Социализм основные идеи

История развития коммунистических идей

Первобытный коммунизм

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. Первобытнообщинный строй охватывал время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для первобытнообщинного строя характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и было связано употребление для его обозначения термина «первобытный коммунизм». От следующих за ним этапов общественного развития первобытный коммунизм отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.

Коммунистические идеи средневековья

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII—XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV века (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI века (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Эти идеи вполне можно считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной — все равны перед богом и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось соблюдение равенства в религиозных обрядах.

Светские концепции коммунизма

Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм — основная составляющая буржуазных революций XVII—XVIII веков, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирается на идеологию гуманизма XVI—XVII веков (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII века (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности составляет реакционный элемент в её содержании. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Утопический коммунизм

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

В начале XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, обеспечении всех его потребностей, централизованном планировании, распределении по труду. Однако вразрез с коммунистическими идеалами социалисты допускали сохранение в утопическом обществе частной собственности, имущественного неравенства. Выражая протест против капиталистической системы угнетения и эксплуатации трудящихся, они выступили с утопическими проектами устранения классовых различий. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Научный коммунизм

Научный коммунизм как теоретическое выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистического общества, возник в 40-х гг. XIX века, когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг., подъём движения английских чартистов в середине 30—начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844 году).

Опираясь на материалистическое понимание истории и на теорию прибавочной стоимости, вскрывшую тайну капиталистической эксплуатации, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали научную теорию коммунизма, выражающую интересы и мировоззрение революционного рабочего класса и воплощающую лучшие достижения предшествующей общественной мысли. Они раскрыли всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Развитое и обогащенное применительно к новым условиям В. И. Лениным, Коммунистической партией Советского Союза, братскими коммунистическими и рабочими партиями, это учение раскрыло историческую закономерность смены капитализма коммунизмом, пути построения коммунистического общества.

Определения коммунизма

Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…> 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию. <…> Частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а её место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества.

— Ф. Энгельс, «Принципы коммунизма» (1847 г.)

…коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность.

— Карл Маркс (1844 г.)

Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.

— Карл Маркс (1844 г.)

Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.

— В. И. Ленин (декабрь 1919 г.)

Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.

— Программа КПСС (1972 г.)

Коммунизм как идеология

Основная статья: Коммунистическая идеология

Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

Научность коммунистической идеологии тесно связана с её революционной партийностью. В противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунизм открыто провозглашает свою партийность. Эта его особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей общественного процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

Понятие и основные ценности социализма

Социализм — понятие многоплановое, объединяющее в себе несколько значений. Прежде всего, это идеал общественного устройства, отрицающий частную собственность и индивидуализм; в данном отношении он выступает антитезой либерализму, с которым, впрочем, генетически связан. Кроме того, социализм, как было отмечено выше, — это оформившаяся в XIX веке политическая идеология, входящая в тройку классических идеологий модерна. Далее, в трудах Маркса и его последователей социализмом называют низшую фазу коммунистической общественно-экономической формации. Социализмом также именовали общественный строй, который базировался на политических, социальных и экономических представлениях Маркса и Ленина и который после 1917 года оформился в Советском Союзе, а затем в государствах «социалистического лагеря». Наконец, под социализмом понимают одну из тенденций развития общества индустриального типа; такая интерпретация социализма связана с функционированием ориентированных на идеалы справедливости национальных моделей «государства всеобщего благосостояния» (или «социального государства»), наибольшую известность среди которых приобрел «шведский социализм» (Мельвиль 2002: 548—551).

Социалистическая идеология в своем классическом варианте, сложившемся в XIX столетии, базируется на нескольких ключевых ценностях. Это, прежде всего, приоритет общественной собственности над собственностью частной. Его утверждение на практике предполагает либо национализацию частной собственности в пользу «социалистического государства», либо же ее обращение в совместное, акционерно-кооперативное владение трудящихся. Социалисты отвергают частную собственность по нескольким причинам. Во-первых, частное владение несправедливо, ибо создаваемое всеми не может принадлежать немногим. Во-вторых, частная собственность основывается на стяжательских инстинктах и потому разлагает человека морально, делая его крайним материалистом. В-третьих, собственность раскалывает общество, постоянно порождая конфликты (Heywood 2003: 115).

Социалистическая идеология руководствуется классовым подходом, постулирующим в качестве ценности защиту интересов неимущих методами революционной борьбы. В глазах социалистов именно общественные классы, а не отдельные личности, оказываются главными участниками исторического процесса; следовательно, только их взаимодействие объясняет ход и логику социальных катаклизмов. Среди социалистических ценностей есть также идеал равенства, причем речь идет о «равенстве результатов», а не о «равенстве возможностей», о котором говорят либералы. «Преодоление классового разделения, социально закрепленного неравенства — ключевое требование к обществу, которое претендует на название социализма» (Шубин 2007: 9). В пользу имущественного равенства социалистическая мысль выдвигает немало аргументов, в ряду которых выделяются два: во-первых, социальное равенство гарантирует справедливое устройство общества, и, во-вторых, оно стимулирует коллективизм и кооперацию между людьми (Heywood 2003: 111—112). Наконец, традиционная идеология социализма подчеркивает преобладание коллективных интересов и потребностей над индивидуальными интересами и потребностями. Человек есть социальное существо; для социалистов, в отличие от либералов или консерваторов, его природа не задана раз и навсегда, но, напротив, она пластична и открыта для совершенствования. В силу общественной природы человека его устремления нельзя ограничивать исключительно материальной выгодой — моральные и духовные стимулы деятельности, полагают социалисты, для людей еще более значимы.

Вопрос о том, что из себя представляет коммунизм, волнует многих людей уже многие десятилетия и даже столетия. Многие философы и политики считали (да и до сих пор думают), что данное направление – самое лучшее для развития государства и улучшения жизни народа. Разберемся, что из себя представляет коммунизм, в чем его особенности, положительные и отрицательные стороны.

Что такое коммунизм?

Если заглянуть в философский словарь, то там можно найти следующее определение – это утопическая идея об идеальном экономическом и политическом устройстве государства. Основной идеей течения является всеобщее равенство людей. Проведем небольшой экскурс в историю.

Когда большинство европейских стран представляло из себя абсолютную монархию, ни о каком равенстве мечтать не приходилось. Во времена правления королей, князей, герцогов, графов владения граждан были очень неравномерными. Это было связано с тем обстоятельством, что с течением времени одни люди становились беднее (в результате войн, катаклизмов и так далее), а другие – богаче, и бедняки вынуждены были продавать или закладывать свои владения, чтобы выжить. Или же шли в услужение к более обеспеченному господину. Со временем законы становились все более жёсткими по отношению к обедневшему населению, и начало процветать рабство.

Проверкой на прочность человека были суровые погодные условия – европейские зимы в эпоху древности и средневековья не отличались мягким климатом и хорошей погодой. Тогда как богатеи обустраивали свои замки и дворцы, украшали комнаты различными предметами искусства, стоившими подчас целое состояние, устраивали роскошные пиры с изобилием еды и золотых тарелок, простое население пыталось найти хоть какой-то источник пропитания, выжить в голодные времена, обогреть свои убогие хижины.

Не забываем про налоги, которые правители собирали с простого люда. В зависимости от экономической и политической ситуаций налоги периодически увеличивались (на борьбу с засухой, наводнением, на ведение войны с соседями). Поэтому можно себе представить, насколько тяжело жилось обычным европейцам, которым не повезло родиться в королевской или аристократической семье.

Девятнадцатый век стал поистине революционным периодом в жизни европейских государств. Одна за другой в монархических странах начали происходить революции, короли и князья теряли свои владения, права, дворцы, деньги, драгоценности (здесь отметим, что некоторым повезло просто лишиться имущества – другие правители распрощались с жизнью). Как только власть монарха была упразднена, появилась новая форма правления – республика. С исторической точки зрения такой строй совсем не нов – еще в древней Греции власть принадлежала народу (в древнегреческом понимании, конечно), отсюда и произошло слово «Демократия». С середины 1840-х гг. впервые звучит слово «коммунизм».

В переводе с французского языка communisme происходит от слова commun, то есть «общий». Идея коммунизма состоит в том, что ни один человек не должен господствовать над другим, у всех граждан должны быть равные права и обязанности перед государством, чья роль в управлении жизнью населения возрастала и становилась главенствующей. Таким образом, мы подходим к сути нового направления в политике.

Особенности коммунизма

В 1848 году немецкие философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали трактат «Манифест коммунистической партии». В этой работе авторы обозначили цели, задачи, которых следует придерживаться при создании нового политического строя. Что они предлагали?

  • Отменить частную собственность – все владения должны принадлежать народу, а именно – общине;
  • Отменить права наследования;
  • Создать единый государственный банк, который выпускал бы единую валюту на всей территории государства;
  • Отдать монополию на транспорт, заводы, фабрики, сельское хозяйство государству;
  • Отдать контроль за трудовыми ресурсами и образованием государству.

Из вышеперечисленного мы видим, что все ресурсы коммунистического государства условно переходят к народу. Если речь заходит о заводах, фермах, то машины, которые приобретались для улучшения качества работы, не принадлежали кому-то одному, например, директору, а всей трудовой общине предприятия.

Коммунизм не предусматривает неработающих граждан – трудиться должны все без исключения (разумеется, кроме обозначенных законом возрастных категорий людей). Этим он отличается от капитализма, где частная собственность может приносить пассивный доход, а владелец получает проценты (например, с аренды собственности). Когда произошла революция на Кубе в 1959 году, Фидель Кастро моментально национализировал все заводы, фабрики, предприятия – он считал, что все это принадлежит народу ( в лице государства).

При этом каждый гражданин обязан был трудиться. Невозможно представить себе кубинца в постреволюционную эпоху, который владел бы огромным земельным участком, парком автомашин (причем дорогих) и давал бы работу другим гражданам.

Как ни странно, у коммунизма есть и отрицательные стороны. Например, население было ограничено в своих гражданских правах (несмотря на заявления правителей о «власти народа»). Также правителями отрицается любая религия, ограничивается свобода слова, вводится цензура. Население превращается в безвольное стадо под полным управлением государства.

Хорош или плох коммунизм

Многие считают коммунистические идеи слишком утопическими и идеальными, ведь невозможно создать такое государство, в котором все были бы уравнены в своих правах, не было бы классового неравенства, все жили бы одинаково. Всегда, во все времена, находились люди, которые мечтали о власти, богатстве, роскоши, своих собственных владениях. Как только они добивались желаемого, тут же все коммунистические идеалы отодвигались в сторону или забывались. Тех, кто был не согласен с властью, отправляли в тюрьму (в лучшем случае), ссылали, пытали и даже казнили. За примером далеко ходить не надо – достаточно вспомнить историю Советского Союза. Ограничение свободы, гражданских прав, коррупция в верхах, ожесточенная борьба за власть, цензура – все это прикрывалось идеалами коммунизма и всеобщего равенства. Хотя и положительные стороны тоже имелись.

Во многих газетах и журналах, а также политических новостях часто можно встретить такое словосочетание, как правый или левый политик. Большинство из нас не задумывается о том, откуда произошло это название. А все очень просто. Во времена Великой Французской Революции в парламенте на заседаниях люди разделялись по своих убеждениям – справа сидели сторонники конституционной монархии, в центре – республиканцы-жирондисты, а слева – якобинцы, которые считались радикалами. Отсюда и пошло распределение в парламентах большинства стран и сегодня. Правые – консерваторы, левые – радикалы и экстремисты.

Хорош или плох коммунизм – каждый решает сам. Кому-то нравится подчиняться правилам, установленным государством, кто-то предпочитает строить свою жизнь самостоятельно, не оглядываясь на правящие партии. Однако у всех форм правления есть свои положительные качества, благодаря которым государства процветают.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться Метки: К. Маркс, Россия, Ф. Энгельс

Коммунизм в настоящее время вызывает у разных людей разные эмоции и отзывы. Противники утверждают, что коммунизм — это пережиток прошлого, к которому возвращаться ни в коем случае не стоит. Поклонники же, наоборот, с ностальгией вспоминают «те годы», которые зачастую ассоциируются у многих с пионерами, комсомольцами, качественной «Докторской» колбасой и временами, когда все люди жили одинаково. Однако, что удивительно, ни у тех, ни у других, как правило, не получается объяснить, что же это такое.

Определение этого термина можно сформулировать таким образом: в переводе с латинского языка «commūnis» означает «общий». Коммунизмом называется экономический и общественный строй, в котором главными идеями являются социальное равенство и общественная собственность на производственные средства.

Если говорить, что такое коммунизм простыми словами, то коммунизм — это идея равенства.

Видео о коммунизме (его становление и что он собой представляет):

Построение коммунизма в СССР

Программа построения коммунизма в СССР была принята осенью 1961 года, сразу же после окончания работы 12 съезда КПСС. Комиссия по подготовке программы была возглавлена Хрущевым. Основными пунктами данной программы являются:

  • Построение материально-технической коммунистической базы, то есть, выход на первое место в мире по таким позициям, как производство продукции, производительность труда, уровень жизни населения.
  • Воспитание новой, всесторонне развитой личности.
  • Решение продовольственного вопроса методом полной замены продуктов питания на исключительно качественные.
  • Полное удовлетворение спроса на предметы широкого потребления.
  • Решение жилищного вопроса, предоставление каждой семье отдельной благоустроенной квартиры.
  • Ликвидация малоквалифицированного и тяжелого ручного труда в народном хозяйстве.

Такие идеи коммунизма планировалось реализовать в течение двадцати лет, десять из которых необходимы были для развития материально-технической базы, и еще десять — для плавного перехода к коммунизму.

Хрущев и другие коммунистические лидеры считали коммунизм счастьем для народа, верхом человеческого благополучия. Однако реализовать в жизнь эту программу всё же не удалось. Одной из главных причин этому стал факт втягивания СССР в гонку вооружений.

Идеология коммунизма

Коммунизм, как идеология, является системой ценностей и идеалов, определяющихся мировоззрением рабочего класса и компартии. Коммунистическая идеология основана на утверждении таких идеалов, как справедливость, братство людей и наций, свобода равенства.

Коммунизму в СССР были присущи те же экономические, политические и социальные корни, что и социализму. До XIX века социализм и коммунизм развивались одинаково, как единое целое, но с начала XX века каждое из этих направлений начало приобретать самостоятельные черты. Это, прежде всего, было обусловлено тем, что каждое из них по-разному интерпретировало и оценивало творческое наследие К. Маркса. Если социализмом были приняты некоторые его идеи в то время, как другие отвергнуты, то коммунизмом марксизм был воспринят как «вершина социалистической мысли». Коммунизм считал, что эта концепция должна быть воплощена в жизнь.

В то же время коммунизм и марксизм — это не одно и то же, поскольку коммунизм — это более широкое понятие, чем марксизм, охватывающее сталинизм, ленинизм, большевизм, еврокоммунизм, маоизм.

Идеология коммунизма построена на мысли, что частная собственность — это источник политического и социального неравенства, поэтому для того, чтобы создать новое общество, необходимо ликвидировать частную собственность.

Для достижения социального прогресса необходимо не совершенствование и модификация государства, а полное его уничтожение. Однако в связи с невозможностью быстрого достижения такой цели, коммунизм использовал переходную, «транзитную» инстанцию — государство диктатуры пролетариата.

Коммунизму присуще отождествление диктатуры и демократии. Поскольку, согласно принципам коммунизма, демократия — это форма государства, а государство — это аппарат насилия одних классов над другими, то государство может вести политику диктатуры для одного класса, политику демократии — для другого. Диктатуру пролетариата не ограничивают никакие законы, поэтому она является вершиной демократии.

Принципы коммунизма

Проект программы «Принципы коммунизма» был основан Фридрихом Энгельсом в 1847 году. Основными принципами, отмеченными в программе, являются:

  • «От каждого по способностям — каждому по потребностям». Данный принцип подразумевает создание социального равенства, которое достигается равным распределением духовных и материальных благ между всеми членами общества.
  • Для построения нового общественного строя необходимо отнять управление промышленными предприятиями у отдельных индивидуумов, которые работают на основе конкуренции. Взамен этому каждая из отраслей будет являться общественным имуществом.

Энгельс считал, что процесс построения коммунизма в России будет способствовать совершенствованию потребностей человека и одновременно развивать средства, направленные на их удовлетворение. Потребности человека должны развиваться и становиться более разносторонними, здоровыми и разумными, но, несмотря на их широту и многообразие, они не должны отражать излишества, капризы и прихоти. Каждый человек должен научиться не только рациональному использованию общественных ценностей, но и созданию этих ценностей.

Как показала история, в нашей стране коммунизм так и не прижился, хотя его отголоски можно увидеть и сегодня.

А как Вы относитесь к коммунизму – он для Вас идеал политического строя или же Вы против него? Напишите своё мнение и объясните его, нашим читателям будет интересно прочесть ответ.

1. Сущность коммунизма

Как мы видели, первые социалисты не придавали особого значения государству и не занимались политической деятельностью. Оуэн представлял себе, что будущий общественный строй может мирно вырасти на почве современной ему Англии и искал поддержки правящих классов; Фурье не требовал политических перемен и хотел устроить свои фаланстеры на деньги капиталистов. Только Сен-Симон связывал свои проекты с государством и представлял себе, что будущее государство, во главе с правительством из промышленников и ученых, будет планировать экономическую жизнь. В этом Маркс был, по существу, последователем Сен-Симона. Но Маркс всячески старался отмежеваться от «утопистов» и остерегался строить планы идеального общества. Впрочем, он предвидел, что старые правящие классы не согласятся отказаться от своих привилегий и окажут сопротивление «социалистической революции». Как мы помним, на этот случай в «Коммунистическом Манифесте» были предусмотрены насильственные меры, получившие название «диктатуры пролетариата». Термин этот также принадлежит Марксу; он был высказан им случайно, в одном письме, но Ленин взял его на вооружение.

Коммунистическая утопия, провозглашенная почти одновременно с социалистической – в сороковые годы девятнадцатого века – имеет с ней общие черты: в обоих случаях целью было создание общества без «эксплуатации человека человеком». Но между этими двумя доктринами были важные различия – в целях и средствах. В том и другом коммунизм был более радикален.

Что касается целей, то социалисты требовали не столь радикального изменения социального поведения человека. Они выдвинули лозунг: «От каждого по его способностям, каждому по его труду», признавая тем самым, что у людей могут быть разные способности, и что обществу – даже идеальному обществу будущего – придется в некоторой степени контролировать их деятельность. Это предполагает некоторый общественный аппарат: Луи Блан говорил об «организации труда», и республиканцы 1848 года пытались устроить «национальные мастерские». Можно понять, почему социалисты впоследствии примирились с идеей государственного вмешательства в экономику и стали участвовать в политической жизни демократических стран.

Коммунисты, напротив, надеялись настолько изменить поведение человека, чтобы его уже не надо было контролировать. Их лозунг гласил: «От каждого по его способностям, каждому по его потребностям». Это означало, что в идеальном обществе каждый будет работать в полную меру своих сил, при полном доверии общества к этим усилиям. В таких условиях государство должно будет за ненадобностью отмереть: коммунисты всегда считали государство аппаратом классового насилия и потому ненавидели всякую государственную власть. В этом коммунизм напоминает анархизм.

Если теперь перейти к средствам, то и в этом отношении социалистическая доктрина не столь радикальна, как коммунистическая. Она мирится с «буржуазной» демократией, потому что этот строй дает социалистам возможность свободно пропагандировать свои взгляды. Социалисты надеются даже достигнуть своих целей мирным путем, с помощью выборов и парламентских реформ. Насилие вызывает у них отвращение: они не верят в продуктивность насильственных методов, хотя и уверяют, что готовы прибегнуть к силе для защиты демократических свобод. Социалисты хотят жить и добиваться своих целей в свободном обществе, при твердом соблюдении законов. Средства, применяемые социалистами, признают особое значение человеческой личности; в этом смысле их доктрина представляет собой умеренный коллективизм.

Напротив, коммунистическая доктрина, предполагающая в человеке гораздо б`oльшую потенцию развития – вряд ли совместимую с его инстинктами – верит в необходимость и полезность «революционного насилия». Только в борьбе, в насильственных конфликтах может быть преодолено сопротивление «классового врага», и вместе с тем достигнуто освобождение «пролетария» от болезненных извращений классового общества. Маркс говорил: «Есть только одно средство укоротить, ускорить корчи старого общества: кровавые родовые муки нового – это революционный террор». Теоретически он рассматривал террор как крайнее средство и хотел его по возможности избежать. Но ему не удавалось сдержать эмоции революционера, обостренные изгнанием и преследованиями: «классовая борьба» всегда вызывала у Маркса жгучую ненависть к своим врагам и ко всему старому миру, который он хотел разрушить. Террор против «классового врага», несомненно, вызывал у него также и эмоциональное одобрение.

Вера в творческую роль насилия – очень старая философия. Мы находим ее еще у Гераклита, видевшего в войне «начало всех вещей». Гете называет это начало устами Фауста «благотворно созидающим насилием» (heilsam schaffende Gewalt), и это представление стало одним из лейтмотивов немецкого романтизма. Очищение кровью входило в ритуалы всех древних народов, и не так уж странно, что ученики Гегеля – Маркс и Энгельс – переняли у него и эту сторону магического мышления. Анархист Бакунин выразил это представление в еще более чувственной форме: «Наслаждение от разрушения есть также творческое наслаждение» (Lust der Zerst?rung ist auch eine schaffende Lust).

Коммунисты всегда смешивали гражданскую свободу с анархической свободой «вседозволенности» и, хотя они были врагами государства, настаивали на дисциплинированных действиях «сознательных пролетариев». Их вера в творческое насилие ввела их в соблазн использовать государство против своих врагов. Конечно, марксисты не смущались этим противоречием, а объясняли его своей диалектикой: отрицание государства было для них «тезисом» гегелевской триады, «диктатура пролетариата» – «антитезисом», а «синтезом» должно было стать, естественно, «отмирание государства». Как известно, из коммунистического эксперимента получился совсем другой «синтез».

Как мы видели, социализм был проявлением социального инстинкта в форме религиозного движения. Развитию этого движения в Европе (и в Северной Америке, представлявшей колониальный вариант европейской цивилизации) препятствовал сложившийся там буржуазный строй, сковывавший религиозную потенцию человека. Герцен очень рано почувствовал это препятствие: Европа оказалась «слишком буржуазной» (или, по созданному им русскому выражению, «слишком мещанской»). Этот мещанский элемент, привитый к социализму, придал ему «светский» характер социального реформизма (что и составляет содержание социал-демократии). Уже самое выражение, сочетающее два понятия, передает гибридный характер этого явления: в нем социальный инстинкт мирится с «демократическим» строем, то есть с буржуазным государством.

Социализм возник как ересь христианства. Эта новая религия тотчас обзавелась собственной ересью – коммунизмом. Но в Европе эта крайняя секта не имела шансов на успех, из-за снизившейся религиозной потенции европейского человека. Распространение религий во многом напоминает распространение болезней. Как известно, многие вирусы, слабо действующие на организм европейцев, давно уже выработавший против них антитела, вызывали опустошительные эпидемии в незащищенных от них популяциях. Так же обстояло дело с коммунизмом. В Западной Европе коммунизм проявлялся лишь в виде кратковременных вспышек, при общем ослаблении общества нищетой или отчаянием. Такими вспышками были, задолго до Маркса, восстание Уота Тайлера, Жакерия, Мюнстерская Коммуна. Уже при жизни Маркса Парижская Коммуна продемонстрировала те же черты религиозного энтузиазма. Но в Европе для коммунизма не было «массовой базы». Подходящей для него почвой оказалась Россия, потрясенная Первой мировой войной.

Общественные движения, в своем историческом развитии, изменяются до неузнаваемости, но обычно сохраняют свое словесное выражение. Христианство сохранило свои священные легенды и свои заповеди, но трудно найти общие черты между общиной галилейских бедняков, собравшейся вокруг Христа, и пышными церемониями во дворцах Ватикана. Такая же пропасть отделяет утопии первых коммунистов-утопистов от социал-демократов нынешней Европы и от чиновников сталинского режима, по-прежнему изображавших из себя «коммунистов». Начиная рассказ о русской революции и ее последствиях, я хотел бы еще раз предупредить об опасной инерции слов. Те, кто называли себя коммунистами в России, были в разное время совсем разные люди. Большевики-утописты, безжалостные к себе и к другим, были истреблены ренегатами, повторявшими те же слова, а потом этих кровавых комедиантов сменили нечистые на руку чиновники, устроившие «обыкновенный фашизм». Особенность массового сознания, сохраняющего старые названия для новых явлений, можно назвать семантическим идиотизмом; она испокон веку помогала ловким политиканам обманывать людей.

В этом термине нет презрения к простому человеку, который, при всех исторически обусловленных ограничениях его сознания, может быть и обычно бывает искренне верующим последователем своих наставников и вождей. Но масса людей слишком часто проявляет инертность в своей привязанности к старому и легковерие в своем восприятии нового, приводящие в отчаяние всех добросовестных друзей человеческого рода. Не раз и не два эти добрые люди жаловались на «невероятную коллективную глупость человечества», мало задумываясь о его воспитании и, по-видимому, сваливая эту задачу на школу и коммерческую рекламу.

История русской революции продемонстрировала несостоятельность социалистических утопий и планов «диктатуры пролетариата», изложенных в «Коммунистическом манифесте». Общество невозможно изменить ни внезапным пробуждением доброй воли, ни насильственным проведением благодетельных мер.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Принципы организации труда

В первую очередь Маркс был экономистом, поэтому не мог не задумываться о создании нового обменного эквивалента взамен денег, которые тоже должны были быть изъяты из жизни общества. К числу основных идей коммунизма относится также создание трудовых отрядов, членству в которых обязывался каждый человек без исключения. Чтобы избежать накопления собственности в одних руках, предполагалось отменить право передачи имущества по наследству. Удовлетворение основных потребностей общества передавалось бы партии-государству, которое на основе централизованного планирования устанавливало бы нормы потребления («от каждого по возможностям, каждому по потребностям»).

Важную роль в жизни государства нового типа должны были играть логистика и банковская деятельность. Эта проблема также решалась в русле политико-правовых идей раннего коммунизма: все средства транспорта и связи должны были перейти под контроль партии-государства, как и все банки. Рентные отчисления за пользование землей изымались из рук их прежних владельцев и направлялись в государственный бюджет. Все эти меры, по мысли Маркса и Энгельса, должны были составить содержание переходного к социализму периода.

Советский опыт

Первая попытка воплощения в жизнь основных идей коммунизма была предпринята в России. Хотя сам Маркс скептически относился к возможности коммунистической революции в России, история распорядилась иначе. В настоящее время для обозначения идеологии, установившейся в СССР, используется термин «марксизм-ленинизм», но в основании политической практики молодой Советской Республики лежали идеи в большей степени Маркса, чем Ленина.

Первая мировая и Гражданская войны имели своим следствием полный регресс производительных сил. Деклассированное и деморализованное общество оказалось неспособным к продуктивной деятельности. Между тем новому государству требовались средства для защиты суверенитета в условиях возможной экспансии со стороны Германии и Антанты, а также на борьбу с белым движением. На первых порах советская власть пыталась придерживаться ортодоксального марксизма: опубликовала дипломатические документы Российской империи с целью дискредитации империализма, отказалась от уплаты долгов, сославшись на отмену товаро-денежных отношений, и т. д. Но уже в апреле 1918 года несостоятельность такого курса стала очевидной.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *