итоге влияет на их отношение к рабочему месту».

На рынке труда не хватает инженеров

Самыми востребованными профессиями на данный момент в России являются высококвалифицированные рабочие, инженеры и рабочие низкой квалификации, – говорит завкафедрой труда и социальной политики МИГСУ Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Николай Волгин.

«Инженер и рабочий – это те люди, которые формируют ВВП и делают результаты экономики, – отметил он. – Но возникает вопрос о том, где взять инженеров. В голову сразу приходят профильные вузы, однако экономике инженеры нужны уже сегодня, а не через пять-шесть лет». Есть вариант с переподготовкой на рабочем месте. Также необходимо постараться вернуть тех, кто в период девяностых ушел на другие участки работы. Хотя вернуться в профессию смогут лишь единицы, но их необходимо использовать как «играющих тренеров».

Также Волгин предложил использовать офицеров запаса. Они молодые и имеют инженерное образование с военным уклоном. Их можно легко переучить работать по «мирной» инженерной специальности.

Важную роль в развитии рынка труда Власов отводит внешней миграции: «Нужно полностью открывать шлагбаум или использовать квоты» Говоря о резервах миграции внутренней, он напомнил, что для ее оптимизации правительство ввело некоторые компенсации при переезде на постоянное место жительство в другой регион, «однако, пока это экзотика».

Примечательно, что список самых востребованных работодателями и самых престижных профессий в корне отличается, отметил Волгин. Наиболее престижной работой россияне считают занятость в банковской сфере, в топливно-энергетическом комплексе, в области нанотехнологий и профессиональном спорте.

Чтобы свести воедино два знаменателя – востребованность и престижность профессий, нужно эффективнее мотивировать людей. Оплата труда должна напрямую зависеть от квалификации. Когда зарплата инженера будет сравнима с оплатой труда банковского работника, тогда и профессия инженера попадет в список престижных.

См. также:

В неформальном секторе работает каждый четвертый
Стратегия ОЭСР профессионального развития для стимулирования рынка труда и экономического роста
Рынок труда современной России: формирование, инфраструктура, специфика основных субъектов
Российский рынок труда в условиях экономического кризиса

Создание рабочих мест – это системный ключ, которым не так просто воспользоваться

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Премьер-министр Владимир Путин в одном из недавних выступлений предложил создать в России до 25 млн рабочих мест – «современных и качественных» (http://www.premier.gov.ru/events/news/15361). Трудно спорить с актуальностью этой задачи. Вопросы, связанные с рынком труда, постоянно терзают как наши власти, так и население. Это не удивительно: всякие неполадки в этой сфере острой болью отдаются во все стороны общественного организма. Приближающиеся президентские и парламентские выборы лишь добавляют этим проблемам политической остроты.

Вот неполный список самых насущных из них: 1) безработица, особенно молодежная и особенно в моногородах; 2) крайне низкая производительность труда; 3) низкая заработная плата и высокий уровень неравенства; 4) высокий удельный вес и продолжающийся рост неформального сектора; 5) образовательные диспропорции (выпускники вузов и техникумов очень часто работают не по специальности или занимают менее квалифицированные рабочие места).

Общий знаменатель таков: наша экономика не генерирует достаточного числа рабочих мест достойного качества. Или создает их очень мало. Так было и в период бума, и тем более в кризис. Для решения задачи нужно очень «немного» – надо лишь, чтобы экономика все время и повсеместно создавала новые рабочие места. Тогда ликвидируются старые рабочие места, полнее используются образование и квалификация, сокращается неформальная занятость, снижается безработица, люди становятся мобильнее. В общем, постепенно начинает рассасываться большинство социально-экономических проблем, прямо или косвенно связанных с рынком труда, и другого пути в природе не существует!

Создание рабочих мест – это системный золотой ключ, которым, однако, не так просто воспользоваться. Вера в то, что государство сможет эту проблему решить в ручном режиме и на бюджетные деньги, – это даже не иллюзия, а преступная наивность.

Фотография проблемы

Если говорить о занятости населения в целом, то она в нашей стране достаточно стабильна. Ее уровень для трудоспособного возраста превышает 70% и уступает только скандинавским странам. Другое дело – качество этой занятости. Из 70 млн занятых сегодня примерно каждый третий трудится вне организаций и предприятий, т. е. фактически в неформальном секторе. Десять лет назад это был лишь каждый пятый. Так происходит потому, что число рабочих мест в организациях всех видов неуклонно сокращается, а число занятых вне организаций неуклонно растет. Другими словами, рабочие места ликвидируются быстрее, чем создаются новые.

По данным наших исследований, в середине нулевых годов в обрабатывающей промышленности на действующих предприятиях коэффициент создания рабочих мест составлял 3%, а ликвидации – 5%. Всего же за нулевые годы все предприятия обрабатывающей промышленности потеряли около 3,6 млн рабочих мест! В итоге сокращается степень социальной защиты работающих, растет неравенство среди них, снижаются платежи в социальные фонды, разрушаются трудовые карьеры, недоиспользуется человеческий капитал. Если бы не значительный и стабильный по численности бюджетный сектор, рабочих мест было бы еще меньше и их «усушка» шла бы быстрее.

Как создаются рабочие места? Есть лишь два источника: создание новых предприятий и расширение действующих. В странах Центральной и Восточной Европы именно первый является основным: на его долю приходится от 40 до 70% вновь создаваемых рабочих мест. У нас и с тем, и с другим дело обстоит плохо. Предприятия рождаются редко и в тяжелых муках. Растут медленно и неохотно. Путь от идеи до начала ее реализации занимает годы. В то же время исследования говорят о том, что наибольший вклад в создание новых рабочих мест вносят вновь созданные предприятия. Именно на начальном (но не на стартовом) этапе своего жизненного цикла они наиболее быстро генерируют занятость. Старые же предприятия чаще сокращаются, чем расширяются.

Создание и ликвидация как жизнь и смерть

Процессы создания и ликвидации рабочих мест идут параллельно. Новые рабочие места, как правило, более производительны, используют более современные технологии, требуют лучшего образования. Замещение старых рабочих мест новыми – это один из важнейших источников роста производительности труда. В этом смысл того, что Йозеф Шумпетер называл «созидательным разрушением». Здесь как в жизни: люди рождаются, но старшие поколения, к сожалению, уходят. Трудно представить, что было бы, если бы люди были наделены бессмертием.

Хотя объявленную Путиным цифру в 25 млн рабочих мест трудно комментировать, поскольку неясно, что имеется в виду, мы все же можем немного порассуждать на эту тему. Массовое обновление рабочих мест означает и массовое перемещение людей на рынке труда. Масштабы трудовой мобильности в нашей экономике и сегодня очень велики: крупные и средние предприятия нанимают и увольняют примерно по 30% от своей средней численности, что составляет 10–12 млн человек в год. В этом смысле 25 млн за 10–15 лет кажется сущим пустяком. Однако подавляющее большинство этих наймов – простые переходы с места на место, не сопровождающиеся созданием чего-то нового. Если речь идет о действительно новых рабочих местах, создаваемых на вновь вводимых предприятиях или при расширении действующих, а не о простой перетасовке работников, то масштаб подобной реаллокации является значительным.

Но с чего вдруг они начнут создаваться? Не создавались все 90-е и нулевые годы, а тут начнут? Об этом поговорим ниже. Однако, допустим, процесс пошел, что тогда? Тогда необходима коренная смена государственной политики на рынке труда: переход от защиты рабочих мест к защите работников, которые могут оказаться в сложной ситуации. В связи с этим возникают два взаимосвязанных сюжета.

Во-первых, облегчение ликвидации части старых рабочих мест – малопроизводительных и плохо оплачиваемых. Чтобы обеспечить новые рабочие места рабочей силой, нужно освободить старые, поскольку свободной рабочей силы нет и не ожидается. Нынешнее трудовое законодательство для этого совершенно не подходит, ибо заточено на том, чтобы обеспечивать «стабильность», сохраняя работников на их старых рабочих местах. Готовы ли власти к его радикальному реформированию?

Во-вторых, это помощь потерявшим работу. Ведь процесс перехода со старого рабочего места на новое далеко не всегда гладок и быстр. Такого рода реструктуризация может вызвать рост безработицы. Тех, кто в результате этого потерял работу, надо всячески поддержать: обеспечить пособием, дающим временный доход, оказать содействие в подборе новой работы, переобучить, многим помочь сменить место жительства и т. п. Для этого потребуется значительное увеличение расходов на политику на рынке труда и серьезное переформатирование служб, содействующих занятости. Готово ли государство к такому повороту?

Пути решения

Теперь вернемся к главному: как все же оживить создание рабочих мест? Решение хорошо известно, и оно простое как воздух. Для этого нужен лишь питательный бульон, который называется благоприятным бизнес-климатом или дружественной институциональной средой. Его ингредиенты таковы: свободная и честная конкуренция на рынках товаров и услуг, подавление коррупции и снижение административных барьеров, эффективное, но не избыточное регулирование, пользующаяся доверием бизнеса и граждан судебная система, квалифицированные и болеющие о деле (а не о своем кармане) чиновники, современная социальная защита на деле, а не как лозунг.

Если грядку регулярно поливать раствором соляной кислоты, не следует ждать, что на ней расцветут розы. Чувство неопределенности и страха – не лучшее удобрение. Наивно полагать, что после тех титанических усилий, что были предприняты нашим государством в последние 10 лет для изничтожения и подавления бизнеса, создание рабочих мест вдруг может ускориться. Многочисленные истории бизнесменов (крупных, средних, малых), потерявших все (кто жизнь, кто свободу, кто здоровье), хорошо знакомы читателям этой газеты. Вывод из нашей истории нулевых простой – бизнес в России опасен для жизни. По-видимому, создание рабочих мест не оживится до тех пор, пока предприниматели – действующие и потенциальные, отечественные и иностранные – не поверят в то, что все эти эксцессы гарантированно остались в прошлом.

Сегодня по условиям ведения бизнеса Россия находится во второй сотне в списке стран. Если мы признаем, что нам нужны новые рабочие места, то надо поставить задачу войти в первую двадцатку этого списка – и начать наконец двигаться в этом направлении.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *