Совет федерации РФ

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В развитии порядка формирования Совета Федерации можно выделить несколько этапов. Согласно второму разделу Конституции Российской Федерации «Общие и переходные положения» Совет Федерации первого созыва избирался на два года. Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 1626 было утверждено Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии с ним депутаты Совета Федерации избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по двухмандатным избирательным округам, образуемых в пределах субъекта Федерации. Началом следующего этапа можно считать принятие Федерального закона от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», который устанавливал, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти.

Формирование Совета Федерации по должностному принципу привело к уменьшению его роли в законодательном процессе и решении других вопросов относящихся к компетенции Федерального Собрания. Российские политики обращали внимание на то, что «Совет Федерации в нынешних своих очертаниях является органом, не удовлетворительно скомпонованным». С.А. Авакьян на международной конференции «Российский конституционализм: проблемы и решения» говорил, что «следует отказаться формирования его по должностному принципу. Половина палаты федерального парламента состоит из руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это ли не нарушение принципа разделения властей, записанного в Конституции! Но дело не только в этом. В теперешнем составе Совет Федерации никогда не будет настоящим федеральным государственным органом. Региональные амбиции в нём очень часто, к сожалению, выше заботы о государстве. Не надо закрывать глаза и на то, что Совет Федерации стал местом политического «променада» региональной элиты, её демонстрации себя на федеральном уровне». А.Н. Лебедев отмечал, что, так как члены верхней палаты российского парламента являются высшими должностными лицами субъекта Федерации и основное место работы у них находится именно там, то положения Закона 1995 нарушают часть 1 статьи 99 Конституции Российской Федерации. В соответствии с конституционными нормами Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Предлагалось вернуться к системе формирования Совета Федерации от каждого субъекта и на основе равного прямого всеобщего избирательного права или избирать членов верхней палаты российского парламента на заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов. А.А. Вешняков отмечает, что в большинстве федеративных государств — США, Мексика, Австрия — верхние палаты целиком, или почти целиком, избираются по определённой квоте непосредственно избирателями в субъекте Федерации. Тенденция в сторону избираемости верхней палаты имеет место и в новой Европе.

Нормы Закона «О формировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Государственная Дума в своём обращении к органу конституционного контроля оспаривала все положения принятого ею закона, устанавливающие, что в Совет Федерации входят по должности глав законодательных (представительных) и главы исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. А это, по мнению нижней палаты Российского парламента противоречит ряду конституционных принципов, в том числе принципу разделения властей. Конституционный Суд отказал в принятии запроса Государственной Думы, так как в случае нарушения принципа разделения властей, речь идёт о проверке соответствия статье 10 Конституции её 95 статьи (часть 2), согласно которой в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

В 2000 г. был принят новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформлялось указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В настоящее время Совет Федерации формируется на основе Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», который подтвердил конституционное положение о том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа.

Требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не распространяется на кандидата для наделения полномочиями члена Совета Федерации, который на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации является членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо замещает государственную должность или должность государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации, либо замещал государственные должности или должности государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. Не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации гражданин Российской Федерации: 1) имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 2) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 3) содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда; 4) осужденный за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий неснятую, непогашенную судимость либо ранее имевший судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, за исключением случаев, если в соответствии с новым уголовным законом это деяние не признается тяжким или особо тяжким преступлением; 5) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день принятия решения о назначении выборов соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации неснятую, непогашенную судимость за указанное преступление; 6) подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 или 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию).

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации. Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры (кандидатур) для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа. Решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Список кандидатур и сведения о кандидатурах представляются кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствующую избирательную комиссию одновременно с документами, необходимыми для его регистрации в качестве кандидата на указанную должность.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением). В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и назначения временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) член Совета Федерации — представитель от исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации продолжает осуществлять свои полномочия до вступления в силу решения вновь избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации.

Формирование Совета Федерации. Досье

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции РФ в Совет Федерации Федерального Собрания входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. В настоящее время в верхней палате парламента — 166 членов Совета федерации.

За время деятельности верхней палаты принципы его формирования неоднократно менялись. Первоначально СФ формировался на выборной основе. В переходных положениях Конституции РФ 1993 года было указано, что его первый состав избирается на два года гражданами по мажоритарной системе — по два представителя от каждого субъекта. Первый созыв, избранный 12 декабря 1993 года, состоял из 175 депутатов.

5 декабря 1995 года был принят закон, в соответствии с которым членами Совета федерации становились губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов РФ.

8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года о порядке формирования Совета федерации. В состав палаты стали входить по два представителя от каждого субъекта, избранные законодательными органами госвласти субъектов РФ, или назначенные высшими должностными лицами субъектов. Срок полномочий таких представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению председателя Совета федерации полномочия сенатора могли быть прекращены досрочно избравшим его органом.

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в СФ мог быть гражданин РФ, являющийся депутатом законодательного органа госвласти субъекта России или депутатом представительного органа муниципального образования.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2012 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно документу, наделение полномочиями члена СФ осуществляется соответственно законодательным органом госвласти субъекта нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта на срок полномочий указанного органа.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета федерации может быть гражданин России, достигший возраста 30 лет и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение 5 лет, предшествующих выдвижению кандидатом. Так называемый «ценз оседлости» не распространяется на федеральных парламентариев, лиц, замещающих государственные должности или должности государственной гражданской службы соответствующего субъекта РФ. Кроме того, в законе введено такое требование к кандидату на должность сенатора как «безупречная репутация». В этой связи, в частности, установлен ряд условий, препятствующих наделению кандидата полномочиями члена СФ — наличие неснятой или непогашенной судимости за тяжкие, особо тяжкие преступления и экстремизм, а также привлечение лица к административной ответственности за пропаганду и публичную демонстрацию нацистской символики и распространение экстремистских материалов.

Представителем в СФ от законодательного органа государственной власти субъекта РФ может стать только депутат регионального заксобрания. Решение о наделении полномочиями члена СФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов местного парламента.

Что касается представителя в Совете федерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ, то кандидат в губернаторы во время своей избирательной кампании одновременно представляет трех претендентов на пост сенатора. В случае своей победы, одного из них он сможет делегировать впоследствии в верхнюю палату. /ТАСС-ДОСЬЕ/

Процедура формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ: федеральное и региональное регулирование

С.В. БЫКОВ,

аспирант кафедры административного и муниципального права РГСУ

Единого понимания оптимального порядка формирования Совета Федерации не было в 1995 году, в период принятия первого закона о формировании этого органа власти, нет его и сейчас, после вступления в силу Федерального закона от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания» (далее — Закон о порядке формирования Совета Федерации).

В соответствии с Законом о порядке формирования Совета Федерации членом Совета Федерации может стать любой гражданин России, достигший 30-летнего возраста, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Таким образом, российское гражданство, возрастной ценз и наличие права избирать и быть избранным в органы государственной власти, которое следует понимать как отсутствие у кандидата в члены Совета Федерации ограничений избирательного права, предусмотренных ч. 3 ст. 32 Конституции РФ (недееспособностьи отбывание наказания в местах лишения свободы по приговору суда), являются главными юридически значимыми ограничениями, установленными к занятию этой должности.

Для члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации и члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации существуют разные процедуры замещения должности члена Совета Федерации, а именно выборы и назначение.

Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Однако поскольку в ряде субъектов Федерации существуют двухпалатные законодательные (представительные) органы государственной власти, Закон о порядке формирования Совета Федерации предусмотрел условие и для этого случая. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Член Совета Федерации — представитель регионального парламента должен быть избран не позднее 3 месяцев со дня первого заседания парламента в правомочном составе нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий парламента предыдущего созыва. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного регионального парламента и член Совета Федерации — представитель регионального парламента, формируемого путем ротации, — со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа.

Некоторые исследователи рассматривают избрание представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации как косвенные выборы.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации вносятся на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат. Группе депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации предоставлено право внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации.

Закон о порядке формирования Совета Федерации в первоначальной редакции порождал неопределенность относительно того, может ли на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации рассматриваться одна кандидатура, если альтернативные кандидатуры не представлены, т. е. на какой основе должно происходить голосование, альтернативной или безальтернативной. В результате регламенты парламентов субъектов Федерации подходили к этому вопросу по-разному, и на практике голосование осуществлялось как на альтернативной (Иркутская и Смоленская области), так и на безальтернативной основе (Белгородская и Калининградская области). После внесения в 2004 году изменений в Закон неопределенность относительно того, может ли на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации рассматриваться одна кандидатура, если альтернативные кандидатуры не представлены, была устранена. Закон утвердительно отвечает на этот вопрос.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением этого органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации — совместным постановлением обеих палат.

Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации кандидатур для избрания представителя в Совете Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа. Регламенты парламентов субъектов Федерации разнообразно подходят к регламентированию процедуры выборов члена Совета Федерации. Нередко региональные парламенты процедуру рассмотрения кандидатуры (кандидатур) закрепляют не только в своем регламенте, как это предписывается Законом о порядке формирования Совета Федерации, но и в отдельных постановлениях, положениях, утвержденных постановлением регионального парламента, а то и в законах субъекта Федерации. В этих документах определяется не только порядок избрания, но и основания и процедура досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, а в ряде случаев — порядок их взаимодействия с делегировавшими их органами государственной власти.

Процедура рассмотрения кандидатур назначения представителя от представительной власти проходит несколько стадий, регулируемых регламентами представительных органов субъектов Федерации. Это стадии выдвижения, рассмотрения, голосования по кандидатуре (кандидатурам).

В разных субъектах Федерации различается объем требований, предъявляемых к кандидатам на должность члена Совета Федерации при подаче документов. Порядок обсуждения кандидатур на заседаниях региональных парламентов субъектов Федерации однотипен и различается лишь особенностями процедурного плана. Так, кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов, постоянных комиссий.

Присутствие кандидата на заседании при избрании члена Совета Федерации в одних парламентах необязательно, в других, например в Московской областной думе, Законодательном собрании Ивановской области, его присутствие строго обязательно. В ходе обсуждения кандидаты имеют право изложить свою предвыборную платформу. Регламентами могут быть установлены временные ограничения для выступления кандидатов.

Согласно Закону о порядке формирования Совета Федерации обязательным требованием является тайный характер голосования, однако его форма может быть различной. Голосование может проводиться при помощи бюллетеней для тайного голосования (применяется в большинстве региональных парламентов); с использованием электронной системы подсчета голосов (Парламент Кабардино-Балкарской Республики), при этом данные о результатах поименного голосования депутатов в память электронной системы не заносятся.

К сожалению, федеральное законодательство не определяет, во сколько туров может проводиться голосование по избранию кандидатов. Субъекты Федерации по-разному подошли к решению этой проблемы. В одних парламентах, таких как Тюменская областная дума, Новосибирский областной Совет депутатов, Курская областная дума, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, голосование проводится в один тур. В случае если один из кандидатов не наберет необходимого количества голосов, процедура избрания члена Совета Федерации начинается заново с момента выдвижения кандидатур. Если было выдвинуто более 2 кандидатов в Государственном собрании Республики Марий Эл, Народном хурале Республики Бурятия, Читинской, Московской областных думах, может проводиться второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее количество голосов. В Законодательном собрании Санкт-Петербурга проведение второго тура обязательно в случае рассмотрения более одной кандидатуры для избрания в качестве члена Совета Федерации. В первом туре депутаты тайным рейтинговым голосованием выбирают двух кандидатов, фамилии которых включаются в бюллетени для тайного голосования. В Ивановской областной думе, если во втором туре голосования ни одна из кандидатур не набрала требуемого для избрания количества голосов, проводится следующий тур голосования по одной кандидатуре, получившей наибольшее количество голосов.

В случае если представитель в Совете Федерации не будет избран региональным парламентом, процедура выборов повторяется начиная с момента выдвижения кандидатур. Федеральное законодательство и многие регламенты региональных парламентов ничего не говорят о запрете на внесение прежних кандидатур повторно, причем в некоторых (ст. 82 Регламента Новосибирского областного Совета депутатов, ст. 113 (2) Регламента Читинской областной думы, ст. 87 Регламента Законодательного собрания Республики Карелия) специально указывается, что неизбранные кандидаты могут быть выдвинуты повторно. В Парламенте Кабардино-Балкарской Республики отклоненная кандидатура для избрания в качестве члена Совета Федерации повторно не рассматривается, а в ряде других парламентов, например в Костромской областной думе, одна и та же кандидатура не может быть внесена более 2 раз, в Законодательном собрании Владимирской области и Московской областной думе одно и то же лицо не может быть представлено в качестве кандидата более 2 раз подряд, в Брянской областной думе запрещено в третий раз вносить одну и ту же кандидатуру. Процедура назначения представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации значительно отличается от процедуры назначения представителя от законодательного органа. Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации на срок его полномочий.

Член Совета Федерации — представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации должен быть назначен не позднее 3 месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта Федерации, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего высшего должностного лица субъекта, а в случае досрочного прекращения полномочий новый член Совета Федерации должен быть назначен не позднее 3 месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего.

Представительство формально осуществляется от правительства или администрации как коллегиального органа, однако решение принимает высшее должностное лицо (глава исполнительной власти субъекта Федерации). Определенные элементы коллегиальности и публичности в выдвижении кандидатур прослеживаются в процедуре подбора кандидата от Администрации Смоленской области. В частности, установлена обязанность рассмотрения всех кандидатур, внесенных на заседание Администрации Смоленской области, причем правом внесения кандидатур обладают как глава администрации, так и одна треть членов администрации. Однако мнение администрации как органа исполнительной власти означает не более чем рекомендацию к единоличному решению главы Администрации Смоленской области.

Решение высшего должностного лица субъекта Федерации о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Федерации. Указ (постановление) в 3-дневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.

Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения этого представителя. В случае если на очередном или внеочередном заседании парламент субъекта Федерации не принял решение против назначения представителя в Совете Федерации от исполнительного органа или вообще не рассмотрел вопрос о представителе в Совете Федерации от исполнительного органа, то указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа вступает в силу и не позднее 5 дней направляется в Совет Федерации с предварительным уведомлением телеграммой о содержании указа (постановления) и даты его вступления в силу.

Закон о порядке формирования Совета Федерации расширяет полномочия законодательного (представительного) органа субъекта Федерации путем предоставления ему права влиять на определение представителя в Совете Федерации от исполнительного органа субъекта Федерации. Участие законодательного (представительного) органа субъекта Федерации в назначении своего представителя вполне оправдано, поскольку повышает авторитет законодательной власти, роль этого органа в формировании Совета Федерации и в какой-то мере способствует реализации принципа парламентаризма в организации и осуществлении государственной власти. В зависимости от статуса субъекта Федерации отличается и процедура принятия парламентом решения по данному вопросу. В Парламенте Кабардино-Балкарской Республики инициировать вопрос о рассмотрении кандидатуры представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти республики может только группа депутатов численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов парламента, если они выступят против кандидатуры. Вопрос о рассмотрении постановления главы администрации (губернатора) Калининградской области о назначении члена Совета Федерации может включаться в повестку заседания Калининградской областной думы по предложению председателя думы или группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов. В случае если две трети от общего числа депутатов проголосуют против назначения представителя в Совете Федерации от исполнительного органа субъекта Федерации, то исполнительный орган принимает решение о назначении представителя в Совете Федерации, при этом может быть решение о назначении представителем того же либо иного лица, хотя имеются и исключения. Так, регламент Законодательного собрания Иркутской области запрещает губернатору принимать решение о назначении одного и того же лица представителем в Совете Федерации от администрации области более 2 раз, что является недопустимым и противоречит федеральному законодательству.

Согласно ст. 9 Закона о порядке формирования Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии со ст. 4 полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно в следующих случаях:

· его письменного заявления о сложении своих полномочий;

· избрания его депутатом Государственной думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения на иную государственную должность России, субъекта Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;

· поступления на государственную или муниципальную службу, вхождения в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

· утраты гражданства России либо приобретения гражданства иностранного государства;

· вступления в законную силу обвинительного приговора суда;

· вступления в законную силу решения суда об ограничении его дееспособности либо о признании его недееспособным;

· признания его безвестно отсутствующим либо объявления умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

· его смерти.

Согласно положениям п. «г» ст. 71 Конституции РФ установление системы и порядка формирования, организации и деятельности федеральных органов законодательной власти относится к ведению России. Основания досрочного прекращения полномочий должны быть унифицированы и единообразны для всех членов Совета Федерации, регулироваться федеральным законодательством, а не находиться в совместном ведении России и субъектов Федерации.

Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации возможно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Федерации в том же порядке, что и его избрание (назначение). Инициировано оно может быть лишь по представлению Председателя Совета Федерации. Орган государственной власти субъекта Федерации вправе не рассматривать поступившее представление Председателя Совета Федерации о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации. Решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации по этим основаниям оформляется постановлением Совета Федерации, в котором определяется день прекращения полномочий члена Совета Федерации.

Несмотря на невозможность (без представления Председателя Совета Федерации) досрочно прекратить полномочия члена Совета Федерации, многие субъекты Федерации не изменили свои нормативные правовые акты, регулирующие порядок досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации. Оставшись без права по собственной инициативе прекращать полномочия членов Совета Федерации, некоторые субъекты Федерации закрепили право органов государственной власти субъектов Федерации инициировать перед Председателем Совета Федерации вопрос о внесении им представления о досрочном прекращении полномочий представителя в Совете Федерации.

Итак, реформа порядка формирования Совета Федерации, проведенная в 2000 году, отменила представительство субъектов Федерации в лице глав исполнительной власти (президентов, губернаторов) и глав законодательных органов субъектов Федерации. Новый порядок формирования предусматривает избрание (назначение) членов Совета Федерации соответствующими органами субъектов Федерации.

Закон о порядке формирования Совета Федерации отличается от прежнего и по объему, и по «глубине» регулирования, но несогласованность многих процедурных вопросов формирования Совета Федерации на федеральном уровне привела к росту нормативной региональной базы, не всегда соответствующей федеральной.

Необходимо выработать и законодательно закрепить стандартные правила избрания кандидатов в Совет Федерации законодательным (представительным) органом субъекта Федерации. Они могут касаться таких принципиальных вопросов, как обязательное выдвижение альтернативных кандидатур, порядок проведения повторного голосования и повторных выборов, а также об унифицировании требований, предъявляемых при подаче кандидатами документов при выдвижении. Возможные различия процедурных правил избрания кандидатов могут касаться вопросов порядка выступления кандидатур на заседании законодательного органа субъекта Федерации, включая изложение ими программы предстоящей деятельности, личное участие кандидатов в заседании законодательного органа субъекта Федерации при рассмотрении вопроса об их избрании, обязательное предварительное обсуждение кандидатур в комитетах (комиссиях) регионального парламента, порядок обсуждения кандидатур перед голосованием, определение времени для ответов кандидата на вопросы и т. п.

Сочетание единообразия по принципиальным вопросам и возможного различия в процедурных правилах избрания кандидатур в Совет Федерации законодательным органом субъекта Федерации, с одной стороны, позволит унифицировать такие правила, обеспечит равноправие кандидатов, с другой — предоставит возможность субъектам Федерации выработать определенную процедуру избрания кандидатур и тем самым обеспечит пределы самостоятельности субъектов Федерации в их установлении.

Библиография

1 См.: Городецкий В.М. Еще один взгляд на ситуацию, связанную с принятием Закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания» // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 2. С. 5.

2 См. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 06.06.2001 № 457 «О порядке избрания (рассмотрения вопроса о назначении) и досрочного прекращения полномочий членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Администрации Санкт-Петербурга».

3 См. Положение «О порядке избрания (рассмотрения вопроса о назначении) и досрочного прекращения полномочий представителей в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области» 2005 г.

4 См. Закон Московской области от 04.05.2001 № 84/2001-ОЗ «О порядке избрания и назначения представителей в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти и исполнительного органа государственной власти Московской области».

5 См., например, регламенты Государственного совета Республики Татарстан 2004 г., Народного хурала Республики Бурятия 2002 г., Государственного собрания Республики Марий Эл 2004 г.

6 См. п. 5 Закона Московской области «О порядке избрания и назначения представителей в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти и исполнительного органа государственной власти Московской области».

7 См. ст. 70 Регламента Законодательного собрания Ивановской области 2005 г.

8 См. статьи 83, 149 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики 2004 г.

Порядок формирования совета федерации рф

В Совет Федерации ФС РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ, поэтому общее число членов Совета Федерации должно быть 178, но это число законодательно не закреплено.

Совет Федерации ФС РФ формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, согласно которому представительство в Совете Федерации является правом каждого субъекта РФ, ниодин из которых не может быть лишен этого права.

В Совет Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представителем от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.

Представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение 3 дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу рассмотрения этого указа не проголосовало против его одобрения 2/3 и более от общего числа депутатов.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

Постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее 5 дней после вступления в силу указанных решений.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *