Социальные отношения

Обществознание
11 класс

  1. Раскройте содержание понятия «социальный интерес».
  2. Назовите основные формы социальных взаимодействий.
  3. Перечислите признаки, характеризующие социальное сотрудничество.
  4. Дайте характеристику соперничеству как форме социального взаимодействия.
  5. Что является общей причиной социальных конфликтов?
  6. Каковы основные стадии социального конфликта?
  7. К каким последствиям приводят социальные конфликты?
  8. Назовите основные методы разрешения конфликта и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В ходе мировой истории интересы редко проявлялись в неприкрытой форме. Обычно они облекались в те или иные идеологические и нравственно-этические одежды, с помощью которых частный интерес приобретал вид интереса общего или даже всеобщего. Решающую роль в этом процессе «генерализации» частного интереса играет идеология. Приведите несколько примеров из истории.

2. Подумайте, какие социальные интересы могут быть: а) у жителей микрорайона; б) у работников фабрики; в) у учащихся класса.

3. Работники предприятия, представленные инициативной группой, официально уведомили администрацию, что если она к определенному сроку не обеспечит погашение задолженности по заработной плате, то персонал прекратит работу, объявит забастовку. Является ли данная ситуация конфликтом? Ответ поясните.

4. К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии. Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он вступил в спор с начальником. Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения сотрудников не был оформлен документально. Решения руководства нередко вызывали недовольство. Охарактеризуйте основные стадии развития этой конфликтной ситуации. В чем причина возникновения этого конфликта? При каких условиях его можно было бы избежать? Каким способом его можно разрешить?

5. Сотрудники конструкторского бюро выполняли работу по договору. Когда работа была оплачена, между сотрудниками возник спор о том, как распределить деньги. По мнению К., руководитель группы распределил деньги несправедливо. Но К. решил промолчать. Можно ли рассматривать этот конфликт как социальный? Свой ответ аргументируйте. Как называется такой способ поведения в конфликте? В чем недостатки этого способа? Назовите другие способы.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент из работы англо-германского социолога Ральфа Дарендорфа (род. в 1929 г.).

Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур…

Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того — как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта
// Социологические исследования. — 1994. — М 5. — С. 145 — 146.

Вопросы и задания к источнику

  1. Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов?
  2. На основе текста параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта.
  3. Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.

7.СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

1. Понятие социального взаимодействия и его основные признаки.

2. Основные теории социального взаимодействия.

1. Понятие социального взаимодействия и его основные признаки.

В своей жизнедеятельности все люди постоянно взаимодействуют с другом. Личность любого человека представляет совокупность тех социальных качеств, которые сформировались и развивались в определенных сетях межличностных взаимодействий. Общаясь со сверстниками, родственниками, знакомыми, со случайными попутчиками каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия. В процессе взаимодействия производится: 1) восприятие людьми друг друга; 2) взаимная оценка друг друга; 3) совместное действие — сотрудничество, соперничество, конфликт и т. п.

Социальное взаимодействие — это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Выделяются четыре основных признака взаимодействия:

1) Предметность — наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, причины, предмета и т.п., которые побуждают их взаимодействовать.

2) Ситуативность — достаточно жесткая регламентация взаимодействия с конкретными условиями той ситуации, в которой этот процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе, на загородном пикнике существенно отличается.

3) Эксплицирование — доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это работа на заводе, игра или танцы.

4) Рефлективная многозначность — возможность для взаимодействия быть проявлением как основных субъективных намерений, так и неосознаваемых или осознаваемым следствием совместного к межиндивидуальных или групповых видах деятельности (например, совместная работа).

Процесс взаимодействия имеет две стороны. Объективная его сторона — это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии). Субъективная сторона — это сознательное, нередко эмоциональное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты: 1) индивиды (или их группы), совершающие определенные действия по отношению друг к другу; 2) изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями; 3) изменения во внутреннем мире участвующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувств оценках, стремлениях и т.д.); 4) влияние этих изменений на других индивидов; 5) обратная реакция последних на такое влияние.

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами социальными группами определяется усвоением и преломлением национальных ценностей, норм и стандартов поведения в сознании и чувствах взаимодействующих людей, в их реальных действиях.

В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разнообразие взаимодействий. Но в этом многообразии выделяются два основных типа взаимодействия:

1) сотрудничество, существующее в тех случаях, когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или по крайней мере, не препятствует реализации целей остальных партнеров;

2) соперничество, при котором достижение цели одним видом затрудняет или исключает осуществление целей другими участниками взаимодействия.

2. Основные теории социального взаимодействия.

Теория социального обмена — научный подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и в свою очередь совершает действия, приносящие выгоду им. В качестве выгод рассматриваются как материальные блага, так и нематериальные, символические блага — знаки уважения, престижа, положительные эмоции и т. п. Совершение людьми по­ступков, полезных для других людей, объясняется наличием ожида­ний, т. е. устойчивых представлений о том, что в ответ на свои дейст­вия они получат пользу от действий других людей. Подтверждение ожиданий в процессе межиндивидуального взаимодействия закреп­ляет обмен поступками в качестве поведенческого образца — своего рода «социального рефлекса», связывающего в сознании индивидов определенные действия как стимулы и реакции.

Образцом для исследователей, использующих концепцию соци­ального обмена, являются работы основателей данного направления, выдающихся американских социологов Джорджа Хоманса (1910-1989) и Питера Блау (1918-2002). В работе «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961) Хоманс сформулировал пять поло­жений, объясняющих индивидуальное поведение стремлением к под­держанию социального обмена.

  1. Чем чаще отдельное действие индивида вознаграждается, тем чаще он/она стремится совершать это действие.

  2. Если какой-либо стимул привел к действию, которое было возна­граждено, то при повторении такого стимула индивид будет стре­миться повторить соответствующее действие.

  3. Чем более ценным является для индивида определенный результат действия, тем сильнее он/она будет стремиться совершить дейст­вие, направленное на достижение этого результата.

  4. Чем чаще в прошлом индивид получал определенное вознаграж­дение, тем менее ценным будет для него/нее повторение такого вознаграждения.

  5. Если индивид не получает ожидаемого вознаграждения, то он/она стремится совершить демонстративно агрессивное действие и ре­зультат такого действия становится для него/нее более ценным, чем неполученное вознаграждение; если индивид получает возна­граждение сверх ожидаемого, то он/она стремится совершить де­монстративно лояльное действие и результат такого действия становится для него/нее более ценным.

Пример:

1. Если мы отправляемся на рыбалку и получаем богатый улов, вероятно, мы снова захотим ловить рыбу. Если каждый раз рыбная ловля заканчивается неудачей, вероятно, у нас пропадет интерес к этому занятию. Иными словами, чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

2. Если рыбная ловля более успешна в тенистых заводях, чем в залитых солнцем местах, вероятно, мы будем стремиться ловить рыбу в тенистых уголках. Общий принцип состоит в том, что, если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия.

3. Если рыбак знает место, где его наверняка ждет богатый улов, он будет готов пробраться сквозь заросли ежевики и даже вскарабкаться на скалы, чтобы достичь этого места. Значит, если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

4. Если у рыбака три дня подряд богатый улов, вероятно, на третий день он меньше увлечен своим занятием, чем в первый. Суть в следующем: когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

В случае с рыбалкой речь идет только об одном человеке, но Хоманс анализирует взаимодействие между двумя лицами на основе тех же четырех принципов. Приведем следующий пример. В моем рабочем помещении появилась новая вычислительная машина. Я не умею пользоваться ею, а моя помощница ее освоила. Когда мне нужно составить что-то вроде отчета, я спрашиваю ее, как пользоваться этой машиной. Обычно она с готовностью сообщает мне то, что требуется, и я ее благодарю. Во-первых, я обращаюсь к ней потому, что по своему прошлому опыту знаю, насколько полезно спрашивать совета у людей, знающих больше, чем я (принцип 2). Если бы я поступил иначе, например, пытался бы самостоятельно освоить этот аппарат, я был бы вознагражден в меньшей мере (принцип 3). Более того, я не злоупотребляю отзывчивостью моей помощницы и обращаюсь к ней только тогда, когда действительно нуждаюсь в помощи (принцип 4). Наконец, поскольку я получаю нужную информацию, а моя помощница — благодарность, наше взаимодействие продолжается, так как устраивает обоих (принцип 1).

Это очень простой вид взаимодействия. Но Хоманс считает, что таким образом можно анализировать даже сложные его виды: отношения власти, переговорный процесс, лидерство и т.д. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Поскольку индивиды стремятся поддерживать, постоянно возоб­новлять взаимодействия, приносящие выгоды, и избегать невыгодных взаимодействий, формируются устойчивые межиндивидуальные связи — структуры обмена. Структуры обмена могут складываться на основе непосредственного двустороннего, или прямого, обмена, но также и на основе опосредованного, или генерализо­ванного.

а б

Рис. 1. Структуры обмена

Анализ структур обмена с целью выяснения, получение какого ро­да выгод служит мотивом для участия людей во взаимодействии, как возникают солидарность/сплоченность социальной группы и отноше­ния зависимости, может служить универсальным инструментом со­циологического исследования.

Например, процесс обучения осуществляется и поддерживается как взаимодействие, так как представляет собой прямой социальный обмен. Очевидной выгодой для студентов (А) является получаемая ими в аудитории информация, но и преподаватель (В) получает вы­году в виде самоутверждения и признания его статуса. Если студенты не получают полезной, с их точки зрения, информации, они уклоня­ются от взаимодействия с преподавателем: отвлекаются на посторон­ние занятия, например на разговоры друг с другом. Преподаватель, не получая достаточного внимания и уважения к себе, действует «агрессивно», добиваясь скорее порядка в аудитории, чем внимания слушателей.

Процесс обучения можно представить и как многосторонний комплекс взаимодействий, который воспроизводится потому, что яв­ляется генерализованным социальным обменом. Преподаватели (А) ведут занятия, передавая студентам профессиональные знания; сту­денты (В) посещают учебное заведение, обеспечивая тем самым его финансирование (из государственного бюджета или в качестве платы за обучение); администрация учебного заведения (С), в свою очередь, оплачивает работу преподавателей.

Концепция социального обмена Хоманса хорошо описывает и объясняет взаимовыгодные, симметричные обмены, но П. Блау в ра­боте «Обмен и власть в общественной жизни» (1964) показал, что неравенство и отношения власти/подчинения, рассматриваемые Хомансом как следствия несимметричных обменов, невозможно объяс­нить только стремлением участников взаимодействий к получению выгод в результате своих действий. Согласно Блау, отношения вла­сти/подчинения появляются, когда один из участников обмена обла­дает монопольной возможностью совершать те действия, которые полезны и ценны для других участников обмена. Используя их стрем­ление к обмену, «монополист» устанавливает максимально выгодные для себя условия обмена и способен навязывать свою волю тем участникам, которые готовы на дополнительные затраты усилий, по­скольку находятся в зависимости от желания «монополиста» под­держивать своими действиями социальный обмен. Продолжаясь, такой несимметричный обмен приводит к развитию и закреплению нера­венства. Но изначально данное, предшествующее процессу обмена неодинаковое распределение социально значимых ресурсов — «мо­нополия» — и признание взаимодействующими индивидами этой ситуации как нормальной означают, что реальное взаимодействие не всегда соответствует идеальной модели социального обмена. Откло­нение можно объяснить следующим: 1) либо ожидания взаимовы­годности могут нарушаться без того, чтобы социальный обмен пре­кратился, а это противоречит исходным постулатам теории Хоманса; 2) либо кроме расчета персональных выгод/издержек действия ин­дивидов мотивируются еще и социальными нормами, т. е. верой в ра­зумность совершения даже заведомо индивидуально невыгодных действий, если эти действия способствуют сохранению социального порядка.

Теория обмена проливает некоторый свет на то, почему люди ведут себя с другими так или иначе. Но исчерпывается ли этим весь процесс межличностного общения? Логика обмена иногда не соответствует теории Хоманса. Основу теории обмена составила бихевиористская теория Скиннера, согласно которой (кроме всего прочего) собака, каждый раз получающая вознаграждение — пищу — за выполнение команды, будет продолжать выполнять эту команду. Но реакция людей на вознаграждения и наказания сложнее, чем у животных. Например, когда рабочим предлагают более высокое вознаграждение за повышение производительности труда, в ответ они вовсе не будут просто быстрее работать. Иногда устанавливают для себя нормы, чтобы работать с определенной скоростью. Иногда некоторый период работают очень быстро, а затем медленно, чтобы выполнить эту неофициальную норму. Иногда же вступают в политическую борьбу против системы, основанной на эксплуатации и несправедливости, а то и вовсе отказываются работать. Другие исследования также отмечают, что поведение людей сложнее, чем предполагает теория обмена. Исследование, проведенное Харриет Цукерман (1967), показало, что ученые, удостоенные Нобелевской премии, в дальнейшем трудятся менее продуктивно. А согласно первому принципу теории Хоманса, такая высокая награда, как Нобелевская премия, должна стимулировать творческую активность. Можно предположить, что Нобелевская премия является слишком большим вознаграждением, что вызывает потерю интереса к творческой деятельности. Это, может быть, и верно, но наводит на мысль о противоречивости 1-го и 4-го принципов теории Хоманса. Так или иначе, Цукерман считает, что Нобелевская премия настолько престижна, что ее воздействие надо рассматривать особо. Ведь лауреат Нобелевской премии приобретает новый статус в обществе. Лауреат, недавно удостоенный этой высокой награды, считается не только крупным ученым, но и знаменитостью; кроме того, когда люди обретают новый статус, они по-новому оценивают себя. Теория обмена не объясняет подобные ситуации.

Решение данной проблемы предлагает альтернативная теории соци­ального обмена парадигма — теория рационального выбора, которая представляет собой научный подход, основывающийся на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации действии людей, стремящихся к достижению индивидуальных целей. Рацио­нальность выбора определяется оптимальностью стратегии поведения. Индивид выбирает из альтернатив — фиксированного набора воз­можных вариантов действий — тот вариант, который даст наилучший результат. Однако стремление всех к максимизации индивидуальной выгоды может привести к социальной дилемме — ситуации, в которой возникает конфликт между индивидуальной рациональностью и со­циальной рациональностью.

Проблема оптимизации стратегии поведения в ситуации, когда индивидуально рациональные действия приводят к социально ирра­циональным последствиям, раскрывается на моделях математиче­ской теории игр. Самая известная из них получила название «дилемма узника»

Для каждого из двух арестованных (за участие в одном преступ­лении) существуют два варианта действий: сознаться или отпираться. Матрица возможных исходов для первого участника вклю­чает четыре случая в зависимости от действий второго участника:

  1. оба сознаются и, разделив ответственность, получают одинаковое наказание;

  2. первый сознается, пока второй отпирается, и вина перекладыва­ется на второго;

  3. первый отпирается, второй сознается, и вина перекладывается на первого;

  4. оба отпираются и получают одинаковое минимальное наказание.

Достижение наиболее предпочтительного исхода (2) предполагает выбор варианта «сознаться», т. е. стратегии уклонения от кооперации с соучастником. Но наиболее предпочтительный для второго участ­ника исход (3) предполагает, что он также изберет стратегию уклоне­ния. В результате одновременного выбора обоими участниками ин­дивидуально рациональной стратегии уклонения они окажутся в си­туации общего проигрыша (1). Оптимальным является коллективно рациональный выбор обоими участниками стратегии кооперации (4), т. е. выбор варианта «отпираться». Но такой выбор возможен, если между участниками существует доверие, если каждый уверен, что другой не выберет более выгодный для себя вариант уклонения. Именно отсутствие доверия провоцирует коллективно иррациональ­ный исход.

Применение моделей, подобных «дилемме узника», в анализе самых разных социальных явлений составляет основу исследова­тельской стратегии приверженцев теории рационального выбора. Образцами для них традиционно служат работы экономистов, давно развивающих данный подход, а в последние годы также работа аме­риканского социолога Джеймса Коулмена (1926-1995) «Основания социальной теории» (1990).

Коулмен проанализировал с точки зрения рационального выбора взаимодействия, традиционно связываемые скорее с проявлением чувств, нежели с расчетом. В частности, он показал, что в процессе ухаживания и заключения брака индивид ищет партнера, как можно более привлекательного с точки зрения физической красоты, ума, доброты, престижности работы, уровня дохода или иных качеств. Следовательно, брачное поведение, по Коулмену, сводится к рацио­нальному выбору из фиксированного набора альтернатив. Но стрем­ление каждого участника «брачного рынка» к оптимизации выбора приводит к социальной дилемме, которую можно описать при помощи модели «дилемма узника». Если оба партнера вступают в брак по любви, то каждый «приобретает» внимание и заботу со стороны другого и одновременно «затрачивает» силы и время на внимание к партнеру и заботу о нем, т. е. складывается ситуация общего выиг­рыша (4). Если один из партнеров вступает в брак по расчету, а другой по любви, то один «выигрывает», поскольку «приобретает», не «за­трачивая», т. е. складывается либо ситуация одностороннего выигры­ша (2), либо одностороннего проигрыша (3). Индивидуально ра­циональной является стратегия вступать в брак по расчету, но если оба партнера выбирают такую стратегию, то ни один из них не «приобретает» того, на что рассчитывает (1). Стратегия вступления в брак по расчету является социально иррациональной.

В качестве ситуации рационального выбора, провоцирующего социальную дилемму, можно представить и взаимодействие в сфере образования, рассматриваемой как «рынок образовательных услуг». Например, если руководство учебного заведения, стремясь привлечь наиболее подготовленных абитуриентов, преувеличивает в рекламных материалах уровень преподавания и востребованности своих выпу­скников, то это — индивидуально рациональная стратегия. Но инди­видуально рациональной стратегией для абитуриентов также является преувеличение: стремясь пройти конкурсный отбор в престижное учебное заведение, они могут воспользоваться на экзамене шпаргалкой и тем самым искусственно повысить оценку уровня знаний. В резуль­тате одновременного выбора стратегии получения максимального выигрыша при минимальных затратах реальных усилий складывается ситуация общего проигрыша (1): учебное заведение получает недо­статочно подготовленных студентов, а студенты получают недостаточ­но качественное образование.

Социально рациональной является ситуация общего умеренного выигрыша (4), когда обе стороны — руководство учебного заведения и абитуриенты выбирают стратегию «честной игры» и получают соот­ветственно студентов и образование уровнем не ниже и не выше уровня собственных усилий и способностей. Но при этом участники взаимодействия должны быть уверены, что не рискуют попасть в си­туацию одностороннего проигрыша.

Устранение риска и тем самым решение социальной дилеммы достигается с установлением доверия участников взаимодействия друг к другу. Доверие обеспечивается действенной системой соци­альных норм, поощряющих «кооперацию» и наказывающих за «ук­лонение». Социальные нормы ограничивают выбор, сводя альтернати­вы к социально одобряемым действиям, и ориентируют участников взаимодействия на поддержание собственной репутации, т. е. на сохранение доверия к ним со стороны партнеров по взаимодействию. Таким образом, рациональным может считаться выбор не в пользу индивидуального интереса, а в пользу позитивного мнения других людей. Однако теория рационального выбора недооценивает проблему формирования мнения, т. е. восприятия, истолкования и оценки поступков индивидов другими участниками взаимодействия.

Данная проблема является ключевой для другой парадигмы — символического интеракционизма. Это исследовательский подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков. Взаимодействуя друг с другом, индивиды постоянно определяют и переопределяют значения действий друг друга в зависимости от разви­тия ситуации и ориентируют свои последующие действия на указан­ные значения. При таком подходе общество — это не фиксированная совокупность однозначно заданных социальных норм и не предуста­новленная система поведения, а текучий, хотя и структурированный, процесс интеракции (от англ. — взаимодействие).

Образцом для социологов, придерживающихся концепции симво­лического интеракционизма, служат работы выдающегося американ­ского социального психолога Джорджа Герберта Мида (1863-1931), а также его последователей в социологии Герберта Блумера (1900-1987) и Ирвина Гоффмана (1922-1982).

Мид, чьи идеи уже после его смерти были собраны и системати­зированы его учениками в книге «Разум, человеческое «Я» и общество» (1934), утверждал, что поведение человека — это реакция не столько на стимулы (внешние воздействия и внутренние побуждения), сколь­ко на символы (значения вещей и действий). Социальным поведение индивида является потому, что он/она своим действиям и действиям окружающих людей придает те же значения, что и другие участники взаимодействия. Индивид умеет ориентировать свои действия на определенное истолкование их партнерами по взаимодействию, по­скольку по мере накопления опыта взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях в сознании индивида формируется особая уста­новка мышления, названная Мидом обобщенным другим. Обобщен­ный другой — это часть собственного «Я» индивида, но одновременно абстрактный образ партнера по взаимодействию, роль которого ин­дивид внутренне принимает, когда интерпретирует чужие поступки и совершает собственные.

Мид отрицал, что поведение людей — это пассивная реакция на вознаграждение и наказание. Он рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. Мид считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда ваш знакомый подмигивает, вас интересует, что он подразумевает: может быть, он стремится поухаживать за вами, вместе посмеяться над шуткой, высмеять чье-то поведение, не исключено, что он просто страдает нервным тиком. Мы «разгадываем» намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях.

Мид выделил два типа действий. Незначимый жест представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания. Многие поступки, рассмотренные сторонниками теории обмена, относятся к этому типу. С точки зрения Мида более важную роль играет значимый жест. В этом случае люди не реагируют автоматически на воздействия извне. Они разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него. Когда два мальчика спорят и один из них замахивается на другого, второй, наверное, стремится уклониться от удара. Он действует автоматически, т.е. совершает незначимое действие. Но два боксера сражаются на ринге в более сложной ситуации. Один из них, может быть, не станет уклоняться от удара, если он истолковал его как ложный удар. Вместо этого он может воспользоваться ситуацией и сам нанести удар. Это значимое действие, так как оно связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо «поставить себя на место другого человека», или, говоря словами Мида, «принять роль другого».

Такой процесс сложен, но он проявляется почти во всех наших взаимодействиях с другими людьми. Мы способны на это, потому что с детства нас учат придавать значение предметам, действиям и событиям. Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, действие или предмет символизируют или выражают смысл другого понятия, действия или предмета. В нашем обществе кольцо с бриллиантом не просто драгоценность, оно символ стремления двух молодых людей вступить в брак. Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать — пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться. На нас воздействует не только действие, но и намерение.

Интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы осмысливаем значение стимула и принимаем решение, как на него реагировать. Другими словами, связываем стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция. Поскольку мы усваиваем значения различных символов в процессе социального взаимодействия, они для всех нас оказываются общими.

В какой-то мере все является символом. Для американцев кусок ткани, на котором изображены звезды и полосы, имеет важное символическое значение, это флаг США. Кусок ткани с пуговицами впереди имеет другое значение, мы называем его рубашкой. Слова являются самыми важными символами, с их помощью мы придаем значение предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Делая это, мы можем общаться с другими людьми. Когда в дом приходят гости и мы предлагаем им сесть, подразумевается, что они сядут на кушетку или стул. Если они сядут на телевизор, коммуникация не удалась: слово «сесть» было неправильно понято. Тот факт, что все люди учатся одинаково интерпретировать значения символов, облегчает общение. Когда кто-то хмурится, мы понимаем, что он или она недовольны. Улыбка символизирует радость, а если человек рыдает, обычно его спрашивают: «Что случилось?»

>ЕГЭ. Общество.Тема 10. Общественные отношения

Что такое общественные (или социальные) отношения?

Люди постоянно взаимодействуют друг с другом в процессе общения, в результате той или иной деятельности. Между отдельными людьми, группами, классами, различными общностями происходит взаимодействие.

Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными группами и внутри них, которые возникают в процессе взаимодействия, то есть совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Таким образом, общественные отношения складываются только в результате взаимодействия.

Различают общественные отношения в сфере материального производства и духовной деятельности.

На уровне социальных общностей выделяют следующие виды общественных отношений:

  • классовые
  • национальные
  • групповые
  • семейные

На уровне взаимодействия людей в группе выделяют межличностные отношения.

Приведём пример.

Представим ситуацию. Человек едет в автобусе, ни с кем не разговаривает. У него нет отношений ни с кем. Но стоит ему заговорить, например, с кондуктором, то на некоторое время такие отношения складываются, потому что происходит общение.

Таким образом, не все возникающие между людьми связи называют общественными отношениями, а только те, в результате которых возникает взаимодействие.

2. Общественные отношения

Общественные отношения — это отношения, который возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. По сути, это вся совокупная деятельность людей, формы взаимодействия между ними. В более конкретном смысле можно сказать, что общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены или представители тех или иных социальных общностей или групп.

Структура общественных отношений может быть рассмотрена с разных точек зрения. В соответствии с марксистской концепцией, все общественные отношения делятся на материальные и духовные. Материальные отношения интерпретируются как базисные, возникающие без непосредственного участия сознания. Их характер определяется производительными силами общества. Духовные отношения понимаются как производные от материальных отношений. Они относятся к надстроечным, возникают и функционируют, проходя через сознание людей. К духовным отношениям относятся политические, правовые, нравственные и др. С точки зрения основных видов практики, структура общественных отношений будет представлена двумя типами отношений. Во-первых, — это отношения «люди — природа» (производственная практика, преобразование человеком природы). Во-вторых, — это отношения «человек — человек» (социально-историческая практика). Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами и т. д.

3. Нормы, регулирующие общественные отношения

В каждом обществе существуют нормы, регулирующие общественные отношения, — социальные нормы. Социальные нормы — это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается с помощью санкций.

Выделяют многие разновидности социальных норм. Основные из них — это обычаи, традиции, правовые и моральные нормы.

Обычаи — это правила социального поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции — это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы — это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило, указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.

Моральные нормы — это требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Различные авторы предлагают выделять в качестве самостоятельных и другие нормы, регулирующие общественные отношения: политические, религиозные, эстетические и др. Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться сознательно, закрепляться и выражаться в устной или письменной форме. Несмотря на большие различия между собой, социальные нормы имеют ряд общих черт: они являются правилами поведения людей в обществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.

Конспект урока обществознания по теме «Политика и власть» (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель – Арланова Елена Александровна

ГБОУ СОШ с.Нижнеаверкино м.р.Похвистневский Самарской области

Предмет – обществознание

Класс 9

Тема урока – «Политика и власть»

Цель урока:

  • Образовательная – сформировать у обучающихся представление об организации политической власти в обществе;

  • Развивающая – развивать умение применять полученные знания в контексте решения конкретных обществоведческих задач;

  • Воспитательная – воспитывать политическую культуру.

После изучения темы учащиеся должны:

  • знать, что такое » политика», «власть», «государство», «политическая партия»;

  • уметь распознавать субъекты и объекты политики, приводить соответствующие примеры;

  • характеризовать СМИ как «четвертую власть»;

  • характеризовать роль политики в обществе, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения.

УМК и оборудование к уроку:

  • Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение» -2-е изд. М., 2011 ;

  • Обществознание. 8-9 классы. Тематическая тренировочная тетрадь: учебное пособие/ О.А.Чернышева. –Изд. 2-е, перераб.,- Ростов н /Д: Легион, 2014;

  • ГИА 2009.Обществознание: Тематические тренировочные задания: 9 класс/ Авт.- сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. -М: Эксмо, 2009.

  • Обществознание.9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровень: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышева, Р.В.Пазин, П.А.Ушаков; под ред. О.А.Чернышевой.- Изд.2-у,прераб.-Ростов н/Д: Легион,2012.

  • Раздаточный материал на каждого ученика «Рабочий лист по теме».

ХОД УРОКА.

I. Организационный этап ( 1-2 минуты)

II.Беседа на актуализацию знаний ( 3-5 минут)

— Какие сферы общественной жизни вам известны?

— Какие из этих сфер мы уже изучили достаточно подробно?

— По поводу чего возникают все политические отношения?

— Однажды Конфуций проезжал неподалеку от гор. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:

-Вы так убиваетесь – похоже, что скорбите не впервой?

-Так оно и есть. Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот погиб и мой сын.

-Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций.

-Здесь нет жестоких властей, — ответила женщина.

-Какой вывод из этого разговора сделал Конфуций, как вы думаете?

III. Изучение нового материала. ( 35 минут)

— Ознакомьтесь внимательно с содержанием учебника на стр. 4-10 и выполните задание №1 в «Рабочем листе» по теме сегодняшнего урока.

3.1. Самостоятельная работа учащихся с учебником, выполнение задания №1 из «Рабочего листа по теме» ( 10 минут)

3.2. Чтение текста, исправление ошибок (5 минут)

Ответы к тексту

Г

В

Л

Д

П

Ж

И

Н

Е

А

О

— Оцените каждый правильный ответ в 1 балл, подсчитайте общее количество баллов за это задание и запишите его в таблицу » Мои результаты».

— Чем субъект деятельности отличается от объекта?

— Какие субъекты политической деятельности названы в тексте вашего учебника?

-Что может быть объектом политики?

— Выполните задание №2 в «Рабочем листе».

3.3. Самостоятельная работа учащихся, выполнение задания №2 в «Рабочем листе»

( 4-5 минут)

Ответы к заданию №2

1) Человек, государство, партия, социальная группа, класс.

2) Экономика, отношения между государствами, культура, оборона страны.

3) Авторитет, престиж, сила, закон, харизма, богатство.

4) Руководство, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

— Оцените каждый правильный ответ в 1 балл, посчитайте количество ошибок, вычтите из первого числа второе , результат запишите в таблицу » Мои результаты». Если результат получился с отрицательным знаком, так и запишите в таблицу.

— Как СМИ влияет на политические взгляды и поведение людей?

— Как СМИ влияет на власть?

— Почему СМИ называют «четвертой властью»?

— Какова же роль политики в обществе?

3.4. Самостоятельная работа учащихся, выполнение задания №3 в «Рабочем листе» (5 минут)

— Выполните задание №3 в «Рабочем листе». Оцените содержание высказываний. Если высказывание верное (истинное) отвечает «ДА». Если высказывание неверное (ложное), отвечаем «Нет».

Ответы к зданию №3

1- Да 6-Да

2-Да 7-Да

3- Да 8-Да

4- Нет 9-Да

5- Нет 10-Нет

— Оцените каждый правильный ответ в 1 балл, подсчитайте общее количество баллов за это задание и запишите его в таблицу » Мои результаты».

IV. Закрепление изученного материала ( 10 минут).

— Проверьте себя, насколько хорошо вы разобрались в теме сегодняшнего урока. Выполните для этого тест «Политика».

Правильные ответы к тесту

1-2 6-1

2-3 7-2

3-2 8-3

4-3 9-1

5-2 10-2

— Подсчитайте количество правильных ответов в тесте, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, запишите свой результат в таблицу «Мои результаты». Подсчитайте общее количество баллов, за выполнение всех заданий.

Шкала оценки: 52-45 баллов оценка «5»

44-37 баллов оценка «4»

36-26 баллов оценка «3»

Оценки в журнал выставляются по желанию учащихся.

YII. ЗАДАНИЕ НА ДОМ( 1 минута)

& 1, сочинение- рассуждение по высказыванию Сенеке на стр. 11.

YIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок(2 минуты)

РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ » ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ»

Задание №1: ознакомьтесь с текстом учебника стр. 4-10, подберите из предложенного списка понятия, которые необходимо вставить вместо пропусков в текст, так, чтобы восстановить его смысл. В списке слова больше, чем вам понадобится. Ответ запишите в виде последовательности букв.

Это слово греческого происхождения, и означает оно искусство управлять государством. В наше время слово ____________ (1) стало более широким по значению и подразумевает деятельность, связанную с отношениями между большими общественными ________________ (2) , социальными слоями, нациями. Политическая власть распространяется на все ________________ (3), то есть обладает публичностью. Лица, осуществляющие власть от имени государства имеют возможность принуждать других к исполнению общеобязательных норм, то есть ________________ (4). Для этого существуют в государстве органы принуждения суд, полиция , ______________ (5). Наибольшую роль в борьбе за политическую власть играют _________________ (6). Это организованная группа единомышленников, борющихся за завоевание и использование государственной власти. Деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за государственную власть, называется ________________ (7). Члены партий организуют митинги и другие массовые мероприятия: распространяют печатные издания для разъяснения своих целей, выдвигают кандидатов в депутаты различных органов власти, ведут агитацию за них, стремясь получить ______________ (8) возможно большего числа людей. Политическими деятелями должны становиться люди с высокой общей и политической культурой, целеустремленные, с организаторскими способностями, а главное – искренне стремящиеся к общественному ________ (9).От того, какую политику проводит _____________ (10), зависит многое: лучше или хуже будут условия жизни разных социальных групп, их _______________(11) доступны ли им будут достижения культуры, увеличится степень их свободы или напротив ограничится.

Понятия:

А)Государство И)Многопартийность

Б)Нормы морали К)Правительство

В)Группа Л) Общество

Г)Политика М) Общественно-политические движения

Д)Нормы права Н) Поддержка

Е) Благо О) Благосостояние

Ж) Политическая партия П) Армия

Задание №2 : закончите фразы, выбирая слова из данного ниже перечня.

1) Субъектами политики являются ___________________________________________

2) К объектам политики относятся ____________________________________________

3) Источники власти –это _____________________________________________________

4) К функциям власти относятся _______________________________________________

Авторитет, экономика, престиж, человек, отношения между государствами, социальная группа, харизма, государство, руководство, культура, партии, закон, класс, контроль, управление, организация, сила, оборона страны, организация, координация, мобилизация, богатство.

Задание №3: оцените содержание высказывания. Если высказывание верное (истинное) отвечает «ДА». Если высказывание неверное (ложное), отвечаем «Нет».

1.Политическая власть распространяется на все общество.

2.В обществе возникает борьба за власть и ее использование для проведения той или иной

политики.

3. СМИ способны повлиять на решения властей и на способы проведения этих решений в

жизнь.

4.Экономика, культура, социальные отношения – это субъекты политики.

5.Урегулирование межнациональных конфликтов – это пример реализации

экономической политики государства.

6.От того, какую политику проводит государство, зависит благосостояние населения.

7.Стабильность и порядок в обществе зависят от организации политической власти.

8.В истории известны примеры, когда политика государства отвечала интересам

меньшинства и ущемляла права большинства.

9.Члены различных партий и других политических организаций активно занимаются

политической деятельностью.

10.Политические знания нужны только политикам.

Задание № 4 : выполните тест.

1. Примером политической власти является

1) управление образовательной организацией

2) руководство правительством

3) осуществление рекламной компании товара

4) координирование работ над научным проектом.

2. Добровольная политическая организация, которая объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определенных социальных сил, ставит целью реализовать их путем завоевания, удержания и использования государственной власти. Какому понятию соответствует это определение?

1) правовое государство

2) профессиональный союз

3) политическая партия

4) парламентская фракция

3.Отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу власти в обществе, обозначают понятием

1) экономика

2) политика

3) мораль

4) право

4.Верны ли следующие суждения о политической власти?

А: Под политической властью понимают возможность и реальную способность субъекта проводить свою волю и отстаивать свои интересы в политике.

Б: Политическая власть основана на принуждении одной группы людей другой.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

5.Какой из перечисленных ниже признаков является обязательным для государства?

1)наличие должности президента

2)наличие публичной власти

3)демократическая организация управления

4) наличие парламента

6. Что отличает политическую власть от других видов власти?

1)обращение ко всему обществу

2)влияние на деятельность людей

3)субъект- объектные отношения

4) использование материальных ресурсов

7.Совокупность методов осуществления политической власти в государстве обозначают термином

1)гражданское общество

2)политический режим

3)форма государственного устройства

4)демократия

8.Верны ли следующие суждения?

А: Легальная деятельность на территории государства сразу нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей, называется многопартийностью.

Б: Многопартийность позволяет учитывать интересы различных социальных групп общества.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

9.Легальным средством политической борьбы в демократическом государстве является участие граждан в

1) выборах на альтернативной основе

2) безальтернативных выборах

3) вооруженном захвате государственной власти

4) революции

10.СМИ играет в обществе роль «четвертой власти». Какую социальную функцию СМИ иллюстрирует данное высказывание?

1)коммуникативную

2)непосредственно-организаторскую

3)культурно- образовательную

4)рекреативную

Мои результаты

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Всего баллов

Система политических отношений — отношения между государствами, нациями, классами, группами, индивидами в процессе осуществления власти.

Устойчивость полит.отношений определяется характером соц.связей. но в основном полит.отношения формируются административными методами, могут также – экономическим , моральными и правовыми.

В рамках плюралистической модели политических отношений неизбежно встает проблема порядка взаимодействия между субъектами, которое может строиться или на основе конфликта, когда субъекты действуют таким образом, что сознательно препятствуют достижению целей друг друга, или кооперации, когда один делает то, что увеличивает вероятность достижения целей другого.

Особенности политического процесса в России

Современное российское общество относится к числу переходных обществ, поэтому политический процесс достаточно противоречив. Отечественные исследователи современного политического процесса отмечают сложность и неоднозначность его изучения. Основные особенности: 1. Нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать.Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

2. Отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у за­рождающихся политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов. 3. Неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны.Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии объединят единомышленников вокруг политического деятеля. 4. Отсутствие интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуни­кационной системы. Вертикально организованный политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога. Несформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. 5. В основе политических отношений лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. 6. Высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов.

Политическая власть: понятие, сущность, функции, ресурсы, основные концепции. Методы осуществления политической власти.

Существует множество определений власти. Власть — это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деят-ть людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения. Власть — это политич.господство над людьми. Власть — это система гос.органов. Власть — это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями. Вебером сформулирована позитивистско-социологическая концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политич.субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.

Таким образом, можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политич.решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.

Политическая власть исторически формируется с возникновением государства и характеризуется способностью одного субъекта политики навязывать свою волю другому субъекту – индивиду, социальной группе или обществу в целом, – используя различные методы и средства. По отношению к другим видам власти политическая власть выступает в качестве верховной, ибо с ее помощью принимаются решения, обязательные для всех сфер общественной жизни. Таким образом сущностью власти являются отношения принуждения-исполнения.

К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие: 1) поддержание общественного порядка и стабильности; 2) выявление, ограничение и разрешение конфликтов; 3)достижение общественного согласия (консенсуса); 4)принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; 5)управление делами общества. 6)управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. 7)функция оптимизации самой полит.системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот-е пришли к власти. 8)обеспечение стабильности в стране.

Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и др. Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания. Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д. Информационные ресурсы — это средства массовой информации.

Существуют различные концепции власти: 1)Телеологическая концепция – одна из наиболее ранних: божественное объяснение природы власти — всякая власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, — это наместники Бога на Земле, исполняющие его волю. (Аврелий Августин и др.) 2)Биологическая. Власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах. (Ницше, Гитлер). 3)Бихевиористская – власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Это поведенческое понимание власти. Человек = «властолюбивое животное».

Основные положения бихевиористского направления: основа властеотношений — контроль одного субъекта над другим; некоторые исследователи видят исходное начало власти в воле, как естественном свойстве человека, в его агрессивности и стремлении к большему и лучшему; власть проявляется в силе, способностях (руководителя), и люди жаждут быть в услужении (подчинении), стремятся присоединиться к воле кого-либо; человек-первоисточник власти; критическое отношение к особой роли государства в упорядочении отношений между людьми.

Структурно-функциональная власть как способ самоорг-ции человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции упр-я и исполнения. Без власти невозможны коллективное сущ-ие чел-ка, совместная жизнедеят-ть многих людей (Парсонс).

Системная власть в противовес бихевиористскому видению власти исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) рассматривают власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей.

Реляционистская (от фр. «relation» – отношение) власть как межличностное отношение, при кот-м один из участников оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Марксистско-ленинское направление понимает политическую власть как волю класса, как господство одних над другими, как подчинение организованной силе.Акцент делается на классовом господстве-подчинении, а политическая власть видится исключительно сквозь призму понятий диктатуры пролетариата и диктатуры буржуазии. Марксизм абсолютизировал зависимость власти от классовых отношений.

Под методами властвования понимаются способы, приемы, средства воздействия, используемые властвующей стороной с целью добиться повиновения подвластных. При росте неповиновения институтам властной деятельности приходится добиваться “принятия власти”, изменяя тем или иным образом в проводимом ими политическом курсе соотношение методов принуждения и убеждения.

Принуждение выступает как специфическое свойство любой власти и предполагает достижение властвующим субъектом своей цели вопреки неповиновению подвластного объекта путем использования силы или угрозы ее применения. Тем самым подвластный объект лишается возможности выбора между подчинением и неподчинением. Принуждение как метод власти подразделяется на физическое и психическое. Физическое принуждение – это воздействие властвующего на личную или материальную сторону бытия подвластного в целях реализации руководящей воли. К числу форм физического принуждения относятся, в частности, штрафы и другие санкции экономического характера, исключение из сообщества или организации, лишение свободы, лишение жизни. Весьма распространенным видом психического принуждения является общественное мнение, регулирующее поведение людей и социальных институтов посредством выработки и “насаждения” определенных норм взаимоотношений, отклонение от которых влечет за собой, например, общественное порицание.

Убеждение как метод властвования представляет собой применение комплекса различных приемов и способов побудительного обеспечения должного поведения индивидов или их групп. Суть данного метода состоит в том, что подвластным не только раскрываются все возможные варианты действий в данной конкретной ситуации и их последствия, но также оставляется и право выбора, собственного волеизъявления. Одной из форм убеждения выступает влияние, когда властвующий субъект добивается выполнения своей руководящей воли не путем угрозы, а постановкой таких требований, которые представляются подвластному обоснованными с точки зрения его собственных ценностей. Влияние осуществляется при помощи таких средств, как сдерживание, побуждение, активизация ответственности.Сдерживание – это показ подвластному субъекту негативных последствий его возможных поступков и утверждение необходимости воздержаться от их совершения. Побуждение, напротив, подразумевает моральную ориентацию на совершение действий, имеющих положительное значение для сообщества и входящих в него индивидов, и, соответственно, разъяснение ожидаемых позитивных результатов. Активизация ответственности предполагает напоминание о нормативных ценностях сообщества, помогающее переориентировать поведение подвластных субъектов в соответствии с их представлениями о долге. Преобладание методов убеждения или влияния можно расценивать как показатель авторитетности, гибкости власти, а также ее легитимности, то есть признания массами в качестве необходимой и обоснованной.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *